Ко времени рождения М. его родители Федор (Федько) и Гася Копыстенские жили в Копыстно. Отец М. в результате распределения семейного имущества получил «три роли с несколькими хлопами». Другие представители рода жили в крупном центре Православия - с. Созань под Ст. Самбором. М. имел 8 братьев и неск. сестер. (В апр. 1581 в перемышльский гродский суд была подана жалоба на Федора Копыстенского и его 6 сыновей - Михаила, Григория, Яхно, Васька, Демка, Федька Юзьковьятов-Копыстенских, а также на Мисько Брылинского и др. в связи с убийством ими их родственника Лазаря Копыстенского.) Правосл. историография, прославляя род Копыстенских, характеризует его представителей как образованных и «любомудрых». Берында утверждает, что М. был поставлен епископом из-за своей приверженности «наукам»; Ф. Копыстенский, племянник М., знал нем. и венг. языки; прославился своей ученостью и архим. Захария (Копыстенский) . Поскольку Копыстно расположено недалеко от Перемышля, исследователи предполагают, что Михаил посещал школу при Иоанно-Предтеченском соборе в Перемышле (школа впервые упом. в 1477), о которой М. заботился, став епископом. Не исключено, что будущий епископ мог учиться в соседнем г. Добромиле (ныне Львовской обл., Украина), где находился Онуфриевский мон-рь. М. Копыстенский был женат на Анне, имел детей. Косвенное свидетельство о его семье содержится в упоминавшемся письме патриарха Иеремии. В послании от февр. 1592 г. Львовское братство писало Александрийскому патриарху Мелетию I Пигасу о М., что женатые епископы - одно из главных зол Церкви и теперь митрополит поставил епископом человека, «имеюща младу жену, чада» (Monumenta Confraternitatis Stauropigianae Leopoliensis. 1895. N 217). Точные сведения о семье архиерея содержатся в материалах 2 судебных разбирательств М. Копыстенского с местными шляхтичами (Федько Терлецким (1590), Михаилом Литинским (1 мая 1591)). М. занял Перемышльскую кафедру, не изменив своего семейного положения и не приняв пострига. Этот факт обсуждался в полемической лит-ре как обоснование необходимости реформ в Киевской митрополии. (Из 16 епископов Западнорусской Церкви в XVI в. 10 иерархов на время принятия епископского сана были женаты. В Перемышльской и Холмской епархиях в посл. десятилетия XVI в. неженатым вступил на кафедру лишь Арсений (Брылинский).)

http://pravenc.ru/text/2563638.html

1591. Май, 15 Убийство св. благоверного царевича Димитрия в Угличе. Один из современных исследователей, доктор юридических наук Л. Колодкин отмечает некоторые важные моменты в «деле царевича Димитрия». Он пишет: о нарушении процессуальных норм того времени при следствии; о том, что имело место вторжение в материалы следственного дела вскоре после Смутного времени; о том, что до сих пор нет ясности даже в вопросе об орудии убийства – «нож или свайка?»; о том, что события 15 мая 1591 года имели «своего режиссера, труппу и массовку». Следственная комиссия прибыла вечером 19 мая, а накануне, вечером 18 мая, из Москвы в Углич прибыл бывший астраханский воевода Темир Засецкий, отбыл утром 19-го. Всю ночь общался с Нагими и с кем-то еще. Вопрос: чей он эмиссар? Если бы убийцей был Годунов, то его имя не прозвучало бы из уст тех, кто был исполнителями преступления. Тем более, если преступники сразу же убиты после признания. Следовательно, их посылали те, кто был заинтересован в том, чтобы имя Годунова прозвучало из уст убийц. 1591. Июнь 24 собор в Бресте. Епископы Луцкий и Острожский Кирилл Терлецкий, Львовский Гедеон Балабан, Пинский Леонтий Пельчицкий, Холмский Дионисий Збируйский подписывают грамоту к королю Сигизмунду III о признании ими главенства папы и с прошением об утверждении их «вольности» — первый документ о согласии епископов на унию. 1592. Май 18 Королевский «привилей» согласным на унию четырем епископам. Рождение дочери царя Феодора Иоанновича Феодосии; скончалась в 1593 году. 1593. Февраль 13 Утверждение собором в Константинополе Российского патриаршества. 1594. Февраль 12 Епископы Владимиро-Волынский Ипатий Потей и Луцкий Кирилл Терлецкий подписывают декрет о принятии ими унии. Позднее, в 1595 году, этот акт подписывают и другие епископы, кроме Львовского Гедеона Балобана и Перемышльского Михаила Копыстенского. 1595. Июнь Митрополит Киевский Михаил Рагоза вместе с епископами Владимирским, Луцким и Пинским подписывает условия унии для представления папе и королю. Митрополит и епископы подписали соборное послание к папе Клименту VIII c выражением согласия на унию.

http://pravmir.ru/xronologicheskaya-tabl...

В приведенных грамотах Михайловка в 1681 году уже называется селом и следовательно была тогда с храмом, который построен был без сомнения набожным Михайлом Васильовичем. Старики говорят, что деревянная церковь Михайловки во имя Рождества Богородицы, сломанная в 1806 году, была очень стара, снабжена переходами вокруг её наружных стен, и существовала более 120 лет. Следовательно и по народной памяти первый храм в Михайлове построен около 1680 года. Что касается до ныне существующего, каменного храма Михайловского: то его начала строить княгиня Александра Александрова Голицина, по первому мужу Иваненкова, а продолжали и окончили статский советник Александр Андреевич Иваненко и майор Пётр Иванович Миклашевский. Внутреннее украшение храма всё принадлежит усердию Александра Андреевича. Как по наружному виду, так по внутреннему благолепию, Михайловский храм – один из лучших в епархии. В нём три престола, из которых главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Древняя святыня храма: а) Части мощей святой великомученицы Варвары и некоторых других святых в серебряном ковчежце, принесенные в церковь набожным черниговским полковником Павлом Полуботком. б) Часть мощей святого Иоанна Предтечи, хранящаяся в придельном храме святого Иоанна Предтечи. По старым описям значится, что эта святыня перенесена из Предтечева монастыря, существовавшего близи Михайловки. в) Напрестольный серебряный крест, очень значительной длины, по надписи, устроенный 1546 года и принадлежавший Павлу Полуботку. г) Три древние иконы, из которых две с изображением Богоматери в старинных серебряных ризах, а третья Святого Николая. Древние книги: 1) Евангелие московской печати 1681 года обделанное в прочные серебряные доски, с надписью: «справлено до храму святого Вознесения Господня на предмести черниговском будучого, коштом его милости пана Павла Полуботка, полковника черниговского року 1716». 2) Трефологий без первого листа. В описи 1800 года Предтечева монастыря: «трефологий старинной печати, поданный от богомольцев 1636 года». По листам книги – следует надпись: «сию книгу трефолой раб Божий Алексей Безполон с женою своею и сынами своими на имя Василием, Захариею, Иоанном, Демьяном, купили за власную працю свою и отдали её до церкви святого Михаила в селе Лозовой к маетности его милости князя Януша Звалицкого, за державци его милости пана Петра Косаковского, року 1636». Это, как кажется, киевский трефологий 1619 года исправленный Иовом Борецким и Захариею Копыстенским. 3) Триодь цветная Киевской печати 1724 года, триодь постная Киевской печати 1727 года.

http://sobory.ru/article/?object=34559

Возможно, знакомство с эсхатологическими идеями, сформулированными Лаврентием Зизанием, вызвало в русском обществе интерес к южнорусским произведениям соответствующей тематики. Речь идёт о сочинении Стефана Зизания «Казанье св. Кирилла» 1789 и «Палинодии» Захарии Копыстенского 1790 , с которыми русское общество познакомилось уже в первой половине XVII в. Всё это свидетельствовало о повышенном интересе к эсхатологической теме, и о расширении репертуара соответствующих сочинений. Кризисные явления в русском обществе всегда приводили к возрождению интереса к эсхатологическому учению, основу которого составляли тексты Священного Писания . Древняя Русь восприняла от Византии, в том числе и через южнославянское посредничество, комплекс эсхатологических сочинений, написанных авторитетнейшими отцами Церкви или связываемых с их именами 1791 . Острота эсхатологических ожиданий в конце XV в. усилила интерес русских книжников к этой теме, соответственно расширив и репертуар сочинений 1792 . Возродившийся в XVII в. интерес к эсхатологии актуализировал накопившийся к этому времени большой запас сочинений, обсуждающих вопросы о конечных судьбах мира и человека. Об этом свидетельствуют не только их рукописные списки, но и печатные издания, что ещё более показательно, поскольку издательская деятельность была отражением политики Церкви. В 1641 г. в Москве впервые был издан «Маргарит», включивший всё связанное в русской традиции с именем Иоанна Златоуста – сочинения, его житие и дополнительные материалы справочно-повествовательного характера 1793 . В основной своей части московское издание практически дословно копировало «Маргарит», напечатанный в 1595 г. в Остроге 1794 . Я.Д. Исаевич ввёл в научный оборот экземпляр острожского издания Маргарита, по которому текст набирался в Москве. Исследователь таким образом охарактеризовал внесённые в него киноварные исправления: «Подчёркнуты одни ударения и проставлены другие, устранены (правда, не всегда последовательно) орфографические болгаризмы, а также украинизмы в лексике (вм. слугующе – служаще, друковати – печатати) (...) московские наборщики очень точно воспроизвели правки» 1795 . Издатели в Москве ограничились этими изменениями, сохранив структуру и текст острожского издания, добавив дополнительные материалы. Повторили не только оглавление и сами тексты, но и предисловие, заменив 1796 или пропустив несколько слов 1797 , которые были бы непонятны русскому читателю. Естественно, что упоминание «князя» (Василия Острожского) также было исключено, а в этом месте указывалось имя «государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Русии самодержца», а вместо Острога назывался «царствующий град Москва».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Епископ Гедеон, исполняя должность Патриаршего Экзарха, управлял всей западнорусской Церковью и, кроме своей епархии, наблюдал за ведением дел еще в пяти других епархиях — Полоцкой, Владимирской, Луцкой, Пинской и Холмской, в которых не было православных епископов. Но после кончины епископа Гедеона (1607) и епископа Перемышльского Михаила (Копыстенского; 1610) во всей Киевской митрополии остался только один православный архипастырь — епископ Иеремия (Тиссаровский). В этих тяжелых обстоятельствах епископ Иеремия, согласно имевшей ранее место договоренности с епископом Гедеоном, пошел на крайнюю меру: для того чтобы сохранить в западнорусской Церкви епископское возглавление, он формально принял унию и получил от униатов назначение на Львовскую кафедру. Таким образом, все епископские кафедры, по королевской воле, были замещены епископами-униатами. Совершение новых хиротоний православных епископов польским правительством не допускалось. Из-за отдаленности северо-восточной России и трудностей в поддержании связей с ней южнорусские православные христиане обращались со своими нуждами в православные княжества Молдавию и Валахию, а также к восточным иерархам, временно проживавшим в западнорусском крае. Князь К. К. Острожский давал у себя приют иноземным православным епископам, которые, без сомнения, помогали западнорусской Церкви в ее нуждах. Православные греческие, сербские и болгарские епископы, посещавшие в то время юго-западную Россию, освящали храмы и рукополагали пресвитеров. Им приходилось это делать скрытно, но тем самым они сохраняли все священнические места и храмы, которые еще не были захвачены униатами. Но наступило время, когда и эти епископы скончались. С течением времени неизбежно наступило оскудение православного священства. Встал вопрос о восстановлении, хотя бы и тайном, епископской иерархии. Это произошло в 1620 г. В марте 1620 г. в Киев прибыл Патриарх Иерусалимский Феофан, возвращавшийся из Москвы после постановления Патриарха Московского Филарета и имевший поручение от Патриарха Константинопольского посетить Киевскую митрополию. Православным было известно, что Патриарх Феофан, проезжавший через Киевскую землю в Москву для сбора милостыни и участвовавший в совершении чина возведения на Московский Патриарший трон освобожденного из польского плена митрополита Филарета (1619), имеет также и поручение от Патриарха Константинопольского устроить (возобновить) православную иерархию в Польско-Литовском государстве. Патриарх Феофан получил от правительства разрешение посетить православные монастыри, церкви и братства в разных городах, хотя это и было неприятно униатам.

http://sedmitza.ru/lib/text/436384/

епископов заключить унию с католич. Церковью Виленское Свято-Троицкое правосл. братство «на поратунок» (для спасения) пригласило «навчоных людей... з места Лвовского Григория Раготинца, Стефана Зизания. Тые силную и великую войну з рымляны мевали не толко на ратушах, и при рынку, по дорогах, но и посредку церкви святое войну, потарчку великую мевали» (ПСРЛ. Т. 32. С. 178). В Вильно С. З. ок. 6 лет был ректором братской школы, проповедовал, возглавлял типографию, вел активную борьбу против сторонников готовившейся унии, в первую очередь против митр. Михаила (Рагозы) и поддерживавших его планы правосл. епископов, а также против иезуитов. В марте 1595 г. архимандритом Троицкого виленского мон-ря стал посланец Александрийского патриарха Кирилл Лукарис (см. Кирилл I Лукарис , патриарх К-польский), есть основания говорить о сотрудничестве с ним С. З. в борьбе против унии. 16 июля 1595 г. митр. Михаил запретил С. З. проповедовать, чему последний не подчинился. 30 сент. митрополит направил С. З. грамоту, в которой после указания проступков виленского проповедника вновь запретил ему проповедовать и сообщил о решении судить его на церковном Соборе, причем С. З. было запрещено на нем присутствовать (митрополит перечислил следующие «вины» С. З.: «...недостоин проповедати, понеже еси не херотонисан... своим домыслом народ христоименный учишь... противе живешь Церкви, да реку нас, пастыров своих всих, и противо им неистовствуешь... не достоит ти никого судити и обличати, яко простому, а не духовному» (АЗР. Т. 4. 88. С. 121)). Есть свидетельства, что не позднее 16 июля 1595 г. С. З. был рукоположен во иерея (Описание док-тов архива западнорус. униат. митрополитов. СПб., 1897. Т. 1: 1470-1700 гг. 178. С. 82), по-видимому, хиротония была совершена без ведома митрополита. Между 1596 и 1599 гг. С. З. принял монашеский постриг с сохранением имени ( Захария (Копыстенский), архим. Палинодия//РИБ. Т. 4. Кн. 1. Стб. 913). Собор, осудивший С. З. и единомысленных ему виленских братских священников Василия и Герасима, состоялся 25 янв.

http://pravenc.ru/text/199773.html

Неоднозначными были действия западнорус. архиереев по отстаиванию интересов правосл. Церкви. Рубеж XV и XVI вв. отмечен рядом попыток епископов З. м. укрепить дисциплину и ограничить власть светских патронов над церковными учреждениями. Особо важное значение в данной связи имели решения Собора, созванного в Вильно в дек. 1509 г. митр. Иосифом (Солтаном) . Одновременно, желая получить равные права с католич. иерархами, нек-рые архиереи стремились к заключению унии с Римом, эту инициативу поддерживала гос. власть. В 1476 г. митр. Мисаил и в 1500 г. митр. Иосиф (Болгаринович) обращались к папам с предложением унии. Однако их попытки оказались безуспешными. Трудности, к-рые переживала З. м., усугублялись тем, что епископские кафедры часто оказывались в руках светских людей, к-рые покупали у польск. королей право управления епархиями и видели в своем сане лишь источник обогащения. Вопрос о проведении реформ, которые могли укрепить З. м., обсуждался на Соборах, созывавшихся в Бресте в 1590-1594 гг. Киевский митрополит и епископы стремились упрочить свою власть и полностью распоряжаться доходами епархий, при этом они отказывались тратить средства на устройство типографий и уч-щ. Паства видела в епископах противников преобразований и добивалась их удаления с кафедр. Между епископами и братствами возникали конфликты, для решения к-рых последние обращались за поддержкой к высшей церковной власти - К-польскому патриарху. Братства просили о присылке Патриаршего экзарха для суда над недостойными иерархами, и их поддерживала правосл. шляхта. Выход из ситуации противостояния со своей паствой подсказали митрополиту и епископам иезуиты, к-рые уже давно призывали духовенство З. м. подчиниться власти папы. В июне 1595 г. неск. западнорус. архиереев обратились в Рим с такого рода предложением. Оно было встречено благожелательно как папой Климентом VIII , так и польск. кор. Сигизмундом III Вазой . О подчинении Киевской митрополии Римскому престолу было объявлено 9 окт. 1596 г. на Соборе, созванном митрополитом и епископами в Бресте (см. Брестская уния 1596 г.). Власть папы не признали Львовский еп. Гедеон (Балабан) и Перемышльский еп. Михаил (Копыстенский) , значительная часть белого духовенства и монашества, все правосл. братства и правосл. шляхта во главе с кн. Константином Острожским. На Соборе, созванном в Бресте в те же дни правосл. противниками унии во главе с экзархом К-польского патриарха Никифором , было объявлено решение о низложении принявших унию епископов.

http://pravenc.ru/text/182581.html

Скончался митрополит Михаил (Рагоза) в сентябре 1599 года. Митрополит Макарий (Булгаков) писал в «Истории Русской Церкви» о нем: «Недолго пришлось ему управлять Церковию по принятии унии, но довольно для того, чтобы разочароваться в своих надеждах, какие мог питать пред принятием ее, и чтобы почувствовать, как горько он ошибся. Он увидел, с каким жаром и твердостью православные противятся унии, как не многие принимают ее и сколько выпало на его долю тревог, огорчений, усилий и бесплодной борьбы. Он слышал проклятия, какие раздавались против него со стороны православных за измену вере отцов, и не мог не понимать, что эти проклятия не прекратятся и после его смерти. Неотрадна была его жизнь в унии, безотрадна и самая кончина». Архимандрит Захария (Копыстенский, † 1627) в «Палинодии» писал, что сам митрополит Михаил (Рагоза) говорил о себе, что он ходит, как мертвец. А потом встретил смерть внезапную. Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 2. – С. 453, 1418–1420, до 1460. Сементовский Н. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. – 6-е изд. – Киев и СПб., 1881. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде – Киев, 1888. – С. 56. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 4, 540, 543. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1403. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 378. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 412, 415, 416, 488. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 14. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 617, 619. Щегольков Н. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. – Арзамас, 1911. – С. 29.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

6–9 октября 1596 года вместе с Кириллом (Терлецким) возглавлял деятельность сторонников унии на Брестском Соборе, где митрополитом Михаилом (Рогозой) и пятью епископами был подписан акт соединения и провозглашен переход Киевской митрополии под власть Римского престола. В октябре 1596 года постановлением православных епископов вместе со своими сообщниками был объявлен лишенным епископской власти. 26 сентября 1599 года королем Сигизмундом III назначен митрополитом Киевским с сохранением Владимиро-Волынской епархии. С этого времени начал энергичную деятельность против Православия, особенно в Вильне, не гнушаясь никакими средствами. В 1601 году вытеснил из Виленского монастыря Свято-Троицкое братство. В 1605 году отнял у Виленского магистрата Троицкий монастырь. В 1609 году захватил Киевский Софийский собор. Судебный процесс митрополита Ипатия (Потея) с православными виленцами окончился полной его победой. Ему были переданы все виленские церкви (кроме Духовской). В том же году (1609) было совершено покушение на его жизнь. Странная судьба постигла предателей Православия. Архимандрит Киево-Печерской лавры Захария (Копыстенский) в «Палинодии» писал, что Ипатий Поцей был в ужасе при смерти, кричал, метался от отчаяния так, что заставил разбежаться бывших при нем. Скончался он 8 июля 1613 года во Владимире-Волынском. Погребен в кафедральном соборе. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 10. – С. 303–347, 365, 372, 378 и др. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде – Киев, 1888. – С. 138, 224. Батюшков П. Н. Памятники русской старины в западных губерниях: в 8 вып. – 1865–1886, вып. 8. Трипольский Н. Н. Униатский митрополит Поцей//Труды Киевской духовной академии. – 1877. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 413–416. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1397. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 4, 1039.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

А так, з волею и ведомостью господаря нашого, пана Жикгимонта третего, з ласки Божое короля Польского и Шведского и Великого князя Литовского и иных, которого теж святобливое старанье до тое святое справы приступило, посылаем до святыни вашое, пресвятейший отче, братью нашу милую, велебных в Бозе, Ипатея Потея, прототрония и епископа Володимерского и Берестейского, и Кирилла Терлецкого, ексарху и епископа Луцкого и Острозского. Которой той братьи нашей злецыли и поручили есмо святыни вашой чолом ударити и преложити, иж гды бы святыня ваша нас всех при вере, сакраментах и всех церемониях и обрядах церкви Восточное, ни в чом их не нарушаючи, але так яко и первей за единоцства бывало, заховати и то нам потвердити рачил, и за себе и за потомки святыни вашое упевнил, яко бы то нам николи нарушено не было: тогды то поручили есмо той-то верху мененой братьи нашой, именем всех нас, архиепископа и епископов и всего духовенства нашого, и овечок наших нам от Бога поручоных, столицы Петра святого и святыни вашой, яко зверхному пастырю церкви Христовы, послушенство пристойное отдати, и святыни вашой яко пану и зверхнейшому пастыру нашому поклонитися. Што все кгды з ласки святыни вашое, о што просим, одержим: тобе и потомком твоим сами и с потомками нашими послушни и под зверхностью святыни вашое завжды быти хочем. А на лепшое сведецство тых речей, подписавши сесьй наш лист руками нашими, и печатми своими запечатовали есмо. Дана в паньстве господаря нашого в короне Польской и в великом князьстве Литовском, лета Божьего нароженья 1595, месяца июня 12 дня, по старому календару. — Вашое святыни богомолцы и слуги: з воли Божое Михаило архиепископ митрополит Киевский и Галицкий и всея Руси, рукою власною. Ипатей Божою милостью прототроней епископ Володимерский и Берестейский, власною рукою. Кирил Божою милостью ексарха епископ Луцкий и Острозский, рукою власною. Григорей нареченный архиепископ владыка Полоцкий и Витебский, рукою власною. Михаило Копыстенский епископ Премыслский и Самборский, рукою власною. Гедеон Балабан епископ Лвовский, власною рукою. Деонисий Збируйский епископ Холмский, власною рукою. Леонтий Пелчицкий епископ Пинский и Туровский, рука власная. Иона Гоголь архимандрыт Кобрынский церкви светого Спаса, рукою власною подписал. Тот же Иона Гоголь нареченный епископ Пинский и Туровьский. Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/443973/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010