В росписях XI-XII вв. меняются не только стиль и иконография сюжетов, но и в целом программа живописного декора, подчиненная распространившемуся в это время и в скальной архитектуре К. крестово-купольному типу храма. Купола, арки, колонны покрываются изображениями, подчеркивающими особенности архитектуры и выявляющими иерархию мироустройства. Иконографические программы сохранившихся крестово-купольных скальных церквей позволяют проследить развитие храмовой декорации средневизант. периода, в к-рой повествовательный принцип т. н. архаической программы уступает место программе, основанной на литургической интерпретации храмового пространства. Классическая система храмовой росписи представлена в Каранлык-килисе (Гёреме, капелла 23), Чарыклы-килисе (Гёреме, капелла 22), Эльмалы-килисе (Гёреме, капелла 19), расписанных в XI в. В центральных куполах помещается образ Христа Пантократора (в Каранлык-килисе - дважды), в малых куполах изображены архангелы, в парусах - евангелисты, апостолы, на сводах и в люнетах стен - великие праздники, в центральной апсиде - Деисус, ниже - святители, на арках - пророки, на малых арках и стенах - святые (мученики, преподобные). Распятие. Роспись конхи алтаря Новой Токалы-килисе в Гёреме. 2-я пол. X в. Распятие. Роспись конхи алтаря Новой Токалы-килисе в Гёреме. 2-я пол. X в. Небольшая церковь Мерьемана, принадлежащая монастырскому комплексу, расположенному в скалах Гёреме (капелла 33), по архитектурным особенностям близка к Новой Токалы-килисе, что позволяет датировать ее XI в. К тому же времени относится живопись. Посвящение церкви неизвестно, иногда ее называют ц. Богоматери. В росписи алтаря, самой сакрально значимой части храма, много жен. образов. Возможно, считает Жерфаньон, мон-рь был женским. 4 евангельские сцены расположены на склонах сев. свода: «Путешествие в Вифлеем», «Рождество Христово», «Успение Пресв. Богородицы» и «Распятие Иисуса Христа». На зап. стене - образ Богоматери «Одигитрия» в рост с полуфигурами архангелов Михаила и Гавриила, помещенных в полукруглые обрамления, ниже к-рых изображены 2 маленькие фигурки ктиторов, припадающих в молении к Богоматери.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

В Юсуф-Коч-килисеси фигуры св. воинов Прокопия, Димитрия, конных Георгия и Феодора написаны в традиции иконы. В ц. св. Георгия (XIII в.) ктиторы стоят рядом со св. воином, к-рый, как змееборец, представлен еще раз в люнете над дверью. Почитание св. воинов, небесных архистратигов Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила и др. и в одном ряду с ними великомучеников Феодора Стратилата, Феодора Тирона, Меркурия, Прокопия и Георгия Победоносца занимает в К. особо важное место, что нашло отражение в росписях. Фрески К. выделяются по количеству и значению этих образов в системе храмовой декорации (Эльмалы-килисе, Юсуф-Коч-килисе, Каранлык-килисе) среди др. визант. памятников этого времени. Чаще других изображается особо почитавшийся здесь вмч. Георгий Победоносец, который, согласно Житию, родился в К. В целом тема воинского и мученического подвига приобрела в К., часто бывшей ареной военных действий, особую актуальность. Изображения конных св. воинов известны с ранневизант. времени. Они восходят к античным образам героев и военачальников-триумфаторов. Подобные композиции символизировали победу над злом, воплощенным в образе дракона или воина. При этом фигуры побежденного врага не всегда присутствуют в композициях. Изображения св. всадников часто размещались на наружных стенах храмов, имея охранительное, а возможно, и патрональное значение. Конные воины, защитники веры, изображаются и в нартексах, и в наосах храмов (Кызылчукур-килисе, Чаклы-килисе в Гёреме, Кыркдамалты-килисеси в Белисырме), и на алтарной преграде (Дериндере-килисеси), и в алтаре (св. Василия в Гёреме). Христос Пантократор с предстоящими архангелами. Роспись конхи алтаря Бахаттин-Саманлыгы-килисе близ Белисырмы. 2-я пол. X — нач. XI в. Вблизи Белисырмы, в левой стороне долины Ыхлара, находится Бахаттин-Саманлыгы-килисеси («Церковь гумна Бахаттина», освященная во имя св. Константина (?), 2-я пол. X - нач. XI в.). Церковь имеет один неф, завершающийся алтарной апсидой. Неф перекрыт цилиндрическим сводом, который опирается на плоскую аркаду с пилястрами, образующую в стенах неглубокие ниши.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Каменная ц. в Белисырме оформлена проще. Архитектура 2 небольших, имеющих общий нартекс крестообразных купольных церквей в Учаяке (Центр. Анатолия), возведенных целиком из плинфы, по стилю родственна столичным храмам «на четырех колоннах»: напр. использованы 5-гранные апсиды, оформленные нишами, но 3-частная к-польская схема дополнилась нехарактерной для столичных построек вертикальностью. Церковь Чарыклы-килисе в Каппадокии. XIII в. Церковь Чарыклы-килисе в Каппадокии. XIII в. В Каппадокии средневизант. времени возникает масса пещерных комплексов (возможно, нек-рые являлись монастырскими или дворцовыми), где церкви воспроизводили интерьеры наземных храмов. Целые группы комплексов с росписями интерьеров сохранились в местностях Гёреме, Ыхлара, Соганлы. Церковь в Элмалы представляет собой высеченный интерьер 4-колонного храма типа вписанного креста с куполами над всеми 9 ячейками наоса. Много куполов имели интерьеры в Каранлык-килисе и Чарыклы-килисе, в Токалы-килисе имитирована 3-нефная базилика с 2 парами столпов, встречаются и простые варианты крестообразного плана, а также с поперечно вытянутым залом. Храмы сохранили алтарную преграду, скамьи и троны и даже амвоны (ц. Дурмуш-Кадир-килисе), высеченные в том же массиве скалы ( Rodley. 1985; Teteriatnikov. 1996). В Вост. Причерноморье в зодчестве независимого Абхазского царства (кон. VIII - нач. XI в.) визант. традиции развивались в новом масштабе и новой типологии. Ведущее место заняли храмы типа вписанного креста на крещатых столпах, с хорами над обходом (Мокви, 967) и с 3-частным алтарем, выявленным снаружи, их художественные качества отчасти близки центральномалоазийским, груз., болг., первым древнерус., а также аланским храмам. Именно в X-XI вв. в верховьях Кубани (Зап. Алания) появились храмы типа вписанного креста на столпах - Сев., Ср. и Юж. Зеленчукские, Сентинский, Шоанинский (см. Аланская епархия ). В Крыму храм типа вписанного креста на крещатых столпах известен в постройках Херсонеса (ц. 9, XI-XIII вв.), с глубоким нартексом, 3-частным алтарем, гранеными апсидами и декорацией продольных фасадов из 3 плоских ниш.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Отдельно стоящие и включенные в композиции (напр., апостолы из «Вознесения Господня») фигуры подчиняются мерному ритму повторяющихся декоративных элементов, преобладают зеленый, коричневый и желтый цвета. Христос Пантократор. Роспись ц. Йыланлы-килисе в долине Ыхлара. Кон IX — 1-я пол. X в. Христос Пантократор. Роспись ц. Йыланлы-килисе в долине Ыхлара. Кон IX — 1-я пол. X в. Между Белисырмой и Ыхларой, южнее Кокар-килисе, в скалах на вост. границе долины, расположена Йыланлы-килисе («Церковь со змеями»). Ее росписи датируются кон. IX - 1-й пол. X в. Плоский потолок крестообразной в плане церкви украшен рельефным изображением равноконечного креста. С севера к церкви примыкает погребальная капелла. Алтарь приподнят над уровнем пола на 2 ступени и отделен каменной преградой, расписанной орнаментами. В своде алтаря - типичная для памятников вост. или сир. стиля композиция «Вознесение Господне». На стене апсиды - Богоматерь с Младенцем на престоле, окруженная апостолами. В длинном западном рукаве креста, играющем роль нартекса, росписи располагаются на цилиндрическом своде и на стенах 3 регистрами, разграниченными орнаментированными полосами. Роспись этого компартимента посвящена Второму пришествию и Страшному Суду. Вдоль свода, как в Пюренлисеки-килисеси, идет полоса орнамента в виде перевитой цепи. Благовещение. Встреча Марии и Елисаветы. Роспись ц. св. Феодора (Пансарлык-килисе) Кон. IX или нач. X в. В люнете зап. стены - Христос Судия в медальоне с ангелами по сторонам, на склонах свода в этом же регистре - фронтальные фигуры стоящих мужей в зелено-коричневых одеяниях с закрытыми книгами в руках, на к-рых начертаны буквы греч. алфавита. Это - апокалиптические старцы. В следующем регистре на зап. стене и склонах свода изображены 40 мучеников Севастийских. Ниже во всю ширину зап. стены простирается сцена «Страшный Суд»: слева изображен ангел, взвешивающий человеческие души, напротив него - сатана, пытающийся перевесить чашу весов в свою сторону, мучения грешников, грешницы, обвитые змеями.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

На зап. стене, в люнете и на склонах арки над входом,- «Сошествие Св. Духа на апостолов». Не сохранилась, но определяется по фрагментам сцена «Успение Богоматери» в нижней части стены юж. рукава креста (симметричная композиция на сев. стене утрачена). Остальные поверхности заняты изображениями святых мучеников и воинов, а также орнаментальным декором. Стиль живописи с преобладанием гармоничных сочетаний розовых, голубых, коричневых тонов, естественностью поз, выразительными ликами, богатым орнаментом ориентирован на визант. образцы. Сер. X в. Эль-Назар-килисе (Гёреме 1) расположена в отдельно стоящем конусе. Храм типа свободного креста, рукава к-рого перекрыты цилиндрическими сводами, с куполом на барабане над средокрестием и 3 апсидами. Сев.-зап. часть обрушена. После продолжительных реставрационных работ храм открыт для посещения в 1999 г. Эль-Назар-килисе. Сер. Х в. Эль-Назар-килисе. Сер. Х в. Живопись сильно разрушена, в центральной апсиде сохранилась лишь в своде и доходит до уровня ниш. В конхе изображена Богоматерь с Младенцем на троне, по сторонам - фигуры 2 архангелов в лоратных одеждах и 2 неизвестных святых, возможно пророка и диакона ( Jolivet-Levy. P. 84). В зените конхи - божественная десница. В юж. апсиде - фрагменты изображения Христа на троне, по сторонам - 2 ангела. Росписи сев. апсиды не сохранились. Ангел. Фрагмент композиции «Вознесение». Роспись Эль-Назар-килисе. Сер. Х в. Ангел. Фрагмент композиции «Вознесение». Роспись Эль-Назар-килисе. Сер. Х в. В куполе и барабане - сцена «Вознесение». Восседающего на радуге Христа во славе несут 4 ангела. Ниже - Богоматерь «Оранта» в окружении 12 апостолов. В парусах - погрудные изображения евангелистов в медальонах. Склоны подпружных арок, а также центральные части сводов рукавов креста заняты изображениями пророков и мучеников в медальонах. В рукавах креста представлены композиции евангельского цикла: в южном - от «Благовещения» до «Рождества Христова» (на вост. склоне свода - «Елисавета, скрывающаяся в горе»,- сюжет, основанный на Протоевангелии Иакова); в северном - «Вход Господень в Иерусалим», «Распятие», «Воскрешение Лазаря» (не сохр.), «Сошествие во ад», под к-рым 3 фигуры в рост (в центре - с посохом и крестом, возможно, св. Иоанн Предтеча); в западном - «Преображение», святые равноапостольные Константин и Елена, «Крещение».

http://pravenc.ru/text/164937.html

Одно из ранних сохранившихся изображений В. представлено на фреске ц. Санта-Мария Антиква в Риме, X в.; в рост (рядом с образом Богородицы с Младенцем (тип Гликофилусы)) В. показан на 2-й юж. колоннаде базилики Рождества Христова в Вифлееме (1130-1139). Сщмч. Власий и свт. Спиридон, еп. Тримифунтский. Икона. Нач. XV в. (ГИМ) Сщмч. Власий и свт. Спиридон, еп. Тримифунтский. Икона. Нач. XV в. (ГИМ) В храмовой росписи наиболее многочисленными являются примеры включения В. в изображение св. отцов Церкви, украшающее стену алтарной апсиды. Большое число таких росписей сохранили церкви Каппадокии, подчеркивая особое почитание В. здесь. Он изображен, как правило, в центральной апсиде, в церквах: арх. Михаила в Ыхларе, IX-X вв.,- с юж. стороны ап. Павел, с северной - В.; «Большая голубятня» (св. Архангелов) в Чавушине, между 963 и 969 гг., представлен в юж. регистре рядом с равноапостольными Константином и Еленой, облачен в фелонь зеленого цвета; Балкан-Дереси 4 (святых Петра и Павла), X в.; в Гёреме 15а, X в.,- в сев. части апсиды; Дирекли-килисе, кон. X - нач. XI в.; Карабулут-килисе в 2 км к югу от Авджылара в Гёреме, 1-я четв. XI в.,- в нижнем регистре открывает с сев. стороны ряд святителей (8 фигур), к-рые одной рукой благословляют, в другой держат кодекс (В. в розовой фелони, борода белого цвета, закруглена на конце); Чарыклы-килисе (Св. Креста) в Гёреме 22, XI в.; св. Феодора в Тагаре, XI в.; мон-ря Эски-Гюмюш, 2-я или 3-я четв. XI в.; «Бородатых святых» близ Соганлы, 1106 или 1021 г.; в Ыспыдыне, XI в.,- вместе со свт. Поликарпом Смирнским; Саклы-килисе (св. Иоанна Крестителя) в Гёреме, 3-я четв. XI в.,- вместе со святителями Иоанном Златоустом и Николаем Мирликийским, борода В. остроконечная; Кирк-Дам-Алты-килисе (св. Георгия), между 1282 и 1295 гг.,- в юж. части апсиды рядом со св. Афиногеном, также особо почитаемым в Каппадокии; Токалы 2 в Гёреме, XIII в.,- в сев. апсиде вместе со св. Никандром, оба седобородые старцы в епископских одеждах. Такое же размещение фигуры В.

http://pravenc.ru/text/155013.html

Отослание апостолов на проповедь. Роспись Новой Токалы-килисе в Гёреме. 2-я пол. X в. Главным памятником Гёреме является Токалы-килисе. Первоначально однонефный храм, расписанный фресками ок. 913-920 гг. (Старая Токалы-килисе), во 2-й пол. X в. был расширен за счет создания в вост. части нового огромного храмового объема, полностью расписанного фресками и известного под названием Новая Токалы-килисе. Программа росписи отличается принципиальной новизной, а стиль фресок говорит о работе столичных мастеров. Росписи Новой Токалы-килисе контрастируют со старой живописью и с характерными для нее однообразным ритмом длинной череды сюжетов, с однотипными фигурами со скованными жестами и условными позами, с преобладающей графичной системой. Алтарная часть отделена от основного зального объема церкви тройной аркадой-темплоном, образующей поперечный коридор между алтарем и основным объемом храма. В конхе центральной апсиды помещена огромная композиция «Распятие» с Богоматерью, ап. Иоанном Богословом, женами-мироносицами, воинами и разбойниками, распятыми на крестах по сторонам Спасителя. Ниже - «Снятие с креста», «Положение во гроб» и «Воскресение Господне». На склонах алтарной арки - обращенные к Распятию фигуры пророков Иезекииля и Иеремии с развернутыми свитками. В сев. апсиде, где сохранилась ктиторская надпись с упоминанием имп. Никифора Фоки, изображен Иисус Христос на троне с архангелами и херувимами, ниже - Св. Троица с Иисусом Христом на месте центрального ангела. В небольшой нише на стене между центральной и сев. апсидами находится самое раннее из сохранившихся изображений Богоматери «Умиление», над которым помещено «Успение Богоматери». На северной стене - сцены из Жития свт. Василия Великого. Справа от центральной апсиды, также над нишей, расположено «Преображение Господне». Резными аркадами украшены и боковые стены церкви, в проемах к-рых, как иконы в иконостасе, представлены фресковые изображения святых, под ними идет фриз с евангельскими композициями. На склонах свода, перекрывающего пространство церкви в поперечном направлении, размещены важнейшие композиции евангельского цикла больших размеров. «Вознесение Господне» и «Отослание апостолов на проповедь» занимают центральную часть свода, в сев. части помещены «Благовещение Пресв. Богородицы» и «Рождество Христово», а также сцены «Испытание водой обличения» и «Поклонение волхвов». В юж. части свода находятся композиции «Сошествие Св. Духа на апостолов» и сцены апостольской проповеди. Программа росписи дополнена изображениями в рост святых, в медальонах помещены образы мучеников, святителей, преподобных. Композиции, написанные на ярких синих фонах, своей иконографией, мастерством изображения фигур, передачей объемов и пространства, пластики движения, изяществом сопоставимы с лучшими столичными произведениями.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Здание Е в комплексе 39/43, высокий купол к-рого опирался на 4 квадратных столба, возможно, относится к средневизант. времени, когда были отреставрированы некоторые храмы в Маденшехире (напр., 1). В эту эпоху в регионе складывается т. н. ликаонийская архитектурная школа. К ее произведениям относится крестово-купольный храм типа «вписанного креста» 35 в Маденшехире, а также аналогичные ему по плану церкви на соседней горе Чет, в Фисандоне (ныне Дерекёй) и Ала-килисе близ древней Килистры. У этих храмов каменная кладка без использования плинфы, боковые апсиды снаружи не выражены, в интерьере строились квадратные столбы (вместо колонн) и крестовые своды угловых ячеек. Разделка фасадов производилась с помощью глухих арок (со стеной над ними, как в храме в порту в Сиде), к-рые обычно совпадают с внутренними ячейками (кроме храма 35 в Дегле, где зап. и центральные прясла на боковых фасадах разделены 2 глухими арками, что напоминает скорее Чанлы-килисе в Каппадокии). Также фасады в верхней части украшались сложнопрофилированными узкими нишами (на боковых фасадах они поставлены в ряд) над внешним карнизом, а также розетками. Фасадная резьба этих храмов следует традициям предшествующего времени (напр., форма бровок). Среди построек ликаонийской школы наиболее сложен храм в Фисандоне, имеющий нартекс (подобный есть в Ала-килисе), усложненную резьбу (полуколонки между узкими нишами, как в каппадокийской Чанлы-килисе, и резную люнету на фасаде, как в каппадокийском Ягдебаше), пирамидальное расположение троек боковых окон и, вероятно, тыквообразный купол. Храм в Ала-килисе был украшен фресками: сохранились изображения красных крестов и кругов на белом фоне. Аналогичная полихромия на фасаде достигалась за счет раскраски розеток охрой (как на Карагедик-килисеси в каппадокийской Белисырме). В стенах «читается» неск. рядов деревянных связей, крыша была покрыта черепицей (керамидами и калиптерами). К храму пристроен парекклисион, вероятно предназначавшийся для погребений, еще один придел был устроен по старой местной традиции в нартексе. Видимо, ликаонийская школа оказала влияние на архитектуру храмов средневизантийского Кипра на п-ове Карпасия (храмы св. Филона, св. Михаила в Ялусе и св. Синесия), где встречается аналогичная разделка фасадов.

http://pravenc.ru/text/2110495.html

В алтаре - изображение Иисуса Христа (живопись лика имитирует мозаику) на троне с предстоящими Ему Богоматерью и св. Иоанном Предтечей. Обрамляют алтарную нишу на вост. стене образы на тронах Иисуса Христа (справа) и Богоматери с Младенцем (слева), по сторонам от них - погрудные изображения праведных Анны и Иоакима. В зените свода - погрудные образы пророков в медальонах. На юж. стороне свода - «Благовещение», «Путешествие в Вифлеем», «Рождество Христово», «Крещение» (в нише аркосолия на юж. стене), «Преображение» (на триумфальной арке). Страстной цикл - «Тайная вечеря», «Предательство Иуды» и «Взятие Христа под стражу», «Распятие» - на сев. склоне свода; «Сошествие Св. Духа на апостолов» - в зап. части. На стене аркосолия рядом с «Крещением» - арх. Михаил, напротив - «Сошествие во ад» и арх. Гавриил. Выбор изображений святых характерен для Каппадокии и включает св. воинов (вмч. Георгия, неск. Севастийских мучеников, мч. Ореста Каппадокийского, местночтимого св. Иерона) и преподобных (Мину, Ефрема, Олимпия, Арсения, Евфимия, Феклу и др.). Часовня Карабулут-килисе была погребальной. На плоском перекрытии - «Сошествие Св. Духа на апостолов» и «Вознесение прор. Илии». На стенах - образы воинов великомучеников Георгия и Феодора на конях, побивающих змеев, изображение в рост св. Евстафия. Сер.- 3-я четв. XI в. Юсуф-Коч-килисе расположена в с. Авджылар. Вырублена в зап. части отдельно стоящего конуса и была частью небольшого мон-ря (посвящение неизвестно, носит название по имени прежнего владельца). Представляет собой необычный вариант крестово-купольного храма с 2 апсидами и 2 куполами, опирающимися на 6 колонн, 2 из к-рых общие для обоих куполов. Великомученики Георгий и Феодор. Роспись Юсуф-Коч-килисе. 2-я четв. XI в. Великомученики Георгий и Феодор. Роспись Юсуф-Коч-килисе. 2-я четв. XI в. В конхе сев. апсиды - поясное изображение Богоматери с Младенцем на руках. В нижнем регистре святительский чин в рост (Василий Великий, Григорий Богослов, Николай Мирликийский и Иоанн Златоуст) фланкирован изображениями архидиаконов (Стефана и Лаврентия?). В тимпане над апсидой - погрудный образ Христа Пантократора.

http://pravenc.ru/text/164937.html

Карагедик-килисеси в Белисырме. Кон. X в. Карагедик-килисеси в Белисырме. Кон. X в. Мон-рь Дирекли-килисе («Церковь с колоннами», освящена во имя св. Георгия (?), кон. X - нач. XI в. (между 976 и 1025)) находится рядом с Бахаттин-Саманлыгы-килисеси и расположен в том же скальном массиве. Церковь имеет крестовокупольную форму, ее отличают высокие пропорции. Интерьер расширен боковой часовней и 2 нартексами, предназначенными для погребений. Полуразрушенный фасад, обработанный высокими пилястрами, нишами и арками, оконные проемы в фасаде указывают на то, что некогда здесь был двор. Будучи частью большого, вероятно монастырского, комплекса, церковь украшена фресками с изображениями святых. На противоположной стороне долины расположена Ала-килисеси - крестово-купольная церковь XI в. с 5 куполами, с тщательно вырезанными орнаментами на парусах. Церковь и прилегающие комнаты имеют крытую галерею на фасаде. Программа росписи включает многочисленные изображения святых и сцен праздников. Среди каменных церквей К. данного периода интересна Карагедик-килисеси в Белисырме (кон. X в.). Это большая крестово-купольная церковь с украшениями наружных стен из кирпича, галереей по фасаду и дополнительным приделом, что напоминает архитектурные приемы К-поля. Ее художники (и, вероятно, заказчики) - возможно, те же, кому принадлежит роспись расположенной неподалеку скальной церкви Бахаттин-Саманлыгы-килисеси. Церковь св. Григория в Гюзельюрте, похожая по конструкции на Карагедик-килисеси, перестроена в XIX в. Неск. каменных церквей сохранилось на склонах горы Хасан, включая комплекс Сют-килисеси и Ягдебаш-килисеси. Уникальна среди описанных церквей ц. Учаяк недалеко от Кыршехира, вероятно, кон. X в.- двойная церковь, выстроенная полностью из кирпича, также с атрофированным «греческим крестом» в плане. Сюмбюллю-килисе в долине Ыхлара. XI в. Сюмбюллю-килисе в долине Ыхлара. XI в. В долине Ыхлара, на левой стороне ущелья, севернее Агачалты, находится Сюмбюллю-килисе («Церковь с гиацинтами», посвящение неизв., XI в.), входящая в комплекс мон-ря. В отличие от большинства пещерных церквей у нее прекрасно сохранился фасад. Он представляет собой вытянутый горизонтально ряд вырубленных в скале сильно выступающих пилястр, между к-рыми расположены 2 арочных проема, ведущие в церковь и чередующиеся с 3 небольшими нишами. Архитрав над пилястрами украшен плоским аркатурным фризом. Церковь очень маленькая (центральный неф 2,5×1,9 м). Внутреннее пространство крестообразное. В центре - плоский купол, от к-рого отходят рукава креста с плоскими же потолками, такой же плоский свод у апсиды. Программа и масштаб росписи вполне соразмерны небольшому помещению, роспись архитектонична, т. е. выявляет и подчеркивает архитектурные формы, создавая впечатление монументальности.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010