Патриарший наместник Московской митрополии возглавил церемонию награждения победителей конкурса «Верное слово» в г. Коломне 18 ноября 2023 г. 16:50 17 ноября 2023 года в актовом зале Коломенской духовной семинарии Патриарший наместник Московской митрополии митрополит Крутицкий и Коломенский Павел возглавил церемонию награждения победителей VI открытого регионального творческого конкурса «Верное слово». Владыка Павел обратился к собравшимся с напутственным словом, после чего удостоил благодарственных грамот Коломенской епархии Э.Э. Баклашову (Малютину), автора фильмов о русском купечестве, и Н.А. Чернышову, председателя Союза журналистов Подмосковья, секретаря совета Союза журналистов России. Также от Московской митрополии в церемонии награждения приняли участие ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов, руководитель Пресс-службы Московской митрополии, член Оргкомитета конкурса «Верное слово» иерей Павел Галушко и куратор проекта «Верное слово» от Московской митрополии, выпускающий редактор газеты «Благовестник» г. Коломны протоиерей Игорь Бычков. VI Региональный творческий конкурс «Верное слово» традиционно проводился в пяти номинациях: «Духовные святыни Подмосковья», «Божий мир», «Человек веры», «Свеча на приходе», «Доброе дело». Три победителя в каждой номинации получили дипломы и памятные призы. В завершение церемонии журналисты поблагодарили ректора семинарии и всех сотрудников духовной школы за помощь в организации праздника. В фойе актового зала были представлены фотовыставка и выставка печатных изданий. По окончании церемонии для участников мероприятия были организованы трапеза и экскурсия по Богоявленскому Старо-Голутвину монастырю и музею Коломенской духовной семинарии. Конкурс «Верное слово», существующий с 2016 года, проводится совместно Союзом журналистов Подмосковья и Московской митрополией и объединяет журналистов, блогеров и всех неравнодушных людей, освещающих в СМИ вопросы духовности и нравственности в обществе. В этом году конкурс собрал более 80 участников из 23 городов Московской области, из Москвы и еще 12 городов России. Основной целью конкурса является содействие формированию духовно-нравственной культуры, сохранению традиционных ценностей Православия в обществе. В числе главных задач — активизация просветительской деятельности средств массовой информации, повышение профессионального уровня публикаций и поддержка журналистов, священнослужителей, блогеров и других авторов, освещающих темы духовно-нравственного состояния человека, семьи и общества. Московская митрополия / Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Намерен, говорю, продолжать, потому что во все время моих публичных бесед я видел и вижу всегда одно – сильнейшее желание народа послушать и усвоить что-нибудь для себя доброе и полезное. Намерен, скажу более, потому что такие беседы пастырей Церкви с народом есть одно из виднейших средств остановить народ от пьянства и, вообще, от того безобразия, которому он предается в праздничное время. В этом совершенно убедил меня (да, кажется, теперь все убеждены в этом) почти 10-летний опыт моих публичных собеседований с народом. Иначе я не продолжал бы это дело, я не тратил бы здоровья, значительная половина которого уже истрачена и невозвратима, если бы не видел плодов этого делания, но они для меня и для других более чем очевидны. И действительно, я всегда вижу, с какой охотой идет народ на эти беседы, с какой любовью, с какой жаждой он слушает мои простые безыскусственные слова, слушает и, сколько мне известно, слышанное прилагает к жизни и деятельности, стараясь бросить худые наклонности и привычки. Если бы кто отнесся с недоверием и усомнился в истине всего сказанного, в пользе подобного занятия с народом, тому я могу сказать только то, что сказал Филипп Нафанаилу: «Прииди и виждь!». Пусть такой скептик пожалует на эти беседы, и ему представится масса народа, обратившегося в слух и внимание. Придя на эти беседы, пусть таковой полюбопытствует и спросит кого-нибудь из среды народа: хорошо ли такое времяпровождение и нравятся ли им эти беседы? Вероятно, он услышит тот же ответ, какой я, занимающийся этим делом, всегда слышу, а именно, что-де мы, то есть народ, ждем не дождемся праздника, чтобы идти на беседу. «Ведь эти беседы, – скажет спрошенный (говорили и заявляли они так печатно; см. «Московские ведомости» 1875. 15), – сколько добра, сколько пользы принесли и для нашего ума, и для нашей нравственности. Многие из нас, например, бросили худые наклонности и привычки, особенно эту губящую страшную наклонность – пьянство, а другие борются с этим нашим народным врагом и всей силой своей воли стараются победить его, и, при помощи Божией, конечно, победят». Вот что услышит от народа желающий проверить и узнать, полезны ли такого рода занятия с простолюдинами. Затем, нужны ли, желательны ли такие беседы с народом – об этом и говорить нахожу ненужным, так как дело само за себя говорит.

http://pravoslavie.ru/31793.html

Эти фотографии — полная противоположность семейному альбому и краеведческому музею. За двадцать, сорок и даже восемьдесят лет внешность человека из монастыря почти не изменилась. Это те же самые люди. Я легко могу представить, как вот этот студент с коллективного фото 1956 года сходит, как в советских мультиках, с бумаги в реальную жизнь и тут же смешивается с толпой сегодняшних учащихся, идет вместе с ними по каким-то общим делам. А вон тот черно-белый архимандрит — вдруг становится цветным и моментально вписывается в сегодняшнюю современность. Можно, конечно, попробовать списать этот эффект на то, что граждане из фотоальбома одеты по устаревшему фасону, а монашеское облачение не меняется веками. Увы — не получается. Людей в светских пиджаках на этих стенах тоже хватает, но и у них лица внятные, понятные. Вот, например, стоит в пиджаке черно-белый Виктор Степанович Комаров, регент хора Богоявленского собора в Елохове. А вон идет по коридору разноцветный профессор Духовной академии Константин Ефимович Скурат. Что мешает им прямо сейчас пойти по этому коридору вместе, моментально найти общую тему для разговора и сходу наметить несколько совместных важных дел? Ничто не мешает. Наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Пимен (Хмелевский) и архимандрит Питирим — инспектор Московской духовной академии и семинарии (МДАиС) с братией лавры      Неужели все-таки форма так зависит от содержания? Неужели наши лица по крупицам запоминают все нами увиденное, услышанное, съеденное, выпитое, сказанное, сделанное и даже подуманное? Неужели лицо человека — это та мозоль, которую он натирает о все то временное, что пролетает мимо, моментально забывается и даже потомкам не будет понятно. И только лица по-настоящему верующих людей не меняются веками. Их глаза почти не интересуются вечно бегущей строкой сегодняшнего дня. Их сознание в минимальной степени сопряжено с неизлечимым бешенством мира сего. И это не может не отражаться на выражении глаз, линии губ, форме морщин. Интересно, что скажут правнуки про мою собственную рожу? Как мы объясним им выражение наших сегодняшних лиц? Какой-нибудь будущий Соколов-Митрич будет вглядываться в них и писать: «Ну, откуда на этих старинных фотографиях десятых годов двадцать первого века столько одутловатой усталости и равнодушия? Я не знаю, чем занимались все эти люди в свободное от селфи время, но выражение их лиц мне решительно ни о чем не говорит! И вообще — почему они, как минимум, в полтора раза шире, чем наши?! Эй, предки! Вы меня слышите? Чего это вы там делаете, а?»

http://pravoslavie.ru/71011.html

Первыми капитальными трудами иеромонаха Филарета были «История Русской Церкви» и «Историческое учение об отцах Церкви». Вот как отзывается об «Истории Русской Церкви» проф. д-р бог. Н. Н. Глубоковский : «До Филарета Гумилевского собран был богатый, обоснованный и упорядоченный материал, который вместе с другими церковно-историческими запасами сам собою просился в рамки научной систематизации. Этот труд смело взял и благополучно выполнил самоотверженно-даровитый Филарет, впоследствии архиепископ Черниговский, выпустивший в 1847–48 годах «Историю Русской Церкви» в пяти периодах, обнимающих у него годы с 988 по 1826. Это компактное сочинение, занявшее в шестом издании всего лишь один большой том, совмещает огромную массу сведений, нередко добытых собственными разысканиями и справками, отличается безспорным искусством комбинирования по существенным началам жизненных явлений, почему последния сразу становились ясными в этой перспективе по своей подлинной исторической природе и не нуждались в детальном разсмотрении» 4 . Иеромонах Филарет в числе своих недостатков часто любил подчеркнуть леность, а между тем очевидцы его трудов изумлялись неустанной его деятельности и задавали себе вопрос: – спал ли он когда-нибудь? 1-го мая 1833 г. иеромонах Филарет был назначен инспектором академии. В то же время ему было поручено настоятельство в Московском Богоявленском монастыре. 14 дек. 1835 г. инспектор академии арх. Филарет был назначен ректором Московской академии. Арх. Филарет понял всю налагаемую этим назначением ответственность и новому послушанию предался со свойственным ему трудолюбием и увлечением. Он умел совмещать административные функции со академическими трудами. Будучи перегружен работой, не замечал он времени и нередко опаздывал на лекции. Занимался он обыкновенно сидя или полулежа на ковре, – кругом него лежали книги и бумага и стояли две чернильницы. Так он подготовлял свои лекции, делая справки и изыскания, которые сразу и записывал. Углубленный в свою работу, он не замечал, что руки его вымазаны чернилами и, отирая пот со лба, переносил часто чернильные пятна на лицо. Случалось, что он так и приходил в аудитории. По началу вид молодого ректора вызывал улыбку, но потом студенты начали относиться к этому как к чему то обыкновенному, и, только начиналась лекция, все слушали ее со средоточенным вниманием.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Кроме имеющихся в Нашем ведении 560 православных храмов в Москве, есть 40 храмов монастырских подворий за пределами столицы и 32 храма ставропигиальных монастырей, итого - 632 храма. На приходах города Москвы совершают свое служение 959 священнослужителей, из них 675 священников и 284 диакона. В ставропигиальных монастырях служат 350 священников и 176 диаконов. Общее число священнослужителей - 1485 человек. Клир города Москвы за прошедший год пополнился на 71 человека, хотя не было выпуска в Московской Духовной семинарии, перешедшей с 2002 году на пятилетнее обучение. Клир пополнили выпускники Московской Духовной академии, лица, рукоположенные по рекомендациям настоятелей московских храмов и обителей, а также клирики из иных епархий. Но не только пополнение клира сопутствовало нам в текущем году, но по разным причинам многих мы и потеряли. Семь клириков были почислены за штат, трое перешли в другие епархии, три клирика запрещены в священнослужении. Шесть клириков Московской епархии отошли в мир иной. Всемилостивый Господь да упокоит их в Селениях праведных. Участники собрания пропели почившим священнослужителям " Вечную память " . За текущий год Нами совершено 184 богослужения, 6 архиерейских, 25 священнических и 1 диаконская хиротонии. Остальные диаконские хиротонии в прошедшем году совершали Наши ближайшие помощники - викарные епископы. Как и в прошлые годы, наибольшее количество совершенных Нами богослужений пришлось на стольный град. В соборных храмах Московского Кремля за истекший год Нами совершено 22 богослужения. В Кафедральном соборном храме Христа Спасителя - 38, Богоявленском Кафедральном соборе - 11, Троице-Сергиевой Лавре и ставропигиальных монастырях - 26, в храмах города Москвы - 24, в храмах и монастырях других епархий - 63. Говоря о пополнении клира города Москвы за счет выпускников Московских Духовных школ, Нам хотелось бы привести некоторые данные. Подготовка кандидатов священства для Москвы осуществляется Московскими Духовными академией и семинарией, Православным Свято-Тихоновским богословским институтом, а также Николо-Угрешской, Сретенской и Перервинской Духовными семинариями. В 2002 году Московскую академию окончили 43 выпускника очного отделения, 39 выпускников по заочному сектору, из них степень кандидата богословия была присвоена 23 выпускникам. В Московской и Николо-Угрешской Духовных семинариях выпуска весной 2002 года не было, так как эти учебные заведения перешли на пятилетний срок обучения.

http://zavet.ru/obs/ts/002.htm

В углах средника – поясные архангелы с мерилами и зерцалами в руках, головы их наклонены и повернуты к центру, левый верхний архангел почти прямоличный. Изображения были вышиты отдельно, а затем нашиты на общий фон. Личное шито плотными стежкам «атласным» швом тонкими кручеными шелковыми нитями песочного цвета. Волосы, черты ликов, ребра, контуры – коричневым шелком разного тона. Одежды, крылья, облачка, крест шиты прядеными золотными нитями с малозаметными прикрепами (швы – «ягодка», «черенок», «городок»), Контуры обведены золотной рельефной «веревочкой». Нимб Христа, орудия Страстей, пещера с черепом, фигуры предстоящих и архангелов, их нимбы, складки одежды, атрибуты и надписи обнизаны жемчугом. Композиция заключена в восьмилепестковое клеймо, низанное жемчугом. От него в разные стороны расходятся жемчужные завитки со стилизованными цветами и листьями нескольких видов, шитых трунцалом, жемчугом, сверлеными изумрудами и стеклами. Средник заключен в жемчужную рамку. Вокруг пришиты каймы из черного атласа с низанной жемчугом гирляндой цветов, листьев и кустов такого же типа, что и на среднике, образуемых плетенками, квадратиками, треугольничками и силуэтным рисунком, но без камней. Каймы также обрамлены жемчужной обнизью, которую, как и везде, сопровождает золотная «веревочка». Подкладка из темно-зеленого штофа. Сударь составляет комплект с воздухом (кат. 170) и сударем с изображением Распятия (кат. 172). СОХРАННОСТЬ Фон средника выцвел, атлас на каймах сечется, небольшие прорывы и утраты жемчуга. Подкладка поздняя. АТРИБУЦИЯ См. кат. 170. ИСТОЧНИКИ Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 15, 16425. 172. СУДАРЬ РАСПЯТИЕ Москва, Царицына мастерская палата (?), украинские мастера (?), конец XVII в. Репс и атлас (конец XVII в., Западная Европа), штоф (XIX в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити, трунцал, жемчуг, изумруды, стекла; ткачество, шитье, низание. 47,5х48,5 Происходит из московского Богоявленского монастыря. Поступил в музей в 1922 г. 949 Инв.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

—263— покойника, который любил так глубоко и молился так пламенно и постоянно. В сём намерении заключим сегодняшнее наше поминовение близких нашему сердцу усопших и вознесем к престолу Всевышнего последнее молитвенное возглашение о них с любовью и надеждой. Аминь“. Когда, по окончании панихиды, братчики перешли в актовый зал и заняли места, в числе собравшихся, кроме академической корпорации, были: прот. Н.В. Благоразумов, профессор Моск. университета прот. А.М. Иванцов-Платонов, прот. Г.П. Смирнов-Платонов, священник В.А. Быстрицкий, свяш. М. П. Багрецов и др. Открытое председателем братства, профессором Д.Ф. Голубинским, общее собрание началось чтением отчёта за минувший год. Из сообщавшихся в отчёте данных слушатель выносил то отрадное впечатление, что деятельность и средства братства неизменно развиваются и с каждым годом получают всё большие и большие размеры. Капитал братства достигает уже в настоящее время до 41 тысячи рублей и, кроме того, организованная при братстве особая московская комиссия, поставляющая своей специальной задачей вспомоществование нуждающимся бывшим воспитанникам академии, имеет свой основной капитал, возросший до четырёх с половиною тысяч. С чувством глубокой признательности выслушаны были братчиками сообщения отчёта о крупных пожертвованиях Высокопреосвященных: Иоанникия, митрополита Киевского (1000 р.), Никандра, архиеп. Тульского (2000 р.), потомственных почётных гражданок Базановых (2000 р.), проф. В. Д. Кудрявцева (500 р.), моск. Богоявленского монастыря через преосв Виссариона (500 р.), почётного блюстителя академии Н.М. Федюкина (300 р.), графа С.В. Орлова-Давыдова (220 р.) и др. Все эти цифры может быть внушат читателю мысль, что дела братства находятся в настоящее время в блестящем положении; но такое заключение было бы слишком поспешным. Параллельно с увеличением средств братства быстро возрастает и та тяжесть благотворительных расходов, которую приходится ему нести на своих плечах, и возрастает в такой ужасающей прогрессии, что братству при

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Дабы не сумненно ишли воевати за веру, Ты же о сем приносил всегда святую оферу... 81 Таким образом, 1656-й год, вообще весьма знаменательный в жизни Симеона, был отмечен для него еще тем обстоятельством, что он сделался лично известен царю Алексею Михайловичу. Пребывание в Полоцке, где царь, встретив формы жизни более утонченные и развитые, чем в Москве, вообще сопровождалось для него весьма приятными впечатлениями: с этого времени, в особенности, начинают изливаться многочисленные милости его на жителей города Полоцка и, преимущественно, на братию Полоцкого Богоявленского монастыря. 82 Молодой дидаскаль Богоявленской школы, занимавший в среде этой братии очень важное положение и выступивший пред царем с неслыханным им дотоле приветствием, естественно, должен был обратить на себя его внимание. Искусно составленная им и торжественно выраженная похвала льстила самолюбию победителя, и личность ловкого стихотворца, конечно, должна была запечатлеться в памяти Государя, не чуждаго личной склонности к стихотворному искусству 83 . Правда, до нашего времени не сохранилось никаких известий об особенных милостях его к Симеону, относящихся к этому, именно, времени; но что они, вообще, могли быть, об этом можно заключать из того, что отсюда начинается новое направление в честолюбии Полоцкого. Нет сомнения, что именно с этого времени в Полоцком возникла мысль о возможности его переезда в Москву. Когда, с присоединением Малороссии, государство московское получило решительный перевес над Польшей, из русских областей последней устремилось в Москву не малое количество предприимчивых людей, в видах более широкой и прибыльной деятельности. В Москве охотно принимали этих людей, сильно нуждаясь в их полезных занятиях. Но, при этом, приносимые ими с собою начала польской образованности и быта в такой мере казались здесь предосудительным новшеством, что возбуждали сомнение даже в их правоверии. Полоцкий, без сомнения, прекрасно знал это; и потому, как только встреча с государем открыла ему в будущем широкую перспективу в этом направлении, он заранее позаботился о том, чтобы, по возможности, приспособиться к этому положению. Как человек, избравший специальной профессией своей школьное учительство, имеющий при том сильную любовь и способности к литературному труду, он, понятно, ближайшим образом обратил свое внимание на тот язык, которым до сих пор писал и который, как ему хорошо было известно, был совершенно чужд московскому обществу. Этим и объясняется то обстоятельство, что вскоре после встречи своей с государем, Полоцкий принялся за изучение церковно-славянского языка, употреблявшегося в литературной Московской Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

С архимандритом Полоцкого Богоявленского монастыря Григорием 40 , отправившимся в Москву за получением мира, 22 числа послал я в Петербург А. Н. Муравьеву образ преп. Евфросинии, при чем писал ему: «В вашей молитвенной храмине, между множеством древних и святолепных икон, я не приметил изображения преп. Евфросинии, княжны Полоцкой. Для восполнения сего недостатка, пользуясь благоприятным случаем, препровождаю к вам при сем икону 1308 г. преп. Евфросинии – список с довольно древнего образа, находящегося в Полоцкой обители, где преподобная совершала свои молитвенные подвиги и где на память по себе оставила драгоценный Крест. Вместе с тем посылаю службу и краткое Житие преп. Евфросинии. С истинным утешением и душевным умилением прочитал я в «Православном Обозрении» ваши «Впечатления кончины и погребения митрополита Московского Филарета» 41 . Нельзя не принести вам душевной благодарности за эту художественную и трогательную картину. В последнем письме вашем ко мне, вы предлагаете, между прочим, чтобы я открыто, хотя, и осторожно, возвестил о моих душевных скорбях. Не почитаю это удобным; да и трудно в коротких словах передать все, что приходится мне испытывать в настоящем моем положении. Если бы вам, по вашему доброму ко мне расположению и участию, угодно было получить хотя некоторое понятие о моих служебных затруднениях и огорчениях, то в этом может отчасти удовлетворить вас податель сего письма. Ему близко известны мои обстоятельства». За дар и за письмо А. Н. не остался у меня в долгу. Он писал мне от 1-го марта: «Сейчас был у меня ваш архимандрит и, казалось, остерегался быть слишком многоглаголивым, а быть может это есть природная Белорусская молчаливость. Приношу вам благодарность за прекрасную икону препод. Евфросинии, которой, действительно, у меня не было. Она последует за мною и в Киев, куда совсем переселяюсь после Пасхи, опустеют мои гостеприимные палаты, коими вы так любовались. Они нужны для нового владыки, ожидаемого в исходе мая, ибо Пасху проведет в Иркутске. Жаль что не могу его дождаться, но я должен спешить в Киев для работ по укреплению Андреевской горы 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

И государи, но своему милосердному нраву, милость над тобой показали, из Кириллова монастыря велели взять тебя к Москве и велели тебе видеть свои государские очи и быть в дворянах по-прежнему». Образцом учености московских грамотеев описываемого времени может служить спор по поводу катехизиса Лаврентия Зизания. Лаврентий Зизаний Тустановский, протопоп корецкий, в феврале 1627 года привез в Москву книгу свою Оглашение и бил челом патриарху Филарету, чтоб ее исправить. Патриарх начал исправление изменением заглавия книги: вместо Оглашения он назвал ее Беседословие, на том основании, что под именем Оглашения уже известна книга Кирилла Иерусалимского , а под одним именем многим книгам быть нелепо; о других статьях, которые найдены несходными с русскими и греческими переводами, патриарх велел поговорить с Зизанием богоявленскому игумену Илье да Гришке от книжные справки (справщику типографии), говорить велено любовным обычаем и со смирением нрава. Разговор происходил на казенном дворе, в нижней палате, перед государевым боярином князем Иваном Борисовичем Черкасским и думным дьяком Федором Лихачевым. Между прочим Илья и Гришка говорили Зизанию: «У тебя в книге написано о кругах небесных, о планетах, зодиях, о затмении солнца, о громе и молнии, о тресновении, шибании и перуне, о кометах и о прочих звездах, но эти статьи взяты из книги Астрологии, а эта книга Астрология взята от волхвов еллинских и от идолослужителей, а потому к нашему православию не сходна». Зизаний: «Почему же не сходна? Я не написал колеса счастия и рождения человеческого, не говорил, что звезды управляют нашей жизнию; я написал только для знания: пусть человек знает, что все это тварь Божия». Илья и Гришка: «Да зачем писал для знания? Зачем из книги Астрологии ложные речи и имена звездам выбирал, а иные речи от своего умышления прилагал и неправильно объявлял?» Зизаний: «Что же я неправильно объявлял? Какие ложные речи и имена звездам выбирал?» Илья и Гришка: «А разве это правда, говоришь: облака надувшись сходятся и ударяются и от того бывает гром, и звезды называешь животными зверями, что на тверди небесной!» Зизаний: «Да как же, по-вашему, писать о звездах?» Илья и Гришка: «Мы пишем и веруем, как Моисей написал: сотворил два светила великие и звезды, и поставил их Бог на тверди небесной светить по земле и владеть днем и ночью, а животными зверями Моисей их не называл».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010