Иаков, брат Господень. Царские врата. Левая створка. 1688 г. Иконописец С. Дзагкаролас (Музей Бенаки, Афины) В составе минейных изображений И. известен по фрагменту на иконе на сент., окт. и нояб. (XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Он представлен поверженным, обернувшимся к палачу, на И. розовая фелонь, синий подризник, белый омофор. Его единоличные изображения или сцена мученичества были включены в росписи ряда храмов средневек. Сербии, напр. ц. Вознесения Господня в Дечанах (ок. 1348) - на юж. стороне центрального нефа, в зап. травее (3-й ярус). Фигура И. в рост, облаченного в полиставрий, благословляющего обеими руками, представлена на фоне стены с башнями, символизирующими Иерусалим, и имеет подпись: «сты иеков брат гнь епспъ». В ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (1376-1381) находятся погрудные изображения И. и свт. Арсения Иерапольского; в росписях ц. Богоматери в Пече (1561) композицию мученичества И., представленного коленопреклоненным, сопровождает подпись: «стыи свщеенно мученик Иаков брат гнь». Бегство в Египет. Роспись Токалы-килисе в Гёреме, Каппадокия. 1-я пол. X в. Бегство в Египет. Роспись Токалы-килисе в Гёреме, Каппадокия. 1-я пол. X в. На Руси чрезвычайную популярность образ И. имел в искусстве Вел. Новгорода. Два посвященных ему храма возникли еще в XII в., в соборе Св. Софии хранились крест с частицей мощей И. и др. мощевики. Помимо росписей в монастырских храмах 2-й пол. XII в. сохранились иконы XV-XVI вв. избранных святых, где И. изображен со святыми др. чина, прежде всего с целителями: напр., с мучениками Флором и Лавром (2-я пол. XV в., ГРМ - И. в центре, с удлиненной бородой, в коричневой фелони и светлом подризнике, с подписью: «брат г(осподе)нь»), со святыми врачами Космой и Дамианом (1-я пол. XVI в., ЦМиАР), с подписью: «агиос Иаков брат г(осподе)нь по плоти»; на нем полиставрий, синий подризник, золотые палица и епитрахиль. Особое явление представляют иконы, на к-рых И. изображен с избранными святителями, напр. со святителями Николаем, архиеп.

http://pravenc.ru/text/200153.html

Визант. влияние проявилось в полосатой каменно-кирпичной строительной технике двухъярусной церкви-усыпальницы и внутренней кладке собора мон-ря Дорт-килисе, в наличии круглых или многогранных подкупольных столпов и куполов над угловыми компартиментами храма типа вписанного креста (Ошкванк). Традиц. для Армении структура фасадной аркатуры на узких полуколонках наложена на типичные для визант. построек лопатки и арки (Ошкванк). На фасадах храмов Тайка заметно выделяются рельефы, составляющие ктиторские и геральдические композиции, библейские сцены, отдельные фигуры святых и ангелов. В соборе в Ошке ктиторы, включенные в композицию «Деисус», облачены в богато орнаментированные одежды, все фигуры выдержаны в одном масштабе (визант. схема имеет ближайшую аналогию в храме Мрена в Армении, 639 г.). С образцами монументальной пластики Ани и Ахтамара можно сравнить геральдические и фантастические изображения животных в Ошке, Хахуле и Пархале. В юж. галерее собора в Ошке сохранилась колонна, сплошь покрытая орнаментами и сюжетными рельефами. Отдельные элементы на фасадах, арки, обрамления окон храмов покрыты аниконической росписью, нек-рые резные орнаменты также раскрашены. Внутренние росписи тайкских храмов сохранились фрагментарно, но позволяют судить об их ориентации на визант. образцы и связь с росписями церквей в Грузии того же времени. Точно датированы лишь фрески Ошка - 1036 г. Вероятно, сразу после строительства, в посл. трети X в., расписан собор в Дорт-килисе. В его апсиде были представлены композиции «Благовещение», «Встреча Елизаветы и Марии», «Моисей, получающий скрижали Завета», фигуры святителей и др. На арке алтарного окна сохранился образ ктитора (Ж. Тьерри) или коронованной Богородицы (З. Схиртладзе) с моделью базилики и груз. надписью «Сион». Анализ памятников Тайка выявляет их тесные связи с зодчеством Армении (Ширак) и Грузии (Кларджети, Шавшети и др.). В результате присоединения части этой области к Грузинскому царству усилился процесс влияния груз. искусства. Ярким примером этого является перестроенный в 1027 и 1032 гг. собор в Ишхани.

http://pravenc.ru/text/76104.html

Багаван [от парф. баг - идол и арм. аван - город], мон-рь св. Иоанна Крестителя (по др. версии - св. Григория), располагавшийся у сев.-вост. подножия горы Нпат в обл. Багреванд пров. Айрарат Вел. Армении; по араб. версии Жития св. Григория арм. историографа Агафангела, «царский город» арм. Аршакидов у р. Евфрат ( Агатангелос. § 810-819); после первой мировой войны на территории Турции (дер. Уч-килисе в иле Агры). Б. был культовым центром дохрист. Армении и местом погребения верховных жрецов. Здесь, в водах Евфрата, в 301 г. произошло крещение царя Трдата св. Григорием Просветителем, со временем это место было отмечено множеством крестов, высеченных в прибрежных скалах. Вблизи Б., на вершине горы Нпат, были часовни и места молений католикоса Нерсеса Великого (353-373), откуда он, по преданию, наблюдал за битвой армян с персами на поле Дзирав. Агафангел в «Истории Армении» рассказывает о том, что в IV в. св. Григорий Просветитель основал в Б. храм над мощами святых Иоанна Крестителя и Афиногена (посвящение не указано, однако в источниках он упоминается то как храм св. Иоанна Крестителя, то как храм св. Григория) и установил празднование их памяти. Лазар Парпеци (V в.) считал эту постройку мартирием (часовней) равноап. св. Григория, историограф X в. Ованнес Драсханакертци называл обителью св. Григория. Вероятно, на месте древнего храма при имп. Ираклии был возведен новый храм, основанный, согласно надписи, 15 июня 631 г. и завершенный 9 июля 639 г. «на местные средства во всем, при зодчем Исраеле Горагчеци». По мнению И. А. Орбели, надпись, стертая при ужесточении борьбы с халкидонитами, изначально содержала имя ктитора Католикоса Езры (в грецизированной форме - Езрас). С. Х. Мнацаканян считает, что в надписи упоминалось имя еп. Нерсеса Таеци до его восшествия на патриарший престол в 641 г. Во 2-й надписи указано, что в 88 г. по арм. летосчислению было закончено строительство храма. В XIX в. Б. получил тур. название Уч-килисе (3 церкви), что может как отражать трехапсидную структуру храма, так и свидетельствовать об одновременном существовании здесь 3 церквей. Б. становится епархиальным центром областей Багреванд и Аршаруник. Самыми знаменитыми епископами здесь были Езник Колбаци и Мовсес Хоренаци.

http://pravenc.ru/text/77312.html

Читаем икону Елеуса — Милующая Всё, что нужно знать о способе изображения Богородицы, который у нас принято называть «Умиление» 8 сентября, 2014 Всё, что нужно знать о способе изображения Богородицы, который у нас принято называть «Умиление» Название иконографии Богоматери «Елеуса» – «Милующая» – происходит от греческого слова «ελεος» – сострадание, милость. В России эта иконография была известна как «Умиление», однако это не совсем точный перевод греческого наименования. К этому иконографическому типу принадлежит целый ряд чтимых икон: Владимирская, Донская, Толгская, Игоревская, Феодоровская, Почаевская. Надписание «Елеуса» появляется на византийских иконах Богоматери Одигитрии уже в IX–X веках. Композиция Елеусы, в которой Младенец прижимается щекой к щеке Богородицы, вероятно, выделилась из более древней иконографии «Одигитрия» в послеиконоборческий период. Одно из первых, дошедших до наших дней изображений, где Матерь Божия и Богомладенец изображены во взаимном ласкании, – это фреска скальной церкви Токали килисе, датируемая X веком. Широкое распространение такая иконография получает в XI веке. Фреска церкви Токали килисе в Гёреме. X в. Каппадокия, Турция Основная тема иконографии Богоматери «Елеуса» – тема любви – раскрывается в различных аспектах. С одной стороны, вполне очевидна тема материнской любви, нежности Пречистой Девы к Своему Сыну; с другой стороны, присутствует тема будущих страданий Богомладенца, Крестной жертвы как высшего выражения любви Бога к человечеству. Богоматерь Владимирская. Константинополь. 1-ая треть XII в. ТГТ, Москва Неслучайно на обороте одной из самых почитаемых на Руси икон, Владимирской, изображены Престол уготованный (Этимасия) и орудия страстей. Лицевая и оборотная сторона иконы передают единое догматическое содержание: указывающие на грядущие страдания Господа Крест и орудия страстей «разъясняют» молящемуся скорбный оттенок образа Богородицы. Престол и орудия страстей. Оборот иконы «Богоматерь Владимирская». Москва. Нач. XV в.(?) ГТГ, Москва

http://pravmir.ru/eleusa-obraz-lyubvi/

Стиль росписи, характерный для восточнохрист. группы памятников (схож с живописью Токалы-килисе I), отличается следующими чертами: искаженными ракурсами и пропорцией фигур, экспрессивностью поз и движений, акцентированно большими размерами рук и ног, а также широко раскрытых глаз, отвлеченностью персонажей при общей повествовательности сюжетов, включающих бытовые детали, открытые локальные цвета (ярко-красный, ярко-голубой, зеленый). Кон. X - 1-я четв. XI в. Росписи храмов Мерьемана (или Кылычлар-Кушлук; Гёреме 33), Цистерны, Карабулут-килисе исполнены одной артелью с небольшим разрывом во времени, назвать последовательность их создания трудно. Стиль росписи отличают черты провинциальности, местного восприятия визант. образцов, особенно в сравнении с живописью того же времени в ц. св. Варвары в Соганлы (между 1006 и 1021). Объем фигур обозначен неск. линиями, схематично повторяющими визант. прототип; сюжеты приобретают жанровость. Успение Пресв. Богородицы. Роспись церкви Мерьемана. Кон. Х — 1-я четв. XI в. Успение Пресв. Богородицы. Роспись церкви Мерьемана. Кон. Х — 1-я четв. XI в. Церковь Мерьемана расположена в 300 м от музея, в скалах, и является частью разрушенного монастырского комплекса. Прямоугольный в плане храм, вытянутый по оси «север-юг», имеет 3 апсиды (юж. апсида обрушена), перекрыт 2 цилиндрическими сводами (северный в 2 раза шире южного) без промежуточных опор. В юж. и сев. стенах, ограничивающих неф, вырублены ниши. Перед апсидами находится поперечный проход, расположенный на неск. ступеней выше основного пространства, перекрытый 3 поперечными цилиндрическими сводами и ограниченный колоннадой. Эта архитектурная особенность скорее всего копирует вост. часть Токалы II. В центральной апсиде сохранилось изображение Христа на троне - фрагмент деисусной композиции. В сев. апсиде представлен небесный покровитель донатора сщмч. Никандр Мирский, по сторонам к-рого - святители Василий Великий и Модест Иерусалимский. Над 2 арками сводов, ограничивающих поперечный проход перед алтарной частью, перед сев. и центральной апсидами,- Деисус: оплечные образы в медальонах Христа, Богоматери и св. Иоанна Предтечи.

http://pravenc.ru/text/164937.html

В полуразрушенной юж. апсиде сохранились остатки росписи: нимб и крыло арх. Михаила и написание его имени по-гречески, очевидно, здесь было изображение Богоматери между 2 архангелами либо больших размеров образ арх. Михаила (предположение Н. Тьерри), как, напр., в Эльмалы-килисе или Чарыклы-килисе. Рождество Христово. Роспись церкви Цистерны. Кон. Х — 1-я четв. XI в. Рождество Христово. Роспись церкви Цистерны. Кон. Х — 1-я четв. XI в. На сводах перед апсидами - погрудные изображения преподобных жен с молитвенно воздетыми руками: Евдокии и Марины, Анны и Параскевы, Анастасии и Евпраксии. На стенах в наосе жен. фигуры представлены в рост. Большое количество образов св. жен позволяет предположить, что церковь была частью жен. мон-ря. На триумфальной арке центральной апсиды - полуфигура прп. Онуфрия Великого, а над аркой сев. апсиды - прп. Зосимы Палестинского (в позе оранта); изображение прп. Марии Египетской помещалось над аркой утраченной юж. апсиды ( Jolivet-Levy. Р. 144). В юж. части наоса расположены сцены «Путешествие в Вифлеем» и «Рождество Христово», в северной - «Распятие» и «Успение». Остальное пространство наоса занято образами святых, среди к-рых - свт. Иоанн Златоуст, прор. Даниил во рву львином, св. Иоанн Предтеча, держащий свиток с надписью: «Се агнец Божий…» (в нишах юж. стены), великомученики Георгий, Феодор, Пантелеимон, Евстратий, равноапостольные Константин и Елена (в нишах зап. стены), мч. Христофор в воинских одеждах (справа от входа на сев. стене) и др. На зап. стене - изображение Богоматери в рост между 2 архангелами. У ног Богоматери - коленопреклоненные фигурки донаторов, супругов Никандра и Эбоннеи. Церковь Цистерны расположена недалеко от с. Авджылар в долине Эль-Назар. До 1999 г. была замурована до свода и служила для сбора воды. Прямоугольная в плане церковь перекрыта большим цилиндрическим сводом, имеет выступающую апсиду, в сев. и юж. стенах вырублено по 1 высокому неглубокому аркосолию (сдвинуты к востоку); с зап. стороны аркосолиев еще по 1 маленькой нише, в юж. нише - конный образ вмч. Георгия, побивающего змея.

http://pravenc.ru/text/164937.html

прп. Иоанн был заточен по приказу имп. Льва V, освобожден в 820 г., однако снова был арестован при имп. Феофиле (умер в 825 или 832). Известен также игумен Кафарского мон-ря Зосима, к-рый, вероятно, построил храм в соседнем Василинополе. II. Саккудийский мон-рь. Локализуется предположительно ближе к мысу Арганфоний (ныне Бозбурун), выше совр. дер. Арнавуткёй, в урочище Килисе-Мевки (Место церкви) ( Cheynet, Flusin. 1990; Auz é py et al. 2005) - родине студитского движения. Основан в 782/3 г. прп. Феодором Студитом, к-рый до этого в течение 12 лет был игуменом в Символьском мон-ре на О., и его племянником прп. Платоном на территории родового имения Воскитий. Настоятелем Символьского мон-ря прп. Феодор оставался до 794/5 г.; в этом качестве святой участвовал в VII Вселенском Соборе. Благодаря семейным богатствам прп. Феодора и его дружбе со свт. Тарасием , патриархом К-польским (784-806), мон-рь стал быстро расти: одной из первых была построена купольная ц. св. Иоанна Предтечи (украшена мозаиками, наборным полом). Возможно, именно в Саккудийском скриптории зародился минускульный тип письма. Ослабевший прп. Платон передал управление обителью прп. Феодору, избранному в 794 г. игуменом. Сразу после этого мон-рь оказался вовлечен в михианскую схизму, следствием чего стали репрессии 797 г., к-рым обитель подверглась со стороны комита схол Вардана и стратига фемы Опсикий Иоанна: арестованных монахов отвели сначала в соседний Кафарский мон-рь, после чего прп. Платон был заточен в К-поле, а прп. Феодор препровожден по юж. побережью Мраморного м. в Фессалонику. После освобождения прп. Феодор посетил Саккудий, однако, опасаясь араб. набегов, поселился в столице у прп. Платона, где они заново заселили древний Студийский мон-рь. Из Студия прп. Феодор продолжал руководить Саккудийской обителью, в частности, направлял туда монахов. Игуменами мон-ря после прп. Феодора стали Акакий и затем Софроний; важную роль в обители играл ее иконом Евпрепиан, к-рый оказался с прп. Феодором в заключении в 809 г., но затем, ограбив монастырскую казну, отрекся от монашества. В 816-818 гг. монахи временно покинули мон-рь. Последнее упоминание о Саккудии относится к 844 г., когда его игумен Афанасий участвовал в перенесении мощей прп. Феодора Студита. В урочище Килисе-Мевки обнаружены фундаменты зданий и фрагменты мраморных сполий.

http://pravenc.ru/text/2578317.html

В этом списке в разд. «Писания» не проводится различие между «поэтическими» и «прозаическими» книгами; 5 «свитков» идут не подряд; принцип организации скорее хронологический. Такой порядок следования книг в разделах «Пророки» и «Писания» также встречается в средневек. евр. манускриптах. Христианский канон (Ветхий Завет) Статус Ветхого Завета в христианской Библии Свящ. Писание еврейской традиции стало первым Свящ. Писанием христиан. Во II в. по Р. Х. попытку исключить ВЗ из состава христианского Свящ. Писания предпринял Маркион . Учение Маркиона было осуждено уже св. отцами и учителями Церкви II-III вв. (сщмч. Ириней Лионский, Тертуллиан, мч. Ипполит Римский). С тех пор отвержение ВЗ осуждается Церковью как ересь маркионитства. «Канонические» и «неканонические» книги Ветхого Завета Прор. Даниил. Роспись ц. Эльмалы-килисе в Гёреме, Каппадокия. XI в. Прор. Даниил. Роспись ц. Эльмалы-килисе в Гёреме, Каппадокия. XI в. Ранняя Церковь восприняла из евр. традиции, во-первых, само понятие Свящ. Писания, во-вторых, «закон, пророки и другие книги», почитавшиеся в иудаизме эллинистическо-рим. времени. С т. зр. их позднейшей судьбы в евр. и христ. канонах эти книги могут быть разделены на 3 группы. 1. Книги, к-рые в раввинистическом иудаизме считаются каноническими и получили такой же статус в христ. каноне. В христ. традиции их канонический статус никогда не подвергался сомнению (исключением является лишь Книга Есфири, к-рую нек-рые отцы не включали в К. б.). 2. Книги, не вошедшие в раввинистический канон Свящ. Писания, но в итоге, хотя и с оговорками, включенные католич. и правосл. Церквами в состав ВЗ. Эти книги в католич. Церкви (с XVI в.) принято именовать «второканоническими»; в РПЦ (с XIX в.) - «неканоническими». В Правосл. Церкви эти книги почитаются как священные, полезные и назидательные. Более того, Книга премудрости Соломона, Книга прор. Варуха, а также Молитва Манассии и дополнения к Книге прор. Даниила читаются за богослужением. Протестант. традиция не признает их священным писанием и именует «апокрифами Ветхого Завета». 3. Книги, к-рые не вошли ни в евр. канон, ни в канон правосл. Церкви, ни в канон католич. Церкви. В католич. и правосл. традициях для них принято наименование «апокрифы Ветхого Завета», в протестантизме, где слово «апокриф» прочно ассоциируется с второканоническими (или неканоническими) книгами ВЗ, их принято называть «псевдоэпиграфы». К числу ветхозаветных псевдоэпиграфов относятся «Книга Еноха», «Книга Юбилеев», «Завещание 12 патриархов», «Завещание Моисея», «Апокалипсис Адама», «Апокалипсис Варуха», «Апокалипсис Моисея» и ряд др. книг. Многие ветхозаветные псевдоэпиграфы, бытовавшие в ранней Церкви, до нас не дошли и известны только по названию. Состав корпуса неканонических книг Ветхого Завета

http://pravenc.ru/text/Канон ...

Жертвоприношение на горе Кармил. Вознесение прор. Илии. Роспись склона арки ц. Айвалы-килисе, Каппадокия. Между 913 и 920 гг. Жертвоприношение на горе Кармил. Вознесение прор. Илии. Роспись склона арки ц. Айвалы-килисе, Каппадокия. Между 913 и 920 гг. В апсиде базилики Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (ок. 549) в символической сцене «Преображение Господне» (фигура Христа замещена крестом с Его ликом в средокрестье, апостолы Петр, Иоанн и Иаков представлены в виде агнцев, кресту в позе оранта предстоит еп. Аполлинарий, по сторонам которого - 12 апостолов в виде агнцев) полуфигуры пророков И. (справа) и Моисея (слева) представлены в заревых облаках (подобные изображения восходят к античной иконографии явления божества в облаке). И.- старец с длинными, седыми волосами, разделенными посередине прямым пробором и спадающими на спину, седая длинная борода заострена книзу. Он одет в тунику с длинными свободными рукавами с одной пурпуровой полосой по краю и с 2 - по краю рукава, сверху - свободная тога, левая рука покровенна. На близкой по времени мозаике «Преображение Господне» в апсиде кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае (между 527 и 565) И. изображен в рост слева от Иисуса Христа, благословляющим. Волосы и борода седые, длинные волосы свободно ниспадают на плечи и спину, борода клиновидная. Пророк одет в длинный хитон с 2 полосами по центру, подпоясан тонким черным поясом с крестами, чередующимися с полосками, поверх хитона - милоть. В этом изображении, соотносимом с образом св. Иоанна Предтечи, подчеркнут аскетический момент служения И. Самое раннее известное иконное изображение И. выполнено в технике восковой живописи (энкаустики) в VII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Икона являлась правой створкой не сохранившегося триптиха. И. изображен седовласым, его одежды проработаны ассистом. Правая рука - в пророческом жесте, в опущенной левой - развернутый свиток. Лит.: Calderini A., Chierici G., Cecchelli C. La Basilica di San Lorenzo Maggiore in Milano. Mil., 1951; Deichmann F. W. Ravenna. Wiesbaden, 1969-1976; Bd. 1-2. Geschichte und Monumente. Kommentar. The Excavations at Dura-Europos: Final Report. New Haven, 1956. Vol. 8. Pt. 1: Kraeling C. H. The Synagogue; 1967. Vol. 8. Pt. 2: idem. The Christian Building; Gutmann J. The Dura Europus Synagogue Paintings//The Synagogue in Late Antiquity. Phil., 1987. S. 61-71; Miziolek J. Sol verus. Wrocaw, 1991; Perkins A. The Art of Dura-Europos. Oxf., 1973; Weitzmann K., Kessler H. L. The Frescoes of the Dura Synagogue and Christian Art. Wash., 1990. (DOS; 28); Сусленков В. Е. Свет в позднеантичном и раннехрист. искусстве и раннехрист. иконография Христа-Солнца//Образ Византии. М., 2008. С. 73-104.

http://pravenc.ru/text/389301.html

Другие постройки императоров 2-3-й четв. XI в. мало известны. После ремонта в 1021 г. имп. Роман III в 1034 г. восстановил акведук и водоприемники; очевидно, из-за землетрясения 1032 г. имп. Михаил VI приказал очистить Стратигион, уже давно служивший рынком для скота; Магдалино ( Magdalino. 1993. P. 57-58) без достаточных оснований рассматривает этот факт как часть программы по обновлению города. Между тем в это время город столкнулся с перенаселением, вызванным притоком мигрантов и беженцев с окраинных земель Византии в 1014-1044 гг., так что имп. Константин IX вынужден был выселить из К. 100 тыс. армян, арабов и евреев. В 70-х гг. XI в. в городе появилось много беженцев с востока, спасавшихся от наступавших на М. Азию тюрок-сельджуков ( Magdalino. 1993. P. 64). Эпоха династий Комнинов и Ангелов (кон. XI-XII в.) Церковь св. Феодора (Килисе-джами). Гравюра. 1877 г. Церковь св. Феодора (Килисе-джами). Гравюра. 1877 г. Численность населения К. в XII в. продолжала расти. Рус. паломник Антоний Новгородец, побывавший в К. в 1200 г., отмечал, что по переписи имп. Мануила I Комнина в сер. XII в. в городе проживало 54 тыс. клириков; Робер де Клари упоминает о 30 тыс. Участник 4-го крестового похода Жоффруа де Виллардуэн оценивал численность жителей К. в 1204 г. в 400 тыс. чел., что приближалось к количеству населения в VI в. Согласно Геральду Камбрийскому, рыцари 4-го крестового похода насчитали в городе и его окрестностях 64 монастыря, 294 церкви, 2553 лодки, 361 парусный корабль, 157 галер и барж ( Magdalino. 1993. P. 62-63). По оценке каталога всех известных к-польских церковных комплексов Жанена, в XI-XII вв. церковная жизнь К. достигла пика своего развития; в городе насчитывалось не менее 300 храмов и мон-рей. Рост населения города требовал постоянных поставок хлеба из Македонии, Фессалии, Эллады и Пелопоннеса (Ibid. P. 66-67) и дополнительных мер по улучшению инфраструктуры. Так, императоры Мануил I и Андроник I пытались провести в город воду из региона Белградского леса, причем Андроника обвиняли в том, что он не завершил ремонт акведука: вода была лишь в населенной аристократами сев.-зап. части города (Ibid. 1993. P. 63-64). Имп. Алексей I в нач. XII в. построил на Акрополе большой орфанотрофеон (дом призрения для больных, нищих и сирот), который его дочь царевна Анна Комнина называла «другим городом внутри столицы», способным вместить тысячи людей ( Ann. Comn. Alex. XV 7. 4).

http://pravenc.ru/text/2057122.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010