А когда мы точно, так нечисты, лживы и мертвы; то тем в большее должны приходить смирение и уничижение пред Богом; мы не только должны сказать ко Господу: Боже, отвратив лице Твое от грех моих, очисти беззакония моя, но должны, признавшись в мертвенности и ничтожности своей, просить Его, чтобы Он снова создал нас, должны просить, так говоря: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей ( Пс.50:12 ). Ибо, как в начале сотворения Господь Бог из небытия в бытие произвёл нас чистыми, и тела наши, сердца сотворил из стихий мира сего, и дух правый, благий влиял в нас дуновением Своим: так точно и ныне, во время искупления чрез Спасителя Иисуса Христа, поправлять или просто сказать: чинить нас – невозможно, поновить нельзя, а надобно совершенно перестроить, должно ничтожность нашу паки из небытия в бытие воззвать, мертвенность воскресить и оживить, и всего человека, как внутреннего, так и наружного снова создать, и сердце чисто сотворить и дух прав обновить во утробах наших. Искупление бо есть, и должно быть ничто другое, как воссоздание и внутреннего и наружного человека. И сего-то единственно должны мы просить у Искупителя своего; всякий из нас и всегда должен молить Его так: сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей, обнови жизнь мою, да живу животом Твоим, обнови ум мой, да искушаю и творю, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная ( Рим.12:2 ), обнови чувства, да разуму их покоряю, а разум – вере, и тако не земная, но небесная созерцаю, обнови душу, да горе её вознесу и с Богом соединю; так всякий должен просить: сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. И о сем единственно все мы должны просить, чтобы Господь Бог восставил, воссоздал и обновил нас. Главная цель Искупления нашего есть обновление наше или возрождение, которое единое горе устремляет сердца наши и соединяет души наши с Самим Богом. И мы должны соответствовать сему спасительному намерению Божию, мы должны, испрашивая помощи Божией, отлагать по первому порочному житию, ветхого человека, тлеющего в похотех прелестных, обновлятися же духом ума нашего, и облекаться в нового человека, созданного по Богу в правде и в преподобии истины ( Еф.4:22–24 ). И сие-то есть исинное блаженное рождение наше. Плотское рождение, яко греховное, нечистое, вечную смерть во осуждение своё имеющее, есть самое несчастливое; благополучным же делается оно единственно чрез сие духовное рождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

И Господь, вняв воплю Моисееву, и хотя удовлетворить естественному требованию народа, научил Моисея, что должен он сотворить; научил, так рекши к нему: пойди пред людьми сими, пойди вперед их, и пойми с собою от старец людских, пойми некоторых из старейшин их для засвидетельствования чудесных действий, и жезл, имже пресекл еси море, возми в руку твою, и пойди. Аз же стану прежде пришествия твоего тамо у камене в Хориве, дабы действовать через тебя: и удариши в камень: и изыдет из него вода, и да пиют людие. Моисей, как скоро услышал сие повеление Господне, тотчас сотвори тако пред сыны Израилевыми. Но в память ожесточения сынов Израилевых и неверия их, прозва имя месту тому, Искушение, и Похуление, хулы ради сынов Израилевых; и занеже искусиша Господа, искусиша, как бы не веря Вездесущию Его и силе Всемогущества Его, искусиша, глаголюще: аще есть в нас Господь, или ни ( Исх.17:1–7 )? И так Премилосердный Господь Бог, дав пищу Израильскому народу, дал ему и питье, яко нужное средство для подкрепления естественной жизни, дал питье, чудесно источивши воду из камня. Но как в естественной, чувственной жизни сколько нужна пища, столько нужно и питье: так и в сверхъестественной, духовной жизни и то, и другое необходимо надобны. Надобна духовная пища, о которой мы в предыдущем учении говорили; но также надобно и духовное питье, которого Господь Бог по милости Своей и не лишил. Он, сообщив истинно верующим духовную пищу, Божественную Манну в пречистом теле Своем, сообщил им и духовное питье в дражайшей крови Своей, сообщил, источивши оную не из камня в пустыне, а из самих ребер на кресте распятого тела Своего. Евангелие повествует, что, когда Господь наш Иисус Христос распят был на кресте и претерпев жесточайшие мучения умер: тогда един от воин, пришедших свидетельствовать, точно ли Он уже умер, копием своим ребра Ему прободе, и абие, тотчас изыде из них кровь и вода ( Ин.19:34 ). И сия то дражайшая кровь и пречистая вода, истекшие из духовного камня Иисуса Христа, излившиеся из ребер Его, от Отеческого сердца Его, суть истинное духовное питье, сверхъестественную жизнь подкрепляющее и соблюдающее, суть истинное духовное питье, которое все верующие человеки с верой и любовью употреблять должны.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Но как скоро вступает она в сей духовный путь, как скоро начинает она течение свое к небесному жилищу: тотчас представляется ей волнующееся, непроходимое море, представляется великое множество непреодолимых затруднений. Разумная душа останавливается, смущается и с недоумением взирает на непроходимое. Мнит назад возвратится; но знает, что шествовать в обетованную землю надлежит. Хочет искать другого туда пути; но вспамятывает, что именно сим повелено шествовать туда путем. Что же разумная душа в таком случае делает? Вопиет ко Господу, вопиет, умиленно прося помощи у Него. И Господь немедля чудодействует; Он являет перед ней жезл и жезлом непроходимое море пересекает, и удобь проходным оное творит; Он показывает ей крест, то треблаженное древо, на котором распят был возлюбленный Сын Его, и крестом все затруднения ее прогоняет. Она, взглянув на крест и живо ощутив, что Сын Божий, Господь ее даже до креста, до крестной смерти смирил Себя, обязанной себя находит мужественно тещи во след Спасителя своего, тещи сквозь море, тещи, останавливая, побеждая и недействительными для себя делая все видимые затруднения. И бодрственно теча проходит море волнующейся жизни сей. Продолжая же путь свой, разумная душа принуждена бывает вступить в пустыню самоотвержения, в пустыню отвержения разума, воли и чувств, в пустыню отвержения самолюбия, своеволия и плотоугодия, в пустыню отвержения честолюбия, любоимания и увеселений мирских. Охотно или неохотно, волею или неволею, только входит она в сие пустое место, где нет пищи для плотского разума ее, где нет свободы для развращенной воли ее, где нет услаждения для чувств ее, где самолюбие и честолюбие запрещаются, где своеволие и любоимание ограничиваются, где плотоугодие и увеселения мирские имеют свои пределы или свой конец. Что же чувствует тогда душа? И день, и два, и три терпит, сносит состояние искушения сего; но напоследок открывает слабость свою, являет, что горька для нее вода сия, горько для нее и недействие разума своего, и обуздание воли своей, и ограничение чувств, горько для нее остановление самолюбия, воздержание своеволия и умерщвление плотоугодия, горько для нее быть без чести, в другое время потерять богатство, иногда лишиться друзей, в другое время чувствовать болезнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

А будущее время в нашем ли состоит расположении? От нас ли зависит иметь оное? Кто из смертных уверен, что он точно будет иметь оное? Не всякий ли паче должен ждать, что немилосердная смерть перережет острой косой своей слабую нить жизни его или в нежной молодости, или в недозрелом мужестве, так, как и прочих многих, окружающих его земнородных? Как же убо откладывать духовные труды до неизвестной старости? Да хотя бы человек и мог быть надежен, что он точно будет пользоваться временем маститой старости: однако же и тогда бы отлагать духовные труды до оного времени было очень несовместно со здравым рассуждением. Всякий видит, что старость есть такое время жизни падшего человека, в которое весь телесный состав ослабевает и в изнеможение приходит, в которое все чувственные органы расстраиваются и действовать перестают, в которое часто бессмертная душа лишается способности оказывать действия свои, лишаясь телесных орудий, нужных к действованию ее и в которое, поскольку вся телесность уже немоществует, болит, скорбит, страдает, то посему и сама духовная, тесно с телесностью сопряженная часть должна быть подкрепляема и утверждаема прежде приобретенным духовным вспоможением и утешением. И так старость не есть время духовных трудов. Когда же есть духовным трудам свое время? Духовным трудам свойственное время есть время настоящее, то, которое течет, то, которым Господь Бог позволил человеку пользоваться по благости Своей, то, которое всякий человек по свободе воли своей может обратить на то или на другое. То самое время есть время духовных трудов, в которое даст Господь Бог почувствовать нужду во спасении бессмертной души. Как скоро разумный человек познает из Откровения Божия необходимую надобность помышлять о душе, пещись о внутреннем благосостоянии ее, стараться о приобретении духовных сокровищ: тотчас, нимало не медля, и должен он начать сии духовные труды, должен начать и очищение сердца, и исправление воли, и просвещение ума, и освящение духа, должен начать, употребляя все те средства, которые от Иисуса Христа сообщены, именно, и веруя, и молясь, и в законе Господнем поучаясь, и Божественными таинствами пользуясь, должен начать тогда, хотя бы то было в юношестве, хотя в мужестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Ныне убо послушай мене, и присоветую тебе, и будет Бог с тобою, будешь счастлив и успешен во всех своих делах. Буди ты людем в тех, яже к Богу, и донесеши словеса их к Богу, избери для себя ту часть дел, которые суть важны, и о которых с Самим Богом советоваться должно; и засвидетельствуй им повеления Божия, и закон Его, и повеждь им пути Его, имиже пойдут, и дела, яже сотворят. А для прочих всяких дел ты усмотри себе от всех людей мужы сильны, Бога боящыяся, мужы праведны, ненавидящыя гордости, и поставиши их над ними тысященачальники, и стоначальники, и пятьдесятоначальники, и десятоначальники, и писмоводители. И судят людей по вся часы: слово же неудоборешительное донесут к тебе: малые же суды да судят они, и облегчат тя, и спомогут тебе. Аще слово сие сотвориши, сей совет мой исполнишь, укрепит тя Бог, и возможеши настоятельствовати, и вси людие сии приидут под твоим начальством во свое место с миром. Послуша Моисей гласа тестя своего, и сотвори вся, елика он рече ему. И избра Моисей мужы сильны в звании от всего Израиля, и сотвори я над ними тысященачальники, и стоначальники, и пятьдесятоначальники, и десятоначальники, и писмоводители. И суждаху уже они людем по вся часы: всякое слово и дело легкое суждаху сами: а всякое слово неудоборешительное доносиша к Моисею. После сего учреждения отпусти Моисей тестя своего, и отъиде в землю свою ( Исх.18:13–27 ). Вот каковым советником мог быть Богобоязненный язычник Иофор в учреждении общественных дел! Подобно Богобоязненные язычники могут быть строгими обличителями нечестия и беззаконий мнимых верующих людей, могут быть строгими обличителями, и действительно суть. Языческая, по побуждению естественного закона творимая, правда действительно как ныне есть укоризненное обличение Христианской неправды, так и в будущем веке послужит в осуждение нечестия, грубого нечестия мнимых верующих людей. Великий стыд и посрамление причиняет Христианам, наружным, ложным, по имени токмо Христианам то, что многие из язычников, из таковых язычников, каковы были Корнилий сотник и Иофор тесть Моисеев, не имея других побуждений творить некоторый род правды кроме единого и то еще неясного познания истинного Бога, и кроме единого внутреннего из сего познания родившегося чувствования обязанностей чтить Творца своего, бояться Его, повиноваться ему, и из повиновения к Нему делать посильное добро собрату своему, – не имея, говорю, других побуждений кроме сих внутренних, естественных, в чувство сердца их от Бога влиянных, делают добро, бедным помогают, беспомощных защищают, чистоту любят, пьянства удаляются, гордость ненавидят, притеснениями других гнушаются и в начальства избирать не других каких людей советуют, как мужей праведных, Бога боящихся и гордость ненавидящих.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

И духом ярости Твоея, сильным южным ветром, яко гневным дыханием Твоим, разступися вода, огустеша и отвердеша, яко стена, воды огустеша и волны посреде моря. Рече враг, хвалясь: гнав постигну, победив разделю корысть, совершив намерение мое, удовольствия исполню душу мою, убию мечем моим всех противящихся, и господствовати будет рука моя над покорившимися и плененными. Но Ты послал еси духа Твоего, дыхание ветра в Твоем повелении находящегося, и покры я взволновавшееся от оного море: и погрязоша яко олово в воде зельней, в волнах сильных. Кто убо подобен Тебе в бозех, Господи, кто подобен Тебе, не говорю, из ложных, язычниками почитаемых богов, кои не суть, но и из самых существующих могущественных владык земных? Кто столь прославлен во святых, дивен в славе, творяй чудеса? Кто столь высоко свят, много славен и могущественно чудодействующий? Никто, кроме Тебя единого. Ты только простерл еси Десницу Твою, и пожре я земля, пожре глубина морская всех противящихся Тебе дерзновенно. Нас же, люди Твоя сия, яже избавил еси от угрожающей погибели, наставил еси правдою Твоею, руководствовал милосердием Твоим, и утешил еси сим, и впредь утешит, по неложному обещанию Своему введши нас крепостию Твоею, силою Всемогущества Твоего в обитель святую Твою, в землю Ханаанскую поклоняться и служить Тебе. И далее пророческим духом провидя о будущем, яко о прошедшем уже, рек: слышаша деяния Твои сии языцы, занимающие землю Ханаанскую, и прогневашася, от воспаления воздвигошася, болезни прияша живущии в Филистиме, внутренне смутишася и огорчишася Филистимляне. Тогда подщашася, устрашишася владыки Едомстии, и князи Моавитстии вострепеташа: всех прият я трепет и ужас: растаяша, яко от жара воск, вси живущии в Ханаане. Да нападет на ня страх и трепет, да продолжится в них сей ужас: величием Мышцы, сильной руки Твоея, да окаменятся, да будут недвижимы, дондеже пройдут людие Твои, Господи, дóндеже пройдут людие Твои сии, яже стяжал еси, которых приобрел, дóндеже пройдут мимо их в обетованную землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Но без утешения тут же страдать и духу не только не естественно, но и бесполезно, и Богопротивно. Духу страдать о наружных вещах неестественно. Ибо наружные вещи принадлежат только к плоти и пользуют плоть; а к духу ни малейшего отношения не имеют. Духу страдать о наружных вещах есть бесполезно. Ибо то, чего мы чрез смерть лишаемся, духу возвратить не можно. Духу страдать и огорчаться о лишении наружных вещей есть и Богопротивно. Ибо все то, что в мире сем ни случается, по всеобщему плану Божию бывает. А когда все по плану Божию происходит, и живот и смерть человека от Бога зависят: то кто противиться сему или быть недовольным может? Всякий верующий должен помнить, что все от Бога происходящее благо есть. Всякий верующий должен помнить, что и горькое, от Бога даваемое и посылаемое, есть лекарственно, целительно, спасительно, служит к очищению нечистот плотских и к возвращению тех совершенств и дарований, которые человеки в грехопадении своем потеряли. Но то, к сожалению, беда, что редкие, и весьма редкие, на несчастия такими глазами взирают, редкие при наружных несчастных случаях состояние грехопадения своего воспоминают; а посему редкие печали и горести плоти в лекарства духу употребляют и ими пользуются. Повреждение человеческое столь велико, что о потере наружных вещей человеки плачут, плачут и плотию, и духом: плотию рыдают, а духом унывают; о потерянии же духовных вещей, внутренних совершенств, не только ни духом, ни плотию не плачут, но часто и не помышляют; так живут, как бы из духовных вещей ничего не было и потеряно. Многие из плотских человеков плачут и плотию, и духом, когда они как-нибудь теряют все свое богатство, и так плачут, что или с ума сходят, яко прежде бывшие безумные, безумным бо токмо свойственно есть так плакать о тленных вещах, чтобы и ум потерять, или, еще более, лишают себя и жизни; но о том не плачут ни духом, ни плотию, что они, взяв в Сотворении от Бога, небесного своего Отца, великую часть духовного имения, небесных сокровищ, внутренних даров и совершенств, не остались при Райском доме небесного Отца своего и не соблюли оных сокровищ, а отошли от оного на страну далече, отошли, удовлетворяя своему дерзновенному своеволию и не послушав Воли Божией, отошли от Триединого Бога к миру, плоти и сатане, и с сими духовными блудницами, яко блудные дети, творя духовное прелюбодеяние, любя их, прожили все, прожили блудно ( Лк.15:12:13 ), прожили в великий вред себе, потеряли, прилепляясь к ним, и просвещение ума, и святость воли, и доброту сердца, и непорочность нравов, и чистоту склонностей и желаний, и нетление тела, и Богоподобие духа, и учинились совершенно скотоподобными и диаволоравными, скотскою только пищею питающимися и сатанинские дела, дела адской злобы совершающими.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Что да совершит Господь Бог со всеми нами и во всех нас. Аминь! Беседа XIII. О том, что верные рабы Господни прежде всего должны исполнять Волю Божию Не ям, Дóндеже возглаголю словеса моя. Быт.24:33 . Человек есть существо, как по разумной и свободной душе, так и по чувственному телу, деятельное, беспрестанно действиями занимающееся, и без действий быть не могущее. Но как человек по силе разума своего имеет способность рассуждать, что добро и что зло, а по свободной воле избирать из двух лучшее: то он и должен действовать всегда с рассуждением, должен всегда одни дела творить, а другие оставлять, как то, добро в действо производить, а зла убегать; да и из самых тех дел, которые могут быть нам позволены, должен он выбирать и творить то, что нужнее и с званием человечества согласнее. А кольми паче человек христианин обязан во всякое время наблюдать сие мудрое правило, яко верный раб Господень, обязан наблюдать, подражая усердному рабу Авраамову. Лаван брат Ревеккин, повествует Писание, пригласив раба Авраамова в дом свой, предлагает ему хлебы ясти, поставляет трапезу, говорит ему, се пища и питие во утоление глада и жажды твоея, и приуготовляет одр для успокоения от подъятого труда: но верный раб Авраамов, благодаря его за скорое усердие, противовещает ему: не ям, Дóндеже возглаголю словеса моя, не вкушу, Дóндеже исполню от господина моего повеленное, не успокоюсь, Дóндеже возвещу тебе то, за чем я прислан во страну сию. И тотчас начал тако глаголати: Раб Авраамль есмь аз: Господь же благослови господина моего зело, и возвысися: и даде ему овцы и телцы, сребро и злато, рабы и рабыни, и велблюды и ослы. И роди Сарра, жена господина моего, сына единаго господину моему, состаревшемуся ему, и даде ему, елика имяше. И клятвою завеща мне, не брать жены за него от дщерей Хананейских, но от племени его, из земли сея. Когда же я усумнился, пойдет ли девица отселе: тогда он уверил, что Бог, благодетельствующий ему, послет Ангела Своего для руководствования. И я, повинуясь ему, и дабы чисту быть от заклинания его, пришед сюда остановился вне града у кладязя, и просил Господа Бога, чтобы Он открыл невесту для сына господина моего. И знаком сего положил то, что ежели пришедшая дева за водою напоит меня и велблюдов моих: та будет невестою сына господина моего. Что и исполнила Ревекка, девица дому вашего ( Быт.24:34–47 ). И я благоговея поклонихся Господу, и благослових Господа Бога господина моего Авраама, Иже благоустрои мя на пути истины, пояти дщерь брата господина моего сыну его. Се причина пришествия моего к вам! Аще убо сотворите вы милость и правду к господину моему: аще же ни, поведите ми: да отшед от вас обращуся или на десно, или на лево ( Быт.24:48:49 ). Так-то поступил верный раб Авраамов!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Ибо, видя сие, можно надеяться, что со временем, тогда, когда Господь Бог излиет духовную росу на сердца слушающих, ниспослет на них Духа Своего и коснется их теплотою животворящей силы Своей, тогда многие в пользу употребят проповедуемое Слово, покорятся ему внутренне, попустят ему возрасти, созреть и плод сотворить в сердцах своих. Можно надеяться сего по уверению Самого Бога нашего. Он бо в ободрение нас, слабых проповедников Слова Своего, так чрез Пророка Исаию рече о сем: Якоже аще снидет дождь или снег с небесе, и не возвратится, Дóндеже напоит землю, и родит, и прозябнет, и даст семя сеющему и хлеб в снедь: тако будет глагол Мой, иже аще изыдет из уст Моих, не возвратится ко Мне тощ, Дóндеже совершит вся, елика восхотех, и поспешу пути твоя и заповеди Моя ( Ис.55:10:11 ). Можно надеяться, что такая будет покорность, и таково будет исполнение заповедуемого Богом во многих, яко рабах Господних, каково было в рабе Авраамовом. А сколь покорен был раб Авраамов, и к чему относилась покорность его, сие довольно ясно представляет нам изъясняемое Слово Божие. А теперь следует предложить в общее назидание наше о том, что, какие раб Авраамов имел обязательства от господина своего, такие точно и все мы, яко рабы Божии, имеем обязательства от Господа Бога своего. Как раб Авраамов заклинаем был от господина своего Авраама в рассуждении того, чтобы он сыну его Исааку не брал в жену из развращенных дщерей Хананейских, дабы чрез них и сын его не развратился и в вере, и в жизни, беседы бо и общения злые тлят обычаи благие: подобно и все мы, яко христиане, яко рабы Божии, которые должны быть верны Господу Богу своему, все мы клятвенно обязаны не сочетавать истинных сынов Божиих с нечестивыми дщерьми Хананейскими. Все мы, не только яко человеки, по долгу Сотворения нашего от Бога, но паче яко христиане, по долгу Искупления чрез истинного Богочеловека Иисуса Христа, с клятвою обязаны, да и сами мы при таинстве святейшего крещения клялись, не творить запрещенного брака возлюбленным сынам Божиим, не сочетавать их с идолопоклонническими предметами, яко со дщерьми Хананейскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Слышим, грешные человеки, слабые христиане, сие Слова Божия уверение и не отчаиваемся, слышим и не сомневаемся, слышим и подвизаемся, подвизаемся, какие бы ни представлялись препятствия или от мира, или от плоти в подвиге нашем, течем, какие бы от сатаны ни полагались препинания на пути спасения, на пути, ведущем к Царствию Божию, на пути к благодати Христовой. Что убо речем к сим? Аще Бог по нас, кто на ны? Иже Сына Своего не пощаде, но за нас всех предал есть Его: како убо не и с Ним вся нам дарствует? Кто поемлет на избранныя Божия? Бог оправдаяй, кто осуждаяй? Христос Иисус умерый, паче же и воскресый, Иже и есть одесную Бога, Иже и ходатайствует о нас ( Рим.8:31–34 ). Господь соприсутствует нам, и во всех путях наших, ежели пребудем в вере в Него, повелит предшествовать Ангелу Своему, при посредстве которого дерзновенно можем наступать на аспида и василиска, и попирать льва и змия ( Пс.90:13 ), можем побеждать всю силу как видимых, так и невидимых врагов, препятствующих приближаться к благодати. Всякий христианин, яко верный раб небесного Авраама, должен быть уверен, что он обязан от Господа Бога своего устремлять духа своего к небесам и искать духовного сочетания с благодатию Христовою, ни на какие не смотря препятствия, ни малейшего не имея сомнения, и ни в чем не находя для себя противоположений. Пусть мир восстает на него, пусть плоть воюет на духа его, пусть прелести мира вооружатся против него, и похоти плоти влекут его: но он не должен ослабевать, а с упованием ожидать, что Господь послет Ангела Своего, который предъидет пред ним, и утвердит его против них. Пусть сам сатана как хочет, так и действует на него, слабости ли его представляет ему или самое недостоинство его изображает ему: но он должен, не устрашаясь нападений его, начинать путь спасения и продолжать оный; обязан начинать, принося во грехах истинное покаяние, и продолжать, подкрепляя слабости сил как душевных, так и телесных духовною пищею, телом и кровию Христовою, и занимаясь всегда молитвами; обязан продолжать, веруя, что Господь Бог в вертограде истинных, сердечных молитв послет Ангела Своего, который утешит его и в самых жестоких искушениях и страданиях, от внутреннего креста происходящих.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010