Есть два мирных состояния души: одно есть следствие оскудения и иссушения естественных соков, а другое бывает по случаю отступления демонов. Первому сопутствуют смиренномудрие с сокрушением сердца, – слезы и безмерное желание Божественного; а за вторым следует тщеславие с гордостью, которое овладевает монахом, по удалении прочих бесов. Кто блюдет пределы первого состояния, тот скорее распознает нападения и козни демонские (авва Евагрий, 89, 586–587). Покаяние и смирение восставляют душу, милостыня же и кротость укрепляют ее (авва Евагрий, 89, 611). Сосуд избран душа чистая, нечистая же исполнится горестей (авва Евагрий. 89, 611). Душа есть субстанция живая, простая, бестелесная, невидимая для телесного зрения, также бессмертная и одаренная умом и разумом (авва Евагрий, 89, 034). Телесную красоту Бог заключил в пределах природы, но красота души, как несравненно лучшая телесного благообразия, свободна от такой необходимости и подчиненности, и вполне зависит от нас и от воли Божией (свт. Иоанн Златоуст , 44, 20). Источник. Если красота телесная так поражает и увлекает души многих, то когда она заблистает в душе, что может сравниться с такою красотою и благообразием? (свт. Иоанн Златоуст , 44, 22). Источник. ...Если бы возможно было увидеть красоту души телесными очами, ты посмеялся бы над всеми... примерами тел, – так слабо они представляют нам благолепие души! (свт. Иоанн Златоуст , 44, 23). Источник. Не только телесные, но и душевные раны, будучи оставлены без внимания, причиняют смерть. Между тем мы дошли до такого безумия, что о первых очень заботимся, а этими пренебрегаем (свт. Иоанн Златоуст , 44, 25). Источник. ...Смерть телесную сможет уничтожить воскресение, как скоро наступит оно, а погибели души ничто уже не вознаградит, за нею следует уже... необходимость вечно страдать (свт. Иоанн Златоуст , 44, 88). Источник. ...Пока душа вращается на земле, тело и чувства телесные облагают ее бесчисленными цепями, со всех сторон собирая страшную бурю преходящих удовольствий: и слух, и зрение, и осязание, и обоняние, и язык вносят в нее извне множество зол. Но когда она воспаряет и предается занятию духовными предметами, то заграждает вход греховным мечтаниям, не закрывая чувств, а направляя их деятельность на высоту (свт. Иоанн Златоуст , 44, 152).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Твои удары исполнены любви; Твои наказания пламенеют щедротами; по любви Своей, когда и наказываешь, имеешь в виду только пользу (прп. Ефрем Сирин , 33, 330). Источник. Жезлы наказания Твоего срезаны с древа милосердия Твоего; к чему ни коснется жезл Твой, везде удар его приносит великую пользу (прп. Ефрем Сирин , 33, 330). Источник. ...Твой удар поражает из любви, а не по злобе наказываешь Ты. Нашей пользы желаешь Ты, Господи, потому что всеми способами доказываешь милосердие Свое (прп. Ефрем Сирин , 33, 331). Источник. Нечестивый увлечен будет в такое место, где не слышно никакого хвалебного гласа (прп. Ефрем Сирин , 34, 44). Источник. ...В Божественных и в человеческих делах равно не подлежит осуждению, кто чего-нибудь не мог, но подвергается ответственности, кто не хотел (свт. Григорий Богослов , 14, 134). ...Наказание геенским огнем... угрожающее и уготовляемое только тем, которые живут подобно египтянам, т. е. живут худо, и не поклоняются простертию рук Христовых (свт. Григорий Нисский , 18, 285). Источник. ...Бог и угрожает нам наказаниями, и часто посылает их – не для того, чтобы отомстить за Себя, но чтобы нас привлечь к Себе (свт. Иоанн Златоуст , 44, 5). Источник. Бог не за Себя мстит тем, которые согрешили против Него; ибо никакой вред не достигает до существа Его; но при этом имеет в виду нашу пользу, и то, чтобы мы не увеличивали своего развращения, продолжая оказывать Ему пренебрежение... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 5). Источник. ...Божество бесстрастно, и наказывает ли, поражает ли, делает это не с гневом, но по промышлению и великому человеколюбию, надлежит иметь крепкое дерзновение и уповать на силу покаяния (свт. Иоанн Златоуст , 44, 5). Христос никогда не осуждал на наказание тех, которые не имеют дарований, но всегда тех, которые не оказывают праведной жизни (свт. Иоанн Златоуст , 44, 327). Источник. ...Почему, скажешь, одни наказываются здесь, другие там, а не все здесь?.. Потому что, если бы так было, мы все погибли бы; так как все мы подлежим наказанию. С другой стороны, если бы никто не наказывался здесь, очень многие сделались бы еще небрежнее, а многие сказали бы, что нет и Провидения; ибо если и теперь так многие богохульствуют, хотя и видят, что многие из порочных наказываются, то чего они не сказали бы, если бы и этого не было? До какого зла не дошли бы тогда? Посему Бог одних здесь наказывает, а других не наказывает... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 822). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Пс.44:2:10 . «Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе... Дочери царей между почётными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте». Объяснение. Соломон жил и умер; престол его не вечен; а нынче у Иудеев и совсем нет Царского престола; следовательно, песнь сия о царе, не о Соломоне, а о Сыне Божием, престол Которого вовек: Пс.44:7–12 . Царство Его не от мира сего: Ин.18:30 . Он царствует одесную престола величия на высоте: Евр.1:3 . Здесь-то одесную Его стала и Царица, Пресвятая Дева, и потому Она есть Царица Небесная; ст.10. О почитании Её и пророчествует Давид: Пс.44:13–18 ; ср. Лк.1:48–50 . Иер. 7: 18:44:17–19:25 . «Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам, чтоб огорчать Меня». Объяснение. Здесь говорится о чествовании языческой «богини неба» Астарты, заимствованной израильтянами от язычников: Суд.2:13 ; 3Цар.11:5 ; 4Цар.23:7 . Божия Матерь никогда не называется «богиней», а называется «Царицей Небесной». Пс.44:10 . Кроме того, чествование языческой богини неба происходило уже тогда, когда христианской Царицы Небесной ещё не было (повествующий о богине неба прор. Иеремия жил в ветхом завете). О молитвенном ходатайстве Пресвятой Богородицы Лк.2:19 . «А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своём». Объяснение. Дважды об этом говорил евангелист: Лк.2:51 , указывая тем, откуда он почерпал знание о евангельских событиях, т.е. от Пресвятой Матери Божией, которая была с самого начала «очевидицею»: Лк.1:2 , и ходатаицей пред Господом: Ин.2:1–11 ; поэтому правосл. христиане и прибегают к Ней с молитвою о ходатайстве пред Сыном Её: Откр.12:1 . Ин.2:3–5 . «И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? Ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте». Объяснение. Отсюда видно, что Божия Матерь явилась в первый раз ходатаицей за немощный и бедствующий род людской, отсюда и основание для обращения к Богоматери с мольбою о ходатайстве перед Сыном, ибо о Ней сказано: Пс.44:10–14:18 ; Лк.1:48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Золото и по природе своей имеет великий блеск; а когда оно получает еще блеск от огня, то зрелище бывает еще величественнее и поразительнее. Если так бывает с веществом, то, когда это произойдет с золотою душою , тогда будет зрелище вожделенное не только для людей, но и для Ангелов (свт. Иоанн Златоуст , 44, 289). ...Украшающая свою душу имеет любителем красоты ее Бога... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 289). Познание о Бог сокрыл от нас для того, чтобы сильнее заградить нам уста, удержать нас и заставить оставаться внизу, а не любопытствовать и не исследовать того, что выше нас (свт. Иоанн Златоуст , 44, 539). Как сухая земля, никем не поливаемая, изобилует тернием и волчцами, а возделываемая руками земледельцев цветет, красуется и приносит много плодов, так и душа, орошаемая Божественными вещаниями, цветет, красуется и приносит обильные плоды духа, а оставленная в засухе и пренебрежении и редко получающая такое орошение пустеет, зарастает травою и производит множество терния греховного (свт. Иоанн Златоуст , 44, 614). Душа благоразумная видит, что должно делать, не имея нужды во многих пособиях, а неразумная и бесчувственная, хотя бы имела множество руководителей, предавшись страстям, остается слепою (свт. Иоанн Златоуст , 44, 634). Пусть благоухает душа твоя духовным благовонием, чтобы тебе приносить величайшую пользу и себе самому, и живущим с тобою (свт. Иоанн Златоуст , 44, 790). Источник. Ничего так не принимает и не любит Бог, как душу кроткую, смиренномудрую и благодарную (свт. Иоанн Златоуст , 45, 339). Источник. Как чувственный огонь, приняв мягкую глину, делает ее твердою черепицею, так точно и огонь Духа, объяв благомыслящую душу, хотя бы нашел ее мягче глины, делает ее тверже железа, и того, кто незадолго был осквернен нечистотою греховною, вдруг являет светлейшим солнца (свт. Иоанн Златоуст , 45, 515). Смерть души – нечестие и беззаконная жизнь. Следовательно, и жизнь души – служение Богу и приличные тому нравы; нравы же святые и приличествующие служению Богу образует и удивительным образом сберегает в наших душах молитва (свт. Иоанн Златоуст , 45, 832). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Комариная мýка опять в полном разгаре. 22.5.44. Год, как я в партизанах. Ночью ходили в Окитаны по хлеб. Иван Гав[рильчик] около Печек наскочил на засаду. Чуть не окружили, бросил гранату – ушёл. Я с П[етром] П[исчиком] и Никоном был в Панкратов[ичах]. Там жандармы. 25.5.44. Среда. Вчера нашёл некоего Семенца из Дворищ. Бывший партизан из отряда Котовского 108. Говорит, что если его довести до Бельчи , то дальше он берется перевести через фронт. Назначил ему на сегодня свидание, да что-то его нет. 26.5.44. Четверг. Сегодня делаю ещё одну попытку найти людей, знающих местность на теперешней линии фронта. Семенец и Пшеничный были. Идти согласны. Если проводников не найдём, то до Бельча поведет Григорий Л. Только я что-то больше верю в дорогу через Пущу, а не по лугу. Вчера днем мои хлопцы взяли под видом немцев 3-х коров в Подушках . Володя был, Никон, а верней, «господин переводчик». Один хлопчик их узнал, ему сказали молчать. 28.5.44. Суббота. Вернулись Никон и группа Михаила. В Заречье они поймали и уничтожили Парахневича Андреана Никаноровича, 1902 года рождения, деревня Мармоль, Жлобинского района, БССР. Указали на него Андреевич и И.Н. из Заб[олотья], когда у него Никон брал немецкие документы, он их вырвал и кинулся бежать. При побеге и был убит. Документы оказались пропусками для хождения по деревням и в комендатуру в Щедрине. В окружающих деревнях немцы забрали детей от 4 до 14 лет для взятия крови . Мы перешли на новое место. Немцы прочёсывали лес шириной от Брусово до Маховища. 29.5.44. Воск[ресенье]. Хотел отправить Никона, Макария и некоего Романа на разведку за фронт, да ничего не вышло. Роман не пришёл. 30.5.44. Понедельник. С рассвета немцы начали на лугу «кота гонять». [Мы] отошли под Полянки. Около буданов поставили три мины (немецкие авто). Выстрелов с луга слышно мало. Было два взрыва, один по направлению наших буданов, но, кажется, дальше. На наше место отдыха наскочила дикая коза. Рога, как у оленя. Упорников с группой где-то около зимних буданов. Оттуда слышали 2 выстрела. Сидим в болоте под Панкратовичами. Дважды уходили от н[емцев] и дважды нас находили, в самых тайных уголках. Второй раз подошли на 30 метров. При отходе (бегстве) отделилась ещё половина. Очень о них беспокоюсь. Но особой стрельбы по ним не слышно. Н[емцев] очень много –и пешие, и конные. П.И.Сухотский бесподобен. Водит как бог. Можно сказать, спас нас он.

http://pravoslavie.ru/61410.html

В эту интерпретацию иногда вносят единственную поправку, что таково было общехристианское убеждение позднейшей истории 236 , но в результате все равно, исходит ли данный принцип от одного или нескольких лиц. Что до его прочности, то она очень не высокой пробы. Факты подобного рода встречаются у Луки, – только они не имеют у него указанной теоретической крайности. Аргумент сему в том, что тожественные или аналогичные примеры отмечаются всеми синоптиками (Лk. V, 1 – 11 ср. Mф. IV, 18 – 22 и Мрк. I, 16 – 20; Лk. IV, 27 – 28 ср. Мф, IX, 9 и Мрк. II;14. Лk. XVIII, 25 ср. Mф. XIX, 24 и Мрк, X, 25), и этих случаев ничуть не меньше, чем исключительно свойственных третьему Евангелисту, который опускает немало элементов этой категории, упоминаемых двумя первыми синоптиками (см. Мф. III, 4 и Мрк. 1, 6; Мф. ХШ, 22 и Мрк. IV, 19; Mф. XIX, 29 и Мрк. X, 29), и принимает эпизоды совсем обратного характера Выходит на поверку, что эвионизм чуть ли не больше опровергается евангельским текстом. Значит, гипотеза фальшива и не соответствует предмету 237 . В конце всего получается, что у Луки нет посторонних тенденций 238 , и он не усвояет Евангельской истории особой знаменательности – сверх той, какая заключалась в ней реально. А это суть божественные дела с неотлучною от них убедительностью, которую только и должно в целости воспроизводить описание. Задачею последнего может быть лишь стремление приобщить читателей к подлинному источнику христианской спасительности для беспрепятственного пользования им. Тут Евангельская историография совпадает с благовестнической катехетикой и одинаково направляется к тому, чтобы обеспечить среди людей живое влияние «извествованным вещам» пропорционально их собственной важности и внутренней энергии, – только «символ» оглашения теперь обосновывается с научно – объективною подробностью. Этим самым Ближайшее предназначение третьего Евангелия сводится к размерам реальной значимости самого исторического факта. Так наперед устраняется всякое индивидуальное приурочение рассказа к интересам одного лица.

http://predanie.ru/book/219258-sv-aposto...

1581 И за это, конечно, большое спасибо! Когда нельзя бывает, вслед­ствие различных приводимых начальством лютеранского кладбища при­чин и мотивов, воспользоваться лютеранскою часовнею, бывает еще печальнее и грустнее. Приведем для иллюстрации, имевший не так давно место в Берлине, факт. Умирает в отеле один русский путешествен­ник хорошей и известной фамилии. Конечно, как и всегда в подобных случаях, из отеля дают знать русскому Протоиерею с просьбою распо­рядиться взятием покойника и погребением. В лютеранскую часовню, по­чему-то на этот именно раз, поставить покойника оказалось невозмож­ным. Как быть? благодаря личному знакомству с владельцем известной Берлинской клиники, проф. Бергманом, о. Протоиерей выпросил у него доз­воление поставить покойника в предназначенную для того палату («мертвец­кую»). Но отпевать в мертвецкой оказалось потом невозможным, так как туда скоро поставили несколько других гробов с покойниками, умер­шими от весьма заразительных болезней. Положение было весьма затруд­нительное, из которого вывел только гробовщик, дозволивший совер­шить отпевание в своем магазине... Грустно! 1582 «Для осуществления своих целей Братство пользуется как всякого рода пожертвованиями, так и определенными членскими взносами, по званию: Почетного члена в 500 мрк. единовременно Пожизненного члена в 200 мрк. единовременно Действительного в 20 мрк. единовременно Члена – Благотворителя в 10 мрк. ежегодно Члена-Соревнователя в 3 мрк. ежегодно Лица, содействующие Братству своими трудами и деятельностью, по­лучают звание Членов – Сотрудников. Почетным председателем общих собраний постоит Императорский Российский посол в Берлине, граф Н.А. Шувалов; председателем Совета Братства – граф Μ. Н. Муравьев; вице – председателем – граф А. В. Голенищев – Кутузов; председателем ревизионной комиссии – д. с. с. А. А. Куманин; секретарем – генеральный консул Д. В. Казаринов; казначеем – протоиерей А. П. Мальцев. Ежегодные отчеты (братский год считается с 1 (13) янв.) печатаются и обязательно рассылаются каждому члену или жертвователю, а равно и каждому, желающему ознакомиться с деятельностью Братства, для чего благоволят обращаться в Берлин, к Члену Совета Братства, протои­ерею Алексею Петровичу Мальцеву (Herr Propst A.Maltzew Berlin NW. 40, Kronprinzenufer 30 IV ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С другой стороны, несовершенства этих «начинаний» не давали гарантии на успех дальнейшей работы, если – кроме их – не будет для нее более надежного руководства. Усвояя себе несомненные преимущества, третий синоптик тем самым внушает , что у него самого были лучшие пособия. О характере последних можно догадываться по контрасту с предшествующими воспроизведениями. О них справедливо думать, что они покоились на воспоминаниях о слышанном, как и глагол νατξασθαι значит «восстановлять упорядоченно по памяти» 95 . И коль скоро это средство оказалось недостаточным, – мы обязаны допустить, что продолжатель обладал прочными образцами в письменных документах. Вот второй источник, присутствие которого в самом труде довольно ощутительно и неоспоримо. Это ясно по самому стилю, обнаруживающему иногда слишком резкие колебания, раз классически-правильный «пролог» сменяется сильно евраизированными отрывками первых двух глав. Подобное явление встречается и в других случаях, заставляя предполагать, что стилистическая свобода Луки была связана вполне выработанным текстом, для которого допустимы были лишь легкие корректуры. Так нужно думать по двум наблюдениям, что 1) евраистические шероховатости попадаются преимущественно в репродуктивных частях, где требовалась собственно точность воспроизведения, но 2) даже и в этих – параллельных Матвею и Марку – отделах ср. IV, 38 – 41 и Мрк. I, 29–34; Мф. 40;III, 14 – 17. V, 12 – 16 и Мрк. I, 40– 46; Mф. VIII, 1 – 4. V, 17 – 26 и Мрк. II, 1–12; Mф. IX, 1 – 8. IX, 10 – 17 и Мрк. VI, 30 – 44; Mф. XIV, 13–21. IX, 38 – 40 и Мрк. IX, 17 – 18; Mф. XVII, 15–16 и мн. др.) обнаруживается стилистическое превосходство, свойственное авторскому перу третьего Евангелиста (см. ν μσψ , σ λγος το θεο , δχονται и φσταν αι в VIII, 14 – 15 по сравнению с Мф. и επεν τρ ατος , πστατα , δομα σου , ξελθε π , κανς , δετο αυτν , σν , πστρεφε , παρ τος πδας , παρα ρμα и пр. вместо Марковых λγει ατος , δ δσκαλε , δρκζω σε , ξελθεν _#954;, μγας , παρεκλες ατδν , μετ , τα ε , πρς τος πδας etc.).

http://predanie.ru/book/219258-sv-aposto...

Все в вере и от веры. Если таковой нет, – зерно погибает, при ее слабости и второстепенном значении- злак скоро засыхает и подавляется, но совершенно ее дает сторичный плод (VIII, 5 – 15). Неверующие не спасутся (VIII, 12), зато каждому обладателю ее Христос неизменно и властно говорит (VII, 50. VIII, 48. XVII, 19. XVIII, 42): вера твоя спасе т я, Мы видим теперь, что у Луки в процессе спасения всецело господствует благостная вера, как и термин, πστις встречается у него 11 – 15 раз, чаще других Евангелистов (у Мф. 8, у Мрк. 5, у Ин. нет). В согласии с нею даются и практические наставления. При немощности и недостаточности необходимо испрашивать верховную помощь по снисхождению к нуждающейся слабости. Поэтому у третьего синоптика особенно внушается неотложность взывающей и уповающей молитвы как прямыми заповедями (XI, 5 сл., 9 сл. XVIII, 1 – 8, 11 – 13. XXI, 36. XXII, 32, 40), так и примером самого Христа, о молениях которого Лука сообщает семь новых случаев по сравнению с другими uзbecmuямu(III, 21. V, 16. VI, 12. IX, 18, 29. XI, 1. XXIII, (34), 46). Для успешности -эти воззвания непременно должны связываться с покаянной настроенностью, которая потребна в качестве почвы для приложения милости Божией чрез отпущение грехов и для благодатного освящения бренной природы человеческой от Св. Духа. Соответственно преобладанию этих понятий – и в вокабуляре Луки мы находим больше примеров употребления слов такого содержания: 5 (Лk. III, 3, 8. V, 32. XV, 7. XXIV, 47) 6 μετνοια (у Mф. 2: III, 8, 11, у Мрк. 1: I, 4, у Ин. нет); 6 (Лk. I, 50, 54, 58, 72, 78– X, 37) λεος (еще только у Mф. 3: IX, 13. XII, 15. XXII, 23, а у Мрк., Ин. и в Деян. не имеется); 3 (Лk. 1, 77. III, 3. XXIV, 47) 5 (Дeяh. II, 38. V, 31. X, 43. XIII, 38. XXVI, 18) ψεσις μαρτιν (у Mф. 1: XXI, 28, у Мрк. 2: I, 4. III, 29, у Ин. не находится; Πνεμα γιον 12 (13) 41 (у Мф. 5, у Мрк. и Ин, по 4 ре). При этом немыслимо и рассчитывать на вознаграждения, когда все зависит от верховного сострадания по благодати (χρις у Лк. 8 17, у Ин. 3, у Мф.

http://predanie.ru/book/219258-sv-aposto...

В. Тихонравова, не раз уступал бесплатно зал для концертов в пользу Брат­ства; директор одного из Берл. театров, Лаутеибург, передал Братству сбор с утреннего представления – 1000 мрк. и переплату 449 мрк. 40 пф.; представитель­ница одного большого торгового дома в Берлине, г-жа Лион, сверх пожертвования Братству 200 мрк., давала работу лицам, рекомендованным Братством и т. д. Про­езжавшие чрез Берлин наши, а благодаря их посред­ству, и некоторые берлинские артисты всегда с готовностью принимали участие в организуемых в пользу Братства концертах и еще недавно наш знаменитый соотечествен­ник А.Г. Рубинштейн препроводил в Братство 2000 мрк. из суммы, собранной за концерт, данный им в Бер­лине. Общее число членов Братства с 388 чел., которые оно насчитывало в первый год своего существования, возросло теперь до 650 чел. 1582 —563— Заботясь о расширении средств, Братство в лице чле­нов своего Совета, а так же и путем рассуждений на общих собраниях, мудро руководимых их председате­лем, графом П.А. Шуваловым, изыскивает и наибо­лее целесообразные меры для осуществления при помощи этих средств намеченных им целей. То обстоятельство, что, находясь в Берлине, где среди русских всегда много представителей самых разнообразных специальностей (ме­дики, юристы, финансисты, коммерсанты и т. д.), оно мо­жет выслушивать на своих собраниях по тому или дру­гому вопросу самые разнообразные суждения, – это обстоя­тельство обогащает его протоколы проектами многих, весьма полезных мероприятий. Из таких проектов мы отметим здесь лишь три следующие: а.) проект устроить собственную, хотя бы и небольшую клинику, а до устроения ее приобрести себе право на замещение в какой-либо из Берлинских клиник нескольких кроватей для боль­ных, обращающихся в Братство; б) проект завести в Берлине русское справочное бюро для приезжающих, по возможности по всем отраслям знания и специальностям, и при нем – библиотеку с читальною залою; в) наконец, – последний проект, начавший уже, впрочем, переходить в действительность, – издать справочную книжку для рус­ских путешественников за границею, которая бы содер­жала в себе сведения календарные, медицинские, финан­совые, путеводители, указатели и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010