Том II   Содержание Предисловие 1-е Предисловие 2-е Общий план сочинения Западная литература по агиологии Новейшая Греческая литература по Агиологии Литература по Агиологии в России Собственно русская литература Русские библиотеки рукописей в отношении к Агиологии Определение названий: календарь, святцы, месяцеслов, мартиролог, пролог, синаксарь, еклогадион, канонарь, минея План агиологии О месяцесловах или календарях вообще Общие сведения о восточных памятниках по Агиологии Богослужебные месяцесловы Месяцесловы не служебные и синаксари или прологи Разности месяцесловов и друг, календарных памятников в отношении к дням памятей одних и тех же святых Восстановление древнейшего богослужебного месяцеслова Периоды восточной Агиологии   Отдел А 1. Древнейшие западные календари Римский-Бухерианский Карфагенский Готфксий у Мая и Болотова Алляциев и другие Бандиниев и другие 2. Мартирологи. Древнейший восточный месяцеслов 411–412 г Отдел Б Восточные месяцесловы при евангелиях и апостолах. Праздничные евангелия. Синайское евангелие 715 года. Евангелие московского успенского собора X-XI в. апостол VIII в. и Евангелие 835 года Месяцесловы: Синодальный 42 (VIII-IX в.) Константинопольский VIII-IX в Константинопольский 2 IX в Неаполитанский IX в Императ. публич. библиотеки LVII, IX-X в Флорентийский 1-й X в Иерусалимский и Калиполитанский X в Петербург. Публ. Библиотеки X в Нанианский 1-й, X в Одесский X в Нежинский 1 X в Капуанский 991 года Синодальный 44, X-XI в Коаленев 1-й, X-XI в Греческие месяцесловы XI-XII веков. Нанианский 2-й, XI в Сирский 1030 г Академический I, 1034 года Музейские два: 1044 года и X-XI в 43 Синодальный 1055 года Балаклавский 1-й, XI в Флорентийский XI в Саксо-Готаский XI в Синодальный при апостоле XI в Нанинанский 3-й, XI-XII в Синодальный 400, XI-XII в Нежинский 2-й, XI-XII в Музейный 13, XI-XII в Еклогадион XI в Славянские месяцесловы XI века при евангелиях и апостолах. Остромиров Ассеманов Саввин Архангельский Месяцесловы XII века, греческие. CI. 1 2 Антонинов Коаленев 2-й Флорентийский 2-й начало месяцеслова или праздничных дней Венский Синодальный при Евангелии 1199 года Славянские месяцесловы XII века: Мстиславов Месяцеслов в Евангелии 1 Типографские Юрьевский Мирославов Охридский Слепченский Зографский, XII-XIII в Месяцесловы XIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Скачать epub pdf Глава 2. Рукописный текст и методика его изучения § 1. Разночтения До введения книгопечатания тексты распространялись рукописным копированием. В тех немногих случаях, когда из приписки (колофона) можно узнать обстоятельства создания рукописей, оказывается, что писали их профессиональные писцы, как правило духовного сословия, по заказу отдельных лиц или церковных приходов, по распоряжению монастырских или церковных властей. Заказанные частными лицами литургические тексты предназначались, как правило, для вклада, дарения церквам, как, например, апракосы Остромирово и Мстиславово евангелия. Случаи переписки библейских текстов для частного домашнего употребления неизвестны. Подавляющее большинство сохранившихся рукописей Св. Писания не имеет приписок. Это либо безымянная продукция, изготовлявшаяся в монастырях для собственного употребления, либо рукописи, предназначенные на продажу и изготовленные профессиональными переписчиками. Писцы, как и представители других средневековых профессий, должны были объединяться в цеха. Есть сведения о том, что при новгородском архиепископе процветал скрипторий. Наличие такого рода профессиональных объединений должно было способствовать унификации текстов. «Стоглав» прямо указывает на принятые тогда приемы унификации: выбор хороших оригиналов и корректура переписанных текстов. Ср.: «Которые писцы по градам книги пишут, и вы бы им велели писать с добрых переводов (­оригиналов), да написав правили, потом же бы продавали» (цит. по: Соболевский 1908, с. 97). Действительно, во многих рукописях можно видеть исправления и поправки, внесенные в текст с помощью киноварных знаков, следовательно, уже после переписки текста. Обычно почерк поправок совпадает с основным, однако не исключено, что в отдельных случаях корректурой занимались особые редакторы, см. подробнее: Карский 1928, с. 259– 287, глава «Писцы книг». При рукописном копировании почти невозможно добиться того, чтобы два экземпляра текста были совершенно одинаковы, как бывают одинаковы два экземпляра напечатанной книги. В общем и целом стремясь точно переписать копируемый текст, писцы вносили в него перемены следующего рода:

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

14.03.2020 Профессор НовГУ Виктория Дидковская: С точки зрения ученых Юрьевское Евангелие уникально Сейчас в Великом Новгороде проходят Дни православной книги. Для православных христиан главной книгой, конечно же, является Евангелие. Об одном из первых датированных рукописных Евангелий Древней Руси, Юрьевском Евангелии, рассказала Виктория Дидковская, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка НовГУ. Виктория Генриховна объяснила, почему Патриарх Никон написал слова проклятия на первых... Сейчас в Великом Новгороде проходят Дни православной книги. Для православных христиан главной книгой, конечно же, является Евангелие. Об одном из первых датированных рукописных Евангелий Древней Руси, Юрьевском Евангелии, рассказала Виктория Дидковская, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка НовГУ. Виктория Генриховна объяснила, почему Патриарх Никон написал слова проклятия на первых страницах книги и рассказала, откуда в ней появился уникальный для того времени «чудовищный» орнамент.    Почему Патриарх Никон так ценил Юрьевское Евангелие Новгород славен древними Евангелиями: Остромирово, Мстиславово и Юрьевское Евангелие. Последнее было написано, как полагают, в качестве напрестольного Евангелия для Георгиевского собора Свято-Юрьева монастыря и хранилось в обители очень долго. Если судить по записям исследователей, то Юрьевским его назвал русский филолог-славист, академик Измаил Срезневский, живший в XIX веке. Именно он открыл знаменитую приписку к Юрьевскому Евангелию, в которой говорилось, что оно написано «для Святаго Георгиева (Свято-Юрьева. – Прим. ред.) монастыря Новогороду при Кириаце (Кириаке. - Прим. ред.) игумене и Савве экономе», а также добавлено: «Федор Угринец писал». Поскольку Георгиевский собор начали строить в 1119 году, а игумен Кириак, управлявший монастырем, умер в 1128, то это и есть основание для датирования Евангелия – оно было написано между 1119 и 1128 годами. Это третий после Остромирова и Мстиславова Евангелия датированный памятник древнеславянского языка.

http://new.izdatsovet.ru/news/professor-...

Беседа к глаголемому старообрядцу о древних рукописях и в особенности о Изборнике Святославовом С тех пор, как желание доставить тебе удобнейшие и вместе надежнейшие средства к познанию истинной и неповрежденной церковной древности заставило меня по временам беседовать с тобою, желающий истины старообрядец, к великому для меня утешению оказалось и еще оказывается, что важные свидетельства древности, которые можно было почитать потерянными, были только забыты или мало известны, а между тем сохранились и сохраняются целы и невредимы. Говорю сие в особенности о свидетельствах древних рукописей. В беседе 25 марта 1834 года, в дополнительной беседе в феврале 1835, и еще в дополнение, во свидетельство истинного древнего писания и произношения поклоняемого имени Иисуса, указаны тебе мною следующие древние харатейные рукописи: 1) Евангелие, хранящееся в Императорской публичной библиотеке в Петербурге, древнейшая, какая только известна, славянская рукопись одиннадцатого столетия по Рождестве Христовом, принадлежавшая первоначально Остромиру, сроднику князя Ярослава. 2) Евангелие, хранящееся в библиотеке новгородского Софийского собора, двенадцатого столетия. 3) Евангелие святителя Моисея, хранящееся там же, четырнадцатого столетия. 4) Книга стихир, хранящаяся там же, двенадцатого столетия. 5) Евангелие Мстиславово, хранящееся в Московском Архангельском соборе, начала двенадцатого столетия. 6) Сборник великого князя Святослава, хранящееся в Москве в Синодальной библиотеке, одиннадцатого столетия. 7) Богословие Иоанна Дамаскина , хранящееся в той же библиотеке, писанное не позже тринадцатого столетия. Не указал я еще большого числа рукописей, не потому, чтобы их не было. Напротив того, я знаю и другие, подобной вышеозначенным древности и даже знаю в некоторых из них (как на примере в харатейном Евангелии Демьяна священника, в Императорской библиотеке) свидетельства, подобные тем, какие приведены мною из вышеозначенных семи рукописей. Может быть я укажу их, когда будет досуг и удобность. Но и нужно ли? Не довольно ли многочисленных свидетельств из семи книг глубокой древности, принадлежавших великим князьям, или святым мужам, или знатнейшим церквам – следственно книг, писанных избранными писцами, по возможности времени тщательно проверенных и верно сохраненных? После сих многочисленных, древних достоверных свидетельств враждовать против имени Иисуса значило бы явно враждовать против древней Церкви, враждовать против очевидной истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Книга и книжное дело Книга и книжное дело (на Руси до книгопечатания). В истории книги различаются два периода – период книги рукописной и период книги печатной. I) В древней Руси слово «книга» в форме единств. ч. не употреблялось. Наши предки знали лишь форму множеств. ч. «къкнигы», или уменьшительного «кънижице», «кънижькы». «Книга» форма единств. ч., является довольно поздно, не ранее XIV в. Так, в записи Тактикона 1397 г. читается: «списана бысть книга сия». По своей внешности в древности книга была то же, что и в наше время: она составлялась из тетрадей пергамена или бумаги. Обычно тетрадь состояла из 8 листов или 16 страниц. Редко встречаются тетради больше или меньше. По формату книги были разнообразны: пергаменные книги были такой же величины, каковы были листы пергамента; книги из бумаги были в лист (по древнему – в десть), в пол-листа (полдести), в четвертку (в четь), в осьмушку и очень редко в 16 долю листа. Иногда выбор формата определялся назначением книги, напр., для напрестольного Евангелия употреблялся формат книги в лист; также в лист писались Прологи, Четьи-Минеи (макарьевские) и др. Книги, небольшие объему, писались в четвертку, но были и исключения. Небольшое житие Нифонта 1219 г. писано в лист (из библиотеки еписк. Ростовского Кирилла). В в. встречаются миниатюрные издания с мельчайшим письмом. Написанная книга переплеталась. Переплет делали из деревянных досок, которые затем обтягивали кожей или какой-либо ценной тканью, напр., шелковой; иногда переплет покрывался золотыми или серебряными украшениями, особенно любили украшать напрестольные Евангелия. До нас дошла часть драгоценного оклада Мстиславова Евангелия начала XII в. С половины в. в России появились бумажные переплеты и в следующем столетии получили распространение. В первый период своего существования книги распространялись только путем переписки. Переписывание было занятием многих монахов. Житие преп. Феодосия Печерского (XI в.) рисует картину, как один из печорской братии списывает книги, а другой переплетает их. Монахи писали главным образом для себя или своего монастыря, не для продажи. Знаменитый Нил Сорский столь любил писать книги, что скорбел, если один день проводил без писанья.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Память св. преподобномученицы Анастасии Римляныни 11 ноября Христова Церковь воспоминает мученический подвиг святой преподобномученицы Анастасии Римляныни Анастасия Римляныня Статья из т. II «Православной Энциклопедии», Москва. 2001 г. Анастасия Римляныня († ок. 250 или 256), прмц. (пам. 29 или 30 окт., греч. 12 окт. или 13 дек.). Греч. жития А. Р., одно из к-рых составлено Симеоном Метафрастом, относят ее мученическую кончину ко времени имп. Диоклетиана, однако в Минологии Василия II говорится о том, что это произошло в правление имп. Деция или Валериана. А. Р. род. в знатной рим. семье; осиротев в 3 года, воспитывалась в христ. жен. общине, возглавлявшейся старицей Софией. В возрасте 20 лет она была приведена к градоправителю («игемону») Пробу, к-рый много слышал о ее красоте и хотел выдать ее замуж. Исповедав Христа, святая отказалась поклониться языческим богам; в наказание ее нагую выставили перед толпой, затем пытали огнем, растянув между 4 столбов и нанося побои, потом подвергли колесованию. Чудесным образом святая осталась невредимой, тогда Проб приказал подвесить ее и рвать железными крючьями, затем ей отрезали сосцы, вырвали ногти, выбили зубы, отрубили руки и ноги, вырвали язык, после чего А. Р. была усечена мечом. Некий христианин Кирилл во время пыток напоил мученицу водой, за что также был казнен. Мощи А. Р. были погребены Софией и 2 неизвестными христианами. А. Р. посвящено похвальное слово Никиты Пафлагона (IX в.). Наиболее раннее упоминание в рус. памятниках находится в Месяцесловах Архангельского Евангелия 1092 г. (Л. 137) и Мстиславова Евангелия кон. XI - нач. XII в. (Апракос Мстислава Великого. С. 233). В рус. Минеях служба А. Р. появляется в нач. XV в. (ЯМЗ. 15466. Л. 105). В 1-й редакции Пролога житие А. Р. помещено под 12 окт., 29 окт. приводится ее память без жития, где время ее мученичества относится к правлению Диоклетиана (РНБ. Соф. 1324. Л. 20 об.- 22, 39, кон. XII - нач. XIII в.). Во 2-й редакции Пролога под 30 окт. есть сказание о мц. Анастасии Солунской (ГИМ. Син. 244, 247), к-рая тождественна А. Р. В ВМЧ кроме проложного жития помещено мучение Анастасии Солунской (ср.: BGH, N 76z - Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 120-121).

http://sedmitza.ru/text/519054.html

профессор Иван Данилович Мансветов (1843–1885) профессор Иван Данилович Мансветов Литургист, византолог, богослов и археолог. Профессор гомилетики, литургики и церковной археологии Московской духовной академии. Биография Родился в Москве в 1843 г. Его отец, священник Новодевичьего монастыря, в 1858 г. определил Ивана Даниловича в Московскую семинарию, каковую он и окончил в 1864 г. В этом же году Иван Данилович поступил в Московскую духовную академию и окончил ее в 1868 г. первым магистром богословия. По предложению Академии он остался при ней бакалавром по классу церковной археологии, гомилетики и литургики. В 1873 г. Иван Данилович был назначен экстраординарным профессором Московской духовной академии по тем же кафедрам, а в 1885 кординарным профессором. Иван Данилович много работал по археологии и дал ряд трудов, доставивших ему известность в ученом мире. Свое первое археологическое исследование он напечатал уже в 1869 г. под заглавием: «О происхождении так называемого романского орнамента в церквах Владимирских» («Труды 1-го археологич. съезда в Москве в 1869 г.»  M., 1871, т. 1). Затем появились: «Очерк истории нашей православной церкви», критич. статья («Труды Моск. Арх. общ.», 1869, т. 2, вып. 2); «Монументальное богословие Пипера» («Правосл. обозр», 1870, кн.9); «Омофор» («Труды  Moc к . Apx. общ.», 1871, т. 3, вып. 2); «L’Hymnographie de l’Eglise grecque, par Pitra» (ibid., 1871,  T. 2, вып. 2); «Новые материалы по русской церковной археологии» («Чт. в Общ. любит. дух. просвещ.», 1871, кн. 2); «Историческое описание древнего Херсонеса и открытых в нем памятников» (М., 1872); «Об устройстве церковно-археологических музеев) («Прав. обозр.», 1872, кн. 2); «Памятники церковного искусства на Московской политехнической выставке» (ibid., кн.7); «К материалам для истории древнерусских одежд» («Труды Моск. Арх. общ.», 1873); «О точных снимках с двух знаменитых памятников древности: Евангелия Мстиславова и Евангелия Юрьевского» («Прав. обозр.», 1873, кн. 2); «Златоуст как проповедник» (ibid., 1873, кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К 350-летию воссоздания Смоленской епархии Русской Православной Церкви (комментарий в свете веры) Государев Смоленский поход 1654 года В 1654 году царь Алексей Михайлович одержал победу над поляками и освободил древний русский город – Смоленск, потерянный Россией после событий Смутного времени. Публикуемая сегодня статья О.А.Курбатова посвящена знаменательной дате – 350-летию возвращения Смоленска в состав Русского государства и восстановления Смоленской епархии Древний город-крепость Зарождение Смоленска, как и большинства иных древнейших городов Руси, было во многом связано с выгодным положением на перекрестье торговых путей. Во времена Владимира Мономаха город стал влиятельным духовным центром древнерусских земель. Князь Владимир в 1111 г. перенес в построенный им Успенский собор города чудотворную икону «Одигитрии», по преданию, написанную св. евангелистом Лукой, а при внуке Мономаха, князе Ростиславе Мстиславовиче, была основана Смоленская епископская кафедра (1136 г.) Покровом Пресвятой Богородицы и подвигом мученика Меркурия Смоленск избежал ужасов Батыева нашествия и устоял перед монголо-татарами. Но постепенно княжество попало в зависимость от великого княжества Литовского, а в 1404 г. Смоленск был окончательно захвачен Витовтом. К концу XV в. Литовское княжество вошло в полосу глубокого кризиса: правящая династия и литовская знать приняли католичество, и православные князья, подчас с принадлежащими им уделами, стали переходить под власть великого князя Московского. Обессиленная Литва не могла сопротивляться, когда в 1512–14 гг. великий князь Василий III последовательно совершил три похода, чтобы вернуть древний удел Мономаха. После третьего город был присоединен к Москве. Противостояние Москвы с Литвой, а затем – с Речью Посполитой окончательно закрепили за Смоленском статус стратегически важной крепости. Раскинувшийся на днепровских холмах город обладал столь мощными укреплениями, что без долгой осады взять его не удавалось никому. Недаром уже с конца XIV в. символом Смоленска стала пушка с сидящей на ней птицей Гамаюн Царь Федор Иоаннович в 1596 г. начал грандиозное строительство каменного смоленского Кремля, в ходе которого была сооружена гигантская (6,35 км) стена, высотой 13–19, а толщиной до 6 метров. Оборона стены (по протяженности третей в мире после Великой Китайской и Цареградской), обеспечивалась 38 башнями с многоярусным пушечным «боем». Освящение крепостных стен совершили в 1602 г., как раз накануне страшных испытаний Смутного времени.

http://sedmitza.ru/text/400707.html

Примечания к тексту издаваемых чтений из Пролога (январь – апрель) I. К житийным чтениям Пролога. Январь Надписание (по Прол. XII–XIII в.): мсць генварь рком просинец. Имат днии ла. днь имат чса и днощь дι. Месяца генваря в а обрезание Господа нашего Иссχса: память преподобнаго отца нашего Василия (я). Тпре глса а. В всю землю изиде глас твои, яко приимши слово твое, имже боголепно научил еси, иестьство сущих оуяснил еси и человецьскыи обычаи оукрасил еси, царскыя срете оума, моли Христа Бога, да спасет душа наша. Прокимен: Оуста моя възглаголют; стих.: оуслышите вси; апостол: братие, блюдитеся, егда кто в вас; другой: братие, тако нам подобает, – аллил.: праведник, другой: оуста пр.; еоуангелие: в онво взвратишася пастыр, – другой: рече Господь, аз есмь дврь; кан из уст младенец. Эти уставные церковно-богослужебные указания вполне согласны с тем, что на этот день назначается по Типикону великой Константинопольской церкви, относящемуся к IX и X вв. В последнем читаем: «Μν αννουριος μερς χει λ, μρα χει ρας , νξ ρας ιδ. α. Το Κυρου μν ησο Χριστου κταμερος τς κατ νμον περιτομς ατο. Τ ατ μρ το εν γοις πατρς μν Βασιλεου. Οτος μγας ρχιερες и пр., – сообщается несколько житийных сведений о св. Василии В., затем: Ες τυ εσοδον κα ες τν Ν» τροπριον κος α». Ες πασαν τν γν ξηλθεν φθγγος. Прокимен, апостол и евангелие, что ныне. Αλληλοιχος βαρς. Στμα δικαου λαλσει σοφαν. Κοινωνικν. Λτρωσιν πα στειλε Κριος. (Дмитриевский, Описание литург. рук., т. I, стр. 39). 1. Память Обрезанию Святому Господа нашего Иисуса Христа и празднование Нового Года. – Праздник обрезания Господня установлен не раньше IV в. Соединяя этот праздник с празднованием Нового Года (с IV–V в.), церковь имела в виду новолетие – дни январских календ, с которыми соединялись у язычников веселые и весьма неприличные празднества в честь Януса и Странии, – освятить священными воспоминаниями из жизни Христа Спасителя, а чтобы возвысить важность этих воспоминаний, – в противовес языческой распущенности, царившей на языческих пиршествах январских календ, – предписывала пост в день Нового года, что и соблюдалось в церкви до 9-го века. На этот день, кроме службы на праздник обрезания, полагалась и особая служба ad progibendum de idolis (моления об истреблении идолослужения). В календарях IV и V в., и преимущественно западных, значится уже праздник Обрезания Господня под 1 января. В древнейших славяно-русских месяцесловах, при Евангелиях Остромировом и Мстиславовом (XI–XII вв.), под 1 января значится: «Обрезание Га нашего. Иса Ха и пам. прпднаго. оца нашего Василия» (Изв. 2 отд. Акад. Н. т. 10, стр. 126). (См. Martigny. Diction, d. Antiqu. Chret., ed. 3 p. 315; F. X. Kraus, Real-Encyclopädie d. christl. Althert. 1881 г. стр. 491; ср. преосвящ. Димитрия, Месяцеслов Святых, 1896 г., вып. V, январь, стр. 8–13).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Часть 3. История Русской Палестины IX – начало XX в. Глава I. Святая Земля и Русь IX – XVI вв. I. Начало «Русской Палестины» Святая Земля, Палестина, область Восточного Средиземноморья, связанная с жизнью библейских пророков, старцев и проповедников, где проходила земная жизнь Спасителя, Божьей Матери, осуществляли подвижнические деяния апостолы, первые их последователи-христиане, а затем – монахи-пустынники, анахореты, а также строители общежительных обителей, наконец, первые паломники, начиная со св. царицы Елены и ее сына – св. императора Константина I Великого, утвердившего христианство в качестве государственной религии для всего пространства Византийской империи – средоточия, по представлениям современников, мировой цивилизации, – все это было тем глубоким фоном, на котором созидалось христианское строительство на Руси. Принятие христианства сначала частью дружины «росов», в заключение похода на Константино-поль в 861 г., о котором мы знаем по рассказу очевидца и участника событий – Константино-польского патриарха Фотия, а также из Хроники Продолжателя Феофана сер. X в.; затем крещение св. княгини Ольги, совершившей путешествие в Царьград и официально принятой во дворце императором Константином VII Багря-нородным, оставившим записки об этом приеме; наконец – Крещение Руси при св. князе Владимире в 988 г. – все это этапы приобщения русских людей к Православию, его истории, к Священному Писанию . Самые ранние дошедшие до нас древнерусские новозаветные памятники, такие как Остромирово Евангелие 1056–1057 г., Юрьевское, Мстиславово, Добрилово Евангелия, литургические тексты вводили русского читателя в пространство священ-ной истории, повествуя о Вифлееме и Рождестве Христовом, о Назарете – месте Благовещения Марии, где проживало Святое Семейство, о реке Иордан, в которой крестился Спаситель, о Десятиградии, Галилее, Самарии, городе Иерихоне и др., которые посещал Иисус Христос , наконец, о Иерусалиме – месте крестной казни и торжества Спасителя. Такие памятники, как «Изборник Святослава 1073 г.» и «Изборник Святослава 1076 г.», содержат толкования и разъяснения для читателя текстов, касающихся Святых мест Палестины, Синая, Египта, Ливана. 745

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010