Овьетта — реальный персонаж. Ее имя встречается в протоколах процесса реабилитации Жанны д " Арк, где она давала показания о ее детстве и юности. Там же встречается и имя Манжетты. 322 Анжелюс — католическая молитва, читаемая 3 раза в день. 323 Госпожа Жервеза — чисто литературный образ. 324 Манжетта — реальный персонаж. 325 Аллюзия на слова Христа в Гефсиманском саду: «…душа Моя скорбит смертельно» (Мф, 26: 38). 326 Слова Христа из Нагорной Проповеди (Мф, 6:34). 327 пустой комментарий 328 Святой Петр был рыбаком и назывался Симоном. Когда он был призван к апостольскому служению, Христос сказал ему: «…ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф, 16:18) (Петрос — камень ( греч.)). 329 Малх — первосвященнический раб, которому святой Петр в Гефсиманском саду мечом отсек правое ухо, когда он вместе с вооруженными воинами и рабами, служителями первосвященников и фарисеев, хотел схватить Иисуса (Ин, 18: 10). 330 Таинство Евхаристии 331 Общение святых — см., например, Первое послание святого апостола Иоанна Богослова: «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (Ин, 1:6–7). 332 Аллюзия на евангельский текст: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф, 10:39). В евангельском тексте «душа» понимается как «жизнь». 333 Пеги вкладывает в уста Овьетты слова, напоминающие ответ Людовика Святого, Гонзага (XVI b.) на вопрос, что бы он делал если бы через 25 минут настал конец света. Святой ответил, что продолжал бы играть в мяч… Этому святому Пеги посвятил очерк, опубликованный в 8–й Тетради 7–й серии от 31 декабря 1905 года. Там и приводятся эти слова. См.: Пеги Ш. Полное собрание прозаических сочинений: В 3–х тт. Париж: Галлимар, 1988. T. II. С. 380–381. 334 Benedicite — молитва перед едой. 335 Гора святого Михаила возвышается из вод Ла–Манша в нескольких километрах от берега, между провинциями Нормандия и Бретань. На вершине статуя Михаила Архангела. Имя Михаила Архангела встречается в Библии всего несколько раз, в том числе и в Откровении святого Иоанна (Апокалипсис) (Ин, 12:7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Перед началом заупокойного богослужения настоятель зачитал соболезнование митрополита Брянского и Севского Александра, в котором владыка, знавший раба Божьего Михаила в течение многих лет, отметил: «Михаил Дмитриевич отличался доброжелательностью, ответственностью, трудолюбием, целеустремленностью и неравнодушным отношением к Русской Православной Церкви». Далеко не каждый мирянин удостаивается подобной чести.   - Мне кажется, я знал Михаила Дмитриевича всегда, – вспоминает иеромонах Глеб (Шматов). – Он хорошо знал мою семью, часто приезжал к дедушке в Троицкий храм в Бежичах, а когда я в Свенском был послушником, часто видел его беседующим с настоятелем отцом Никодимом… Михаил Дмитриевич был везде! Не было такого случая, чтобы он не прислушался к проблемам церкви – касалось ли это восстановления Бело-Бережского или Свенского монастырей, храмов Тихвинского, Преображенского, Рождества Богородицы, Покровского собора, строительства Троицкого кафедрального… Трудно сказать, прихожанином какого именно храма он являлся. Такое впечатление, что он участвовал в богослужебной деятельности всей Брянщины, это не будет преувеличением.  Самое главное – он был горячим в вере, это и отличало его от многих даже верующих людей. Как сказано в Священном Писании: " Знаю твои дела, ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих " (Откр. 3:15). Что это означает? Верующие христиане должны быть горячи, и пламенеть Духом, не относиться к Богу и к нашей вере " тепло " , то есть равнодушно, должны заботиться о спасении своей души, дабы не утратить благодать Святого Духа. Так вот Михаил Дмитриевич относился именно к тем, кто постоянно держал зажженной свою внутреннюю свечу.  Немаловажно отметить, что Михаил Дмитриевич был пытливым христианином – искал Бога, стремился узнать, понять, осознать и следовать. Он постоянно учился, что опять-таки свидетельствует о его живой вере. Часто видел его на причастии. Последний раз мы с ним разговаривали на Михайлов день, в ноябре.

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/26/...

Поучение второе на брань святого Архистратига Михаила, Воеводы сил небесных, и ангелов Его с семиглавым змием («Ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Господа» (Пс. 33:8), «Приплыли в страну Гадаринскую» (Лк. 8:26), «Михаил и Ангелы его воевали против дракона» (Откр. 12:7)) Давняя брань небесных духов с Люцифером, бывшая на небе, возобновилась на земле, в стране Гадаринской, слушатель преизрядный! Брань на небе со змием, брань на земле с легионом бесов, о котором говорится в нынешнем недельном Евангелии: «Иисус спросил его: «Как тебе имя?» Он сказал: «Легион», – потому что много бесов вошло в него» ( Лк. 8:30 ). Ибо сверженный змий, древний и великий, называемый дьяволом и сатаной, собрав легион свой бесовский, разбойнически напал на страну Гадаринскую и, опутав одного жалкого человека, терзает его, бегая по горам, пустыням, гробницам, сидит на распутьях, так что никто не может проходить по пути сему. Необходимо и отсюда выгнать этого сверженного бродягу, как некогда с неба, и выгнать ангельской рукой. Необходимо Михаилу вновь выйти против него с мечом и Ангелами, как и прежде «Михаил и Ангелы его воевали против дракона». И когда в нынешний год святая Церковь соединяет в один день двадцать третью неделю по Пятидесятнице, в которую читается Евангелие о легионе бесовском, с Собором святого Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных, она как бы сводит собор ангельский с легионом бесовским на брань и битву, в которой Творец Ангелов и Царь Иисус Христос, Господь наш, предводительствуя, входит в страну Гадаринскую, а за Ним туда же вступает воевода Сил Небесных со всеми полками ангельскими, вооруженный против древнего неприятеля. Итак, «приплыли в страну Гадаринскую. Михаил и Ангелы его воевали против дракона». И ныне в мире сем, как в стране Гадаринской, согласно обещанию Иисусову, – ибо Господь обещал быть с нами до скончания века (см. Мф. 28:20 ), – Михаил и Ангелы его, хранители рода человеческого, творят за нас брань со змием, сверженным с неба и приносящим вред людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Пасха на картине Михаила Нестерова 4 мин., 07.04.2018 Православная Церковь вступает в Страстную седмицу, которую верующие проживают вместе со Спасителем. Эти важнейшие в истории человечества события много веков вдохновляют художников, и сегодня «Фома» знакомит вас с наиболее интересными их произведениями, посвященными последним дням земной жизни Христа в  проекте «Холст, Пасха» . Пасха Господня — картина «Утро Воскресения» русского художника конца XIX — первой половины XX века Михаила Нестерова. Удивительно, но о Воскресении Христа первыми узнали вовсе не Его ближайшие ученики, а те самые женщины, которые видели Его смерть на Кресте. На следующий день после субботы Мария Магдалина, Мария, мать Иакова и Саломия пошли к гробнице, в которую положили Учителя, с миром (благовонным маслом), чтобы помазать его тело — таков был иудейский погребальный обычай. Поэтому их так и называют — Жены Мироносицы. Но, подойдя к гробнице, они увидели, что камень, закрывавший вход в нее, отвален и лежит рядом. А войдя внутрь пещеры, женщины не нашли там тела Христа. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица [свои] к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. И вспомнили они слова Его; и, возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим (Лк 24:4–9). Воскресение (Утро Воскресения). Триптих. 1908-1909. Эскиз к росписи южной стены церкви Покрова Богородицы Другой евангелист рассказывает, как, обнаружив пропажу тела, Мария Магдалина прибежала к апостолам и сообщила им, что тело Учителя украли. Но затем Сам Христос явился ей и она вернулась к ученикам, свидетельствуя уже о воскресении Спасителя.

http://foma.ru/pasha-na-kartine-mihaila-...

Села Лазарева крестьянка Фекла была бесом одержима долгое время, – и привели ее к раке святой, и молебен спели. И стала она здоровой и в полном уме. В деревне Горохово некая жена была слепа многие годы: не видела нимало, ничуть. И привели ее к раке святой и пели молебен. И в тот же час она прозрела, будто не болела никогда. И пошла в дом свой, славя Бога. В деревне Коледино человек именем Климент заболел, была у него на ноге язва, называемая пострел (моровая язва), от которой многие умирали. Было в то время сильное поветрие на скот, и был тот недуг смертным. Он отчаялся выздороветь, но услышал о чудесах преподобной Улиании и повелел вести себя ко гробу ее. И, отслужив молебен, отерся песком – и вскоре здравие получил и очистился от язвы. Села Карачарова человек именем Селивестр был расслаблен три года, – и привезли его в село Лазареве и молебное пение совершили. Он же отерся песком – и вскоре исцеление получил. И ушел радуясь. Деревни Подболотья человек именем Андрей был расслаблен и горбат и не мог наклоняться два года. И пришел к праведной Улиании, и, совершив молебен, отерся песком и святою водою окропился. Вскоре же исцеление получил и восславил Бога. Града Мурома, посадского человека Матфея Черкасова, раба именем Мария, была слепа. И привел ее к раке святой Улиании, совершив молебен и панихиду. И она тотчас исцеление получила, и пошла в дом свой, радуясь о себе, и по пути стала ягоды и грибы собирать – будто и не болела никогда. Некий отрок десяти лет от роду был слеп и расслаблен, так, что не мог сам даже с одного бока на другой перевернуться. И принесли его родные к церкви Архангела Михаила и молебен совершили. И тотчас отрок прозрел и увидел свечи горящие. Болезнь же его облегчилась – и через несколько дней он встал на ноги, здоровый, и прославил Бога и святую. У клирика церкви Архангела Михаила по имени Федор заболела жена Агафья: отнялась у нее правая рука и не могла она даже двинуть ею. И явилась ей во сне блаженная Улиания и сказала: «Иди в церковь Архангела Михаила и приложись к иконе праведной Улиании. Есть у тебя две сребреницы». И показала место, где они лежали. И повелела отдать их священнику, чтобы тот приложил их к образу ее. Она же сделала все так, как было сказано. И отпели молебен и панихиду, она же испила святую воду и отерлась песком – и тотчас исцелилась, и прославила Бога и святую Улианию, и ушла радуясь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тогда стал говорить ему, горько плача, внук его Борис, князь ростовский: «Господин и отец, поклонись!» Так же и бояре стали говорить: «Все за тебя и со всеми людьми своими примем епитимью». И ответил им Михаил: «Не хочу только по имени христианином называться, а поступать как поганый». И когда говорил с ними Михаил, то Феодор думал про себя: «Ведь может поддаться Михаил мольбам их, вспомнив любовь жены своей и ласки детей своих, и послушается их». Тогда Феодор, вспомнив о наставлении отца своего духовного, сказал: «Михайло, помнишь ли поучение духовного отца нашего, который учил нас от святого Евангелия? Сказал Господь: “Тот, кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее, а кто погубит душу свою ради меня, тот спасет ее”. И еще сказал Господь: “Какая польза человеку, если он приобретет царство мира всего, а душу свою погубит? И какой выкуп даст человек за душу свою? Кто будет чтить меня и слова мои в роде сем и признает меня пред людьми, того признаю и я пред Отцом моим небесным. От того же, кто отречется от меня пред людьми, отрекусь и я пред Отцом моим небесным”». И когда говорил так Феодор Михаилу, то Борис и бояре начали еще настойчивее уговаривать и просить его, чтобы послушался их. Михаил же ответил им: «Не внемлю я вам и душу свою не погублю». После этого Михаил сорвал с себя княжеский плащ свой и швырнул его в ноги к ним, говоря: «Возьмите славу света этого, к которой вы стремитесь!» Когда услыхал Елдега, что не уговорили Михаила, то поехал к царю и поведал ему речи Михаила. На месте на том было много христиан и поганых, и все слыхали, что ответил Михаил царю. После этого Михаил и Феодор стали отпевать себя и, свершив отпевание, приняли причастие, которое дал им с собою духовный отец их. И вот говорят окружающие: «Михаил, вот уже убийцы едут от царя, чтобы убить вас, поклонитесь и живы останетесь!» Михаил же и Феодор, как одними устами, ответили: «Не поклонимся и вас, думающих только о славе света этого, не послушаем». И начали они петь: «Мученики твои, Господи, не отреклись от тебя, и тебя ради, Христос, страдают», и остальную часть псалма пропели.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

120 Надо заметить, что макаризмы в Откровении далеко не во всех случаях исходят из уст Самого Христа, именно в четырёх лица Иоанна); с неба); лица тайнозрителя). В остальных же случаях (16:15; 22:7) ублажение исходит из уст Христовых. Наконец, двоякое истолкование. 121 ο πλνοντες τς στολς ατν. В русском и славянском тексте разночтение, меняющее смысл или во всяком случае вносящее в него особый оттенок: «которые соблюдают заповеди Его». 122 Аналогичный случай мы имеем и в экзегезе 21:7–8, где ст. 7 явно исходит из уст Божиих (Отца?), стих же 8 может принадлежать и самому пророку. 123 Это двойство ипостасей вместе с единством и тождественностью жизни так свидетельствуется в Рим. 8:9–11 : «но вы не по плоти живете, а до духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто не имеет Духа Христова, тот и не Его. Если же Дух Того, кто воскресил из мертвых Иисуса, живет, в вас, то воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Святым». 124 Правда, такому Богородичному истолкованию будто не соответствует 9, где невестой Агнца именуется сходящий с неба Иерусалим в обоих его аспектах. Однако в этом нет противоречия или несогласуемости, а лишь различие в оттенках общей экклезиологической идеи. Невеста как Приснодева возглавляет собою Церковь , которая в то же время есть и «общество верующих», и иерархическая организация, и сакраментальный организм, и, наконец, исторически вынашиваемый в муках рождения плод человеческого творчества, воспомосуществуемого благодатью Божией, святый град этого века и будущего. В этом смысле символика эта совмещает град и Невесту – Деву (ср. виньетку «Невесты Агнца»). 126 Рассмотрение православных литургических текстов в отношении к Откровению могло бы составить предмет самостоятельного и интересного исследования. 127 В отдельных случаях это неупотребление имеет прямо разительный характер. Вот один из таких примеров. Для паремийных чтений службы арх. Михаила и прочих бесплотных сил избирается не 11 глава Откровения (7–11), где раскрывается основное и исчерпывающее дело арх. Михаила и ангелов его, именно война в небе с драконом и ангелами его, заканчивающаяся его победой и низвержением с неба последних, и даже не апокалиптическая глава Дан. 10:13; 12:1 , но сравнительно второстепенное в догматическом отношении повествование о ветхозаветных явлениях ангелов: Иисусу Навину (5:13–15) и Гедеону ( Суд. 6:27, 11–24 ), как и Ис. 14:7–20 (последнее о низвержении царя Вавилонского аналогично Откровению 11, однако изображает его лишь в образах исторической аллегории).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

2016/12/29, 17:45:16 Царица Небесная, Пресвятая Богородица-именнуемая Экономисса!!!Слезно молю Тебя, помоги рабам Божьим, Ольге и Роману найти работу Богу угодную. Расплатиться с долгами и кредитом.Владычица Неба и Земли, не возгнушайся слез и мольбы- великой грешницы, умоли Сына Своего и Бога нашего Иисуса Христа простить и помиловать нас!!! Аминь!!! рБ Ольга 2016/12/28, 19:27:02 Пресвятая Богородица Экономисса, помоги мне с лучшей работой. Пожалуйста. Валентина 2016/12/27, 08:32:42 Матушка Пресвятая Богородица Экономисса Помоги,отдать долги приведи благодарных покупателей в магазины за покупками Я буду хорошо трудиться, чтобы заработать. Помоги. ГАЛИНА 2016/12/26, 10:17:11 Матушка Богородица, Экономисса горы Афонской, велика милость твоя и безмерно терпение твоё, услышь нас грешных, моли Бога о нас и передай Сыну своему Господу нашему Иисусу Христу просьбу нашу: Господи Боже наш, Иисусе Христе, Пречистыми Твоими устами Ты сказал нам: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет вам от Отца Моего Небесного». С глубокой верой в непреложность слов Твоих и безмерное милосердие Твое просим Тебя — услышать многострадальных рабов Твоих Наталью и Татиану, согласившихся смиренно просить Тебя о благосостоянии раба Твоего Михаила, являющегося нашим работодателем, да подаждь ему решение материальных проблем в его фирме в которой мы работаем, пошли фирме процветания и благополучия, что бы мы работали в ней ещё многие годы и всегда получали большую зарплату. Велика милость Твоя, Господи. Однако не как мы хотим, а как Ты, Господи; да будет на всё воля Твоя Святая. Аминь. Аминь. Аминь. р.Б. Татиана 2016/12/26, 10:17:02 Матушка Богородица, Экономисса горы Афонской, велика милость твоя и безмерно терпение твоё, услышь нас грешных, моли Бога о нас и передай Сыну своему Господу нашему Иисусу Христу просьбу нашу: Господи Боже наш, Иисусе Христе, Пречистыми Твоими устами Ты сказал нам: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет вам от Отца Моего Небесного». С глубокой верой в непреложность слов Твоих и безмерное милосердие Твое просим Тебя — услышать многострадальных рабов Твоих Наталью и Татиану, согласившихся смиренно просить Тебя о благосостоянии раба Твоего Михаила, являющегося нашим работодателем, да подаждь ему решение материальных проблем в его фирме в которой мы работаем, пошли фирме процветания и благополучия, что бы мы работали в ней ещё многие годы и всегда получали большую зарплату. Велика милость Твоя, Господи. Однако не как мы хотим, а как Ты, Господи; да будет на всё воля Твоя Святая. Аминь. Аминь. Аминь.

http://isihazm.ru/?id=583&c_pid=22

21 ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. [Еще до сотворения материального мира Бог создал мир духовный — ангелов. Самый прекрасный и сильный из них подумал, что полученное могущество делает его равным Богу, и решил оставить своего Создателя. Вместе с ним отпала от Бога третья часть всех духов. Архангел Михаил возглавил ангелов, которые остались верными своему Творцу. Между мятежными и верными духами произошел конфликт: И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Откр 12:7–9). Так прекрасный денница стал сатаною, соблазненные им ангелы — бесами. А Церковь в честь победы над отпавшими от Бога духами празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил]. Ил.: Архистратиг Михаил. Симон Ушаков. 1674 или 1681. - С.4; 18 ноября. День памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. [В 1898 году будущий Патриарх Тихон, а тогда — епископ Алеутский и Аляскинский, предпринял опасное и тяжелое пастырское путешествие к поселениям аборигенов-христиан. Сам епископ, два священника, два псаломщика и пять индейцев-гребцов отправились в путь на байдаре туда, куда невозможно было добраться пароходом. Байдара — это большая кожаная лодка, или, точнее, деревянная решетка, обтянутая тюленьей кожей. Она могла пройти по совсем мелким речушкам и ручьям. Владыку Тихона не остановили ни опасности пути, ни угроза здоровью от эпидемий и болезней, частых у индейцев. К больным он заходил в палатки и дома, нисколько не смущаясь заразностью болезни, грязными помещениями и ужасным запахом вяленой рыбы (которую индейцы ели слегка протухшей). Каждого владыка утешал, молился о его здравии и со всеми общался лично. За 78 дней этого путешествия епископ Тихон преодолел расстояние более 11000 километров]. Ил.: Прощание с Америкой святителя Тихона. Филипп Москвитин. 1995. - С.5.

http://foma.ru/bibliografija-foma-11-247...

253 Подвиг юродства обычно основывается на словах апостола Павла из первого послания к Коринфянам, гл. 1, стих 18: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну». Эту же мысль продолжает и стих 10 из этого же послания, гл. 4: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе: мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии». Эти мысли апостола Павла неоднократно, на протяжении веков, вызывали желание оспорить их. Смысл этих не совсем обычных слов можно уяснить следующим образом: «Человечество до Христа, руководимое естественным разумом, не познало Бога в Его вечной Премудрости, хотя людям дана была эта возможность. Поэтому Бог не мирскую мудрость избрал орудием спасения, но проповедь Креста, которая представляется безумием миру сему. Но если в глазах язычников с их рациональным умом эта проповедь – юродство, то для иудеев, чающих чуда, она соблазн, ибо утверждение, что Мессия умер позорной смертью, как преступник, представляется им кощунственным. То, в чем неверующие видят противоречие разуму и свидетельство немощи, открывается избранным, просвещенным благодатию, как Премудрость Божия, постыжающая мудрость века, и как сила Божия, побеждающая мир». Протоиерей Александр Мень. Ключ к пониманию Священного Писания. Брюссель, 1982. С. 371. 260 «...образу Пресвятой Богородицы Одигитрии» – один из распространенных богородичных иконных сюжетов. Одигитрия – в переводе с греческого путеводительница. 261 Великого Стефана, епископа Пермского – говорится о будущем святом Стефане Пермском, просветителе пермяков. 262 «...к собору великого Божьего архистратига Михаила...» – т. е. ко храму, построенному в честь архангела Михаила. Архистратиг – в переводе с греческого: полководец, предводитель воинских сил. 263 «...безмятежно пройти начала и власти темных сил» – по учению Православной Церкви, душа, разлучившаяся с телом после смерти, проходит так называемые «воздушные мытарства», т. е. происходит борьба между ангелами и аггелами (или бесами) за право обладания душой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010