Выше указывалось о такой раздаче имущества кн. Ярославом Осмомыслом Галицким. (Архиеп. Филарет). Естественно, что введение христианства в Руси обратило там взоры на восток, откуда озарил ее свет веры. Отсюда вытекло паломничество. Первым благочестивым путешественником на Афон был Антоний, будущий угодник Киево-Печерский. В 1060 г. (ок.) путешествовал в Иерусалим Пр. Варлаам Печерский. Он был, сколько известно, первым русским, поклонившимся Гробу Господню. По возвращении из Иерусалима он путешествовал в Царьград. Упоминалась уже поездка в Царьград м. Ефрема, тогда инока Печерского. Говорилось и о паломничестве игумена Даниила. Он писал: «Поставих аз кандило на св. гробе и поклонихся честному тому гробу и облобызах с любовию и слезами место святое, идеже лежаше тело пречистое Господа нашего Иисуса Христа». Там он нашел и несколько других паломников русских. В 1173 г. посещала св. места игумения, княжна полоцкая, Пр. Евфросиния, там и преставившаяся. Паломников было много. Среди них оказывались и желавшие просто скитаться, быть праздными. Таким новгородские владыки с пол. XII в. запрещали идти на Восток. Благочестие в народе поддерживалось примером князей. Высокий пример истинного благочестия был подан жизнью Крестителя Руси. Св. Владимир, приняв христианство, стал совсем другим человеком и проводил в жизнь заветы Господни. Указывалось выше на боголюбие и благочестие Ярослава, сыновей его Св. Владимира новгородского и Всеволода, сына последнего, Владимира Мономаха , на Мономаховичей – Св. вел. кн. Мстислава Великого, Св. Всеволода-Гавриила псковского, Св. Ростислава Мстиславича Смоленского, потом Киевского, Св. Мстислава Ростиславича Храброго новгородского; Пр. Николы Давидовича черниговского, инока Печерского, Св. Ярополка-Петра Изяславича Волынского, Св. Андрея Юрьевича Боголюбского. Благочестивы были Глеб Юрьевич Киевский, сыновья Св. Ростислава Роман и Давид смоленские, Святослав смоленский. Из митрополитов того времени причислены к лику святых: Михаил, Иоанн II, Ефрем и Константин. Из епископов: ростовские – Феодор, Леонтий и Исаия, Владимирский – Симон, туровский – Кирилл, новгородские – Иоаким, Лука Жидята, Никита, Иоанн-Илия, Нифонт, Аркадий. Иноческая жизнь. Киево – Печерская обитель

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Града Ярославля Святыя 236. Святый и благоверный преподобный князь Феодор Ростиславичь и святыя и благоверныя князи чада его Давид и Константин Ярославския чудотворцы. Преставися Святый Феодор в лето 6807 месяца сентября в 19 день Сын Смоленского князя Ростислава Мстиславича, воспитанный в страхе Божием, Феодоп и в молодых летах был боголюбив, а вместе отличался воинскою отвагою и мужеством. У него были два брата, князья Глеб и Михаил. По смерти отца, братья поступили с Феодором несправедливо: дали ему из княжества один только малый город Можайск. Он вступил в брак с дочерью Ярославского князя Василия Всеволодовича, Мариею, единственною наследницею Ярославского княжества, и стал жить в ЯРославле, где Мария родила ему сына Михаила. В 1277 году он и некоторые другие князья, по воле хана Менгу-Темира, отправились с дружинами в Орду, чтобы вместе с войсками хана воевать против Яссов, не хотевших платить дани Татарам. Князья Русские доходили до Дербента и смирили Яссов, взяв богатую добычу и пленников. Воинские подвиги Феодора доставили ему благосклонность в Орде. Мужественная красота, высокий рост и такой же ум его так пленили царицу, что она предложила ему руку дочери своей. Феодор отвечал, что у него есть супруга, дочь князя, и он, как христианин, не может иметь другой. Но когда он с опасностию для жизни отклонял от себя лестное предложение могущественной ханши, теща его княгиня Ксения не пустила его, по возвращении из Орды в Ярославль и объявила, что есть законный князь Ярославский, Михаил. Даже посредничество ордынского посла не могло преодолеть упрямства тещи. Добрый князь не хотел призывать грозного гнева ханского на отчизну, и Господь послал ему другую помощь: смерть братьев доставила ему в 1280 году Смоленское княжество. Тогда он снова отправился в Орду и женился на ханской дочери, нареченной в крещении Анною. Через несколько лет сын его, юный князь Михаил умер. Тогда отец его отправился в Ярославль с супругою и ыновьями Давидом и Константином, родившимися в Орде. Жители Ярославля и теперь не хотели было принять его: но

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Память преподобного отца нашего Феодора Пустынника Преподобный отец наш Феодор был скопцом от юности своей. Он оставил мир, принял монашество и удалился в Иорданскую пустыню. Ревнуя об угождении Богу, он много потрудился здесь, за что и получил от Бога дар чудотворения. Однажды ему пришлось отправиться в Константинополь. Придя к морю, он нашел готовый к отплытию корабль и сел в него. Во время плавания случилось, что корабль сбился с пути и долго блуждал, так что все, бывшие на нем, запасы питья и пищи истощились. Моряки и все плывшие на корабле были в недоумении и сильном унынии. Тогда преподобный Феодор, подняв руки к небу, усердно помолился к Богу, спасающему от бед людей. Потом он с молитвою осенил крестным знамением морскую воду и сказал матросам: — Благословен Бог! Зачерпните сколько вам нужно воды. Те, почерпнувши, вкусили и нашли, что морская вода превратилась из горькой в пресную, на подобие речной. После того наполнили свои сосуды пресной водой из моря и все другие и, прославивши Бога, до земли поклонились старцу. Но преподобный сказал: — Простите меня, господа мои! Не ради меня случилось сие чудо всесильного Бога, но ради вас, скорбевших по причине безводия. Ибо Бог, увидав вашу скорбь и печаль смертную, умилосердился над вами и переменил солёную морскую воду в сладкую речную. Вскоре после этого корабль по молитвам святого старца быстро дошел до пристани, к которой он направлялся. Сей преподобный отец Феодор совершил и много других чудес, а затем преставился к Богу [ 1 . Повесть о кончине блаженного Константина, митрополита Киевского Вскоре после того как великокняжеский престол киевский отнят был от блаженного Игоря [ 1 ] и захвачен Изяславом Мстиславичем [ 2 ], внуком Владимира Мономаха [ 3 ], преставился ко Господу святейший митрополит киевский Михаил 2-ой [ 4 ]. Случилось это незадолго до убиения Игоря. На место Михаила великий князь Изяслав избрал одного, весьма книжного, инока, Климента философа [ 5 ], уже принявшего схиму. Этого инока Изяслав привел из Смоленска, и очень желал, чтобы посвящение его было совершено русскими епископами в Киеве, так как за дальностью расстояния не хотел посылать его в Царьград на благословение вселенскому патриарху (как это было прежде в обычае). Изяслав созвал собор из епископов русских и приказал им рукоположить схимонаха Климента в митрополита киевского. Однако не все епископы согласились на это, не дерзая рукополагать без благословения патриарха константинопольского. Но были и такие епископы, которые, желая угодить князю, посвятили Климента во епископы главою святого Климента, папы римского, принесенною святым Владимиром из Херсонеса в Киев. Об этом соборе и поставлении Климента во епископы подробнее сказано в повествовании о житии святого Нифонта, под 8-м числом месяца апреля (сей блаженный Нифонт не соизволял этому незаконному рукоположению).

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

Князю же от этого не будет никакой выгоды». Услыхав это от беса, мнимого Василия, боярин привел его к князю Мстиславу Святополковичу. Бес же, рассказав все это князю, прибавил еще, что его надо поскорее забрать, пока он не убежал, и присвоить себе его сокровища. Если же он не захочет отдать добровольно, то дать ему много ударов, и тогда он отдаст. «Если же и так дело не выйдет, тогда, предав его многим мукам, позовите меня, – сказал бес, – и я пред всеми вами обличу его и покажу место, где спрятано сокровище». Посеяв это искушение, бес ушел с глаз их. Поутру князь отправился со многими воинами как на охоту или как на крепкого витязя и, захватив блаженного Феодора, привел его в свой дом. Здесь сперва ласково он стал расспрашивать его: «Скажи мне отче, находил ли ты, как я слышал, сокровища?» Феодор отвечал ему: «Да, нашел, и теперь оно скрыто в пещере». Князь же снова его спросил: «Известно ли, отче, кто первый положил его, и много ли в нем золота, серебра и сосудов?» Отвечал блаженный: «Еще при жизни преподобного отца нашего Антония стало известно, что в той пещере находится варяжский клад, почему и доныне пещера называется варяжской. Золота и серебра видел я бесчисленное множество, сосуды латинские». Тогда сказал ему князь: «Отчего ты, отче, не дашь этого мне? Я разделю с тобой, и, сколько тебе нужно будет, ты возьмешь. И тогда ты будешь отец отцу моему и мне» (его отец, князь Святополк, был тогда в Турове). Блаженный же Феодор сказал: «Я не желаю брать ничего такого, что мне не на пользу; все бы я отдал вам, так как вы служите тому, от чего я свободен, но Господь отнял у меня память того места, где я скрыл сокровище». Тогда князь в гневе сказал слугам: «Приказываю оковать этого монаха по рукам и по ногам и три дня не давать ему хлеба и воды за то, что он не пожелал моей милости». Окованного его опять спросили: «Скажи, где сокровище?» Феодор же отвечал: «Как я уже сказал, не знаю я, где скрыл его». Князь приказал мучить его ударами, так что вся власяница была смочена кровью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Волновались вельможи и горожане; для охранения порядка отряды войска ходили по улицам и пушки стояли на площадях. Потом Димитрий с матерью, отцом ее и родственниками, Нагими, отослан был в свой удел-Углич. Иностранцы пишут, что главным заводчиком смуты в пользу Димитрия был Богдан Бельский, человек славившийся умом, досужеством ко всяким делам, беспокойный, честолюбивый, склонный к крамолам. По отъезде Димитрия в Углич Бельский остался в Москве и продолжал крамолы, вследствие чего противные ему бояре с народом осадили его в Кремле и принудили к сдаче. Русские летописцы также говорят о восстании московского народа против Бельского. По их словам, в народе разнесся слух, что Бельский с своими советниками извел царя Иоанна, а теперь хочет побить бояр, хочет искать смерти царю Феодору, после которого быть ему самому на царстве Московском. Чернь взволновалась, возмутила и ратных людей, пришли с великою силою и оружием к городу, и едва успели затворить от них Кремль. К черни пристали рязанцы-Ляпуновы, Кикины и другие городовые дети боярские, оборотили пушку к Фроловским (Спасским) воротам и хотели выбить их вон. Тогда царь Феодор выслал к народу бояр, князя Ивана Федоровича Мстиславского, Никиту Романовича Юрьева и двоих дьяков, братьев Щелкаловых, велел уговаривать народ милостиво, что возмутил его кто-нибудь не по делу, хотя пролития крови христианской, и расспросить, что их приход в город и на кого? На этот вопрос в народе раздался крик: «Выдай нам Богдана Бельского: он хочет извести царский корень и боярские роды». Тогда царь велел объявить народу, что Богдана Бельского он велел сослать в Нижний Новгород; и народ, слыша слова государевы и видя всех бояр, разошелся по домам. По другим известиям, в народе ходили слухи, что Бельский прочит царство Московское советнику своему Борису Годунову и что заводчиками Смуты были рязанцы Ляпуновы и Кикины, по внушению князей Шуйских. Наконец, по одному известию, поводом к Смуте было следующее обстоятельство: между боярами были две стороны: к одной принадлежали: князь Мстиславский, Шуйский, Голицын, Романов, Шереметев, Головин; к другой-Годуновы, Трубецкие, Щелкалов (?); Богдан Бельский хотел быть больше казначея, Петра Головина, и за Петра стал князь Мстиславский, а за Богдана – Годунов; Бельского хотели убить до смерти, и едва ушел он к царице; в это время один сын боярский выехал из Кремля на торг, начал скакать и кричать, что бояр Годуновых побивают до смерти; народ взволновался и двинулся к Кремлю; увидевши, что Кремль заперт, всколебался еще сильнее и стал придвигать пушки к воротам; тогда бояре помирились, выехали и уговорили народ разойтись.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Мстислава, кн. Изяслава (Димитрия) Ярославича . В начальном летописании под 1071 г. помещен краткий рассказ об антицерковном восстании во главе с волхвом, к-рого, по летописному повествованию, поддержало большинство новгородцев; по наиболее распространенному мнению, мятеж представлял собой языческую реакцию (см.: Лукин П. В. Новгородское вече. М., 2018. С. 131-149; ср.: Печников. 2015. С. 246-262). Еп. Феодор мужественно противостоял мятежникам, желавшим его убить, и вышел к ним с крестом в руках. Восстание было подавлено благодаря поддержке епископа кн. Глебом Святославичем и его дружиной. Князь убил волхва, зарубив его боевым топором, спрятанным в плаще. Согласно списку Новгородских епископов, обстоятельства кончины Феодора были драматичны: его «свои пес уяде» (НПЛ. С. 473). В кон. XI - сер. XII в. Новгородскую кафедру занимали неск. пострижеников Киево-Печерского Успенского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ) - святители Герман (вероятно, бывш. игумен киевского Спасо-Берестовского, или «Германеча», мон-ря, скончавшийся также во время поездки в Киев), Никита и Нифонт . Свт. Никите, к-рый впосл. стал одним из наиболее почитаемых новгородских святых, принадлежит 1-я дошедшая до нашего времени новгородская владычная печать ( Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Древнейшая новгородская владычная печать//Визант. очерки. СПб., 2006. С. 230-234). Период его святительства в значительной степени связан со становлением новгородской книжности и летописания ( Гимон Т. В. Летописание и развитие письменной культуры: (Новгород, XI - 1-я пол. XII в.)//Slovne=Словне. 2015. 1. С. 98-100; Печников. 2016. С. 170-178). Он был инициатором росписи Софийского собора; работы были начаты на средства святителя уже после его кончины. Еп. Иоанн Попьян («Иван Попиан», по гипотезе А. А. Гиппиуса, «поп Ян»); поставленный, вероятно, из белых священников по воле новгородского блгв. кн. Мстислава (Феодора) Владимировича Великого в 1110 г., в 1130 г. отказался от кафедры (возможно, по политическим мотивам), и, согласно сообщению одного из списков Новгородских владык, его не поминали в Новгороде (НПЛ.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Георгий Всеволодович «сам и з детми своими». М. Г. представлен в композиции, иллюстрирующей под 1236 г. текст: «Того же лета князь велики Юрьи Всеволодич жени сыны своя, князя Владимера и князя Мстислава» (Л. 298). Обе свадьбы изображены на одном листе сходным образом: молодой безбородый князь восседает с супругой за столом, на нем зеленый кафтан и красный плащ, на шее витая гривна, на голове княжеская шапка; возле князя - отец, вел. кн. мч. Георгий Всеволодович, с указующим жестом. Братья Всеволод и М. Г. (юный князь или средовек в шапке) показаны в цикле миниатюр, повествующих о событиях монголо-татарского нашествия 1237-1238 гг.: скорбь во Владимире о пленении кн. Владимира Георгиевича (Л. 313), отъезд вел. кн. мч. Георгия Всеволодовича из Владимира («И остави в себе место в Володимери со владыкою детей своих Всеволода и Мстислава…» - Л. 313 об.), осада Владимира монголо-татарами и приведение к Золотым воротам плененного кн. Владимира (Л. 314 об.-315, 316), молебны с покаянием и плачем (Л. 316 об.), иноческий постриг княгини и детей вел. кн. мч. Георгия Всеволодовича, в т. ч. М. Г. (в иноческом одеянии, очевидно, его старший брат - Л. 319 об.), бегство князей с боярами в «Средний град» (Л. 321 об.), мученическая гибель князей и княгинь (Л. 324). Сведений о внешнем облике М. Г. в иконописных подлинниках не обнаружено. По мнению И. Л. Бусевой-Давыдовой, именно М. Г. как князь-мученик изображен на небольшой «раздаточной» иконе кон. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова): прямолично по пояс с крестом в правой руке, левая лежит на груди. На нем доспехи поверх зеленой рубахи, на плечах красная мантия с горностаевым мехом, скрепленная впереди фибулой (напоминает иконографию блгв. кн. Александра Невского). М. Г.- средовек с крупными чертами лица, разделенными на прямой пробор короткими волнистыми волосами и небольшой русой бородой, узкой и слегка раздвоенной на конце. Не исключено, поскольку нет уточнений в надписи («св. Кнзь Мистиславъ»), что на иконе написан др. блгв. князь с именем Мстислав.

http://pravenc.ru/text/2564292.html

Во Владимирской Успенской соборной церкви восходили на великокняжеский престол: Великие Князья Андрей Боголюбский, Ярополк Ростиславич, Михаил II Георгиевич, Всеволод Георгиевич, Георгий Всеволодович, Константин Всеволодович, Ярослав Всеволодович, Святослав Всеволодович, Андрей Ярославич, Александр Ярославич, Ярослав Ярославич, Василий Ярославич, Димитрий Александрович, Андрей Александрович, Михаил Ярославич, Георгий Даниилович Димитрий Михаилович, Александр Михаилович, Иоанн Даниилович, Симеон Иоаннович, Иоанн Иоаннович, Димитрий Константинович и Василий Димитриевич. Во Владимирской Успенской соборной церкви почивают в чудном нетлении святые Благоверные Великие Князи Андрей Боголюбский, сын его Глеб и Георгий Всеволодович. Здесь же погребены: князья Ярослав Георгиевич, Изяслав и Мстислав Андреевичи, Великий Князь Михаил II Георгиевич, княгиня Галицкая Ольга Георгиевна, во инокинех Евфросиния, князь Изяслав Глебович, Великие Князья: Всеволод Георгиевич, Константин Всеволодович, князья: Владимир, Иоанн и Святослав Всеволодовичи, Великая княгиня Агафия Всеволодовна, княжна Феодора Георгиевна, князья: Мстислав, Всеволод и Владимир Георгиевичи и супруги их: Мария, Христина и Феодора с чадами, Великие Князья: Ярослав Всеволодович, Михаил Московский, прозванный Храбрым, Константин Ярославич, Борис Даниилович и Борис Михаилович. Во Владимирском Успенском соборе погребены епископы: Лука, Симон, Митрофан, Серапион, Феодор, всея России Митрополит Максим Грек , епископы: Платон, Павел, Иероним. Средний алтарь Владимирского Успенского собора, в честь Успения Пресвятой Богородицы, украшен живописью и орнаментацией в 1879–1881 годах Московским живописцем Николаем Герасимовичем Степановым. Новое благоукрашение сделано на место обветшавшей и крайне повредившейся живописи новейшего Итальянского стиля, произведенной в 1768–1774 годах, при Владимирских епископах Павле и Иерониме, одновременно с устроением соборного иконостаса. Благоукрашение алтаря исполнено по благословению Святейшего Синода и Господина Высокопреосвященнейшего Феогноста, Архиепископа Владимирского и Суздальского. Руководил исполнением благоукрашения Епархиальный Архитектор, член Императорского Московского Археологического Общества, Николай Андреевич Артлебен.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

11 Беседа в день тезоименитства Государя Императора Николая Павловича (декабря 6-го д. 1852 г.). 12 Г-жа Задонская, примерно-благочестивая старица, супруга храброго и благородного генерала Воина Дмитриевича Задонского, весьма богатого помещика Харьковской губернии. Он скончался в походе во время крымской компании, оставив многочисленное семейство. В его имении, Волчанского уезда, слоб. В. Бурлук, я был в сентябре 1876 г. 14 Шер Дмитрий Александрович – свободный художник, обладавший тонким и эстетическом вкусом. Он издавна был знакомь с о. Леонидом и со мною. Без него не обходились у нас ни в церквах, ни в настоятельских покоях, никакие поправки и возобновления. Он был и архитектор, и резчик иконостасов, и ваятель, и споспешник в устроении церковных утварей и всяких домашних принадлежностей. Характера был необыкновенно мягкого и доброго. 19 Духовный сын – это сын доброго приятеля преосвященного Леонида, покойного князя Валер. Мих. Голицына, о котором выше была речь. Мстислав имя этого мальчика, имевшего тогда лет 12 или 13. Преосвященный Леонид, по дружбе с отцом, принимал особенное участие в воспитании этого мальчика, часто приглашал его к себе, преподавал ему уроки по закону Божию, читал с ним назидательные книги, учил его молиться Богу, даже сам исповедовал его. Когда Мстислав уезжал с матерью-вдовой за границу, преосвященный часто писал ему назидательные письма, а тот давал ему подробный отчет о своем пребывании заграницей. 20 Архим. Феодор Бухарев, находившийся в это время в Переславском Никитском монастыре, и впоследствии снявший с себя монашеский сан. 21 Знакомый этот, если не ошибаюсь, – А. А. Озеров, – один из воспитателей В. Кн. Константина Николаевича. 22 О существовании этого письма я ничего не знал до 1866 г., и только в июле этого года, пред отправлением моим из Москвы в Витебск, я случайно узнал, о нем от Н. В. Сушкова, который пришел к преосвящ. Леониду в то самое время, когда он занимался сочинением этого письма и, узнавши о его содержании, просил его дать ему список с этого письма. В свою очередь и я попросил у преосвященного такой же список, и получил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Предвидение святого Ростислава полностью оправдалось. Юрий Долгорукий, придерживавшийся византийской ориентации, заняв в 1154 году Киев, немедленно изгнал митрополита Климента и послал в Царьград за новым митрополитом. Им стал святой Константин (память 5/18 июня), но он прибыл на Русь лишь в 1156 году, за полгода до смерти Юрия Долгорукого († 15 мая 1157 г.). А еще полгода спустя, когда 22 декабря 1157 года в город вступил племянник святого Ростислава Мстислав Изяславович, святитель Константин должен был бежать из Киева, и на митрополичью кафедру вернулся низложенный Климент смолятич. Началась церковник смута — на Руси стало два митрополита. Вся иерархия и духовенство оказались под запрещением: митрополит-грек запретил русских, поддерживавших Климента, Климент запретил всех ставленников и сторонников грека. Для прекращения соблазна святой Ростислав и Мстислав постановили удалить обоих митрополитов и просить у патриарха поставления на русскую кафедру нового первосвятителя. Но сложности на этом не кончились. Прибывший в Киев осенью 1161 года митрополит Феодор умер весной следующего года. По примеру святого Андрея Боголюбского (память 4/17 июля), пытавшегося в это время провести в митрополиты своего подвижника епископа Феодора, святой Ростислав выдвинул своего кандидата, которым вновь оказался многострадальный Климент смолятич. Тот факт, что великий князь изменил свое отношение к митрополиту Клименту, проникнутому идеей русской автокефалии, объясняется влиянием Киево-Печерского монастыря и особенно архимандрита Поликарпа. Архимандрит Поликарп, блюститель печерских преданий (в 1165 году он стал настоятелем обители), был самым близким к святому Ростиславу человеком. Князь Ростислав, окруженный счастьем, не пленялся ничем земным. Никогда не искал он власти, а только принимал ее, когда вручали, и притом как тяжесть. Незлобие его прощало все другим; он помнил о своих грехах, о своих долгах перед Богом и забывал о том, чем должны ему другие. Он постоянно заботился о том, как угодить Господу. Святой Ростислав имел благочестивый обычай приглашать по субботам и воскресеньям Великого поста к своему столу печерского игумена с шестнадцатью иноками и сам им прислуживал. Часто говорил он печерскому игумену: «Приготовь мне келлию, боюсь смерти неожидаемой», — и сам в каждое воскресенье поста приобщался Св. Таин. Ему очень хотелось уклониться от сует жизни в Печерскую обитель, не раз говорил он о том печерскому игумену. Игумен останавливал его, указывая на то, что дело князя — ограждать покой людей правосудием и мечом, наконец предложил ему предоставить себя воле Божией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010