Преподобнии отцы всечестнии, Феодоре и Давиде и Константине, добрыми детельми возшедше, аки на колесницу, к Богу востекосте, победныя почести приемлюще, и, яко милоти, телеса ваша нам, положена во гробе, отцы, остависте источати исцеления и прогонити духи лукавыя; темже блажим вас, прехвальнии. (Стихира ) Святая Православная Церковь каждогодно три раза 1 празднует память святых благоверных князей Феодора и детей его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Эти угодники Божии жили в очень отдаленное время, когда Русская Православная Церковь обиловала сонмом святых Божиих и великих подвижников. В то время обширное русское государство не находилось еще под благотворным управлением единого владыки-царя, а представляло собой сеть разрозненных княжеств, имевших отдельных князей из потомков Рюрика. Одним из замечательных князей и по внешней деятельности, полезной для блага Руси и отчины, и особенно по своему благочестивому образу жизни является в северной Руси благоверный князь смоленский и ярославский Феодор, дети которого Давид и Константин высокими нравственными качествами и христианскими добродетелями вместе со своим благочестивым родителем представляют одинаково назидательный образец жизни для христиан всех времен. Князь Феодор, получивший в истории прозвание Черного, был сын великого князя смоленского Ростислава Мстиславича, внук великого Мстислава Давидовича, праправнук Владимира Мономаха и в девятой степени потомок святого равноапостольного князя Владимира 2 . По словам древнего биографа его иеромонаха Антония 3 , князь Феодор с юных лет был воспитан в страхе Божием. Чуждаясь детских игр и обычаев и вообще самых невинных развлечений, Феодор с тщательным вниманием и усердием занимался чтением священных книг и особенно изучением божественных догматов и уставов святой Церкви, которыми с любовью наполнялось его сердце. Княжий юноша не был чужд и воинских доблестей своего возраста и мужества своего рода; необычайной силой, воинской отвагой и красотой он превосходил сверстников. Наилучшим же украшением князя Феодора было строгое соблюдение чистоты душевной и телесной, и много утешались родители его, видя в нем столь прекрасный цвет разраставшихся добродетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Наконец и для Фотия наступило время отшествия в вечность, еще за несколько месяцев пред сим, указанное ему в сонном видении на Светлой Неделе 20 апреля 1430 года. 262 Он мирно почил 1 июля 1431 года, и погребен в Успенском Московском соборе вместе с своими предшественниками. Его святые мощи обртены в 1471 году. Память его 2 июля и 27 мая. 4) Преподобный Феодор, князь Острожский, в монашестве Феодосий (11 и 28 августа) 1. Происхождение и род преподобного Феодора и его родители У старинных польских писателей издавна существует мнение, будто князья Острожские, а с тем вместе, конечно, и преподобный Феодор, были потомками Романа Мстиславовича I, князя Галицкого, чрез Василия Романовича II, предполагаемого деда Феодорова, правнука Романа I, князя, будто бы на Остроге, «Острожского». От того-то, между прочим, и в старинном «Летописце Южнорусском, составленном в XVII веке», сын Даниила Роман Данилович II, называется прямо князем «Острожским», Заславским и Дубенским, и соответственно этому представляется следующее родословие их княжеского «Острожского» дома: Роман Данилович II, родной брат князя Льва (старшего сына Даниила Романовича известного основателя города Львова), оставил сына Василия, князя «Острожского»; тот Василий оставил по себе сына Даниила II, князя на Остроге, «Острожского»; от Даниила остался сын Феодор, князь «Острожский», Владимирский и Северский, и т.д. 263 Но это мнение также не имеет основания, как и другое старо-польское сказание о происхождении самого Романа Галицкого, будто бы от Давида Игоревича, правнука Михаила – Святополка Изяславича, не смотря на то, что у того же старинного «Летописца Южнорусского», этот последний т.е. Давид даже прямо именуется предком княжат Острожских; 264 ибо по прямому свидетельству нашей отечественной истории, князь Даниил I, отец Романа Галицкого, вовсе не был потомком Ярослава Святополковича, деда Давида Игоревича, а происходил по прямой линии от Владимира Мономаха , чрез блаженного сына его Мстислава I и правнука Мстислава Изяславича II, отца Романа Галицкого. 265

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Блгв. кн. Мстислав Владимирович высылает полоцких князей с женами и детьми в Царьград. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 164) Блгв. кн. Мстислав Владимирович высылает полоцких князей с женами и детьми в Царьград. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 164) В 1117 г. Киевский кн. Владимир Мономах перевел М. В. из Новгорода в Белгород на р. Ирпень. Вместо себя М. В. оставил на новгородском княжении старшего сына блгв. кн. Всеволода (Гавриила) Мстиславича . Эти перестановки во власти показывают намерение правителя Киева вовлечь М. В. в решение внешне- и внутриполитических южнорус. проблем. Полученный опыт правления и социальные связи с местной военно-служилой знатью и духовенством могли помочь М. В. в предстоящем княжении в Киеве без опоры на помощь старших родственников (прежде всего владимиро-волынского кн. Ярослава Святополчича). М. В. фактически стал соправителем стареющего отца в Киеве. Вскоре кн. Владимир Мономах пожаловал М. В. и его младшему брату Ярополку Владимировичу княжение в Переяславле Русском (Южном). Т. о., под властью Мономашичей оказалось все население Ср. Поднепровья, за исключением жителей Черниговской земли, правители к-рой, ранее пожалованные Курским Посемьем, еще не представляли для них реальной политической угрозы. Согласно гипотезе А. В. Назаренко, Владимиром Мономахом была задумана династическая реформа, в к-рой ключевая роль отводилась именно М. В.: он должен был в союзе с бездетным братом Ярополком Владимировичем обеспечить закрепление Киева за своими старшими сыновьями в обход младших братьев - Вячеслава Владимировича, Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого и Андрея Владимировича. После смерти Владимира Мономаха 19 мая 1125 г. М. В. занял Киевский престол и получил признание своего нового статуса от всех рус. князей. Политическую и экономическую мощь М. В. и его сыновьям придавало то обстоятельство, что основная часть торгового пути «из варяг в греки» находилась под их непосредственным контролем, включая княжеские столы в Новгороде, Смоленске, Киеве и Переяславле Русском.

http://pravenc.ru/text/Мстислав ...

У кривичей найден золотой позумент, а у радимичей вещи с драгоценными камнями. Это показывает, что Смоленская земля находилась в широких торговых сношениях. Так как территория кривицкого племени находилась в узле всех главнейших водяных сообщений восточной Европы, то смольяне издавна находились в оживленных торговых сношениях с далекими странами: на востоке – с Болгарией, на юге – с Византией, а на западе – с Немцами. Арабы называли Смоленск Азмивинитеск. Смольяне передавали восточные товары на север и запад. Дорогим памятником сношений Смоленска с западом служит «Смоленская Торговая Правда», в которой изложены условия договора, заключенного в 1229 году между Смоленском, Ригою и Готландами. Договор этот потом дополнялся и потому он дошел в 8 экземплярах. Из Смоленска доставлялись сырые продукты, а из Европы сукна, перчатки, вина, соль, инбирь и т.под. Для вручения сего договора посылались священник Еремей и сотский Пантелей. Немецкие купцы останавливались на Смядыни. Образцовые гири стояли у Смоленской Божьей Матери и в кирке. Смоленской Правдой полагалось за убийство свободного человека 10 гр. серебра, а за холопа 1 гр.; за вырвание глаза 5 гр., зуба – 3 гр. За увечья сии священнику или послу полагалась двойная вира. Судьею был только князь. Род князей Смоленских ведется от Ростислава Мстиславича, внука Владимира Мономаха (1128). По нем княжил Роман Ростиславич (1160), потом Ярополк Романович (1174), далее Мстислав Ростиславич (1175), Давид Ростиславич (1180), Мстислав Романович (1214). Дальнейшая история княжества Смоленского стоит в связи с распадением рода Ростислава на две семьи – Романа и Давида Ростиславичей, потомки которых различно сменяли один другого, причем нередко бывало, что Смоленские князья переходили на великий стол Киевский, а иные в Новгород, Псков, Ярославль и др. города, передавая Смоленское княжество своим родным. С XIII столетия княжили в Смоленске: Владимир Рюрикович – 1219, Мстислав Давидович – 1230, Святослав Мстиславич, Всеволод Мстиславич, Глеб Ростиславич, Михаил Ростиславич – 1279, Феодор Ростиславич – 1297, Александр Глебович – 1313, Иван Александрович – 1358, Святослав Иванович – 1386, Юрий Святославич – 1392, Глеб Святославич – 1395 и Юрий Святославич – 1404.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Еще на Соборе Киевском в 1168 г. игумен Суздальский Феодор предлагал Святителям Русской Церкви от лица Андрея – избрать нового Митрополита без сношения с Патриархом Константинопольским. Андрей Юрьевич писал об этом и к Мстиславу 28 . Старания его остались тогда без успеха, но он не хотел уже признавать над собою власти Константина, и когда отказано было в выборе на место его другого Митрополита, вероятно пришел к мысли отделить свои области от Митрополита Киевского. Любимец Князя Ростислава, вполне к нему приверженный, Игумен Суздальский Феодор отправился в Константинополь, тотчас после того, как на Соборе Киевском Епископы отказались поставить на место Константина другого Митрополита. Этот Феодор (Феодорец) был племянник Киевского Боярина Петра Бориславича и постриженник Киевопечерского монастыря 29 . Обиженный Великим Князем Мстиславом в лице своих родственников Бориславичей 30 , он, естественно, не любил его; как постриженник Печерского монастыря, он был обижен и Митрополитом Константином в лице бывшего своего Игумена Поликарпа. Удалившись, вероятно вследствие этих неудовольствий, с юга на север, он своими качествами скоро приобрел видное место при Дворе Князя Боголюбского. Высокий ростом, крепкий и сильный, соединяя с умом и даром слова, смелость, вкрадчивость и пронырливость, он удивлял своих современников, заставлял их бояться себя и сделался любимцем Князя Андрея 31 . Прибыв в Константинополь, Феодор старался получить там сан Митрополита, говоря, что в России нет Митрополита. Патриарх усомнился в справедливости его слов и, вероятно, хотел подождать немного. Но это промедление не могло быть приятно Феодору. «По мале», говорит летописец, Феодор начал умолять Патриарха, чтобы тот поставил его Епископом в Ростов, так как в России нет Митрополита и не от кого принять поставления, – и достиг желаемого. Так представляет это дело Никоновская летопись 32 . Что старание Феодора приобрести сан епископский в Константинополе клонилось не к тому только, чтобы вернее достигнуть своей честолюбивой цели, которой он не мог достигнуть в Киеве, а к тому также, чтобы, получив сан Епископа прямо от Патриарха, не считать себя в зависимости от Митрополита Киевского и сделаться самостоятельным (автокефальным) епископом, – это ясно показывают дальнейшие поступки Феодора.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНУИЛ Еп. Смоленский (1136/37 - не ранее 1168, до 1180). По происхождению грек. Первый архиерей в истории Смоленской епархии. Согласно летописанию XII в., М. был скопцом (как и поставленный вскоре после него на Владимиро-Волынскую кафедру еп. Феодор - ПСРЛ. Т. 1. Стб. 304; скопчество имело в то время нек-рое распространение в среде греч. высшего духовенства), а также «певечь (певец.- М. П.) гораздыи»; кроме того, сообщается, что он «пришел из Грек сам третии к благолюбивому князю Мьстиславу» (Там же. Т. 2. Стб. 300), т. е. появился на Руси вместе с 2 некими лицами (певцами?) не позднее 1132 г., до которого блгв. кн. Мстислав (Феодор) Владимирович Великий (1125-1132) занимал княжеский стол в Киеве. Дополнительные сведения о М. приводятся в митрополичьей Никоновской летописи 20-х гг. XVI в. (др. источниками они не подтверждаются): М. был поставлен 26 апр.; в грамоте патриарха К-польского Луки Хрисоверга , включенной в летопись под 1160 г., «сестричичем» М. (т. е. племянником по сестринской линии) называется Феодор (Феодорец) , нареченный в 60-х гг. XII в. на самовольно учрежденную блгв. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским митрополичью кафедру во Владимире-на-Клязьме (скорее всего это ошибочная информация, принадлежащая перу позднейшего переписчика; ниже, под 1170 г., Феодор называется «сестричичем» киевского боярина Петра Бориславича - ПСРЛ. Т. 9. С. 239). Смоленская епископия была создана в 1136/37 г. (в дореволюционной лит-ре была принята дата 1137 г.; после определения Н. Г. Бережковым летописного 6645 г. как ультрамартовского большинство совр. исследователей принимают 1136 г.; по В. Л. Янину , в период с нач. 1136 по нач. 1138). Хиротонию М. возглавил митр. Киевский Михаил I (II) . Епархия под упр. М. была образована по инициативе смоленского (впосл. Киевского) блгв. кн. Ростислава (Михаила) Мстиславича путем выделения ее территории из Переяславской епископии после кончины Переяславского еп. Марка (Маркелла) († 6 янв. 1135). Каменный Успенский собор в Смоленске, ставший с учреждением епархии кафедральным, был заложен еще блгв. кн. Владимиром (Василием) Всеволодовичем Мономахом в 1101 г., освящен в 1103 г., причем в летописи эта церковь называется «епискупьей» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 250; очевидно, имеется в виду, что возводимый храм предназначался Переяславской кафедре - в киевском летописании XII в. специально отмечалось, что до поставления М. своих епископов в Смоленске не было - Там же. Стб. 300).

http://pravenc.ru/text/2561882.html

А был князь Василько, как летописец сообщает, красив лицом и выше меры храбр, был он боголюбив, нищелюбив, богобоязнен, всегда чтил сан иерейский, сирым был отец, голодающим — кормитель, о неимущих непрерывное имел попечение, печальным всегда подавал утешения; любовно и ласково он поступал с своими вельможами и с служащими ему, и кто бы из бояр ни служил у князя Василия, никогда не оставлял его для другого князя; в нем обитало мужество и светлый ум, истина и правда были его спутниками. Посему и хвалим был князь Василий от всех людей, а за свою веру сподобился получить венец нетленный от Христа Бога нашего. Март, 5 Феодор Смоленский и чада его Давид и Константин, благоверные князья Ярославские Святой благоверный князь Феодор по прозванию Черный, внук Владимира Мономаха, сын Ростислава Мстиславича, князя смоленского, родился в грозную для Руси годину польского нашествия, около 1237–1239 гг., и был в крещении наречен во имя святого великомученика Феодора Стратилата (память 8/21 февраля), особо почитаемого русскими князьями-воинами. С юных лет он отличался смирением, строгой нравственностью и благочестием. И св. князю Феодору суждено было Богом прославиться в Русской земле воинскими подвигами. В 1239 г., когда молитвами Пресвятой Богородицы святой воин-мученик Меркурий (память 24 ноября/7 декабря) избавил Смоленск от Батыева пленения, отрока Феодора в городе не было: его увезли и укрыли на время войны в безопасном месте. В 1240 году умер его отец, князь Ростислав, правнук благоверного князя Ростислава Смоленского и Киевского († 1168; память 14/27 марта). Старшие братья, наследники, поделили между собой земли отца своего, выделив младшему — отроку Феодору — маленький Можайск. Здесь прошло его детство, здесь учился он Священному Писанию, церковной службе и воинскому искусству. В 1260 году святой князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского († 1249; память 3/16 июля), и стал князем Ярославским. У них родился сын Михаил, но вскоре святой Феодор овдовел. Он много времени проводил в ратных трудах и походах, сына его воспитывала теща, княгиня Ксения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

— Расскажи о своем волшебстве, как ты очаровал зверей? Зосима в ответ на сие исповедал, что он — христианин. Тогда князь велел повесить святого вниз головой, навязать ему на шею большой камень и строгать железными когтями. После сего он опять спросил: — Расскажешь ли ты теперь о своем волшебстве? Зосима на это сказал: — Христос, Бог мой — вот Кто послал зверей на утешение мне в пустыне. Князь сказал ему: — Если звери слушают твоего Бога, то повели придти сюда одному зверю: тогда мы все примем твою веру. Зосима, воздев свои честные руки к небу, стал молиться. — Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий! — говорил он, — послушай меня, раба Твоего, пошли сюда льва, чтобы он служил мне. И внезапно в город вбежал страшный лев, — и все, увидав его, разбежались. Лев же, подойдя к Зосиме, стал поддерживать камень, который был привязан к его шее. Тогда князь стал просить святого: — Зосима! укроти зверя и мы отвяжем тебя. Зосима повелел зверю быть кротким, и князь приказал развязать святого и хотел послать его к царю. Но Зосима предал Богу дух свой 1 ]. Христиане погребли с честью тело святого, прославляя Отца, Сына и Святого Духа, славимого во веки. Аминь. Память святого благоверного князя Феодора, смоленского и ярославского чудотворца, и чад его Давида и Константина Святой и блаженный князь Феодор, по прозванию Черный, был сыном Смоленского князя Ростислав Мстиславовича и происходил в девятой степени от св. равноапостольного князя Владимира 1 ]. Феодор имел двух братьев, Глеба и Михаила, которые, по смерти отца, обидели его, дав ему в удел один только город Можайск 2 ]. Несмотря на то, он не гневался на них и терпеливо владел сим уделом. За таковое его незлобие Бог впоследствии вверил ему в управление славный город Ярославль. Это произошло следующим образом: в Ярославле жила княгиня Ксения, супруга князя Василия Ростовского, у коей была единственная дочь. Благоверный князь Феодор женился на сей дочери князя Ростовского, от которой впоследствии имел сына Михаила и дочь, и получил во владение город Ярославль 3 ]. А по смерти брата своего Михаила наследовал он и Смоленское княжение 4 ]. Благочестиво и богоугодно жил князь Феодор в Ярославле, ибо с юных лет возлюбил Христа и Его Пречистую Матерь. Особенно почитал он священников и иноков и благотворил нищим. Как доблестный воин Христов, он во всем угождал своему Владыке и удалялся от всякой неправды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

IX. –Рече Ослебя брату моему Пересвету: «Уже твоеи главе пасти на сырую землю, на белую ковылу моему чаду Иякову». Ниже читаем (Падоша) Иаков Ослебятин. Пересвет чернец (X). В Сказании о побоище Мамаевом: «Туто же близ Пересвет чернец близь нарочитаго богатыря лежаше». X. –«Уже, братие, по Резанской земле около Дону ни ратаи, ни пастуси не кличють… только часто ворони грають». Срав. в Сл. о п. Игор.: Тогда по Руской земли ретко ратаеве кикахуть, н часто врани граяхуть. Может быть, и тут следовало бы поставить кликахуть вместо кикахуть. Кикати – тоже что и стар. кликати, кричать, но говорится только о птицах: срав. Юж. Рус. кигикати. –Зогзици кокуют. В Слове о п. Игор. зегзица. В Юж. Рус. зозуля вм. зогзуля – кукушка; в Великорусском западном зузуля=зузуля. Срав. Чеш. zezule, zezulice, ezhule, ehulice; Польск, gzegzolka. –(Помянем) князий великых и боляр сановных, князя Феодора Романовича Белозерскаго и сына его князя Ивана, Микулу Васильевича. (Падоша) Феодор Мемко, Иван Сано, Михаило Вренков, Иаков Ослебятин, Пересвет чернец и иная многая дружина. В Повести о Мамаевом побоище: На том побоищи убиени быша… князь Феодор Романовичь Белозерский и сын его князь Иван, князь Феодор Семеновичь, князь Иван Михаиловичь, князь Феодор Торуский, князь Мстислав брат его, князь Дмитрий Монастырев 47 , Семен Михаиловичь, Микула Васильевичь тысяцкаго 48 , Михаил и Иван Акинфовичи, Иван Александровичь, Андрей Шуба, Андрей Серкизов, Тимофий Васильевич, Волуй Опатьевичь, Михаил Бренко, Лев Мазырев, Тарас Шатаев, Семен Мелик, Дмитрий Минин, чернец Пересвет, ему же имя Александр. – Очевидно, у сочинителя Слова и у сочинителя Повести были разные взгляды на важность потерь в битву Куликовскую. Последний смотрел на погибших по важности мест, которыя они занимали в службе; первый, как кажется, ценил их по степени уважения, которым они пользовались в народном мнении. XI. –Доне.... прилелей моего Микулу. Срав. в Слове о п. Игор.: лелеючи корабли на сине море (о ветре); лелеял еси на себе Святославля носады, възлелеи мою ладу ко мне (О Днепре); лелеявшу князя на влънах (о Донце).

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Свет Божественный осиял меня, как солнце, и я услышал голос: «Иоанн! вот тебе помощь; отселе внимай себе, чтобы не случилось тебе худшее и не пострадал ты в будущем веке». Я поклонился и сказал: «Господи! зачем же Ты оставлял меня так долго мучиться?» – «По силе терпения твоего, – сказано в ответ, – навел Я на тебя искушение, чтобы ты был выжжен как золото; крепким и сильным слугам назначает господин тяжкую работу, а немощным и слабым – малую и легкую; ты молись о себе погребенному здесь против тебя – он может помочь тебе в этой борьбе: он выше Иосифа». Я не знал имени умершего, уже после узнал, что это был Моисей Угрин. «Молись и ты, брат, сему преподобному Моисею». Блаженная кончина преподобного Иоанна последовала в затворе, где он подвизался. Святые мощи его почивают в том же положении, в котором он умер: голова и крестообразно сложенные руки – на виду; все прочее – в земле. 64 В удалении от мира и его соблазнов, отшельники, еще не вполне укрепившиеся в любви к Богу, подвергаются иногда искушению сребролюбия, страсти не столь грубой, как страсти плотские, но тем не менее опасной для души. Несколько подобных примеров было и в обители Печерской. Один инок, по имени Феодор, при вступлении в монастырь раздавший все свое имение нищим, поселился в Варяжской пещере 65 и провел много лет в строгом воздержании. Но по искушению врага в сердце его зародилась скорбь о розданном имении и желание обогатиться, чтобы не терпеть нужды в старости. Искуситель помог ему отыскать в пещере сокровище, состоявшее из золота и дорогих сосудов. Обрадованный Феодор хотел уйти с богатством своим в мир. По счастью, другой инок, по имени Василий, связанный с ним союзом братской любви, успел привести сребролюбца в раскаяние. Феодор снова забыл сокровище и, чтобы впредь не увлекаться опасными помыслами, поставил у себя в пещере жернова, брал из закромов рожь и ночью молол ее. Между тем до Мстислава, сына великого князя Святополка Изяславича, дошел слух, что Феодор нашел клад в пещере; он призвал Феодора и Василия и стал их допрашивать.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010