Ими, как пояснял А.А.Алексеев (В.Ю.Нахлас), являлись «прежние кантонисты того же заведения, уволенные по Высочайшему повелению из военного звания в духовное», которые были «назначены в казанскую духовную семинарию, затем в духовную академию, и по окончании курса определены были Святейшим Синодом священниками-миссионерами в Полтаву, где и поныне священствуют». При этом из всех миссионеров сам А.А.Алексеев (В.Ю.Нахлас) особо выделял епископа Саратовского и Царицынского Иакова (И.И.Вечеркова). «Во главе святого дела обращения евреев в христианство, – отмечал он позднее, – в 1846, 1847 и 1848 годах, достойно поставить преосвященного Иакова, бывшего тогда епископом саратовским. Хотя и в Казани архиепископ Владимир с вверенными ему пастырями, а в Симбирске преосвященный Феодотий с духовенством с великою ревностию трудились над обращением евреев в христианство: но труды покойного преосвященного Иакова особенно кажутся важными нам потому, что он первый пробудил сердца юных чад израиля к принятию Евангелия; дела преосвященного Иакова нам более известны потому, что я их сам видел и потому могу о них вернее свидетельствовать». 68 Епископ Саратовский и Царицынский Иаков (И.И.Вечерков), с разрешения начальника Вольской школы (училища) военных кантонистов И.Н.Софронова, специально приехал в уездный город Вольск для беседы с ними, о чём евреям-кантонистам заранее сообщил миссионер из новообращённых евреев, объяснив, что к ним «скоро прибудет христианский архипастырь – пастырь пастырей, подобный еврейскому древнему первосвященнику». А.А.Алексеев (В.Ю.Нахлас) достаточно подробно описал эту встречу, отметив, что архиерей обращался к евреям-кантонистам на их родном языке. Он упомянул также о богословских дискуссиях, которые разгорелись между епископом Иаковом (И.И.Вечерковым) и неким Абалой Оснасом, вначале даже пытавшимся грубить архиерею, но после того, как тот, обильно цитируя священные еврейские книги, стал доказывать, что Иисус Христос и есть ожидаемый евреями мессия, вконец смутившимся перед силой его аргументов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

В заключение Алексеев делает обращение к поповцу и осуждает его еще раз. «Что свирепишися, – говорит он, – что возносишися своими гордыми волнении? Уже бо корабль сей, плаваяй посреде, тебе не боится, шума твоего не устрашается, от колебания пустошных твоих слов не сомневается, ниже превращается. Имать бо правительства себе добра». Какие? «Известно бо нас святая, соборная, апостольская церковь научи, и своими деянии утверди, яко верою, крещением и благими делы должности освящения и спасения все наполнити могут, токмо бы с добрым намерением соединено это было». Правда, « церковь устави по родам в домех очистительным молитвам бывати, но не неизвестно» что говорится о «нужных случаях». Так, в нужде повелевается иерею, «оставивши не токмо очистительные, но и самые в чине крещения молитвы», крестить. Даже больше того: «аще не можно младенца умираюша погрузити, то кроплением воды святыя погружение трикратное наполнити» повелевается. Если же так, то «что о молитве оной очистительной глаголати»? – спрашивает Алексеев. И еще: за отсутствием иерейства дозволяется «тайну крещения сотворяти» простецам, – отцу рожденного и даже повивальной бабке, – почему «уставляется от архиереев, чтобы учены были такие бабы, как изрицати на крещении три божественные имены». Что означало бы это повеление, если бы вся суть дела заключалась в очистительной молитве и если бы последнюю нельзя было опустить? Поповцы указывали на «нечистоту» младенца и тем устанавливали необходимость очистительных молитв. Но «существенная нечистота, – говорит Алексеев, – каждого новорожденного заключается не во внешней его нечистоте, а в прародительском грехе, который очищается, по выражению Алексеева, «не простою водою, ниже, молитвою очистительною, но водою и Духом Святым, сиречь во имя Отца, и Сына и Святаго Духа погружением трищным в Воде, и чрез Христа грех оный и нечистость до конца от души и тела человека вся отъемлется», после чего уже «несть нужды в очистительных молитвах, почему св. апостолы и св. архипастыри» всех новоприходящих «не возочищаху молитвами, но токмо крещаху». Поэтому, – говорит Алексеев, – «поистине дивитися» подобает «злословцем нашим», их «слепоте и безумию»!

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) схиигумен Иоанн (Алексеев) Схиигумен Иоанн, в миру Иван Алексеевич Алексеев, родился 14 февраля 1873 года в Тверской губернии. Окончил курс Ильинской церковноприходской школы. О своем детстве о. Иоанн вспоминал:  «Когда я научился читать, то приобрел несколько книжек житий святых, тогда печатали маленькие книжечки. Был у меня единомысленный друг, вот мы с ним и толковали, как нам спастись. Ходили пешком в Нилову Пустынь, 150 верст от нас. Насушили мешочек сухарей, пристроили на плечи и – марш в дорогу. Ходили мы туда три раза. Слыхали мы, что там в лесах живет пустынница Матрена, но никак не могли повидать ее, да и глуповаты были – ведь только по 13 лет. Старший мой брат жил в Петрограде. Он был деловой и неглупый, имел трактир и меня к себе взял. Немного я пожил с ним, а книжечки все приобретал. Брат поехал в деревню, а я в Коневский монастырь: нашелся попутный человек, владеющий финским языком. На Коневце нам не понравилось, отправились на Валаам». Первый раз Иван Алексеев поступил в Валаамский монастырь шестнадцатилетним мальчиком, в 1889 году. Сразу по поступлении в монастырь его отправили в один из многочисленных скитов Валаама – скит преподобного Германа Валаамского. В Германовском скиту занимались земледелием и выращивали скот. Ивану пришлось помогать в хлеву и на полях, к чему он сам с детства был привычен. Так прошли четыре года в Германовском скиту. Потом Ивана призвали на военную службу, которая в то время продолжалась четыре года. Служил Иван в стрелковом батальоне, после армии вернулся на несколько лет в свою родную деревню к родителям. Окончательно он прибыл на Валаам 28 мая 1901 года и позже в своих воспоминаниях писал: «Вот и живу с тех пор в монастыре, и мысли никогда не было, чтобы вернуться в мир. Благодарю Господа, что Он по Своей милости сподобил меня, грешного, провести всю мою жизнь в монастыре». По возвращении на Валаам Ивана ожидали иные послушания. Сначала он работал в экономической конторе на главном острове. Но вскоре на него были возложены новые обязанности, которые хотя и не были особенно приятными, но должны были исполняться так же добросовестно, как и все другие. Ивана отправили на послушание в Петербург, в часовню Валаамского монастыря у Калашниковой пристани (на Синопской набережной). Там он пробыл два года.

http://pravbiblioteka.ru/book_author/shi...

Ефим Васильев –18041809 г. Никита Кириллов – 18091841 г. Григорий Алексеев – 18411843 г. Никанор Степ. Лентовский – 18431861 г. Яков Никол. Пластов – 18611869 г. Георгий Мих. Соловьев – 18691871 г. Пав. Серг. Димитриев – 18711873 г. Пав. Зин. Понятов – 18741875 г. Ст. Ив. Фастрицкий – 18841886 г. Мих. Петр. Иванов – 18871889 г. Конст. Алексеев. Михайлов – 18891896 г. Анатолий Александр. Бакулевский – 18971901 г. Алексей Яким. Митрофанов – с 1901 г. по 3 сент. 1915 г. Пав. Димитриев. – с 28 окт. 1915 г. Дьячки: Матвей Калистратов – 17781795 г. Иван Васильев – 17821787 г. Иван Ильин – 17931796 г. Ефим Васильев – 17971799 г. Иван Васильев – 18001812 г. Зиновий Тим. Никольский – 18181834 г. Дим. Ив. Озерский – 18361847 г. Пав. Зин. Понятов –18361874 г. Пономари: Симеон Александров – 1771 г., Филипп Родионов – «поповский сын, взятый в 1784 г. во дьячки в г. Арск» Иван Иванов – 17841792 г. Никита Кирилов – 17921809 г. Феодор. Петр. Алянский – 18041850 г. Вас. Ив. Алатов – 18231853 г. Флег. Димитриев, священник, запрещенный в священнослужении – 1854 г. Конст. Алексеев. Немков – 18571897 г. Псаломщики: Ив. П. Понятов – 18751883 г. Ст. Ив. Фастрицкий – 18831884 г. Иосиф Ант. Добросмыслов – 18861888 г. Пант. Ив. Блахов – 18881893 г. Сергий Ив. Альбинский – 18941898 г. Арк. Евс. Степанов – 18971901 г. Ив. Мих. Померанцев – 18981901 г. Петр Андр. Ванаг – 19011902 г. Мих. Сем. Соловьев – 19011906 г. Николай Ареф. Десницкий – 19021909 г. Василий Алексеев Шатров – с 1906 г. Сергей Феодор. Ястребов – c 1909 г. по 1 июня 1915 г. Оба 20 апреля 1915 г. мобилизованы, с 2 сент. по 1915 г. – М.П. Тимирчинский. Десницкий организовал хор любителей, a Киатров поддерживал его. Хорошие голоса (тенора) у обоих много помогали пению. Нельзя не выразить признательности любителям: владельцу хлебопекарни Гр. Ивановичу с сыном Ив. Гр., А.И. Мольковой, волостн. писарю О.И. Карпову, учителю Д. Дикунову и нек. др. за содействие торжественности богослужения и подъема религиозного настроения молящихся в храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

349 См.: Рождественское послание Председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1944. 1. С. 2. 350 См.: Анастасий, митр. По поводу избрания на Патриарший Престол б[ывшего] Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополита Сергия. Церковная жизнь. 1943 9. С. 125131. 352 См.: Алексеев В. Смерть Экзарха Сергия Воскресенского и выборы Московского Патриарха в свете немецких секретных документов. Церковная жизнь. 1958. 712. С. 115, 118. 355 См.: Просветов Р. Епископальная Церковь в Америке и ее влияние на переговорный процесс между Североамериканской митрополией и Московским Патриархатом в 19451947 гг. Вестник ПСТГУ. II: История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 5 (54). С. 66. 357 См.: Спасский Ф. Церковный Собор в Америке. Церковный вестник Западноевропейской епархии. 1947. 4. С. 11. 359 См.: Алексеев В. Смерть Экзарха Сергия Воскресенского и выборы Московского Патриарха в свете немецких секретных документов. Церковная жизнь. 1958. 712. С. 112. 360 См.: Алексеев. Смерть Экзарха Сергия Воскресенского и выборы Московского Патриарха в свете немецких секретных документов. С. 116; Граббе Г., прот. Фантастическая история. С. 64. 363 См.: Совещание епископов в Вене. Церковная жизнь. 1943. И. С. 157. Епископ Григорий (Граббе) говорит, что на совещание прибыл также архиепископ Тихон (Лященко) (см.: Григорий (Граббе), еп. Завет Святого Патриарха. С. 330), однако документально это не подтверждается. 365 См.: Определение совещания русских епископов в Вене от 3/16 октября 1943 г. Церковная жизнь. 1943. 11. С. 149, 150. 369 См.: Алексеев. Смерть Экзарха Сергия Воскресенского и выборы Московского Патриарха в свете немецких секретных документов. С. 115, 118. 372 Отчет Епархиального Съезда духовенства и представителей мирян Западноевропейской епархии РПЦЗ 1948 г. С. 2627. Архив АС. Дело 53/38 («Евлогияне»). К. 1. 375 Отчет Епархиального Съезда духовенства и представителей мирян Западноевропейской епархии РПЦЗ 1948 г. С. 2728. Архив АС. Д. 53/38 («Евлогияне»), К. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Многие голоса. Правда. Я. Слова не имать явитися во днех онех Тело и Кровь Христова разумейте так, что в те времена губительные служба церковная не будет совершаться в тех местах, какие постигнет гонение, не будет совершаться с тою торжественностию, и так открыто, как во времена мирные. Но чтобы совершенно прекратилось таинство причащения, – это заблуждение 70 . Арсений Иванов. Не по местам только и не в той стране, где будет царствовать антихрист, совершится прекращение Божественных служб и приношение Жертвы Христовой, но во всех церквах. Антихрист будет царствовать по всей вселенной, а потому во всех церквах Божиих совершится прекращение совершения Тела и Крови Христовой. Евтихий Алексеев. Этого быть не может. Ты доказать этого не можешь, как не доказал, что при антихристе не будет Церкви Христовой на земле. Арсений Иванов. Не я тебе буду доказывать, но пусть святой Ефрем Сирин сам придет на помощь истине. Он почти то же пишет, что и святой Ипполит, но с некоторым добавлением для вразумления тебя и тебе подобных: «восплачются тогда, – пишет он в 105-м слове, – Церкви Христовы вся, плачем великим, зане не будет службы святыя во алтарех, ни приношения» (л.304 об.). Евтихий Алексеев. По твоему теперь разумению, из этих слов Ефрема Сирина заключить должно, что при антихристе уничтожится совсем приношение Тела и Крови Христовой. Арсений Иванов. Я прочитал не свои слова, а святого отца, который ясно для каждого сказал, что при антихристе все прекратится, скончается приношение Тела и Крови Христовой, скончается и Церковь Христова. Евтихий Алексеев. Найди 107-е слово Ефрема Сирина и прочти на 320-м листе. Арсений Иванов не отказался прочитать, но он, как начетчик, вперед знал, к чему приведет это чтение. Он начал читать с листа 319 на обороте со слов в ту убо нощь и прочая. В этом чтении нельзя было узнать Арсения Иванова – хорошего чтеца. Он читал вяло и маловразумительно, и не без цели. Когда дочитал он последние слова: Рече бо Бог, се есть плоть Моя, и се есть кровь Моя, и се творите на Мою память, да убо всемощным Его повелением, бывает дóндеже приидет, тако бо и глагола дóндеже прииду, – Евтихий Алексеев спросил Арсения Иванова: «как же так вышло, что святой Ефрем Сирин противоречит сам себе? В 105-м слове написал: не будет службы во алтарех и приношения, а в 107-м он же поучает, что приношение Тела и Крови Христовой всемощным Его повелением бывает дóндеже приидет, тако бо и глагола, дóндеже прииду, т. е. до самого второго Христова пришествия не прекратится. Не думаешь ли ты, что святой Ефрем Сирин меня поучает так, а тебя по-другому?»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Письмо полковника Самойловича своему отцу гетману см.: Лилеев М.И. Новые материалы... С. 40. Лилеев М.И. Из истории раскола...; Алексеев И. Указ. соч. С. 437; Христианское чтение. 1895. Т. II. С. 395. СГГД. Т. IV. 160; ДАИ. Т. X. 55, 59; ПСЗ. Т. II. 1002, 1053. Алексеев И. Указ. соч. С. 437, 442. Там же. С. 443. Житие Геннадия, рукопись Публичной библиотеки. О. XVII. Лл. 48, 174, 176; Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе... С. 169; Дружинин В.Г. Раскол на Дону… С. 239. Журавлев А.И. Указ. соч. С. 212; Мельников П.И. Указ. соч. С. 76; Лилеев М.И. Из истории раскола... С. 152. Алексеев И. Указ. соч. С. 433. Журавлев А.И. Указ. соч. С. 212. См. гл. 31, 32 этой книги. Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе... С. 130. Это была “Кормчая Книга”, изд. в 1650 году при патриархе Иосифе. См.: Зернова А.С. Указ. соч. С. 222; uek Ivan. Kormaja Kniga. Roma, 1964. S. 53—55; ср.: Барсов Т.В. О правилах карфагенского собора//Христианское чтение. 1879. Т. I. С. 215. Аввакум. Сочинения... С. 943. Есипов Г.В. Указ. соч. Т. I. С. 610—620; Алексеев И. Указ. соч. С. 23; Журавлев А.И. Указ. соч. С. 210—218; Александр Б. Указ. соч. Т. II. С. 180—183, 273, 295, 302. Иеросхимонаха Иоанна, основателя Саровской пустыни, сказание об обращении раскольников заволжских. М., 1875. С. 108 (“Сказание”, видимо, было составлено на Керженце в середине XVIII века). Есипов Г.В. Указ. соч. Т. I. С. 50 и сл.; Мельников П.И. Полн. собр. соч. Т. VII. С. 27—28; Православный собеседник. 1877. Т. I. С. 32. Мельников П.И. Полное собр. соч. Т. VII. С. 29. Смирнов П.С. Первые попытки раскольников приобрести архиерея//Õристианское чтение. 1906. VII; Христианское чтение. 1909. С. 32. Журавлев А.И. Указ. соч. С. 182—184; Макарий (Булгаков). История русского раскола. С. 301; Мельников П.И. Полн. собр. соч. Т. VII. С. 50—51. Смирнов П.С. История русского раскола старообрядства. С. 146; Мельников П.И. Полн. собр. соч. Т. VII. С. 50—81; Курносый Иона. История о бегствующем священстве//Есипов Г.В. Указ. соч. Т. II. С. 182—184.

http://sedmitza.ru/lib/text/439574/

Там же. Белецкий С. В. Указ. соч. С. 19. Институт истории материальной культуры: История культуры древней Руси. Т. 1. М.; Л., 1948. С. 62 (рис. 31). Седов В. В. Восточные славяне в VI–XIII вв.//Археология СССР. М., 1982. С. 182–183, 230 (таблица LVI). Рыбаков Б. А. Русские датированные надписи XI–XIV веков//Археология СССР. М., 1964. С. 10, 41 (таблица XV (3, 4)); Алексеев Л. В. Смоленская земля в IX–XIII вв. М., 1980. С. 252–253; Голубовский П. В. История Смоленской земли до начала XV ст. Киев, 1895. С. 253. Рыбаков Б. А. Русские датированные надписи… С. 27–28 (таблица XIII (3)). Седов В. В. Восточные славяне в VI–XIII вв… С. 182, 185 (рис. 13). Там же. С. 182; Рыбаков Б. А. Стригольники. Русские гуманисты XIV столетия. М., 1993. С. 97–107. Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Зодчество Смоленска XII–XIII вв. Л., 1979. С. 37–38; Алексеев Л. В. Смоленская земля... С. 18–19, 153–154, 236–237; Орловский И. И. Борисоглебский монастырь в Смоленске на Смядыни и раскопки его развалин//Смоленская старина. Вып. 1. Смоленск, 1909. С. 213–214, 217–218; он же. Избранное. Смоленск, 2011. С. 66–67, 70, 81; Зайцев А. А. «Племя княже Ростиславле» и смоленское зодчество второй половины XII в.//Краткие сообщения Института археологии РАН. Вып. 221. М., 2007. С. 45. Зайцев А. А. Указ. соч. С. 46. Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Указ. соч. С. 58, 61, 63; Алексеев Л. В. Смоленская земля... С. 154; 228–229, 239; Орловский И. И. Борисоглебский монастырь… С. 224–227; 272–276; Орловский И. И. Избранное. С. 76–79, 116–121; Щапов Я. Н. Освещение смоленской церкви Богородицы в 1150 г.//Новое в археологии. М., 1972. С. 278, 282. Зайцев А. А. Указ. соч. С. 46. Орловский И. И. Борисоглебский монастырь… С. 276; он же. Избранное… С. 121. Орловский И. И. Борисоглебский монастырь… С. 225–276; он же. Избранное… С. 79–80; Воронин Н. Н. Смоленская живопись 12–13 веков. М., 1977. С. 148. Сапожников Н. В. Оборонительные сооружения Смоленска (до постройки крепости 1596–1602 гг.)//Смоленск и Гнездово. М., 1991, С. 58 (рис. 3), 60–62; Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Зодчество Смоленска... С. 403, 406; Алексеев Л. В. Смоленская земля... С. 149 (рис 19), 150; Пронин Г. Н., Соболь В. Е., Гусаков М. Г. Древний Смоленск: Археология Пятницкого конца. Смоленск, 2011. С. 8 (ил. 4), 9 (ил. 5), 11–13.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099825/

Несколько особняком от них стоит изданная в 1875 г. в Новгороде книга под названием «Краткое описание Новгородского Юрьевского первоклассного монастыря, и несколько слов о настоятеле его Архимандрите Фотие и о благотворительнице обители – Графине Анне Алексеевне Орловой-Чесменской», в качестве автора которой был обозначен Александр Алексеев . Следует думать, что это был именно А.А.Алексеев (В.Ю.Нахлас). 118 В предисловии под заголовком «Посвящается новгородцам» автор писал, что «эта небольшая книжечка» имеет целью помочь им узнать, «чем богат Юрьев монастырь», «каким сокровищем обладает» обитель и «какое боголепие в её храмах». 119 «Новгородская тематика» нашла также отражение в статье А.А.Алексеева (В.Ю.Нахласа) «Благотворительность новгородских евреев», опубликованной в 1869 г. в «Новгородских губернских ведомостях», «монастырская» – в небольшой книге «Бывший еврей за монастыри и монашество», изданной в 1875 г. тиражом 2,2 тысячи экземпляров. 120 Как видно уже из названий большинства книг и статей, многие из них предназначались не только для евреев, но, в значительной мере, для людей православных, имевших достаточно смутное представление об иудаизме и его последователях. Причём, в поздних своих трудах, написанных в эпоху бунтующего нигилизма, А.А.Алексеев (В.Ю.Нахлас) больше внимания уделял контрдоводам в защиту самого христианства, нежели наступательным миссионерским «технологиям». Так, в предисловии к книге «Об обетованном Мессии...», увидевшей свет в 1886 г., он, в частности, писал: «Православный христианин нередко смущается безверием еврея и хочет ему в этом помочь, а еврей отворачивается от его доброго слова, а иногда прямо говорит: «ваш Христос не Мессия; если бы он был нам желанный Мессия, то мы не страдали бы так: Он совершил бы спасение Израиля, собрал бы нас от всех стран земли, ввёл бы в Иерусалим, устроил бы там царство Израиля и Сам бы царствовал над нами, как сказано в священном писании. А ваш Христос сделал ли это?» Христианин нередко не знает, как нужно отвечать на это, а еврей остаётся в прежнем заблуждении. В виду сего и составлена эта маленькая книжка; цель её – уяснить христианские истины и если не вразумить, то обличить заблуждающегося в вере еврея. Прими же её благосклонно читатель христианин на пользу души и выступи при удобном случае с ней, как Давид с прящёю, против супостатов веры Христовой, которых теперь немало, и не только среди евреев, но, к прискорбию, и между христианами; они заявляют громко и бесстыдно о своём безверии и многих неопытных в вере христианской увлекают в погибель. Сражайся же верующий за веру Христову с кем бы то ни было – иудеем или утратившим веру христианином. Помни заповедь Христову: кто исповедует Меня пред людьми, исповедую его и Я пред Отцом Моим Небесным». 121

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Подробнее о беспоповщине Алексеев говорит в «третьем решении». Выставляя вопрос: как смотреть на беспоповцев, причастия не имеющих? Алексеев рассуждает: «что сотворим мы, орудий действительных оскудевше? еда в неправильное, в неправоумствующее вступить? или своего спасения отчаятися и быти безнадежну?» Ни того, ни другого, по его словам, допускать не должно. Во-первых, потому, что причину, почему беспоповцы не имеют евхаристии, нужно видеть не в них: «Божие бо есть, – говорит автор, – по сердцам нашим что дати и Божие есть по грехам людским что отъяти»; следовательно, беспоповцы совсем неповинны в своем положении: «аще, – говорит автор, – без вины св. жертвы удаляется кто, той повинен бывает смерти, а иже нуждою и насилием внешних отъят и лишен сея, тот ни кия на себе казни лежащия не имать». Во-вторых, потому, что беспоповцы, по словам Алексеева, имеют причастие, только – не чувственное. Вместо чувственного причастия им вменяется желание такового: последнее должно быть названо «духовным» причащением. В пояснение этой мысли автор устанавливает, что «содетель евхаристии есть Господь Бог наш Иисус Христос , всегда творящий оную для правоверующих людей в своей церкви»; так как община беспоповцев, по мнению Алексеева, есть церковь Христова и вера, содержимая беспоповцами, есть вера «правая», то по таковой вере Господь и вменяет им, беспоповцам, в причастие желание такового. В оправдание же учения о возможности духовного причащения Алексеев ссылался на известную книгу «Камень веры», в которой сказано, что и такой «случай бывает, в нем же вожделение евхаристии вменяется вместо самыя снеди евхаристическия». Поэтому, по словам Алексеева, и блаженный Феофилакт в толковании слов Спасителя: «ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный» замечает: «и ты можеши не токмо по тайному причащению ясти и пити плоть и кровь Владычню, но и по иному образу». II Чувствуя, что в борьбе с поповщиною недостаточно разбора одного вопроса – о таинстве евхаристии, что к тому же защита беспоповщины в этом пункте неизбежно отличается своеобразностью и слабостью, – Алексеев в следующем 1757 году задается мыслью написать такое сочинение против поповщины, в котором полемика была бы поставлена шире, – написать целую «Книгу».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010