Блгв. кн. Мстислав Мстиславич после осады в Торческе целует крест кн. Всеволоду Чермному. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 665) Блгв. кн. Мстислав Мстиславич после осады в Торческе целует крест кн. Всеволоду Чермному. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 665) В 1210/11 и 1212 гг. М. М. совершил победоносные походы на чудь (эстов). В 1212 г. он принял участие в событиях в Юж. Руси. Киевский князь из черниговской ветви Ольговичей Всеволод Святославич решил изгнать из Киевской земли двоюродных братьев М. М., «Ростиславлих внуков» Ростислава и Владимира Рюриковичей; они обратились за помощью к М. М. и др. своему кузену, смоленскому кн. Мстиславу Романовичу. М. М. с новгородцами отправился в поход, но под Смоленском произошла ссора между новгородцами и смолянами, после чего новгородцы отказались идти дальше, и М. М. продолжил поход только со своим двором. Однако посадник Твердислав уговорил новгородцев догнать князя и присоединиться к нему. Военные действия под Киевом закончились успешно для «Ростиславлих внуков»: Всеволод Святославич бежал в Чернигов и в Киеве был посажен Мстислав Романович Смоленский. Затем союзники двинулись к Чернигову и после 12 дней стояния под городом заключили с черниговскими князьями мир (НПЛ. С. 51-53). В 1215 г. М. М. оставил княжение в Новгороде и отправился в Юж. Русь. Сменивший его блгв. кн. Ярослав (Феодор) Всеволодович , брат Владимирского вел. кн. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича , вскоре вступил в конфликт с новгородцами, и в нач. 1216 г. новгородцы вновь призвали к себе на княжение М. М. Вернувшись в Новгород, М. М. начал военные действия против Ярослава. Вскоре они переросли в крупную войну, где вместе с М. М. и новгородцами выступали смоляне и псковичи со своими князьями, а также старший брат Юрия и Ярослава Всеволодовичей ростовский кн. Константин Всеволодович , а на стороне Ярослава - его братья Юрий, Святослав и Владимир. 20-21 апр. в Липицкой битве близ Юрьева-Польского, в пределах Суздальской земли, М. М. и его союзники наголову разбили противников. Повесть о битве на Липице, вошедшая в состав новгородско-софийских летописей, особо подчеркивает доблесть командовавшего войском победителей М. М., к-рый проехал «сквозе полкы княжи Юрьевы и Ярославли, секучи люди, бе бо у него топоръ с паворозою на руце, и тем сечааше». Затем союзники подступили к Владимиру, после чего Юрий Всеволодович капитулировал и на владимирский стол был возведен его брат Константин (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. С. 263-274; НПЛ. С. 53-57).

http://pravenc.ru/text/2564288.html

Дед - князь Феодор Михайлович Мстиславский поступил в 1526 году на службу к Великому Князю Московскому; дважды в 1527 и 1535 годах разбил татарские отряды, умер в 1550 году. Его отец - Иван Федорович Мстиславский в 1541 году был кравчим, в 1547 году спальником, с 1548 года боярином; пользовался особенным расположением Царя Иоанна Грозного. В Казанском походе 1552 года и в походе против ливонцев 1559 года был первым воеводой. При учреждении Опричнины князь И.Ф.Мстиславский был поставлен во главе Земщины, был вторым боярином после И.Д.Бельского и назывался «земским боярином». В 1572 году князь И.Ф.Мстиславский был новгородским наместником. Умирающий Царь Иоанн Грозный назначил его советником Государевой Думы; но после воцарения Царя Феодора Иоанновича за участие в заговоре против Царицы Ирины он был сослан в Кириллов монастырь, где умер в 1586 году ( http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/199130 ;). Конечно, заслуги деда и отца перед Россией были значительными: постоянно род князей Мстиславских стал служить новому Отечеству с 1526 года. Но и 72 года такой службы в глазах русского духовенства, когда дед князя Ф.И.Мстиславского был рожден католиком и взрослым принял Православие уже на русской службе, в чрезвычайных обстоятельствах не были гарантией верности Православию внука. Человек-то он, может быть, был весьма порядочный и глубоко обрусевший, но не как кандидат в Русские Цари. Вспомним, сын беглого ревнителя православного благочестия князя Андрея Ивановича Курбского, природного Рюриковича, ради карьеры на службе польскому королю после смерти отца принял католицизм, и внуки были «ревностными» католиками, пока не угодили в русский плен. 118. Князья Трубецкие - ведут свой род от внука Гедимина, Корибута-Дмитрия Ольгердовича, князя Брянского, Черниговского и Трубчевского, участника Куликовской битвы, погибшего в битве на Ворскле (1399) вместе с сыном Иваном. После его гибели княжеством правил его сын Михаил Дмитриевич. После смерти Михаила Дмитриевича княжество было разделено между его сыновьями: Семёном Михайловичем и Юрием Михайловичем.

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/07/...

На третий год летом была засуха, а осенью наступили ранние морозы, от чего наступил голод, великая скорбь и нужда. Сверх этих бедствий, ниспосланных Господом за грехи людей, много было в Великом Новгороде внутренних смут и нестроений, виновниками которых были сами люди. Быстро менялись князья в вольном городе, вслед за ними и посадники, и при этом разные партии веча враждовали между собою. Были нестроения и в церковной жизни Новгородского края. В то время на Руси было много двоеверных христиан, т. е. таких, которые, приняв христианское крещение, не оставляли языческих обычаев, жизни и обрядов. Среди сельского населения были и совсем некрещеные. Приходские пастыри не отличались образованностью и разделяли суеверия своих пасомых. Все эти бедствия и нестроения обязывали епископа утешать несчастных, благотворить неимущим, обращать заблуждающихся на путь Христовой истины, неусыпно надзирать за духовенством. И св. Аркадий был истинным пастырем. Живя благочестиво и добродетельно, он святительствовал в продолжении восьми лет и многих утвердил в вере и доброй жизни, многих наставил на разум. Преставился он в 1163 г., месяца сентября в 18–й день, в среду, после вечерни. На другой день в присутствии всего причта и паствы честное тело его было торжественно погребено в южной паперти новгородского храма Святой Софии. Молитвами святого и мы да получим оставление грехов. Сентябрь 19 Феодор Ростиславич благоверный князь Ярославский и Смоленский Святой благоверный князь Феодор Ростиславич, прозванный Черный, был сын смоленского князя Ростислава Мстиславича, происходил из племени Всеволода Ярославича и Владимира Мономаха. Год его рождения неизвестен. Несомненно, родился св. Феодор в первой половине XIII столетия. Воспитанный в страхе Божием, князь еще в юности был боголюбив и благочестив, усердно читал Божественные книги, украшал себя кротостью и целомудрием, соблюдал чистоту душевную и телесную. Вместе с тем св. Феодор отличался воинской отвагой и мужеством. По смерти князя Ростислава Мстиславича старшие братья св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Рисунок с изображением трех святителей (Атлас,   197 ) сопровождается карандашной подписью: «Новгородские святители», которая, вероятно, сделана Ф. А. Калининым. Ориентируясь на это указание, мы предположительно атрибутируем изображения новгородских владык следующим образом (слева направо): 1) Евфимий II (варианты – Иоанн (Илия), Серапион, Моисей); 2) Нифонт (варианты – Серапион, Феоктист); 3) Иона (варианты – Иоанн (Илия), Моисей, Серапион). Если основываться на указаниях иконописных подлинников, среди новгородских святителей указанные персонажи более всего соответствуют обликам изображенных. Стоит обратить внимание на то, что третий святитель благословляет левой (!) рукой, а Евангелие держит в правой руке. Нам нечем объяснить такое расхождение с традиционной иконографией. Прорись с иконы XVIII в. «Новгородские чудотворцы» (Атлас, 198 ) нуждается в подробном перечислении 68 изображенных персонажей. 58 Новгородские святые разделены здесь на правую и левую группы по семь рядов в каждой. В левой группе изображены справа налево: 1-й ряд снизу – Нифонт архиепископ, Евфимий II архиепископ, Моисей архиепископ, Григорий архиепископ, Василий Калика архиепископ, Лука епископ; 59 2-й ряд снизу – Симеон архиепископ, Михаил Клопский, Савва Вишерский, Александр Невский, Зосима и Савватий Соловецкие; 3-й ряд снизу – Никандр Псковский, Никодим Кожеезерский, Антоний Сийский, Евфросин Псковский, Феодор Юродивый, Никола Кочанов; 4-й ряд снизу – Никита, Кирилл, Никифор, Климент, Исаакий Алфановы; 5-й ряд снизу – князь Владимир Ярославин, Анна княгиня, Иоанн и Лонгин Яренгские, Гликерия Новгородская; 6-й ряд снизу – князь Мстислав Ростиславич, князь Феодор Ярославин, князь Мстислав Мстиславич, Иоанн и Иаков Менюжские; в верхнем ряду – Артемий Веркольский. В правой группе слева направо изображены: 1-й ряд снизу – Никита епископ, Иоанн (Илия) архиепископ. Иоанн III архиепископ, Серапион архиепископ. Феоктист архиепископ. Иоаким епископ; 2-й ряд снизу – Пимен архиепископ, Мартирий архиепископ, Александр Ошевенский, Антоний Римлянин, князь Всеволод (Гавриил) Псковский, Александр Свирский ; 3-й ряд снизу – Нил Столобенский, Арсений Коневский, Ефрем Перекомский, Антоний Леохновский, Антоний Дымский. Варлаам Хутынский; 4-й ряд снизу – Ефрем Новоторжский, Сергий и Герман Валаамские. Арсений Затворник, Афанасий Островский; 5-й ряд снизу – Корнилий Палеостровский, Анания иконописец, Ксенофонт Робейский, Мартирий Зеленецкий, Феофил Омучский; 6-й ряд снизу – Иаков Боровицкий, Феодор Важеозерский (?), Кирилл Новоезерский, Феодор Островский (?), Вассиан Пертоминский или Строкинский; в верхнем ряду – Макарий Черногорский Пинежский. 60

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Феодор Ростиславич черный, благоверный князь смоленский и ярославский, был сын смоленского князя Ростислава Мстиславича и правнук Мономаха. По словам древнего биографа его, 155 воспитанный в страхе Божием, он и в молодых летах был боголюбив, а вместе отличался воинскою отвагою и мужеством. – У него были два брата, князья Глеб и Михаил. По смерти отца братья поступили с ним несправедливо: дали ему из княжества один только Можайск: но он не спорил с ними. Умный, добрый князь можайский, умел так устроить небольшой городок свой, что тот скоро стал и людным, и не бедным. – Он вступил в брак с дочерью князя ярославского, кн. Василия Всеволодовича, Мариею, единственною наследницею ярославского княжества. Это было около 1267 г. 156 – Казалось, что этот союз брачный был счастливый; но теща его любила быть первою и была женщина с характером твердым. Только неудовольствия со стороны братьев заставили кн. Феодора жить в Ярославле, где Мария родила ему сына Михаила. В 1277 году он и некоторые другие князья, по воле хана Менгу-Темира, отправились с войсками в орду, чтобы вместе с войсками хана воевать против яссов, не хотевших платить дань татарам. Князья русские доходили до Дербента и смирили яссов, взяв богатую добычу и пленников. Хан был доволен князьями; но особенно обратил его внимание на себя мужественный князь Феодор. 157 Выдав затем дочь свою за сына князя белозерского, кн. Феодор по воле хана отправился (1278 г.) с зятем своим на войну в Болгарию, где какой-то бродяга принял на себя лицо человека, предназначенного небом освободить Болгарию от татар: самозванец был разбит. Подвиги Феодора доставили ему благосклонность в орде, где приняли его с отличным вниманием. 158 Князь Феодор служил при дворе хана в виде любимца, весьма уважаемого. Мужественная красота, высокий рост и такой же ум его так пленили царицу, что она предложила ему руку дочери своей. 159 Феодор отвечал, что у него есть супруга, дочь князя, и он, как христианин, не может иметь другой. Но когда он с опасностью для жизни отклонял от себя лестное предложение могущественной ханши, по возвращении его в Россию теща его княгиня Ксения не пустила его в Ярославль, осыпала его бранью и объявила, что есть законный князь ярославский, князь Михаил. Даже посредничество ордынского посла не могло преодолеть упрямства властолюбивой тещи. Добрый князь не хотел призывать грозного гнева ханского на отчизну; и Господь послал ему другую помощь: смерть братьев доставила ему в 1280 г. смоленское княжество: здесь он назначил наместником своим племянника Александра Глебовича, чтобы иметь свободу заниматься и делами Ярославля. 160

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

+ Перставление благоверного великого князя еодра, и чад его благоверных князей, Давіда и Кнстантіна, Смоленских и Ярославских чудотворцев. Св. еодор, по прозванию Черный, был сын Ростислава Мстиславича, князя Смоленского. С юных лет он отличался смирением, строгой нравственностью и благочестием. При разделе отцовского наследства, он удовольствовался малой частью и терпеливо перенес лишение власти над Ярославлем, отнятой у него тещей его Ксенией, вдовой князя Ярославского. По смерти первой супруги, Феодор женился на дочери Хана Менгу-Темира, которому очень понравился, будучи раз в Орде. Пользуясь своим положением, Феодор построил в Орде несколько церквей, а его супруга приняла христианство с именем Анны и не уступала мужу в желании угодить Богу. Сделавшись впоследствии князем Ярославским и Смоленским, св. Феодор правил народом мудро и справедливо, всю жизнь заботясь о благе своих соотечественников. Он построил много храмов, снабдив их книгами, иконами и богатой утварью, щедро оделял дарами иноков и горячо вступался за обиды своих подданных. В 1299 г., почувствовав приближение смерти, св. Феодор принял схиму и мирно почил в том же году (19 сент.), в Спасо-Преображенском монастыре (ныне обращенном в архиерейский дом) в Ярославле, оставив детям и жене прекрасное наставление. В 1899 г. в Ярославской епархии праздновалось 600-летие со дня кончины св. кн. Феодора. Св. Феодор не был «великим князем» и название его таковым (см. Уст. и Мес. Мин.) в обычном смысле к нему не приложимо. Свв. Давид и Константин были достойными наследниками добродетелей своего отца. Св. Давид, как старший, занял престол отца. Он был женат и скончался после 23-летняго управления княжеством, в 1321 г. Св. Константин скончался безбрачным, во всем повинуясь старшему брату и преуспевая вместе с ним в подвигах поста, молитвы и делах милосердия. Оба погребены в том же Спасском монастыре близ своего отца. По словам св. Церкви, свв. «всехвальнии» князья поучались «день и нощь в законе Господни» и, «постническими трудами умертвивше плотских деяний стремления», были «целомудрия столпами», «правды рачителями известными», «исполнителями Божьих заповедей», имели «веру и надежду неразориму, и любовь истинную, и милостивное прилежание, терпение благо, и поучение словес духовных, смиренномудрие и совершенное беззлобие» и после своей блаженной кончины оставили «просящимъ помощи» у них, «телеса свои во гробе, источати исцеления и прогонити духи лукавыя». См. 5 мар.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Наконец и для Бл. Фотия наступило время отшествия в вечность, еще за несколько месяцев пред сим указанное ему в сонном видении на светлой неделе, 20-го Апреля 1430 года. 323 Он мирно почил 1-го Июля 1431 года 324 и погребен в Успенском Московском соборе вместе с своими предшественниками. Его святые мощи обретены 1471 года. 325 Память его Июля 2-го и Мая 27. 326 IV. Преподобный Феодор князь Острожский, в монашестве Феодосий. (11-го и 28-го Августа). 1. Происхождение и род Преподобного Феодора и его родители. У старинных Польских писателей издавна существует мнение, будто Князья Острожские, а с тем вместе, конечно, и препод. Феодор, были потомками Романа Мстиславича I, Князя Галицкого, через Василия Романовича II, предполагаемого деда Феодорова, правнука Романа 1-го, Князя, будто бы на Остроге, «Острожского». Оттого-то, между прочим, и в старинном «Летописце Южно- русском, составленном в XVII веке», сын Даниила Роман Данилович II-oй называется прямо Князем «Острожским», Заславским и Дубенским, – и соответственно этому представляется следующее родословие их Княжеского «Острожского» дома: Роман Данилович II-й, родной брат Князя Льва (старшего сына Даниила Романовича известного основателя г. Львова) оставил сына Василия, Князя «Острожского», тот Василий оставил по себе сына Даниила II, Князя на Остроге, «Острожского», от Даниила остался сын Феодор, Князь «Острожский», Владимирский и Северский, – и т. д. 327 Но это мнение также не имеет основания, как и другое старо-польское сказание о происхождении самого Романа Галицкого, будто бы от Давида Игоревича, правнука Михаила – Святополка Изяславича, не смотря на то, что у того же старинного «Летописца Южнорусского» этот последний, т. е. Давид, даже прямо именуется «предком Княжат Острожских»; 328 ибо, по прямому свидетельству нашей отечественной истории, Князь Даниил I-й, отец Романа Галицкого, вовсе не был потомком Ярослава Святополковича, деда Давида Игоревича, а происходил по прямой линии от Владимира Мономаха , чрез блаженного сына его Мстислава 1-го и правнука Мстислава Изяславича II-ro, отца Романа Галицкого. 329

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Воля князя или народа могла быть причиною и изгнания епископов, даже без церковного суда. В 1157 году Андрей Боголюбский выгнал из Ростова епископа Нестора за то, что он не разрешал постов в господские праздники. В 1159 г. ростовцы выгнали епископа Леона за то, что он «грабил (отягощал поборами) попов». В 1168 году Святослав черниговский изгнал епископа Антония грека. В Новгороде владык изгоняло вече. Особенно не прочно было здесь положение владык, выбранных по влиянию только одного князя, без согласия веча. В 1211 году новгородцы свергнули владыку Митрофана, избранного князем Всеволодом владимирским и его партией, а на его место, с согласия князя Мстислава Удалого, выбрали хутынского монаха Антония. Но по уходе Мстислава опять усилилась владимирская партия и провозгласила владыкой опять Митрофана. Антоний не уступал своего места, и новгородцы теперь только вспомнили о суде митрополита, которому и предоставили сделать выбор между двоими владыками. Митрополит оставил в Новгороде первого по времени Митрофана, а Антонию дал другую епархию. В 1228 году во время святительства владыки Арсения, по случаю долгой дождливой осени, вече решило: «Это из-за Арсения стоит у нас так долго тепло», и изгнало владыку из города. До чего могло дойти влияние удельной розни на иерархию, показывает знаменательная попытка северной Руси отделиться от церковного влияния южной. Это было в половине XII века при великом князе Андрее Боголюбском, когда северо-восточная Русь усилилась, приобрела влияние на Киев и стала заводить у себя новые самодержавные порядки. Владимирский князь был сильнее киевского, но в Киеве был митрополит, а во Владимирском княжестве только ростовский епископ. И вот великий князь Андрей отправил посла к патриарху Луке Хрисовергу с просьбой поставить ему во Владимир особого митрополита; у него был уже готов и кандидат на новую митрополию, его любимец Феодор. Патриарх отказал, ссылаясь на то, что разрывать единство русской митрополии будет противно канонам, и посвятил Феодора только в епископа. Великий князь отказался от своего желания, но гордый Феодор, разочаровавшись в надежде сделаться митрополитом, хотел по крайней мере освободиться от подчинения киевскому митрополиту (Константину), – ссылаясь на то, что получил посвящение от самого патриарха, он не поехал в Киев за благословением митрополита. Митрополит послал во Владимир грамоту с увещанием не признавать Феодора епископом. Многие послушались этой грамоты; тогда Феодор пришел в такое раздражение, что совершенно обезумел, затворил во Владимире все церкви и принялся обирать, мучить и казнить своих противников. Князь Андрей за его жестокость наконец выдал его митрополиту, а митрополит Константин «обвинил его всеми винами и велел отвезти на Песий остров, где ему урезали язык, руку правую отсекли и глаза выкололи».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

831 Так показано место ее на плане г. Вильны 1671 г. в собр. грам. Вильны, Вильно 1833 г. Здесь же показан другой храм св. Николая, перенесения мощей святителя, построенный в 1514 г. кн. острожским, существующий поныне. 833 По грамоте каменный храм св. Троицы построен там же, где «издревле был деревянный с монастырем». Собр. вилен. грам. 2, 14. Вильно 1843, у м. Сильвестра (patericon р. 176) читаем: повешены «на том месте, где стоит церковь св. Троицы; христиане, похоронив их на том же месте, построили тут деревянную церковь св. Троицы». 834 Собр. л. 2, 250. м. Сильвестр (patericon р. 176) о св. Алекие: «снесшись с п. Филофеем, включил он литовских мучеников в число святых и установил праздновать им в 14 д. апреля». Дубовича hierarchia lib. 4 p. 173. «новоявленным чудотворцам, – пострадавшим при Ольгерде нечестивом – в сборнике XVI в. 397, стр. 595. 842 Пролог Румянцева 319. Опис. муз. стр. 452. Недавно еще стал известен белградский синаксарь 1340 г., где также показана под 15 апр. память «благоверного князя Мстислава, ему же в св. крещении имя Феодор». Здесь помещено то же самое сказание о благов. князе Мстиславе, что и в синаксаре (прологе) Румянцева. Сказание белградского списка напеч. в VI т. зап. имп. акад. наук стр. 114, 115. И самое дело и частью язык показывают, что в этих списках синаксаря как сказание о кн. Мстиславе, так сказания о кн. Ольге и о кн. Борисе и Глебе сочинение русское. Справедливо указывают особенно на слова сказания об Ольге: «от Ольги возрастоша князья наши». См. записки акад. VI, 111, 114–116. 843 Лет. у Карамзина 2 пр. 163, 172. Собр. л. 1, 89. Мстислав родился в 1076 г. (собр. л. 1, 85). В повести о чуде св. Николая сказано, что кн. Мстислав назывался по крещении Георгий. Но в Мстиславовом евангелии писец благодарит Бога, что написал евангелие «Богу честимому князю Феодору, а мирски Мстиславу, внуку сущему Всеволоду, и сыну Володимиру, князю новгородскому». И потом: «о Господи! спаси князя нашего Феодора много лет, а мирски Мстислава». Современник без сомнения знал имя князя своего. В опис. древностей пр. Макария к. Мстислав называется Георгием (1, 15, 404), т.е. вслед за повестью.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Великий князь Ярослав, во св. крещении Феодор, Всеволодович – четвертый сын великого князя Всеволода Георгиевича Великого, младший брат св. Георгия Всеволодовича. Он родился 8-го февраля 1191 года в г. Переславле Залесском, где в то время были родители его по делам управления. В 1201 году 3 августа еще только десятилетний отрок Ярослав, после молитвы в храме св. Спаса в городе Переславле Залесском, был отпущен своим родителем на княжение в Переяславль южный. Здесь он был князем 5 лет. В это время Ярослав Всеволодович ходил однажды с Киевским князем Рюриком Ростиславичем, в жестокую зиму, в успешный поход на половцев, и вступил, по воле родителя, в брак с половецкой княжной, имея от роду только около 15 лет 58 , – ездил к Галичу, приглашенный Венгерским королем для занятия славного Галичского престола, но возвратился без успеха, т.к. другой князь успел ранее его занять престол в Галиче. Во время пребывания Ярослава Всеволодовича в Переяславле южном, были немалые междоусобия у южной Руси, – и вот в 1206 году захвативший Киевский престол князь Всеволод Чермный заставил Ярослава Всеволодовича уехать из Переяславля южного к отцу. В 1207 году Ярослав Всеволодович был с родителем в походе против Черниговских князей; но этот поход кончился только наказанием Рязанских князей за измену. В следующем (1208) году Всеволод Георгиевич послал юного Ярослава на княжение в Рязань; но Рязанцы скоро возмутились против Ярослава Всеволодовича, и, хотя были за то строго наказаны Всеволодом Георгиевичем, однако Ярослав Всеволодович после того не остался княжить у них. Вслед за тем со старшими братьями он ходил, по приказанию Мстислава Удалого; но так как Всеволод Георгиевич скоро заключил мир с этим князем, то сыновья его возвратились без боя. По предсмертному завещанию родителя, Ярослав Всеволодович получил во владение свою родину – Переславль-Залесский. При жизни ли родителя, или не в особенно продолжительном времени после смерти его, еще юный Ярослав Всеволодович лишился своей супруги. Под 1215 годом в летописи он называется зятем Мстислава Удалого; следовательно, в этом году он уже имел другую супругу, дочь Мстислава Мстиславича Удалого – Феодосию.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010