Потешный дворец От древних зданий гражданской архитектуры в Московском Кремле отличается особенностью плана и фасада, так называемый, Потешный дворец, что ныне Комендантский дом, между Троицкими или Курятными и Боровицкими воротами. Прежде на этом месте был малый или задний двор, где в XVI веке находились поварни, медоварни, мыльни, какие-то столбы и малые избушки, принадлежавшие к домашнему обиходу Царского дворца, (1) смежного с бывшим Троицким подворьем, иначе Богоявленским монастырем. До начала XIX столетия, между Потешным дворцом и огромным трехэтажным корпусом Сытного, Кормового и Хлебенного дворцов, был узкий проезд, глухо заросший травою. На месте теперешней Александровской улицы, между Потешным дворцом и Кавалерскими корпусами, находился, через проезд не более 4 сажен шириной, огромный трехэтажный корпус; во втором этаже южного корпуса его помещалась, в 1780 г. Экспедиция Кремлевского строения; к северу от самых отделений Экспедиции, чрез широкие сени, стояла пространная Ольгина палата. К этому зданию вдоль всего корпуса с двух сторон поперечной южной и продольной восточной примыкал каменный широкий переход на арках, и деревянный на каменных столбах; внутри арок были печуры с окнами и дверьми, где помещались мастеровые Оружейной палаты и придворные служители, далее рядом подвалы, погреба и ледники Сытного дворца, коих Котошихин считает более тридцати. От средины ныне существующего Потешного дворца, к южной стороне простираясь до Конюшенного двора двухэтажный корпус, коего второй этаж занимало до 1804 года Архитектурное училище, переведенное с Патриаршего двора из каменного здания. В таком положении был этот задний двор до начала XIX столетия! (2) При постройке Кавалерских корпусов место это очищено и расширенная улица названа Александровскою в честь Императора Александра I. Занимая возвышенное место в Кремле у самых городских стен, это здание более открыто и казисто с фасада, обращенного на запад, нежели с восточной стороны, заслоненной Кавалерскими корпусами. Сколько разные переделки и пристройки ни изменили внешность и внутренность сего величественного и красивого здания, которому следует первенство после Грановитой Палаты и Теремов; но первобытный тип и характер его зодчества еще выказывается в самой основе целого, в частях, в орнаментах и в архитектурных линиях, где опытный глаз зодчего сумеет отличить древнее от нового, подлинное от поддельного и воссоздать целое в первоначальном его виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Являясь правящим архиереем стольного града, я стараюсь делать все возможное, чтобы московские приходы могли жить полноценной церковной жизнью, чтобы духовные потребности москвичей удовлетворялись в полной мере Чаще всего я служу в московских кафедральных соборах: Храме Христа Спасителя и Богоявленском соборе, что в Елохове. Также я регулярно совершаю богослужения в древних соборах Московского Кремля. За истекший период я более пятидесяти раз совершал Божественную литургию в кремлевских храмах. Кроме того, я регулярно совершал богослужения в монастырских и приходских храмах Москвы, а также принимал участие в закладке и освящении тридцати двух храмов и часовен. По традиции в декабре проводится ежегодное Епархиальное собрание Москвы, на котором в своем докладе я представляю вниманию его участников обзор общецерковных, епархиальных и приходских проблем. Среди важнейших вопросов, рассматривавшихся на состоявшихся в межсоборный период Епархиальных собраниях, были темы духовного и нравственного облика священнослужителей, злоупотреблений в духовнической практике, недостаточного культурного уровня отдельных клириков, слабой активности в области социального служения. Мне приходилось довольно остро ставить вопрос и о церковной дисциплине, и об отношениях между клириками. Особое внимание уделялось задачам развития образовательной, диаконической и миссионерской деятельности приходов. Неотъемлемой частью патриаршего служения сегодня стали визиты в епархии. Меня весьма радует возможность посещать самые отдаленные уголки России и зарубежья, где живет наша паства, и видеть своими глазами возрождение церковной жизни на местах. Ни рапорты и годовые отчеты Преосвященных, ни письма священнослужителей и прихожан, ни сообщения средств массовой информации не могут в полной мере отразить многообразие приходской и епархиальной жизни с ее успехами и неудачами, радостями и тревогами. Патриаршие богослужения во время посещения епархий собирают большое количество клириков и мирян, в том числе прибывающих из близлежащих епархий. Общение с Патриархом за богослужением является для духовенства и верующих самым очевидным свидетельством полноты благодатной жизни Церкви, дает возможность огромному количеству людей разделить друг с другом и со своим Предстоятелем радость участия в Евхаристии. Это позволяет христианину преодолеть некоторую отчужденность, возникающую в результате погруженности в бытовые заботы своего прихода, и на личном опыте познать торжество церковной соборности.

http://patriarchia.ru/db/text/420130.htm...

Собрав нужные по настоящему делу сведения через Настоятелей монастырей Полоцкого Богоявленского и Тадулинского Успенского, а также через Полоцкого Благочинного священника Одинцова и истребовав относящиеся к сему делу справки из документов, хранящихся в Консистории, я изложил свой отзыв в пространном донесении Св. Синоду от 19-го декабря за 3779, в котором с достаточной силой и обстоятельностью опроверг все пункты, заключающиеся в жалобе Юркевича. Не излагая здесь моего отзыва в цельном виде, я ограничусь только повторением моих заключительных слов донесения. „Из соображения всего, выше мною изложенного, – писал я, – не трудно усмотреть, что прошение Протоиерея Юркевича частью лишено основательности, частью наполнено лживыми и бездоказательными объяснениями и всё проникнуто язвительными укоризнами, направленными лично против меня. – Посему мнением полагаю: 1) Ходатайство протоиерея Юркевича о возвращении Полоцкому Софийскому Собору преимущества относительно соборных молебствий оставить без удовлетворения. 2) Что же касается ассигнования потребной на каждодневное Богослужение в Соборе и содержание оного в благолепии суммы, то, хотя Полоцкое Епархиальное Начальство по тем основаниям, какие имело в виду и какие изъяснены в вышеизложенном определении Консистории, не почитало себя в праве утруждать Высшее Начальство ходатайством о ежегодном отпуске суммы на потребности Полоцкого Софийского Собора, но если бы Св. Синоду благоугодно было назначить к ежегодному отпуску для сего Собора хотя бы не очень значительную сумму, эта милость —242— 1869 г. принята была бы Епархиальным Начальством с глубокой признательностью. Но почтительнейше представляя на благоусмотрение Святейшего Синода сии заключения, уместным и благовременным почитаю войти при сём в некоторые объяснения в рассуждении личных ко мне отношений протоиерея Андрея Юркевича и обратиться к Святейшему Правительствующему Синоду с смиренной просьбой. Протоиерей Юркевич, входя в Св. Синод с жалобой на отказ со стороны Епархиального Начальства в исходатайствовании ежегодного из казны отпуска суммы на потребности Полоцкого Софийского Собора, думал, по-видимому, засвидетельствовать тем свою ревность о благе и пользе сего Собора, как настоятель оного, но при этом он далеко вышел из пределов, указываемых здравым смыслом и доброй совестью.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

215 Свое заключение об этой поездке Арсения грека и старца Зосимы в Новгород за книгами основываем на отрывочной записи в расходной книге патриаршего казенного приказа на 161 год, где значится: «17 ноября по государеву патриархову именному приказу его келейнику черному попу Зосиме, что он едучи из Великого Новгорода с старцем Арсением издержал дорогою на всякие расходы, 4 р. дано» (кн. 34, л. 229). Что здесь под старцем Арсением нужно разуметь нашего грека, а не Суханова и не Сатановского, видно из того, что Суханова тогда еще не было в Москве; он вернулся из своей первой поездки на восток только 7 июня 1653 г.; а Арсений Сатановский, живший тогда в Москвк в Богоявленском монастыре, не пользовался особенным вниманием патриарха, как незнавший – по собственному его признанию – греческого языка. Поездка же Арсения грека в Новгород за книгами стоит в непосредственной связи с предшествовавшим перед тем осмотром самим патриархом московской патриаршей библиотеки и последовавшей за тем выпиской книг из других мест России и на востоке. Список греческих книг, купленных для патриарха в Новгороде, помещен в переписной книге домовой казны п. Никона , составленной в 1658 г. и изданной во «Временнике общества ист. и древ.», М. 1852 г., кн.15, стр. 133–134; самые же книги находились в келье Арсения грека может быть еще со времени их привоза в Москву. 216 В расходных книгах патриаршего казенного приказа читаем: «17 ноября 161 г. дана гривна чернильнику Федке Иванову за кувшин чернил, купленный на Борисовский двор старцу Арсению киевлянину для писма» (Кн. 34, л. 521); 11 января того же года дано в посольский приказ за 4 стопы большой александрийской бумаги, что взято патриарху в келью на книжное письмо, по 6 р. за стопу (л. 523); 12 июня дана гривна за чернила для книжного письма в келью старцу Арсению (л. 526 об.); 27 августа дано старцу Арсению греку 10 алтын «за три пера лебяжьих, да за полфунта орешков чернильных, да за полфунта камеди, да за купорос, что он купил в борисовскую золотую палату писать книга греческая государю патриарху» (л. 508); 8 марта 162 г. куплен Арсению греку кувшин чернил за 3 алт. 2 денги (Кн. 36, л. 661); 9 мая того же года «старцу Арсенью греку, который сидит у книжной справы и переводит книги с греческого на русскую грамоту, дано 10р.» (л. 346); 6 сентября 1657 г. из казенного патриаршего приказа «справщику печатных книг старцу Арсенью греку дано 50 рублев» (Кн. 43, л. 218 об.). Из расходных книг печатного двора также видим, что Арсений грек за службу на этом дворе кроме годового штатного оклада в 70 рублей по именным указам патриарха получал из сумм зтого двора значительные по тому времени неокладные денежные прибавки: 14 марта 165 г. патриарх велел выдать ему из неокладных сумм 20 рублей; та же сумма выдана ему по патриаршему указу и 17 июля 166 г. уже по удалении Никона с патриаршего престола (кн. печ. двора 55, л. 294 об. и 474).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Главными деятелями просвещения у нее остались теперь братья Лихуды, преподававшие науки в новой академии, но реакция против латинства, все разрастаясь, скоро добралась и до них. Начало московской академии и состояние ее при Лихудах Академическое обучение открылось непосредственно после приезда Лихудов первоначально, до постройки зданий академии, в кельях монастыря Богоявленского. Сильвестр недаром добивался должности начальника академии – по учредительной грамоте 1682 года она облекалась громадными правами и привилегиями. В ней предположено было преподавать духовные и светские науки: грамматику, пиитику, риторику, диалектику, философию и богословие, и языки славянский, греческий, польский и латинский, для людей всякого чина и возраста. Царь предоставлял в ее пользу свою библиотеку, вотчины 8 монастырей, одну дворцовую волость и 10 пустошей; право суда над ее людьми предоставлял ее блюстителю вместе с учителями; учителям обещал пенсии, а ученикам лучшие места на службе. Блюстителем и учителями положено назначать только русских или греков, испытанных в православии и дававших клятву быть ему верными; учителей из Литвы и Малороссии дозволялось принимать только по свидетельству об них достоверных людей, потому что эти прелестники, сказано в грамоте, сначала притворяются православными, а потом развратные словеса всевают и целость веры нашей терзать начинают. Академия назначалась быть блюстительницею православия во всей России. Никто не должен был держать у себя учителей иностранных языков, а должен был для обучения языкам отдавать своих детей в академию. Она обязывалась смотреть и за тем, чтобы в России не было иноверной пропаганды, и за новообращенными, тверды ли они в вере, и за всеми вообще людьми духовного и мирского чина, не держит ли кто у себя запрещенных книг, не вступает ли в состязания о вере и прочее. Ей предоставлялся и суд по религиозным преступлениям: по суду ее, запрещенные книги должны были подвергаться сожжению; нетвердых в вере она могла подвергать ссылке, а иноверцев, виновных в хуле на православную веру, и русских отступников – даже смертной казни через сожжение. Последние грозные полномочия академии не были, впрочем, осуществлены на практике, и ей досталось одно более скромное просветительное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Какое радушие, добродушие и почти родственное чувство находите в отцах-пантелеимоновцах! Постоялец сразу же делается членом новой, как бы родственной семьи. Мне было почти совестно от их внимания, смею думать – искреннего, каким они меня окружали. Подадут самовар, а вместе с тем и заваренный чай такого прекрасного качества, что я забывал о своем московском чае, который я привез с собой. К чаю подавалась груда хлеба, булок, баранок, и когда я слишком мало всего этого съедал, мне пеняли: «Что же вы мало кушали». Раз я заметил, что я люблю пить чай с молоком, и с тех пор молоко неизменно являлось к моему чаю в таком обилии, что этого молока хватило бы на четверых. Отец Севаст, монах, мне прислуживавший (Севаст, которого богомольцы, по его словам, проще (?) называли Севастополем), каждый день обращался ко мне с просьбой: «Покушать, пообедать, поужинать» 102 . Но я ни разу не брал себе стола у пантелеимоновцев. Я хотел жить не жизнью Богоявленского монастыря в Москве, а жизнью константинопольской. Я обедал большей частью в одном французском ресторане в Пере. Кстати сказать, здесь за один рубль (не более) я получал вкусный и сытный обед, какого за ту же цену ни в каком случае не найдешь в Москве. Добрые пантелеимоновцы, как я вам благодарен за все! Послушали бы вы их, с каким сочувствием они распространяются о таких постояльцах подворья, как двое наших ученых литургистов-профессоров Н. Ф. Красносельцев и А. А. Дмитриевский , с истинно завидным усердием изучающих Афонские хартии, имеющие отношение к литургике. «А вот мы на днях ждем к себе с Афона Н. Ф. Красносельцева . Здоров ли он?» – говорили отцы-пантелеимоновцы. Или: «Слава Богу, начальство награждает 3000 руб. А. А. Дмитриевского за его труд» (без сомнения, имеются в виду деньги, отпущенные Синодом г-ну Дмитриевскому на печатание собранных им Афонских литургических материалов). Вот каковы пантелеимоновцы, пригревшие и меня, грешного. Не могу не сказать о том парадном обеде, который был устроен братией подворья 27 июля в праздник св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Так как у наших ревнителей не было достаточного умения составлять и говорит такие проповеди, то решились, чтобы познакомить московское общество с характером настоящей живой проповеди, прибегнуть к помощи приезжих образованных греков. В Москву, 8 декабря 1650 года, прибыл назаретский митрополит Гавриил, игравший деятельную и важную роль посредника между Хмельницким и московским правительством по вопросу о присоединении Малороссии к Москве и хорошо знавший русский язык. Ему поручено было проповедовать в московском Богоявленском монастыре, где он остановился, и где он действительно сказал ряд устных церковных проповедей (из них нам известны четыре проповеди). Особенного внимания заслуживает его проповедь, сказанная им в 1651 году, в праздник Пятидесятницы, причем современный списатель его проповедей счел нужным сопроводить свой список таким замечанием: «глаголаше же сие поучение изоуст вслух всем людем. Отпев божественную литургию». Это поучение назаретского митрополита касалось особенностей тогдашней русской жизни, и, несомненно, имело прямую связь с обличительными и реформационными стремлениями тогдашнего московского кружка ревнителей благочестия, сказано было с их согласия и одобрения. Вот что услышали о себе москвичи с церковной кафедры из уст приезжего греческого иерарха: рассуждая о спасительности и важности крещения, откуда-де произошло и самое название христиан, проповедник говорит, обращаясь к своим слушателям – москвичам: «самих же себе нарекосте болярами, и не Божиих сынов, но сынов болярских любете себе пред человеки нарицати»; что же касается низших себя – «меньших братий своих сущих» – то их называют небесным званием – «христианми» (т. е. крестьянами), но этим названием «яко бы их охуждают, зане поручены им суть, и от их трудов хранилища своя исполняют и пространно питают». Между тем всякая душа, не именующая себя христианином вдовица есть, лишившаяся жениха, «наипаче пространно питающаяся лихоиманием от трудов кровавых меньших подручников». Приглашая всех не гнушаться званием христианина, проповедник восклицает: «устыдися прочее о сем, о любимче, и воскресни от мертвых сих дел и изыди от мрака гордыни суетного гроба тьмы бесовского самомнения»; Царь и Творец всяческих не стыдится нарицать нас своею братиею, «ты ж стыдишися по Адамлю естеству и по духу благодати подручников своих меншею братиею их себе нарицати.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Стипендия имени проф. Егора Вас. Амфитеатрова. К 1914 г. Капитал ее состоит: а) процентными бумагами 4700 р. в) наличными деньгами (по сберег. книжке) Стипендия имени XXXVII курса, основанная почившим Архиеп. Ярославским Сергием. К 1914 г. капитал ее состоит: процентными бумагами 1100 р. наличными деньгами (по сбер. книжке) процентными бумагами 3000 р. наличными деньгами (по сбер. книжке) Б. Денежные средства Московской комиссии Братства для вспомоществования бывшим воспитанникам Императорской Московской Духовной Академии Приход К 1-му января 193 года в кассе Комиссии состояло: а) процентными бумагами 29.800 р. б) наличными деньгами В 1913 году поступило: процентными бумагами от почет- ного члена Московской Духовной Академии заслуженного ординарного профессора д. с. с. В. А. Соколова один 4½ % закладной лист Ярославско Костромского Земельного Банка серии 3610335 сторублевого достоинства с купоном на 1-е июля 1913 года наличными деньгами: От казначея Комиссии д. с. с. П. С. Владимирского проценты по купонам с принадлежащих Комиссии %%-ных бумаг в сумме 1.194 р. По подписным листам чрез о.о. благочинных от причтов столичных церквей и настоятелей монастырей: благочинного Московских придворных соборов и церквей протоиерея П. Г. Извекова помощника благочинного 4-го отделения Сретенского сорока священника Г. А. Орлова помощника благочинного 1-го отделения того же сорока священника И. И. Бушневского благочинного единоверческих церквей священника Г. Шлеева настоятеля Новоспасского монастыря архимандрита Макария благочинного 2-го отделения Сретенского сорока протоиерея В. Ф. Остроухова благочинного 2-го отделения Замоскворецкого сорока протоиерея Н. И. Мячина благочинного 1-го отделения того же сорока протоиерея В. Ф. Сергиевского благочинного 1-го отделения Никитского сорока протоирея И. Д. Арбекова благочинного 1-го отделения Ивановского сорока священника В. С. Недумова благочинного Китайского сорока протоиерея К. И. Богоявленского благочинного 2-го отделения Никитского сорока протоиерея С. М. Маркова

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1842 года 8 мая прибыл в Москву, на возвратном пути из Петербурга в свою епархию, митрополит киевский Филарет, остановился, за отсутствием Московского архипастыря, на Троицком подворье и на другой день изволил кушать у преосвященного викария Иосифа. К обеденному столу был приглашен и Митрофан. По его словам, «митрополит (Киевский) в обращении с другими прост, добродушен, невозносителен. Его беседа обнаруживает в нем набожность, – она растворена особенно аскетизмом. С увлекательным восторгом он говорил о Киеве, о святыне киевской и не раз приглашал ехать с собой Спасо-андрониевского архимандрита Гермогена: они хорошо знают один другого и сочувствуют между собой. За столом преосвященнейший кушал довольно и великим постником себя не выказывал; любит хороший чай и защищал употребление его против возражений викария». 10 числа митрополит священнодействовал св. литургию в большом Успенском соборе. Он «служит довольно просто, не продолжительно, но с набожностью и смирением». Свою запись о Киевском владыке о. Митрофан кончает латинской фразой: queм volebam рарам, videbam! Архимандрит Митрофан, со свойственной ему ревностью, до конца жизни занимался проповедованием слова Божия не только в своей обители, но и во многих других местах, когда открывался случай, или по назначению начальства. Первосвятитель московский Филарет нередко возлагал на него этот благочестивый труд; иногда назначал ему проповедь накануне того дня, в который она должна быть сказана в храме, напр., при праздновании рождения царственного лица. Составление церковных слов от постоянного упражнения было для него нетрудным делом. Владыка 9 янв. 1844 г. извещал его: «Непредвиденно для меня случилось, что завтра говорить поучение расположился преосвященный (викарий Иосиф). Посему завтра, о. архимандрит, останьтесь в покое, и не гневайтесь, что труд ваш не достигнул конца. Дело послушания и дело полезного размышления вами совершено». Ценя в нем всегдашнюю беспрекословную покорность, знаменитый начальник подарил проповеднику книгу: Камень веры с собственноручной надписью: «Архимандриту Митрофану в благодарность за готовность друг друга тяготы носити. Ноября 19, 1844» 162 . Сверх того, от 5 ноября 1846 года им доведено до сведения св. Синода, что арх. Митрофан «постоянно усердным и ревностным прохождением возложенных на него должностей и исполнением особо возлагаемых на него поручений, а также и назидательными поучениями в слове Божьем, заслуживает особенное внимание и признательность начальства». В следующем году 10 мая Митрофан был всемилостивейше сопричислен к ордену св. Анны 2 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

См. Ист. Росс. Иерархии 1, 211. 23 Донесение это См. в Ист. Унии стр. 274–276. Там же приложен и реестр отнятых церквей, которых число простирается до 125. 24 Отрывок означенного письма находится между бумагами издателя. Оно писано из Могилева, Апреля 27, 1740 г. После сего, в скором временя, Иосиф переведен на Московскую кафедру, с саном Архиепископа. 25 Сей случай, бывший в 1748 году, описан в pykon.Konnomackrzywd. Кавецкий, слуга Зенкевича, сперва буйствовал в Архиерейском доме; потом напал, на дороге, и на самого Архиерея. Ругая поносными словами Преосвященного Иеронима, «Iascivaetscommaticapropalandoverba», он выстрелил в него из пистолета, заряженного пулею, но, к счастью, не попал. 26 Cм.VolumlegumII, 766. 775 и след. также Prawaywolnisciobywatel., , Кониского, стр. 28 и 29. 27 Император Пётр I, недовольствуясь письменными сношениями с Польским двором, определил особенных коммисаровв, коих обязанностию было охранять православных от обид. См. Ист. Унии, стр. 159. 28 Высочайший рескрипт к Графу Кейзерлингу, 16 Августа 1742 года. Императрица писала и к самому Королю Польскому о том же, 24 Ноября 1743 года. См. Ист. Унии, стр. 297, 306. 29 Грамота Короля Августа ВиленскомуБискупу писана 1750 года, Октября 7. Помещена в Ист. Унии, стр. 320. 30 В другом письме своем в Канцлеру, Бискуп сей слагал с себя всякое в том yчacmue.«Naprzod, izritusGraecusyichcerkwiedomnienienaleza, bomaianadsodaauthoritatemswoichMetropolitow, odktorychireguntur. Tandem, jezeli dobr y wolnosci swoich wolni tey Rzpltey katolickiey concives, niektore particularne in suis haereditariis bonis bedace cerkwie transformowali na uniackie, nie stalo sie to meosconsilio, neque auxiliis» нпр. Оно находится между манускриптами издателя. 32 Замечено в Белор. Иерарх. между манускриптами издателя. На содержание Могилевской кафедры особо производилось тогда по 700 рублей в год. 33 Сия грамота напечатана в Белор. архиве др. грамот I, 143–144. В оной ywpunktachkontrowersyiuszczypliwych, conviciayostrosciastylunapelnionychpilneunikali.» Впрочем, по привилегии Короля Владислава IV, данной еще 1633 года Марта 19, в Могилеве существовала типография при Богоявленском братском монастыре, которой изделия у библиографов наших считаются теперь очень редкими.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010