Иаков Зеведеев в Евангелии Иоанна прямо не упоминается (но в Ин.21:2 : «сыновья Зеведеевы»), у синоптиков же всегда называется вместе с братом своим Иоанном, так что никаких черт, характеризующих его в отдельности, здесь нет. По-видимому, Иаков был старший из сыновей, так как при перечислении апостолов он всегда ( Мф.10:2 ; Мк.3:17 ; Лк.6:14 ), а в других местах по большей части ( Мк.1:19, 29, 5:37, 9:2. 10:35, 41, 13:3, 14:33 и др.) упоминается раньше Иоанна. Господь, призвав обоих братьев, оценил их ревность прозванием «сыны грома» (Boanerges ­ bene regesch по-арамейски). Едва ли можно относить это наименование к красноречию сынов Зеведеевых, как думали некоторые древние толкователи, и еще менее можно принять мысль Гурлитта («Syudien und Kritiken» 1829, 715), будто в нем скрывается порицательный смысл, ибо Лк.9:54 дает понять только то, что в пылкости характера заключалась и нем и опасность для них, а просьба первых мест в царстве Христовом завершилась торжественным заявлением готовности на страдания вместе с Господом ( Мф.20:20–23 . Мк.10:32–40 ). Вследствие выдающейся своей ревности оба брата и Апостол Петр пользовались особою близостью к Господу Спасителю, были при воскрешении дочери Иаира ( Мрк.5:37 . Лк.8:51 ) и преображении ( Мк.9:2 . Лк.9:28 ), а равно только они трое были свидетелями и моления о чаше. По вознесении Господа Апостол Иаков выделяется лишь в повествовали об его мученической кончине при Ироде Агриипе I (см. «Энц.» I), когда он был усечен мечем ( Деян.12:1–2 ). Никаких подробностей Деяния апостолов не сообщают, а Климент Ал. передает, якобы человек, приведший Иакова в суд, был так глубоко тронут непоколебимостью его веры, что объявил себя христианином; тогда их обоих повели на казнь, причем новообращенный попросил прощения у Апостола и вместе с последним был усечен мечом. Предание испанской церкви (у Компостеллы) о проповеди Иакова в Испании стоит в противоречии с сообщенными в Новом Завете фактами. Смерть Иакова относится к 44 г. Память его празднуется 30-го апреля.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Но также справедливо, что раз у человека правильно поставлено отношение к ближним, раз он живейше связан с избранным делом, раз в нем есть способность самонаблюдения; все эти стихийности удобопреоборимы, отпадают без больших даже усилий и, что здесь главное, тягость их чувствуется при последовательном проведении того же самого закона благожелания. Так что пока речь идет собственно о нравственно должном и под Христов путь нравственного преуспеяния не подкладываются явления, имеющие место на ином пути; совершенствование внутреннего христианина по существу дела могло бы замыкаться 7-й заповедью. Конечно, это отнюдь не затрагивает всеобходимости 8-й, а только расчищает дорогу более точному ее пониманию. Разве только для учения о любви рассеяно в Евангелии столько комментариев, сколько их дано для выяснения предпоследнего блаженства. Правда веры (например Лук. 7:50 ; Мф. 17:20 ), мышления ( Мф. 12:2–8, 25 пар. 23:19–22), расчетов ( Лк. 14:28–32 ), предведения ( Лук. 13:57 ), направления ( Лук. 10:55 ) самонаблюдения ( Мф. 7:3 сл.), чувств ( Лук. 21:3–4; 10:33; 13:16 ), намерений ( Мф. 15:8; 22:18 ), расположений ( Мф. 7:17 дал.), целей ( Мф. 6:1–6 ), надежд (Мф. 13:44, 8; Лук. 12:18 сл.), обязанностей ( Лук. 12:35–48 ), средств (Мф. 6:27), действий ( Мф. 25:21 дал.; Иоан. 18:23 ), слов ( Мф. 12:36 ), руководительства ( Мф. 23:2–4 ), суда (Иоан, 7:24), отношения к земным благам ( Мрк. 8:36 . Мф. 6:34), к телу и душе ( Лук. 12:4 сл.). к личному достоинству своему (Мф. 6:26; Лук. 15:18; 18:10 дал.), других ( Лук. 19:9 ; Мф. 21:29 дал.), к свободе ( Иоан. 8:31 сл,), к Богу ( Мф. 22:37 ), служению Ему ( Иоан. 4:24 ; Мф. 6:24). При свете этих и подобных комментариев, множество которых мною наверное не замечено, я обязан, хотя бы и не сумел, составить надлежащее понятие о сущности христианской правдивости по учению Спасителя. Что само по себе и объективно она заключается в правильности, смысл которой по разности случаев изменяется только в подробностях, это легко усматривать из процитованных мест.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Совершенно тщетны, поэтому, усилия отрицательной критики доказать, что Иисус Христос никогда не изображал Себя в качестве Судии, что относящееся ко Христу „κρνειν“, как видно из некоторых мест Св. Писания ( Мф.12:27, 41 ; ср. Мф.10:32 ; Мрк.8:38 ), с полным правом можно понимать не в смысле акта суда, а в смысле свидетельства, судебного показания 43 . Если подобная мысль и присуща некоторым местам Св. Писания (особенно Мф.10:32 ), то из других мест евангелия ( Мф.13:37–43 ; Мф.25:19 ; Мф.28:30–46 ; Мрк.10:29–30 ; Лк.18:1–8 ; Лк.19:15, 22–24 ; Лк.22:24–30 ) достаточно ясно видно, что Иисус Христос решительно делает Себя Самого центром будущего суда и от такого или иного отношения к себе ставит в зависимость будущий жребий подсудимых. Несостоятельны ссылки и на те места Св. Писания, где, по словам Самого Христа, не Он, а возвещенное Им слово ( Ин.12:47–48 ), или посланный Им Дух Святый ( Ин.16:8–11 ) имеют судить мир. В этих и подобных местах речь идет не о самом суде, как факте, а о тех критериях, на основании которых будет произведен последний суд над человечеством. Такими критериями являются с одной стороны проповедь о Христе (историческая парусия), с другой – отношение к ней человека, который или отвергает ее или принимает. В последнем случае человек получает и дары Святаго Духа (духовная парусия), которые обнаруживаются в его жизни делами любви ( Мф.25:35 и д.). Самый же акт суда остается делом Иисуса Христа, воздающего каждому должное. Иначе, конечно, и быть не может. Судящая деятельность Христа есть необходимое следствие Его царского положения, которое в том именно и обнаруживается, что членов Своего царства Он собирает к Себе, т. е. – что составляет обратную сторону – отделяет их от безбожников. Последний суд, таким образом, есть необходимый спутник парусии, без которого осталась бы недостигнутой её цель – завершение царства Божия 44 , а Иисус Христос – Царь есть активный орган этого суда. И замечательно то, что даже в евангелии Иоанна Христос неоднократно приписывает себе лично власть суда ( Ин.5:22 ; Ин.5:25–30 ) и вообще активное положение при втором пришествии ( Ин.6:39–40 ; Ин.6:54 ). Правда, в этом евангелии мы не находим таких конкретных изображений паки-пришествия Христа, как у синоптиков. Ев. Иоанн чаще говорит о духовной парусии, но все это достаточно объясняется тем особенным характером евангелия Иоанна, в силу которого оно получило название „духовного евангелия“ (εαγγλιον πνευματικν). Существенного же различия в возрении евангелиста на славную парусию Христа отыскать нельзя 45 , лучшим доказательством чего может служить изображение парусии, данное этим же евангелистом в Апокалипсисе 46 . Многие черты этого изображения понятны только при сопоставлении с синоптиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

— Отныне будь отцом и игуменом для братии, тобою же собранной в новой обители Живоначальной Троицы! Так он посвятил преподобного Сергия сначала в иеродиакона, затем рукоположил в иеромонаха; с величайшим благоговением, весь исполненный страха и умиления совершал Сергий первую литургию, после коей и был поставлен во игумена. Афанасий долго беседовал с новопоставленным игуменом и сказал ему: — Чадо, теперь ты воспринял великий сан священничества, знай же, что тебе подобает по заповеди великого Апостола «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать» (Рим.15:1); помни слово его: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6:2). После сего святитель Афанасий, облобызав и благословив преподобного, отпустил его с миром в обитель Пресвятой Троицы. С ликованием встретили своего первого игумена пустынножители, они вышли навстречу своему наставнику и отцу и с сыновней любовью поклонились ему. Радовался и игумен, видя своих духовных чад. Придя в церковь, он обратился к Господу с усердной молитвою и просил, чтобы бог благословил его, послал ему всесильную помощь в новом, трудном служении. Помолившись, преподобный обратился к братии с словом поучения, побуждал иноков не ослабевать в подвигах, просил у них содействия себе и в первый раз преподал им свое игуменское благословение. Просто и немногословно было его наставление, но своей ясностью и убедительностью оно навсегда укоренилось в сердцах людей. Впрочем, преподобный не столько действовал словом, сколько самой своею жизнью показывал всем добрый пример. Став игуменом, он не только не изменил своей прежней строгости, но еще с большею ревностью стал исполнять все правила монашеские; постоянно носил он в сердце своем слова Спасителя: «кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мрк.10:44). Ежедневно совершал он Божественную литургию, всегда сам приготовлял просфоры; молол для них собственноручно пшеницу и исполнял всякие другие работы. Особенно любимым трудом преподобного было печение просфор, до сего дела никого другого он не допускал, хотя многие из братии и желали бы взять на себя сей труд. Первым он приходил в церковь, где стоял прямо, никогда не позволял себе ни прислониться к стене, ни сесть; последним уходил из храма Божия; неусыпно и с любовью поучал он братию, убеждал ее следовать стопам великих подвижников Божиих, жития коих он часто рассказывал своим духовным чадам. Так ревностно пас он свое словесное стадо, наставляя его на путь спасения и молитвою прогоняя от него мысленных волков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Что касается «созидания» различного рода «чинов», проектируемых А. В. Карташевым , то я в принципе до известной степени с ним, пожалуй, более или менее согласен. Но только речь о них к настоящему случаю не подходит... Живут среди нас, скажем, иноверцы. Ведут себя добропорядочно, не обижают других, уважают их, помогают друг другу... Не принимают христианства, быть может, потому, что миссионеры не убедили их, как следовало бы, в несравненной высоте Христова учения... Но к христианству эти иноверцы относятся с уважением, не издеваются над ним... Они умирают... Здесь, конечно, могла бы возникнуть мысль у тех или иных людей о «создании» чина в роде проектируемого А. В. Карташевым . Почему бы не помолиться особым чином и о «слепцах духовных»..? О «врагах» наших излишне уже и говорить ввиду Мф. 5:44 ... Все это так... Но только, – повторяю, – к настоящему случаю с Толстым все подобные рассуждения, предположения..., подсказываемые тому или иному человеку самыми добрыми его чувствами, касательства не имеют и не могут иметь. Господь сказал: «Всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам» ( Мф. 12:31 )... «Если... кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф. 12:32 ). «Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили» ( Мк. 3:28 ). «Но кто будет хулить Духа Святого, – тому не будет прощения вовек; но подлежит он вечному осуждению» ( Мк. 3:29 ; ср. Лк. 12:10 )... Апостол Иоанн Богослов говорит: «если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть, согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» ( 1Ин. 5:16 )... Не новые какие-либо «чины»... невольно приходят в голову, когда думаю о графе Толстом, а только что приведенные слова из Священного Писания ... «Хула на Духа Святого»... «Милосердия не бывает, – говорит св. Иларий, – когда Бог отрицается во Христе»... «Дух Святый вам», т. е., фарисеям, «известен, – говорит св. Иоанн Златоуст , толкуя слова Господни, – а вы не стыдитесь отвергать очевидную истину»... По словам св. Афанасия Великого , те, кто «хулят Духа Святого, т. е. божество Христово, и говорят, что силою Веельзевула Он изгоняет бесов, тем не простится»... «Фарисеи вооружились против яснейшего откровения божественного Св. Духа, – рассуждает еп. Михаил, – как Он», т. е., Св. Дух, «являл Себя во Христе изгнанием бесов», и оказались «в открытой вражде против сего Духа до такой степени, что видимые действия Его приписывали... сатане»... (см. «Творения св... И. Златоуста в русск. перводе.» – изд. СПБ. Д. Акад., т. 7, СПБ. 1901 г., – толков. на св. Ев. Мф.; см. «Толковое Евангелие» еп. Михаила, – кн. 1-я: толков. Ев. Мф.; кн. 2-я: толков. Ев. Мрк. и Лук...; см. «Толковую Библию » – при журн. «Странник», – т. 8-й, – СПБ. 1911 г.: «Ев. от Мф.» и мн. др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Иуда Предатель Иуда Предатель . Обычное наименование Иуды Предателя в синоптических Евангелиях: „Иуда Искариот» ( οδας σκαριτης: Мф. 10, 4 . Мрк. 3, 19 . Лк. 6, 16 ), а в четвертом Евангелии (6, 71. 12, 4. 13, 2. 26) более полно: „Иуда Симонов Искариот“ ( οδας Ζμωνος σχαριτης). „Искариот“ – σκαριτης есть форма грецизированная, которой соответствует семитическая форма: σκαριθ (по лучшим кодексам у Мрк. 3, 19. 14, 10 . Лк. 6, 16 ; в D: Ζκαριθ). Как показывает самое наименование и древняя глосса: π Καριτου – „от Кариота“, – „Искариот“ означает: „муж (гражданин) из Кариота“, – города в Иудее, в колене Иудовом (теперешний находящийся в развалинах el-Karjemen, к югу от Хеврона). Следовательно, среди Апостолов Иуда Искариот был единственным Апостолом, происходящим не из Галилеи, а из Иудеи. Наименование „Симонов» указывает, что Иуда был сын Симона, или же носил имя своего отца, в качестве второго имени, что среди иудеев того времени было, как известно, довольно обычно. Во всех перечислениях Апостолов Иуда Искариот занимает последнее место ( Мф. 10, 4 . Мрк. 3, 19 . Лк. 6, 16 ), при чем выразительно указывается на его предательство ( Мф. 10, 4 . Мрк. 3, 19 : „иже и предаде его“. Лк. 6, 16 : „иже и бысть предатель“). Поставляется Иуда попарно то с Симоном Кананитом (Мф. Мрк.), то с Иудою Иаковлевым (Лк.). Быть может, более первоначально его поставление у Матфея и Марка: зилотизм сближал его с Симоном Кананитом. Избрание Иуды ни чем не отличалось от избрания прочих Апостолов (ср. Деян. 1, 17 ). Он был избран Самим Господом для проповеди Евангелия за свою одушевленную веру в грядущее мессианское царство и, подобно другим Апостолам, благовествовал, исцелял болезни, воскрешал мертвых, изгонял бесов (ср. Мо. гл. 10. Мрк. 6, 12–13 . Лк. 10, 17 ). Что выделяло Иуд) из среды других Апостолов, – это его экономические способности, почему он был, так сказать, казначеем небольшой Христовой общины, имея ковчежец и нося вметаемое в него ( Ин. 12, 6 ) добровольными жертвователями, верными последователями Христа Спасителя ( Лк. 8, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

и Мрк. не встречается). Естественно, что Матфеевы выражения: «аще любите любящих вас, кую мзду ( τνα μισθν) имате?» (V, 46), «будите убо вы совершени ( τλειοι), якоже Отец ваш небесный совершен ( τλειος) есть» (V, 43) изменяются у Луки, получая такую фразировку: «и аще любите любящия вы, какая вам благодать ( ποα... χρις ) есть?» (VI, 32), «будите убо милосерди ( οκτρμονες), якоже и Отец ваш милосерд ( οκτρμων) есть» (VI, 36). Тут все условливается благодатью Господней, – и чем она незаслуженнее и неожиданнее, тем глубже ответная благодарность, тем громче и искреннее ее проявления, Неудивительно, что третье Евангелие полно хвалы и благодарения Всевышнему в трогательных гимнах Ангелов (II, 14), Приснодевы (1, 46–55), Захарии (I, 68 – 79), Симеона (II,29 – 32). Здесь всюду раздается слава ( δοξζειν τν θεν: 11, 20. V, 25, 26.VII,16. XIII, 13. XVII, 15. XVIII, 43; ср. Mф. IX, 8 . Мрк. 11, 12 ) славословий ( ανεν τν θεν: II, 13, 20. XIX, 37. XXIV, 53 (?). Дeяh. II, 47 . HI, 8, 9; α νον διδναι Лk. XVIII, 43 ) и неумолчных благословений ( ελλογεν τν θεν: I,64. II, 28. XXIV, 53 (?) и еще лишь Uak. III, 9 ) Богу благодеющему. У Луки все сияет радостью: ( χαρειν: у Л к. 127, у Мф. 7 , у Мрк. 1 , у Ин. 9 ; χαρ: у Лк. 8 4, у Мф. 6 , у Мрк. 1 ,у Ин. 9 ), – и повествование, открывающееся молитвой по обязательному чину, заканчивается упоминанием о всегдашнем пребывании в храме благодарно славословящих учеников (XXIV, 53 κα σαν διαπαντς ν τ ερ ανοντες κα ελογοντες τν θεν). Эти детали оживляют общую картину и наглядно оттеняют, что для Луки христианство есть по преимуществу благодать Божия. В ней именно универсализм и находит свое точное осуществление чрез божественного подателя во Христе Иисусе, как вечном и неисчерпаемом источнике. Если ни у кого нет прав на блаженство, то никому оно и не принадлежит исключительно, а если дарование зависит только от милости, то, очевидно, его и удостаиваются все нуждающиеся, ибо Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшего (XIX, 10 и ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Замечательно, что эта элементарная сила инстинкта как органа единения с Богом не отвергнута Христом, но учтена и как бы даже включена в религиозный процесс. Евангелие дает как бы " ключ " к этой темной и страшной сале. Полагая в основу единения с Богом - силу любви, цельной любви к Богу и боголюбивой любви к человеку. Евангелие выделяет положительно-творческую способность инстинкта и тем самым исключает из религии все его отрицательные, разрушительные, злые и порочные влечения; и в то же время оно указывает душе-верную, духовную интенцию. Необходима любовь, но не любовь-эрос, а любовь-агапэ; эта любовь должна восходить к Богу отеческой благости и через него обретать человека - сына и - брата. Евангелие Христа как бы " нисходит во ад " человеческой инстинктивности, с тем, чтобы назвать по имени ее главную, творческую силу (любовь) и указать ей ее призвание, ее предметно-верное направление, ее духовно-очистительный путь. Поэтому не следует толковать и излагать евангельское учение как " мораль " или как доктрину " долга " ; ибо на самом деле оно есть учение живой нравственности, не осуждающее, а прощающее, не проклинающее, а ободряющее и благословляющее, не порабощающее, а освобождающее. Евангелие не " требует " " и не " грозит " ; оно говорит человеку: " смотри, ты уже любишь от природы, научись же любить от духа - Единое на потребу " . Оно зовет пресуществить " Эрос " в " Агапэ " ; если кто может вместить это пресуществление целиком и до конца, то пусть вместит и целиком ( " ? ????????? ?????? ?????? " Мтф. 19,12). И, далее, оно указывает путь этого пресуществления: надо возлюбить Господа-Бога - " всем сердцем " (????? Мтф. 22. 37. Мрк. 12, 30. Луки. 10, 27), " всей душой " (???? Мтф. 22,37; Луки. 10, 27). " всем разумением " (??????? Мтф. 22. 37. Мрк. 12, 30; Луки. 10, 27), ибо целостная любовь к Богу одухотворит инстинкт человека, откроет ему высшую и истинную ступень единения с Богом и приблизит его к Царствию Божию ( ????? ??? ???? Мрк. 12. 34). Этим проливается свет во тьму и мятущемуся инстинкту человека возвещается " благая весть " : человеческая душа приемлется, одухотворяется и возводится.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1871...

Между тем, другие св. жены, отставшие по пути от Марии, дорогой вспомнили о камне, которым при погребении закрыли гробницу. Может быть, при этой мысли они остановились в недоумении на пути и спрашивали одна другую: «кто мог бы им отвалить камень?» Между тем уже рассветало ( Мф.28:1 ), когда они подошли к саду и вступили в его изгородь. Для ясности дальнейшего рассказа изложим здесь то, что нам известно об устройстве иудейских гробниц. Иерусалим окружен каменистыми горами и холмами. В этих-то горах иудеи и устраивали себе гробницы. Сперва вырубали в скале притвор, из которого обыкновенно узкая и низкая дверь вводила во внутренность каменной погребальной пещеры, высеченной также в углублении скалы. В пещере уже находилось погребальное ложе. В гробнице, приготовленной было для себя Иосифом Аримафейским, погребальное ложе находилось при входе в пещеру с правой стороны. Войдя в пещеру, мы увидели бы небольшой выступ вдоль стены с ложем, выдолбленным внутри этого выступа и имевшим с боков таким образом как бы каменные стены. Во внутрь их и положено было тело Господа. Сверху ложе прикрывалось также каменной доской. Вход в пещеру закрывался камнем, который назывался «голал». Голал можно было вдвинуть в отверстие пещеры только соединенными усилиями нескольких человек, «бе бо велий зело» ( Мрк.16:4 ). Вот этот-то камень теперь и приводил в недоумение мироносиц. Первые лучи солнца озарили уже восток ( Мрк.16:2 ), и при свете их св. жены с изумлением и страхом, как несколько раньше Мария Магдалина, «воззревше видевша, яко отвален был камень» ( Мрк.16:4 ). Перед ними зияло только темное отверстие пещеры. Опамятовавшись от изумления, св. жены всем сонмом устремляются в священную гробницу. Взглянув при входе в притвор на голал, они обмерли от страха – на отваленном камне «седяше» ангел ( Мф.28:2 ). «Был же зрак его, яко молния, и одеяние его было яко снег» ( Мф.28:2,3 ). В священном трепете мироносицы пали на землю ( Лук.24:5 ). «Ангел рече женам: не бойтесь вы: вам бо, яко Иисуса распятого ищете. Несть зде: воста бо, якоже рече. Приидите, видите место, идеже лежа Господь. И скоро шедше рцыте учеником Его, яко воста от мертвых: и се варяет вы в Галилеи: там Его узрите. Се рех вам!» ( Мф.28:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Особенно замечательна при этом была чрезвычайная стойкость и необыкновенное мужество, с которыми относилась святая Мария Магдалина к своему Избавителю. И не смотря на всякие препятствия и страшные опасности, даже в тяжкие дни и часы жестоких страданий Христа, Мария Магдалина явила себя мужественнее и преданнее Апостолов до того, что, когда почти все и Апостолы, не смотря на обещания свои умереть с Господом, побеждены были страхом от врагов Господних, «бежали» (Мф.26:56) и скрылись, — Мария Магдалина любовью победила страх и непоколебимостью своего участия к Страдавшему старалась смягчить тернистый путь, каким Он шел для спасения мира. Жестокие страдания Спасителя, распятого на кресте [ 17 ], усугубляли вызывающие наглые глумления иудейских первосвященников, книжников и старейшин, которые, не довольствуясь исполнением их гнусного мщения, находясь близ креста Распятого Христа, насмешливо высказывали бессовестные и дерзкие упреки Невинному Страдальцу, говоря: — Других спасал (от смерти), а себя не может спасти. Пусть спасет Себя, если Он Христос, Царь Израильский, пусть теперь сойдет со креста, чтобы мы видели и уверуем в Него (Мф.27:41–43; Мрк.15:31–32; Лк.23:35)… Также и воины римские ругались над ним и, подходя, говорили: — Если Ты Царь Иудейский, спаси Себя (Лк.23:36–37)… И разбойники, распятые с Ним, ругались над Ним и, злословя Его, один сказал: — Если Ты Христос, спаси Себя и нас (Мф.27:44; Лк.23:39)… И проходящие из толпы, злословили Его, кивая головами своими и говоря: — Э, разрушающий храм и в три дня созидающий, если ты Сын Божий, сойди со креста (Мф.27:39–40; Мрк.15:29–30)… И вот когда таким образом глупость и дикость толпы с низкой злобой иудейских старейшин окружали Распятого Христа, — мученический взор Его с утешением замечал слезы благочестивых женщин, между которыми Мария Магдалина была «из первых же» (Мф.27:55–56; Мрк.15:40; Лк.23–27). В этих сострадательных слезах как бы блеснул для Сына Человеческого луч света среди мрачного царства греха и этот луч от благодарных женщин утешил Невинного Страдальца свидетельством еще не в конец испорченной природы человеческой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010