Одна из тогдашних газет так сообщала своим читателям об обстоятельствах взятия Баязета: «Сильные от природы и хорошо укрепленные позиции турок у города Баязета были взяты нашими кавказскими войсками после горячего боя. Курдские полки поддержанные пехотой и массой вооруженных жителей под командой немецких офицеров пытались оказать нам сопротивление, но будучи сломлены стремительной атакой, побросав своих убитых и раненных поспешно отступили в полном беспорядке. Обходная колонна турок попала под перекрестный огонь артиллерии и была разбита, только жалкие остатки успели удрать в горы, преследуемые нашей конницей» . По свидетельству генерала-квартирмейстера штаба Кавказского фронта Е.В.Масловского, в ночь на 20 октября следовавшая в авангарде 2-я Кубанская пластунская бригада генерала И.Е.Гулыги опрокинула пограничные части турок и начала спускаться в Баязетскую долину. «Достигнув ее и выдвинув небольшой отряд к Баязету, который под угрозой движения наших войск был турками очищен, части Эриванского отряда повернули на запад и двинулись к Кара-Килисе. К концу октября отряд постепенно занял все примыкающие к нашей границе долины: Баязетскую, Диадинскую и Алашкертскую, выдвинув к югу передовые части... Эриванский отряд, выиграв пространство, тем самым лучше обеспечил своими малыми силами нашу границу на 200-верстном участке, а заняв Алашкертскую долину, вошел в связь с войсками, действующими на главном (эрзерумском) направлении, и обеспечил их левый фланг» . «И все это, - писал полковник Елисеев , - было очищено исключительно казачьими силами, так как 66-я пехотная дивизия шла в трех переходах от авангардной конницы» . Занятие Баязета, уже не раз прославлявшего русское оружие, имело большое моральное значение для наших войск. Полковник Ф.И.Елисеев так рассказывает о настроениях среди казаков в связи с этим первым успехом на Кавказском фронте: «Шумная беготня пластунов по улице и громкие крики " ура " разбудили меня. Прибежавший ординарец зовет к генералу Абациеву. - Почему кричат " ура " ? - спрашиваю.

http://ruskline.ru/history/2014/11/05/nu...

Аркадии и Гонории (одновременно правили в 395-408). Надпись указывает на вероятность перестройки ворот и стен города в это время, видимо в связи с обострением исаврийской угрозы. С севера и запада город окружают 3 некрополя. Ворота Диокесарии Ворота Диокесарии В ранневизант. эпоху (предположительно во 2-й пол. V в.) храм Зевса был перестроен в 3-нефную базилику (39×21 м). Целла храма была разобрана, а колоннада периптера включена в кладку внешних стен базилики в качестве контрфорсов. Базилика имела стандартные формы, с апсидой и пастофориями по бокам от нее. Внутренние колоннады базилики, а также проч. элементы декора почти полностью утрачены, что затрудняет определение даты постройки. Вторая базилика (23,2×16,4 м) находилась рядом с театром; она плохо сохранилась и заросла кустарником. Ее апсида была близка по форме к апсидам храмов в Каставале. Базилика св. Стефана, наиболее крупная в городе (52×22 м), видимо кафедральная, находилась за пределами стен. Почти полностью утрачена, хотя в 1-й пол. XX в. остатки храма были еще видны; раскопки не проводились. Алтарная часть базилики не имела пастофориев, что указывает на сравнительно раннее время ее постройки. Апсида, полукруглая изнутри, с вост. стороны была обнесена дополнительной стенкой и снаружи выглядела как прямоугольная. На внешней вост. стене была надпись, указывавшая на посвящение храма. К сев.-зап. углу здания примыкала цистерна. Базилика на сев. кладбище расположена также за пределами города. Постройка имела весьма необычную форму. Апсида храма в наст. время скрыта под совр. шоссе; ее форма была такой же, как у базилики, перестроенной из храма Зевса. Зап. часть храма вырезана из скальной породы. Здесь же, в 26 м к западу от алтаря, в скале находится неизвестное погребение, к-рое, вероятно, было особо почитаемым местом храма. Возможно, базилика возникла как мартирий на месте этой чтимой христианами могилы. Храмовый комплекс включал также ряды колоннад справа и слева от основного наоса, похожие на дополнительные боковые галереи базилики. Их назначение и сочетание с основным храмом неясны. Аналогов этой конструкции в К. нет, но с ней сравнима базилика 7 в Варате (Маденшехир, Бинбир-килисе ; центр М. Азии). Храм был богато украшен различными резными элементами, к-рые почти не сохранились. Это скальное погребение и возведенный на нем храм нестандартной формы могут считаться одним из наиболее ранних мест собраний христиан в Диокесарии ( Hild, Hellenkemper. 1990. S. 239-240; Hill. 1996. P. 252-256). Высказывалось предположение, что если Диокесария в одной из надписей была названа «городом святого Лукия», то эта могила и могла быть местом почитания святого ( Keil, Wilhelm. 1931. P. 61-62). Каставала

http://pravenc.ru/text/1684614.html

на Востоке Б., прежде всего купольные, строят в основном на визант. периферии (исключение - ц. св. Софии в Никее, ок. 1065), в принимавших Крещение странах (трехнефная базилика св. Софии в Охриде, столице новообразованного Болгарского царства, XI в.); на Кавказе (монастырские соборы Дорт-килисе и Пархал в Тайке (Тао), базиликальные элементы в памятниках типа храма Баграта в Кутаиси, ок. 1000). В средне-, поздне- и поствизант. эпохи тип раннехрист. Б. встречается редко. В XIII в. вырабатываются варианты, сочетающие элементы крестово-купольные и базиликальные. На севере Греции распространение получила трехнефная Б. с крестовым сводом (центральный неф перекрывается коробовым сводом и пересекается повышенным поперечным): монастырские храмы в Арте Като-Панагия, 1231-1267/68 гг., и Панагия Влахернитисса, кон. XII - нач. XIII в. (во 2-й пол. XIII в. возведены 3 дополнительных купола); Порта-Панагия вблизи Трикалы, 1238 г. В Мистре в ц. Одигитрии мон-ря Бронтохион, ок. 1310-1322 гг., и мон-ря Пантанассы, ок. 1430 г., были созданы комбинации трехнефной базилики с крестово-купольной галереей. После падения К-поля (1453) простейшие однонефные одноапсидные базилики с коробовым сводом в бывш. империи продолжали строить повсеместно. Из районов, наиболее тесно связанных с Приднепровской Русью, базиликальных построек много в Херсонесе, в средневек. и позднесредневек. (греч. и арм.) строительстве Крыма. Однако среди древнерус. храмов пока не обнаружено ни одного, к-рый можно было бы уверенно считать Б. Зап. Европа (VI-XII вв.) Доминирование раннехрист. Б. прекратилось к кон. VI в. в связи с кризисом в жизни городов в варварских королевствах (вестгот. Испания, англо-саксонская Англия и др.). Для возведения огромных Б. не было ни средств, ни строительных артелей, тем более что исчезала и потребность в строительстве Б., т. к. в жизни Церкви все большую роль играло монашество. План западнохрист. Б. приобрел функциональное деление: в главном нефе собиралась община, боковые оставлялись для процессий, направлявшихся к алтарной апсиде, отделенной от нефа не только особым поперечным компартиментом, вимой, но и развитым трансептом.

http://pravenc.ru/text/77368.html

Расположенные рядом храмы Эльмалы-килисе (Гёреме 19), Чарыклы-килисе (Гёреме 22) и Каранлык-килисе (Гёреме 23), очевидно, составляли центр небольшого мон-ря, кафоликоном к-рого была Каранлык-килисе. Типологически они относятся к одной группе т. н. 4-колонных храмов, имеют разные варианты плана визант. крестово-купольного храма на 4 колоннах, с 3 апсидами, большим центральным куполом на барабане, окруженным неск. малыми, к-рых в Эльмалы-килисе - 8, в Чарыклы-килисе - 3, в Каранлык-килисе - 5. В Эльмалы-килисе купола перекрывают боковые пространственные ячейки и не имеют барабанов; все сюжетные композиции размещены в люнетах стен. Чарыклы-килисе вырублена над помещением трапезной, это храм смешанного типа: в вост. части имеет план вписанного креста на 4 колоннах, в западной - свободного креста, образованного 3 рукавами, сходящимися под пространством центрального купола. Вост. пара парусов центрального купола опирается на 2 колонны, а западная - на углы стен. Особенность структуры Каранлык-килисе состоит в том, что 4 малыми куполами перекрыты угловые ячейки и еще одним - пространство перед центральной апсидой; имеет перед входом прямоугольный нартекс, перекрытый цилиндрическим сводом. Роспись Чарыклы-килисе. Сер.— 3-я четв. XI в. Роспись Чарыклы-килисе. Сер.— 3-я четв. XI в. Росписи всех 3 храмов были выполнены хорошо обученными мастерами, однако, несмотря на сходство (цветовая гамма, выраженное повествовательное начало, обилие растительного орнамента, большое число изображений донаторов и др.), их нельзя отнести к работам одной мастерской. Схема размещения композиций соответствует визант. системе росписи и имеет следующие общие черты: в центральной апсиде в конхе - Деисус, ниже - святительский чин, в сев. апсиде - Богоматерь с Младенцем в Чарыклы-килисе (тип «Умиление»), в южной - полуфигура арх. Михаила (в Каранлык-килисе - прав. Авраам, ниже - Мандилион). Центральный купол занимает изображение Пантократора, в парусах - 4 евангелиста (в Каранлык-килисе в парусах: в медальонах - Фома, Фаддей, Филипп и Прохор, а изображения евангелистов перенесены в люнеты, примыкающие к сев. апсиде); в малых куполах - погрудные изображения архангелов, названных по именам (в Эльмалы-килисе в 2 куполах юж. рукава - сонм летящих ангелов; изображение в куполе зап. рукава Христа на троне в мандорле в окружении ангелов - часть композиции «Вознесение», размещенной в люнете зап. стены). На внутренних поверхностях подпружных арок Каранлык-килисе и Эльмалы-килисе находятся изображения пророков. Евангельские сюжеты размещены в верхних зонах - в люнетах и на сводах, изображения святых - в нижних зонах стен; наиболее подробная иконографическая программа - в Каранлык-килисе.

http://pravenc.ru/text/164937.html

Интерьер Каранлык-килисе в Гёреме. Нач.— сер. XI в. Программа архитектурно-художественного развития средневизант. периода наиболее полно представлена в 3 храмах со сводами на 4 колоннах в Гёреме (нач.- сер. XI в.): Каранлык-килисе, Эльмалы-килисе («Яблочная церковь») и Чарыклы-килисе. Церкви созданы, видимо, одной артелью мастеров. Главная из них, Каранлык-килисе, тщательно высеченная в скальной породе, была наиболее структурирована. Ее выдающиеся по качеству фрески соотносятся с образцами к-польской живописи нач. XI в. В целом во всех 3 церквах росписи соответствуют программе, которая была характерна для храмов средневизантийского периода на территории империи (вынужденные отклонения объясняются небольшими размерами храмов). В Каранлык-килисе особенным художественным приемом является скрытие карнизов, позволившее увеличить пространство для сцен праздников. Возможно, строитель и художник работали независимо. Эльмалы-килисе и Чарыклы-килисе не столь совершенны как в архитектурном, так и в живописном плане. Эти 3 церкви составляют часть замкнутой монастырской зоны. Они ассоциируются с маленькими мон-рями, имевшими рядом с церквами трапезные с большими столами и скамьями, к-рые были высечены в скале. Крытая галерея по фасаду Каранлык-килисе выходила во внутренний двор, напоминая этим частные жилые резиденции. У Каранлык-килисе отсутствует парадный зал, характерный для резиденций, но рядом есть трапезная, примыкающая к церкви. Чарыклы-килисе также имела трапезную вместо парадного зала, в то же время часовня находилась на верхнем уровне. Остальные группы монастырских строений организованы в соответствии с особенностями ландшафта. Родли выделила 10 групп церквей и трапезных в Гёреме. В этих комплексах, как правило, рядом расположены хорошо разработанные и высеченные в скале фрагменты, украшенные фресками высокого художественного уровня, и помещения неправильной формы с непримечательными фресками. Монастырские участки, находившиеся за пределами Гёреме, также могут быть идентифицированы, однако эти территории слабо изучены.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

И. особенно почитали в Каппадокии, поэтому самые ранние и самые многочисленные его изображения в монументальном искусстве дошли во фресках каппадокийских пещерных храмов. Часто его образ помещали в центральной апсиде вместе с изображениями святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Николая Мирликийского или на арке, ведущей в апсиду, со свт. Спиридоном Тримифунтским. Изображения И. сохранились в Кылычлар-килисе, ок. 900 г. (на склоне арки, ведущей в апсиду, напротив свт. Спиридона Тримифунтского); в Айвалы-килисе в Гёреме, между 913 и 920 гг. (в юж. приделе, с юж. стороны, между свт. Григорием Богословом и свт. Спиридоном Тримифунтским); предположительно (по мнению Ж. Жерфаниона) в Балкан-Дереси 4 (ц. ап. Петра и Павла), 1-я пол. X в. (над алтарной нишей; оплечно, с епископским омофором); в Токалы-килисе (2) в Гёреме, кон. X в. (в поперечном проходе, на нижней части внутренней стороны одной из колонн, среди др. епископов; с седой бородой); в «Большой голубятне» (ц. св. Архангелов) в Чавушине, между 963 и 969 гг. (с коричневыми волосами и бородой); в Дирекли-килисе, 976-1025 гг. (в главной апсиде, с сев. стороны, рядом со св. Власием); в Карабулут-килисе, в 2 км к югу от Авджылара в Гёреме, 1-я четв. XI в. (в нижнем регистре в апсиде, рядом со свт. Григорием Богословом; в желтой фелони); в Эльмалы-килисе в Гёреме, 3-я четв. XI в. (в апсиде, крайним с юж. стороны; его фигура, как и фигуры еще 4 епископов, вписана в арку; он представлен благословляющим правой рукой, в левой держит Евангелие); в Чарыклы-килисе, сер.- 3-я четв. XI в. (с юж. стороны главной апсиды, под декоративной аркадой, среди др. святителей; как и все, с омофором); в Каранлык-килисе, 3-я четв. XI в. (в апсиде; с седыми волосами и бородой); в ц. св. Феодора в Тагаре, XI в. (в апсиде, вместе с другими отцами Церкви); вероятно, в ц. Сорока мучеников Севастийских (Алты-Пармак-килисеси) в Шахинефенди, 1216-1217 гг. (в юж. апсиде, в медальоне; с седыми волосами и бородой); в Безирана (Безирхане)-килисе близ Белисырмы, 2-я пол. XIII в. (в апсиде, вместе с др. святителями).

http://pravenc.ru/text/673743.html

Рядом с храмом в Чанлы-килисе существовали многочисленные крупные усадьбы, выстроенные вокруг внутренних дворов, с детально разработанными фасадами, что указывает на высокий статус и благосостояние их владельцев. Есть усадьбы и меньших размеров, как бы вспомогательные, однако большие, архитектурно разработанные комплексы в Чанлы-килисе преобладают. Трапезная ц. св. Евстафия мон-ря Гейиклы-килисе в долине Соганлы Трапезная ц. св. Евстафия мон-ря Гейиклы-килисе в долине Соганлы Поселение в долине Соганлы, напротив, типично сельскохозяйственного характера. Архитектурные формы построек отражают их принадлежность к разным группам визант. общества. Долина, вход в к-рую был с юга, делилась на 2 части, северную и западную - зона их соединения была заселена. Совр. деревня располагается внутри и вокруг ее визант. предшественницы; многоэтажные жилые участки сохранились в скалах. В центре стоит Ак-килисе - одноапсидная каменная церковь (VI в.?), служившая приходской для всей общины. В зап. части долины сохранилась скальная усадьба зажиточных владельцев со скрытыми за фасадом 2 крупными сводчатыми залами. Часовни расположены по обеим сторонам в верхнем уровне здания, а дополнительные комнаты - по крайней мере на 2 уровнях. Вся территория образует кладбище, в центре которого т. н. монастырь Гейикли-килисеси с хорошо сохранившейся ц. св. Евстафия, часовнями и большой тщательно высеченной трапезной. Соседство монастыря и усадьбы на противоположных сторонах долины позволяет предположить, что монастырь основан хозяевами усадьбы как место их будущего погребения. Так, в Гейикли-килисеси в одной из стенных ниш сохранилась надпись Иоанна Скепидиса, протоспафария и стратига, здесь могла находиться его могила. В сев. части долины Соганлы на вост. стороне есть еще одно большое имение - комплекс Карабаш-килисе. Возможно, это мон-рь, развившийся из отшельнического скита. В нем сохранились росписи кон. IX и XI вв. с надписями и изображениями донаторов также из семейства Скепидисов (1061 г., до прихода сельджуков). Практически напротив комплекса находилось огромное (монастырское?) кладбище с не менее чем 7 церквами и часовнями, где более 100 погребений, врезанных в конусообразный выход вулканической скалы на разных уровнях. Главная церковь - Куббели-килисе - искусно высечена, ее купол точно повторяет перекрытие каменного здания. Неясно, был ли мон-рь здесь же, поскольку местность подвержена сильной эрозии.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Апостолы Петр и Павел. Роспись Юсуф-Коч-килисеси. Сер. XI или XIII в. Апостолы Петр и Павел. Роспись Юсуф-Коч-килисеси. Сер. XI или XIII в. Одной из особенностей каппадокийских росписей, связанных с литургическим значением поминальных мон-рей, является размещение композиции Деисус в главной алтарной апсиде. Деисус, известный в визант. искусстве с VI в. (базилика мон-ря вмц. Екатерины на Синае), не имеет строго определенного места в росписи и чаще помещается на границе вимы или у основания конхи апсиды или на арке или своде вимы. Литургическое значение Деисус имеет и на эпистилиях темплонов. Из темы Деисуса развилась тема моленного образа. Эти изображения, часто встречающиеся в погребальных капеллах, в X-XI вв. получили особое место в росписях храмов К. и Грузии, где Деисус преимущественно располагался в главных алтарных апсидах. В иконографических программах храмов К. встречается только 3-фигурный Деисус, в к-ром по сторонам Иисуса Христа, сидящего на троне, изображены Пресв. Богородица и св. Иоанн Предтеча. Композиции дополняются фигурками припадающих ктиторов. В апсиде Каранлык-килисе изображены 2 ктитора, припадающие к трону Спасителя. Погребальное назначение в каппадокийских храмах имеет обычно сев. помещение (Авджылар-килисе), в Каранлык-килисе погребальные камеры находятся в притворе, в Чарыклы-килисе и Юсуф-Коч-килисеси - в наосе. Гробницы ктиторов устраивались обычно напротив сев. стороны у входа. Их расположение соотносится с образом молящейся Богоматери в Деисусе. В определенной связи с Деисусом находятся и многочисленные изображения личных св. заступников. Великомученики Георгий и Феодор. Роспись ц. св. Варвары в Гёреме. XI в. Великомученики Георгий и Феодор. Роспись ц. св. Варвары в Гёреме. XI в. Не менее 75 изображений ктиторов в 27 каппадокийских церквах сочетаются с изображениями патрональных святых. Прежде всего встречается арх. Михаил. В Каранлык-килисе он изображен с поднятым мечом, в Карабаш-килисе ктитор держится за ногу архангела. В Чарыклы-килисе фигуры ктиторов находятся рядом с Симоном Киринеянином, который держит крест.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Сарыджа-килисе в Кепезе. Сер. XI в. Сарыджа-килисе в Кепезе. Сер. XI в. По мере того как в X в. формировались крупные династии землевладельцев, увеличивалось и количество мон-рей, к-рые визант. знать основывала для поминовения усопших родственников и для собственного погребения. В Гёреме монастырские анклавы развивались в X-XI вв. вокруг кладбищ, относящихся к рим. эпохе. Скиты также стали появляться в это время, как правило, в непосредственной близости от поселений. Между монастырскими анклавами в Гёреме и крупнейшими художественными центрами Византии этого периода прослеживается связь. Определяющими для датировки церквей являются несколько построек с надписями, вокруг к-рых могут быть сгруппированы остальные памятники. Церковь св. Иоанна в Гюллюдере датируется по надписям 913-920 гг. Те же мастера работали над Старой Токалы-килисе в Гёреме. Обе церкви относительно просты по конструкции; имеют продолговатые цилиндрические своды, расписаны лентами сцен в повествовательной последовательности. Хорошо сохранившаяся Хачлы-килисе в Кызылчукуре скорее всего построена в это же время. Мн. церкви в долине Ыхлара датируются тем же периодом и представляют группу памятников, объединенных стилем росписей (по вкладной надписи, упоминающей визант. императоров Константина VII Багрянородного (913-920; 945-959) и Романа I Лакапина (920-944), напр., Эгриташ-килисеси; по сходным росписям, видимо выполненным теми же мастерами, может быть датирована церковь 6 в Мавруджане (Гюзелёзе) и расположенная рядом с ней Араз-Атлы-килисе). Трехчастный алтарь Старой Токалы-килисе в Гёреме. Ок. 950–960 гг. Трехчастный алтарь Старой Токалы-килисе в Гёреме. Ок. 950–960 гг. В X в. в К. получил распространение новый тип церквей с новыми программами росписи. В долине Соганлы ц. св. Варвары датирована по надписям 1006 г. (или 1021). Это еще простой по форме храм с цилиндрическими сводами, однако программа его росписи более соответствует конструкции крестово-купольных храмов (с планом типа вписанного креста). Самый ранний для К. пример нового типа храма - Кылычлар-килисеси в Гёреме (нач.- сер. X в.). Но, как и ц. св. Варвары, Кылычлар-килисеси является памятником переходного периода.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Саклы-килисе (ц. св. Иоанна, Гёреме 2а, сер. XI в.) расположена в зоне скал, прилегающих к музею. Прямоугольный в плане, вытянутый по оси «север-юг» храм имеет 3 апсиды и нартекс, открытый 2-частной аркадой в наос. Деисус. Роспись Каранлык-килисе. Сер.— 3-я четв. XI в. Деисус. Роспись Каранлык-килисе. Сер.— 3-я четв. XI в. Живопись выполнена по тонкому, просвечивающему белому грунту (штукатурка отсутствует), колорит 3-цветный. Геометрический орнамент скуп, нередко его заменяет красная линия, отделяющая архитектурные плоскости. Роспись апсид не сохранилась, за исключением южной, где остались фрагменты изображения Христа на троне. На стене, отделяющей нартекс от наоса, прорезанной 2-частной аркадой, со стороны входа в наос,- фигуры Богоматери и арх. Гавриила из сцены «Благовещение» и фигура прор. Исаии. В замке сев. арки, в медальоне,- изображение Христа Еммануила, в замке южной - Нерукотворный образ Спасителя на убрусе, окруженный 7 печатями. Такой же образ, но без печатей находится в предалтарной части наоса, на сев. стене. Рядом, под большой композицией с изображением вмч. Георгия на коне, побивающего змея,- погрудный образ архангела. Верхние части стен занимают неск. композиций из евангельского цикла («Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Распятие»). На юж. стене при входе - «Видение св. Евстафия», сюжет, нередко повторяющийся в каппадокийских храмах. Фигуры святых занимают нижний ярус стен, поверхности опор и арок, разделяющих пространство храма: Иеремии, Космы и Дамиана, Игнатия, Никиты, Георгия и Феодора (изображены на конях, друг напротив друга, побивающими копьями змеев), Константина и Елены, Димитрия, Нестора, Феодора Тирона, Ермолая, Пантелеимона; на сев. стене - изображение местночтимого св. воина Иерона. Роспись Эльмалы-килисе. Сер.— 3-я четв. XI в. Роспись Эльмалы-килисе. Сер.— 3-я четв. XI в. Роспись в Саклы-килисе более схематична, чем в Юсуф-Коч-килисе. Статичность образов отдельно стоящих святых сочетается здесь с активной жестикуляцией персонажей из евангельских сцен. В фигурах соблюдены классические пропорции, вместе с тем в них сильна экспрессия, характерная для каппадокийской живописи, что особенно ощутимо в ликах, имеющих в качестве основного тона белый цвет основы - грунта или стены. Резкие, контрастные по отношению к основному тону оливковые тени заменяют собой контур, обрамляющий лик. В изображении одежд теплые тона красных и желтых охр сочетаются с холодными темно-лиловым и белым. Диссонанс в стиле такого искусства вызван провинциальностью восприятия визант. идеала этого времени.

http://pravenc.ru/text/164937.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010