– Ин. 18:23 . «Вниде же в претор паки Пилат... предаша Тя мне; что Еси сотворил?»». – Ин. 18:33 – 35 . «Паки рече Пилат: „Убо Царь ли еси Ты? «... Бе же Варавва разбойник». – Ин. 18:37 – 40 . Л. 70 – 71 «Тогда убо Пилат поят Иисуса... предавый Мя тебе болии грех имать " ». – Ин. 19:1 – 11 . Л. 71 «Разорите церковь сию, и тремя денми воздвигну ю». – Ин. 2:19 . «Се же глагола о церкви Тела своего» – Ин. 2:21 . ... слыишхом, яко глаголешь... треми денми воздвигну ю " ». –Ср.: Мф. 26:61 ; Мк. 14: 58 . Л. 72 ...и святого Предтечю... – Иоанн Креститель. Пророк, посланный приготовить народ к приходу Иисуса Христа. «Яко достоит вовремя удалятися наветующих... иже волю Божию молитвою просити». – Это название 1-й главы 63-го правила «Нравственных правил» Василия Великого (Василий Великий 1594, л. 112 об.). В «Наставлении царю» патриарха Никона это наименование 25-го правила – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 1, л. 326. 63-е правило Василия Великого , включающее в себя подборку из пяти цитат – Мф. 10:23 ; Мф. 12:14 ; Ин. 11:53 – 54 ; Лк. 22: 41 – 42 ; 1Кор. 10:13 (все цитаты указаны ниже), патриарх Никон расширил за счет включения новых цитат из других книг Нового Завета – Севастьянова 2003, 357, 396. «Отшедшим же им... и отъиде во Египет». – Мф. 2:13 – 14 . «Умершу же Ироду... отъиде в пределы Галилейския». – Мф. 2:19 – 22 . «Слышав же Иисус... оставл Назарет». – Мф. 4:12 – 13 . «Блаженни есте, егда поносят вами... на вы, лжуще Мене ради». – Мф. 5:11 . Этот фрагмент из Евангелия процитирован патриархом Никоном либо по «Наставлению царю», либо по «Нравственным правилам» Василия Великого (ср.: «Блажени есте, егда поносят вам и ижденут вы//и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради» – Василий Великий 1594, л. 114 об. – 115; «Блажени есте, егда поносят вам и ижденут вы, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради» – Наставление царю, л. 335 об.). «Тако бо изгнаша пророки, иже прежде вас». – Мф. 5:12 . «И иже не приимет вас...оттрясите прах ног ваших»... – Мф. 10:14 , Этот фрагмент из Евангелия процитирован по «Наставлению царю» (ср.: «„И иже не приимет вас, ниже послушает словес ваших, исходяще из дому или из града того, оттрясите прах ног ваших» и проч[ее]» – Наставление царю, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первый случай относится к пути Христову из Галилеи в Иерусалим, второй – к последним дням в Иерусалиме накануне Страстей. В Галилейской проповеди эта связь обеих заповедей, – иначе говоря, догматическое основание практического учения, – только подразумевается. Догматическое учение для галилейских масс было недоступно. Это ясно показывает Беседа о Хлебе животном в Капернаумской синагоге. Беседа связана с насыщением пяти тысяч в пустыне и имеет своим содержанием догматическую тайну Евхаристии. Насыщение пяти тысяч встречается у всех четырех евангелистов ( Мф. 14:14–22 ; Мк. 6:34–45 ; Лк. 9:11–17 ; Ин. 6:1–15 ). Беседу сохранил только Иоанн (6:25–71), и он же свидетельствует о том соблазне, который она вызвала даже в среде учеников. Факт Беседы доказывает, что Господь не вполне обходил догматические темы и в Своей Галилейской проповеди. Отсутствие их в синоптическом предании может иметь объяснение в непонимании слушателей. Но нельзя не отметить, что даже в Ин. отчет о галилейском служении Христовом содержит, по преимуществу, повествование о чудесах Христовых (4:43–54; 6:1–24; ср. 2:1–11), и только одну догматическую беседу – о Хлебе животном (8:25–71). Конечно, для евангелиста и чудеса, при всей их исторической непреложности, были внешними знаками, в которых раскрывался глубокий внутренний смысл. Но сейчас нас интересует не толкование факта, а факт, как таковой. Галилейское служение Христово отпечатлелось в памяти Иоанна, как учение делом. Учение словом в догматическом – Иоанновском! – смысле занимало в Галилее подчиненное место. Но недосказанное подразумевалось. И это касается не только догматического основания двоякой заповеди любви. Учение о Царстве предполагает, во-первых, его исполнение в полноте эсхатологического 10 свершения и, во-вторых, явление Мессии. В галилейской проповеди подразумевается и то и другое. На эсхатологических темах Господь в галилейский период не останавливался, хотя о воскрешении верующих «в последний день» Он и говорил в той же – оставшейся непонятною – беседе о Хлебе животном ( Ин. 6:39, 40, 44, 54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

…великого короля-гугенота Генриха IV. – Генрих IV – король Франции (1553—1610), первый из династии Бурбонов. Подписал в 1598 г. Нантский эдикт, гарантировавший религиозную неприкосновенность французским протестантам (гугенотам). 58 …неприятная притча о свиньях. – Мтф., 8, 28—32, Мк., 5, 1—2, Лк., 8, 32—33. 59 …блудный сын… живущий во грехе среди свиней. – Лк., 15, 15—16. 60 …как кричал… корень мандрагоры. – Согласно поверьям, стон «человекоподобного» корня мандрагоры предвещает смерть тому, кто его услышит. 61 Съезд методистов. – Методисты – протестантская секта; основана английским проповедником Джоном Уэсли (1703—1791). В 1907 г. на съезде методистов три крупнейших секты слились в Объединенную методистскую церковь. 62 Ритуалисты – представители т.н. оксфордского движения, стремившегося вернуть Англию в лоно католической церкви (вторая половина XIX в.). Лидер движения Э. Пьюзи (1800—1882) ратовал за возвращение от идей Реформации к средневековой теологии. 63 Гилберт Уайт (1720—1793) – английский писатель, священник, автор трудов по естественной истории. 64 Уолтон Исаак (1593—1683) – английский писатель, автор книги «Искусный рыболов» (1653). 65 …потребую голову Ливсона на блюде. – Ср.: «Дай мне на блюде голову Иоанна». Мтф., 14, 18. 66 Фулон (1717—1789 – французский финансист и администратор времен французской революции. Ему принадлежат слова: «Что ж, если у этой швали нет хлеба, пусть жуют сено». 22 июля 1789 г. был схвачен и повешен толпой; рот ему набили сеном. 67 …не езжу на ослах… Боюсь исторических аналогий. – Верхом на осле в Иерусалим въезжал Иисус Христос. Мтф., 21, 7; Мк., 11, 7; Лк., 19, 33—35; Ин., 12, 14. 68 …забыл о Боге в саду. – Речь идет о грехопадении Адама и Евы. (Быт., 3.) 69 «Амброзийные ночи» – Публиковавшиеся в «Блеквуд мэгезин» литературно-философские диалоги шотландского писателя Джона Уилсона (1785—1854; наст. имя – Кристофер Норт). 70 Вулф Тоун Тибалд (1763—1798) – ирландский революционер, один из основателей общества «Объединенные ирландцы» (1791). После ирландского восстания 1798 г. приговорен к повешению. Покончил с собой накануне казни. 71

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

Зачем эта служанка, придверница? Почему составители вымыслов не заставили говорить с Петром кого-нибудь из мужчин, например, хотя бы того же Малха, которому Петр отсек ухо? Это было бы гораздо естественнее во всяком вымысле, даже художественном. Но действительность всегда мало отвечает всякому вымыслу. Мужчины заняты были другими делами и мыслями; а наблюдательность, острое зрение и несдержанный язык женщин всем известны. Судя по выражениям ( παιδσκη), это была молодая рабыня, может быть, даже взрослая девочка. Смелый и отважный Петр поставлен был в крайне затруднительное и опасное положение не занесенным над ним мечом, не направленной прямо против его сердца стрелой или пикой, а легкомысленным вопросом какой-то неизвестной и болтливой молодой рабыни. Евангельское κα (у всех евангелистов) здесь многозначительно: «и ты был». Если «и ты», то, следовательно, и еще кто-нибудь из бывших с Галилеянином был там, и вместе с ним Петр. Кто был этот другой? Одни предполагают, что служанка указала здесь на Иоанна, другие – на Иуду. Но, может быть, слова служанки означают: «ты вместе с многими другими, которых теперь нет на этом дворе». Мф.26:70 .  Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. (Ср. Мк.14:68 ; Лк.22:57 ). На первый раз отречение Петра не выступает ясно, хотя и было, в сущности, таковым. Он дает, по-видимому, несколько уклончивый ответ. Много людей было при взятии Иисуса Христа, вероятно, там были и сами первосвященники. Петр не знает, считает ли его служанка в числе друзей или врагов Христа. Если в числе врагов, то что же удивительного, если он был в Гефсимании с Иисусом Галилеянином и возвратился с Ним оттуда? Он не знает ( οδα – Матфей и Лука) и не понимает ( πσταμαι – Марк), о чем именно говорит женщина. Но у Иоанна краткое, суровое, ничем не сглаженное и прямое отрицание: οκ εμ (не я, меня с Ним не было). Мф.26:71 .  Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. (Ср. Мк.14:68–69 ; Лк.22:58 ; Ин.18:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Можно думать, что уже евангелисты с недоумением останавливались перед загадкою Иуды. В Мф. (26:14–16) предательство Иуды объясняется корыстью. Иуда явился к первосвященникам и, запросив их о цене, предложил предать им Иисуса. Они дали ему тридцать сребреников. Это простейшее объяснение предательства Иуды получило широкое распространение. Вспоминая о предательстве Иуды, Церковь в богослужениях Страстной Недели объясняет его корыстью. Но это объяснение, как бы распространено оно ни было, поражает своею недостаточностью. Тридцать сребреников составляли, на наш счет, около 18 или около 72 золотых франков, в зависимости от того, надо ли понимать под сребреником одну драхму или одну тетрадрахму, т. е. четыре драхмы. В том и в другом случае, сумма получается ничтожная. Замечательно, что евангелист Марк, писавший свое Евангелие тогда же, когда и Матфей, но, по общему мнению, независимо от него, тоже знал что Иуда отправился к первосвященникам, и что они обещали дать ему деньги (14:10–11), но сумма у него не названа, и, что особенно важно, обещание вознаграждения исходит от первосвященников в ответ на предложение Иуды. В Мк. Иуда вопроса о деньгах не ставит. Очевидно, уже в глазах евангелиста Марка, побуждения корысти не были достаточным объяснением предательства Иуды. Евангелист Лука (22:3–6), в этом пункте повторяющий Мк., тоже знает о вознаграждении, предложенном Иуде членами Синедриона. Но предательство Иуды получает у него новое объяснение: в Иуду вошел сатана. Иначе, как привлечением сверхъестественного фактора, личного носителя зла, евангелист Лука не мог объяснить предательство Иуды. Объяснение Луки повторяет Иоанн, который ставит проблему Иуды во всей ее сложности. К предательству Иуды он подводит читателя с некоторою постепенностью. Он помнил, что и Господь, провидя будущее, исподволь готовил учеников к измене одного из Двенадцати. Первый намек Иисуса на присутствие диавола в среде апостолов, еще в Галилее, до начала пути, истолкован евангелистом в 6:70–71. Имя Иуды снова упоминается в 12:4–6.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

На несколько минут мы отойдем от креста с умирающим Спасителем. Господь Спаситель ходит по земле, несет Свой земной подвиг, окруженный избранными Апостолами, среди которых самым пылким является Петр. Вот апостол Петр говорит Господу Иисусу Христу: “…Ты — Христос, Сын Бога Живаго” ( Мф.16:16 ). Он исповедует веру в Господа Иисуса Христа как Сына Божия. Вот Апостолы на горе Фаворской видят славу преображения Господа своего. И тот же апостол Петр восклицает: “…Господи! Хорошо нам здесь быть…” ( Мф.17:4 ). Вот Господь спрашивает Своих Апостолов: “…не хотите ли и вы отойти?” — и опять тот же апостол Петр восклицает: “…Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни” ( Ин.6:67-68 ). Таким был апостол Петр. И опять станем духом своим у подножия креста Христова. Где ты, апостол Петр? Тебя здесь нет. Как говорит святой Евангелист, “оставив Его, все [ученики] бежали” (ср.: Мк.14:50 ). И апостол Петр, по немощи своей, отрекся от Господа и сказал: “…не знаю Человека Сего, о Котором говорите” ( Мк.14:71 ). О, первоверховный апостол Петр, конечно, не с духом осуждения мы об этом вспоминаем. Нет! Мы знаем, что ты по немощи своей изменил Господу, ибо ты еще не был укреплен благодатью Святого Духа. Мы знаем, что ты был величайшим проповедником слов Христовых и ты умирал за Христа, головою вниз, в знак своего величайшего благоговения перед искупительной смертью Спасителя и всецелой преданности Господу. И если мы вспоминаем о твоей немощи, стоя духом у Голгофы, то для того только, чтобы показать, какая вера была у этого благоразумного разбойника. Он не был с Господом Иисусом Христом на горе Фаворе, он не видел чудес Христовых, он не слышал тех Его проповедей, которые умиляли, потрясали человеческие сердца. Он только слышал об этом от других. Но когда он висел рядом на кресте, когда видел невинное осуждение, безграничное терпение и кротость Того, Кто умирал рядом с ним, когда всем своим сердцем почувствовал, что так умирать и молиться за Своих распинателей может только один Царь неба и земли, когда он увидел в Нем Хозяина Небесного Царства, он так воскликнул из глубины своей уверовавшей души: “Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое”. И в ответ на это он услышал известные нам дорогие слова.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. 27 И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. 28 Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. 29 Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе. 69. Молва об Иисусе Христе, смятение Ирода Мф. 14:1 В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе 2 и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Мк. 6:14 Царь Ирод, услышав об Иисусе (ибо имя Его стало гласно), говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. 15 Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков. 16 Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых. Лк. 9:7 Услышал Ирод четвертовластник о всём, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых; 8 другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес. 9 И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его. 70. Возвращение 12 с проповеди Мк. 6:30 И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили. Лк. 9:10 Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, чтó они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою. 71. Насыщение 5000 народа пятью хлебами и двумя рыбами Мф. 14:13 И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком. 14 И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. 15 Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. 16 Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. 17 Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. 18 Он сказал: принесите их Мне сюда. 19 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо,

http://azbyka.ru/shemy/evangelskij-sinop...

19. Хула на Духа Святого (3:22–30) (Мф 12:22–32; Лк 11:14–23; 12:10) 22. ο γραμματες ο π εροσολμων καταβντες ‘книжники, пришедшие из Иерусалима’. Вероятно, они обладали большим престижем и авторитетом, чем местные книжники, вследствие чего апостол Марк считает нужным указать их происхождение. По-видимому, их приход означал, что религиозные власти в Иерусалиме уже почувствовали беспокойство в связи с проповедью Спасителя. Καταβανω ‘сходить вниз’ и αναβανω ‘подниматься’ — обычны в библейском греческом языке при обозначении движения соответственно из Иерусалима (или Палестины) и по направлению туда, ср. Лк 2:51 или Деян 25:7,9. Βεεζεβολ χει ‘имеет (в Себе) Вельзевула’ (в рукописях вариант Βεελζεβολ). Наиболее вероятная гипотеза заключается в том, что перед нами ba‘al [арам. b e ‘l] z e bul ‘хозяин жилища’. Это поддерживается употреблением слова οκοδεσπτης ‘хозяин дома’ в Мф 10:25 (‘Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?’); ср. также непосредственно следующее за этим Мк 3:25,27. 27. С этим стихом следует сопоставить Ис 49:24–25 и 53:12; важно отметить, что в последнем говорится о смерти Отрока Господня. 28. μν ‘истинно’. Евр. ’mn используется в ВЗ, чтобы выразить 1) принятие поручения от человека в сознании, что оно не может быть исполнено без помощи Божией (3 Цар 1:36); 2) признание действительности угрозы или проклятия, направленного на самого говорящего (Чис 5:22; Втор 27:15–16; Неем 5:13; Иер 11:5); 3) желание присоединить свой голос к славословию (1 Пар 16:36; Неем 8:6; Пс 40:14; 71:19; 88:53; 105:48); 4) то, что свойственно Богу (Ис 65:16 дважды). В значениях 1) — 3) это наречие со значением ‘истинно’, и в каждом случае оно подтверждает твердый и обязывающий характер высказанного слова. В значении 4) это — существительное, означающее ‘истина’ или ‘верность’. В устах Иисуса это слово торжественно подчеркивает истинность того, что Он собирается сказать; оно звучит в Мф тридцать раз, в Мк тринадцать, в Лк шесть, в Ин двадцать пять (там оно всегда удвоено).

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

—550— прозвание к Симону, легко могут быть объяснены тем, что и сам Иуда вероятно носил второе имя по своему Отцу – Симон. Второе прозвание Иуды „Предатель“ ( Мф.10:4 : κα παραδος ατν, – 26, 25 παραδιδος ατν, – Мк.3:19 ς κα παρδωκεν ατν, – Лк.6:16 ς γνετο προδτης) дано было и утвердилось среди апостолов и христиан уже после измены Иудиной и в запечатление её, а потому для уяснения исторической стороны личности предателя не имеет особого значения сравнительно с самим предательством. IV. Иуда-Апостол. Иуда Искариот принадлежит к пяти апостолам (Фома Близнец, Иаков Алфеев, вероятно брат его Иуда Леввей-Фаддей и Иуда? Симон Кананит-Зилот), о коих, до перечисления их в списке Двенадцати и притом к концу списка, ничего не сообщается в евангелиях. Так как двое. из них, родные братья Алфеевы и, по всей вероятности, братья (двоюродные) Господа, Иаков и Иуда, по замечанию евангелиста, „не верили в Господа“ ( Ин.7:5 ср. Мф.12:46–50 и парал. Мк.3:31–35 Лк.8:19–21 ), т. е. обнаруживали некоторую косность в рвении к делу Христову или может быть и долю родственной небрежности (ср. Ин.7:1–7 ), а Фома не один раз заявляется то с своим предупреждением об опасности верной смерти ( Ин.11:16 ) не только для Христа, но и для всех его учеников, то с некоторой тугостью понимания слов Христа ( Ин.14:5 ), то даже с требованием чувственно-материальных доказательств в области явлений духа и веры ( Ин.20:24 ): то можно думать, что эти апостолы, как до, так и после избрания своего, оставили в памяти евангелистов (особенно в воспоминаниях, сообщающихся у синоптиков), сравнительно с другими семью, менее впечатлений из своей жизни и служения. Самое последнее место в списке занимает Иуда Искариот не только по отсутствию таких впечатлений, но и в виду его предательства и исчезновения из апостольской среды, на что евангелисты выразительно указывают своими дополнительными о нём замечаниями: κα παραδος ατν Мф.10:4 ς κα παρδωκεν ατν Μκ.3:19, ς κα γνετο προδτης Лк.6:16 . У Иоанна нет апостольского списка. Но в 6, 70–71 предполагается избрание Двенадцати Апостолов

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Выпуск 1: Толкование на книгу пророка Даниила. С. 131; Выпуск 2. С. 43—44.    Свт. Ипполит Римский. Выпуск 2. С. 70—71.    Свт. Ипполит Римский. Выпуск 2. С. 60—61.    Там же. С. 62.    Свт. Ипполит Римский. Выпуск 2. С. 69.    Свт. Ипполит Римский. Выпуск 2. С. 73—75.    Там же. С. 75.    Свт. Ипполит Римский. Выпуск 2. С. 74—76, 78.    Там же. С. 79. Знамения времен    В различных явлениях как естественного, так и исторического порядка зачастую просматриваются образы грядущего. Именно это подразумевал Спаситель, обличая иудеев, которые притворялись, что не разумеют признаков Его Пришествия. Это обличение побуждает нас с особым вниманием вглядываться в события, разворачивающиеся на глазах нынешнего поколения, в надежде уяснить их смысл. Не подлежит сомнению, что все прореченное Господом сбудется, ибо Он сообщил такие приметы и знамения, по которым мы безошибочно узнаем, что оно «у дверей» (Ср. Мф. 24:33).    Истинность пророчеств открывается из того, что они, частично сбываясь в разные исторические эпохи, все время остаются устремленными к некоей грани в будущем, за которой угадывается всецелое их исполнение. Укажем как пример беседу Спасителя с учениками о бедствиях, ожидающих Иерусалим (см. Мф. 24). Пророчествуя о судьбах священного града, Господь говорит и о близком будущем, именно о его осаде и разрушении в 70 году Р. X. («Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками» (Лк. 21:20)) и о последних временах («и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников» (Лк. 21:24)). И, призывая заключать о предстоящем на основании знамений, вновь прибегает к образу смоковницы, на котором в ином случае (см. Мк. 11:14, 20) показал гнев Божий над ветхим Израилем: «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето. Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях» (Мк. 13:28—29). Более поздние пророчества о событиях, предваряющих последние... НАДПИСЬ НА ГРОБНИЦЕ КОНСТАНТИНА ВЕЛИКОГО    Приводимое ниже пророчество представляет собой текст, некогда начертанный на гробнице императора Константина Великого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3415...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010