Этот Князь питал такую же вражду к Мстиславу, какую отец его Юрий питал к отцу Мстислава Изяславу. Семейная вражда еще более увеличилась теперь тем, что Мстислав не по праву занял старший стол, который должен был принадлежать Андрею 23 . Вражда к Мстиславу у Андрея должна была перейти и ко всем приверженцам Мстислава, а следовательно, и к Митрополиту Константину. Нужно было только представиться случаю, чтобы обнаружиться этой вражде, и случай скоро представился. В 1168 г. снова возник спор из-за поста в среду и пяток. Поликарп, Игумен Печерского Монастыря, разрешал пост среды и пятка для праздников Господских и нарочитых Святых, также и для всей пятидесятницы; его мнения держались князья Черниговский и Ростовский. Митрополит и Антоний Епископ Черниговский были на стороне противников Поликарпа. Антоний принужден был оставить свою епископию и удалиться в Киев. Спор до того усилился, что нужно было прекратить его решением Соборным. Вследствие этого в 1168 г. собралось в Киеве около 150 Епископов, Игумнов, монахов. Но и на Соборе не было согласия. Только когда удалились с Собора главные защитники Поликарла, последний был осужден и послан в заточение 24 . Осуждение Поликарпа окончательно должно было вооружить князя Андрея Боголюбского против Митрополита. Посланный им на Собор Игумен Суздальский Феодор ревностнее всех защищал Поликарпа на Соборе 25 , однакож безуспешно, и Андрей Боголюбский был оскорблен в лице своего посла. Это осуждение Поликарпа еще более могло возбудить неудовольствие Андрея потому, что Киево-Печерский монастырь уже не находился в это время в ведении Митрополита, а был непосредственно подчинен Патриарху 26 , и потому решение Митрополита могло показаться самоуправством. Как бы то ни было, только осуждение Поликарпа возбудило ненависть к Митрополиту не только в Князе Андрее Юрьевиче, но и на всем севере 27 , и Андрей решился свергнуть Митрополита Константина. При всеобщем неудовольствии на Митрополита это было легче сделать, чем когда-нибудь. Правда Митрополит имел защитника в Великом Князе Киевском; но сам Мстислав Изяславич не мог похвалиться расположением к себе других князей и потому не мог сильно защищать Константина.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Печерские иноки, насаждавшие веру православную: у вятичей – преподобный Кукша (память 27 августа), убитый волхвами около 1110 г.; у мери – святитель Леонтий, епископ Ростовский, убитый в 1074 г. и его последователи: святитель Исаия († 1090. 15 мая), постриженник преподобного Феодосия, и преподобный Авраамий († 1117), уничтоживший идола Велеса чудесным жезлом, данным ему в видении святым Иоанном Богословом; у вологжан – преподобный Герасим († 1178. 4 марта). «Радуйся, насадитель виноградника Христова, ибо простерлись ветви его до моря и отрасли его до великих рек. Нет места, куда бы ни проникли отпрыски от виноградной лозы Феодосия», – восхваляет древний летописец святого устроителя Киево-Печерской обители. Святители: святой Михаил († 992. 30 сентября), первый митрополит Киевский, прибывший в Русскую Землю вместе с новым христианином, Великим Князем Владимиром, архипастырь, положивший начало образованию русского народа; Иларион (с 1051 г.), первый митрополит из русских, знаменитый пламенною верою, ученостью, писавший о законе и благодати «похвалу кагану Владимиру»; святой Лука Жидята († 1058. 10 февраля), епископ Новгородский, известный своими поучениями. «Не будьте буйны, горды; помните, что, может быть, завтра будете смрад, гной, черви. Будьте смиренны и кротки; у гордого в сердце диавол сидит, и Божие слово не прильнет к нему»,– учил он свою паству. Святой Иоанн († 1090. Память 31 августа), митрополит Киевский, соединявший кротость со смелым обличением грехов тогдашней Руси. Преподобный Антоний Римлянин († 1147. Память 3 августа и 17 января), чудесно на камне прибывший в 1106 г. из Италии под Новгород и основавший там монастырь. Благочестивые Государи: Великий Князь Ярослав Мудрый, во крещении Георгий (1019–1054), князь «христолюбец», по именованию преподобного Нестора; сын его святой Князь Владимир Новгородский († 1052. 4 октября), строитель Софийского собора и ктитор его; Великий Князь Всеволод I Ярославич (1078–1093 гг.), отличавшийся набожностью, воздержанием, милостью к нищим и особенно любовью к монахам. Его исключительная по своей религиозности нисходящая линия: сын, Великий Князь Владимир Мономах (1113–1125 гг.), «братолюбец, нищелюбец и добрый страдалец за Русскую Землю» – по сказанию летописцев, умиротворитель князей, проливавший при молитве слезы; внуки Всеволода: святой Великий Князь Мстислав (Феодор) Владимирович (1132. 15 апреля), благородный Великий Князь Ярополк (1132–1139), богобоязненный и миролюбивый Вячеслав Смоленский; сыновья святого Мстислава: святой Всеволод (Гавриил), князь Псковский († 1138), христолюбивый, оплакиваемый после смерти всею Землей, Великий Князь Изяслав II (1146–1154), обладавший истинно христианскими качествами души, Великий Князь Ростислав (Михаил) († 1169. 14 марта), коему Церковь дала наименование Блаженного; внуки святого Мстислава: князь Роман Ростиславович Смоленский, кроткий, благочестивый, и святой Мстислав (Георгий) Ростиславович Храбрый († 1180. 14 июня), князь Новгородский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Скачать epub pdf Житие святого благоверного князя Александра Невского 81 Александр Ярославич Невский родился 30 мая 1219 года в городе Переславле Суздальском и прожил на свете сорок четыре года и пять с половиной месяцев. Дедом по отцу был знаменитый великий князь владимирский Всеволод Большое Гнездо, или Великий, а отцом Ярослав-Феодор, один из восьми сыновей, которых родила Всеволоду осетинка Мария. Он получил от отца в наследство Переславль Суздальский. Туда к нему в 1214 году была приведена из Великого Новгорода невеста – дочь Мстислава Удалого Феодосия-Ростислава. Она и стала матерью Александра. Житие Александра Невского было написано в XIII веке, некоторое время спустя после его кончины. Автор хвалит его отца, князя Ярослава Всеволодовича, как человека кроткого, «милостилюбца и мужелюбца». В молодости, однако же, тот далеко не всегда бывал кроток и милостив и порой обнаруживал в борьбе за власть с родней и с новгородцами неумеренную жестокость. После неудачной для него битвы с родней на Липице в 1216 году его тесть и один из противников, Мстислав Удалой, забрал у него свою дочь. Новгородцы не раз заставляли Ярослава покидать их город. В 1218 году при очередной размолвке с ними Ярослав вынужден был оставить «во всей воли новгородской» двух своих сыновей. Одним из них был девятилетний Александр, другим его старший брат Феодор. Однажды ночью в том же году братья-княжичи, улучив момент, бежали из Новгорода к своему отцу в Переславль. Два года спустя Ярослава Всеволодовича вновь пригласили княжить в Великий Новгород, но он провел там только две недели и ушел назад, опять оставив там сыновей Феодора и Александра. В 1233 году Феодор должен был жениться, но в момент приготовлений к свадьбе неожиданно умер. Александр остался в Новгороде один. Как раз накануне Батыева нашествия, в 1236 году, отправляясь с новгородцами княжить в недавно разоренный междоусобицами при участии половцев Киев, Ярослав Всеволодович возвел «сына своего Александра Храброго» на новгородский княжеский стол.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

От тяжелого затворнического подвижничества неопытных иноков в монастыре старались отговаривать и требовали от них общего жития в послушании игумену. Подвигом послушания и смирения особенно прославился князь Николай Святоша, проведший 6 лет искуса в унизительной для князя службе на поварне и привратником, несмотря на то, что против этого сильно восставали его братья, князья черниговские. Достопамятны многие другие иноки: знаменитый отец русской истории летописец Нестор, Прохор лободник, чудесно производивший во время голода хлеб из лободы и соль из золы, подвергшийся за это корыстолюбивой зависти великого князя Святополка; Феодор и Василий, убитые сыном Святополка Мстиславом. Бес в образе Василия сказал князю, что Феодор нашел клад в своей пещере; князь потребовал этого клада себе, но Феодор после долгой борьбы с корыстолюбием дошел до того, что забыл самое место клада; гнев князя поразил обоих подвижников. Значение Киевской обители Печерский монастырь мало-помалу сделался образцом для всех других монастырей и получил огромное влияние на религиозность русского народа вообще. Из него аскетическая настроенность распространялась и в обществе; благочестие понималось в тех именно формах, в каких проявлялось оно здесь. По своей славе он считался старейшим между всеми монастырями; в XII веке игумен его Поликарп получил сан архимандрита. Из Печерской обители брали игуменов в другие монастыри и иерархов для епархий; более 50 человек из ее иноков занимали епископские кафедры; выходцы из нее всюду разносили ее дух, устав, и творения ее подвижников Иакова, Нестора, Симона, Поликарпа. Каждый ее постриженник, где бы ни довелось ему жить, хранил к ней трогательную любовь и старался по крайней мере под старость, перед смертью воротиться в ее стены. Симон Владимирский называет блаженными тех, которые погребаются в священной печерской земле. В письме к иноку печерскому Поликарпу он писал: «Кто не знает красоты церкви владимирской и другой суздальской, которую я выстроил? Сколько городов и сел принадлежат им! По всей земле той собирают десятину, и всем этим владеет наша худость.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Кроме того, патриарх вновь подчеркнул достоинства целибата (кандидат Андрея Боголюбского Феодор был женат) 739 и необходимость постов (Феодор, похоже, особо их не соблюдал) 740 . Феодор не только потерял поддержку своего покровителя князя Андрея, но и был доставлен в Киев и по приказу греческого митрополита подвергнут наказанию, которое в Византии применялось к еретикам и богохульникам: ослеплению, вырыванию языка и отсечению правой руки. Неудача с Феодором, однако, не помешала Андрею Боголюбскому в осуществлении замыслов. Он полагал, что вместо Киева наследником Византии на Руси должен стать Владимир. Его сын Мстислав захватил власть в Киеве в 1169 году и назначил князем брата Андрея Боголюбского, Глеба. Следующим этапом стало возведем ние во Владимире большого и красивого Успенского собора и Золотых ворот (подобных киевским). Официально канонизировали ростовского епископа–мученика Леонтия, вспомнив и о его греческих корнях. Был установлен новый великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы, что вновь подтверждало связи Руси и Византии: этот праздник, приходящийся на 1 октября, посвящен видению св. Андрея Юродивого (небесного покровителя князя Боголюбского). Согласно житию, когда этот святой молился во Влахернской церкви Константинополя, ему явилась Богородица, простиравшая свой покров над городом в знак защиты 741 . Этому празднику князь Андрей посвятил придворный храм Покрова на Нерли, шедевр русской средневековой архитектуры. Было сделано все, чтобы Владимир мог заменить Киев в качестве религиозного центра Руси. Младший брат и преемник Андрея Боголюбского Всеволод III по прозвищу Большое Гнездо (у него было по крайней мере семеро сыновей) на протяжении своего долгого правления (1176–1212) продолжал отстраивать Владимир (например, был сооружен Дмитриевский собор, напоминающий о западном романском стиле) и официально принял титул великого князя. Его старшинство признавалось по всей Руси, и даже правитель далекого южного княжества Галицкого Роман называл его «отцом и господином» 742 . 2. Церковь и Монгольская империя (1237–1380) XIII век стал трагическим столетием для православного мира. В 1204 году на престолы в имперской столице Константинополе взошли франкский император и венецианский латинский патриарх. Многим могло казаться, что будущее принадлежит исключительно западнохристианскому миру, в центре которого находилось римское папство. Но в конечном счете Православная Церковь продемонстрировала удивительную жизнеспособность. Был восстановлен в Никее и признан во всех славянских землях Вселенский патриархат. В Константинополь он вернулся в 1261 году. Другая катастрофа постигла Русь: войска монголов в 1237 году вторглись в центральную Русь, в 1238 году захватили Владимир, а в 1240 году сожгли Киев. Продвигаясь дальше на запад, в 1241 году монголы завоевали Галицию, Венгрию, Хорватию и вышли к Адриатике в Рагузе. Однако в 1242 году стоявший во главе войск хан Батый, внук Чингисхана, вернулся в Азию, покорив Русь, но прекратив завоевание Европы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Mcmucлab Киевский, св. Описания иконы Мстислав Киевский, св. - житие Мстислав Киевский (в крещении Феодор) (р. 1 июн. 1076 - в Киеве, 1132). Сын великого князя Киевского Владимира Мономаха, по долголетию отца унаследовал его престол лишь за семь лет до собственной кончины. Мстислав правил в Ростове, Новгороде, Белгороде. Энергии ему было не занимать: собственного дядю, князя Олега Черниговского, дважды пытавшегося захватить его владения, дважды разбил наголову. Но и христианином он был отчаянным: дважды прощал дядю. И - выиграл: семейный мир восстановился, невзирая на сражения и благодаря им. В 1127 году Мстислав на кресте поклялся защитить князя Ярослава, согнанного с престола племянником - но духовенство и все киевляне умолили его не проливать христианскую кровь. Святой послушался и до конца жизни хранил в себе боль неразрешимой в мире сем дилеммы, креста, обычного не только великих политиков, но и для простых верующих: знаешь, где правда, где твой долг, где христианство - но идти туда не можешь, ибо Господь не посылает того безумия, которым только хр[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Мстера. 1892.] Святой благоверный князь Мстислав. М.И. Дикарев. Икона. Мстера. 1892 год. 31 х 25. Из Мраморного дворца в Петербурге. В 1941 из Гос. Музея этнографии поступила в ГЭ. Санкт - Петербург. Файл 8553.jpg:   Размер: 967x1200, 1.16 MPix, 162 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (228) , (4) .

http://pravicon.com/icon-2487

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010