Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История книги. Церковные книги БУСЛАЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ рукопись посл. четв. XV в., выдающийся памятник древнерус. каллиграфии, книжного и изобразительного искусства ВРАЧАНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ краткий апракос, 1-й пол. (нач.?) XIV в.; памятник болг. книгописания, книжной иллюминации и русско-болг. культурных связей ВУКАНОВО ЕВАНГЕЛИЕ один из древнейших памятников сербского извода церковнославянского языка, книгописания и книжной иллюминации ГАНКЕНШТЕЙНА КОДЕКС богослужебный сборник сложного состава, древнерус. рукопись галицко-волынского происхождения раннего XIII в. ГЕРМАН (Тулупов Георгий (Юрий) Иванович; ок. сер. 50-х гг. XVI в. - 1636/37), иером. Троице-Сергиева мон-ря, книжник, профессиональный писец ДОБРИЛОВО ЕВАНГЕЛИЕ апракос полный, один из немногих, точно датированных памятников древнерус. (и в целом слав. кириллического) книгописания и книжной иллюминации 2-й пол. XII в. ДОБРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ (нач. (?) XII в.), тетр среднеболгарского извода, один из древнейших кириллических списков этого типа книги ЕВАНГЕЛИЕ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ одна из самых известных рус. рукописей времени вел. кн. Московского Василия Димитриевича (1389-1425) ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО лицевая рукопись времени прп. Андрея Рублёва, получившая название по имени последнего владельца Б. М. Хитрово; памятник древнерус. книжного искусства ЗОГРАФСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ -тетр, старослав. (древнеболг.) кодекс, одна из частей к-рого является древнейшим памятником слав. глаголической письменности МАМОНИЧИ семья книгоиздателей, внесших значительный вклад в развитие кириллического книгопечатания в Литовском великом княжестве МАРИИНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ Евангелие-тетр служебного типа, написанное глаголицей в нач. XI в. (в болг. и македон. лит-ре его принято датировать рубежом X и XI вв.), памятник старославянского языка МИХАНОВИЧА АПОСТОЛ отрывки глаголического списка краткого апракоса, один из древнейших глаголического списка краткого апракоса, один из древнейших глаголических и южнославянских кодексов (XII в.) МИХАНОВИЧА ГОМИЛИАРИЙ (Арх. Хазу. III.c.19), кириллический пергаменный торжественник триодный и минейный на март-авг. (кон. XIII - нач. XIV в.) МЛКЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Евангелие царицы Млке), иллюстрированная арм. рукопись Четвероевангелия; названа по имени жены царя Васпуракана Гагика I Арцруни (904 - между 936/937 и 943/944); создана в 862 г. и является древнейшей точно датированной арм. рукописью; редкий и художественно значимый памятник христ. искусства МОКВИ монастырь (в X - нач. XVIII в. мужской; в 1903 - ок. 20-х гг. XX в. женский) с кафоликоном в честь Успения Пресв. Богородицы (X в.) МОКВСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ иллюминированная груз. рукописная книга, выполненная по заказу Моквского архиеп. Даниила каллиграфом Ефремом МСТИСЛАВОВО ЕВАНГЕЛИЕ одна из древнейших слав. и рус. лицевых рукописей, написанная на пергамене и украшенная драгоценным окладом, хранится в ГИМ

http://pravenc.ru/rubrics/1865151.html

Скачать epub pdf Сентябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Предметный указатель: И-Л]/Пер. и примеч. Μ.Д. Муретова//Богословский вестник 1911. Т. 3. 9. С. 385–400 (1-я пагин.) —385— ς φεστς καθ’ αυτν. Ср. о Святом Духе: одна сущность у Обоих (Отца и Духа – ες ν μφον τς οσας λγος), но различие заключается только в том, что Дух есть и существует самолично (ν μν τ εναι κα πρχειν διοσυσττως), ибо Дух не есть Сын (и Отец), но действительно существует отдельно и есть то, что есть (ντως δως τε ν κα πρχον τοθ’ περ στ)… поэтому называет Духа «иным Параклитом», желая, чтобы Он мыслился в собственных ипостасях (ν δαις ποστσεσι νοεσθαι θλων ατ). 14, 16–17. Одна природа Божества (μα τς θετητος φσις στ) и хотя расширяется (πλατνεται) в Отца и Сына и во Святого Духа (ες πατρα κα υν κα ες τ πνεμα γιον), но отнюдь не имеет никакого расторжения (λλ’ οκ χει τν εσπαν κα λοκλρως διασπασμν) на каждого из трех, – правильно мысля, мы должны рассуждать так, что от Отца есть и в Отце природно (φυσικς) Сын, а также из Него и в Нём и собственный Его и Сына Дух Святой, – таким образом если Божество мыслится одним по природе, то дары должны подаваться достойным чрез Сына от Отца в Духе… ибо одна природа Божества и в лице и в ипостаси (ν προσπ τε κα ποστσει) и Отца и Сына и Святого Духа 14, 14. См. Бог, Отец, Сын, Дух, Троица. Ирод, умертвивший Крестителя 2, 21–22. Исаак – прообразовательное значение 7, 24. б. 159. Исав упоминается 8, 36. Исаия пророк называется при цитате из Михея 5, 23, –9, 30, – Осии 18, 30 , – цитуется под именем Иеремии 6, 64–65, – упоминается 1, 9–10. 128, –6, 68. 91, –7, 16, –7, 24. а. 101, –7, 27, –9, 39, –10, 11, –8, 24. б, –14, 4, –14, 8, –14, 15, –15, 2. 333, –19, 1–3, –19, 12, –19, 28–29, –20, 26–27, – символическое толкование видения славы Божией 12, 41. Искушения очищают сердца страждущих и обнажают присущие им помышления 19, 25, – искушения посредством похоти 6, 32–33. 479–480), – неожиданное искушение поражает нас сильнее, чем то, что ожидалось 13, 33. б, – искушения Бога посредством требования от Него знамений не только не удовлетворяются, но и вменяются в грех 2, 19.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На северной арке главного купола в Софийском храме значится ныне: „Изволением Божиим нача здатися сей премудрости Божией храм в лето 1011-е, совершися же в лето 1038-е“. До обновления Софийского собора в 1043 году вместо в лето 1011 значилось здесь в лето 1037; обновители правильно усмотрели, что обширное и притом каменное здание этого храма не могло быть сооружено в один год, но неправильно рассудили, будто ошибка надписи в год заложения, тогда как она в год его свершения. 3. Сколько времени строилась св. София, когда и кем освящена? Десятинная церковь в Киеве строилась 5 лет (991–996 г.); Новгородская София 7 лет, великая церковь Киево-печерской лавры–16 лет. Сколько времени строилась св. София киевская, заложенная в 1037 году, древнии летописи умалчивают. Но принимая в соображение обширность этого храма, его архитектуру, лучшую архитектуры прочих киевских древних храмов, и то, что в 1051 году уже поставлен к ней митрополит Иларион из пресвитеров церкви св. Апостол на Берестове, можно полагать, что на строение и украшение св. Софии употреблено не меньше 5-ти лет и не больше 14-ти. Из исторических памятников известно, что освящение св. Софии Ярославом совершено 4-го ноября. так значится в Мстиславовом евангелии XII века и повторено в Шишатовском Апостоле XIV века, в Софийской Новгородской менее XV века. (.M 383), в святцах Императорской публичной библиотеки (.M 51) и в святцах Московской Академии конца XVII века (.Y 201). На арке Софийского собора значится, что Киевский храм св. Софии освящён митрополитом Феопемптом. Тому же святителю приписывается освящение св. Софии в киевском иерархическом каталоге и у митрополита Сильвестра Коссова. Но в Мстиславовом Евангелии, писанном около 1103 года, по воле Мстислава, бывшего новгородскими князем до 1117 года, сказано: „в сей день (4 ноября) освящение св. Софьи, иже есть в Киеве граде; освящена Ефремом митрополитом . Чему же верить? Тому ли, что св. София освящена митрополитом Феопемптом (1039–1049 г.) или свидетельству об освещении ея митрополитом Ефремом (1091 – 1096 г.)?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Lebedince...

3) Волынское Крестовоздвиженское братство в г. Луцке положило основание древлехранилища, в котором собираются древнейшие памятники старины, наглядно указующие, что Волынь искони была православною и русскою. 4) Волынское братство св. Владимирское учредило древлехранилище, помещающееся в бывшей ризнице Мстиславова храма. В состав входят: 1) древние принадлежности православных храмов, как-то: остатки иконостасов, святые иконы, сосуды и разного рода церковная утварь, 2) старопечатные и рукописные церковно-богослужебные книги, помянники и другие сохранившиеся в церквах рукописи и книги (сохраняется рукописное Евангелие, пожертвованное 13 января 1363 года маршалом польского короля Петром Богдановичем Загоровским). 3) фотографические снимки, гравюры и описания древних храмов Волыни и их принадлежностей. Кроме того, братство старается собрать, по возможности полные сведения о всех древних церковных памятниках, святых иконах, сосудах, разной утвари и книгах, хранящихся в разных монастырях и церквах Волыни. Братство поставило себе, между прочим, целью заботиться об обновлении древнего Мстиславова храма в г. Владимире-Волынском и о сохранении развалин древней церкви святого Феодора на берегу реки Луча, близ Владимира-Волынского, развалины которой известны в народе под именем «Старой кафедры». 5) Казанское братство св. Гурия устроило древлехранилище в миссионерском приюте, состоящем в ведении братства. 6) Смоленское братство преп. Авраамия учредило музей церковных древностей, находящийся при библиотеке братства. 7) Холмское братство Свято-Богородицкое учредило церковно-археологический музей, помещающийся, в братском доме. 8) При Нижегородском братстве святого Креста устроено также древлехранилище 110 . Нашим церковным братствам, несомненно, предстоит великая будущность в деле просвещения русского народа и поднятия его нравственного уровня. Залогом дальнейшего развития братского дела служит с одной стороны – славное и поучительное прошлое братских учреждений, а с другой – те успехи, которые достигнуты нынешними братствами и то возрастающее сочувствие и поддержка, которые им оказывают многие лица из разных слоев нашего православного общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Мстиславов храм во Владимире-Волынском – одно из величественных сооружений XII века: длина его (без позднейших пристроек) 41 арш., ширина – 31, высота древняя неизвестна, но в 1806 году, до падения главного купола, она достигала 63 арш. Это исполинское для тех времен здание, замечает новейший бытописатель этого храма (г. Левицкий), – воздвигнутое со всею доступною роскошью и с весьма значительными затратами, является красноречивым памятником и благочестивого усердия храмоздателя, и еще более – изумительных успехов строительного искусства того века. В то время как другие современные ему волынские храмы подверглись почти бесследному разрушению, эта первая – по древности православная святыня Волынского края, в течение семи веков подвергавшаяся всевозможным катастрофам, все еще с несокрушимою твёрдостью противостоит разрушительному действию времени и громко вещает новым поколениям о делах, лицах и событиях давно минувших веков. Глава III Потомки Мстислава Изяславича, утвердившись довольно прочно на Волынском княжении, соревнуют об украшении u обогащении «отняго» храма, как бы фамильной для них святыни, и находят под его сводами место вечного себе упокоения. Вскоре после храмоздателя здесь был погребен в 1195 году сын его Всеволод Мстиславич, приняв пред кончиною иноческий чин и образ: «и проводяша тело его до гроба епископ Володимерский и вси игумени и попове и положиша и во святей Богородици». Старший брат его Роман, знаменитый родоначальник князей Галицких, был усердным благотворителем «отняго храма», приписав «святой Пречистой Володимерской епископии» село Купечов и иные села, и дарственную запись о том вписал в напрестольное Евангелие. В 1241 году Батый, испепелив Киев, «приде к Володимерю и взя и копьемь и изба и не щадя, и не бе на Володимере не осталъ живый». Жители сбежались под своды своей священной твердыни, но и здесь не нашли спасения: «церкви святыя Богородици исполнена трупья, иныя церкви наполнены быша трупья и тел мертвых», говорит Ипатьевская летопись. Святыня подверглась грабежу и осквернению, но следов каких либо существенных повреждений храма татарами не осталось, и даже городские укрепления во Владимире уцелели до 1261 г., когда, в нашествие Бурундая, по его требованию, сожжены были князем Васильком городские укрепления и весь город, красоте которого за 30 лет перед тем дивился угорский король Андрей, заметивший: «такого града не изобретох ни в немецких странах», когда при приближении ко Владимиру, он увидел великолепный вооруженный город, на стенах которого «блистахуся щити и оружници, подобни солнцю».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/v...

Символы эти, как известно, встречаются в первый раз у пророка Иезекииля (1:10), а затем в Апокалипсисе (IV:6–7), где они представлены окружающими престол Божий. В применении к евангелистам они встречаются не ранее IV–V вв. у Иринея, Августина и Иеронима. Первый из этих отцов приписывает символ человека евангелисту Матвею, орла – Марку, тельца – Луке и льва – Иоанну 3 . Августин держится другого порядка и усвояет евангелисту Матвею символ льва, Марку – человека, Луке – тельца и Иоанну орла 4 . Распределение символом у Иеронима совершенно согласно с нашею современною практикою 5 : его держались многие из древних писателей восточных и западных 6 . Одновременно с этими свидетельствами появляются названные символы и в области христианской живописи. В первые IV века христианства артисты изображали евангелистов под образом четырех рек, выходящих из одной горы 7 , но уже в мозаиках равенских и римских V – VI вв. встречаются сполна все эти символы и притом с крыльями 8 . Заметно, впрочем, что и в этой сфере порядок символов был не всегда одинаков: артисты христианские в распределении символов следовали то за Иеронимом, то за Августином и Иринеем, иногда же распределяли их по своим личным соображениям. Если от древнехристианского предания мы обратимся к русской древности, то найдем здесь также значительное разнообразие относительно этого предмета. Например, в рукописном славянском евангелии (аппракос X–XI в.), хранящемся в библиотеке московской синодальной типографии под 6, только одному евангелисту Луке усвоен символ «тельца»; прочие евангелисты не имеют никаких символов. В Мстиславовом евангелии (XII в. в московском архангельском соборе) телец усвоен евангелисту Луке, человек – Матвею, лев – Марку, орел – Иоанну. В одном евангелии (X – XI в.), хранящемся в московской патриаршей библиотеке под 519, евангелист Матвей имеет символ льва (рядом с изображением Рождества Христова по древнему способу), Марк – тельца (рядом – изображение крещения Спасителя), Лука – человека (на ряду с изображением Благовещения).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

В таком приготовлении и могло пройти около пяти лет, не говоря уже о том, что в то же время князь занимался войной и был отвлекаем от исполнения своего обета. Что касается до причины, почему опущено в летописях сказание об исцелении князя и указано только о заложении храма в 1113 году в память исцеления, то причина эта заключается в смешении времени заложения храма со временем исцеления Мстиславова от позднейших летописцев, ограничившихся кратким указанием на величественный храм, доселе остающийся ясным памятником усердия князя Мстислава к благолепию храмов. Этим указанием летописцы хотели передать потомству известие и об обстоятельствах, предшествовавших построению Николаевского храма, которые, между тем, переходили из уст в уста и были записаны в позднейших летописях. Со времени обретения чудотворной иконы св. Николая и построенного в честь его храма, икона эта находится в большом уважении у Новгородцев, прибегающих к милостивому угоднику со своими молитвами. Из письменного устава Софийского Собора 16 видно, что в XVII веке, 6 декабря и 9 мая, в Николаевском Дворищском Соборе служил святитель и пред литургией совершал водоосвящение. Сверх того, в 6-й день декабря, после освящения воды, наливались ею вощаники, которые вместе с заздравными запечатанными просфорами были отправляемы в Москву к государю по старине 17 . Издавна 18 Николаевская церковь была в числе градских соборных церквей и имела при себе протоиереев, которые прежде были старостами, что ныне благочинные, над некоторыми посадскими церквами. Ныне в Николаевском Соборе богослужение в оба праздника, зимой и весной, совершается соборно местным архиереем; а 9 мая пред литургией из Софийского Собора совершается крестный ход в Дворищскую церковь , ради храмового при ней праздника. По этому уважению к чудотворной иконе св. Николая, она издавна обложена была ризой. В описи собора Дворищского за 1748 год икона описывается так: «Чудотворный образ Николая Чудотворца, риза кованая позлащенная, венец серебряной позлащенный, вкруг венца обнизано жемчугом и гранными камешки, и как около ризы, так и по полям обложен серебром басменным позлащенным 19 . Чудеса Николая Чудотворца, на них седмь венчиков сребреных позлащенных, длиной 3 арш. 3 вершка, шириной 2 арш. 4 вершка» 20 . После того была риза на иконе сребропозлащенная, украшена разноцветными и разноценными каменьями, финифтью и разной величины жемчугом. На этой ризе, относящейся к концу прошлого столетия, во главе Святителя вычеканен деисус, а на Евангелии, находящемся у Святителя, распятие с предстоящими. Самая риза хранится в ризнице Николаевского Собора, а каменья и жемчуг перенесены на ризу, которая ныне украшает икону. Настоящая риза на Святителе устроена около 12 лет тому назад: она сребропозлащенная с изображением на Евангелии Воскресения Христова и с надписью по сторонам угодника: «Образ Святителя Николая Чудотворца», а на полях: «усердием купца Харлампия Лукина, 5 фунт. 16 зол., а с каменьями весу 5 фунт. 79 золотников».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Детали убора икон Божией Матери (коруна, убрус, рясны, серьги, привесы-мониста, запястья) повторяли типы жен. украшений или действительно являлись мирскими ювелирными изделиями, «приложенными» к святыне ( Стерлигова. 2000. С. 150-160; Царский храм. 2003. С. 69). Благочестивое рвение не имело гос. границ. Новгородский кн. Мстислав Владимирович послал в К-поль в сопровождении доверенных людей написанное по его заказу Евангелие, для к-рого там был создан драгоценный оклад, цену которому «един Бог ведае» (Мстиславово Евангелие, 1-я четв. XII в.; поновления XVI в., ГИМ). Материалы и техники Д.-п. и. Наиболее распространенная классификация Д.-п. и. основана на различиях материалов и методов их обработки. Предметы могут быть выполнены из металла, камня, стекла, керамики, фарфора, тканей, дерева и кости. Нек-рые материалы Д.-п. и. (металл, камень, дерево) известны с доисторического периода. Техники и технологии их обработки, усовершенствованные с целью создания художественных произведений в эпоху античности, были унаследованы средневек. и совр. цивилизацией через Византию (см. ст. Византийская империя , разд. «Прикладное искусство Византии»). О популярности к-польских ювелирных и эмальерных мастерских свидетельствуют дробницы (1-я четв. XII в.) с оклада Мстиславова Евангелия (до 1125, ГИМ), алтарный образ собора Сан-Марко в Венеции - т. н. Пала д " Оро ( Р ala d " Oro) (2-я пол. XI в.), многочисленные визант. ставротеки и эмалевые медальоны, хранящиеся в средневек. христ. сокровищницах. Христ. культура адаптировала произведения античного языческого мира (камеи, инталии, сосуды из полудрагоценных камней) к своим потребностям. Так, декор чаш для воды с изображениями Диониса дополнялся христ. молитвенными формулами или текстами псалмов, после чего сосуды использовались для литургии. Оклад Мстиславского Евангелия. До 1125 г. (ГИМ) Оклад Мстиславского Евангелия. До 1125 г. (ГИМ) В эпоху средневековья мастера Д.-п. и. разных стран заимствовали друг у друга формы и орнаментальные мотивы.

http://pravenc.ru/text/171620.html

—389— общить и такую частность, для общей пользы, – дал нам полезнейшее сообщение о своём знакомстве с архиереем, – дружбы не удостоил назвать, – которое открывало ему свободный доступ во внутрь двора, – для удостоверения в том, что происходившее во дворе излагается не со слов других, но что сам евангелист был зрителем и слушателем происходившего, 18, 15. б. Иоанн Креститель был человек по природе, а не один из сущих на небесах святых ангелов, воспользовавшийся человеческим телом и посланный на проповедь от Бога, по безрассудному предположению некоторых, – ангелом же назван чрез глас Владыки ( Мал.3:1 ) блаженный Креститель не потому, что он есть ангел по природе, но потому, что послан возвещать (γγλλειν) и вопиять: «путь Господень приготовьте» 1, 6–7. Имя, данное ему Богом (Иоанн), служит для него величайшею похвалою и честью 1, 6–7. 95. Был весьма высок и досточуден во всех отношениях и отличался праведностью, так что отображал Самого Христа и по причине изрядной красоты своего благоговения почитался даже за Самый Свет 1, 8. О Крестителе сказано, что он «исполнится (будущее время) Духа Святого от чрева матери ( Лк.1:15 ), ибо Дух был данным в нём, а не по существу, а о Спасителе говорится уже не «исполнится», но «Рождаемое Святое» ( Лк.1:35 ), без прибавления «будет», ибо всегда было таковым по природе как Бог 1, 32–33. 192. Он – «Глас Вопиющего» и провозгласил божество Христа 1, 15. 149–153, – умаление его пред Христом 3, 30, – объясняет своё служение и крещение 1, 26–28, – в весьма малое время оказывается вместе и пророком и апостолом 1, 29. а, – пророк до своего рождения и ученик Господа, находясь еще в состояния зародыша в матернем лоне 1, 31, – свидетельствует, что не знал Христа сам собою, но Он был открыт ему Самим Богом, чтобы он соделал Его явным Израилю и не казался самозванным свидетелем ibid. Спор учеников Иоанна с иудеями ( Ин.3:25 ) о крещении состоял в том, что одни предпочитали Крестителя, а другие Христа 4, 1–3. Креститель образец смиренномудрия 1, 26–28, – ученики его предлагают ему вопрос о Христе не без божественного внушения 3, 26–27. Хотя Креститель есть величайший из рожденных женами ветхозаветных людей, однако «меньший в царстве небесном больше его» ( Мф. 11:11 ), т. е. только что крещенный и еще не имеющий преимущества в делах, – тем уже только одним, что блажен-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В первые дни советской власти в Москве сильно пострадали кремлевские соборы. Сильнейший обстрел был 27 октября 1917 г. Сильно пострадал Архангело-Михайловский Чудов монастырь, более всего разрушений и трещин в храме Двенадцати апостолов. Разрушения Успенского собора имели угрожающий характер. " В Патриаршую (Синодальную) палату попали 2 снаряда, которые обратили в щепки витрины с драгоценными древностями. Была засыпана мусором и пылью, быть может, самая драгоценная святыня старины - Мстиславово Евангелие. В корешке есть язвина от пули, одна из миниатюр потрескалась и рассыпалась в мелкие куски, оторвана верхняя застежка " . Приведенные отрывочные сведения представляют практику изъятия церковного имущества в Петрограде в первые недели новой власти. Налет на главную святыню столицы - Александро-Невскую Лавру был уже организационно отработан. Большевики заготовили мандат, по которому все имущество и строения Лавры переходили в ведение большевистского правительства. Этот варварский налет впервые вызвал противодействие священнослужителей и мирян. Уже 1427 января 1918 г. в зале Общества религиозно-нравственного просвещения собралось множество мирян и духовенства, для обсуждения мер противодействия гонителям на Церковь. Был составлен " Протест " отправленный в Совет народных комиссаров, в котором в частности говорилось: " В попытках отчуждения собранного длинным рядом поколений верующего народа церковно-народного достояния и церковных святынь: Александро-Невской Лавры, синодальной типографии, духовных учебных заведений и др., делаемых Советом народных комиссаров, мы, православные русские люди, видим нарушение не только всякой правды, но и начало открытых гонений на Православную Церковь и на православную веру... " . Ответом на это, стал ленинский декрет от 202 февраля 1918 г. " Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви " , законодательно утверждавший, первоначально представлявшийся неким кошмаром и издержками местных властей " красный " террор. Среди его основных положений - лишение Церкви статуса юридического лица и объявление имущества церковных и религиозных обществ народным достоянием.

http://pravoslavie.ru/sretmon/uchil/isku...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010