Невидимая бо Его от создания мира творенми помышляема видима суть, и присносущная Сила Его и Божество, во еже быти им безответным, естьли, разумевши Бога, почтут, прославят и благодарить будут не яко Бога, и естьли, имея дело законное в сердцах своих, спослушествующей им совести, и помыслом между собою осуждающим или отвещающим 1015 , не будут искать вышшего совершенного чрез Христа очищения. Иудеи имели и доныне имеют Слово Божие духовное, или законное в котором яко в зрецале, могут видеть во всей полноте тму свою, повреждение свое; могут быть из Божеских обещаний уверены о Искупителе человеческого рода; могут быть из определения времен и показания признаков, уже собывшихся, убеждены о пришествии Его и могут быть сильно возбуждены искать в Нем едином довольного средства ко искуплению своему. Мы, вступившие чрез таинство Крещения в Святейшее Христианство и носящие на Себе Имя Христово, также имеем Слово, Слово самое Божественное, Слово с силою Духовною произнесенное, и дражайшею Кровию Искупителя запечатленное. И ежели кто из Христиан сей Божественный глас слыша, Его Отеческое наставление приемля, Его беспрестанное толцание чувствуя, просыпается от греховного сна, познает тягостное иго греховного рабства, познает свою бедность и окаянство, и чрез сие побуждается желать и искать себе оживления и спасения во Христе Иисусе: то таковый, желая и ища, и даже силяся свергнуть с себя бремя греховное, силяся отторгнуть и отделить себя от плотской, мирской греховной части и от всего угнетения ее, силяся как-нибудь только уцепиться за Христа и восприять от Него оживление, наконец получает оное; его внутренность, от падения яко бесплодною землею соделавшаяся, прияв семя Слова Божия, оросившись водою небесного учения согревшись теплотою Духа Святого, оживает, получает некоторый от сего начаток жизни. А ежели, напротив сего, которые при всем свете Слова Божия, при всем обличении греховной тмы, при всем побуждении ко обращению, не пробудятся от греховного сна, не очувствуются, не приимут в себя сего Духовного семени Слова Божия; или, хотя на время и приемлют, но вскоре тотчас погубляют оное, погубляют окамененностию сердца своего подавляя оное страстьми и похотьми плотскими, истребляя оное диавольским неверием: то те никогда не оживут, те навсегда останутся по внутреннему человеку мертвыми, те не спасутся а подвергнутся вечной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Мыслим убо верою оправдатися человеку, без дел закона 1094 : ибо их не может быть в поврежденном человеке, доколе верою не оживет. Верою убо оправдившеся, мир имамы к Богу Господем нашим Иисус Христом, Имже и приведение обретохом верою во благодать сию, в нейже стоим 1095 . – Вера, будучи сама дар Божий, есть скорая приобретательница седми даров Духа Святого – премудрости, разума, совета, крепости, ведения, благочестия и страха Божия. Вера, будучи сама духовною силою духовного человека, есть стяжательница силы Духа Святого, той силы, которою можно производить не только естественные благие дела, но и самые вышеестественные действия. Как ветхозаконные Патриархи и первенствующие Христиане не другим чем действовали, как верою; верою претерпевали мучения, верою побеждали злое, верою творили правду: так и нынешние Христиане не другим чем могут злое побеждать, благое творить, и вышеестественные производить дела, как единою верою. Сия бо победа победившая мир, есть вера наша 1096 . Второе начало святейшего Христианства, главное, существенное свойство нового человечества – надежа, сама в себе есть не что другое, как внутреннее бессомнительное упование на все то, что в Слове Божием обещано искупленникам Христовым. Надежда уповает, что все помазанные Кровию Христовою, все возрожденные смертию Его, все искупленные заслугами Его, суть чада Божия; аще же чада, убо наследницы; наследницы Богу, сонаследницы же Христу 1097 . Надежда уповает, что все таковые получат непременно от Бога как временное, так и вечное благое: почему надежда всегда с дерзновением приступает ко Господу и просит со всяким упованием нужного и спасительного для души человеческой. Сие начало – надежда так, как и вера, многие произращает от себя отрасли. Из надежды теплая проистекает к Богу Отцу молитва, которая не что другое есть, как возвышение духа, ума и сердца горе, к Богу, возведение внутреннего гласа к Нему, или сердечную за все благодеяния Его благодарность приносящего, или прошение о продолжении благодеяний воссылающего так, как и Сам Иисус Христос молился к Отцу Своему, в одно время говоря: Исповедаютися и благодарю Тя, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Сей, влиянный от Бога и к духовным делам способный дух учинил способным и наружного человека творить духовные дела – дела, разумным и свободным существам приличествующия: ибо сей влиянный в человека дух имел разум, так как и Ангельский Дух; и имел разум, небесным Светом просвещенный, Богопознанием ясным одаренный; имел разум, единое добро одобряющий, а зла никакого и не знавший. Разум есть способность духа рассуждать о вещах и одобрять добро, а охуждать зло. И тогда разум единое добро имел предметом: понеже как наружный человек освещался тогда наружным светом, солнечным сиянием, так внутренний небесным, духовым, Божиим. И по сему-то предметом рассуждения его и было единое познание Бога и единое добро, – Сей человеческий дух имел также и свободную волю, которая есть способность избирать и прилепляться к предметам, разумом одобренным; имел волю, единое добро избирающую волю святую, к единому Создателю своему стремящуюся. Память и воображение духа, яко еще не имевшие никаких наружных впечатлений ни от мира, ни от плоти, были чистые, небесные, духовные только предметы представляющие. Сверх сих четырех способностей, дана была ему пятая, во образ пяти чувств телесных, называемая совесть, которая есть не что иное, как внутренний судия, смотритель прочих дарований, влиянный Образ праведного Судии; она за добро внутренно покоит, одобряет и сим как бы награждает; за зло беспокоит, мучит, охуждает, и сим наказует, даже и тогда, когда бы разум одобрял и воля избрала; она в первом человеке, до падения, была спокойна, понеже в человеке не было никакого зла. Вот каким образом сотворен был человек, и вот из каких частей составлен он был от Бога! Он составлен был из тела неодушевленного, из души чувственной и из духа разумного и свободного; как-то и Павел Апостол говорит: всесовершен ваш дух и душа и тело не порочно да сохранится 111 . Ежели же тело и чувственную душу соединим во едино, и назовем одним, по Писанию, именем, наружным человеком, а духа, подобного небесным существам, внутренним: то он состоять будет из двух частей, из наружного и внутреннего человека 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

И доколе человек покорен был воле Божией, доколе помнил и исполнял сию данную от Него заповедь, доколе в едином добре пребывал, а к злу не преклонен был: дотоле и блажен и совершен был, дотоле и жив был духом, дотоле только и имел Образ Божий на себе, существенное начертание Существа и свойств Божиих; Образ бо Божий был не что другое в человеке, как сообразность, сходственность с совершенствами Божиими совершенств человеческих. Бог создал человека по Образу Своему, то есть, впечатлел в человеке подобные Своим совершенствам дарования, – именно: сотворил тело, оживив его чувственностию, и одев одеждою Света Своего, изобразил чрез сие то одеяние Свое, о котором Давид говорит: одеяйся Светом, яко ризою 119 ; вдунув в лице его дыхание жизни, духа разумного, свободного, вечно жить долженствующего, сим изобразил в нем Свое духовное, премудрое, пресвободное, превосходное вечное, существо; дав ему просвещенный разум, сим явил в нем премудрость Свою; влияв в него великие познания, сим показал некие черты всеведения Своего; одарив его свободою воли, в сем означил свободную и совершенную Святыню Свою; учинив самое тело его бессмертным, как бы чувственно представил, что Его Существо бесконечно бессмертно есть; позволив умножаться чрез него роду его, показал знамение того что Он Творец всех вещей; дав ему право владычествовать над всеми нижшими тварями сказав ему: господствуйте землею, и обладайте рыбами морскими, зверьми, и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земле 120 – сказав ему сие, ознаменовал в нем Свое верховное владычество по которому Он есть Правитель и Господь всех тварей, и не видимых и видимых; поселив его в Рай сладости, проявил Блаженство превыспренних обителей, где Сам Он обитает. Вот в чем состоял Образ Божий в человеке! – Подобие же его в том состояло, что он все сии совершенства в действо производил: разумом единого Бога познавал; с Ним в соединении только быть хотел волею своей; в сердце любовь к Нему единому воспламенял; в Нем едином удовольствие свое находил; Ему служить, Ему повиноваться, Его любить только и старался.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Но что суть сии жители небес, духовные существа; Святые Ангелы? Они суть, по слову Псалмопевца Духи и пламень огненный. Творяй, говорит он о Боге, Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный, или как Апостол Павел говорит, Огнь палящ 67 : следовательно Ангелы суть существа духовные; они имеют совершенно духовное и Светлое существо, которое их непрестанно действующими творит. – Дух Ангельский непосредственно сотворен от Бога, подобно, как и человеческий, когда влиян или вдунут был в человека или в тело из стихий сотворенное. Но, хотя сие духовное существо Ангелов непосредственно произошло от Бога, однако не есть Бог и не есть частица Божества, подобно, как и душа человеческая; но есть Дух сотворенный, в своей личности существующий. Сие Ангельское существо имеет разум и ум; и посему Ангелы суть разумные, ясно и вдруг познающие и разумеющие существа, или умные силы. Оно имеет также одаренную совершенною свободою волю, по которой они всегда хотят быть управляемы Триипостасным Божеством, всегда Ему принадлежать, в Нем покоиться, от Него зависеть и Ему служить. Оно имеет силы, так сказать, духовных чувств; и по сим силам Ангелы созерцают красоту и величество Божие славу Его; всегда находятся в присутствии Его, наслаждаются неизглаголанным блаженством, небесною радостию. Ангелы, по существу своему, чрезвычайно скоры; во мгновение ока исполняют всякое посольство Божие. Они сильны и могущественны; все могут как в невидимой, так и в видимой природе творить, что Бог им ни повелит. И по сим-то скорым и деятельным силам их приписываются им крыле, руки, ноги, кои означают их внутренние силы. – Они благи, благое хотят, благое и творят; существо их, яко от преблагого Существа произшедшее, благо есть. – Бог сотворил их, дал им начало с тем, чтобы они конца не имели, а вечно наслаждалися блаженством Его: следовательно они бессмертны и повреждению, и тлению не подлежат. Кратко сказать, Ангелы сотворены были и суть по Образу и по подобию Божию, сотворены сообразными великим Божеским совершенствам; они получили от Него и любовь, и чистоту, и святость, и правду, и истину, и милосердие; они имеют и страх Божий, и сыновнее повиновение, и прочие совершенства. И сие соединение совершенств есть в них истинный Образ Божий, и есть паки истинное их блаженство и слава. По являемой же своей, так сказать, части, по огненному и световидному своему существу, по тому, что они суть не только разумные духи, но и пламень огненный, огнь палящий, они имеют чрезвычайную красоту, славное паче солнца сияние, великое велелепие; словом, они суть существа совершенные. Совершенства же сии они, яко существа свободные и в состоянии искушения бывшие, могли в целости соблюсти и непременяемыми учинить, утвердившися в добре; что мы и видим на благих Ангелах, – могли также оные погубить и потерять, как то случилось с денницею и сообщниками его, о которых после услышим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Великие совершенства, которые мы приписали Святым Ангелам, и которые сами собою изображали в них Образ подобие Божие, составляли совершенное их блаженство. Божественный, всегда освящающий их Свет, высокие познания, таинственные откровения, лицезрение Бога, совершенная святыня были такие предметы, которые причиняли в них вечную радость, вечный мир и покой, вечное веселие и удовольствие; кратко сказать, соделывали в них Рай и Царствие Божие. И для сего единственного конца, для наслаждения таковым блаженством, для соблюдения сих Божеских совершенств, сотворены были сии, разумом и свободною волею одаренные Духи; Бог с тем сотворил их, чтобы они, имея таковые совершенства, изображали собою Бога, и были в Боге, и чтобы Ему Себя явить чрез них и обитать в них, сообщая им славу и блаженство Свое. Важное было состояние их, великое имело внутри себя благополучие – великое; но, впрочем, не совсем еще совершенное. Ибо первое состояние их было состояние искушения, испытания: оно высокие заключало в себе совершенства; но впрочем так, что совершенства сии могли всегда целы быть, могли всегда продолжаться, – могли также перемениться на другое худшее, состояние; могли и повреждены и потеряны быть смотря потому как будут поступать Ангели. Ежели Ангели яко сотворенные от Бога Духи, будут в Боге пребывать, будут в Нем свое блаженство полагать, и следовательно всю свою любовь к Нему станут простирать; то совершенство их и блаженство не только не пременятся, но еще умножатся и совершенно вечными, непременяемыми учинятся: ежели же они уклонятся от Бога, отвратят любовь свою от Него, то и Он отвратит лице Свое от них; а сие самое переменит блаженство их, уничтожит совершенства их. С таким условием сотворены были от Бога Святые Ангелы! Они, имея в воле своей свободу, имели в существе своем возможность всегда Бога любить, имели возможность и отвратить любовь свою от Него; имели возможность и силы никогда не согрешить, могли и согрешить, хотя и не для того сотворены были, чтобы согрешить, но, чтобы никогда не согрешать. И сие-то было состояние искушения их!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Сия заповедь ясно свидетельствует, что Закон есть духовен, что он запрещает нам не только наружные худые дела, но и самые внутренние. Он хощет, чтобы самое начало всех наших дел очищено было, чтобы самое сердце исправлено было. От сердца бо исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы 403 ; в сердце престолы свои имеют идолы сии. Следовательно, чтобы их в наружности не было, то надобно истребить их в сердце; надобно заградить источник, чтобы мутная и гнусная не истекала из него вода; надобно истребить в сердце нечистые желания, чтобы не последовали злые дела. По сему-то десятая заповедь, яко совершение любви к ближнему нашему и окончание всего Закона, высшее предлагает правило внутреннее предписывает очищение, очищение сердца; говорит: не пожелай, как бы так все заповеди довершила. Чтобы тебе не убить ближнего своего ни телесно, ни духовно, ни смертию, ни великою печалию: то ты не пожелай дому ближняго твоего, хотя бы он красив, дорог и выгоден был. Чтобы тебе не учинить прелюбодяния с чуждею женою, или любодеяния с непозволенным по Закону лицем: то ты не пожелай жены искренняго твоего; скажи со Иосифом в мысли твоей похоти плоти: како сотворю глагол злый сей пред Богом? 404 како похищу то самовольно, чего мне Бог не даде, и чрез то оскверню себя самого и то лице, не только оскверню, но и погублю? Чтобы тебе не украсть, не притяжать себе что-нибудь ближнего своего: то ты не пожелай ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни другого какого имения его. Чтобы тебе ложно не свидетельствовать на ближнего своего: то ты ничего не пожелай, елика суть ближняго твоего; не пожелай похитить ни чести его, ни доброго имени его, ни добродетели его. Истреби в себе желание: и тогда удобно можешь удержаться от греха. Грех бо не в руках, не в ногах, не в языке, но в душе находится; он в сердце гнездится. Оттоле убо изгнать его должно; сердечную похоть должно умертвить – похоть, разумею, плоти, похоть очес и гордость житейскую, сии три начала греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

И все, что ни сотворил Господь, добрым сотворил: вся, елика сотвори Бог, добра зело суть 140 . От Бога не может и происходить что-нибудь другое, как единое добро. Бог есть Свет, и тмы в Нем несть ни единыя 141 . Бог есть высочайшее Благо, и зла быть в Нем не может; от Бога всякое только даяние благое происходит; от Отца светов только дары совершенные ниспосылаются 142 . Бог есть высочайшее Благо, и от Бога бывает только Благое; и всякое добро не из другого какого источника проистекать может, как от единого Бога. Как прежде Бог все, что ни сотворил, добрым сотворил: так и ныне добро только творить, и добро от Него единое происходит; а зла Он творцем не был, и быть не может. Всякое творение Божие, по существу своему, по тому, как оно от Бога произошло, есть благое: всякое бо существо сотворено от Бога добрым, и для благого конца; нет твари ни на небеси, ни на земле, которая бы в существе своем не была добра. Я не говорю о святых Ангелах, которые в существе своем нечто другое суть, как Свет, святыня, чистота, невинность, существенное добро; я не говорю также о существе и видимых тел, явно доброту свою открывающих, служа человеку в пользу: но скажу, что и самые ядовитые растения в пользу человека сотворены, и в существе своем благи; и человек точно может с пользою употреблять их, ежели только будет употреблять осторожно, умеренно, разбирая и позная сущность их. Подобно и сам человек, и даже падшие Ангели, в существе своем, были благи; инынесуществоих3самопосебевзятое, яко от Бога произшедшее, благо есть: оно непричастно было никакому злу. Существенное бо творение Божие есть единое добро. А чтобы творение Божие и навсегда осталось добром: то всеблагий Бог даровал всему естеству, и духовному и телесному, и одушевленному и неодушевленному, и разумному и бессловесному, закон; положил пределы, чрез которые оно не должно преступать; показал путь, по которому оно, не уклоняясь ни на десное ни на шуее, прямо должно было стремиться к Создателю своему. Бог всей твари дал закон, исполнением которого она могла прославлять Владыку своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Один из народа привел ко ученикам Христовым сына своего на новы месяцы беснующагося и зле страждущаго, иногда падающаго во огонь, иногда в воду, и просил их, да исцелят якоже Учитель их исцеляет; но они не могли сего сотворить. И когда Христос исцелил его, и они вопросили, почто мы не возмогохом изгнати духа нечистаго; то Он отвечал им: за неверствие ваше 564 . И подлинно недостаток веры бывает причиною недостатка духовной силы: изобильная же вера обильную может иметь и силу; что такожде Сам Христос подтвердил, глаголя ученикам Своим: Аминь аминь глаголю вам: веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит, и больша сих сотворит, да прославится Отец в Сыне 565 . И сие совершенно исполнялось. Все Божественные Апостолы, утвердившись в вере во Христа, стяжав сей неоцененный Божий дар, весьма великие творили дела, творили истинные чудеса; такие же производили вышеестественные действия, какие и Сам Учитель их, Господь Иисус Христос. Они больных исцеляли, слепым зрение, глухим слышание, немым глаголание, хромым хождение, доставляли; они бесов изгоняли, темницы отверзали и невинно-заключенных освобождали; они и мертвых воскрешали 566 . По обильной вере их все творить могли. Ибо не только творить чудеса – действия, естественные силы превышающие, можно по вере; но и видеть их, или принимать на себя не иначе можно удостоиться, как посредством же веры: понеже как Господь наш Иисус Христос, так и Божественные ученики Его везде творили чудеса, где люди, слыша сладчайшее Слово Его, начинали веровать в Него; над всеми теми производили вышеестейственные действия, которые несомневалися в силе, что они могут. По сему-то Христос прежде, нежели начинал врачевать кого, вопрошал: веруеши ли, яко могу сие сотворити? 567 Где же, при всем свете Слова Его, не только не видал веры, но еще примечал отвращение от Него и сопротивление учению Его; там уже и чудес не творил что Святое Евангелие тако подтверждает: и не сотвори ту, то есть, во отечествии Своем, силы многи – для чего? за неверство их 568 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

По утру, после сего предания, совет сотвориша Архиерее и Старцы людстии на Иисуса убити Его; и по сему связавше Его ведоша и предаша Его Понтийскому Пилату Игемону; предаша, да он осудит Его на смерть за то, что Он в противность Кесарю, называет Себя Царем Иудейским, разоряет обряды закона, а паче представляет Себя Сыном Божиим; предаша Его за сие. Пилат узнав что Иисус Галилеанин есть, отослал Его ко Ироду; но Ирод, не получи от Иисуса никакаго ответа, и поругавшись над Ним, облекши Его в ризу светлу, паки отослал к Пилату. И Пилат, и Его Самого вопрошая, и дело исследывая, нашел, что нет в Нем ни единыя, вины за которую бы осудить Его на смерть; нашел, что они зависти ради предали Его; и по сему всеми образами старался отпустить Его. Он откровенно пред Архиереям, Старцами, Князьями и народом, говорил: приведосте ми Человека сего, яко развращающа люди; и се аз, пред вами истязав, ни единыя обретаю в Человеце сем вины, яже нань видите! Послах Его и ко Ироду; и се ничтоже достойно смерти сотворено есть о Нем! Тем паче хотел отпустить Его, что жена Пилатова, видев во сне весьма страшное видение относительно к лицу Христову, прислала сказать мужу своему, чтобы он непременно избавил Праведника сего, тако говоря: ничтоже тебе и праведнику Тому! много бо пострадах днесь во сне Его ради. Пилат, по сим причинам, велегласно говорил: наказав Его, отпущу вам, так как вы имеете обычай единого из осужденных брать по вся праздники. Однако Архиереи, Старцы и, по их совету, весь народ лучше просили ко отпущению Варавву, за крамолу и убийство в темнице находившегося, нежели Иисуса Христа, лучше злодея, нежели Спаса мира, лучше виноватого, нежели Неповинного. Так-то всегда судят пристрастие, зависть и злоба! Человеки, будучи ослеплены завистию, злобою и пристрастием, всегда худо видят, всегда вместо добра зло избирают, всегда вместо истины ложь приемлют так, как Иудеи, которые Варавву злодея отпустить просили, а Иисуса Христа, Благодетеля, Целителя и Спасителя своего распять требовали; они все Пилату кричали: отпусти нам Варавву, а Сего, возми! и распни, распни Его: Аще не бы был сей злодей, не быхом предали Его тебе. Аще же пустиши Его, неси друг Кесарев. Всяк, иже Царя себе творит, противится Кесарю 603 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010