Я истинно буду находить душевное наслаждение, когда мне поручения делать будете (стр. 66). Поручения, действительно, продолжали делаться. Разумеется и Румянцев не оставался в долгу. Извещая своего преосв. друга, что он хлопочет о получении для него полоцкой иконы св. Софии, граф в тоже время обещает доставить ему такие ж иконы из Архангельска и из монастырей – Антониева, Хутынского, и Юрьевского (стр. 67., письмо от 8 дек. 1822 г.). Однакож взятую на себя коммиссию Румянцев не вдруг мог исполнить, почему митрополит вынуждался еще не один раз просить его все о тех же иконах (стр. 72 и 78., письмо ответное 11 февр. и 21 марта 1828). В письме от 21 марта Евгений докладывает канцлеру, что вся работа у него стала только из за икон св. Софии, а историческое описание киевософийского собора почти уже готово». «Мое описание киево-софийского собора становится уже большою книгою, сообщал Болховитинов Румянцеву от 28 мая 1828 г.. Жду известия тобольского о тамошней Софийской иконе» (с. 75). Между тем граф шлет Евгению рисунок иконы св. Софии, находящейся в царско-сельском соборном храме 272 , и просит А. О. Малиновского достать рисунки Софийских икон московских церквей (стр. 76, письмо от 16 мая 1828 г.), что отчасти Малиновский и исполняет («Переписка Румянцева с московскими учеными», в «Чт. Общ. Ист. и Древн. Российских 1882 г., кн. 1, стр. 263 и 281, письмо от 11 июля 1823 г. и 15 февраля 1824 г.). К октябрю 1823 г. были присланы митрополиту и тобольская икона, и архангельская, и некоторые другие. По этому поводу преосвященный пишет канцлеру: «Моя книга о Киево-Софийском соборе время от времени толстеет и я во многом, к ней относящемся, обязан помощи Вашего Святельства. Даже собрание Софийских икон останется памятником вашего попечения и я в киево-софийском соборе поставлю всех их в кивот» (стр. 77, письмо от 7 октября 1823 г.; ср. стр. 79, 84, 100, 101, 102 и 103 – письма от 24 октября и 23 ноября 1823 г., 23 февраля, 12 и 29 марта и 18 апреля 1824 г., где речь идет все еще о Софийских иконах).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В отрывке из трагедии «Грузинская ночь» (1828) изображается столкновение в душах, в судьбах людей христианской мистики и черной языческой магии. Положение типичное: женщина, отчаявшаяся в достижении справедливости на земле, отступает от своей христианской веры и полагается на помощь адских духов, становясь, таким образом, ведьмой. В самый момент своего духовного преступления она взывает: Прочь совесть и боязнь!.. Ночные чуда! Али! Али! Явите мне свою приязнь. Как вы всегда являли Предавшим веру и закон, Душой преступным и бессильным (316). И духи слетаются, «плавают в тумане у подошвы гор» (317). Все здесь изображено с полной верой в подлинность происходящего. С полной открытостью христианский мистицизм Грибоедова выражается в набросках драмы . Вот описание сцены из нее: « Собор Архангельский . Трубный глас архангела; на его призыв возникают тени давно усопших исполинов — Святослава, Владимира Мономаха , Иоанна, Петра и проч., из разных стихий сложенные и с познанием всего от начала века до днесь . Хор бесплотных провожает их » (319). Этот набросок, по убедительному предположению С.А. Фомичева, был сделан в конце творческого пути писателя, в 1828 году . Об этом говорит и напряженность мистицизма, достигшего у Грибоедова такой силы лишь на последнем году жизни. Краткое послание «А. О », написанное после июля 1826 года, увенчивается подлинной молитвой: О, мой Творец! Едва расцветший век Ужели ты безжалостно пресек? Допустишь ли, чтобы его могила Живого от любви моей сокрыла?.. (344). В первой половине 1820х годов романтическое и реалистическое направления в лирике Грибоедова находятся в неустойчивом равновесии. Во второй половине начинает преобладать романтизм, причем в романтизме, как видно из рассмотренных произведений, к 1828 году усиливается христианская направленность. Процесс запечатлелся и в письмах Грибоедова: в них чаще появляются выражения типа «Бог даст», «Слава Богу», которые являются отнюдь не случайными присказками в речевом сознании автора. «Горе от ума» создавалось как раз в переломный для духовного развития Грибоедова период. Вот почему преобладающие реалистические черты в этом произведении оказываются в противоречивом единстве с иными, романтическими. И.Н. Медведева указывает, например, на черты романтического жанра «сценической поэмы» в «Горе от ума», на внутреннюю свободу автора от каких бы то ни было духовных догм, на влияние мотивов творчества Байрона .

http://azbyka.ru/fiction/gore-ot-uma-ili...

на дьяческую. Иван Евдокимов, священнический сын, в 1796 г. из певчих ?? занского в С.-Петербурге собора, определен пономарем Лугского уезда в Вшельский погост к церкви Св. Великомученика Георгия; в 1806 г. не ??щен дьячком в слободу Славянку к церкви Преображения Господня о ?? в 1808 г. на Аптекарский остров к церкви Преображения Господня; в ??ской собор переведен в 1814 году; 25 мая 1819 г. произведен во св?? ника в означенный Вшельский погост. Яков Иванов Лекторов, священнический сын, обучался до рит?? в Новгородской семинарии; в 1816 г. определен в Андреевский собор, оттуда 20 февр. 1816 г. в Морской Богоявленский, где и был до 1840 года. Василий Иванов Морев, Новгородской Епархии, Старорусского у ??Демьянского погоста, церкви Богоявления Господня священника Ивана Ва ??ева сын; с 1813 г. был певчим в хоре Новгородского архиерейского ??16 апр. 1819 г. определен в Морской собор сначала пономарем; а н?? дьячком; в 1828 г. произведен во священника. Прокопий Петров Лабецкий, диаконский сын, с 1816 по 1827 г. был певчим в Казанском соборе; 31 октября 1828 г. определен к Морскому Богоявленскому собору пономарем. Александр Алексеев Москвин, в 1815 г. определен дьячком в Сиворицы к церкви Св. Николая чудотворца, мая 12 дня 1823 г. перемещен во 2-й кадетский корпус к церкви Св. Бл. Вел. кн. Александра Невского; оттуда в 1827 г. в церкви Св. Великомученицы Екатерины, что на Васильевском Острове апреля 25 дня 1831 г. переведен в Морской собор; в январе 1848 года уволен за штат. Лев Вишневский, с 1831 по май 1832 года. Петр Васильев, Новгородской губернии, священнический сын из Новгородского уездного училища поступил в Деревяницкий монастырь, а оттуда в 1825 г. в Иверский; в 1828 г. сделан был трапезным в Новгородском Софийском Архиерейском доме; в 1830 г. определен псаломщиком к домовой церкви обер -священника армии и флотов; в 1831 г. перемещен к Троицкой церкви, что в Галерной гавани, а 29 января 1832 г. к морскому Богоявленскому собору, где и был по 1862 год. Василий Иванов Смирнов, с сентября 1837 по 1840 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Спасшись милостью Божьей от смерти, о. Евланов необычайным мужеством своим внушил врагам к своей личности уважение. Оправившись немного за четыре с половиной месяца от ран, в состоянии был явиться в свой полк в гор. Андрианополь 8 октября. Сверх пожалования крестом, ВЫСОЧАЙШЕ повелено было: двух дочерей о. Петра Евланова Меланию 8 лет и Ксению 7 лет определить в Московский Александровский Институт пансионеркам и ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА, самого о. Евланова принять под покровительство Инвалидного Комитета; пожаловать ему в уважение отлично-усердной его службы и расстроенного от ран здоровья пенсию из Инвалидного Комитета по шестьсот рублей в год. Священник Охотского пехотного попка о. Василий Матковский, за отличный подвиг в кровопролитных сражениях 5 и 31 мая 1829 г. Священник Томского пехотного полка о. Симеон Левкавский, за отличную храбрость во время беспрерывного пребывания в войне 1828 г. Протоиерей лейб-гвардии Гренадерского полка о. Евфимий Левитский. При начале действий авангарда Гвардейского корпуса против польских мятежников при деревне Рудках, о. Евфимий Левитский, с полным самоотвержением, под жесточайшим картечным и ружейным огнем мятежников приобщал Святыми Тайнами труднораненых и умиравших. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР в награду столь примерного подвига о. Левитского, по докладу ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ МИХАИЛА ПАВЛОВИЧА, сопричислил его к ордену Св. Анны 2-й степени с мечами и, кроме того, ВЫСОЧАЙШЕ повелеть соизволил возложить на него золотой наперсный крест на Георгиевской ленте и назначить ему пожизненный пенсион по сто рублей ежегодно. Священник пехотного Невского полка о. Николай Иванов , за военные подвиги в течение всей войны 1828 и 1829 гг. с Турцией. Священник 11-го Егерского полка о. Николай Самчевский, за подвиги в Турецкой войне в 1828 и 1829 гг. С евастопольского пехотного полка о. Протоиерей Тимофей Мокрицкий, за участие в славном деле покорения Эривани. Священник драгунского Нижегородского полка о. Симеон Лещинский, за подвиги в 1818 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кирилловские епископы Викарианство учреждено в 1892 году Имена Сведения Антоний (Соколов), епископ бывший епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии с 21.11.1892 по 03.09.1893 епископ Черниговский и Нежинский; 20.04.1911 Новгород-Северская Учреждена в марте 1785 года Новгород-Северская и Глуховская Кафедра в Новграде-Северске Имена Сведения Иларион (Кондратовский), епископ бывший епископ Переяславский и Бориспольский с 27.07.1785 по 01.09.1797 епископ Могилёвский и Белорусский 1 сентября 1797 года епархия упразднена и присоединена к Черниговской епархии. Олонецкая Учреждена в 1828 году Олонецкая и Петрозаводская Кафедра в Петрозаводске Имена Сведения Игнатий (Семёнов), епископ бывший епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии с 22.05.1828 архиепископ с 21.04.1835 по 17.10.1842 архиепископ Донской и Новочеркасский Венедикт (Григорович), архиепископ бывший епископ Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 14.11.1842 07.12.1850 Дамаскин (Россов), архиепископ бывший епископ Тульский и Белевский с 19.12.1850 по 07.02.1851 на кафедру не прибыл на покое; 31.07.1855 бывший архиепископ Пермский и Верхотурский с 29.03.1851 по 07.07.1869 на покое; 08.05.1870 Ионафан (Руднев), епископ бывший епископ Кинешемский, викарий Костромской епархии с 29.08.1869 по 28.02.1877 епископ Ярославский и Ростовский; 19.10.1906 бывший епископ Сарапульский, викарий Вятской епархии с 28.02,1877 08.01.1882 Павел (Доброхотов), епископ бывший епископ Псковский и Порховский с 23.01.1882 по 21.10.1898 на покое; 23.04.1900 Оренбургская Учреждена 16 октября 1799 года Оренбургская и Уфимская Кафедра в Оренбурге Имена Сведения Амвросий (Келембет), епископ рукоположен с 13.11.1799 по 25.05.1806 архиепископ Тобольский и Сибирский Августин (Сахаров), епископ рукоположен с 10.06.1806 по 06.01.1819 на покое; 01.01.1842 Феофил (Татарский), епископ рукоположен с 23.03.1819 по 19.05.1823 епископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический Амвросий (Морев), епископ рукоположен с 17.06.1823 по 01.12.1828

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

3. Недостаток церквей и духовенства. Были деревни, отстоящие от приходской церкви на 50–70 верст; иногда священник приезжал в деревню всего раза 2–3 в год. Притом и духовенство, не имея достаточного образования, оставалось за отдалённостью епархиальной власти, совсем без надзора. Местность эта состояла в ведении: то Астраханских (Никифор Феотоки, 1786–1792), то Тамбовских, то в последнее время Пензенских архиереев, которые весьма редко её посещали. Беглые попы свободно разъезжали, совершали требы и заменяли православных. Святоши вторглись в дома богатых граждан. В раскольничьих монастырях воспитывались девицы, которые потом в своих деревнях проповедовали раскол. В уединённых местах поселялись выходцы раскольничьих монастырей, и тоже распространяли раскол. Богатые, совращенные в раскол, оказывали всякое заступление и покровительство беззакониям и преступлениям раскольников, имея в них хороших и преданных приказчиков и работников. Жаловаться было некому. Бедным и нуждающимся от раскола было оказываемо пособие. Все это особенно относится к Заволжью, которое лишь со времени основания Иргизских монастырей стало заселяться, да и то преимущественно бедняками и бродягами, которые могли получать помощь лишь от раскольников и людей, преданных богатым Иргизским монастырям. Но такое состояние дел отражалось, хотя и в более слабой степени, и в уездах, лежащих по правою сторону Волги. 4. Недостаточное в то время устройство гражданского управления. Лишь в 1836 г. за Волгою были открыты уездные города: Николаевск, Новоузенск, а до того во всём Заволжье не было ни одного города; многие селения отстояли от ближайшего своего начальства на 300 и более верст. Усиление раскола обратило на себя внимание правительства. Вслед за открытием в 1828 г. Олонецкой епархии, в видах противодействия тамошнему расколу, в октябре 1828 г. повелено было учредить епископскую кафедру в Саратове; в новую епархию был назначен епископ Вологодский Моисей Богданов. Местопребыванием Владыки св. Синодом был назначен, до постройки или покупки архиерейского дома, Спасопреображенский в Саратове монастырь; но монастырь не имел достаточно помещения как для архиерейского дома, так и для Консистории, и притом находился на не близком расстоянии от города, как о том сообщал Саратовский губернатор А. Б. Голицын Синодальному обер-прокурору Мещерскому. Саратовское Городское общество наняло за 1800 р. для помещения Архиерея и консистории дом Теплякова, в котором 30 декабря 1828 г. преосвящ. Моисеем была открыта консистория. Затем начались хлопоты об устройстве на новых местах помещений для Владыки, его штата и консистории. Пока шла переписка, утверждались планы, фасады и перестройка старых зданий для архиерейского помещения, преосвящ. Моисей был 12 марта 1832 г. назначен на грузинский экзархат; архиерейский дом был окончен постройкою и устройством лишь в 1837 г. преемником его преосвящ. Иаковом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

по 1829 г. во всех походах и сражениях с персами. Священник Чугуевского Уланского полка о. Иоанн Михайловский, за Персидскую войну 18261827 и 1828 гг., в воздаяние отличного мужества. Священник Азовского пехотного полка о. Николай Трифимовский, за отличное мужество при осаде крепостей Шумлы и Варны. Священник 10-го Егерского полка о. Николай Хоцевич в воздаяние отличного усердия и неустрашимости в сражении 13 июня 1829 г. при взятии крепости Кале. Протоиерей Киевского военного госпиталя о. Корнилий Кошич, за отличное мужество при исполнении пастырских обязанностей в течение Турецкой войны 1829 г. Протоиерей Елисаветградского Гусарского полка о. Николай Успенский , за подвиги при взятии штурмом Варшавских укреплений. Протоиерей 16-го Егерского полка о. Марк Буйницкий, за подвиги при осаде крепости Силистрии. Саратовского пехотного полка священник Никифор Немировский, за отличие в сражениях против польских мятежников 1831 г. Олонецкого пехотного полка священник Иоанн Парадовский, за подвиги в 1831 г. в делах против польских мятежников. Шлиссельбургского пехотного полка священник Симеон Антонович, за мужество под страшным неприятельским огнем 25 и 26 августа при взятии штурмом Варшавских укреплений. Лифляндского пехотного полка священник Никита Еленев, за подвиги в турецкую войну 1828 и 1829 гг. Священник Елецкого пехотного полка о. Марк Сиомацкий, за подвиги в битвах с польскими мятежниками в 1831 г. Вологодского пехотного полка о. Степан Переверзев, за подвиги при штурме Варшавских укреплений. Священник 3-го морского полка о. Симеон Кашинский, за отличие при штурме Варшавских укреплений 25 и 26 августа 1829 г. Иркутского пехотного полка о. Павел Кондраций, за подвиги в войне с турками в 18281829 гг. Протоиерей пехотного ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА АЛЕКСАНДРОВИЧА полка Стефан Кучинский, за подвиги в течение войны 18281829 гг. Священник Дацкевич за подвиги в Турецкую войну 1828 и 1829 гг. Священник Черноморского линейного 1 батальона Александр Иванов , за подвиги 26 мая 1840 г., при взятии Абинского укрепления на Кавказе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выше этой иконы Сретение Господне, выш. 1 арш. 12 вершк., шириной 14 вершк., в серебряной ризе, устроенной в 1828 году. Еще выше – св. Живоначальная Троица, вышиной 9, шириной 8 вершк., в серебряной ризе, устроенной в 1828 году, л) Выше Живоначальная Троица, вышиной 6, шириной 10 верш. в серебряной ризе того же года. Еще выше, коронование Божьей Матери вышиной 9, шириной 14 вершк., в серебряной ризе того же года, м) Господа Саваофа на горнем месте, вышиной 2 аршина 9 вершк., шириной 1 аршин, 7 вершков, в серебряной ризе, устроенной в 1828 году, весом 21 фунт., 13 зол. Если к вышеозначенному перечню святых икон, с серебряными, сребропозлащенными на них ризами и различными украшениями, прибавить еще то, что иконы эти размещены прилично в огромных, резной работы вызолоченных киотах и рамах, лучших рисунков, что перед каждой иконой имеется большая, накладного серебра или медная, посеребряная лампа для возжения свечей, что в каждой лампаде поставлена фарфоровая или металлическая свеча, для возжения масла, что перед многими иконами поставлены большие накладного серебра или медные посеребряные подсвечники перед 16-ю иконами повешены серебряные и сребропозлащенные лампадки в числе которых восемь неугасимых, что в соборе четыре пары хоругвий из которых две шиты золотом, по малиновому бархату, четыре запрестольных креста в серебряных и сребропозлащенных окладах, что наконец в соборе кроме описанного выше большого паникадила, шесть бронзовых, золоченных, украшенных хрусталем, люстр, нередко возжигаемых при богослужении, два семисвещника и три пары напрестольных канделябр, из которых две бронзовые вызолоченные о трех и пяти свечах, а третья хрустальная о девяти свечах, с особенным отблеском при освещении; то нельзя не сказать, что Морской Богоявленский Николаевский собор принадлежит к благолепнейшим храмам столицы. Чтобы еще больше уяснить себе это, сделаем подробный перечень киот и рам, подсвечников, лампад и свечей и обозначим сумму, которая употреблена была в различные времена управлением собора на золочение киот и рам.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Первая церковь в Ижме была возведена еще в семнадцатом веке. Но она сгорела во время пожара 1700 года. В 1728 году была возведена новая деревянная церковь Преображения Господня с приделом святого Ильи. Она тоже сгорела во время пожара. Удалось спасти только храмовую икону Преображения. Четыре раза сгорали ижемские храмы. Тем не менее, в 1773 году ижемцы снова возвели деревянную Преображенскую церковь. Возведение каменного храма началось в 1803 году (по другим данным в 1806 г.) и закончилось в 1828 году. Проект храма был заказан губернскому архитектору и утвержден духовной консисторией. Храм двухэтажный. Главный престол в зимнем (теплом) нижнем храме освящен во имя Преображения Господня. Престол в летнем верхнем храме освящен во имя пророка Илии. В тридцатых годах девятнадцатого века рядом с храмом возвели пятидесятиметровую каменную трехъярусную колокольню. На ней было восемь колоколов. Самый большой из них весил более двухсот пудов. В 1930-х годах колокольню разобрали. Рядом с храмом в 1862 году была построена деревянная пятиглавая Успенская церковь. В 1994 году бесхозная церковь сгорела во время пожара. Источник: http://komiinform.ru/news/132445/ В приходе было одно селение - село Ижма. По преданию, приход был образован около 1560 г. В 1700 г. в Ижме во время сильного пожара сгорели большая часть домов и церковь со всем имуществом и архивом. В 1728 г. Преосвященным Варнавой было дано разрешение построить деревянную церковь во имя Преображения Господня с приделом Пророка Илии, вместо сгоревшей. Новая церковь была освящена в 1774 г. Церковь сгорела, при этом уцелела храмовая икона Преображения Господня. В 1773 г. ижемцы построили новую церковь с одноименными престолами. Ввиду непрочности этой деревянной церкви прихожане исходатайствовали разрешение на постройку каменной двухэтажной церкви. Оно было получено от Преосвященного Евлампия в 1803 (1801?) г. Церковь строилась до 1828 г. Престолы: главный в нижнем храме - во имя Преображения Господня, освящен 29 ноября 1821 г.; в верхнем храме - во имя св. Пророка Илии, освящен 22 ноября 1828 г. В трапезе нижнего этажа на южной стороне в 1884 г. усердием церковного старосты Алексея Егоровича Филиппова был устроен придел во имя вмч. Пантелеимона, освящен 2 июня 1885 г.

http://sobory.ru/article/?object=22334

Симеон (Сампсон) Хутынский, святой 1416–1421 Евфимий Бородатый 1424–1429 Евфимий Вяжицкий, святой 1434–1458 Иона, святой 1459–1470 Феофил, святой 1471–1482 Сергий 1483–1484 Геннадий Гонзов, святой 1484–1504 Серапион, святой 1506–1509 Междуархиерейство 17 лет Макарий I 1526–1542 Феодосий 1542–1551 Серапион Курцев 1551–1552 Пимен Черных 1552–1570 Леонид 1571–1575 Митрополиты Великоновгородские и Великолуцкие: 43 Александр 1576–1591 до 1589 года архиепископ Варлаам Банковский 1592–1601 Исидор 1603–1619 Макарий II 1619–1626 Киприан Старорусенников 1635–1649 Афоний 1635–1649 Никон Минин 1649–1652 Макарий III 1652–1663 Питирим 1664–1672 Иоаким Савелов 1672–1674 Корнилий 1674–1695 Евфимий 1695–1696 Иов 1697–1716 Феодосий Яновский, архиеп. 1721–1725 Феофан Прокопович , архиеп. 1725–1736 Амфросий Юшкевич, архиеп. 1740–1745 Стефан Калиновский, архиеп. 1745–1753 Димитрий Сеченов 1757–1767 с 1762 года митрополит Митрополиты Новгородские: Гавриил Петров 1775–1800 с1783 года митрополит. С 1799 до 1800 он именовался Новгородским и Олонецким. Амвросий Подобедов 1800–1818 с 1801 года митрополит Михаил Десницкий 1818–1821 Серафим Глаголевский 1821–1843 Антоний Рафальский 1843–1848 Никанор Клементьевский 1848–1856 Григорий Постников 1856–1860 Исидор Никольский 1869–1892 Архиепископы Новгородские и Старорусские: 44 Феогност Лебедев 1892 Кирилловское викариатство Учреждено в 1892 году. Епископы (в Новгороде): Антоний Соколов 1892–1893 Назарий Кириллов 1893 Арсений Иващенко 1893 Олонецкая Учреждена в 1828 году. Кафедра в Петрозаводске. Архиепископы Олонецкие и Петрозаводские: Игнатий Семенов 1828–1842 до 1835 года епископ Венедикт Григорович 1842–1850 Дамаскин Россов 1850–1851 Аркадий Федоров 1851–1869 Епископы: Ионафан Руднев 1860–1877 Палладий Пьянков 1877–1882 Павел Доброхотов 1882 Оренбургская Учреждена в 1799 году. 45   Епископы Оренбургские и Уфимские (в Уфе): Амвросий Келембет 1799–1806 Августин Сахаров 1806–1819 Иннокентий Смирнов 1819 Феофил Татарский 1819–1823 Амвросий Морев 1823–1828

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010