Преподобнии отцы всечестнии, Феодоре и Давиде и Константине, добрыми детельми возшедше, аки на колесницу, к Богу востекосте, победныя почести приемлюще, и, яко милоти, телеса ваша нам, положена во гробе, отцы, остависте источати исцеления и прогонити духи лукавыя; темже блажим вас, прехвальнии. (Стихира ) Святая Православная Церковь каждогодно три раза 1 празднует память святых благоверных князей Феодора и детей его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Эти угодники Божии жили в очень отдаленное время, когда Русская Православная Церковь обиловала сонмом святых Божиих и великих подвижников. В то время обширное русское государство не находилось еще под благотворным управлением единого владыки-царя, а представляло собой сеть разрозненных княжеств, имевших отдельных князей из потомков Рюрика. Одним из замечательных князей и по внешней деятельности, полезной для блага Руси и отчины, и особенно по своему благочестивому образу жизни является в северной Руси благоверный князь смоленский и ярославский Феодор, дети которого Давид и Константин высокими нравственными качествами и христианскими добродетелями вместе со своим благочестивым родителем представляют одинаково назидательный образец жизни для христиан всех времен. Князь Феодор, получивший в истории прозвание Черного, был сын великого князя смоленского Ростислава Мстиславича, внук великого Мстислава Давидовича, праправнук Владимира Мономаха и в девятой степени потомок святого равноапостольного князя Владимира 2 . По словам древнего биографа его иеромонаха Антония 3 , князь Феодор с юных лет был воспитан в страхе Божием. Чуждаясь детских игр и обычаев и вообще самых невинных развлечений, Феодор с тщательным вниманием и усердием занимался чтением священных книг и особенно изучением божественных догматов и уставов святой Церкви, которыми с любовью наполнялось его сердце. Княжий юноша не был чужд и воинских доблестей своего возраста и мужества своего рода; необычайной силой, воинской отвагой и красотой он превосходил сверстников. Наилучшим же украшением князя Феодора было строгое соблюдение чистоты душевной и телесной, и много утешались родители его, видя в нем столь прекрасный цвет разраставшихся добродетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНУИЛ Еп. Смоленский (1136/37 - не ранее 1168, до 1180). По происхождению грек. Первый архиерей в истории Смоленской епархии. Согласно летописанию XII в., М. был скопцом (как и поставленный вскоре после него на Владимиро-Волынскую кафедру еп. Феодор - ПСРЛ. Т. 1. Стб. 304; скопчество имело в то время нек-рое распространение в среде греч. высшего духовенства), а также «певечь (певец.- М. П.) гораздыи»; кроме того, сообщается, что он «пришел из Грек сам третии к благолюбивому князю Мьстиславу» (Там же. Т. 2. Стб. 300), т. е. появился на Руси вместе с 2 некими лицами (певцами?) не позднее 1132 г., до которого блгв. кн. Мстислав (Феодор) Владимирович Великий (1125-1132) занимал княжеский стол в Киеве. Дополнительные сведения о М. приводятся в митрополичьей Никоновской летописи 20-х гг. XVI в. (др. источниками они не подтверждаются): М. был поставлен 26 апр.; в грамоте патриарха К-польского Луки Хрисоверга , включенной в летопись под 1160 г., «сестричичем» М. (т. е. племянником по сестринской линии) называется Феодор (Феодорец) , нареченный в 60-х гг. XII в. на самовольно учрежденную блгв. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским митрополичью кафедру во Владимире-на-Клязьме (скорее всего это ошибочная информация, принадлежащая перу позднейшего переписчика; ниже, под 1170 г., Феодор называется «сестричичем» киевского боярина Петра Бориславича - ПСРЛ. Т. 9. С. 239). Смоленская епископия была создана в 1136/37 г. (в дореволюционной лит-ре была принята дата 1137 г.; после определения Н. Г. Бережковым летописного 6645 г. как ультрамартовского большинство совр. исследователей принимают 1136 г.; по В. Л. Янину , в период с нач. 1136 по нач. 1138). Хиротонию М. возглавил митр. Киевский Михаил I (II) . Епархия под упр. М. была образована по инициативе смоленского (впосл. Киевского) блгв. кн. Ростислава (Михаила) Мстиславича путем выделения ее территории из Переяславской епископии после кончины Переяславского еп. Марка (Маркелла) († 6 янв. 1135). Каменный Успенский собор в Смоленске, ставший с учреждением епархии кафедральным, был заложен еще блгв. кн. Владимиром (Василием) Всеволодовичем Мономахом в 1101 г., освящен в 1103 г., причем в летописи эта церковь называется «епискупьей» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 250; очевидно, имеется в виду, что возводимый храм предназначался Переяславской кафедре - в киевском летописании XII в. специально отмечалось, что до поставления М. своих епископов в Смоленске не было - Там же. Стб. 300).

http://pravenc.ru/text/2561882.html

иеромонах Агапит (Юрков) Скачать epub pdf Глава 1. Жизненный путь преподобного старца Феодора Древний род Ушаковых, давший России двоих прославленных святых мужей, ведет свое начало от великого князя «Косожския Орды» Редеги 11 , которого сразил в поединке храбрый и воинственный тмутараканский князь Мстислав († 1036) – сын святого равноапостольного Киевского князя Владимира Святославича († 1015, память 15/28 июля). Сыновей поверженного им Редеги Мстислав взял к себе, крестил их и нарек христианскими именами: старшего Юрием, а младшего – Романом. Роман стал мужем дочери Мстислава Владимировича и имел от нее сына Василия. Родоначальник фамилии Ушаковых – Ушак (Павел) был потомком Василия Романовича в шестом колене. Многие из рода Ушаковых служили впоследствии всероссийскому престолу в разных чинах и жалованы были от государей вотчинами. Немир Юрьевич Ушаков в 1577 году назначен был воеводой в немецкий город Болзун, а его родной брат Никон в 1578 году был наместником в Алисте, а затем в Ленаварде. Правнук Немира Юрьевича – Дмитрий Калиныч Ушаков был написан по Разряду в дворянских списках, и за ним значились поместья в Романовском уезде в сельце Бурнакове с деревнями 12 . Во второй половине XVII века Бурнаково по наследству досталось Василию Дмитриевичу Ушакову, а после него – его сыну Игнатию, определенному по высочайшему повелению к соляным сборам в Ярославской провинции. Несмотря на важность своей должности, «владельцем он был не слишком богатым, хотя жил в полном достатке. Дом в его имении стоял на возвышенности, на добротном каменном фундаменте. … Со всех сторон Бурнаково окружал великолепный хвойный лес с разбросанными в нем островками полей и лугов» 13 . Родословная таблица Игнатия Васильевича Ушакова 14 . Редега Великий князь Косогской орды Василий сын Романа и дочери Великого князя Мстислава Владимировича Михайло Сорокоум Григорий Слепой Ушак (Павел) Родоначальник фамилии Ушаковых Феодор Калина В справках Разрядного Архива за ними состоит имение в Романовском уезде в сельце Бурнакове с деревнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

Града Ярославля Святыя 236. Святый и благоверный преподобный князь Феодор Ростиславичь и святыя и благоверныя князи чада его Давид и Константин Ярославския чудотворцы. Преставися Святый Феодор в лето 6807 месяца сентября в 19 день Сын Смоленского князя Ростислава Мстиславича, воспитанный в страхе Божием, Феодоп и в молодых летах был боголюбив, а вместе отличался воинскою отвагою и мужеством. У него были два брата, князья Глеб и Михаил. По смерти отца, братья поступили с Феодором несправедливо: дали ему из княжества один только малый город Можайск. Он вступил в брак с дочерью Ярославского князя Василия Всеволодовича, Мариею, единственною наследницею Ярославского княжества, и стал жить в ЯРославле, где Мария родила ему сына Михаила. В 1277 году он и некоторые другие князья, по воле хана Менгу-Темира, отправились с дружинами в Орду, чтобы вместе с войсками хана воевать против Яссов, не хотевших платить дани Татарам. Князья Русские доходили до Дербента и смирили Яссов, взяв богатую добычу и пленников. Воинские подвиги Феодора доставили ему благосклонность в Орде. Мужественная красота, высокий рост и такой же ум его так пленили царицу, что она предложила ему руку дочери своей. Феодор отвечал, что у него есть супруга, дочь князя, и он, как христианин, не может иметь другой. Но когда он с опасностию для жизни отклонял от себя лестное предложение могущественной ханши, теща его княгиня Ксения не пустила его, по возвращении из Орды в Ярославль и объявила, что есть законный князь Ярославский, Михаил. Даже посредничество ордынского посла не могло преодолеть упрямства тещи. Добрый князь не хотел призывать грозного гнева ханского на отчизну, и Господь послал ему другую помощь: смерть братьев доставила ему в 1280 году Смоленское княжество. Тогда он снова отправился в Орду и женился на ханской дочери, нареченной в крещении Анною. Через несколько лет сын его, юный князь Михаил умер. Тогда отец его отправился в Ярославль с супругою и ыновьями Давидом и Константином, родившимися в Орде. Жители Ярославля и теперь не хотели было принять его: но

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Скачать epub pdf Житие святого благоверного князя Александра Невского 81 Александр Ярославич Невский родился 30 мая 1219 года в городе Переславле Суздальском и прожил на свете сорок четыре года и пять с половиной месяцев. Дедом по отцу был знаменитый великий князь владимирский Всеволод Большое Гнездо, или Великий, а отцом Ярослав-Феодор, один из восьми сыновей, которых родила Всеволоду осетинка Мария. Он получил от отца в наследство Переславль Суздальский. Туда к нему в 1214 году была приведена из Великого Новгорода невеста – дочь Мстислава Удалого Феодосия-Ростислава. Она и стала матерью Александра. Житие Александра Невского было написано в XIII веке, некоторое время спустя после его кончины. Автор хвалит его отца, князя Ярослава Всеволодовича, как человека кроткого, «милостилюбца и мужелюбца». В молодости, однако же, тот далеко не всегда бывал кроток и милостив и порой обнаруживал в борьбе за власть с родней и с новгородцами неумеренную жестокость. После неудачной для него битвы с родней на Липице в 1216 году его тесть и один из противников, Мстислав Удалой, забрал у него свою дочь. Новгородцы не раз заставляли Ярослава покидать их город. В 1218 году при очередной размолвке с ними Ярослав вынужден был оставить «во всей воли новгородской» двух своих сыновей. Одним из них был девятилетний Александр, другим его старший брат Феодор. Однажды ночью в том же году братья-княжичи, улучив момент, бежали из Новгорода к своему отцу в Переславль. Два года спустя Ярослава Всеволодовича вновь пригласили княжить в Великий Новгород, но он провел там только две недели и ушел назад, опять оставив там сыновей Феодора и Александра. В 1233 году Феодор должен был жениться, но в момент приготовлений к свадьбе неожиданно умер. Александр остался в Новгороде один. Как раз накануне Батыева нашествия, в 1236 году, отправляясь с новгородцами княжить в недавно разоренный междоусобицами при участии половцев Киев, Ярослав Всеволодович возвел «сына своего Александра Храброго» на новгородский княжеский стол.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преставление кн. Михаила Ростиславича Смоленского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 110) († 1279, Смоленск), блгв. князь Смоленский (1277-1279; пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Российской просиявших, Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 361 (с ошибочной датой кончины - ок. 1248)). Второй сын смоленского кн. Ростислава (Аввакума) Мстиславича († ок. 60-х гг. XIII в.); праправнук блгв. вел. кн. Киевского, кн. Новгородского и Смоленского Ростислава (Михаила) Мстиславича ; старший брат смоленского кн. Глеба Ростиславича и младший брат смоленского и ярославского блгв. кн. Феодора Ростиславича Чёрного (см. ст. Феодор Ростиславич , Давид и Константин ). Основными источниками сведений о жизни и почитании М. Р. являются древнерус. летописи, синодики и Житие блгв. кн. Феодора Ростиславича (3-я четв. XV в.), к-рое известно в неск. редакциях. В крещении М. Р. получил родовое имя, которое было характерно для смоленских Мономашичей ( Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у рус. князей в X-XVI вв.: Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006. С. 423-424). Согласно Житию блгв. вел. кн. Феодора Ростиславича, при разделе Смоленского княжества старшие братья, князья Глеб и М. Р., выделили ему во владение лишь г. Можайск. В источниках прямо не отмечено, какие при этом города в княжение до 1270 г. получил М. Р. Учитывая, что в 1300 г. его единственный сын кн. Андрей Михайлович (а не кн. Андрей Владимирович, как ошибочно считал О. М. Рапов ( Рапов О. М. Княжеские владения на Руси в X - 1-й пол. XIII в. М., 1977. С. 194)) правил в Вязьме и Дорогобуже, не исключено, что этими городами в 3-й четв. XIII в. первоначально мог владеть М. Р. В 1277 г., после смерти кн. Глеба Ростиславича, он сел на княжение в Смоленске. На время правления старшего брата приходятся известия источников о присутствии ордынского посла в Смоленске и подчинении местных князей политическому и военному влиянию могущественного ордынского темника Ногая, правителя зап. улуса Золотой Орды .

http://pravenc.ru/text/2563762.html

ГЛАВА ВТОРАЯ. ЦАРСТВОВАНИЕ ФЕОДОРА ИОАННОВИЧА Положение царского дома. – Будущие династии. – Смуты при утверждении Феодора на престоле. – Царское венчание Феодора. – Смерть боярина Никиты Романовича; Годунов и его борьба с Шуйскими. – Образ царя и правителя. Иоанн Грозный, собственно говоря, был последний московский государь из Рюриковской династии. Собирание земли, уничтожение прежних родовых отношений между князьями и коренившегося на этих отношениях положения дружины не обошлись без насильственных, кровавых явлений, которые, усиливаясь все более и более, под конец достигли страшных размеров и принесли свои плоды: боковые линии в потомстве Василия Темного пресеклись: князья этих линий перемерли беспотомственно в темницах или погибли насильственною смертию; наконец, вследствие страшной привычки давать волю гневу и рукам, Грозный поразил смертельно старшего сына, поразивши, как говорят, и внука в утробе материнской. Отчаяние сыноубийцы должно было увеличиваться сознанием того положения, в каком он оставлял свое потомство: младший сын Феодор был не способен к правлению; потом родился у Иоанна от пятой жены еще сын, Димитрий; но этот при смерти отца был еще в пеленках. Таким образом, и по смерти Грозного государство находилось в таком же положении, как и по смерти отца его: хотя сын Грозного, Феодор, вступил на престол и возрастным, но был младенец по способностям, следовательно, нужна была опека, регентство и открывалось поприще для борьбы за это регентство. Но так как младенчество Феодора было постоянно и он умер, не оставя кровных наследников, то борьба бояр за регентство в его царствование получает уже новое значение: здесь должны были выставиться не могущественнейшие только роды боярские, но будущие династии: две из них погибли в борьбе, в бурях Смутного времени, третья утвердилась на престоле Рюриковичей. Из князей Гедиминовичей большим почетом пользовалась фамилия князей Мстиславских; при смерти Иоанна князь Иван Федорович Мстиславский занимал первое место между боярами, но члены этой фамилии не отличались никогда значительными способностями, энергиею; гораздо виднее в этом отношении была младшая линия знаменитого Патрикеевского рода, линия князей Голицыных, и представитель ее, князь Василий Васильевич, является искателем престола в Смутное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛИМЕНТ (Клим Смолятич) († после 1163/64), митр. Киевский (1147-1155), не признанный К-польской Патриархией. Биография Происхождение и время рождения К. неизвестны. К лету 1147 г. он был схимником и имел репутацию книжника и «философа». В июле 1147 г. он был «выведен» из своего мон-ря по воле киевского кн. Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича , к-рый завладел киевским столом в 1146 г., и представлен Собору епископов как кандидат на Киевскую митрополию: «Постави Изяслав митрополитом Клима Смолятича, вывед из Заруба, бе бо черноризечь, скимник» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 340). Нет ясности, в каком из «Зарубов» пребывал схимником буд. митрополит - в Зарубском мон-ре на Днепре у Трубежа или же в смоленском с. Заруб, где в 1167 г. скончался св. кн. Ростислав (Михаил) Мстиславич , лично знакомый с К. Как считают некоторые исследователи, прозвище (?) Смолятич указывает на смоленское происхождение К.; согласно А. В. Поппе, это было отчество - «сын или внук Смоляты» ( Поппэ. 1996. С. 456). Существует также мнение, что слово «заруб» в случае с К. употреблено в значении «затвор». Предшественник К. на митрополичьей кафедре грек Михаил I (II) в 1145 г. по неизвестным причинам уехал из Киева в К-поль и там, вероятно, скончался, так что Русская Церковь ок. 2 лет не имела первосвятителя. Для поставления нового митрополита по инициативе киевского князя летом 1147 г. в Киев съехались на Собор епископы Онуфрий Черниговский, Феодор Белгородский, Евфимий Переяславский, Дамиан Юрьевский (Каневский), Феодор Владимиро-Волынский, свт. Нифонт Новгородский, Мануил Смоленский. Свт. Нифонт и еп. Мануил выступили против поставления К., отказавшись признать митрополита, не благословленного К-польским патриархом (Патриарший престол в то время пустовал). Однако большинство епископов, представлявших в основном Юж. Русь («Русскую область», см.: НПЛ. С. 28, 214), согласились с кандидатом, предложенным Изяславом.

http://pravenc.ru/text/1841369.html

Скачать epub pdf Май 13 Гликерия праведная, Новгородская Святая праведная дева Гликерия Новгородская была дочерью Пантелеимона, старосты улицы Легощей в Новгороде. Скончалась она около 1522 года. Нетленные мощи ее, по свидетельству второй Новгородской летописи, обретены 14 июля 1572 года близ каменной церкви в честь святых Флора и Лавра. Архиепископ Новгородский Леонид с собором духовенства предал их торжественному погребению в этом храме. В тот же день получил исцеление при гробе праведницы четырехлетний сын подьячего Богдана Суворова. Святая дева Гликерия изображена на старинном образе Новгородских чудотворцев. На этой иконе вверху изображена Святая София – Ипостасная Премудрость Божия, с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечею. В первом ряду изображены святители: Никита, Нифонт, Иоанн, Евфимий, Иона, Моисей, Серапион, Григорий, Феоктист, Лука; во втором ряду святители: Иоаким, Симеон, Мартирий, Василий, Антоний; преподобные – Варлаам Хутынский, Савва Вишерский, Михаил Клопский, Александр Свирский ; в третьем ряду преподобные: Александр Ошевенский, Зосима и Савватий Соловецкие, Нил Столбенский, Арсений Коневский, Никодим Кожеезерский, Ефрем Новоторжский, Антоний Римлянин, Антоний Сийский; в четвертом ряду преподобные: Антоний Леохновский, Ефрем Перекомский, Варлаам Шенкурский, Сергий и Герман Валаамские, Евфросин Синоезерский, святой князь Владимир, святая княгиня Анна, блаженные Феодор, Христа ради юродивый, и Николай Кочанов; в пятом ряду святые Арсений Новгородский, Афанасий Череповецкий, Корнилий Палеостровский, Антоний Дымский, Ксенофонт Робейский, Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий Алфановы; в шестом ряду изображены лики святых: Мартирий Зеленецкий, Феофил и Иаков Омучские, Кирилл Челмский, князь Феодор, князь Мстислав, Иоанн и Лонгин Яренгские, Диодор Юрьегорский, Елеазар Анзерский, Макарий Оредский, Артемий Веркольский, Иаков и Иоанн Менюжские и праведная Гликерия. Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий Глушицкие, преподобные Преподобный Амфилохий Глушицкий был сподвижником и преемником в игуменстве преподобного Дионисия Глушицкого († 1437; память 1/14 июня), основателя Глушицкой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

XXVII. Новгород-Северский, Путивль, Кромы Прошли безвозвратно счастливые дни Бориса Годунова. Бедствие и невзгоды посыпались на его дотоле не знавшую неуспеха голову и приучили его к неудачам. Казалось, всё вооружилось против надменного царя... Таинственное имя, ужаснувшее царя Бориса, уже перестало быть грозным призраком: самозванец хозяйничал уже в пределах Московского государства. Годунов долго колебался. Ему не хотелось воевать с бродягой, но когда все предупредительные средства не удались, пришлось принять унизительный для царя вызов. Четыре месяца Годунов медлил. Самозванец за это время перешёл Днепр, устроился в Северской области и своим именем всколыхнул народные массы. Давно была пора оказать ему противодействие!.. Царь Борис велел набирать полки. В приговоре о наборе, однако, он должен был признаться, что „войска очень оскудели: одни, прельщённые вором, передались ему; многие казаки, позабыв крестное целование, изменили; иные от долгого стояния изнурились, издержались и разошлись по домам; многие люди, имея великие поместья и отчины, службы не служат ни сами, ни дети их, ни холопы, живут в домах, не заботясь о гибели царства и святой церкви“. Поэтому царь решил произвести поголовный набор всех способных носить оружие, „чтобы все патриаршие, митрополичьи, архиепископские, епископские и монастырские слуги, сколько ни есть их годных, немедленно собравшись с оружием и запасами, шли в Калугу; останутся только старики да больные“. По областям разосланы были указы о скорейшем сборе служилых людей под угрозой всяких наказаний и лишения имений ослушникам. С каждых 200 четвертей пахотной земли приказано было помещикам и вотчинникам выставлять ратника с конём, доспехом и запасом. Но при всех стараниях и угрозах под Брянском успели собрать только от 40 до 50 тысяч войска, которое разделилось на пять полков. Главным воеводой назначен был князь Феодор Иванович Мстиславский. Одновременно царь Борис переменил в Северской области некоторых воевод, но было уже поздно. Посланные им навстречу самозванцу в Чернигов воеводы, князь Н. Р. Трубецкой и окольничий Пётр Басманов, немного не успели дойти до этого города. Узнав о сдаче его, они с отрядом московских стрельцов и брянских детей боярских, с казаками из Кром, Белева и Трубчевска бросились в Новгород-Северский и приготовили его к обороне: укрепили острог, сожгли кругом все жилые постройки, согнали в острог местных стрельцов и казаков и сели в осаду, ожидая самозванца. Когда передовой отряд поляков потребовал сдачи города якобы законному государю, им ответили из крепости:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010