или Иллирия — римская провинция, о которой св. Ап. Павел в послании к Римлянам упоминает, как о границе его апостольской деятельности (15:19). Иллирией греки называли всю страну, лежавшую к западу от Македонии между Дунаем и Адриатическим морем. Римляне различали: Illyria barbara — северная горная страна и Illyria graeca — приморская страна, заселенная греческими колонистами. В Иллирии проповедовали некоторые из 70 апостолов. место вечных мучений (Мф.10:28). Это название произошло от еврейских слов, которые означают долину Енном близ Иерусалима, где в честь Молоха сожигались дети (3 Цар.11:7; 4 Цар.16:3–4). Царь Иосия отменил ужасный и богопреступный обычай такого жертвоприношения; после этого в долину Енном стали сваливаться трупы казненных злодеев, падаль и всякая нечистота; для уничтожения смрада и заразы всё это предавалось огню. Отсюда и выражение геенна огненная (Мф.5:22, 29;13:9; Мрк.9:47), геенна огнь неугасающий (Мрк.9:43, 45). страна к северу от Македонии, смежная с Фракиею. или миля (римская) равнялась восьми стадиям; стадий же — приблизительно 88 нашим саженям. император 70–79 гг. знатный в силу своего происхождения. Аполлинарий скончался около 75 г. по Р. Хр.; тело его покоится в Равенне, в церкви его имени, а честная рука находится в Риме, в храме, ему посвященном. Память святых мучеников Трофима и Феофила с 284 г. по 305 г. подвигов и страдания святых мучеников Трофима и Феофила, а также и прочих с ними мучеников, числом тринадцать, — неизвестно с точностью. Одни указывают его в малоазийской провинции Ликии; но с большею вероятностью следует считать отечеством святых мучеников остров Крит на том основании, что канон в честь их составлен св. Андреем Критским (память его 4-го июля, под каковым числом см. и житие его). — Время мученической кончины святых падает на эпоху Диоклитиановых гонений (нач. IV b.). Страдание святой мученицы Христины на острове Волсены (в нынешнем Тосканском герцогстве), впоследствии, по преданию, будто бы поглощенный водою; другие разумеют известный город Тир на Востоке, и нужно заметить, что память св. Христины издревле особенно чтилась на Востоке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Святой Иоанн в темнице пробыл долгое время; его ученики собирались к нему; Иоанн часто поучал их добродетельной жизни, согласно закону Божию, и возвещал им об уже пришедшем в мир Мессии, к Коему он и посылал их, как об этом сказано и в Евангелии: «Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Иоан.11:2–3). Он посылал вопросить не потому, что сам не знал; ибо как он мог не знать Того, Кого сам крестил и над Кем он видел Духа Святого, сошедшего с небес, относительно Которого слышал и голос Отца, свидетельствовавшего, и на Которого, наконец, сам указывал перстом, говоря: —  «Вот Агнец Божий» (Иоан.1:36). Иоанн посылал учеников своих вопросить Господа для того, чтобы ученики его своими очами увидели славные чудеса, которые творил Господь и дабы окончательно убедились в том, что Он (Иисус Христос) пришел спасти род человеческий. Спустя некоторое время наступил день, в который Ирод имел обыкновение совершать празднование своего рождения. Собрав всех князей своих, воевод, старейшин и тетрархов [ 2 ] Галилеи, Ирод устроил для них великое пиршество (Мрк.6:21). Во время этого пиршества дочь Иродиады плясала и своею пляскою весьма угодила Ироду и возлежавшим вместе с ним; по научению своей жестокой матери она попросила у Ирода главу святого Иоанна Крестителя и получила просимое, ибо Ирод поклялся ей дать всё, что бы она ни попросила, хотя бы даже полцарства его. Окаянный не пожелал нарушить клятву свою, не пожелал огорчить мерзкую мать плясавицы, но забыл о том страже, в силу которого он не решался до сих пор умертвить Иоанна, забыл также и о святой жизни его и, как упившийся вином, распалился намерением пролить кровь неповинную И тотчас он послал палача в темницу, приказав усечь главу Иоанна и принести ее на блюде. Таким образом Предтеча Христов, за обличение беззаконного сожительства Ирода с Иродиадою, был усечен в темнице, уже поздно ночью; ибо то мерзостное пиршество святым Евангелистом Марком названо вечерей: «делал пир (говорит Евангелист) вельможам своим» (Мрк.6:21); эта вечеря затянулась далеко за полночь, и когда все уже сильно упились вином и достаточное время утешались пляскою упомянутой бесстыдной девицы, тогда-то и было учинено то неправедное убийство. И принесена была глава святого Иоанна на блюде посреди пиршества, причем кровь еще капала и (как сообщают некоторые) глава изрекала те же обличительные слова и после усечения, сказав Ироду:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Заключение Миссионерство для Православной Церкви всегда было и остается необычайно актуальным понятием, без которого невозможна ее полноценная жизнь. В то же время, насколько изменчив и разнообразен наш мир в его истории и современности – во всей двухтысячелетней перспективе, – настолько же по-разному воспринимался и воспринимается христианами тот миссионерский императив, который заповедан Спасителем нашим Иисусом Христом. Под миссионерством (или просто миссией) мы подразумеваем весть Церкви о Боге: весть о том, как Бог явился во Христе, и о том, какое Он дарует нам спасение. Причем имеется в виду весть, обращенная к внецерковному миру. Сам термин «Евангелие» (греч. Благая весть) уже содержит в себе как неотъемлемую характерную часть значения, указание на некое движение вовне, направленность, «векторность», обращенную к тем, кто не знает, не слышал о Христе и о Церкви, и потому еще не уверовал. Благая весть, как и вообще всякая весть – это весть кому-то от кого-то. Не случайно во всех четырех, по-своему различных канонических Евангелиях, эта идея непременно отчетливо выражена – и притом как итоговое повеление, вводящее Евангелие в историческую перспективу (см. Мф. 28:19–20 ; Мрк. 16:15 ; Лк. 24:47–49 ; Ин. 20:21 ; Деян. 1:8 ). Обратим внимание, что это не «выводы» учеников, а всегда непосредственно повеления воскресшего Спасителя. Все это не оставляет сомнения в том, что проповедь, обращенная к внешнему миру, есть не просто существенная, важная задача учеников Христовых, но то, без чего Церковь в ее человеческой составляющей, если так можно сказать, – не вполне Церковь . Если ученики молчат, замкнувшись в своем кругу и занявшись исключительно своим личным душевным комфортом, то их собрание страдает ущербностью. Полноценная Церковь не может не миссионерствовать: «Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» ( Деян.4:20 ). В результате своей миссионерской проповеди апостолы обращали и приводили в Церковь как иудеев, воспитанных в строгом монотеизме и ожидавших Машиаха, так и язычников, никогда не слышавших о Христе и даже не веровавших в единого Бога. Позже подобное апостольство Церкви «по всему миру» ( Мрк.16:15 ) непрерывно продолжалось, так что в истории христианства есть много славных страниц, связанных с обращением к вере целых народов.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

преп. Иринарха празднуется января в 13 день. Житие и страдание святого Апостола Иакова, брата Господня по плоти св. праведного Иосифа, обрученника Пресвятой Девы Марии совершается 26-го декабря. Согласно с ясными свидетельствами Писания (Мф. 13:55; Мрк.6:3; Гал.1:17), Церковь, вопреки мнению некоторых толкователей явно отличает святого апостола Иакова, брата Господня по плоти, от принадлежащих к лику 12 апостолов Иакова Зеведеева, память которого празднуется 30-го апреля, и Иакова Алфеева, память которого совершается 9-го октября. Иаков, брат Господень по плоти, именуется так, как сын Иосифа от первой жены. Он был родным братом апостола Иуды из лика 12-ти, отчего сей, по его имени, получил наименование Иаковлева, и Иосии из лика 70 апостолов, и известен также под именем Иакова «малого» или «меньшого» (Мрк.15:40). апостол Иаков от самого рождения был назореем, т. е. лицом, посвященным Богу, давшим Ему добровольно обеты строгого воздержания от всякого вина и вообще крепких напитков, от стрижения волос и пр. Обеты назорейства служили выражением чистоты и святости жизни, какая должна принадлежать всему народу Израильскому, как народу богоизбранному и потому священному. к сему прибавляет, что в продолжение страстей Христовых св. апостол Иаков скрывался в одной пещере, в долине Иосафатовой, дав обет не вкушать пищи, до тех пор пока Господь не воскреснет из мертвых, и что Господь, по воскресении Своем, удостоил его Своего особенного явления в сей самой пещере. Посему, впоследствии, в первые века христианства, пещера эта была обращена в храм, и теперь еще ее показывают благочестивым поклонникам. словам древних писателей, ближайших ко времени апостольскому (Климента Александрийского, Евсевия Кесарийского и др.), по вознесении Спасителя, апостолы Петр, Иаков Зеведеев и Иоанн, хотя и предпочтенные от Господа, не стали спорить о чести, но избрали св. Иакова епископом и предстоятелем Иерусалимской Церкви — матери христианских церквей, когда ему было 34 года от рождения, согласно предъизбранию его и назначению к сему служению Самим Христом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

  святаго же трифона службу поем, егда настоятель разсудит.   МРК Аще случится предпразднство сретения господня в субботу мясопустную: Тогда поем службу предпразднства сретения господня прежде в пяток тоя недели, со святым киром и иоанном и трифоном вкупе. Стихиры предпразднства 3, и безмездников 3. Слава, безмездников. И ныне, предпразднства. На стиховне предпразднства. Слава, безмездников. И ныне, предпразднства. На Утрени , по кафисмах, седальны предпразднства. Канон предпразднства, со ирмосом на 6: и святых на 8: трифона на 4: и безмездников на 4. На хвалитех стихиры трифона на 4. Слава, его же. И ныне, предпразднства. На стиховне предпразднства, и прочее. Службу же о усопших поем на ряду по обычаю, в субботу мясопустную, якоже и всегда.   МРК Аще случится предпразднство сретения господня в понедельник, или во вторник, или четверток сырныя недели.   Стихиры предпразднства 3: и святаго 3. Слава, святаго. И ныне, предпразднства. На стиховне триоди, самогласен дне, дважды, и мученичен. Слава, и ныне, предпразднства. По трисвятом тропарь святаго. Слава, и ныне, предпразднства. [Смотри] На повечерии, по достойно, кондак предпразднства. На Утрени , на Бог Господь тропарь предпразднства, дважды. Слава, святаго. И ныне, предпразднства. По 1–й кафисме ектениа, и седален предпразднства. По 2–й кафисме седален триоди, без ектении. Канон предпразднства со ирмосом на 8: и святаго на 4. [Смотри] А идеже приспеет трипеснец: и поем канон предпразднства, со ирмосом на 4: и святаго три стиха на 2: и триоди на 8. Катавасиа триоди. По 3–й песни, кондак и икос. и седален святаго. Слава, и ныне, предпразднства. По 6–й песни, кондак и икос предпразднства. По 9–й песни, светилен святаго. Слава, и ныне, предпразднства. На стиховне, триоди самогласен. дважды, и мученичен. Слава, и ныне, предпразднства. По благо есть, и по трисвятом, тропарь святаго. Слава, и ныне, предпразднства. На часех, тропарь предпразднства. Слава, святаго. И ныне, богородичен часов. По трисвятом кондак предпразднства. На Литургии , блаженна от канона предпразднства, песнь 3–я, и святаго, 6–я. По входе тропарь предпразднства, и храма святаго, и мученка. Таже кондак храма святаго. Слава, мученка. И ныне, предпразднства. Прокимен, апостол, евангелие и причастен дне, и святаго.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

таких слов Воскресшего ученики должны были понять, что Царство Иисуса Христа не земного мира, что его должно отличать от земных царств и в Христе воскресшем видеть не земного Царя, а небесного; но Апостолы даже и после разъяснения этого и предупреждения Господа все-таки еще не оставляли своих народных несбыточных надежд и спрашивали Его даже пред вознесением: «Не в сие ли время, Господи, восстанавливаешь Ты царство Израилю?» (Деян.1:6). Евангелисты умалчивают о явлении Воскресшего Матери Божией, но Церковь содержит в своем предании то верование, что Божией Матери прежде жен мироносиц сообщено было ангелом о воскресении Христовом и что Ей, восстав из гроба, Христос явился прежде всех людей. Выражение этого верования Церкви находится в пасхальных богослужебных песнопениях. Иерусалиме у Апостола Иоанна Богослова был собственный дом на горе Сионе. Там находились и все прочие Апостолы. И по вознесении Спасителя там было средоточие новой христианской жизни. В этот новый Сион обращались все христиане за разрешением своих недоумений… после явления Воскресшего Христа в Эммаусе, засвидетельствованного еще двумя учениками, многие «не поверили» и им, пока в тот же вечер в самом доме Апостола Иоанна, где собрались ученики, и не смотря на затворенные двери, явился Христос и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили (Мрк.16:13–14). Это обстоятельство имеет величайшую важность в повествованиях о воскресении Господа, именно как неопровержимое доказательство истинности Его воскресения. Видно, что Апостолы не ошиблись в этой истине, не могли обмануться, и что это не мечта их, не плод восторженности или расстроенного воображения. Апостолы не верили и нужны были упреки им Самого Воскресшего и дозволение осязать себя и есть с ними, чтобы победить это неверие, и если потом Апостолы поверили и проповедовали о действительном воскресении их Учителя и Господа, то это воскресение — истина несомненная и никто уже не может упрекнуть учеников в легковерии… Спаситель сказал: Царство небесное, Божие подобно зерну горчичному, которое посеяно и хотя меньшее из всех семян но, когда вырастает становится деревом, так что прилетают птицы и укрываются в тени ветвей его… (Мф.13:31–32; Мрк.4:31; Лк.13:19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Такие «предания» были «установлены» ( Мрк. 7:13 ) у евреев их «старцами», которые ввели в жизнь еврейского народа множество правил, как, например, «умывание рук пред ядением хлеба, омовение чан, кружек, котлов, скамей и многое другое, сему подобное» ( Мрк. 7:3,4,8 ). Нередко такими «преданиями» еврейские «старцы» отменяли и устраняли заповедь Божию» ( Мф. 15:3,6 ; Мк. 7:9,13 ), как, например, заповедь о почитании отца и матери и о наказании смертью злословящих отца и мать, на что и указал Христос книжникам и фарисеям ( Мф. 15, 4–6 ; Мк. 7, 10–12 ). И ап. Павел признал себя до крещения «неумеренным ревнителем отеческих преданий», т.е. «преданий еврейских старцев», а не Священного Предания. Ревнуя о соблюдении таких «преданий», он и гнал Церковь Божию (Гл. 1:13–14). Во-вторых, сектанты ссылаются на 1Кор. 4:6 ; Гл. 1:9; Кл. 2:8–22. Если, говорят они, ап. Павел повелевает Коринфянам «не мудрствовать сверх того, что написано», то, значит, надо принимать одно только Священное Писание и сверх Писания не «мудрствовать», т.е. не принимать Предания. Но в таком толковании видно явное извращение сектантами смысла приведенных ими слов ап. Павла. Это произошло оттого, что они взяли слова ап. Павла отрывочно, без связи их со всею речью ап. Павла. В послании к Коринфянам ап. Павел указывает на разделения и споры между ними, когда одни говорят: «я Павлов», другие – «я Аполлосов», «я Кифин... я Христов», и поучает, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом, но чтобы было, как написано: «хвалящийся хвались Господом: ( 1Кор. 1:12,29–81 ). Это «написано» в книге прор. Иеремии ( Иер. 9:24 ). И, следовательно, ап. Павел здесь требует только, чтобы Коринфяне выполняли требование прор. Иеремии и не хвалились другими именами, а только именем Господа. Ни о каком воспрещении пользоваться Священным Преданием здесь нет речи. Да и, как мы уже сказали, сам ап. Павел пользовался Священным Преданием и требовал, чтобы христиане хранили Священное Предание и выполняли его указания. Нет отрицания Священного Предания и в послании ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

В Причащении самое важное действие заключается в освящении и благословении Святых Даров, которые силой Святого Духа пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Иисуса Христа. В Покаянии видимое важнейшее действие заключается в том, что грешник исповедует свои грехи перед священником и получает от него разрешение; в это время он получает невидимое прощение грехов от Самого Иисуса Христа. В Браке важнейшее действие заключается в том, что священник возлагает на головы жениха и невесты венцы и три раза благословляет их супружеский союз, говоря: «Господи Боже наш, славой и честью венчай я». В это время благодать Святого Духа соединяет их брачный союз. В Елеосвящении видимое важнейшее действие заключается в том, что священник помазывает части тела больного освященным елеем; в это время ему невидимо сообщается благодать Святого Духа, которая дает ему прощение грехов, а иногда и исцеление от телесных болезней. Одиннадцатый член Символа веры Чаю (ожидаю) воскресения мертвых. В одиннадцатом члене говорится о воскресении мертвых, которое будет перед вторым страшным пришествием Иисуса Христа. Воскресение мертвых. Воскресение мертвых будет состоять в том, что души всех умерших людей, по гласу Сына Божия, опять соединятся со своими телами, которые восстанут духовными и бессмертными. Примеры чудесного воскресения мертвых были в Ветхом и Новом Завете. В Ветхом Завете пророк Илия воскресил сына вдовы Сарептской. От прикосновения к костям пророка Елисея воскрес мертвый. Иисус Христос воскресил сына вдовы Наинской ( Лк. 7:11–17 ), дочь Иаира ( Мф. 9:18–26 ; Мрк. 5:21–24; 35–43 ; Лк. 8:41–42, 49–56 ) и, наконец, Лазаря на четвертый день после его смерти ( Ин. 11:1–46 ). Последнее чудо так прославило Иисуса Христа, что когда Он въезжал на осле в Иерусалим, то Его встречали торжественно, как Царя с пальмовыми ветвями и взывали: «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних» (Повторить Вход Господень в Иерусалим, Мф. 21:1–17 ; Мрк. 11: 1–11 ; Лк. 19:29–46 ; Ин. 12:12–18 ). В тропаре праздника говорится, что воскресение Лазаря служило удостоверением общего воскресения всех умерших. Пальмовые ветви, с которыми Иудеи встречали Иисуса Христа и наши вербы служат знамением победы над смертью. Победитель смерти есть Господь наш Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

[МРК] Подобает ведати, аще случится праздник Сретения Господня в понедельник первыя недели поста: тогда службу праздника пети в неделю сыропустную по предписанному. [МРК] Подобает ведати, аще случится попразднство Сретения Господня в неделю прежде недели мытаря и фарисеа: а святый поется на 4, или на 6: В субботу на малей вечерни, стихиры воскресны и Богородицы, по обычаю. Тропарь воскресн. Слава, и ныне, Богородичен его. На велицей вечерни, по кафисме, на Господи воззвах, стихиры воскресны 3, анатолиев 1. и праздника того дне 3, и святаго минеи 3. [Зри] [ Аще ли поется святый на 6, или емуже и полиелей, и поем стихиры воскресны 3: и праздника 3: и святаго 4. Слава, святаго, аще же ни:] Слава, праздника. И ныне, Богородичен 1-й гласа. На литии стихиры праздника того дне рядовыя стиховныя, и святаго, аще полиелей. Слава, святаго. И ныне, праздника. Аще же ни, Слава, и ныне, праздника. На стиховне стихиры воскресны: Слава, святаго, аще есть. И ныне, праздника. На благословении хлебов тропарь, Богородице Дево: дважды, и праздника единожды. и чтение в посланиих апостольских. На утрени, на Бог Господь, тропарь воскресн дважды. Слава, святаго, аще есть: аще же ни, Слава, и ныне, праздника. По кафисмах седальны воскресны, и богородичны их. и чтение во евангелии толковом. Посем непорочны, и ипакои, и чтение недели ряд. [ Аще ли святый имать полиелей, по кафисмах поем святаго полиелей, и по полиелеи, тропари: Ангельский собор: и по ектении седальны святаго по единожды. Слава, седален, иже по полиелеи. И ныне, Богородичен его: и чтение.] Степенна, и прокимен гласа. Всякое дыхание: Евангелие воскресно, и Воскресение Христово: Канон воскресн со ирмосом на 4: и Богородицы на два: и праздника на 4: и святаго на 4. [ Аще полиелей, или славословие, и поем канон воскресн со ирмосом на 4: и праздника на 4: и святаго на 6:] Катавасиа праздника. По 3-й песни, кондак и икос праздника, и святаго аще имать, и седален его. Слава, и ныне, праздника, и чтение. По 6-й песни, кондак и икос воскресн: и чтем пролог.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

10) Разобрать места священ. Писания, извращаемые сектантами в вопросе о таинстве брака: 1Кор. 7:29 ; Ефес. 5:31–32 ; Мф. 8:21–22 ; Лук. 10:61–62;14:26 ; 1Кор. 7:10 ; Ефес. 5:24 . XXXI. О таинстве Елеосвящения «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящаго, и возставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему». Иак. 5:14–15 . 1) То, что предписывает здесь апостол, было сообразно с волею Господа, Учителя истины, тем более, что дается не совет, а заповедь, тогда как апостолы считали себя только слугами Христовыми: 1 Кор.: 4:1 и установляли только то, что заповедал им Господь и внушал Дух Святой: 1Иоан. 1:3 . 2) Заповедуя совершать молитвы во имя Господа, апостол разумеет имя Господа Иисуса: Лук. 16:17 и предписывает совершать действие, согласное с волею Господа о христианах. Елеосвящение предписывается как необходимое в Церкви Христовой таинство для всех мест и для всех времен. 3) Спаситель, избрав 12 учеников в звание апостолов, послал их с проповедью о царствии, и они, как повествует евангелие: «изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мрк. 6:13 ), так и в таинстве елеосвящения, совершаемом пастырями, преемниками апостольского служения, верующий получает благодать Духа Святого, исцеляющую немощи душевные и телесные: Иоан. 5:14–15 ; Мрк. 6:13 . 4) Напоминая христианам о таинстве елеосвящения, апост. Иаков в своих словах (5:14–15) ясно свидетельствует: 1) что елеосвящение есть действие не только врачебное для тела, но и тайнодейственное для души, потому что, посредством этого действия, не только даруется восстановление от болезни, но и отпущение грехов; 2) что совершать это таинство могут только пастыри – пресвитеры Церкви, чрез рукоположение уполномоченные на совершение таинства. 5) Действия таинства елеосвящения следующие: оно содействует приумножению Божественной благодати; укрепляет в страданиях, особенно в борьбе со смертью , содействует прощению грехов, облегчает телесные страдания и часто содействует полному выздоровлению. Если таковы действия этого таинства, то прибегать к нему должно не с чувством страха и с мыслью о неизбежности смерти, а с верою и упованием на помощь Божию и облегчение в страданиях. Окружающие больного тяжко согрешили бы, если бы по их вине больной умер, не воспользовавшись этим таинством.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010