О некоторых типах христианских построек этого периода в К. есть сведения в творениях каппадокийских отцов Церкви IV в. Можно отметить существование мартириев, видимо, октогональной формы (мартирий в Ниссе), описанных святителями Григорием Нисским и Григорием Богословом. К кон. IV в. в Кесарии упоминается 6 мартириев. При свт. Василии Великом там же была возведена базилика. Тем не менее до нач. V в. в К. христианская архитектура развивалась сравнительно медленно. Близ Шахинефенди (греч. Совес) была раскопана рим. вилла, вероятно, кон. IV в. с мозаичными полами вокруг центрального внутреннего двора. Небольшая часовня была пристроена ко двору позже, возможно в VI в. За пределами виллы обнаружены христ. захоронения и комплекс терм также, видимо, IV в. Аркада в ц. св. Иоанна Крестителя в Чавушине. V в. Аркада в ц. св. Иоанна Крестителя в Чавушине. V в. В основном IV век представлен сохранившимися некрополями. Высеченные в скалах гробницы были изучены в Мазыкёй, Гёреме , на дороге между Джемилем и Соганлы, в Озюгюзель. Указаний на то, что они оставлены христианами, нет, хотя некоторые из некрополей позднее использовались для захоронений христиан. Хорошо сохранившийся римский мавзолей IV в. в Шаре (греч. Комана) позволяет судить о развитии более поздних христианских конструкций. Кызыл-килисе в Сиврихисаре. Сер. VI в. (?) Кызыл-килисе в Сиврихисаре. Сер. VI в. (?) К V в. можно отнести ц. св. Иоанна Крестителя в Чавушине. Это аккуратно высеченная скальная базилика. Ее центральный неф отделен от боковых приделов аркадами, аркада украшала и фасад нартекса. В интерьере подковообразной в плане апсиды - высеченные в скальном массиве престол, синтрон и одноступенчатая скамья. В центре, практически под алтарем, находится крестообразная крипта, врезанная в скальный пол. Эти особенности, а также небольшой размер базилики сближают ее со Студийской базиликой в К-поле (сер. V в.). Однако в Чавушине сев. придел, вероятно, был отделен от нефа перилами и завершался алтарем, а юж. придел, гораздо более широкий, открывался в подсобные помещения, расположенные к востоку.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Ранневизант. церковная архитектура Л. представлена лишь небольшим количеством сохранных памятников. В Иконии существовала большая базилика, возможно, храм Св. Софии или ц. св. Иоанна Крестителя, упоминаемые в Житии свт. Амфилохия. Кроме того, до нач. ХХ в. существовал храм Преображения на крепостном холме. Фундаменты и опоры базилики были использованы в сельджукских постройках. Можно говорить об общем для Л. архитектурном стиле, т. к. по своей форме эти опоры (низкие двойные колонны, похожие в сечении на прямоугольник со скругленными углами или точнее на поперечные столбы с полуколоннами на торцах) очень близки к форме опор базилик в Яниктепе, Варате и ее окрестностях. В этом районе сохранилось большое количество визант. храмов, из-за которых Варата в тур. эпоху получила название Бинбир-килисе (Тысяча и одна церковь). Рим. и ранневизант. города с крепостью находились в долине. Особенно выделяется кафедральная базилика 1 (кон. IV в.; здесь и далее нумерация по Г. Белл), с хорами, декоративной кладкой из разноцветного камня и фресками (2 слоя; 2-й - с фигурами святых в арках между колоннами). В VI-VII вв. помимо зальных храмов строились каменные сводчатые базилики на столбах с полуколоннами, без пастофориев, с круглой 1, 5, 6, 7, 12) или реже граненой 3) апсидой (короткие - только 15 и 16), а также центрические храмы: триконхи 9), октагоны, двойные 10) и с рукавами креста 8; этому храму подобен мартирий в Нисе, известный по описанию свт. Григория Нисского) и крестообразные 11, 12, 28), иногда в качестве придельных 21). Скальная церковь в Килистре. VIII в. Скальная церковь в Килистре. VIII в. Др. важным центром строительства был Леонтополь, где были возведены 3-нефная базилика и октагон с внутренней ротондой из колонн. Т-образные храмы известны в большом монастырском комплексе в Куршунджу, в районе Алисумасыдаг (храм «Хаят») и в Бейэтьёкёю (зап. часть трансформирована в базилику, подобную Бинбир-килисе). Ранневизант. церкви известны также в Амвладе (2), Васаде, Иде, Исаврополе, Кодилиссосе, Листре, Мисфии, Посале (гробница некоего мч. Павла), Салараме, Фивасе, на Эленгирифдаге и, возможно, в Корне. Ранневизант. архитектурные фрагменты и надписи встречаются в Дервии, Гданмаа, Илистре, Канах, Ларанде, Перте и Пиргах.

http://pravenc.ru/text/2110495.html

Вмч. Мина. Фреска ц. свт. Николая Каснициса в Кастории. 2-я пол. XII в. Вмч. Мина. Фреска ц. свт. Николая Каснициса в Кастории. 2-я пол. XII в. На примере лицевых минейных рукописей, где изображение каждого святого закреплено под соответствующим днем памяти, становится особенно очевидным не только различение 2 святых с именем Мина - М. и мч. Мины Александрийского (Калликелада), но и вырисовываются специфические черты иконографии святого; там же, в минеях, определяется его совместное изображение со сщмч. Викентием Августопольским и мучениками Виктором и Стефанидой Дамасскими, чья память приходится тоже на 11 нояб., но их Жития никак не связаны. Так, в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 174, 1-я четв. XI в.) представлена сцена мученичества М., Виктора, Викентия и Стефаниды; М., над к-рым палач занес меч, показан средовеком, короткие с проседью волосы кудрявы, недлинная борода имеет округлую форму; он облачен в длинный хитон серо-голубого тона. Та же характеристика дана святому на миниатюре в Минологии из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (Sinait. gr. 500. Fol. 129v, 1063 г.), где он занимает почетное место в центре, между стоящими фронтально в рост сщмч. Викентием и мч. Виктором; одежду М. составляют хитон и скрепленный фибулой на плече плащ с тавлионом (по тому же минейному принципу святые представлены вместе, напр. на миниатюрах в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 266v, 3-я четв. XI в.) и в греко-груз. рукописи кон. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 86 об.- М. стоит первым; на Л. 54 об.- оплечное изображение в медальоне среди других наиболее почитаемых мучеников); в росписи храмов, напр. в Куббели-килисе 3 в Соганлы, 1-я пол. X в.; в Нов. Токалы-килисе в Гёреме (50-е или 60-е гг. X в.); в ц. Варвары в Соганлы, между 1006 и 1021 гг.; в ц. Георгия Диасорита на о-ве Наксос, XI в.; в ц. Марторана в Палермо на о-ве Сицилия, 1143 г.; в кафедральном соборе в Монреале, там же, 1180-1190 гг.; в ц. ап. Андрея в Ливади на о-ве Китира, XIII в.; в ц. Николая Орфаноса в Фессалонике, 1309-1319 гг.; в ц. Вознесения мон-ря Дечаны, 1348-1350 гг.; в ц. Св. Троицы монастыря Козия, Румыния, ок. 1386, и др.

http://pravenc.ru/text/2563238.html

Наиболее авторитетный пример такой системы представляли мозаики купола той же Константинопольской Софии, где под изображением Пантократора располагались: в пандативах серафимы, в всрхних частях тимпанов по два архангела, а в нижних – шесть малых и четыре великих пророка. Аналогичным способом был украшен свод восточного помещения южной галереи Софии Константинопольской конца IX – начала Х в., где вокруг Христа в медальоне в парусах находились изображения серафимов и херувимов. Эта мозаика, по мнению К.К. Акентьева, «представляла собой обобщенную синкретическую реакцию «видения Единого» в ветхозаветных пророчествах Иезекииля (10:1–22) и Исайи (6:1–5), где упоминаются соответственно херувимы и серафимы» 454 . Со временем значение теофанических мотивов ослабевает, в монументальной живописи позднемакедонской эпохи и комниновского времени изображения шестокрылов встречаются редко. Известны отдельные примеры таких памятников, сохранившиеся в основном на территории Греции. Это церковь Богоматери Прототронос на Халке первой четверти XI в. 455 , где изображение Пантократора в куполе сопровождают четыре архангела, два херувима и шесть пророков, церковь Спасителя в Коропи Х в. 456 , где вокруг полуфигуры Пантократора, вписанной в небесную сферу, которую поддерживают архангелы, расположены изображения символов евангелистов и шестокрылы. К числу более поздних примеров относятся мозаики Неа Мони, фрески Юсуф Каш Килисе, Камбазли Килисе в Каппадокии (XI в.) и церкви Апостолов в Перахорио на Кипре XII в. 457 Дула Мурики склонна видеть в данном типе декора стремление подчеркнуть славу Пантократора, как владыки мира, охраняемого и величаемого ангельскими сонмами. По ее мнению конструкция и живописный декор купола еще более подчеркивают «идею балдахина небес», поддерживаемого всей небесной и земной иерархией 458 . Та же Дула Мурики усматривает в доминирующем положении ангельских чинов в куполах наоса и нартекса Неа Мони, в центральном и малых главах Софии Киевской отражение духа эпохи – первой половины – середины XI в.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

В. в Египте - гомилия Писентия, еп. Кебтского, написанная на саидском диалекте копт. языка. Текст сохранился в рукописи Lond. Brit. Lib. Orient. 6800, к-рая по колофону датируется 1031/32 г. ( Crum. 1915/1917. P. 39). Вероятно, еп. Писентий составил проповедь после своей интронизации, но до персид. вторжения, т. е. между 600 и 618 гг. ( Войтенко. 2017. С. 199), и впервые произнес ее в церкви в честь О. В. в местечке Паллас (ныне Эль-Баллас), в к-рой, возможно, хранились частицы мощей О. В. Особенностью Слова является то, что в нем ничего не говорится об О. В., но изложены лишь моральные наставления еп. Писентия своей пастве. Прп. Онуфрий Великий. Роспись Йыланлы-килисе, Каппадокия. Кон. IX в. Фото: Н. В. Квливидзе Прп. Онуфрий Великий. Роспись Йыланлы-килисе, Каппадокия. Кон. IX в. Фото: Н. В. Квливидзе В местности Акелдама существует мон-рь, посвященый О. В., возниконовение к-рого, возможно, связано с легендой, происходящей из Иерусалима и не отмеченной в Житии святого. Согласно легенде, О. В. подвизался близ Иерусалима и молился за умерших паломников, погребенных там. Сохранились отдельные указания на места почитания святого в Византии: в К-поле ему были посвящены 2 часовни, в одной из к-рых хранилась глава святого; келья-обитель святых Онуфрия Великого и Петра Афонского в Ивироне (Афон) ( Трубачёва. 2005. С. 37. Примеч. 31). В наст. время рука О. В. предположительно хранится в мон-ре Св. Троицы на о-ве Халки (близ Стамбула), частицы его мощей находятся в нек-рых храмах Греции (см.: Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Vol. 54. P. 229). Почитание О. В. пришло к латинянам не ранее XI в. Вопреки распространенному мнению о проникновении почитания О. В. в Европу непосредственно из Византии в эпоху Крестовых походов, иконографические и письменные источники показывают, что оно пришло из Юж. Италии ( Войтенко. 2017. С. 16). В пользу этого утверждения свидетельствует, в частности, проповедь, составленная на греч. языке Филагатом из Черами ( Filagato da Cerami. 1969). Проповедь делится на 3 части: 1-я посвящена О. В. и его почитанию, две другие - толкованию евангельских стихов. Возможно, ее автор жил в царствование Рожера II (1095-1154) и его преемников Вильгельма I и Вильгельма II. Ф. Скорсо отождествлял автора с Феофаном Керамевсом ( Scorso. 1644). Он род. в посл. четв. XI в. в Черами на Сицилии, чем объясняется его прозвище Керамевс, получил образование в мон-ре св. Андрея, затем жил в мон-ре Нуова-Одиджитрия и произносил проповеди в кафедральном соборе Россано, в ц. Каттолика-ди-Стило (Калабрия), а также в городах Сицилии, гл. обр., в Палермо ( Rossi Taibbi. 1965. P. LVI, 20).

http://pravenc.ru/text/2581421.html

Панагии Аракос («ту Арака») в Лагудере на Кипре (1192), в развороте - в ц. вмч. Димитрия в Печской Патриархии (ок. 1345). Руки святого нередко развернуты ладонями перед грудью (Енклистра мон-ря прп. Неофита в Пафосе, Кипр, 1196), скрещены (Успенский собор во Владимире, 1408), подняты в жесте молитвенного предстояния или принятия благодати (ц. Вознесения в Милешеве, Сербия, до 1228), или правая рука открытой ладонью направляет взгляд зрителя к алтарю храма - в росписи сев. певницы в ц. во имя ап. Андрея на Треске (Македония, 1388/89). Вероятно, к XIII в. относится появление вариантов, когда О. В. держит крест в правой руке либо его правая рука согнута перед грудью, тогда как в опущенной левой руке святой держит развернутый свиток (фреска в соборе в честь Успения Пресв. Богородицы в Карее (Протат) на Афоне, нач. XIV в., мастер Мануил Панселин). Нередко волосяная поросль по всему телу О. В. исполнена темно-коричневой краской в виде коротких завитков, которые могут быть расположены параллельными рядами (Енклистра мон-ря прп. Неофита). В средневизант. период крона небольшого дерева скрывает его гениталии (Йыланлы-килисе в Гёреме, Каппадокия, XI в.). Более распространен был извод с изображением преподобного в набедренной повязке из растений (ц. Богородицы Олимпиотиссы в Эласоне, кон. XIII в.), возможно сложившийся как результат унификации изображений О. В. и прп. Петра Афонского, память к-рых отмечается в один день - 12(25) июня. Иногда повязка укреплена перекрещивающимися веревками (диптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, нач. XIV в.). Изображения О. В. помещались вместе с изображениями отшельников и преподобных, чаще всего рядом с прп. Макарием Египетским или прп. Петром Афонским, иногда - с обоими (икона-таблетка из новгородского Софийского собора, кон. XV - нач. XVI в., НГОМЗ). Встречаются необычные сопоставления с другими святыми, а также в составе росписей, напр.: в ц. Панагии Халкеон в Фессалонике (1028) святой написан на юж. стене вимы рядом с прав. Алексием, человеком Божиим; в росписи Йыланлы-килисе - с ап.

http://pravenc.ru/text/2581421.html

Белый плат на голове открывает короткие волосы и закрывает шею. Его взгляд устремлен вверх, правая рука с пальцами, сложенными в именословном жесте, поднята, левой он придерживает перевязь круглого, богато орнаментированного щита. На Л. С. богатые одежды: короткая туника с длинными рукавами украшена шитьем на зарукавьях и подоле; плащ с тавлионом. Короткий доспех открывает руки и нижнюю часть тела; на левом боку - богато украшенный меч. На ногах Л. С. могут быть поножи, защищающие ноги накладки, иногда украшенные куфическим орнаментом, к-рые также указывают на вост. происхождение святого (напр., на миниатюре греч. минология, Vinob. Hist. gr. 6. Fol. 2v, 1056 г.). В распространенной версии сцены рёбра Спасителя пронзает уже др. воин или слуга, а не сам Л. С., к-рый отошел от креста. С увеличением числа фигур в композиции образ Л. С. получает пространную подпись, как на фресках Токалы-килисе в Гёреме, Каппадокия (кон. X в.), или в ц. свт. Николая Чудотворца в Прилепе (80-90-е гг. XIII в.). Возможно, выделение фигуры Л. С. в росписях каппадокийских пещерных храмов X-XI вв., напр. в Саклы-килисе (Гёреме, XI в.), объясняется традицией его почитания как местного святого и покровителя. Его поза может быть спокойной или выражать крайнюю степень возбуждения, духовного движения, как, напр., в сцене «Распятие Господне» на шитой пелене 1-й трети XII в. из новгородского Юрьева мон-ря (ГИМ), в росписях ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (вост. стена юж. рукава нефа, 1321-1322), на миниатюре в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов, кон. XV в.- РНБ. O. I. 58. Л. 82). Образ Л. С. как воина в вост. одеждах при распятии Христа был характерен для визант. искусства XII-XIV вв., будь то монументальная живопись (фрески церквей Ливана, Сербии (Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница; 1208-1209), Болгарии (Боянская, 1259, сев. стена)) или искусство малых форм, как фрагмент иконы из стеатита (XII в., Метрополитен-музей, Нью-Йорк), книжная миниатюра (в Евангелии Малатии, украшенном Т.

http://pravenc.ru/text/2110712.html

Вдоль всей композиции протянулся огромный 3-головый змей. Эти выразительные сцены дали название церкви. Цокольная часть стен украшена изображением подвесной ткани. На склонах арок, окружающих центральный крест, изображены ангелы и святые, среди к-рых - святители Иоанн Златоуст и Николай Чудотворец, архидиак. Стефан, мч. Агапий, св. равноапостольные Константин и Елена. В зените зап. арки - благословляющий Иисус Христос с открытым Евангелием. На сев. арке - Деисус, на южной - «Успение Богоматери». В небольшом притворе около входа в церковь помещены сцены «Причащение прп. Марии прп. Зосимой» и «Погребение прп. Марии прп. Зосимой со львом». Стиль и иконография росписи относятся к вост. или сир. типу. Роспись нартекса отличается простой трактовкой фигур, изображенных фронтально, с развернутыми в стороны носками ног. Лики однотипные, с широко раскрытыми глазами, с пятнами румян на щеках и с застылым иератическим выражением. Складки драпировок, прорисовка контуров и рисунок черт ликов выполнены широкой черной линией. Фрески в основном объеме храма и в алтаре имеют большую живописную проработанность, а композиция Деисус резко выделяется из остального ансамбля стройностью пропорций и живописной мягкой манерой письма, тяготеющей к классическим средневизант. формам: вероятно, она была создана позже или выполнена др. художником. Видение св. Евстафия. Роспись ц. св. Феодора (Панджарлык-килисе). Кон. IX или нач. X в. Панджарлык-килисе (ц. св. Феодора), расположенная в скалах юго-западнее Ургюпа,- пример сложности интерпретации памятников этого периода. Эта одноапсидная базилика, скорее всего ранневизант. времени, была перестроена, расширена и заново расписана в кон. IX или нач. X в. Потолок и стены нефа покрыты росписями в неск. регистров со сценами земной жизни Спасителя, а также со сценами из Апокалипсиса. Программа дополняется фигурами ангелов и святых, среди которых 40 мучеников Севастийских, св. воины-всадники, а также популярная в росписях К. сцена «Видение св. Евстафия». В вост.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Богоматерь на троне с предстоящими архангелами. Роспись ц. прп. Никиты Столпника (Узюмлю-килисе) в Кызылчукуре. 2-я пол. VII — нач. VIII в. В том же ущелье, в 2 км севернее Мустафа-паши, расположена скальная «Черная церковь» (Кара-килисе), расписанная в кон. IX - нач. X в. Церковь имеет 2 нефа, разделенные аркадой на колоннах. Снаружи над входом в храм изображено «Сошествие Св. Духа на апостолов». Вероятно, по этой причине греч. население Синасоса считало, что церковь посвящена этому празднику, ее называют также ц. св. Апостолов. Но ни то ни другое посвящение храма не является первоначальным. Росписи украшают апсиду и сев. неф. В купольном своде апсиды находится часто встречающаяся в каппадокийских алтарных росписях теофаническая композиция, основанная на пророческих видениях Божественной славы. В центре - Спаситель в медальоне-славе с символами евангелистов. Он сидит на троне на фоне звездного неба, правой рукой благословляет, в левой держит закрытое Евангелие. По сторонам медальона изображены поклоняющиеся ангелы и серафимы с пророками (сохр. частично, также сохр. фрагмент надписи около левой группы). Над медальоном в небесном сегменте - Божественная десница. Справа за ангелами - 2 окруженные пламенем колеса (слева утрачены). Размещение в алтаре образов пророков, особенно прор. Исаии («Видение прор. Исаии») и прор. Иезекииля, связано с темой воплощения Бога и евхаристической Жертвы. В правой руке серафима клещи с углем, которые он протягивает прор. Исаии (иллюстрация к тексту «Видение прор. Исаии»: серафим коснулся уст пророка углем, взятым с жертвенника (Ис 6. 6)). Справа, симметрично прор. Исаии,- образ прор. Иезекииля. Под фигурами пророков, слева и справа соответственно,- старец с седыми бородой и волосами и юноша (возможно, пророки Иеремия и Даниил). Над фигурами пророков сохранились изображения 3 архангелов: Михаила, Гавриила и неизвестного архангела (надпись не сохр.) в царских одеждах - в расшитой драгоценными камнями далматике, лоре и с лабарумом в правой руке. В люнете вост. стены над апсидой - сцена «Вознесение Господне». В тимпане над апсидой помещен образ Пресв. Богородицы с Младенцем на троне, по сторонам - архангелы в лоратных одеяниях. На стенах апсиды - фронтально 12 святых, среди к-рых - св. Иоанн Предтеча, его отец прав. Захария, святители Николай, Григорий Богослов, мч. Прокопий, мученицы Анастасия и Евфимия. На внутренней поверхности алтарной арки традиционно для каппадокийских церквей помещены изображения св. равноапостольных Константина Великого и Елены. На алтарной арке находятся медальоны с персонификациями солнца и луны в виде бюстов юноши и женщины. На своде и стенах нефа в 2 регистрах представлены евангельские сцены. В нижнем регистре сев. стены около апсиды выделены фигуры св. врачей-бессребреников Космы и Дамиана, напротив, на юж. стене,- св. Иуста и неизвестного мученика.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Хронология пещерных ансамблей основана на анализе сохранившихся в первозданном виде фресок, большая их часть относится к X-XI вв. Нек-рые росписи точно датированы благодаря надписям или изображению исторических лиц. При отсутствии таких данных расхождение в датировках, опирающихся только на стиль росписи или особенности ее иконографии, может достигать 2 столетий. Это связано как с отсутствием в письменных источниках сведений о строительстве мон-рей, так и с большим стилистическим разнообразием памятников. Среди них имеются фресковые ансамбли высочайшего столичного художественного уровня с чертами современного им «большого стиля» и памятники народной культуры, отличающиеся примитивной художественной формой и архаизирующими чертами. Ранневизантийский период (IV - нач. VII в.) Сохранилось ок. 30 фрагментов фресок раннего периода (Н. Тьерри), однако ни один нельзя датировать точно. Для определения времени создания памятников большое значение имеет анализ архитектурного декора. Характерные для церквей Сев. Сирии и Армении кон. V - нач. VI в. рельефные кресты, медальоны, розетки, концентрические круги типа лабиринта, консоли и пояса небольших ниш под потолком, служившие для размещения светильников, позволяют датировать скальные церкви ранним временем. Такие рельефы имеются в Панджарлык-килисе (ц. св. Феодора), расположенной в скалах на юго-западе от Ургюпа. В церкви 1 в Куртдере потолок отделан сложным резным декором с идущими по периметру небольшими консолями, рельефами на плоском куполе в центре потолка, полосой орнаментальной резьбы с концентрическими кругами и медальонами с небольшими крестами внутри над консолями. Скульптурные кресты имеются также в вост. части интерьера. Подобными крестами украшены базилика св. Иоанна Крестителя в Чавушине, церковь 2 в Зельве, зал 3 Балкан-Дереси в Ортахисаре, к-рые могут датироваться кон. V - нач. VI в. Архитектурный декор в виде крестов и простых геометрических орнаментов часто имеет раскраску красной краской по туфу. Рельефный медальон в ц. св. Феодора (Панджарлык-килисе). Кон. V — нач. VI в.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010