Обучившись грамоте у дяди своего, Десницкий в 1773 г. поступил в московскую Троицкую Лаврскую семинарию, а с 1782 г. продолжал свое образование во вновь открытой в Москве Дружеским Ученым Обществом филологической семинарии, затем в Московском университете и в духовной академии. В университете он получил ученую степень, открывавшую ему широкий путь по гражданской службе, но, склонный к уединенной жизни, Десницкий хотел поступить в монастырь и только по просьбе матери женился и в 1785 г. был рукоположен во священника в московской церкви Св. Иоанна Воинственника, что в Якиманской части, близ Калужских ворот. Это был образцовый священник по усердию к богослужению, по готовности исполнять христианские требы по первому зову и особенно по своим проповедям, привлекавшим в церковь многочисленных богомольцев. Рассказывают, что Государь Император Павел Петрович в 1797 г. случайно услыхал в Москве проповедь о. Матвея и так был тронут, что призвал его к себе и проповедь оставил для того, чтобы ежедневно утром прочитывать. В 1797 г. о. Десницкий перемещен был в Петербург к церкви Зимнего дворца Его Императорского Величества. После смерти жены и троих детей о. Десницкий 27 ноября 1799 г., «по имянному Его Императорскаго Величества высочайшему соизволению и по самопроизвольному желанию, в придворной Гатчинскаго дворца церкви, при Высочайшем Их Императорских Величеств и Их Императорских Высочеств присутствии, пострижен в монашество и наречен Михаилом», с назначением быть придворным иеромонахом. 29-го ноября 1799 г. он уже был назначен архимандритом Новгородского Юрьева монастыря, членом Св. Синода и законоучителем 1-го кадетского корпуса в С.-Петербурге. Хотя обязанности службы задерживали его в столице, но 22 ноября 1801 г. архимандрит Михаил с Высочайшего соизволения был уволен на 20 дней во вверенный ему Юрьев монастырь; по его же представлению в 1802 г. отпущено 8930 рублей на ремонт соборной церкви и келлий монастыря. В Петербурге архимандрит Михаил проповедовал при всех выдающихся событиях: известно его слово в июне 1801 г. при освящении церкви греко-российского исповедания в капитуле державного ордена св. Иоанна Иерусалимского, слово по случаю торжества о благополучно совершившемся в Москве священном короновании и слово в 1802 г. при освящении Исаакиевского собора. 5 июля 1802 г. состоялся Высочайший указ о назначении архимандрита Михаила епископом Старорусским, викарием Новгородским, 11 июля было наречение, а 20-го – хиротония.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

(Десницкий Матвей Михайлович; 8.11.1761, с. Топорково (Богородское) Богородского у. Московской губ.- 24.03.1821, С.-Петербург), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский. Сын пономаря Казанского храма с. Топоркова, к-рый скончался через неск. дней после рождения Матвея. Когда Матвей выучился грамоте, мать представила его архиеп. Московскому и Калужскому Платону (Левшину) с просьбой утвердить пономарем. Но архиерей решил направить отрока в семинарию, оставив за ним пономарское место «для пропитания его матери». В Троицкой семинарии (в Троице-Сергиевой лавре), где Матвей учился на казенном иждивении в 1776-1782 гг., он получил фамилию Десницкий. Затем был принят в учрежденную московским «Дружеским ученым обществом» в 1782 г. Переводческую (Филологическую) семинарию. (Один из основателей об-ва, кн. Н. Н. Трубецкой, московский мартинист из круга Н. И. Новикова, в 70-х гг. XVIII в. владел с. Топорковом.) Под влиянием И. Г. Шварца, профессора Московского ун-та, мартиниста, сформировались религ. мистицизм Десницкого и понятие о «внутреннем человеке». Десницкий слушал лекции в Московском ун-те и Славяно-греко-латинской академии. Подружился с А. Н. Колоколовым, буд. протоиереем Троицкого собора г. Осташкова, духовным писателем и переводчиком. По настоянию матери отказался от намерения принять постриг. Женился на дочери священника московской ц. св. Иоанна Воина на Якиманке и в 1785 г. был рукоположен во иерея, служил в этой церкви. По поручению митр. Платона (Левшина) проповедовал в московских соборах. Красноречие свящ. Матвея «обратило на него внимание всей Москвы». В 1790-1792 гг. перед литургией «по примеру Древней Церкви» он преподавал «Пространное катехизическое учение». Проповеди, прочитанные им в 1790-1796 гг., составили цикл «Труд, пища и покой духа человеческого» (СПб., 1799-1801. 7 т.). Свящ. Матвей украсил главный придел храма св. Иоанна Воина новым иконостасом, созданным по проекту архит. В. И. Баженова (разобран в сер. XIX в. по распоряжению митр. Московского свт. Филарета (Дроздова) ). Десницкий был известен цесаревичу Павлу Петровичу, к-рый, взойдя в кон. 1796 г. на престол, вызвал его в С.-Петербург и включил в штат придворного духовенства. С 1798 г. свящ. Матвей публиковал сборники своих проповедей, произнесенных в Москве. После того как он похоронил жену, 27 нояб. 1799 г. в церкви Гатчинского дворца в присутствии представителей имп. двора пострижен в монашество с именем Михаил.

http://pravenc.ru/text/2640894.html

Михаил, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (Десницкий Матфей Михайлович) Родился 8 ноября 1762 года в селе Топорково Богородицкого уезда Московской губернии в семье пономаря. В день своего крещения он лишился отца. При поддержке митрополита Платона (Левшина , † 1812) окончил Троицкую духовную семинарию, изучал языки в Филологической семинарии, слушал курс в университете и изучал богословские науки в Московской духовной академии. В 1785 году рукоположен во священника и служил в церкви Иоанна Воина в Москве. В 1796 году переведен в придворную церковь Зимнего Дворца. В 1799 году, овдовев, пострижен в монашество и назначен придворным иеромонахом. 6 декабря 1799 года возведен в сан архимандрита Юрьева монастыря и назначен законоучителем в сухопутный шляхетский корпус. 20 июня 1802 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 18 декабря 1803 года переведен епископом Черниговским и Нежинским. 18 ноября 1806 года возведен в сан архиепископа. В 1813 году вызван в Санкт-Петербург. С 30 августа 1814 года – член Святейшего Синода. С 15 февраля 1815 года по 7 февраля 1816 года управлял Псковской епархией, оставаясь архиепископом Черниговским. С 26 марта 1818 года – митрополит Санкт-Петербургский, а с 25 июня того же года – митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский, архимандрит Александро-Невской лавры. Скончался 24 марта 1821 года. Погребен в Александро-Невской лавре, в церкви Святого Духа. Преосвященный Михаил начал свой путь с деятельности приходского священника. Уже тогда он был известен как человек благочестивый. Он заботился о своем приходе, о своей пастве, отличался особой ревностью к проповеданию слова Божия. Проповеди говорил языком, доступным для прихожан. Причем, надо сказать, речь его отличалась силой слова, он был наделен даром импровизации. Он сам рассказывал, что этот дар слова как река тек в период его священства в Москве. Однажды его проповедь слышал император Павел, который затем и способствовал возведению Михаила в архиерейский сан. Однако с назначением его на Черниговскую кафедру преосвященный Михаил лишился своего богатого дара и уже не мог говорить проповеди так свободно и без приготовления, как прежде. Но Господь для пользы его паствы, а может и для него самого, отверз уста его. При первом же служении в Санкт-Петербурге он почувствовал в себе желание сказать поучение к пастве и духовенству и, открыв уста свои, начал говорить. И снова слова потекли рекой, дар импровизации был возвращен святителю. С тех пор он каждое воскресенье без всякой подготовки говорил глубокие проповеди. Он был в эту эпоху как труба – слово Божие через него сообщалось для питания и просвещения душ алчущих. Однако, когда об этих истинах пытались говорить с ним вне церкви, то он как бы не понимал их.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Высокопреосвященный митрополит Серафим 4 Высокопреосвященный митрополит Серафим родился в 1763 году, в Калуге, входившей тогда в состав московской епархии и, при крещении, назван Стефаном. Отец его, Василий Тимофеев, был дьячком калужской Козьмодамиановской церкви. В 1776 году, он, с фамилией Глаголева, поступил в информаторский (приготовительный) класс Перервинской семинарии, в Москве; отсюда, в январе 1779 года, с фамилией Глаголевский, перешел в Троицкую семинарию, а потом, в 1783 году, в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где слушал философию и богословие. В списках студентов академии, за 1783 год, сохранилась о нем след. аттестация: «успехов весьма изрядных». Учась в академии, Стефан Глаголевский, с другим студентом Матфеем Десницким (впоследствии митрополит Михаил) слушал лекции в Московском университете и обучался языкам немецкому и французскому. За слушание лекций в университете Стефаном Глаголевским и Матфеем Десницким платило «Дружеское ученое общество», основанное Новиковым. В марте 1785 года Стефан Глаголевский был определен в Троицкую семинарию учителем сперва грамматического класса, потом риторики. В мае 1787 года было ему предложено принять посвящение в стихарь и дать отзыв, в какое звание он желает поступить. Глаголевский написал: «я, нижеподписавшийся, объявляю сим, что я в стихарь посвящен быть желаю, а в какое состояние, духовное или светское, вступить намерен, теперь еще решиться не могу, в чем своеручно и подписуюсь». 3-го сентября того же года Глаголевский переведен в Московскую академию на должность учителя риторики. 2-го декабря в Заиконоспасском монастыре он был уже пострижен в монашество с именем Серафима. 1790 года, 21 авг., сделан префектом Московской академии и преподавателем философии. В феврале 1795 г. возведен в сан архимандрита, с предоставлением ему в управление Лужецкого монастыря и члена Московской духовной консистории, в 1798 году поручено ему преподавание богословия в Московской академии, и тогда же он перемещен был в архимандриты Заиконоспасского монастыря, а в следующем 1799 году возведен был в должность ректора академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Имп. Петр I именным указом от 10 июня 1714 г. пожаловал с.-петербургскому Александро-Невскому монастырю обширную территорию (154 га) на правом берегу р. Невы, между дер. Клочки и казенными кирпичными заводами. 20 сент. 1721 г. царским указом владение было утверждено за монастырем. Участок изначально предназначался для хозяйственной деятельности: производства кирпича и черепицы, заготовки дров. В 1810 г. в связи с претензиями местных крестьян на пустующие земли по благословению митр. Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского Амвросия (Подобедова) было расчищено для сенокоса 14 га дес. земли вдоль Невы. 19 апр. 1820 г. лаврский наместник архим. Товия признал участок подходящим для сенокоса, выращивания хлеба и рыбной ловли на Неве при условии поселения на нем «некоторого числа штатных лаврских служителей из крестьян и знающих сельскую работу» (РГИА. Ф. 815. Оп. 8. 1820 г. Д. 41. Л. 1 об.- 3 об.), что и было осуществлено. Митр. Новгородский и С.-Петербургский Михаил (Десницкий) предложил разместить здесь летнюю дачу - загородный архиерейский дом (прежняя дача у митрополичьего корпуса в лавре была расположена далеко и обветшала). 8 июля 1820 г. митр. Михаил обратился к военному ген.-губернатору гр. М. А. Милорадовичу с просьбой о разрешении построить церковь с небольшим количеством келий для престарелых и больных монашествующих лавры (в самом мон-ре не было больницы) (Там же. Л. 12, 23-24). Впосл. митр. Михаил намеревался поселиться здесь после ухода на покой. Архитектор лавры А. Прокофьев при участии В. П. Петрова составил проект застройки территории, утвержденный архиереем. 29 янв. 1822 г. был освящен отдельно стоящий деревянный храм во имя Всех святых и в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Иконы для иконостаса написал А. Антонов, интерьер расписал М. X. Набоков. Митрополит намеревался финансировать дальнейшие работы за счет 2-го издания своих проповедей, но из-за его внезапной кончины строительство архиерейского дома было на время приостановлено (в частности, постройка каменной церкви). Возведение 3 небольших зданий комплекса полностью завершилось летом 1822 г.

http://pravenc.ru/text/2462483.html

Катехизис часть 3 Яждь мед, сыне! благ бо есть сот, да насладится гортань твой. Сице уразумееши премудрость душею твоею: аще бо обрящеши, будет добра кончина твоя, и упование не оставит тебе. Притч. 24. 13, 14 . Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим! От заповедей Твоих разумах: сего ради возненавидех всяк путь неправды. Светильник ногама моима Закон Твой, и Свет стезям моим. Пс. 118:103–105 . Некоторые черты жизни Преосвященнейшего Михаила, Митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Поскольку есть Провидение, не только над всеми, но и над каждым человеком: то нет сомнения, что в жизни каждого человека есть особенные пути Провидения. Чем известнее и важнее назначение человека: тем примечательнее в его жизни особенные пути Провидения, тем назидательнее их открытие и рассматривание. Посему Апостол Павел преимущественно советует воспоминать жизнь и кончину Христианских наставников: поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам Слово Божие 951 . Вот побуждение, по которому желательно мне собрать некоторые воспоминания о жизни и кончин ревностного и деятельного Наставника нашего, неутомимо глаголавшаго нам Слово Божие, блаженные памяти Преосвященного Михаила, Митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского. Не представляется довольно способов исполнить сие удовлетворительным образом: отважусь, однако, сделать опыт, к которому также побуждают мня и некоторые из многочисленных почитателей незабвенного Пастыря. Есть ли повествование не будет достойно предмета: предмет достоин повествования. Московской Епархии, Богородской округи, в селе Топоркове был бедный Пономарь, по имени Михаил. В 1762 семейство его состояло из жены и сына; притом жена его еще была беременна. Сей год был для сего семейства таким временем, в которое сеют слезы, и не видят никакой надежды что некогда будут жать радость. Ноября 8-го дня, Михаил, находясь в тяжкой болезни был соборован маслом; сын его лежал в сильной оспе; а жена мучилась родами. По совершении Элеосвящения, готовящемуся к смерти отцу подан был новорожденный сын, как будто для того, чтобы он, приняв его и целуя, некоторым образом помазал его останками своего помазания. Новорожденный наречен Матфеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Е.П. Белохвостиков Содержание Митрополит Платон (Левшин) Митрополит Амвросий (Подобедов) Митрополит Михаил (Десницкий) Архимандрит Фотий (Спасский) Князь А.Н. Голицын Князь П.С. Мещерский Княгиня С.С. Мещерская Графиня А.А. Орлова-Чесменская     За два столетия, прошедшие со времени кончины святителя Иннокентия (Смирнова) , епископа Пензенского и Саратовского, написано о нем было немало. Однако практически все биографы и авторы статей о подвижнике проходили мимо такого важного аспекта его жизни, как круг общения; то же, что написано, зачастую очень субъективно и тенденциозно. К примеру, описывать отношения с архимандритом Фотием (Спасским) или князем А.Н. Голицыным, опираясь исключительно на свидетельства первого из них, для историка, нам кажется, проявлением непозволительной доверчивости. Известно, как много в жизни каждого человека, особенно в молодости, значит его окружение. А поскольку святитель Иннокентий отошел ко Господу совсем молодым, в 35 лет, то можно говорить о том, что формирование его личности продолжалось в течение всей жизни, и не последнюю роль играли люди, с которыми он соприкасался. За свою недолгую жизнь преосвященный в разной степени близко общался с сотнями, если не тысячами людей: родными и односельчанами; учителями и учениками Перервинской и Лаврской семинарий, а затем Санкт-Петербургских духовных школ; духовенством Московской, Петербургской и Пензенской епархий; членами различных комитетов и обществ, в которых состоял... Среди них были люди выдающиеся, оставившие след в истории Церкви и Отечества, были и те, имена которых нам сейчас не скажут ничего. Не ставя своей целью упомянуть и охарактеризовать все окружение святителя Иннокентия, в настоящей статье постараемся описать его отношения с архиереями, под началом которых он трудился (митрополиты Платон, Амвросий, Михаил); с представителями высшего общества – князем П.С. Мещерским, княгиней С.С. Мещерской, графиней А.А. Орловой-Чесменской; а также попытаемся разобраться с самыми одиозными его знакомствами – с Фотием (Спасским) и князем А.Н. Голицыным. Поскольку его отношениям со святителем Филаретом (Дроздовым) была посвящена наша статья в предыдущем выпуске «Филаретовского альманаха», то здесь мы не будем их касаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Доброзраков Михаил Степанович; 1790, с. Чиреси Лукояновского у. Нижегородской губ.- 23.06.1872, Кременский Вознесенский мон-рь), архиеп. Донской и Новочеркасский. Род. в семье Стефана Михайлова, который в сане диакона служил в Богородице-Рождественской ц. с. Чиреси, а впосл. в сане протоиерея - в Сергиевской ц. с. Кондрыкина. Поступил в Нижегородскую ДС, получил фамилию Доброзраков. По свидетельству современника, «своим внешним видом оправдывал свою фамилию», «отличался открытым, веселым, сообщительным темпераментом». По окончании семинарии в авг. 1814 г. поступил в СПбДА. Учился во 2-м курсе (наборе), при ректоре архим. св. Филарете (Дроздове) . Однокурсниками были буд. архим. прп. Макарий (Глухарёв) , архиеп. Иринарх (Попов) , еп. Иоанникий (Образцов) . Окончив академию 18 июля 1817 г. со степенью магистра богословия, 24 июля был назначен профессором церковной и гражданской истории Черниговской ДС. С 13 февр. 1818 г. возглавлял одновременно уездное и приходское духовные уч-ща Чернигова. Собирался жениться на дочери протоиерея, но свадьба не состоялась: по словам И., «святитель Николай не благословил». 20 авг. 1819 г. был переведен в СПбДА бакалавром кафедры церковного красноречия. 21 авг. пострижен в монашество. 26 авг. посвящен в сан диакона, 8 сент.- в сан иерея. 22 дек. того же года указом Синода причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры . 30 янв. 1820 г. утвержден действительным членом Академической конференции и членом Внешнего академического правления. 31 окт. 1819 г. по представлению Академической конференции митр. Новгородский и С.-Петербургский Михаил (Десницкий) возложил на И. обязанности заведования академической б-кой. 26 июля 1821 г. удостоен звания бакалавра богословских наук и назначен инспектором академии. 16 авг. того же года возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем юрьев-польского во имя архангела Михаила монастыря Владимирской епархии. По воспоминаниям академического периода, И. «не любил слишком много обременять себя административными заботами, но вместе с тем не стеснял ни наставников, ни студентов» ( Р. С. 1872. С. 228). Отличался большой эрудицией, гибкостью и живостью ума, красноречием, благодаря к-рому считался лучшим проповедником в С.-Петербурге. Лекции И. во многом носили импровизационный характер.

http://pravenc.ru/text/469476.html

Михаил (до принятия монашества Матвей Михайлович Десницкий) живет еще в памяти современников его, особенно же в Москве, где он был священником девять лет при Церкви Св. Иоанна Воинственника, в Якиманской части, близ Калужских ворот. В эту церковь , им прославленную, каждый воскресный день люди всех сословий и в великом множестве собирались для слушания назидательных поучений его. – Как ни обширна Церковь , но не могла помещать всех посетителей; в летнее же время многие стояли на крыльцах и даже на окнах. – Стройное, мелодическое пение хора, собиравшегося из отдаленных частей Москвы, услаждало слух и сердца предстоящих. – Пастырь величавой и значительной наружности совершал Литургию и потом проповедовал, всегда благоговейно и назидательно. – Каждая духовная беседа его запечатлевалась в памяти слушателей и была предметом разговоров семейных и приятельских. – Михаил старался в поучениях своих быть вразумительным для всех и имел редкий дар в простых, как казалось, изречениях заключать глубокие истины. Он говорил всегда об одном каком-либо предмете систематически и разделял беседы свои на несколько воскресных дней; а некоторые из них, под названием: Труд, Пища и Покой духа человеческого; так же: Изображение ветхого, внешнего, плотского и нового внутреннего, духовного человека продолжал он по годам. Были случаи и не редко, что многие, заслушав изъяснение какого-нибудь важного предмета из Ветхого или Нового Завета, оставляли все свои дела, требовавшие иногда и отлучки из Москвы, для того, чтобы дослушать окончание начатого изъяснения. Слава о назидательных и необыкновенных беседах его распространилась повсюду. Благочестивые ревнители духовного просвещения приезжали даже из других губерний единственно для того, чтобы слышать беседы Михайловы. Знаменитейшие особы того времени в Москве: обер-каммергер князь Александр Михайлович Голицын, действительный тайный советник, граф Федор Андреевич Осшерман, многие сенаторы и известные сановники, не пропускали случая посещать церковь Иоанна Воинственика и слушать проповеди Михайловы. Некоторые из самых упорнейших и закостенелых старообрядцев собирались слушать его, стоя в дверях церковных. Он замечал их и часто, без приуготовления, включал в свои беседы такие сильные и помазания духа исполненные доводы о Православии, о едином духовном стаде и о едином же Пастыре, Господе, Иисусе Христе, что они скоро обращались к православной вере и были назидаемы Михаилом со всею кротостью и дружелюбием христианского учителя. Один из этих новообращенных, известный по богатству и честным правилам в жизни своей, недавно скончался. Он говорил, что более сорока пяти лет прошло, когда, по милосердию Господа, научаем был Михаилом, но сохранил в памяти все им слышанное и всегда старался исполнять заповеди христианские, по его наставлениям. Таким духом проникнуты были беседы его!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

I. Беседа о истинном покаянии и обращении к Богу Вонмем! Святая Святым. Содрогаюсь, ужасаюсь, смущаюсь, всегда, когда касаюсь руками Небесного хлеба, Ангельской манны, Пречистого Тела Господа нашего Иисуса Христа, когда возношу оный горе показуя людям, и вышшим гласом возглашаю: Святая Святым. Содрогаюсь веруя, что предложенный и пожренный на трапезе хлеб, и влиянное в Чашу вино, суть Святая, суть Святых Святейшая, суть истинное на Кресте распятое Тело, и из ребр истекшая кровь Спаса мира, и чувствуя притом, что сия Святая должны преподаваться, преподаются и принадлежат единственно токмо Святым. Ужасаюсь чувствуя, что Святая, токмо Святым, и зная притом, что ни я пред престолом Господним служащий, ни сей народ и люди, Престолу Божию предстоящие, не святы. Смущаюсь, слыша глас, так как Царь Давид глас Пророка Нафана, который говорил ему: Ты еси муж сотворивый прелюбодеяние и убийство; и сего ради не отступит меч от дому твоего до века ( 2Цар.12:7, 9, 10 ). – Смущаюсь, говорю, слыша глас совести моей, которая внутренне гласит мне, что и руки, коими прикасаемся мы к святыням, окровавлены, и уста, коими принимаем мы Святая, осквернены, и тело вмещает в себе святая долженствующее, нечисто, и душа, объять их дерзающая, разнообразными мерзостями обезображена; и однако прикасаемся, раздробляем, разделяем, ядим и пием; ядим и пием несмотря на то, что другий слова Божия глас тотчас нам за сие и наказание изрекает, подобно как Давиду Пророк, изрекает вечное осуждение, так глаголя: иже аще яст хлеб сей или пиет чашу Господню недостойне, повинен будет Телу и Крови Господни ( 1Кор.11:27 ) якоже Иуда ядший со Христом на трапезе, и предавший Его врагам. Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не рассуждая Тела Господня ( 1Кор.11:29 ). Содрогаюсь, ужасаюсь, смущаюсь, чувствуя в недостоинстве моём всегдашнее совести обличение, и слыша за таковое недостоинство строгое от гласа Божия определение, именно: вечное осуждение. И все мы, Христиане, все до единого должны быть в таковом страхе, ужасе и смущении, все должны иметь таковые чувствования, зная, что мы, которые дерзаем приступать и прикасаться к святейшим святыням, все грешны все нечисты и мерзки, и нет ни единого, иже бы обрёлся чист пред Богом, чист по душе и по телу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010