От Триглии на восток до Киоса начинается область Катавол. Здесь был расположен местный епископский центр Апамея (ныне Муданья), где умер в ссылке прп. Феодор Начертанный . Вероятно, поблизости в XI в. находился Артигенский мон-рь. Акт свт. Афанасия I , патриарха К-польского (1289-1293, 1303-1309), указывает на наличие в Апамее ставропигиального мон-ря, игумен к-рого за скандальное поведение был сослан в соседнюю обитель Пресв. Богородицы Космодеспины и Евергетиды. Последний, возможно, идентичен мон-рю Богоматери Пантовасилиссы в соседней Триглии, известному с сер. XIV в. и существовавшему еще в XIX в. От него сохранился храм XIV в., известный ныне как Кемерли-килисе, тип - вписанный крест простого извода на 4 колонках с нартексом. Храм сложен из камня и плинфы в технике cloisonné с использованием мраморных сполий; фасады разделены глухими арками и полукруглыми нишами. На стенах видны остатки фресок. В XIX в. был переделан купол, а с запада пристроен притвор. Монастырь в Триглии существовал, вероятно, уже в IX в., поскольку в источниках упоминаются 2 местных исповедника-иконопочитателя: игум. Стефан (816-820) и мон. Марк. Мелетий Сириг упоминает также прп. Феодосия, игумена обители (пам. 1 янв.). Тот же автор сообщает о 10 мон-рях в Триглии и окрестностях. Предполагают, что от Триглийской обители остался храм, построенный, согласно дендрохронологическим исследованиям, ок. 799 г. и превращенный позднее, с перестройками, в мечеть Фатих-джами; возможно, храм был посвящен прп. Стефану. Он представляет собой сложный вариант типа вписанного креста на 4 мраморных колонках с резными капителями и украшенными резьбой мраморными карнизами на уровне пят больших и малых подпружных арок. Пастофории расширены за пределы абриса здания. Храм сложен в технике opus mixtum, имеет большие тройные окна с резными мраморными трансеннами и был украшен мозаикой (сохранилась на откосах окон). При последнем ремонте на его крыше обнаружены коричневатые глазурованные черепицы. Между Триглией и Апамеей находится местечко Сига (или Сика; ныне Кумияка), где сохранился храм Таксиархов, к-рый Жанен ошибочно отождествлял с храмом арх.

http://pravenc.ru/text/2578317.html

Церковь во имя блгв. кн. Александра Невского в Олту. 1909 г. Фотография. XXI в. Церковь во имя блгв. кн. Александра Невского в Олту. 1909 г. Фотография. XXI в. В 1911 г. в казарменном здании 79-го пехотного Куринского полка близ р. Карс-чай под Карсом (ныне в черте города) была устроена ц. Вознесения Господня на 700 чел., сопутствовавшая полку с нач. XIX в. Церкви принадлежали: колокол, вылитый из частей орудий, отбитых у неприятеля при покорении Вост. Кавказа в 1859 г., весом 81 пуд 23 фунта (приблизительно 1336 кг); пожертвованные имп. Екатериной II Евангелие и священные сосуды. В 1863 г. было основано 2 полковые церкви в Сарыкамыше (ныне на территории Турции). При 155-м Кубинском пехотном полку ц. во имя вмч. Георгия вмещала ок. 1 тыс. чел. и имела 2-ярусный иконостас. Церковь во имя арх. Михаила при 156-м Елизаветпольском пехотном полку (в центре селения) также имела 2-ярусный фарфоровый иконостас. Сооружена по проекту Вержбицкого из местного серовато-бежевого и красного александропольского камня. Здание сохранилось, за исключением завершений; используется как мечеть (Янык-килисе). В 1882 г., с введением положения о назначении священников в казачьи полки, в 1-й Кубанский полк Кубанского казачьего войска, расположенный в сел. Каракурт (ныне на территории Турции), прибыл свящ. Иоанн Сариев. В том же году в каракуртской мечети, преобразованной в 1865 г. осетинами, вероятно, из каменной полуразрушенной крестовой в плане церкви (предположительно IX или X в.), была устроена ц. во имя вмч. Георгия. Здание храма было отремонтировано и снабжено церковной утварью на средства полка и при ходатайстве полкового командира полковника С. И. Жукова (освящена 30 нояб. 1883). Церковь неск. раз поновлялась: в 1886 г. стараниями свящ. Иоанна и полкового командира полковника А. Е. Муратова (расширена, оштукатурена, земляная крыша заменена деревянным сводом под железной крышей, сделаны деревянный пол и потолок, построены хоры) и в 1894 г. при содействии командира полка полковника П. И. Косякина (пристроено 2 выступа, придавшие зданию форму креста, что увеличило площадь церкви (до 17,78×8,53 кв. м), вместимость (до 250 чел.), число окон (6) и дверей (2), с запада устроена деревянная колокольня, на куполе - деревянная глава).

http://pravenc.ru/text/190125.html

Наша Никоновская летопись с другими нашими летописями с одной стороны и греческие летописцы Франтца и Дука с другой стороны разноречат относительно года, в котором Анна была выдана замуж за Иоанна: по Никоновской летописи и другим нашим летописям – в 1411 году, по Франтце и Дуке (собственно – по второму, сносимому с первым) – в 1414 году. Между свидетелями, одинаково современными, мы отдаём предпочтение нашей летописи потому, что говорящий в ней как будто писал тотчас и непосредственно после события (читай рассказ о нападении Татар на Владимир, в связи с которым известие о замужестве Анны). В Никоновской летописи под 1411 годом: «тогож лета князь великий Василей Диитриевич отдаде дщерь свою княжну Анну в Царьград за царевича Ивана Мануиловича, – V, 41 (тут же о советовании с митрополитом Фотием). Франтца в Chronicon majus, lib. 1, § 35 fin., после 6914 года (от С. М.): «той же весной и летом (не указанного года) была в Константинополе повальная болезнь и скончалась от повальной болезни императрица (ибо Иоанн был младший император) госпожа Анна, родом из России, и погребена в монастыре Ливовом ( το Λιβς); в Chronicon minus под 1417 годом fin.: «весной и летом была в Константинополе (повальная) болезнь и в Августе месяце скончалась императрица»... и пр.. Дука, гл. XX: «император Мануил, не будучи связан обстоятельствами и не имея препятствий, надумал устроить брак сына своего Иоанна и, послав к великому князю русскому, привёл невесту – его дочь и, устроив брак и по перемене имени назвав её Анной (но княжна называлась Анной и в России?), не хотел венчать её императорским венцом, потому что она была дитя, имевшее 11-й год. По прошествии трёх лет, когда свирепствовала в Константинополе повальная болезнь и умирало великое множество народа от опухоли ( δια το Βωμβ νος) скончалась и царица Анна, оставив крайнее сожаление в гражданах». Вероятнейшее средство примирения нашей летописи с Франтцею и Дукой, как нам думается, состоит в том, чтобы предполагать, что последний ошибается в числе лет жизни Анны в Константинополе, т. е. что она жила там не три года, а шесть лет. Женский монастырь Богородицы Ливов, в котором погребена была Анна, получивший название от строителя ( Λψ; в просторечии монастырь назывался Λειψ, το Λψη.– Византий Κωνσταντινοπ. I, 376, от того у нашего паломника Зосимы – Липеси) и бывший местом погребения для некоторых из Палеологов, существует до настоящего времени; теперь он есть турецкая мечеть Зерек – джамиси, находящаяся недалеко от мечети Магомета, стоящей на месте храма апостолов (и весьма близко от бывшего монастыря Пантократора, ныне мечети Килисе-джами). О монастыре см. Дюканжа Constantinop. Christ, lib. IV, p. 92. Помянутый выше Иосиф Вриенний говорил по случаю смерти Анны утешительное слово императору.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Частицы мощей святой Екатерины содержались в двух реликвариях из Благовещенского собора Московского Кремля: наперсном крестемощевике 70-х годов XV века и в резной иконескладне «Похвала Богоматери» с избранными святыми на обороте – 3-й четверти XV века. Появление частиц мощей и распространение почитания святой Екатерины в Москве в это время исследователи связывают с приездом на Русь Софии Палеолог. Иконография великомученицы Екатерины Образ великомученицы Екатерины в византийском, поствизантийском и русском искусстве Первые сохранившиеся изображения великомученицы Екатерины относятся к VIII–IX векам, если допустить наиболее раннюю датировку живописи катакомб святого Себастьяна в Риме (VIII–XI bb.) и священномученика Ианнуария в Неаполе (VIII–XII bb.). В X–XI веках образ святой известен в рукописи Минология Василия II и во фресках каппадокийских храмов в Гереме, Чанлы-Килисе в Акхисаре (кон. XI b.) и других. Изображения великомученицы Екатерины в этих памятниках свидетельствуют о том, что иконографическая традиция изображения великомученицы уже сложилась к этому времени. Великомученица Екатерина представлена в богато орнаментированном царском одеянии, с широким изукрашенным оплечьем, с лором и «торакием», на непокрытых волосах – венец, в правой руке, как правило, – крест. В Каппадокии, где великомученица Екатерина была весьма почитаема, в том числе, как целительница, она нередко изображается в восточной части храма или в нартексе. В лондонской, так называемой Феодоровской, Псалтири представлен диспут святой Екатерины с александрийскими философами. С XI века образы святой Екатерины получают широкое распространение; с каждым столетием их число многократно увеличивалось, что во многом было связано с почитанием ее мощей, обретенных на Синае, и возрастающей известностью Синайского монастыря. В монастыре великомученицы Екатерины на Синае хранится целый ряд икон с образом святой Екатерины, на некоторых она представлена с великомученицей Мариной (иконы XI, XIII bb.). Вероятно, совместные изображения этих святых объясняются, прежде всего, их почитанием как целительниц.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Нерукотворный образ Спасителя. Икона. Кон. XIV в. (собор Нотр-Дам, Лан, Франция) I. В сочинениях св. отцов, Деяниях VII Вселенского Собора упоминаются мн. иконы, и в первую очередь Нерукотворный образ Спасителя, чудесно отпечатавшийся на плате (Мандилион). Облик первоиконы, находившейся в закрытом золотом ковчеге, сохранили списки, наиболее ранним можно считать изображение на створке иконы X в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Первоначально икона представляла собой триптих с копией Мандилиона в среднике (утрачен), на его сохранившихся соединенных вместе боковых створках изображены ап. Фаддей, проповедавший в Эдессе христианство, и царь Авгарь, в руках к-рого белый плат с оглавным изображением И. Х. с перекрестием, без нимба, с волосами, убранными назад. Такой же тип изображения представлен в росписи ц. Саклы-килисе в Гёреме, Каппадокия, (XI) в.), на эмали медного энколпиона из Киева (1-я пол. XII в., Музеи Ватикана), в росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря (40-е гг. XII в.). В др. варианте изображения Нерукотворного образа представлен только лик И. Х. с симметричными прядями волос по сторонам и с пышной, иногда разделенной на пряди бородой (2-сторонняя икона из Вел. Новгорода, 2-я пол. XII в., ГТГ; мозаика собора в Монреале, 1180-1189); фрески ц. Спаса на Нередице, 1199 (не сохр.). Еще один тип изображения лика И. Х., с клинообразной бородой и плотно прилегающими 2 заостренными прядями волос, получил распространение в XIII-XV вв. Наиболее ранний пример - икона из мон-ря Сан-Сильвестро ин Капите в Риме (до 1208, Музеи Ватикана), написанная на холсте, приложенном к доске и прикрепленном к ней сплошным листом оклада, что соответствует описанию создания копий Мандилиона. По мнению Х. Бельтинга , этот образ и подобные ему (рим. фреска нач. XIV в., Музей икон, Рекклингхаузен; диптих «Воскресение. Нерукотворный образ», 1335, Музей Виктории и Альберта, Лондон; икона «Нерукотворный образ» (предположительно датируется 945 г.- Mandylion: Intorno al «Sacro Volto», da Bisanzio a genova. Mil., 2004), мон-рь Сан-Бартоломео дельи Армени в Генуе) - точные копии святыни, достоверный вид к-рой неизвестен. Керамидион - нерукотворный отпечаток Мандилиона на черепице, или в рус. традиции св. Чрепие,- изображения которого отмечены прожилками или имитацией формы кирпича, встречается только в монументальных росписях.

http://pravenc.ru/text/293939.html

В. Е. Сусленков В византийском искусстве Прор. Илия в пустыне. Икона. Нач. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Прор. Илия в пустыне. Икона. Нач. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) сохранились редкие примеры единоличных изображений И. Одной из ранних является большого размера икона позднекомниновского периода (1180-1200, Византийский музей, Кастория) с поколенным фронтальным изображением И. на синем фоне, облаченного в охристый хитон с синим поясом и в милоть, в левой руке развернутый свиток. На эмальерном медальоне на складне с образами Богоматери Оранты и Иисуса Христа к-польской работы (кон. X - нач. XI в., Национальная б-ка св. Марка, Венеция) И. представлен со свитком в руке среди пророков, апостолов и святителей. На иконе из кипрского мон-ря св. Иоанна Лампадиста (1-я пол. XIII в., Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макария III, Никосия) пророк показан в момент общения с Богом: седовласый старец изображен с поднятой правой рукой, ладонь к-рой раскрыта, лик повернут вправо вверх, глаза устремлены к небу; в левой руке развернутый свиток. Сохранился сильно руинированный храмовый образ И. из мон-ря св. Илии Горного в с. Банне близ Скопье (посл. четв. XIV в., Художественная галерея, Скопье) - И. одет в алый хитон и синюю милоть, завязанную узлом на груди, его правая рука - в пророческом жесте, изображение левой утрачено, из седых волос И. выбиваются тонкие пряди-«космочки», как это часто бывает в изображениях св. Иоанна Предтечи ( Поповска-Коробар. 2004. Кат. 4). Изображение И. в медальоне среди др. пророков часто встречается на сводах и алтарных арках каппадокийских церквей (напр., 4а, X в., и 16 (св. Георгия), нач. XI в., в Гёреме). В иконографические программы храмов средневизантийского периода нередко включены отдельные сюжеты Жития И., имевшие прообразовательный характер. К наиболее ранним примерам принадлежат фрески пещерной ц. Айвалы-килисе (Каппадокия; между 913 и 920), где на склонах небольшой арки, обрамляющей нишу со сценой «Жертвоприношение Авраама», представлены «Жертвоприношение на горе Кармил» и «Вознесение прор. Илии». В 1-й сцене изображен молящийся коленопреклоненно И. перед пламенем. Композиция 2-й сцены уникальна: возносящийся И. не держит упряжь колесницы, его руки воздеты в молении, напоминая позу оранта, лишь в правой зажат край милоти. Прор. Елисей, принимающий милоть, изображен на др. склоне арки, вниз головой по отношению к И.

http://pravenc.ru/text/389301.html

А. Е. Петров Иконография Прор. Малахия. 1308–1311 гг. Худож. Дуччо ди Буонинсенья (Музей собора, Сиена) Прор. Малахия. 1308–1311 гг. Худож. Дуччо ди Буонинсенья (Музей собора, Сиена) Предания о жизни М. повествуют о нем как о прекрасном юноше ( Тихомиров П. В. Прор. Малахия. Серг. П., 1903. С. 32-33). Однако в большинстве памятников М. предстает старцем в традиционных пророческих одеждах: в хитоне и гиматии, со свитком в руке. Цвет одежд, очевидно, не закрепился в качестве иконографического признака. Если свиток развернутый, надпись чаще всего воспроизводит стих из Мал 3. 1, читаемый в качестве паремии на день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь». Предполагается, что одним из наиболее ранних является ростовой образ М. на резной панели врат базилики Санта-Сабина в Риме, где он представлен в соответствии с текстом пророчества (Мал 3. 1) вместе с ангелом на фоне Иерусалимского храма ( Kantorowicz E. The «King " s Advent» and the Enigmatic Panels in the Doors of Santa Sabina//Art Bull. N. Y., 1944. Vol. 26. N 1. P. 222-223). Старцем с прядями длинных седых волос он изображен в Россанском кодексе (Евангелия от Марка и от Матфея), где под сценой «Вход Господень в Иерусалим» помещены 4 изображения пророков (Rossano. Museo Diocesano. Cod. 042. Fol. 11, VI в.); на мозаике VI в. кафоликона монастыря вмц. Екатерины на Синае (в одном из медальонов, окружающих композицию «Преображение Господне» в центральной апсиде); на миниатюре из рукописи Sacra Parallela (Paris. gr. 923. Fol. 63v, ок. сер. IX в.). В том же типе, по иной форме, раздваивающейся округлой бородой М. представлен в «Толковании на Книгу пророков» (Paris. gr. B I2. Fol. 12, X в.) - везде погрудно. Изображения М. в рост присутствуют в памятниках монументального искусства средневизант. времени среди изображений др. пророков: в росписи Каранлык-килисе в Гёреме (XI в.), на мозаиках кафоликона мон-ря Дафни (ок. 1100), на мозаиках собора Санта-Мария-Нуова в Монреале, о-в Сицилия (между 1183 и 1189), на мозаиках собора Сан-Марко в Венеции (кон. XII - нач. XIII в.) - средовек с черными волосами, высоким лбом, наподобие ап. Павла.

http://pravenc.ru/text/2561704.html

Ее характерные черты - цельность и простота пространства, гладкие стены, прорезанные редкими группами окон, живописная фактура кладки, изящно декорированный барабан - получили развитие в храмах 2-й пол. XI в. (ц. Введения Богородицы во храм (Капникарея) ок. 1060-1070 в Афинах, кафоликон в Дафни). На Кипре в IX-XI вв. строятся купольные храмы с массивными столпами, иногда низко опущенными арками в продольных направлениях и гладкими, слабо расчлененными стенами. 3 купола осеняют центральный неф и поперечные рукава ц. Варнавы и Илариона в Перистероне, образуя композицию, подобную ц. св. Апостолов в К-поле. Идея распределения куполов по продольной оси получила своеобразное развитие в здании с 2 куполами - ц. Панагии Хриселеусы в с. Эмба, близ Пафоса (ок. 1050), где почти одинаковые купола перекрывают центральные ячейки наоса и нартекса, равные по объему и композиции. В М. Азии в средневизант. период не велось интенсивное строительство церквей, но порой на освобожденных от арабов землях возводились величественные храмы, напр. ц. свт. Николая в Мирах (VIII в.?) или собор в Дереагзы в Ликии (кон. IX - нач. X в.) - крестово-купольная постройка с хорами над нартексом и боковыми нефами, массивный облик к-рой типологически ближе более ранним памятникам, напр. ц. Св. Ирины в К-поле, но четкость композиции и особая структурность фасадов имеют сходство со стилем столичных храмов нач. X в., напр. с ц. Мирелейон. На зодчество XI в. в вост. районах полуострова, в частности в Каппадокии, оказали влияние как к-польская, так и закавказская традиции, напр. ц. Чанлы-килисе в Акхисаре - храм типа вписанного креста на 4 столпах квадратного сечения, первоначально без нартекса. Его апсиды имеют грани, как и стены, украшены плоскими уступчатыми нишами, верхние арки к-рых опирались на узкие колонки, имитируя наложенную аркатуру. Для декоративности был применен кирпич: из него на фоне гладкотесаных каменных стен выложены 2 узкие полосы в нижней части внешних стен и большинство наружных арок, а также «расчесы» в архивольтах аркатуры.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Местная школа архитектуры сформировалась на юж. побережье М. Азии. Особенным в планировке было решение алтарной части: апсиду фланкировали пастофории, скрытые за стеной вост. фасада, иногда апсиде предшествовал трансепт (базилика А в Перге, V-VI вв.). Церквей, имевших галереи над боковыми нефами, было мало, беднее по сравнению с памятниками Эгейского побережья выглядело резное убранство, хотя отдельные образцы фасадной пластики имели высокое художественное качество, напр. рельефы на портале зап. базилики Алахан-манастыра (посл. треть V в.) со сценами Вознесения Господня, видения Иезекииля и др. Техника каменно-бетонной кладки стен с рядами крупных отесанных блоков, придававшая образу храма мощь и монументальность, развивалась в Каппадокии и странах Закавказья. Крупнейшей базиликой в регионе была ц. св. Феклы в Мериамлыке (78 ´ 39 м), возведенная при поддержке имп. Зинона (474-475, 476-491), коринфские капители, мозаичные и инкрустированные полы подтверждают предание о строительстве ее мастерами, присланными из К-поля ( Krautheimer. 1986. P. 110). К кон. V в. в Киликии и Исаврии появились короткие базилики с куполом или деревянным шатром на массивном барабане, напр. вост. церковь Алахан-манастыра (80-е гг. V в.), построенная предположительно имп. Зиноном, в центральном нефе к-рой, непосредственно перед алтарем, выделена ячейка, перекрытая деревянным шатром на кубовидном снаружи и октагональном изнутри (с нишами) барабане (6,80 ´ 6,50 м), опирающемся на столпы; боковые нефы и галереи над ними открываются в «подкупольное» пространство тройными аркадами. В этом памятнике неразрывно сочетаются смелость композиционной идеи с массивным обликом кладки и архаическими чертами конструкций. В глубинных районах М. Азии сохранились памятники 3 архитектурных центров. На западе - Иераполь (Памуккале) с мартирием ап. Филиппа, сложной центрической постройкой нач. V в., октагональное ядро к-рой с 8 глубокими прямоугольными рукавами вписано в квадрат, с рядом дополнительных помещений по периметру. Ближе к востоку, в Ликаонии, в местности Бинбир-килисе, большинство храмов - сводчатые 3-нефные базилики, с аркадами на низких колоннах или столпах и галереями над боковыми нефами, выдающими к-польское влияние.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Церковь в Скупи. Каппадокия. Кон. V в. Реконструкция Церковь в Скупи. Каппадокия. Кон. V в. Реконструкция В Каппадокии, где с IV в. существовал октагонально-крестообразный мартирий в Ниссе, наряду с базиликами строилось много церквей по типу свободного креста с 3 прямоугольными рукавами и 5-гранной снаружи апсидой. Высокий кубический барабан ц. Панагии в Томарзе (VI в.) был перекрыт шатром, длинный зап. свод опирался на подпружные арки. Снаружи стены с рядом частых крупных окон были оформлены пилястрами в 2 ярусах и горизонтальной тягой, проходящей между ними и огибающей арки окон. Эта система декора, еще более развитая в церкви в Скупи (кон. V в.), возможно восходящая к оформлению апсид сир. церквей ( Krautheimer. 1986. P. 166), имеет местное происхождение, берущее начало от рим. гробницы в Шаре (сер. IV в.) и большой базилики в Кесарии Каппадокийской (Кайсери) (2-я пол. V в. ( Restle. 1979)). Популярность на Востоке подобного торжественного стиля оформления фасадов совпала со временем правления имп. Зинона, строителя базилики св. Мины (Абу-Мина) в Египте, св. Феклы в Мериамлыке, Калъат-Симъана в Сирии, ц. Богородицы на горе Гаризим в Палестине. Этот стиль получил распространение вплоть до Армении: купольный храм в Текоре, базилика Ереруйка (кон. V - нач. VI в.). В отличие от Египта и др. областей, где появление новых форм поначалу было связано с непосредственной доставкой изделий из К-поля, на востоке В. и. новое направление развивалось местными, т. е. малоазийскими (исаврийскими и др.), сир., арм. мастерами с использованием местных материалов, что наложило отпечаток на уже существовавшие формы построек. Развитие крестообразных храмов в Каппадокии привело к созданию ц. Кызыл-килисе (ок. 600), к-рая была завершена куполом на тромпах и 8-гранном барабане. Подобные постройки, как и купольные базилики Исаврии, отражали перспективы развития восточномалоазийского зодчества, угасшего в самом нач. VII в. Эта традиция, родственная раннехрист. зодчеству Армении (тип кладки и декор, отсутствие атрия и нартекса, раннее распространение крестово-купольных структур и т.

http://pravenc.ru/text/383977.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010