Ему для достижения своей цели, казалось бы, достаточно было ограничиться отрицанием или ослаблением тех оснований, на коих утверждено постановление Епархиального Начальства об отказе причту Софийского Собора в его домогательстве на счёт исходатайствования суммы на потребности Собора. Пусть бы протоиерей Юркевич представил ясные и твёрдые доказательства того, что к сокращению и ущербу Соборных доходов служит вмешательство в исправление треб по Соборному приходу со стороны монашествующих Богоявленского монастыря, Епархиальному Начальству не трудно было бы принять против сего надлежащие меры и оградить интересы Собора. Но таких доказательств он не представил. Указание на неблагоповедение некоторых из братии монастырской не есть доказательство вмешательства их в исправление мирских треб; напротив, это скорее может служить доказательством противного, ибо какой здравомыслящий прихожанин будет обращаться с своими духовными требами к нетрезвым и неблагонравным монахам? Но у протоиерея Юркевича имелись при сём в виду совсем другие соображения, как это можно примечать по направлению мыслей в его прошении. Ему нужно было иметь только какой бы то ни было повод к возведению обвинения на своего Епархиального архиерея перед лицом Св. Синода; и вот он всю вину упадка соборных доходов воз- —243— 1869 г. лагает на архиерея, поощряющего якобы своим „прикровением“ нетрезвых и неблагонравных монахов Богоявленского монастыря продолжать, в подрыв доходам Собора, вмешательство в преподавание духовных треб соборным прихожанам. Чем же я мог навлечь на себя гнев протоиерея Юркевича, и что могло побудить сего последнего к таким лживым и бездоказательным обвинениям против меня? Побудительными к сему причинами служат, по усмотрению, два следующие обстоятельства: 1) Удаление прот. Юркевича от должности Благочинного. Ещё в июле 1867 г., вследствие постоянных, большей частью, неосновательных жалоб на сослужителя своего, Соборного священника Пясковского в опущении церковных служб и мирских треб, исполнения коих Юркевич требовал от Пясковского не только на его, Пясковского, но и на своей седмице, по причине частых отлучек из города под предлогом исполнения служебных обязанностей, хотя при сём оказывался иногда и вне пределов вверенного ему округа, тогда как священник Пясковский не менее Юркевича постоянно занят преподаванием уроков по Закону Божию в разных учебных заведениях, куда его приглашали предпочтительно перед Юркевичем, – протоиерей Юркевич уволен был мной от должности Благочинного.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Тихвинском монастыре Екатеринославской епархии в 1885 г. школа была преобразована в параллельное отделение 1-го класса епархиального женского училища. В особых условиях находилось училище при Костромском Богоявленском монастыре: оно заменяло епархиальное. В числе воспитанниц были 24 стипендиатки. В училище преподавали: Закон Божий, русский язык, гражданскую и естественную историю, арифметику, педагогику, каллиграфию, черчение, рукоделие. Как уже отмечалось выше, с 5-го класса, по инициативе императрицы Марии Александровны, начиналось обучение по фельдшерскому курсу с практическими занятиями в аптеке, приемных покоях и больничных палатах в монастырской лечебнице 462 . Большой популярностью пользовалась школа в Московской Покровской общине сестер милосердия – 6-классная. Желавших поступить в нее в 1885 г. было 200 чел., принято же только девять 463 . В 80-е годы XIX в. при монастырях увеличилось число церковно-учительских школ. Целью таких школ являлась подготовка учителей для церковно-приходских школ. К числу таковых принадлежала открывшаяся в 1889 гг. при Петербургском Новодевичьем монастыре Свято-Владимирская учительская школа 464 . В 1889 г. при Владимирском Успенском монастыре была открыта женская рукодельная церковно-приходская школа для сирот и детей бедных родителей с тем, чтобы дать возможность самостоятельного заработка 465 . Церковно-учительские школы были созданы в Леснинском 466 , Леушинском 467 , Красностокском 468  и других, в основном миссионерских, монастырях. В 1895 г. выпускницы Виленского Мариинского училища стали получать диплом учителей церковно-приходских школ 469 . Программа основной массы школ при женских монастырях не выходила за рамки начального обучения: Закон Божий, церковно-славянская грамота, русский язык, арифметика, чистописание, пение, рукоделие. В 1883 г. насчитывалось 165 училищ: 55 – при мужских монастырях для мальчиков, 98 – при женских монастырях для девочек, 12 – при мужских и женских монастырях для совместного обучения. Из них 126 содержались исключительно на средства обителей. На полном монастырском обеспечении было 67 училищ, из них 48 для девочек (975 чел.) и 19 для мальчиков (252 чел.).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Однако далеко не каждое издательство располагает специалистами необходимого уровня. В результате из печати выходят книги, распространение которых нежелательно. В качества примера укажу на репринтное переиздание Московским Сретенским монастырем Цветной Триоди 1914 года, редакция текстов которой не соответствует принятой ныне в нашей Церкви. В магазинах можно найти богослужебные указания, соответствующие практике Русской Православной Церкви Заграницей — без каких-либо комментариев по этому поводу. Издаются акафисты, молитвы и другие богослужебные тексты, не утвержденные Священноначалием нашей Церкви. Как правило, в таких публикациях содержится множество ошибок, связанных с недостаточным знанием авторами и издателями церковно-славянского языка. Так, в 1998 году Московским Покровским монастырем был выпущен Акафист блаженной Матроне с совершенно невыправленным текстом. Зачастую при репринтном воспроизведении старых богослужебных книг сохраняются устаревшие ныне формулы (например, поминовение Царствующего Дома на ектениях и тому подобное). Распространение через систему церковной книготорговли таких изданий приводит к искажению строя и благолепия церковных служб, к нарушению богослужебного единства Церкви. Один батюшка рассказал мне случай, когда при совершении чина богоявленского водоосвящения службу с трудом удалось довести до конца, ибо у священника, диакона и хора были богослужебные книги с различными текстами, изданные различными частными издательствами. Между тем у нас имеется соответствующий Синодальный Отдел — Издательский Совет Московского Патриархата, и в связи с вышесказанным представляется своевременным поставить вопрос о том, что выпускать богослужебную литературу имеют право только те издательства, которые получили разрешение этого Отдела. Другими словами, следовало бы вернуться к прежней практике, когда на титуле всех без исключения богослужебных книг стоял гриф «Издание Московской Патриархии», а название выпускающего издательства указывалось бы лишь в выходных данных.

http://patriarchia.ru/db/text/423129.htm...

В школах при мон-рях учились в среднем ок. 20 детей (в нек-рых школах до 70 детей). Помимо церковноприходских имелись монастырские школы грамоты (при Владычном, Казанском-Головинском и Брусенском мон-рях). Обычно монастырские школы учреждались насельниками мон-ря, но имелись исключения - церковноприходская школа при Новодевичьем мон-ре была официально учреждена как Филатьевское женское уч-ще 27 нояб. 1871 г., имевшее собственный утвержденный Синодом в 1876 г. устав. В уч-ще был приют на 12 девочек-сирот 7-10 лет. На содержание приюта и уч-ща ежегодно тратилось 990 р. (сумма складывалась из процентов с банковского капитала, пожертвованного Н. П. Филатьевой). Уч-ще пользовалось статусом 2-классной школы с 4-летним сроком обучения. В учебном процессе предпочтение отдавалось «разным рукоделиям, мастерствам: прачечному, поварскому и другим». Особой монастырской школой было и Преображенское уч-ще Никольского единоверческого мон-ря, образовавшееся в 1854/55 г. В школах при Богоявленском и Алексеевском мон-рях обучались дети духовного сословия. Школа-приют Богоявленского мон-ря, готовившая мальчиков к поступлению в духовные уч-ща и др. учебные заведения, одновременно могла вместить до 60 детей 8-11 лет. Школа-приют для 17 девочек была создана в 1889 г. при Алексеевском мон-ре. В деле учреждения церковноприходских школ принимали участие приходские попечительства. В февр. 1871 г. Московский архиерей утвердил открытие бесплатной церковноприходской школы для 25 мальчиков при Смоленской ц. на Арбате, ранее учрежденной местным приходским попечительством. Школы учреждались и на средства частных лиц. Так, в 1891 г. при московской ц. святых Адриана и Наталии на сумму в 10 тыс. р., завещанную Е. Я. Селивановой, открылась жен. начальная школа-приют с 3-годичным курсом обучения. В учреждении и финансировании церковноприходских школ участвовали братские орг-ции помимо Кирилло-Мефодиевского братства. Собственную школу открыло 30 нояб. 1875 г. Богоявленское братство. Изначально проектировалась бесплатная школа для обучения как мальчиков, так и девочек, но из-за нехватки денежных средств было решено открыть классы только для мальчиков (35 чел.).

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Иеродиакон Иннокентий вернулся из заключения в 1934 году и, поселившись неподалеку от закрытого властями Иосифо-Волоколамского монастыря, где он подвизался двадцать четыре года, стал служить в Богоявленском храме в селе Буйгород. Вторично иеродиакон Иннокентий был арестован 8 октября 1937 года и заключен сначала в волоколамскую тюрьму, а затем в Таганскую в Москве. В характеристике, выданной по требованию НКВД председателем сельсовета, было записано как преступление, что иеродиакон «среди населения устраивает сборы средств на ремонт церкви». 15 октября в половине десятого вечера сотрудник Волоколамского районного отдела УНКВД по Московской области стал допрашивать отца Иннокентия. — Следствие располагает данными, что вы среди населения занимаетесь незаконными сборами средств. Следствие предлагает дать показания, — потребовал он. — Средства с населения собирали, но это на ремонт церкви, по указанию священника Студеникина и моему, — ответил отец Иннокентий. — Следствию известно, что вы собирали среди населения подписи о разрешении звона в колокола. — Подписи среди населения не собирали. — Следствие располагает данными, что вы среди колхозников занимались контрреволюционной и антисоветской агитацией. Следствие предлагает дать показания. — Контрреволюционной и антисоветской агитацией я не занимался. — Вы показываете ложно, — заявил следователь, — по вашему делу допрошены свидетели, которые в категорической форме подтверждают вашу контрреволюционную и антисоветскую агитацию. Следствие требует от вас правдивых показаний. — Еще раз заявляю, что контрреволюционной и антисоветской агитацией я не занимался, — ответил иеродиакон Иннокентий. В половине двенадцатого ночи допрос был прерван и больше не возобновился. На следующий день начальник Волоколамского районного отдела УНКВД по Московской области подписал обвинительное заключение, и дело было передано на рассмотрение тройки. 11 ноября 1937 года тройка УНКВД по Московской области приговорила отца Иннокентия к расстрелу. Иеродиакон Иннокентий (Мазурин) был расстрелян 13 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на Бутовском полигоне.

http://foma.ru/bylo-zapisano-kak-prestup...

Е. Веригину, Н. Покровскому и И. Успенскому на руки по окончании ими курса в Академии при отъезде на родину. в) Казенные стипендии назначить студентам того же курса: Ивану Захаржевскому, Василию Казанцеву, пользующимся стипендиями Московской кафедры по 110 руб. и Сергею Ставровскому, пользующемуся стипендией Г.И. Хлудова в 85 руб. 50 коп.; две лаврских стипендии назначить студентам: ІV курса Павлу Георгиевскому, содержащемуся на своем иждивении и студенту II курса Феодору Каверзневу, пользующемуся стипендией Московской кафедры в 110 руб. г) Три стипендии Московской кафедры назначить студентам: Михаилу Смирнову (ІV курса), Михаилу Рудневу и Григорию Богоявленскому (III курса); две стипендии Г.И. Хлудова – студентам III курса: Константину Алмазову и Дмитрию Лебедеву . д) Местожительство всех вышеозначенных студентов будет прежнее – в здании Академии. е) Содержание 4-го пункта прошения Ю.И. Базановой благопочтительнейше представить на Архипастырское благоусмотрение Его Высокопреосвященства , а о получении денег послать жертвовательнице уведомление с выражением благодарности». 2) В четвертом пункте прошения Ю.И. Базановой сказано: «Студентам, желающим пользоваться предлагаемыми мною пособиями, прошу давать место в академическом здании на общих основаниях академического устава. Но если по каким-либо уважительным причинам, например, по особенному состоянию здоровья или для больших удобств в занятиях признано будет лучше жить им в особом частном общежитии – в монастырской гостинице или на вольнонаемной квартире под общим наблюдением академической инспекции и под особенным попечением кого-либо из наставников Академии, с которым по сему предмету я постараюсь войти в особые соглашения, – на такой случай я покорнейше просила бы Совет Академии исходатайствовать у Высшего Начальства разрешение помещать и устраивать означенных студентов и вне академических зданий». 3) В журнале от 15-го ноября было изложено благопочтительнейшее ходатайство Совета Академии пред Его Высокопреосвященством о разрешении допустить к чтению лекций по вакантной кафедре истории и обличения русского раскола кандидата Академии Илью Громогласова в качестве исправляющего должность доцента Академии со времени избрания, с условием, чтобы Громогласов, для определения на должность доцента Академии по

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К тому же в совокупности с качеством тканей, характером надписей, развитым золотным шитьем с разнообразными швами и упрощенным шитьем в личном можно отнести воздух к самому концу XVII – началу XVIII в. Надпись мы считаем выполненной значительно позже (конец XVIII – XIX в.). Такие надписи на бархате встречаются на ряде поновленных произведений, например происходящих из Кирилло-Белозерского монастыря. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 17, 18846; Георгиевский 1927. С. 20. Табл. XII, рис. 1. 170. ВОЗДУХ РАСПЯТИЕ Москва, Царицына мастерская палата (?), украинские мастера (?), конец XVII в. Репс и атлас (конец XVII в., Западная Европа), штоф (XIX в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити, трунцал, жемчуг, сапфир, изумруды; ткачество, шитье, низание. 58х74 Происходит из московского Богоявленского монастыря. Поступил в 1922 г. 946 Инв. ТК-2574 Кат. В центре средника на фоне розового репса изображено Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом и орудиями Страстей (процветшим копнем и тростью с губкой). Под крестом – череп Адама. Под ногами у предстоящих и в основании креста – золотые «облачка». На верхней перекладине креста вышита надпись інці (Иисус Назорей Царь Иудейский), на средней перекладине іс хс. Сверху вниз между крестом и фигурами идут надписи – мари, иванъ. Крест и фигуры шиты отдельно по желтому шелку и наложены на общий фон. По сторонам Распятия, в углах средника – восемь накладных прямоличных херувимов, шитых по красному шелку. Личное шито плотными стежками «атласным» швом тонкими кручеными шелковыми нитями песочного цвета. Волосы, черты ликов, ребра, кон туры – коричневым шелком. Одежды, крест, «облачка» – прядеными золотными нитями с малозаметной прикрепой (швы – «ягодка», «рядки», «черенок», «клопчик», «городок»). Контуры фигур предстоящих, складки их одежд, нимбы, орудия Страстей, Голгофа, «облака», надписи, херувимы обнизаны жемчугом. Перья на крыльях херувимов в виде длинных полос 947 . Изображение Распятия заключено в восьмилепестковое жемчужное клеймо, от которого в разные стороны отходят извивающиеся ветки с крупными стилизованными цветами и листьями нескольких видов, шитых жемчугом с золотной «веревочкой» и трунцалом. Среди плетенок, квадратов, треугольников, контурных листиков размещены отдельные сверленые изумруды и сапфир, а также группы изумрудов, образующих трилистники и другие растительные формы. По сторонам среди веток – четыре короны, шитые жемчугом и камнями. К среднику, обрамленному жемчужной обнизью, пришиты каймы черного атласа с вьющейся гирляндой подобных же цветов и веток, шитых жемчугом и трунцалом (по без камней). Края кайм обрамлены жемчужной обнизью и золотными полосками. Подкладка из темно-зеленого штофа. В комплект входят два сударя, также с изображением Распятия (кат. 171,172). СОХРАННОСТЬ Фон средника выцвел. Атлас на каймах сильно сечется. Небольшие утраты жемчуга. Подкладка поздняя.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

—376— всем упускает из виду). Подробно излагаемое автором путешествие Суханова в Грузию, как одного из членов отправленного в последнюю духовного посольства, составляет то, чем мы вполне обязаны ему: все документы, касающиеся этого посольства, до тех пор совершенно неизвестного, открыты и напечатаны им. Говоря о строительстве Арсения Суханова в принадлежавшем Троицкому Сергиеву монастырю московском Богоявленском монастыре, автор, на основании найденных им новых документов, сообщает обстоятельные сведения об этом монастыре и указывает тот промежуток времени, к которому должно быть относимо назначение Арсения в его строители. Главы третья и четвёртая посвящены путешествию Арсения Суханова на Востоке в продолжение 1649–1653 годов, разделение речей, о котором на две особые главы условливается тем, что оно и на самом деле разделяется на две особые половины. В главе третьей автор говорит: о побуждениях, которые заставили московское правительство послать Арсения Суханова на Восток, и о задачах, которые были ему при этом даны; об его отправлении из Москвы и путешествии до Молдавии с иерусалимским патриархом Паисием; об его двукратном возвращении в Москву из Молдо-Валахии для государевых дел и об его прениях о вере с греками-спутниками патр. Паисия, имевших место во время его проживания при патр. Паисии в Торговище. Когда автор, считающий побуждением для посылки Арсения Суханова на Восток то, что в Москве изменили взгляд на греков, оставив прежнее против них предубеждение, усвояет эту перемену взгляда на Греков влиянию книги о вере, которая издана была в Москве в 1648 г. и которая настойчиво говорит о неповреждённости у Греков православия, то можно с ним спорить; относительно же всего остального, фактического, должно быть сказано, что автор при помощи архивных документов, отчасти ставших известными прежде него, отчасти же им самим найденных, приводит данную часть настоящего путешествия Суханова, бывшую дотоле весьма недостаточно известною, можно сказать, в совершенную ясность. Статейный список Арсения и его Прение с Греками о вере, содержание которого подробно передаётся автором, не составляют его (автора) открытия, но ему мы обязаны их напечатанием.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архангельская Благовещенский-Ворбозом. или Изосимина пуст. Калужская Благовещенский-Шеренский Астраханская Боголепова Казанская Богородицкая-Дунилова Новгородская Богородицкая-Рождеств.-Воротиловская Рязанская Богородицкая-Теплогорская Новгородская Богород.-Успенская-Оханская Богород.-Успенская-Мохнецкая Тверская Богород.-Владимирский-Тотемский Московская Богород.-Владимирский-Нерехтский Вологодская Богород.-Казанский-Мокшанский Тверская Богород.-Казанский-Сызранский Богород.-Казанский-Ломовский Вологодская Богород.-Рождествен.-Лысковский Пермская Богород.-Рождествен.-Тобольский Тверская Богород.-Сретенский-Переяславский Вологодская Богород.-Сретенский-Карачунский Костромская Богословский-Чердынский Пензенская Богословский-Важский Симбирская Богословский на Витке-Радоговицкий Пензенская Богословский-Подгородный-Хлыновский Нижегородская Богоявленская-Кодлозерская Тобольская Богоявленский-Галичский Владимирская Богоявленский на Борках Воронежская Богоявленский-Мстерский Пермская Богоявленский-Островский Архангельская Богоявленский-Невьянский Новгородская Богоявленский на Сокове Борисоглебская Вятская Борисоглебский на Горе Переяславский Борисоглебский на Песках Переяславский Олонецкая Борисоглебский на Ушне-Муромский Костромская Боровенская-Гордеева Архангельская Рязанская Борщевая-Николаевская Владимирская Борщовский-Троицкий Ярославская Бунарев-Алексинский Пермская Вадожская-Богородицкая Новгородская Важбахтская-Пятницкая Вологодская Варваринский-Волоколамский Владимирская Варваринский из-за Петровских ворот Варваринский-Новгородский Владимирская Варвавинская-Троицкая Васильевский-Нижегородский Владимирская Васильевский-Староладожский Васильевский-Кесарийский-Новоторжский Новгородская Васильевский-Мячковский Введенская-Заозерская-Зосимо-Савватиевская Орловская Введенская-Уздринская Воронежская Введенская-Яйвенская Тульская Введенский-Вязниковский Ярославская Введенский-Переяславский Новгородская Введенский-Пупковский Московская Введенский-Карачевский Псковская Введенский-Бежецкий

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

До начала, еще задолго публичной моей народной деятельности, из частых моих сношений и столкновений с простолюдинами я вполне убедился, что народ наш расположен ко всему доброму, что он жаждет послушать и почерпнуть где-нибудь и что-нибудь для себя полезное. Эта та насущная и вопиющая потребность народа и искреннее мое желание принести посильную пользу этому жаждущему, но почти всеми оставленному и забросанному камнями и грязью народу, вызвали меня к трудам и занятиям – публичным духовно-нравственным беседам с народом, которые я и веду вот уже почти 10 лет. Испросив на это в высшей степени полезное и благотворное дело разрешение покойного высокопреосвященнейшего митрополита Московского Иннокентия, который с особенной архипастырской радостью благословил меня на это занятие, я и открыл в 1871 году мои публичные беседы. Первоначально я открыл беседы только с призреваемыми Екатерининского богаделенного дома, с сердечным желанием доставить им пищу более для них нужную, пищу духовную, то есть, питать души их словом Божиим; и этим самым имел в виду руководить их и приготовлять, как людей престарелых, к переходу в жизнь загробную. Но слух об этих беседах скоро пронесся по всей окрестности, и стало являться, вместе с призреваемыми, на эти беседы много лиц посторонних. И чем время шло дольше, тем более и более прибавлялось слушателей и исключительно простого фабричного народа, народа темного, как сам о себе он выражается. С этого времени и приняли мои беседы характер публичных собеседований с народом. Слушателей стало собираться так много, что не находилось уже в здании места для всех, и потому я вынужден был летнее время беседовать с ними на открытом воздухе. В настоящее время имеется особое здание, устроенное при Императорском Екатерининском богаделенном доме в 1875 году к 100-летнему юбилею этого дома попечителем тайным советником К.К. Шильдбах исключительно для моих бесед и носящее название читальни. В этой-то читальне я и продолжаю до сего времени занятия мои с народом во все воскресные и праздничные дни, и намерен продолжать, если только будет угодно Господу.

http://pravoslavie.ru/31793.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010