Святой Савва пострадал 12 апреля 372 года, когда ему было 38 лет. Палачи извлекли тело мученика и бросили на берегу, но христиане скрыли его. Позднее один из скифских вождей, христианин Иуний Саран, перенес мощи святого Саввы в Каппадокию, где они были приняты с честью святителем Василием Великим (память 1/14 января). Мстислав-Феодор, благоверный князь Киевский Князь Мстислав, сын Мономаха (во святом крещении Феодор) родился 1 июня 1076 года. Когда ему было всего 12 лет, его дед, великий князь киевский Всеволод (1078–1093), отправил внука княжить в Новгород. Юный князь прославился особенно своим великодушием, миролюбием, храбростью и любовью к построению храмов. Новгородцы любили своего доброго князя и ни за что не соглашались принять на его место другого. В 1095 году они изгнали князя Давида, который ушел в Смоленск, и специально ходили в Ростов за благоверным князем Мстиславом. Святой не хотел проливать неповинной крови. Он желал примириться с дядей и просил его довольствоваться наследованным городом Рязанью. Но Олег уже собирался в поход на Новгород. Тогда благоверный князь Мстислав разбил его в сражении (1096 г.), и Олег, потеряв Суздаль и Ростов, едва укрылся в Муроме. Святой Мстислав снова предложил мир и просил лишь вернуть пленных. Олег притворно согласился, и благоверный князь Мстислав распустил войско. В празднование великомученику Феодору Тирону, в субботу первой седмицы Великого поста, он спокойно сидел за обедом в Суздале, когда гонцы принесли ему весть, что князь Олег стоит на Клязьме с войском. В одни сутки благоверный князь Мстислав собрал войско и через 4 дня, когда к нему подошел брат, дал новое сражение. Олег в страхе бежал в Рязань, а святой Мстислав освободил пленников, вышел из Муромской земли и затем примирил Олега с великим князем Святополком (1093–1114) и своим отцом Владимиром Мономахом. Благодарный за милости Божии, благоверный князь заложил в 1099 году на Городище вблизи Новгорода храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Именно для этого храма было написано знаменитое Мстиславово Евангелие, дорогой оклад которого был сделан в Константинополе. В 1114 году благоверный князь заложил в Новгороде церковь во имя святителя Николая. Этот храм был знаком признательности святителю Николаю за исцеление. В тяжелой болезни благоверный князь усердно призывал на помощь святителя, мощи которого незадолго перед тем были перенесены в Бар (1087 г., память 9/22 мая). Святитель Николай в видении повелел послать в Киев за своей иконой, указав вид и меру. Посланные за иконой люди были задержаны на острове Липном разыгравшейся бурей. На 4-й день они обрели на воде ту самую круглую икону, которая была показана в видении. Больной князь приложился к иконе и получил исцеление. Впоследствии на месте явления иконы на острове Липном был устроен монастырь с каменным храмом во имя святителя Николая.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Благочестие и добрые дела составляли принадлежность семейства Мономаха. Старшая сестра его, блаженная княжна Анна, прозванная Янкою, постриглась в Киевском Андреевском монастыре, основанном родителем ее, великим князем Всеволодом, и занималась воспитанием девиц, сама учила их грамоте, пению и рукоделиям. Она преставилась 3 ноября 1113 года. Сестра ее Евпраксия и дочь Владимира Мономаха Марина кончили жизнь свою в подвигах иночества в той же обители. Достойный сын благочестивого Мономаха, святой Мстислав-Феодор, заслужил от современников имя Великого. С 12-летнего возраста отправленный дедом княжить в Новгороде, он еще в молодости явился образцом мужества и великодушия христианского. Олег, князь Черниговский, убил брата его Изяслава и захватил удел его, Ростов и Суздаль. Мстислав, не желая проливать кровь, послал сказать ему: «Ты убил брата моего, но на войне гибнут цари и князья; будь же доволен своей наследственною Рязанью, а я упрошу отца моего помириться с тобою». Олег не послушал кротких убеждений и увещеваний, но, разбитый Мстиславом, потерял свои завоевания и едва укрылся в Муроме. Тогда Мстислав снова предложил ему мир, умолил отца простить Олега, и Мономах согласился, сознавшись, что сын пристыдил его великодушием. Вскоре Олег снова нарушил мир, снова был разбит и бегал в отчаянии, не зная, где приклонить голову. Мстислав послал сказать ему: «Святополк и отец мой Владимир (о себе он не говорил) не лишат тебя земли Русской; я буду твоим ходатаем, останься в своем княжении, только смирись». Вслед за тем он возвратился в Новгород и примирил Олега с великим князем Святополком и Мономахом. Понятно, что таким князем не могли не дорожить новгородцы. Когда Святополк хотел послать в Новгород сына своего, новгородские послы объявили ему: «Если у сына твоего две головы, то пришли его к нам. Новгороду нужен Мстислав, новгородцам дал его Всеволод; мы вскормили его для себя и любим его, а сына твоего не хотим». Мстислав остался в Новгороде, где сохранились как памятники его благочестия каменные храмы: Благовещенский на Городище, близ Новгорода, где со времени Рюрика было пребывание князей, и великолепный собор на княжьем дворе во имя святителя Николая, которого мощи незадолго перед тем были перенесены в Бар-град. Этот последний храм был памятником признательности блаженного князя к великому святителю за исцеление от болезни. Святой Николай в видении повелел больному князю Мстиславу послать в Киев послов за иконой своей, которой вид и мера были показаны. Послы отправились, но буря, поднявшаяся на озере Ильмень, удержала их у острова Липного три дня. Здесь нашли они плывшую по воде икону святителя Николая, того самого вида (круглую) и размера, какие показаны в видении. Больной князь, приложившись к святой иконе, получил исцеление. 94

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Мстислав, чтобы оживить дух Новгородцев приготовительною войною, повел их на Чудские земли, которых жители опустошали Псковские пределы. Чудь спасалась от него бегством или покорялась. Остановясь во Пскове, Мстислав посадил там наместников племянника своего Бориса Романовича, и провел остаток зимы и весну в Новгороде, думая с мужами Новгородскими о пользах новой своей отчины. На весну хотел он идти походом на Полоцк, против Князя Всеслава, которого дед похитил некогда церковные сосуды святой Софии. Ревнуя о чести Новгородской, Мстислав желал возвратить сию святыню, но его удержал брат, Князь Смоленский Роман, и уважил Мстислав слово старшего брата. Не много уже дней оставалось ему временной жизни; в силе мужества внезапно поразил его жестокий недуг и приковал к одру болезни. Чувствуя приближение смерти велел, он нести себя в церковь приобщился божественных тайн; дружина храбрых его окружала; уже коснел язык их славного стратига; призвал он безутешную супругу и трех юных детей, посмотрел на них и, тяжко вздохнув, прослезился: «Препоручаю их добрым братьям моим, сказал он Рюрику и Давиду; берегите наипаче моего юного Владимира и, обратившись к бывшему посаднику, присовокупил: «тебе, Борис Захарьев, отдаю его на руки». Тогда успокоились крестообразно, на высокой груди, мощные руки его, сильно владевшие мечом за святую Софию, и почил великий Мстислав, Июня в 14-й день, 1180 года. Возрыдал по нем весь великий Новгород, когда погребали доблестного Князя в соборе Софийском, в древней гробнице основателя его Князя Владимира. «За чем не умерли и мы с тобою, Князь славный, взывали граждане, сотворивший толикою свободу великому Новгороду! Теперь уже не идти воевать нам земли поганых твоим копьем, а сколько раз молвил ты о том, как идти нам на неверных; увы нам, ибо зашло наше солнце!» – плакала по нем и вся Русская земля и, по свидетельству летописи, не только его дружина, но и самые иноплеменники долго не могли забыть доблести его. (Из сборника и истории государства Русского, Карамзина). 15-го Июня, Святого Пророка Амоса. В тот же день память Святителя Митрополита Ионы Московского и всея Руси чудотворца Муромского, и святого Царя Лазаря Сербского. Житие святителя Ионы, митрополита всея Руси Великий во Святителях Иона был родом из пределов Костромских; за шесть верст от города Солигалича, на реке Святице, находилось то селение, из которого востекло для Русской земли сие чудное светило. Благочестивый отец его Феодор, прозванием Одноушь, сообщил имя сие и своему селению, которое было им пожертвовано в дом соборный пречистой Богородицы, митрополию всея Руси. Но другое неоцененное сокровище было им принесено в дар сему дому Богородицы, – блаженное чадо его Иона, который воссел на кафедру святительскую всея Руси, и если благочестивый родитель еще бы жив был, при поставлении сына на высокий преетол митрополии, то без сомнения это побудило бы пожертвовать дому Пречистой и все земное свое достояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Благоверные князья Всеволод (Гавриил) и Мстислав Ростиславич. Клеймо иконы «Образ всех святых российских великих князей, княгинь и княжон роду царского». 60-е гг. XIX в. (Князь-Владимирский собор в С.-Петербурге) Немногочисленные изображения М. Р. известны в составе композиции «Собор Новгородских святых» не ранее XVIII в. На подобных иконах при отсутствии уточнений в надписи его образ, как правило, не отличается от изображения его сына, блгв. кн. Мстислава Мстиславича. М. Р. представлен, в частности, на иконе Новгородских чудотворцев, предстоящих образу Софии Премудрости Божией, нач. XVIII в. из бывш. собрания А. М. Постникова (ГРМ) и на прориси с нее ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399, 618-619; надпись на нимбе: «кн. Мстиславъ»). По мнению Г. В. Маркелова, на прориси М. Р.- 1-й справа в верхнем 6-м ряду левой группы; изображен оплечно, с непокрытой головой, волосы волнистые, борода окладистая средней величины (на иконе он 1-й в правой группе, волосы русые до плеч; сын Мстислав в том же ряду дальше от центра). На иконах свящ. Георгия Алексеева 1726 г. (ГИМ) и 1728 г. (ГТГ) на побегах «древа» помещены полуфигуры обоих князей с именем Мстислав, М. Р.- ближе к центру, в молении, на плечах княжеская шуба, голова не покрыта, проседь в волосах едва заметна; на образе 1728 г. между Мстиславами изображен блгв. кн. Феодор Ярославич. На иконе «Чудотворные иконы и Новгородские святые» 1721 г. из собрания Успенских (ГЭ) М. Р.- один из князей в верхнем ряду правой группы (средовек с длинной окладистой бородой, в шубе, голова не покрыта). Вероятно, образ одного М. Р. (как наиболее почитаемого с именем Мстислав) включен в число Новгородских святых на иконах: «Новгородские и избранные святые, с ангелом-хранителем» 1-й пол. XIX в. (НГОМЗ; на голове святого зеленая княжеская шапка с золотым узором и меховым околышем, волосы кудрявые, русая борода средней величины на конце раздвоена); на небольшой иконе 1855 г. (РГИАХМЗ; М. Р. в горностаевой шубе и шапке); на эмалевом образе 1866 г. (в оправе мастера К. Рябкова), поднесенном свт. Филарету (Дроздову) в 1867 г. от новгородской паствы (СПГИАХМЗ; надпись «с: кня Моиславъ»); на большой пяднице кон. XIX - нач. XX в. (ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде; традиц. образ князя-средовека) и на идентичной ей хромолитографии Е. И. Фесенко из Одессы (1902, один из экземпляров нач. XX в.- в собрании Ф. Р. Комарова); на иконе 60-х гг. XX в. из местного ряда нижнего иконостаса ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде и др.

http://pravenc.ru/text/2564282.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАСИЛИЙ ПЕЧЕРСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Василий Печерский (+ 1098 ), преподобномученик . Память 11 августа , в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер и в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских . Преподобномученики Феодор и Василий Печерские подвизались в XI в. в Ближних пещерах . Святой Феодор роздал свое богатство нищим, удалился в монастырь и поселился в варяжской пещере, соседней с пещерами преподобного Феодосия. Много лет пробыл он тут в строгом воздержании. Когда враг посеял в нем скорбь о розданном имении, святой Василий утешал его: " Прошу тебя, брат Феодор, не теряй награды; если хочешь имения, возьми все, что есть у меня " . Преподобный Феодор раскаялся и сердечно полюбил преподобного Василия, вместе с которым жил в келлии. Однажды преподобный Василий в течение трех месяцев нес послушание вне монастыря. Бес, приняв его облик, явился к преподобному Феодору и указал сокровища, когда-то сокрытые в пещере разбойниками. Инок хотел уже выйти из монастыря, чтобы купить имение и жить в миру. Но когда вернулся преподобный Василий, бесовский обман раскрылся. С тех пор преподобный Феодор стал внимательнее к себе. Чтобы в праздности не увлекаться помыслами, он поставил у себя жернов и по ночам перемалывал зерно. Так долгими и усердными подвигами он освободился от страсти сребролюбия. До князя Мстислава Святополковича дошел слух, что инок Феодор нашел много сокровищ в пещере. Он вызвал к себе преподобного и велел указать место, где спрятаны ценности. Святой Феодор ответил князю, что и в самом деле он видел в пещере много золота и сосудов, но от соблазна он вместе с иноком Василием зарыл их, а Бог отнял у него память, где оно сокрыто. Не поверив святому, князь приказал замучить его до смерти. Святого Феодора избили так, что вся власяница его была смочена в крови, затем его повесили вниз головой, разложив под ним костер. В пьяном состоянии князь повелел истязать и святого Василия, а затем сам убил его стрелой. Умирая, преподобномученик Василий бросил стрелу к ногам князя Мстислава и предсказал, что скоро он сам будет смертельно уязвлен ею. Святые иноки скончались в 1098 г.

http://drevo-info.ru/articles/6629.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСИЛИЙ († ок. 1098), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 11 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших). Преподобные Василий и Феодор Киево-Печерские. Гравюра Леонтия Тарасевича. 1702 г. Патерик, или Отечник, Печерский К., 1702. Л. 129 об. (РГБ) Преподобные Василий и Феодор Киево-Печерские. Гравюра Леонтия Тарасевича. 1702 г. Патерик, или Отечник, Печерский К., 1702. Л. 129 об. (РГБ) Основным источником сведений о святом является Житие преподобномучеников Василия и Феодора в составе Киево-Печерского Патерика. В., будучи опытным в духовных вопросах монахом (Патерик называет его «свершеннейшим»), помог прмч. Феодору избавиться от греховной скорби по имению, к-рым Феодор обладал в миру. Бес, продолжая смущать Феодора, показал ему сокровище, зарытое в Варяжской пещере, где подвизался святой. По молитвам В. Феодор забыл о местонахождении сокровища и навсегда избавился от греха сребролюбия. Впредь, чтобы не впасть в искушение, святые договорились открывать свои помыслы друг другу. После 1096 г. Феодор, став старым и немощным, покинул пещеру и построил себе келью в мон-ре «на ветхом дворе»; В. перебрался в Варяжскую пещеру. Бес, желая погубить святых, прельстил кн. Мстислава Святополчича, к-рый подверг иноков жестоким мучениям, желая узнать, где спрятано варяжское сокровище. Князь ранил В. стрелой и, согласно предсказанию мученика, сам погиб от стрелы, обороняя Владимир-Волынский в 1099 г. В. и Феодор скончались в темнице, монахи погребли их в «одежи кровавей» в Варяжской пещере, затем их мощи были перенесены в Ближние пещеры, о чем упоминает в «Тератургиме» (1638) иером. Афанасий Кальнофойский . Ныне мощи преподобномучеников почивают в Ближних пещерах в двойной раке. Преподобные Василий и Феодор Киево-Печерские. Гравюра мон. Илии. 1656 г. патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л 213 (РГБ)

http://pravenc.ru/text/150631.html

Так Феодор провел многие годы; умилился келарь Лавры, видя пещерника постоянно в столь тяжкой работе и, когда однажды в Лавру был привезен новый запас жита, он послал к Феодору пять возов, чтобы сам подвижник не трудился ходить за житом в лавру. Феодор ссыпал жито в жернова и начал молоть, воспевая псалмы. Но диавол и здесь хотел искусить его, заставив, во время отдыха преподобного молоть жернова сами собою; уразумев в этом бесовское наваждение, пр. Феодор силою молитвы победил искушение. Сила молитвы его была столь велика, что не только в одну ночь чудным образом смололось все жито, но даже и увеличилось вдвое, так что к пяти возам прибавилось еще пять. До Мстислава, сына Святополкова, дошел слух, что пр. Феодор нашел много сокровища в пещере. Призвав Феодора, князь спросил его: «точно ли нашел он сокровище?» «Правда, князь, я видел сокровище в пещере», отвечал преподобный. «И много золота, серебра, сосудов? Кем, слышно, все это положено?» поспешно спросил князь. Старец отвечал: «в житии св. Антония рассказывается, что здесь была поклажа варягов, да и сосуды латинские, почему и пещера поныне называется Варяжскою пещерою. Золота и серебра там многое множество». «Почему не откроешь мне этого сокровища, сказал князь, я поделюсь с тобою, и ты будешь, другом мне и отцу моему Святополку». На это Феодор отвечал: «добрый князь, свободен я от страсти сребролюбия и все бы отдал тебе, но Господь у меня отнял самую память того места, и теперь я не знаю, где зарыто то сокровище». Князь сильно разгневался на преподобного и велел своим слугам связав инока по рукам и по ногам, три дня не давать ему ни хлеба, ни воды. Чрез три дня, не получив опять удовлетворительного ответа от преподобного, князь приказал сильно бить его, так что вся власяница обагрилась кровью; потом велел повесить его в густом дыме и жечь малым огнем. Все это с терпением переносил пр. Феодор, но огонь не прикоснулся к его власянице. Один из присутствующих сказал об этом князю Мстиславу; ужаснулся князь и спросил старца: «для чего губишь себя, не отдавая сокровища, нам принадлежащего?» Феодор отвечал: «истинно говорю тебе, молитвами брата моего Василия я был спасен тогда от сребролюбия, когда нашел сокровище, и теперь как сказал, я забыл место, где зарыл золото!» Князь немедленно послал за блаженным Василием, которого насильно привели из пещеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Св. благоверный князь Феодор был сын великого князя Ярослава Всеволодовича и блаженной княгини Феодосии Мстиславовны – родной и старший брат св. благоверного князя Александра Невского. Рожденный в 1219 г. в Переяславле, Феодор, по исполнении 9 лет, т. е. в 1228 году, вместе с братом своим Александром, был привезен Ярославом, отцом своим, в Новгород, куда он призван был на княжение. По неприятностям с Новгородцами из-за Пскова, Ярослав в следующем же 1229 г. удалился из Новгорода, оставив там сыновей своих – Феодора 10-ти летнего и Александра 8-ми летнего под надзором боярина Феодора и судии Иоакима; самоуправство и волнения народные были причиною того, что юные князья Феодор и Александр, почти вслед за родителем своим, тайно уехали со своими дядьками к отцу. В 1231 году Ярослав, по просьбе веча, опять приехал в Новгород со всем семейством, но, прожив в Новгороде две недели, возвратился в Переяславль, оставив Новгородцам по прежнему князей Феодора и Александра, которые и жили в Новгороде постоянно вместе. Но в 1232 году юным князьям пришлось испытать горечь разлуки друг с другом. Так как князь Феодор в это время достигал уже совершеннолетия, то Ярослав, приготовляя его к наследию престола Новгородского, назначил его в поход на Мордву, в котором Феодор и участвовал с двоюродным братом своим Всеволодом и князьями – Муромским и Рязанским. Эта разлука князей была непродолжительна, но, к прискорбию, она была как бы предвестницею разлуки вечной. Феодор возвратился в Новгород, но уже не для того, чтобы продолжать в нем жизнь свою с любимым братом, а для того, чтобы окончить оную. Так как Ярославом положено было сряду же по окончании похода на Мордву сочетать Феодора законным браком с избранною невестою: то 5-е июня назначено было уже днем брачного торжества. Но в этот самый день Господу Богу угодно было воззвать юного князя от временной жизни к вечной. Ранняя кончина Феодора, опечалившая всех вообще, такою сильною горестью поразила Ярослава, бывшего в то время опять в Новгороде, что он не мог там оставаться и уехал в Переяславль. Не менее тяжка была смерть Феодора и для брата его Александра, которому долженствовало оставаться одиноким в Новгороде. Летописец выражается так, изображая общее сетование при погребении юного князя в Юрьевской обители: «и еще млад и кто не пожалеет его? Свадьба пристроена, меды изварены. Невеста приведена, князи позваны – и бысть, вместо веселия, плачь и сетование за грехи наши. Но Господи, слава тебе, царю небесный, извольшу ти тако, но покой его со всеми праведными». И этим покоем юный Феодор, без сомнения, и наслаждается, что доказывает нетление его тела, которое открыто почивало сперва в Юрьеве монастыре 40 лет, а потом, во время нашествия на Новгород шведского вождя Делагарди в 1614 году перенесено в Софийский собор, где и почивает в арке стены северного отделения собора, отделяющей алтарь Предтеченского придела от главного храма, напротив гробницы или раки святого князя Владимира.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010