Мы называемся Христианами, учениками Христовыми; мы имеем долг и повеление пещися о спасении своем, имеем повеление для спасения своего оставить привязанность к мирским вещам, к злату, сребру, к имению, имеем повеление изгнать из себя и сребролюбие и любоимение: но исполняем ли сие? изгоняем ли сии страсти? Никак! мы не только тогда прилагаем сердца к богатству, когда оно само собою течет, когда правильно приобретается; но и так прилагаем, так приковываем, что для приобретения богатства все неправды употребляем, и в торговле обман, и в суде неправосудие, и в господствовании жестокость оказываем; для приобретения богатства купец теряет добрую совесть, судия продает правосудие, господин, вместо отца, делается иногда для подчиненных своих притеснителем; всякой свою неправду при сребролюбии и любоимении употребляет. А сие есть знак, и достоверный знак, что всякой таковый о спасении своем не помышляет цены своей душе не знает, и не только не есть Христианин, не есть ученик Христов, не только Христову гласу не внимает, Христа не почитает; но и, притесняя ближнего, Самого Христа притесняет, мучит и терзает: ибо Христос уверяет, что кто что нибудь, доброе или злое, сотворит единому братий меньших, Ему Самому сотворит 553 . Христа же Самого притеснять оскорблять и терзать, не только не есть дело человека спасения ищущего, но и совсем погибающего. Господь наш Иисус Христос послал избранных учеников Своих в мир, проповедати Слово Свое, уловляти человеков ко спасению; и они охотно покорились званию и посланию Христову, не смотря на то, что Он не только не обещал им чинов, достоинств, честей, похвал, благополучной жизни, но еще предсказал им поношение и бесчестие, предназначил гонение и мучение, предрек им сколь великий должны они понесши крест! Он сказал им: се Аз посылаю вас, яко овцы посреде волков; будите убо мудри, в сохранении себя от них, яко змия, и цели от нечистот их, яко голубие. Внемлите от человеков: предадят бо вы на сонмы, и на соборищах их биют вас; и пред владыки же и цари ведени будете Мене ради, во свидетельство им и языком.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Когда же человеки совершенно предались чувственности, и совсем учинились неспособными к ведению чрез духовные силы, тогда премудрый Бог, дав возлюбленному Пророку Своему Моисею, вместо устного Слова Своего, письменный Закон 893 , на каменных скрижалех написанное Слово Свое для ожесточенных людей, повелел ему также видимое, наружное установить для народа руководствование повелел наружное учредить Священноначалие. И вот основание видимого Священноначалия! вот начало Церковного Священства, в которое первый вступил по Божию повелению Аарон, брат Моисеев, и чада его! Бог повелел Моисею создать Скинию, сделать сосуды и приуготовить все вещи нужные к Богослужению; повелев все сие сотворить по образу показанному ему на горе 894 ; учинил и в рассуждении Священства таковое приказание: Аарон брат твой, и сыны его, отделившись от сынов Израилевых, да священнодействуют Мне 895 . Он повелел ему приуготовить их и о святить, тако говоря: и сотвориши из аромат благовонных элей помазание святое, миро помазательное художеством мироварца; элей сей помазание святое будет. И да поможеши от него Аарона и сыны его, и исполниши руце их, и святиши их, священно-действовати мне 896 : что в точности Моисей учинил, и Аарон и сыны его, и все потомки его, все колено Левитское были Священниками, были освящаемы и употребляемы на Священнодействие. Главная должность их была руководствовать других ко спасению, руководствовать, принося жертвы, а чрез жертвы указуя на Самого непорочного и пречистого Агнца – Иисуса Христа, вземлющего грехи всего мира, руководствовать, изъясняя им Закон, а чрез Закон приводя и к Самому Законодавцу. Но на каком основании в Ветхом Завете было Священство, на таком основании оно и в Новом Завете; какая главная должность была ветхозаконных, такая и новозаветных Священников. И тех и других должность есть руководствовать членов Церкви Христовой при Свете Спасителя мира к духовному состоянию, к вечному спасению: каковая должность была и самых, Духом Святым освященных, Пророков и Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Обретый душу свою – тот, Который бережет наружную свою жизнь, истинный вечный живот погубляет: а кто о временной жизни небрежет, кто временной жизни ради Христа не щадит, тот вечную жизнь приобретает 554 . Тако Иисус Христос всем ученикам Своим поступать повелел и повелевает! Он сносить терпеливо обиды, гонения, раны и смерть, кратко, спасительный крест нести заповедает и за то весьма похваляет. И они точно сие исполняли; они претерпевать мучения, принимать раны, нести всякой крест за удовольствие почитали из повиновения ко Христу, как то сами объясняли тако говоря: во всем скорбяще, но не стужающе си; нечаеми, но не отчаяваеми; гоними, но не оставляеми; низлагаеми, но не погибающе 555 . Но что Господь назначил сперва избранным ученикам, что Господь повелел сперва призванным и посланным в мир Апостолам: то самое назначает, определяет и повелевает и всем после призванным Христианам. Апостолам назначил не честь, не славу, но поношение, бесчестие, клеветы и порицания: и нам, яко Христианам – тоже самое. Апостолам предрек гонения, мучения, раны и смерть: и нам, яко Христианам – тоже самое. Апостолам не повелел ни по каким обстоятельствам отвергаться Его, ни по соблазну мира, ни по худому примеру родителей, ни по самым мучениям, но всегда исповедовать Его, и терпеливо нести всякой крест: и нам, яко Христианам – тоже самое. Однако посмотрим без пристрастия: исполняем ли то, что Христос назначил, и чего требует? никак! Сносим ли поношение, клеветы и порицания? оставляем ли честолюбие и самолюбие? никак! Любим ли гонения, притеснения и мучения? никак! Согласимся ли восприять смерть? стараемся ли никогда не отвергнуться, и великодушно нести всякой крест, какой бы Христос ни наложил? никак! Мы может быть, во извинение Свое скажем: ныне нет уже ни поношений, ни оклеветаний ни гонений, ни смерти за Иисуса Христа; ныне негде и не пред кем отвергнуться; ныне нет такого креста, какой Апостолы, ученики Христовы несли. – Положим, что так. Но сие-то и есть знаком, что мы не истинные Христиане, что мы не точные еще ученики Христовы! Что мир нас любит, что люди нас хвалят, что сатана к нам дружествен, что он не гонит, не поносит, не притесняет нас, не налагает на нас наружного креста чрез наружные орудия свои, чрез гонителей Христовых: сие есть знаком того, что и мы мир любим, а не Христа любим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

И бысть внезапу с небесе шум яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже бяху седяще. И явишася им разделены языцы яко огненнии; седе же на едином коемждо их. И исполнишася вси Духа Свята 668 . Все исполнишася обильного излияния Духа Святого; все учинились причастными сею Божеского дара. Но что такое есть Дух Святой? какого существа, и каких свойств? Дух Святой есть истинный Бог, есть третие Лице нераздельного Божества, и имеет в Себе все Божественные свойства. Безначальный и бесконечный Бог, сказали мы прежде, есть единый Бог, есть по Существу Своему един, и Существо Его не разделяется: но Сей по Существу единый и нераздельный Бог есть Триипостасен, есть разделен в Лицах – Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. А для лучшего понятия уподобили мы сие солнцу, которое в существе своем есть едино, но в видах раздельно, а именно тройственно. Первый вид солнца есть самый круг света исполненный; вторый вид – лучи, и в круге находящиеся и за круг на землю и во все концы мира простирающиеся, и самые отдаленные предметы с сим благодетельным существом соединяющие; третий вид солнца – теплота, из тогоже существа исходящая и чрез лучи нижшим тварям сообщающаяся, – теплота, все вещи ощутительным образом оживляющая. Подобно и Божеское Существо есть едино, но в Лицах раздельно. И лервое Лице есть Бог Отец, вечный, безначальный и бесконечный, умный и свободный, духовный Свет – Свет, в вечности всегда непостижимым образом существующий. Второе Лице есть Бог Сын, превечно от Отца рожденный и рождаемый, всегда со Отцем существующий, яко существенный Луч от Света Отча происходящий. Как солнце без лучей, так Отец без Сына быть не мог. Следовательно Сын есть Луч, из Света Отча безначально и бесконечно рождающийся, и не только в вечности со Отцем находящийся и действующий, но и во временный мир сей по Благоволению Отца изшедший, изшедший для просвещения разумного мира, адскою тмою помраченного, для просвещения его Божественным Светом Своим, изшедший для соединения свободных тварей со Отцем Своим, тварей удалившихся грехопадением своим от Него: что Сын Божий и совершил, сошедши с небес, соединившись с человечеством, воплотившись от Девы Марии, родившись человеком пожив, пострадав и умерши плотию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Бог Дух Святой есть единого со Отцем и Сыном Существа. Как Сын рождается от Отца непостижимым образом: так и Дух Святой от тогожде Отца исходит неописанным образом. Как лучи и теплота от единого солнца, от единого начала проистекают: так Духовный Луч и Духовная Теплота от единого вечного Света происходят; от единого Отца и Сын рождается и Дух Святой исходит. Что Иисус Христос Сын Божий как о Себе Самом, так и о Духе Святом сице подтверждает: Аз от Бога изыдох, изыдох от Отца, и приидох в мир: и паки оставляю мир, и иду ко Отцу. И Дух Святый от Отца исходит, и свидетельствует о Мне 670 . Бог Дух Святой от Отца исходит, и на Сыне почивает, с Сыном вместе пребывает, и чрез Сына, по связи Сына с человечеством, по заслугам Его на человека ниспосылается. Бог Дух Святой, поскольку единого со Отцем и Сыном Существа, то посему единых со Отцем и Сыном свойств и совершенств. Бог Дух Святой единое имеет Божество: а посему единое Господствие, едино Царство, едину Державу, едину Власть, едину Славу, едино Величество, едину Премудрость, едину Свободу, едину Честь и поклонение имеет со Отцем и Сыном; единое имеет участвование как в сотворении, так и в воссоздании человеков. Следовательно, единое должно от них быть приносимо Ему и Благодарение со Отцем и Сыном. Сего-то Святого духа ниспослал небесный Отец на учеников Сына Своего Иисуса Христа, будучи умолен прошением Его, будучи умилостивлен заслугами Его! Сей-то Дух Святой снизшел на Апостолов в пятдесятый день по Воскресении Христовом; снизшел при дыхании бурном и в виде огненных язык! Как Сын Божий, второе Лице Божества, видимым образом снизшел на землю, явился в виде истинного человека; а чрез сие означил, что заслугами Его все человечество соединится с Божеством так, как оно соединено было в лице Его: так Дух Святой, третие Лице Божества видимым же образом снизшел на учеников Иисусовых, явился в виде огненных язык, означая чрез сие Силы Свои – Силу грехи попаляющую, Силу умершее грехом духовное существо согревающую и оживляющую, Силу очищающую и просвещающую, Силу освящающую и совершающую. Ибо как огнь наружный все сии действия производит, и согревает и оживляет и очищает и просвещает; кратко совершенными творит наружные вещи: подобно и Дух Святой, Сей, так сказать, Божественный Огнь и согревает и оживляет и очищает и просвещает и освящает; кратко, совершает духовные разумные существа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Бедное темных, грешных, нечистых людей состояние! Бедственно человеку родиться, быть в болезнях, всегда лишаться видимого света, не иметь дневного пропитания; бедственно человеку быть в таком состоянии! сия бо бедность телесную смерть производит. Но гораздо бедственнее жить в мире сем, и питать только тело пищею, для тела только жить, для тела и богатство и чести приобретать, для тела же роскошь иметь; а душу, главное свое существо, в гладе и жажде оставлять, всегда пищи Слова Божия лишать. Гораздо бедственнее сие! ибо душевная бедность, лишение духовной пищи, отдаление себя от внутреннего света, вечную тму причинит и подвергнет некончаемой адской смерти, смерти, во аде грешным определенной. Отделение 24. О великих чудесах Христовых Господь наш Иисус Христос и святые Апостолы, верные ученики Его, ревностно проповедовали Слово Божие, тщательно старались обратить человеков к покаянию, ко исправлению жизни, на путь спасения; и проповедовали так, как бы они над всеми власть имели. Не так проповедовали, как Книжники и Фарисеи, которые словами своими потворствовали людям, ласкательствовали, и посему всегда во грехах пребывать послабляли: но они проповедовали, с дерзновением изобличая во грехах и наставляя в добре, с дерзновением изобличая и малого и великого, и убогого и богатого и простого и чиновного; проповедовали без всякого лицеприятия, так, что вси людие дивилися о учении их 558 . Да иначе и не могло и никогда иначе не может быть проповедано истинное Слово Божие. Ибо Слово Божие есть Истина: следовательно, без страха должно быть проповедуемо. Слово сие есть Слово Божие: следовательно, и со властию должно быть произносимо. Но чтобы сие Божественное Слово все люди принимали в себя и все чрез Слово сие приобретали веру, надежду и любовь стяжавали перемену жизни своей, исправление нравов: то Господь наш Иисус Христос, для подтверждения и укрепления небесного учения Своего и учения Апостолов святых, для придания оному учению большей силы и большего действия, везде, где ни был, великие чудеса творил; творил чудеса, то есть, такие вышеестественные совершал действия, которых ни искуство человеческое, ни сила видимой природы не могли произвести, и которые принадлежали единой Божественной силе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

А когда в невинном состоянии так поступал Человек, когда в то время так повиновался, в которое ясно познавал и дела, и вещи, и мог одно от другого отличать по свойствам их, по самой внутренней существенности их: то кольми паче ныне, согрешивши, должен во всем повиноваться Господу своему, кольми паче ныне, когда уже вред непокорности своей опытом дознал, и когда ясное познание вещей совершенно потерял. Ныне человек падший, что добро и что худо, что полезно и что вредно, что честно и что нечестно, по пристрастиям своим или совсем не знающий, или позабывающий, наиболее должен держаться правил Создателя своего, должен покараться руководству Его, должен требовать и просить на все Владычественного благословения Его. Ежели человек в Раю неблагословенным не пользовался, непозволенного не делал; а как скоро заповедь преступил, неблагословенного вкусил, непозволенное сотворил, тотчас согрешил: то наипаче ныне не должно человеку, и без того в несчастном положении находящемуся, ничем не благословенным пользоваться, и ничего непозволенного делать. Несчастный Адам после того, как от гордости впал в непокорность, и от непокорности многие вкусил горести, весьма строго наблюдал за собою, чтобы в чем-нибудь не погрешить, чего-нибудь непозволенного не учинить, хотя и труднее было тогда примечать за собою, нежели в Раю. Творил ли он что, без сомнения повеленное; носил ли он что, было ему данное; говорил ли он что, было со Словом Божиим сходственное; желал ли он чего, было возможное и правильное; вкушал ли он что, было ему назначенное. Тако поступал Адам, первый Праотец наш, тако поступал Авель, благочестивый сын его, тако поступал Сиф, от Адама после Авеля происшедший, и Авелеву благочестию научившийся, тако поступал Енох, в высокой степени угодивший Богу, тако поступал и Ной, от потопа спасшийся. Они не только внутренних действий, не спросившись Воли Божией, не производили, но и самую наружность свою со внутренностию согласовали. Они ходили благопристойно, одевались просто, ели назначенное, так как и жили свято. Они до самого потопа ели единую траву селную 211 или полевую, и плоды земные, и то в поте лица, и с великими трудами, приобретая по наложенной от Господа за грех клятве. Мяса же есть дотоле не дерзали, доколе не разрешил Господь сего, доколе не сказал Ною после потопа: всякое движущееся, еже есть живо, вам будет в снедь, яко зелие травное дах вам все.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

К сему духовному, вечному, блаженному Царствию Божию не можно другим путем идти кроме сокровенного, внутреннего, крестного. Посему всякому Христианину должно выходить из дому собственности своей, и входить в землю Богом обетованную, в Царствие Христом уготованное, ни на что не смотря, несмотря ни на слабость сил своих, ни на привязанность к плотской жизни, ни на неизвестность будущего состояния. Выходи и восходи, Христианине, несмотря ни на старость свою, ни на младость свою, ни на слабость пола своего, ни на естественное бессилие свое. Бог крепкий и сильный повелевает тебе выходить и восходить; Он Сам и поможет тебе. Признай только слабость свою, призови Его на помощь, и сила Его в твоей признанной немощи совершится. Выходи и восходи, несмотря на привязанность к плотской жизни своей, жизни временной, тленной, скоропреходящей, ныне цветущей, а наутро увядающей, ничего пред вечными благими нестоящей. Можно променять охотно, и должно променять временное на вечное, плотское на духовное, тленное на нетленное, печальное на радостное, мирское на Божественное. Выходи и восходи, несмотря на неизвестность обещанного града, царства и блаженства. Неизвестен тебе небесный град, и благая его; но сие только потому, что ты плоть, и плотская мудрствует; какже скоро покоришься зовущему Богу и с верою пойдешь; тотчас верою познаешь их, и еще в сем мире почувствуешь внутренно сладость их. Верно и несомнительно то, что Бог рек, назначил и обещал. Глас плоти есть глас ложный, и влечение погибельное; а глас Божий есть глас истинный, и звание спасительное. Печемся, Братие, всегда о внимании гласу Божию, о последовании званию Его, о восхождении верою в горняя, да Господь наш Иисус Христос и нас грешных включит в сию Священноначальническую молитву Свою, воссылаемую к небесному Отцу: Отче Святый, соблюди их во Имя Твое, их же дал еси Мне, да будут едино, яко же и Мы. За них Аз свящу Себе, да и тии будут священи во истинну. Да вси едино суть; якоже Ты Отче во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут. Аз в них, и Ты во Мне, да будут совершени во едино. Отче, ихже дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз и тии будут со Мною, да видят славу Мою, юже дал ecu Мне, яко возлюбил Мя еси прежде сложения мира 284 . Печемся о сем, да будем благословены от Отца небесного о Христе Иисусе Господе нашем всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь! Беседа XVIII. О разнообразном Явлении Триипостасного Бога верующим человекам

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Иакову, сыну Исаакову, являлся Господь то в видении лествицы утвержденной на земле, ея же глава досязаше до небесе по коей Ангелы Божии восхождаху и нисхождаху, и верху коей Господь утверждашеся 293 , то во образе человека борющася с ним 294 . Моисею явился в купине огненной, коя беспрестанно горяше, и никогда не сгараше 295 . Исаии явился седящим на престоле высоце и превознесенн, и окруженным как Серафимами, так и Славою Своею 296 . Иезекиилю явился в образе человека во свет облеченна, и огнем окруженна, посреде четырех животных стояща, и жизненныя колеса во управлении Своем имуща 297 . Даниилу явился в виде ветхаго денми, одежду белу аки снег, власы главы аки волну чисту, престол яко пламень огненный, и колеса яко огнь палящий имеющего 298 . Захарии явился во образе Иерея великого, священноначальнически облаченного, Который есть Иисус 299 . Павлу явился в небесном блистательном свете Своем, который плотские очи его ослепил, дабы внутренние просветить 300 . Петру явился во отверстии небес и в слышимом гласе, научающем его не отторгать от себя и от язык приходящих ко спасению 301 . Иоанну явился в прославленном человечестве, в виде сына человеческого, во свет облеченного, очи яко огнь, власы аки снег, во устах меч и в руце десней седмь звезд имеющего 302 . Подобно и внутренно, невидимым образом Господь Бог разнообразно является. Является, во-первых, Триипостасный Бог духовно всем Христианским человекам вообще; и является, яко Отец, в силе Своей, сокровенной в делах Его, соблюдающей бытие их и продолжающей действия их; является, яко Сын, во гласе Слова Своего, беспрестанно глаголющего, то обличающего, то осуждающего, то наказующего, то обетованием утешающего, то совет и наставление преподающего, то вечным награждением к деланию добра побуждающего; является, яко Дух, в Божественных Таинствах, в совершении их, в произведении спасительных действий во внутренности человеков чрез них. Является также Господь верующим и частно невидимым образом, и является то во гласе совести, обличающем за некоторые преступления, или одобряющем некоторые благие действия, то во свете внутреннего просвещения, истинный путь ко спасению показующего, то в великой силе внутреннего влечения от тьмы к свету, от нечистот греховных к очищению, от мертвенности и недеятельности духа к оживлению его и к благому действованию, от всегдашнего плотского осквернения к освящению.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Но что воспоследовало в духовном, невидимом мире, и что было при сотворении наружного мира; то же самое произошло и во внутреннем человеке. В начале сотворения Бог создал сперва небо, а потом землю, создал сперва небесное, пресветлое жилище, и пресветлых духовных жителей, из числа коих некоторые самовольно тьмою учинились, потом создал землю, землю невидимую, неустроенную, тьмою покрытую: подобное сему случилось и с человеком. Он от Премудрого Триипостасного Бога создан был чистым небом, ясным светом, а после сам добровольно, при искушении падшего духа, адского змия, учинился мрачною землею, густою тьмою. В начале обитал в нем Божественный свет, обитал свет и в уме, и в воле, и в сердце, и в чувствах, и в теле, и посему ясно познавал и видимое, и невидимое, удобно различал тварь от Творца, тленное от нетленных, временное от вечных, сильно стремился к избиранию добра, любил истину, содевал святыню, и был по духу, и по телу бессмертен и блажен. Потом чрез самовольный грех его взошла в него тьма, тьма никакого вида не имеющая, безобразная, неустроенная, взошла в него тьма, и начала жить и в уме, и в воле, и в сердце, и в чувствах, и в теле, во всех тех частях, составляющих человека, в коих прежде обитал свет Божий. Тьма покрыла всю землю внутреннего человека, и мраком окружилася 18 . А по сему самому он из небесного жителя учинился земным, из духовного плотским, из разумного неразумным, скотоподобным, из свободного рабом греха, смерти, ада и сатаны, из чистого нечистым, из святого грешным, из бессмертного смертным, из блаженного погибельным. Со дня падения и доныне греховная тьма живет в человеке, так, что все человеки ходят яко в дому темницы, и сидят во тьме 19 , весь мир во тьме лежит. Все человеки, яко завесою какою, покрыты греховною тьмою, которая препятствует им видеть свет и любить его, познавать Бога и достойно почитать Его, избирать истину и творить святыню. Все человеки окружены тьмою, которая, творя жизнь их всегдашнею нощию, заставляет их спать во грехах и беззакониях, заставляет спать, отнимая и самое помышление о Божественном дне, о дне спасения своего, о дне вечного Блаженства, светом Божиим освещаемом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010