„Гавриил Андреевич Репин † 2o октября 1836 года; Евдокия Андреевна Репина † 20 декабря 1848 года; Алексей Феодорович Демяхин † 5 декабря 1849 года; Мария Андреевна Демяхина † 4 февраля 1863 года; младенец Александр Алексеев † 20 сентября 1853 г.; младенец Владимир Алексеев † 15 июля 1876 года; младенец Иоанн Алексеев † 14 апреля 1878 года; Александр Петрович Алексеев † 9 мая 1889 года». 76) Чугунная литая решетка без памятника. 77) Большой опоковый, в виде гроба, памятник с высеченными крестом, копьем, мечем и надписью вверху: „Царь Славы. Ис. Хс. Ника»; а внизу: „Под сим камнем лежит тело действительного тайного советника Ивана Максимовича Волкова, скончавшегося 1809 года декабря 9 дня на 85 г. от роду». 78) Такой-же памятник с надписью: „на сем месте погребено тело действительной статской советницы Елены Никитишны, супруги Ивана Васильевича Волкова, скончавшейся на 73 году от рождения». 79) Такой-же памятник со стертою от времени надписью. 80) Такой-же памятник с надписью: „Под камнем сим лежит тело господина тайного советника Александра Яковлевича Львова, который скончался 1813 года февраля 8 дня»; остальных слов нельзя разобрать. 81) Такой-же памятник с надписью вокруг: „здесь погребено тело рабы Божией Надежды, супруги Казанского под-директора, статского советника и кавалера Михаила Александровича Карпеки, дочери действительного тайного советника, сенатора и разных орденов кавалера Ивана Осиповича Селифонтова, которая родилась 1773 года сентября 14, скончалась 1807 года в день своего рождения; жития её было тридцать четыре года». На южной стороне: „вернейшим другом быв почтенного супруга, нежнейшею матерью была своих детей; несчастный покровителя в ней зрел и друга, отец и мать её отраду поздних дней”. На северной: „и общество, в кругу которого жила за верный ум её, за дарование чтило, почтенным членом в нем всегда она была, за душу-ж ангельскую оно ее любило». 82) Мраморная, белая, большая плита, на которой высечены крест и надпись: „здесь погребен тайный советник, попечитель Казан. учебного округа Еварест Андреевич Грубер, скончавшийся 22 апреля 1858 года на 67 году от рождения».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

К моему искреннему сожалению, я нахожусь вынужденным, во имя истины, которую мы с вами отыскиваем, сказать еще более. Чтобы отстоять свой взгляд на спорный вопрос, вы не только не хотели вникнуть в смысл речи Алексеева и привязали ваше внимание к одному его слову, – вы еще позволили себе привести слова Алексеева о значении брака не в целом их виде, как приведены они у меня, но с пропуском тех из них, которые и показывают истинный взгляд автора книги «о тайне брака» на брак, т. е. употребили прием, к какому прибегали иногда противники Алексеева, стараясь отстоять свои неправильные мысли (вып. 1, стр. 136). Но «мы, скажу словами Алексеева, сполна восприимем» отрывочно приведенное вами место, «да разумно покажется глаголемое». «Тайна брака, писал Алексеев, не так от церковного действа силу имать, как от Божьего оного содетельства и Божиих оных словес, (последство имущи на основании плотского договора). Прочие же тайны церковные на страдании Христове основание имут и точию благодатью Св. Духа совершаются: аще крестити, аще рукоположити, аще миро освятити, везде благодати потреба чрез Христа, коея еретицы не имут: тем же и тайны сия не могут за тайны вменятися, яко не от Христа и Духа Св. начало и совершенство свое имут... Посему церковь неразнственно все браки имяше» (вып. 1, стр. 129) и проч., что уже приведено выше. Призываю во свидетели всех, кто имеет понятие о таинстве в христианском смысле, и прошу их сказать, не на основании соображений, а на основании приведенных слов Алексеева, кто из нас вернее смотрит на учение его о браке, г. Филиппов, утверждающий, что Алексеев считал брак церковным таинством, наравне с крещением и покаянием, или я, признавший брак Алексеева не более, как союзом естественным, т. е. чуждым, по словам г. Филиппова, благодатного таинственного освящения? Впрочем, к чему обращаться к посредству других, когда сам Алексеев решает спор безапелляционно. Он прямо и ясно говорит, что только крещение, миропомазание и другие церковные тайны основание имеют на Христовом страдании и совершаются благодатью Св. Духа; основанием же брака служит плотский договор брачующихся, а сила его зависит не от церковного действия, т. е. священнословия, но от первоначального Божия благословения мужу и жене. Поэтому брак, как тайна, независимая от благодати Св. Духа и ненуждающаяся в ней, может быть законно совершен и в язычестве, и в жидовстве, и между еретиками; между тем как другие церковные тайны возможны только в православной церкви, так как они совершаются благодатью Св. Духа, которой не только язычники и иудеи, но даже и еретики не имеют. От того-то церковь брак, где бы он ни был совершен, принимает за брак, когда вступившие в него по обычаю своего общества, будет-ли оно языческое или еретическое, приходят к ней; всех же других таинств, совершенных вне её ограды, она не принимает, так как знает, что нигде, кроме её, таинства невозможны 1 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

Тихомиров обращал внимание, что цель государства - общее благо, а таковое заключается в полноте и согласном развитии всех его элементов: « Существо государства представляет сочетание разнообразных общественных элементов в единый органический союз » (Л.А. Тихомиров «Монархическая государственность»). Согласование же корпоративных интересов производится на основании одной общей верховной идеи. Идея эта, для того чтобы не быть тиранической, должна вытекать из самого общества, в том числе из его частных союзов. В противном случае она могла бы лишь деспотически насиловать их природные тенденции. Поскольку идея государства и верховной власти имеет своим источником общечеловеческую потребность в объединяющей идее, то, по мысли Тихомирова, идея государственного союза содержит требование всемирного существования в «качественном смысле». Исходя из такого понимания, философ и предлагает свое определение государства - « союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью » (Там же). 4. «МОНАСТЫРЬ НАШ - РОССИЯ» Органическая теория государства была подхвачена и развита евразийцами (Н.С. Трубецкой, Г.В. Вернадский, Н.Н. Алексеев). Философия евразийцев базировалась на противопоставлении органицистского, «холистского» подхода к обществу и истории и подхода механицистского, «атомарного», индивидуалистического», «контрактного». Органицизм (холизм) видит исторические народы, государства и общества как органические сущности, как цельные естественные существа, рождающиеся совместно из духа и почвы, из органического сочетания субъектных и объектных аспектов. Николай Алексеев показывает, что европейский путь юридической мысли и эволюции правовых институтов отражает лишь одну из возможных линий социального развития, основанную на атомарной индивидуалистической, рационалистической философии, которая естественна и логична для Запада, но совершенно чужда и неприемлема для Востока (Н.Н. Алексеев «Русский народ и государство»).

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/12/...

Из находившихся в Ставке великих князей большей любовью и уважением Государя пользовался великий князь Георгий Михайлович, старший по возрасту, наиболее русский по душе, прямой и добрый человек. Прежний любимец Государя великий князь Дмитрий Павлович после ухода великого князя Николая Николаевича отошел на второй план. Отношения между ним и Государем стали сухо формальными. С обострением распутинского вопроса выдвинулся великий князь Борис Владимирович, ставший близким к царю и царице. Особенное благоволение к нему царя было очень заметно, хотя для меня и доселе непонятно, чем этот великий князь заслужил любовь царскую. Глава XVIII. Царский быт в Ставке. Государь и его наследник Переехав в губернаторский дворец, Государь поместился во втором этаже, в предназначенных для него еще великим князем двух небольших комнатах, за залом. Первая комната стала кабинетом Государя, вторая – спальней. Тут же, во втором этаже, в крыле дворца, обращенном одной стороной во двор, а другой в сад, поместились гр. Фредерике и генерал Воейков, занявшие по одной комнате. В первом этаже, в бывших комнатах великого князя, поселились – в первой проф. Федоров, во второй адмирал Нилов. Бывшее помещение начальника Штаба занял Начальник Походной Канцелярии. Здесь же, в первом этаже, разместились князь Долгоруков, граф Шереметьев и некоторые другие. Государь вставал в 9-м часу утра; потом занимался туалетом и, по совершении утренней молитвы, выходил в столовую к чаю. Там уже ожидали его лица свиты. В 11 ч. утра он шел в Штаб на доклад. В первый раз его туда сопровождали министр двора и дворцовый комендант. По-видимому, оба они собирались присутствовать при докладе. Но генерал Алексеев решительно воспротивился этому, и оба они остались за дверями. Генерал Алексеев, будто бы перед самым носом Воейкова захлопнул дверь. Последний потом жаловался: «Мне Алексеев чуть не прищемил нос». После этого граф Фредерике больше не сопровождал Государя, а генерал Воейков не пытался проникнуть в «святая святых» Ставки и, пока Государь сидел на докладе, он проводил время или в беседе с состоявшим при генерале Алексееве генералом Борисовым, забавлявшим его своими странностями, или на некоторое время уходил во дворец, а к концу доклада снова являлся в Штаб для обратного сопровождения Государя. При первой, операционной части доклада присутствовал не только генерал-квартирмейстер, но и дежурный штаб-офицер Генерального Штаба. По окончании этой части Государь оставался наедине с генералом Алексеевым, и тут они обсуждали и решали все вопросы, касавшиеся армии. А какие только вопросы не касались ее? Государь возвращался во дворец после 12 ч., иногда за две-три минуты до завтрака.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

«Ваше Преосвященство, Милостивый Архипастырь! Желая, чтобы, на память об нас искренно-уважающих Ваше Преосвященство, Вы, Владыко святый, имели полное архиерейское и соборное облачения, честь имеем представить Вам в личную Вашу полную собственность: Архиерейское облачение: 1 Саккос с принадлежностями 2 Омофора 1 Подризник 1 Мантия и 1 Сулок. —120— Священническое, в том числе на двух Архимандритов: 6 Фелоней 6 Подризников 2 Палицы 6 Набедренников 6 епитрахилей с поручами. Диаконских: 3 стихаря, 3 ораря и 3 пары поручей. Иподиаконских и псаломщиков: 5 стихарей, 2 ораря и 2 пары поручей. Исполатчикам: 3 стихаря. 1 Кафедра. 1 Пелена для аналоя. Архиерейский саккос с принадлежностями и сулок золотой парчи, омофоры золотого глазета, прочие предметы, кроме кафедры, белого глазета, а кафедра шелковая белая. Покорнейше просим Ваше Преосвященство не оставить нас Вашими святыми молитвами и остаемся с отличным почтением и преданностью. Вашего Преосвященства покорнейшие слуги: Вас. Мих. Бостанжогло, Серг. Дим. Ширяев, Ник. Мих. Бостанжогло. Алекс. и Влад. Григ. Сапожниковы, Алекс. Влад. Алексеев, Серг. Влад. Алексеев, Ст. Ив. Камынин, Ник. Алекс. Молодцов, Алек. Ив. Хлудов, Алекс. Вас. Ганешин, Вас. Ив. Пащенков-Тряпкин, Вас. Гавр. Куликов. Ник. Алекс. Алексеев». 8-го ч., в 9-м часу утра, после ранней литургии, отправился я из Харькова, в сопровождении Кафедрального Ключаря, Протоиерея Илларионова, в Николаевский женский монастырь, для празднования храмового праздника в честь святителя Николая; свита же моя отправилась вперед. Николаевский монастырь, в 40 верстах от Харькова по старому Московскому тракту, при селе Стрелечье, в 7 или 8-ми верстах от верховья реки Харькова, – отчего и присвоено ему проименование «Верхохарьковского». Основанием своим он обязан благочестивому усердию владельцев села Стрелечьего – Степановых. Наследники богатого ро- —121— 1875 г. дительского имения, два брата Михаил и Павел Ивановичи и сестра их Елизавета Ивановна, в монашестве Емилия, возымели благую мысль устроить, в память благочестивых родителей своих, женский монастырь, и в начале зимы 1845 г. отправились в Петербург, где и обратились в Св. Синод с прошением о дозволении им учредить на собственном иждивении в селе Стрелечьем женский монастырь во имя Святителя и Чудотворца Николая. В 14-й день марта 1845 г. Высочайше утвержден был доклад по сему делу Св. Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Церемонию посетили также иерархи и священнослужители Русской Православной Церкви: архиепископ Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей   Московского Патриархата; епископ Красногорский Савва , епископ Солнечногорский Сергий ; протоиерей Всеволод Чаплин , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества . Со вступительным словом к собравшимся обратился президент МФЕПН профессор В.А. Алексеев . По словам главы Фонда, в числе лауреатов премии, присуждаемой уже в десятый раз, «и Святейшие Патриархи, и главы государств, и люди менее высокого положения на социально-политическом и общественном поприще, но оттого не менее значимые для всего содружества народов нашего общего восточнохристианского духовного пространства». Как отметил профессор В.А. Алексеев, за минувшие десять лет премии удостоились 45 лиц и организаций из 22 стран мира. «В этом году исполняется пятнадцать лет со времени создания Международного общественного фонда единства православных народов, — отметил глава МФЕПН. — Мы благодарно чтим память Святейшего Патриарха Алексия II, по благословению и при деятельном участии которого был создан и развивался наш Фонд; и глубоко признательны Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за его решение возглавить Попечительский совет Фонда, ибо это благословенное преемство не только укрепляет Фонд, но и означает заботу нашей Церкви и ее Предстоятеля о развитии гражданского общества, неотъемлемой частью которого является православная общественность». Для торжественного открытия X церемонии вручения премий «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества» за 2009 год профессор В.А. Алексеев попросил подняться на сцену Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — председателя Попечительского совета Фонда. Святейший Владыка обратился с приветственным словом к лауреатам премии и участникам церемонии. «Своим личным примером, важность которого трудно переоценить, лауреаты убедительно свидетельствуют, что во все времена можно и нужно жить достойно, самоотверженно, жертвенно; хранить верность духовным ценностям и историческим корням родного народа; деятельно служить ближним и дальним; выполнять свой христианский и человеческий долг», — подчеркнул Святейший Владыка.

http://patriarchia.ru/db/text/1047370.ht...

И. М. Андреевский свидетельствовал, что в конце жизни А. принадлежал «к консервативному охранительному Православию о. Иоанна Кронштадтского» Андреев И. М. Очерки по истории русской литературы XIX века. Джорд.; Н.-Й., 1968. Сб. 1. С. 304). Соч.: Философия и жизнь//Проблемы идеализма. М., 1902; В защиту чудесного//ВФиП. 1903. 70; 1904. 71; Христианство и политика. К., 1906; О любви к Богу и любви к ближним//ВФиП. 1907. 86; Старое и новое в религиозном сознании//Вопросы религии. М., 1908. Вып. 2; Святые как выразители христианства//Живая жизнь. 1908. 2; Русское «богоискательство» и Владимир Соловьев//РМ. 1912. 3; Алексей Александрович Козлов. М., 1912; Время и его религиозный смысл//ВФиП. 1913. 117; Мысль и действительность. М., 1914; О связи добра и зла. К., 1916; Религиозный смысл русской революции//Из глубины. М.; Пг., 1918; Религиозно-этическое значение Достоевского//Достоевский Ф. М.: Статьи и материалы. Пг., 1922. Сб. 1; Письма к А. А. Золотареву/Публ. А. А. Сергеева и А. И. Добкина//Минувшее. М., 1992. Кн. 9. С. 352-379 (здесь же мат-лы А. А. Сергеева к библиогр. А.); Из писем к родным (1927-1941)/Публ. А. А. Сергеева//Минувшее. М.; СПб., 1992. Кн. 11. С. 292-331; Четыре разговора: Отрывок из задуманного романа «Мысленный образ Христа»/Публ. А. В. Лаврова//Там же. С. 487-507. Лит.: Андреев И. Путь проф. С. А. Аскольдова: Светлой памяти учителя и друга//Православный путь. Джорд.; Н.-Й., 1950; Филиппов Б. А. С. А. Алексеев-Аскольдов//Русская религиозно-философская мысль ХХ века. Питтсбург, 1975. С. 186-189; он же. Всплывшее в памяти. Л., 1990; Лихачев Д. С. Сергей Алексеевич Алексеев (Аскольдов): По юношеским воспоминаниям//Пути и миражи русской культуры. СПб., 1994. С. 383-386; Антонов В. В. Братство прп. Серафима Саровского: К истории православного движения в Петрограде//С.-Петербургские ЕВ. 1996. Вып. 16; Взыскующие града: Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках К. М. Агеева, С. А. Аскольдова, Л. Ю. Бердяевой и др. М., 1997 [Указ. имен].

http://pravenc.ru/text/64524.html

Скоро Алексеев узнал об ожидавшемся приезде в Адрианополь константинопольского патриарха и, поспешив поэтому к великому визирю, объявил ему о желании московских государей относительно киевской митрополии. Визирь, желавший сохранить с Россией добрые отношения в виду надвигавшейся на Турцию опасности (ей угрожала война с трех сторон), не только не прекословил Алексееву, но обещал ему призвать к себе патриарха константинопольского и приказать ему исполнить царскую волю. Когда после этого Алексеев отправился к патриарху Досифею, то услыхал от него такую уже речь: «я приискал в правилах, что вольно всякому архиерею отпустить из своей епархии к другому архиерею; я буду уговаривать патриарха Дионисия, чтоб он исполнил царскую волю и сим буду писать к великим государям и к патриарху Иоакиму и благословение от себя подам особо, а не вместе с Дионисием». Вслед за сим всё это дело уладилось к общему удовольствию сторон: Алексеев получил нужные бумаги, патриарх Дионисий 200 золотых и три сорока соболей, патриарх же Досифей на этот раз не отказался и от 200 золотых ( С. Соловьев . История России с древнейших времен. Москва, 1861 г., т. 14, стр. 32–35; Ср. Н. Устрялов. История царствования Петра Великого. Спб. 1858 г., т. 1, стр. 142–151, 291–292.). Все эти и многие другие примеры убедительнейшим образом говорят за то, что вследствие весьма стеснительных обстоятельств восточные патриархи этого периода часто бывали в таком положении, когда и сами не знали, где кончаются каноны и где начинается произвол, или вернее знали, но легко и охотно заменяли одно другим в удовлетворение «высших», а быть может и личных своих интересов. Правдиво, хотя несколько и сурово охарактеризовал положение тогдашних восточных патриархов величайший из патриархов русских, только что помянутый Никон. Когда первые снимали с него присвоенные патриаршему сану одежды, то он молвил им: «жемчуг – то разделите; будет вам по несколько золотников, чтобы заплатить дань султану». Так вот, – к числу таковых случаев нарушения церковных канонов следует отнести и вышеприведенный поступок антиохийского патриарха Дорофея II-ro.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ожидании Высочайшего соизволения на построение храма быстро шла подписка пожертвований, характеризующая великое усердие крестьян увековечить свою живую веру в Бога и горячую любовь к Царю-Освободителю. Вот, для примера, более выдающиеся пожертвования: общество крестьян Троицкой слободы второй половины и староста их Иван Суслин подписали 75 тысяч кирпича; общество крестьян первой половины пожертвовало 200 рублей; крестьянин Григорий Алексеев – 50 тысяч кирпича; волостной старшина Феодор Алексеев подписал 200 рублей; крестьянин Николай Петров Дементьев внес 200 рублей; сельские старосты Иван Суслин и Василий Бахолдин – по 100 рублей; крестьяне: Василий Алексеев – 100 рублей, Дмитрий и Никифор Андреевы – по 100 рублей, Петр Андреев Крымов – 5 тысяч кирпича, Иван и Демид Савельевы Вавиловы – по 100 рублей каждый, мещанин Платон Шелягин – 100 рублей, рязанские купцы Дмитрий Евдокимов Юкин и Михаил Иванов Данилов – по 100 рублей каждый, крестьянка Прасковья Сатырина – 100 рублей, артель служащих на Московско-Рязанской железной дороге – 150 рублей; кроме того, двое пожертвовали по 75 рублей, один – 70 рублей, четверо – по 50 рублей, двое – по 30 рублей, двое – по 25 рублей, четверо – по 20 рублей и т. д. Во время молебна с тарелок собрано было 223 рубля. Всего собрано было деньгами 1.929 р. 76 к. Такое доброе начало могло служить предвестником счастливого успеха в предпринимаемом деле. И ожидания вполне оправдались и увенчались блистательным успехом. 23 апреля того же 1879 года господин Министр Внутренних Дел поверг к стопам Его Императорского Величества верноподданнический адрес крестьян и жителей Троицкой слободы на Высочайшее соизволение о разрешении построения храма в память чудесного спасения драгоценной Его жизни, и Его Величеству благоугодно было разрешить крестьянам Троицкой слободы исполнить свое желание. Уведомление о таком Высочайшем соизволении на построение храма крестьянами Троицкой слободы получено было чрез уездного исправника из канцелярии Рязанского Губернатора от 11 июня 1879 года за 2.565 в следующей форме:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/h...

В пример того, как велись ставленнические дела, когда налицо были взрослые наследницы церковных мест, можно привести эпизод из биографии известного московского архангельского протоиерея Петра Алексеева 163 . В 1752 г., будучи еще студентом богословия в московской академии, Алексеев подал прошение тогдашнему московскому архиепископу Платону Малиновскому, в котором объяснял, что при Архангельском соборе дьякон Александр Кирилов волею Божьею помер и оставил после себя жену Татьяну с двумя дочерьми девками да с дряхлою старухою матерью и что оная вдова желает принять его Алексеева в собор к большей своей дочери на место мужа для содержания себя и сирот; при этом приложил и прошение самой вдовы Ивановой с объяснением, что она желает принять Алексеева к дочери и что большей ее дочери Прасковье 15 лет, а меньшой Федосье 11. Консистория сделала обычные справки о личности просителя и приложила к делу обязательства как его, так и вдовы Ивановой, – последней, что она уступила нареченному зятю дом свой со всяким строением и домовым заводом, посудою, всякими книгами, лошадьми, экипажами и сбруею и дала приданого платья за дочерью две перемены, а больше того не спрашивать, да на производство во диаконство 50 рублев, – Алексеева, что он обязуется содержать нареченную тещу свою за мать на его пропитании до ее кончины, а нареченную свояченицу свою до замужества ее, а как приспеет в замужество время, и тогда дать ей на приданое 100 рублев. Алексеев был посвящен. Через 5 лет он определился во священники на место одного престарелого священника того же собора с тем, чтобы последний владел своею поделью (долей дохода) до смерти, а Алексеев оставался на своей прежней дьяконской подели. В 1759 после смерти старика он сделался на его место самостоятельным священником. Сознавая силу своих наследственных прав на церковные места, невесты наследницы иногда были очень разборчивы на женихов, так что при малом количестве свободных, не зачисленных мест замещение священно-служительских вакансий весьма много зависело от вкуса этих девиц в женихах.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010