Прп. Мария Египетская, с житием. XIV в. (ризница мон-ря Хиландар на Афоне) Прп. Мария Египетская, с житием. XIV в. (ризница мон-ря Хиландар на Афоне) Наибольшее число изображений святой в сцене ее причащения представлено в живописной декорации храмов Византии и ее ареала. Закрепление этой иконографической схемы приходится на X в. Прп. Зосима и М. Е. представлены стоящими друг против друга в 3/4-ном повороте: он - в полном монашеском облачении, с непокрытой головой (куколь на плечах), она - в перекинутом через плечо гиматии, не скрывающем ноги и оставляющем открытым другое плечо; в правой руке прп. Зосимы лжица, к-рую он подносит к устам отшельницы, в левой - дарохранительница или причастная чаша, руки М. Е. обычно молитвенно протянуты к Св. Дарам или (реже) крестообразно сложены на груди. Анализ содержательного генезиса композиции причащения М. Е. прп. Зосимой как важного элемента программы декора визант. храмов IX - 1-й пол. XV в. (см.: Татарченко. 2012. С. 24-50) показал, что в македонскую эпоху (X - сер. XI в.) получили оформление основные темы в трактовке этого сюжета, «евхаристическая, монашеская, покаянная, тема праведной кончины и ответа на Страшном Суде» (Там же. С. 49); в XII в. композиция занимает зону вимы; в кон. XII - XIV в.- зап. части храма, раскрывая евхаристическую тематику во взаимосвязи с др. изображениями (в памятниках кон. XII - нач. XIII в.); в XIV-XV вв.- в монашеских циклах в качестве назидательного примера аскетического делания (в т. ч. в поздневизант. памятниках). Размещение сцены причащения М. Е. в восточной зоне храма обусловило ее включение в литургическую программу росписи. Так, в Каппадокии в Новой Токалы-килисе в Гёреме (950 - нач. 60-х гг. X в.) сюжет причащения М. Е. в алтаре совмещает евхаристическую («Жертвоприношение Авраама»), аскетическую (образы преподобных) и эсхатологическую («Теофания») темы ( Татарченко. 2012. С. 27-30). В капелле св. Василия в Гёреме (сер. X в.) сцена причащения М. Е. помещена в жертвеннике вместе со сценой «Ангел в поединке с бесом» (ср. с размещением в Вардзия) и рядом с прообразовательным сюжетом Евхаристии - сценой «Гостеприимство Авраама» (см.: Сарабьянов. 2004. С. 765). В том же регионе и в тот же период сцена причащения М. Е. встречается в алтаре, напр., в Кылычлар-Кушлук-килисе (капелла 33) в Гёреме (XI в.), в ц. Богородицы Панагии (Хаджи-Исмаил-Дере, капелла 2) (2-я пол. X в.), в Баллы-килисе в Соганлы (нач. X в. или нач. XI в.).

http://pravenc.ru/text/2562136.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАРЗМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Зарзмская икона Божией Матери. гг. XI в. (Национальный музей Грузии) Зарзмская икона Божией Матери. гг. XI в. (Национальный музей Грузии) [Лаклакидзевская; груз. ] (47×35 см, с окладом - 80×64 см), деревянная, покрыта чеканной пластиной (серебро, позолота), живописные лики утрачены. Создана в монастыре Зарзма в 20-х гг. XI в. З. и. датируют на основании исторических сведений об активизации деятельности рода Лаклакидзе в нач. XI в. и художественно-стилистического анализа иконы, пластическое решение которой тесно связано с произведениями грузинской чеканки 1-й четв. XI в. (Мартвильский и Бретский кресты, Шемокмедские пластины и др.). В XVI в. З. и. была перенесена в монастырь Шемокмеди , с 1924 г. находится в Национальном музее Грузии. Наряду с фресками каппадокийских церквей (Токалы-килисе, 950-964; Каранлык-килисе, 1060-1061, и др.) З. и. принадлежит к древнейшим сохранившимся образцам иконографического типа Богоматери Умиление . В среднике чеканной пластины помещено поясное изображение Богоматери с Младенцем слева. Богомладенец, приникнув к щеке Матери, нежно обнимает Ее за шею. Богоматерь поддерживает Младенца правой рукой за ножки снизу, левой - за плечо. Персты Ее рук экспрессивно увеличены. Фон средника заполнен сплошь растительным орнаментом, в правой верхней части помещена органично сочетающаяся с лиственным узором надпись, выполненная асомтаврули : «Матерь Христа» ( ). Четкий обобщенный силуэт фигур, прекрасно переданные пластические формы, декоративная разработка поверхности придают образу спокойную величавость и монументальность. Широкие поля З. и. заполнены 15 рельефными сценами из жизни Христа и Богоматери (10 - праздничного цикла, 5 - детства Богородицы): «Распятие Господне», «Сошествие во ад», «Вознесение и Успение Пресв. Богородицы» (вверху), «Благовещение», «Сретение», «Преображение Господне» (слева), «Вход Господень в Иерусалим», «Крещение Господне», «Рождество Господне» (справа), «Праведные Иоаким и Анна с первосвященником», «Прав. Анна у фонтана», «Прав. Иоаким в пустыне», «Рождество Богородицы», «Чудо жезла Иосифова» (внизу). В распределении сцен не соблюдена историческая последовательность событий.

http://pravenc.ru/text/182629.html

Мученики Акиндин и Пигасий. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Святые А., Пигасий, Аффоний, Елпидифор и Анемподист изображались, как правило, вместе; одеяния и жесты традиционны для мучеников: облачены в богато украшенные хитоны и плащи, в руке держат крест. Их облик в памятниках визант. искусства в основном соответствует описанию, приведенному в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., хотя есть и различия: А.- «молод, с остроконечною бородою» (Ч. 3. § 10. 64), Аффоний - «молод, с раздвоенною бородою» (Ч. 3. § 10. 66), Пигасий часто изображен седовласым, с седой заостренной бородой средней длины, но в «Ерминии» о нем сказано: «молод, с круглою бородою» (Ч. 3. § 10. 65), Елпидифор и Анемподист, согласно тексту «Ерминии», «юные, без бород» (Ч. 3. § 10. 67), но лишь один из них обычно представлен без бороды (чаще Анемподист), др.- всегда с бородой. Их изображения сохранились в храмах Каппадокии: в Нов. Токалы, кон. X в.; в Гёреме 11, X в.; Киличлар-Кушлюк Гёреме, 1-я пол. XI в.; Диреклы-килисе в Белисирма, нач. XI в.; в ц. св. Феодора в Ешильоз, XI в.; а также: в нартексе кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в., в ц. Св. Софии в Охриде, 50-е гг. XI в.; на миниатюре в Синаксаре, 3-я четв. XI в. (РНБ. Греч. 373. Л. 1об.); в зап. части наоса кафоликона Успения Богородицы мон-ря Дафни , ок. 1100 г.; на сев. стене нартекса ц. Панагии Араку в Лагудере (Кипр), 1192 г.; в ц. Панагии Олимпиотиссы в Эласоне (Греция), посл. треть XIII в.; в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321 гг.; в ц. Таксиархов в Кастории (Греция), 1359-1360 гг. Сцена мучения представлена в Минологии Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. P. 155); во фресках трапезной Великой лавры св. Афанасия на Афоне, 1512 г. Единоличные изображения этих святых встречаются редко: А. представлен один в ц. св. Иоанна Крестителя 4) в Гюлю-Дере (Каппадокия), между 913 и 920 гг., в ц. Богородицы на о-ве Наксос (Греция), ок. 1056 г.; А. и Пигасий - в Баллы-килисе в Соганлы (Каппадокия), 1-я пол. X в.; на рус. минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА).

http://pravenc.ru/text/63888.html

активизировали военное давление на Закавказье. В сент. 1920 г. началась новая армяно-тур. война, 30 окт. К. был захвачен турками. Арм. войска отошли за р. Ахурян (Арпачай); ок. 12 тыс. армян в К. и окрестностях были истреблены; все избежавшее гибели христ. население эмигрировало. Совр. армяно-тур. граница утверждена советско-тур. договором, подписанным в Москве 16 марта 1921 г., и Карсским мирным договором Турции и советских республик Закавказья при участии РСФСР от 13 окт. 1921 г. В 1945 г. на Потсдамской конференции СССР предпринял безуспешную попытку поднять вопрос о возвращении области К. Совр. Армения и Грузия не признают Карсский договор. Лит.: О[реус] И. [И.] Карс//ЭС. Т. 14А. С. 606-608; Арутюнова-Фиданян В. А. Армяне-халкидониты на вост. границах Визант. империи, XI в. Ереван, 1980; G[arsoian] N. G. Kars//ODB. 1991. Vol. 2. P. 1108; Barthold W., Heywood C. J. Kars//EI. 1997. Vol. 4. P. 669-671; Тер-Саркисянц А. История и культура арм. народа. М., 2008. С. 250-252, 259-261. И. Н. Попов Архитектура Город-крепость К. состоит из цитадели, шахастана (высота над уровнем моря 1848-1880 м) и пригородов. С севера он примыкает к высокой скале длиной ок. 800 м, на вершине к-рой находится цитадель с дворцовыми сооружениями и церквами. С юга город обращен к долине и окружен двойными стенами с башнями. Прямоугольные и округлые башни внутренней стены стояли на расстоянии всего 10-12 м друг от друга. В центре города находится ц. св. Апостолов (посвящение упом. с XIX в., ранее именовалась собором), заложенная царем Абасом в 931 г. Композиционно она восходит к церкви 40-х гг. VII в. в сел. Мастара (отсюда происходит название «архитектурный тип Мастары»): тетраконх с особо широким купольным квадратом и более узкими экседрами, выраженными снаружи 5-гранными объемами; по сторонам апсиды - 2 низких пастофория. В отличие от своего прототипа ц. св. Апостолов имеет не тромповый, а комбинированный, тромпово-парусный подкупольный переход, завершенный кольцевым карнизом, и внешне выявленный 12-гранный барабан, украшенный аркатурой на сдвоенных полуколоннах. Между архивольтами размещены рельефные фигуры, вероятно апостолов, т. о. создатели церкви в новых формах воспроизвели идею купола Эчмиадзинского собора. Среди рельефов представлены также образы Пресв. Богородицы и свт. Григория Просветителя. К этому же архитектурному типу принадлежит и церковь XI в., именуемая Кюмбет-килисе, в 6 км к юго-востоку от К., по дороге в Эрзурум. Еще одна церковь, типа сводчатого зала, Бешик-килисе (XI-XIII вв.), сохранилась на скале К., близ цитадели. Архитектурное развитие средневекового К. практически прекратилось после захвата его сельджуками в 1064/65 г.

http://pravenc.ru/text/1681163.html

Самые известные храмы Гёреме – две большие купольные церкви – Темная (Каранлык Килисе) и Яблочная, прославившиеся самыми древними и хорошо сохранившимися образцами фресок. Церковь Святой Варвары и Токалы Килисе наиболее сохранившиеся церковные сооружения региона. Всего в Каппадокии не менее 500 скальных церквей. Чаще всего встречаются пещерные церкви с крестовокупольным сводом, колоннами и алтарями. Некоторые из них расположены в простых помещениях, другие представляют собой целые сооружения со сводами и куполами. Стены расписаны интересными фресками со сценами из Ветхого и Нового Заветов. Национальный парк Гёреме и пещерные поселения Каппадокии входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кайсери (Kayseri, бывш. Кесария Каппадокийская) [ править править код ] Кесария – земля апостольской проповеди. Здесь подвизался святитель Василий Великий . Это большой город, в котором мало что сохранилось от времен христианства. Бекарлар (Bekârlar, бывш. Назианз) [ править править код ] Назианз – исторический город в римской провинции Каппадокия. В настоящее время руины города находится в 4 км к северо-западу от нынешней турецкой деревни Бекарлар. Место, где служили епископами Григорий Богослов и его отец. Сохранился храм – первоначальное место упокоения и могила святителя. Окрестности Назианза – это очень красивая гористая местность со множеством монастырей. Кельи и другие монастырские помещения располагаются прямо в скалах. Некоторые из этих обителей были основаны святителем Василием Великим, который подвизался здесь в монашеской жизни, прежде чем возглавить епископскую кафедру в Кесарии. Основанные им монастыри существовали довольно долго, но до настоящего времени, к сожалению, не сохранились. Денизли (Denizli, бывш. Лаодикия) [ править править код ] На месте древних руин Лаодикии сейчас находится поселок Эскихисар в 6 км северо-восточнее Денизли. В апостольские времена здесь был основан большой храм, один из «Семи церквей» Анатолии, о которой упоминается в Апокалипсисе и в Посланиях апостола Павла. Сравнительно недавно современные археологами были обнаружены остатки этого древнего храма. В XI–XII веках Лаодикия была разрушена сильным землетрясением, а позже захвачена турками. Следующее землетрясение окончательно превратило город в развалины, жители покинули его, и несколько столетий Лаодикия простояла в руинах. Памуккале (Pamukkale, бывш. Иераполис) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Стамбул

К-польская архитектура в эпоху Палеологов сохраняет традицию частично раскрывать внутреннее пространство вовне благодаря полупрозрачной оболочке вместо стен, как, напр., в нартексе Молла-Гюрани (Килисе-джами, ок. 1320), где по сторонам центрального входа с фланкирующими нишами устроены тройные аркады на колоннах с мраморными плитами в интерколумниях, юж. портик имел 5-частную аркаду. Характер декорации фасадов раннепалеологовского зодчества ярко демонстрирует юж. ц. мон-ря Константина Липса в К-поле, 7-гранная главная апсида к-рой оформлена 3 регистрами ниш (за нижним коротким рядом плоских ниш следует высокий ряд), 3 средних преобразованы в окна, разделенные мраморными колонками, в верхнем ярусе - ниши круглые. Завершает апсиду широкий пояс кирпичного меандра и карниз из треугольных зубцов. Стены выложены с чередованием узких полос белого камня и кирпича, перекрытия ниш выполнены из кирпича. В др. памятниках кладка более разнообразна и представляет собой ковровый рисунок из полос клуазонне, зигзагов, диагональной клетки из квадратных плиток, лент поребрика, вставок орнамента «елочкой» и др. варианты, порой полностью заполняя поверхности стен, как в ц. свт. Климента в Охриде (1294-1295), в ц. святых Феодоров в Мистре (1290-1295). Зодчие высокого палеологовского искусства дополнили традиц. декор др. орнаментами: «косо расчесанными» поверхностями тимпанов, шахматным узором, сложным плетением, полихромной кладкой арок, как в Грачанице, нартексе Килисе-джами, ц. Иоанна Алитургита в Месемврии (посл. четв. XIV в.). В кладку инкрустируются глазурованные блюда и фигурные изразцы (обычно в форме 4-листника), образующие фризы, ленты спаренных бровок, огибающие здание, напр. храмы XIII-XIV вв. в Месемврии, достигшей своего расцвета при болг. ц. Иоанне Александре (1331-1371). Нарядны сохранившиеся фрагменты дворца Текфур-серай в К-поле (нач. XIV в.), демонстрирующие расцвет светской культуры. Новое звучание приобрели нек-рые традиц. мотивы, напр. тройное окно в тимпане: центральная арка опирается на мраморные колонки, тогда как боковые полуарки сходятся к ее пятам, как на фасаде параклиса Кахрие-джами (1303-1320). Пилястры на фасадах, традиционно являвшиеся выступами между нишами, теперь служат простым членением фасада, находясь посреди ниши и даже подпирая окно (параклис Кахрие-джами).

http://pravenc.ru/text/383977.html

Инициатива создания росписей Чарыклы-килисе, по мнению Тьерри, принадлежит представителям самой старой из владетельных анатолийских семей - Мелисенов. Церковь была построена как реликварий, возможно, для частицы Креста Господня, т. к. в иконографическую программу росписи помещены 3 композиции, связанные с темой поклонения Кресту: на зап. стене изображены 3 донатора, поклоняющиеся Кресту в руках седовласого старца, в надписи Крест назван драгоценным; на юж. стене - Крест несет тот же персонаж, идущий к донаторам Феогносту, Леону и Михаилу; на юго-вост. стене, примыкающей к юж. апсиде, под композицией «Сошествие во ад», расположенной в люнете,- фигура того же седовласого старца с Крестом, на коне. Рядом с изображениями Креста - фрагменты молитв донаторов на греч. языке. Самая многочисленная группа донаторов - 7 портретов - сохранилась в Каранлык-килисе: в апсиде, в композиции Деисус, у ног Христа - свящ. Никифор и Вассиан; на юж. стене наоса, по сторонам от арх. Михаила представлены 2 донатора, каждый со свечой в руке; напротив, на сев. стене, рядом с арх. Гавриилом - фрагменты изображения головы молодого человека; в нартексе образы энталматика Иоанна и Генетлия включены в композицию «Отослание апостолов на проповедь». Во фресках 4-колонных храмов получило отражение стилистическое направление в визант. живописи, последовавшее за искусством 2-й четв. XI в.: исчезла монументальность образов, прежде суровый облик святых приобрел более мягкие черты и был наделен повышенной эмоциональностью. Перемены в образной структуре изменили художественный язык: пропорции стали более естественными, конечности - соразмерными, лики - комниновского типа, с характерно изогнутыми носами, разнообразится палитра,- все это отличает росписи 4-колонных храмов от памятников предшествующего периода и ставит их в ряд произведений раннекомниновского искусства. Лит.: Jerphanion G. , de. Les églises rupestres de Cappadoce: Une nouvelle province de l " art byzantine. P., 1925-1942. P. 177-253, 393-430, 455-473; Restle M.

http://pravenc.ru/text/164937.html

В области дворцового строительства при Комнинах произошел важный разрыв с традицией использования Большого дворца как главной имп. резиденции. Имп. Никифор III Вотаниат (1078-1081) еще жил в Большом дворце ( Magdalino. 1993. P. 79). Имп. Исаак I Комнин (1057-1059) построил храм св. Феклы во Влахернах, где в XI в., возможно, находился частный дворец Комнинов. С этого времени Влахернский дворец постепенно стал основной имп. резиденцией отчасти из-за того, что оттуда легко было покинуть город в случае мятежа. До 1094 г. имп. Алексей I построил во Влахернском дворце Парадный зал, а имп. Мануил I между 1143 и 1153 гг. добавил к нему еще один. Вокруг дворца поселились представители знатнейших семей ( Magdalino. 1993. P. 76-77). С Влахернским дворцом связан и единственный в этот период пример фортификационного строительства. В 1146-1147 гг. была построена новая сухопутная стена от Текфур-сарая до Золотого Рога ( Freely, Ç akmak. 2004. P. 231-232). В 1162 г. она была частично разрушена землетрясением и вскоре после этого восстановлена ( Asutay-Effenberger. 2007. P. 118-127). Лист из Нюрнбергской хроники с изображением Константинополя. Раскрашенная гравюра из кн.: Schedel H. Liber chronicarum. 1493. Fol. 249r (РГБ) Лист из Нюрнбергской хроники с изображением Константинополя. Раскрашенная гравюра из кн.: Schedel H. Liber chronicarum. 1493. Fol. 249r (РГБ) Имп. Иоанн II Комнин (1118-1143) и его жена Ирина построили большой мон-рь Христа Пантократора (ныне Зейрек-килисе-джами), к-рый с 30-х гг. XII в. стал новой имп. усыпальницей. Тем самым была окончательно прервана древняя традиция погребения визант. василевсов в соборе св. Апостолов. Эпоха Комнинов становится временем основания многих ктиторских мон-рей в К. До наст. времени сохранились типиконы 5 городских мон-рей XI-XII вв.: Пресв. Богородицы Евергетиды, Паниктирмон, Пресв. Богородицы Кехаритомени, Христа Пантократора и Маманта святого . Сохранились храмы этой эпохи, находившиеся в мон-рях Пантократора, Килисе-джами (визант. посвящение спорно), Феодосии святой (Гюль-джами), Иоанна в Трулле (ныне Хырами-Ахмет-Паша-месджиди), Календерхане-джами (вероятно, мон-рь Пресв. Богородицы Кириотиссы), а также остатки неизвестного храма близ ворот Аякапы ( M ü ller-Wiener. 1977. S. 97). Адриан Комнин, брат имп. Алексея I, построил монастырь Пресв. Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами), а его сын Исаак перестроил собор мон-ря Хора (Кахрие-джами). К комниновскому времени относится, вероятно, храм Эски-Имарет-джами (вероятно, мон-рь Христа Пантепопта, основанный матерью имп. Алексея I Анной Далассиной). Сохранился также неизвестный храм близ ворот Аякапы. Неск. мон-рей было основано представителями знати ( Magdalino. 1993. P. 78). В этот период, особенно к сер. XII в., в храмовом зодчестве К. вырабатывается новый стиль декорации (при сохранении прежних плановых решений): ниши на фасадах становятся высокими и узкими, число закомар и апсидиолей увеличивается, распространяется кладка «с утопленным рядом».

http://pravenc.ru/text/2057122.html

По рукописям известны песнопения З., не вошедшие в совр. богослужебные книги: кондак 6-го гласа         ( Амфилохий. Кондакарий. С. 234); дополнительные икосы (Там же. С. 160, 234). А. А. Лукашевич Иконография З. изображается старцем с седыми, длинными, мягко вьющимися волосами, со слегка вьющейся средней длины бородой, сужающейся книзу. Его отличительной чертой являются одежды первосвященника, к-рые изображали с достаточной степенью подробности: ефод, нагрудник с закрепленными на нем 12 драгоценными камнями по числу колен Израилевых, верхняя одежда в виде плаща, украшенная по подолу, длинная рубаха и пояс. Одежды довершает тканый головной убор с золотым щитком, с вырезанными на нем словами: «Святыня Яхве». В руках кадило и ладанница. В изображениях З. как пророка сохраняются священнические одежды, но в руках у него свиток с текстом из Евангелия от Луки (Лк 1. 68-69), напр., в росписи ц. Успения на Волотовом поле близ Вел. Новгорода (1363, не сохр.) на свитке приведен текст полностью: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего» (см.: Вздорнов. 1989. Док. 76). Единоличные изображения В мозаике апсиды базилики св. Евфразиана в Порече, Хорватия (543-553), в левом простенке между алтарными окнами представлено наиболее раннее единоличное изображение З.-первосвященника. В декорации храмов изображение З. всегда встречается в купольной росписи среди изображений пророков (напр., в Палатинской капелле (ок. 1143-1146) и в ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана) (1143-1148) в Палермо, Сицилия; в ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде (1199)) и в алтарной зоне (напр., в каппадокийских храмах в ряду 10 святых рядом со св. Иоанном Предтечей (между 945 и 1025) в Тавшанлы-килисе (св. Евстафия) и в сев. апсиде Баллы-килисе; в сев. апсиде Дирекли-килисе (976-1025); предположительно в ц. Св. Креста и св. Георгия в Ачиксарае (1060/61 или 1100). В рус. традиции З. изображается преимущественно на восточных столпах или склонах алтарных арок: в Спасо-Преображенском соборе Мирожского (40-е гг. XII в.) и в соборе Рождества Богородицы Снетогорского (1313) мон-рей в Пскове, в новгородских церквах Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле, Рождества Христова на Красном поле (90-е гг. XIV в.), арх. Михаила Сковородского монастыря (нач. XV в.?, не сохр.), прп. Сергия Радонежского в Новгородском кремле (между 1453 и 1463). В каппадокийской ц. Пресв. Богородицы, св. Иоанна Предтечи и св. Георгия (Гёреме 9; нач. или 1-я пол. X в.) в алтарной нише деисусной композиции по сторонам Иисуса Христа изображены св. Иоанн Предтеча и З. (что объясняется посвящением престола в юж. апсиде св. Иоанну Предтече).

http://pravenc.ru/text/182665.html

Роспись нартекса Пюренлисеки-килисеси в долине Ыхлара. 1-я пол. X в. Роспись нартекса Пюренлисеки-килисеси в долине Ыхлара. 1-я пол. X в. В скалах на левом берегу, южнее по течению реки, расположена Пюренлисеки-килисеси («Церковь на террасе»), роспись которой можно отнести к 1-й пол. X в. Первоначальное посвящение храма неизвестно. Церковь состоит из большого продольного нартекса в виде сводчатого коридора, нефа и небольшого нерасписанного парекклисиона. Фрески сильно осыпались. Алтарная роспись сохранилась с большими утратами. На внутренней поверхности алтарной арки помещены фигуры святителей Василия Великого и Григория Богослова. Тема росписи алтаря - «Вознесение Господне». В своде - медальон со Спасителем, поддерживаемый 4 летящими ангелами, на стенах апсиды - возможно, Богоматерь в центре и апостолы. В центре арки при входе в нартекс изображен крест в медальоне. Вдоль свода нартекса проходит широкая полоса орнамента в виде перевитой цепи с орнаментальным заполнением, по ее сторонам на склонах свода изображены фронтально стоящие 40 мучеников Севастийских с крестами в руках. Они одеты в длинные одежды, напоминающие вост. халаты из пестрых, разнообразно орнаментированных тканей. Однако серые фоны, на к-рых выполнены все росписи, приглушают это разноцветное богатство. В люнете стены напротив входа изображен благословляющий Иисус Христос, окруженный овальной мандорлой, по сторонам которой представлены Богоматерь и св. Иоанн Предтеча - композиция Деисус, ниже - образы жен, обвитых змеями, относящиеся, как и Деисус, к сцене «Страшный Суд». По центру свода нефа также проходит цепь, в звеньях-медальонах к-рой помещены полуфигуры пророков. Деисус. Роспись Пюренлисеки-килисе в долине Ыхлара. 1-я пол. X в. Деисус. Роспись Пюренлисеки-килисе в долине Ыхлара. 1-я пол. X в. На склонах свода 2 регистрами располагается подробный евангельский цикл, включающий сцену «Испытание водой обличения», иллюстрирующую апокрифическое сказание о Рождестве Христовом. Цикл начинается в верхнем регистре на сев.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010