От. – Услышь Его самого, ответствующего тебе: «ты сказал» ( Мф.26:64 ; Мк.14:62 ; Лк.22:71 ;) – «столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня… Видевший Меня видел Отца… Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?» ( Ин.14:9–10 ). Недостаточно целой книги, чтобы дать подробный ответ в разрешение этого вопроса. Мы уже коснулись его, говоря о Божественном происхождении Веры христианской; однако должно ещё несколько более развить этот пункт, на коем основана вся Вера наша. Евангелие есть история Иисуса Христа, написанная очевидцами и при свидетелях-очевидцах: иудеях и первых христианах, рассказанная с дивной простотой Апостолами, которые откровенно говорят о своих проступках, о своём малодушии и неверии, и которые, наконец, положили жизнь свою в удостоверение истины своих слов. Одно чтение Евангелия есть лучшее доказательство его истины. Нельзя не почувствовать, что это Слово Божие. Сравни высочайшую личность Господа Иисуса Христа со знаменитейшими из человеков! Все они, оканчивая жизнь, умирают совершенно для земли. Их поприще было шумно, они волновали мир, но после них что же остаётся? Несколько времени имя их восхваляется, но потом к нему делаются равнодушны, и оно хранится только в книгах: они не живут уже более на земле. Иисус Христос один живёт, живёт всегда и везде. Он присутствует в мире: сегодня, как и восемнадцать веков назад, везде и во всех странах Его любят или ненавидят, Его защищают или противятся Ему, Его приемлют или отвергают, как и во дни Его земной жизни. Он есть главнейший вопрос, средоточие всех жизненных вопросов, волнующих человечество. Он живёт, глаголет, повелевает, учит, запрещает. Его жизнь развивается в христианстве, она есть дух и стихия Его великого учреждения Св. Церкви. Христианство есть продолжение жизни Иисуса Христа во вселенной, в течение всех веков! Итак, Иисус Христос есть всемирный деятель, непрерывно действующей в течение девятнадцати веков, начертанный живыми буквами во всех странах и всех поколениях. Это жизнь исключительная, наполняющая весь мир. Всё проходит, всё умирает вокруг Него, Он один живёт и существует!

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/otv...

Услышь Его самого ответствующего тебе: " ты рекл еси, - Аз есмь! " (Мф.26,64; Мк.14,62; Лк.22,71); - " Толико время с вами есмь, и не познал еси Мене, видевый Мене виде Отца! Не веруюши ли, яко Аз во отце и Отец во Мне есть? " (Ин.14,9.10). Недостаточно целой книги, чтоб дать подробный ответ в разрешение этого вопроса. Мы уже коснулись его, говоря о Божественном происхождении веры христианской; однако должно еще несколько более развить этот пункт, на коем основана вся вера наша. Евангелие есть история Иисуса Христа, написанная очевидцами и при свидетелях очевидцах - иудеях и первых христианах; рассказанная с дивной простотою Апостолами, которые откровенно говорят о своих проступках, о своем малодушии и неверии, и которые, наконец, положили жизнь свою во удовлетворение истины своих слов. Одно чтение Евангелия есть лучшее доказательство его истины; нельзя не почувствовать, что это Слово Божие! Сравни высочайшую Личность Господа Иисуса Христа с знаменитейшими из человеков!.. все они, оканчивая жизнь, умирают совершенно для земли; их поприще было шумно, они волновали мир, но после них что же остается?.. несколько времени имя их восхваляется, но потом к нему делаются равнодушны, и оно хранится только в книгах: они не живут уже более на земле. Иисус Христос один живет, живет всегда и везде. Он присутствует в мире; сего дня как восемнадцать веков назад, везде и во всех странах Его любят или ненавидят, Его защищают или противятся Ему, Его приемлют или отвергают, как и во дни Его земной жизни. Он есть главнейший вопрос, средоточие всех жизненных вопросов, волнующих человечество. Он живет, глаголет, повелевает, учит, запрещает. Его жизнь развивается в христианстве, она есть дух и стихия Его великого учреждения Св. Церкви. Христианство есть продолжение жизни Иисуса Христа во вселенной, в течение всех веков! Итак, Иисус Христос есть всемирный деятель, непрерывно действующий в течение девятнадцать веков, начертанный живыми буквами во всех странах и всех поколениях. Это жизнь исключительная, наполняющая вест мир. Все проходит, все умирает вокруг Него, Он один живет и существует!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1369...

18 . Адам принял осуждение: проклята земля за тебя; терния и волчцы произрастит она тебе ( Быт.3:17–18 ). Иисус для того принимает терны, чтобы освободить от этого осуждения; и в земле погребен для того, чтобы проклятая земля вместо проклятия получала благословение. Тогда, как согрешили (прародители), покрылись листьями смоковницы: потому и Иисус последнее знамение совершил над смоковницей. Ибо, намереваясь идти на страдание, проклинает Он смоковницу (см. Мф.21:19 ), не все смоковницы, но одну известную, для изображения (райской) смоковницы, говоря: отныне да не вкушает от тебя никто плода вовек ( Мк.11:14 ). Осуждение миновало, и, так как прародители покрылись листьями смоковницы, то пришел Он в такое время, когда не было на ней плодов. Кто не знает, что во время зимы смоковница не приносит плодов, а только покрыта бывает листьями? Что все знали, неужели не знал того Иисус? Впрочем, зная об этом, шел как бы намереваясь искать плодов; знал Он, что не найдет их, но хотел только представить образ проклятия на листьях. 19 . Коснувшись событий, случившихся в раю, по справедливости удивляюсь я истине преобразований: в раю отпадение, в саду и спасение; от древа грех, в древе и спасение (см. Быт.3:8 ). После полудня скрылись прародители от Господа ходящего, после полудня и разбойник вводится Господом в рай (см. Лк.23:43 ). Но скажет мне кто-либо: это ты вымышляешь; представь мне свидетельство о древе Крестном из пророка; если из пророка не приведешь об оном пророчества, то я не поверю. Итак, послушай Иеремии и убедись: А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня ( Иер.11:19 ). Читай вопросительно, как я сказал. Ибо неужели не знает тот, который говорит: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие? ( Мф.26:2 ). Как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы ( Иер.11:19 ). Какой агнец? Иоанн Креститель объяснит, говоря: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира ( Ин.1:29 ). Они составляют замыслы против меня ( Иер.11:19 ); знающий помышления неужели не знал того, что должно было случиться? Что же говорили они? Положим ядовитое дерево в пищу Его ( Иер.11:19 ). Если Господь удостоит тебя, то впоследствии узнаешь, что тело Его, по Евангелию, представляло образ хлеба: положим ядовитое дерево в пищу Его и отторгнем Его от земли живых ( Иер.11:19 ). Жизнь не истребляется, на что трудитесь напрасно? Имя Его более не помянется: тщетен совет ваш; ибо имя Его прежде солнца пребывает ( Пс.71:17 ) в Церкви. Также и о том, что жизнь висела на древе, Моисей с плачем говорит: жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей ( Втор.28:66 ). И недавно прочитанное Писание говорит: Господи! кто поверит слышанному от нас? ( Ис.53:1 )

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

1Кор.2:11 ), что Ангелы не знают будущего, известного одному Богу (см. Мк.13:32 ), что им не во всей полноте открыта тайна искупления, в которую желают проникнуть (см. Еф.3:10 ; 1Пет.1:12 ), и что не проникают они в помышления человеческих сердец (см. 3Цар.8:39 ; Иер.17:9 ; 1Кор.2:11 ). Своей собственной силой они не могут творить чудес, ибо Бог «творяй чудеса един» ( Пс.71:18 ). Бог и в них находит известные недостатки (см. Иов.4:18, 15:15 ). Проникнутые этой Богооткровенной истиной святые отцы учат, что Ангелы при всей своей разумности, намного превышающей человеческую, не ведают и не могут ведать Божеского естества. Сознавая непостижимость Божеского естества, Ангелы «крылами» закрывают свои лица, прославляя Господа Саваофа, ибо высочайшая степень мудрости производит высочайшую степень благоговения и благочестия. «Они видят Бога, насколько для них возможно, и имеют это пищею». В сравнении с человеком Ангелы гораздо превосходят его совершенством; в сравнении с Богом Ангелы ограниченны и несовершенны, ибо они суть тварь и совершенством своим, сколь бы значительным оно ни было, они пребывают в границах своей богозданной природы. 4. Ангельский мир неисчислим. Об этом свидетельствует Святое Откровение. Пророк Даниил говорит о тысячах тысяч Ангелов (см. Дан.7:9–10 ); святой тайновидец Иоанн в Откровении видит Ангелов, число которых несказанно велико (см. Откр.5:11 ); Сам Спаситель упоминает о легионах Ангелов (см. Мф.26:53 ); евангелист Лука говорит о множестве небесных Ангелов, славословящих новорожденного Богомладенца (см. Лк.2:13 ); апостол Павел пишет, что в Церкви верные приступают к тьмам Ангелов (см. Евр.12:22 ); второе Пришествие Господа Иисуса Христа на землю будет сопровождаемо необозримым множеством святых Ангелов (см. Иуд.14 ). Святые отцы считают, что блаженные воинства святых Ангелов бесчисленны и множество бесплотных Сил несметно, а потому употребляемые нами числа малы для обозначения их бесконечного числа. «Ряды небесных Сил исчислить нельзя. Многи суть блаженные воинства над-мирных духов; они превышают немощную и узкую меру наших материальных чисел».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

27:5), «и ниц быв проседеся посреде, и излияся вся утроба его» (Деян. 1:18). Значит, его исповедь нисколько ему не помогла. Что же сделал Петр, который получил прощение? Он стоял внутри двора Каиафы и грелся. Он трижды отрекся — «не вем человека» (Мк. 14:71). Но когда в третий раз услышал пение петуха, вспомнил, что ему предрек Христос; осознал свой грех, его поразила сердечная боль; он тотчас вышел вон со двора, тотчас же выделился от злого сообщества слуг, удалился и, хорошо подумав в душе над тем, что сделал, горько заплакал — «исшед вон плакася горько» (Мф. 26:75). И существует предание, что в течение всей жизни всякий раз, как он слышал пение петуха, он вспоминал свой грех, и глаза его становились двумя источниками горьких слез — «плакася горько». И такого рода исповедь принесла большую пользу: впоследствии, когда Христос по воскресении трижды вопросил его: «Симоне… любишили Мя?» (Ин. 21:15), — этим троекратным вопрошением он исправил его троекратное отречение, как говорит Григорий Богослов. А когда Христос сказал ему: «Паси агнцы Моя… паси овцы Моя» (Ин. 21:15–16), — Он даровал ему, говорит Златоуст, прежнюю апостольскую власть и честь. Заметь себе теперь, о христианин, что истинное и совершенное покаяние, которое дарует прощение грехов, которое приводит к благодати и любви Божией, состоит не в том, чтобы исповедать только грехи свои, ибо это есть устная, а не сердечная исповедь, исповедь по привычке, а не из сокрушения, не в том, чтобы искупить грех посредством денег, как будто покаяние есть торговое дело, а духовники, как говорит Павел, — святотатцы, торговцы, — он и говорит о них, как о «непщующих приобретение быти благочестие» (1 Тим. 6:5). Брат, ты заблуждаешься! Это покаяние — только внешнее и, подобно раскаянию Иуды, суетно и бесплодно. Покаяние, как я сказал, состоит в том, чтобы поступать так же, как Петр. Как только осознал свой грех, Петр тотчас вышел вон из проклятого дома того архиерея, где он отрекся от Христа, Божественного Учителя. «Исшед вон». И ты, когда захочешь пойти на исповедь, тотчас выйди из того проклятого дома, где ради любви блудницы ты отрекаешься от Бога, не трижды, а ежедневно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

5, ст. 33–35, а вскоре после этого упоминается о наступлении третьей (если ορτ тоже Пасха) или второй Пасхи, – той, на которую Спаситель не ходил в Иерусалим, а затем впервые упоминается о двенадцати учениках (6:67,71). Следовательно, по показанию четвертого Евангелия, две или одна первые им упоминаемые Пасхи падают на время, опущенное у синоптиков; а в остающийся период после ареста Крестителя Христос, и по четвертому Евангелию, ходил в Иерусалим на Пасху лишь один раз, когда и был распят. (Интересно наблюдение Бейшлага, что у синоптиков, именно Мф.12:1–8 , Лк.6:1–5 , Мк.2:23–28 , приблизительно в середине повествования о Галилейской проповеди Христа стоит рассказ о том, как ученики Его в субботу растирали руками и ели колосья, а вслед за этим рассказом Лука помещает избрание двенадцати. Жатва в Палестине приходится на половину нисана (см. Левит гл. 23, ст. 10–14); т. е. это событие произошло около времени той Пасхи, на которую (по Иоанну) Спаситель не ходил в Иерусалим. Возможно, что, как и принято в русском переводе, выражение Луки «второпервая суббота» (σββατον δευτεροπρτον) именно означает здесь первую субботу после 15 нисана, пришедшегося в этот год на субботу. Что главное поприще Спасителя, по синоптикам, есть Галилея – несомненно; но вовсе неверно, будто, по Иоанну, это не так. Ошибка впечатления зависит от того, что у Иоанна главная масса текста приходится на речи Спасителя, произнесенные в Иудее, Перее и Самарии, а не в Галилее; но эти речи вовсе не требуют долгих периодов пребывания Спасителя в этих местностях. Периоды же эти могут быть рассчитаны по упоминаемым в Евангелии праздникам, как по календарю, и вот что дают эти указания евангелиста 169 . Невдолге после крещения (январь?) Креститель указывает на Иисуса, и тут впервые с Ним сходятся будущие апостолы: Иоанн, Андрей, (Иаков), Петр, Филипп и Нафанаил. На третий день после того (1:4; 2:1) мы видим Христа в Галилее вплоть до Пасхи, в Кане и Капернауме. На пасху Христос идет в Иерусалим и некоторое время Его ученики крестят в Иудее на Иордане, где действует еще Креститель.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

61 В войне с Хосровом Персидским, начавшейся при жестоком и необузданном императоре Фоке (602–610 гг.), Византия потеряла часть Сирии, а в начале правления Ираклия I – Палестину с Иерусалимом (к 614 г.). 62 Город на азиатском берегу Босфора – предместье Константинополя. 63 Каган – наименование хазарского князя. 64 Мисоны и скифы здесь: авары. 65 Моноксила (греч. monoksilon) – судно, выдолбленное из одного ствола. 66 Константин Погонат – Византийский император с 668 по 685 г. 67 Лев III Исавр – Византийский император, царствовавший в 717–741 гг. 68 Арабы. 69 В греческом православном мире собственно «акафистом», или «акафистным пением» называется только Акафист Божией Матери, за всеми же прочими произведениями этого жанра сохраняется название «икосы» или «херетизмы». 70 Китий – город на южном берегу острова Кипр, близ нынешнего местечка Ларнака. 71 Святой апостол Иоанн Богослов писал Евангелие позже всех, уже после смерти Лазаря. (Кончина Иоанна последовала в начале II века). Время написания первых трех Евангелий: Матфеем – около 41 г.; Марком – 46 г.; Лукой – 61–62 г. Праведный Лазарь преставился в 63 г. по Р. Х. 72 По Софронию, Иоанн Богослов написал свое Евангелие в противовес ереси евионитов, утверждающих, будто Христос не существовал прежде рождения от Марии. 73 Лазар о ма (евр.) – погребальная одежда, плащаница, которой у евреев обычно обвивали тела усопших. 74 В город Ефраим в стране близ пустыни (см. Ин. 11:54 ). 75 Ср.: Быт.37:28: «…за двадцать сребренников». 76 Букв.: «клейкость, вязкость». 77 На Мф. беседа 80. 78 Почему и хотели продать это миро за большую цену и дать нищим ( Мф.26:9 ). 79 В Синодальном переводе — «чистое». 80 Индийское растение, из которого приготовлялось миро (см.: Мк.14:3 ; Ин.12:3 ). 81 То есть древо Креста. 82 На Мф. беседа 84. 83 То есть ел пасху в ночь четверга, хотя положено было в вечер пятницы; но Господь, как истинный Агнец и наша Пасха, в пятницу хотел уже быть закланным – одновременно с прообразующим Его пасхальным агнцем, – и потому заранее вкусил пасху с учениками (см.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

694. Славьте Господа; призывайте имя Его… Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда (Пс. 104. 1–4). 695. Бывает для человека того последнее хуже первого (Мф. 12. 45). 696. Мф. 13. 25. 697. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Лк. 11. 23). 698. Для невежд она очень сурова, и неразумный не останется с нею: она будет на нем как тяжелый камень испытания, и он не замедлит сбросить ее. Послушай, сын мой, и прими мнение мое, и не отвергни совета моего. Наложи на ноги твои путы ее и на шею твою цепь ее. Предоставь ей плечо твое, и носи ее и не тяготись узами ее. Приблизься к ней всею душою твоею, и всею силою твоею соблюдай пути ее. Исследуй и ищи, и она будет познана тобою, и, сделавшись обладателем ее, не покидай ее; ибо наконец ты найдешь в ней упокоение, и она обратится в радость тебе. Путы ее будут тебе крепкою защитою, и цепи ее — славным одеянием (Сир. 6. 21–30). 699. Написано вследствие желания проводить среди мира внимательную жизнь для некоторого благочестивого мирского лица. 700. Добротолюбие. Ч. 2, главы преподобного Филофея Синайского. 701. Исаак Сирский. Слово 71. 702. Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения (1 Тим 2. 8). 703. Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом (Быт. 39. 9). 704. Патерик Скитский 705. Мк. 10. 48. 706. Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие (Пс. 49. 23). 707. Бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, в который час Господь ваш придет (Мф. 24. 42; Мк. 13. 33). 708. Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание (Евр. 13. 13). 709. Ибо не имею здесь постоянного града, но ищу будущего (Ср.: Евр. 13. 14). 710. Преподобный Исихий. Добротолюбие. Ч. 2, гл. 4. Согласно сему рассуждают и прочие святые Отцы. 711. …по истине и миролюбно судите У ворот ваших… и ложной клятвы не любите… говорит Господь (Зах. 8. 16–17). 712. По обычаю древних, цари и прочие начальники производили суд лично и для такового суда избирали место при вратах города. Пример этого можно видеть в житии святого великомученика Георгия. Четьи-Минеи, 23 апреля.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

В Великий Пяток Се, Человек! ( Ин.19:5 ). Невольно вырывается это восклицание Пилата, когда видим пред собой Крест с пригвожденным на нем Божественным Страдальцем. Да, братие, навряд ли найдется такая бесчувственная душа, которую бы не тронул и не умилил вид Креста Господня. Но тогда, в ответ на это восклицание, иудеи, еще озлобленные, закричали: Распни Его (ст. 6). И когда уже совершилась беззаконная казнь, они не переставали грубыми насмешками осыпать Повешенного. А теперь? Что было бы теперь, если бы Он снова явился перед нами во всем сиянии Своей божественной красоты, кротости и смирения?! О, конечно, мы не так бы приняли Его, как 19 веков тому назад еврейский народ. Мы окружили бы Его любовью, нежностью, мы все бы раздали, что имеем, и пошли бы за Ним. Мы за великое счастие считали бы один Его милостивый взор и, если бы Ему понадобилось опять пострадать и умереть, то мы бы пострадали и умерли вместе с Ним. Вот что готовы ответить вы мне. Но так ли это? Правда ли это? Жестокое слово скажу я вам, братие, но поистине не могу его не сказать: мы бы, может быть, отреклись от Него снова. Вспомните, кто окружал Крест Христов? Одни враги, одни иудеи, как дикие звери жаждущие Его страданий и мук. Где же были Его многочисленные друзья и ученики? Что же не исповедывают они Его Сыном Божиим, что же не вступаются за Него? Где же апостол Петр, с клятвой обещавший душу свою положить за Него? – Он клятвою же подтверждает, что не знает Человека сего ( Мф.26:72,74 ; Мк.14:71 ). Где апостол Андрей? Он малодушно предается бегству. Где же любимый Его ученик, которого он согревал на груди Своей? Ему-то бы следовало броситься на мучителей, вырвать копье, поразившее Господа, обрушиться на них громовою речью в защиту своего Учителя и Господа... А он стоит при Кресте безмолвно и бездейственно (см.: Ин.19:26 ). Один лишь человек громко вступился за Него тогда... И этот человек был разбойник. И если бы через 19 веков Он снова пришел к нам, то и теперь, может быть, Он нашел бы не более сильную защиту. Трудно, кажется, этому поверить, видя торжество Христова Креста во всех пределах православного мира, видя, как множество верующих сходятся для поклонения Ему. И всякий из нас с негодованием готов отвергнуть обвинение в отречении от своего Владыки и Господа. Но пусть каждый испытает свою душу – насколько она усвоила себе все глубокое значение Креста Господня? То есть – насколько она является в своей жизни участником, причастником страданий Христовых? И не есть ли это видимое благоговейное поклонение Кресту Христову лишь действием чувствительного и торжественного церковного зрелища на наши воображение и чувства?!..

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Великий Четверг, как вы знаете, это воспоминание Тайной Вечери и предательства Иуды. Я должен сказать, что в течение многих лет в начале моей жизни в Церкви это сочетание имело для меня внешний характер. То есть чисто хронологически: сначала была Тайная Вечеря, потом все вышли в Гефсиманский сад, и там через предательство Иуды Господь был арестован. Но внутреннюю связь я ощутил не сразу. И тем более, наверное, не у всех в самое сердце входят слова, которые священник каждый раз читает от лица верующих, когда выносит для причастия Святую Чашу: «Ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Второе понятно, потому что когда мы сами про себя думаем, то довольно благочестиво и очень искренне сравниваем себя с разбойником. Другое дело, что если кто-то не очень хорошо о нас отзовется, то мы обычно уже не сравниваем себя с разбойником, а ведем себя, как разбойник в этой ситуации. Но вот с Иудой – уже совсем непонятно, потому что на внешнем уровне мы не можем зафиксировать в себе такого предательства. Конечно, тайна Иуды едва ли нам будет понятна, потому что, например, в Евангелии сказано, что Иуда имел при себе денежный ящик, был вором и воровал, что туда клали. Вряд ли речь идет только о том, что Иуда был настолько зафиксирован на своей прибыли, что это определило его предательство. Тем более, по словам Иуды, что лучше было бы продать миро и отдать нищим, видно отношение ко Христу как к тому, кто устроит мир и благополучие в земной жизни: станет царем, уничтожит римское владычество, сделает жизнь на земле более справедливой. Но когда для Иуды окончательно стало ясно, что Христос идет совсем не этим путем и не к этому пути призывает, когда уже Иуда стал понимать, что может произойти, он отрекся от Христа и решился на предательство. Прп. Серафим Саровский, говоря об Иуде, касается такой темы, как мужество и отчаяние. Он говорит о том, что, в общем-то, можно соотнести отречение апостола Петра, когда он трижды сказал: Не знаю человека сего ( Мк.14:71 ), с отречением Иуды. А различие, по мнению прп. Серафима, состоит в том, что Петр нашел в себе силы покаяться, и покаялся, и возвратился в число апостолов, и был первоверховным апостолом.

http://azbyka.ru/besedy-na-velikij-post

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010