Неффалим стебль распускающаяся, издаяй во отрасли доброту, Неффалим елень скоротекущий; и приятный глас издающий, Неффалим в войне скорый и искусный, но и мирный, к мирному договору близкий и наклонный, и в обществе приятный. Сын возращен Иосиф, сын возращен мой ревностный, сын мой юнейший: ко мне обратися». Племя сына моего Иосифа, взором красивого, колено Ефрема и Манассии возрастет, умножится сынами и дщерьми, и будет подобно древу, при источнике стоящему, и ветви свои на градские стены простирающему. На негоже советующе укоряху, и наляцаху нань господие стреляний. Восстали было на него враждующие, как то братия его, Пентефрий с женой своей, и хотели уязвить его стрелами злобы своей: но сотрошася с крепостию луки их: и разслабеша жилы мышцей рук их рукою сильнаго Иакова: но восставшие на него в злых намерениях своих нимало не успели, об силу веры и крепости Иосифовой сокрушились стрелы их; и рукою сильнаго Иакова, помощью Всемогущего Бога Иаковлева, победились враги его: и не только победились, но и оттуду укрепися Израиль от Бога отца твоего, с того времени по Божию благоволению Иосиф сын Израилев соделался пастырем, питающим во время глада Египтян, и камнем или твердым прибежищем для братии своей. И поможе тебе Бог мой; и благослови тя благословением небесным свыше, и благословением земли имущия вся: благословения ради сосцев и ложесн. Во всем том Бог тебе помог и благословил тебя, и благословит впредь племя твое, благословит четверояким благословением, во-первых, благословением неба, сияние и мрак, зной и стужу, дождь и снег вовремя подая, во-вторых, благословением земли, или бездны, здравые источники из нее производя, в-третьих, благословением сосцев, род человеческий умножая, в-четвертых, благословением ложесн, обилием питательных животных награждая. Благословения отца твоего и матере твоея преодолеша паче благословения гор пребывающих, и благословения холмов вечных, благословения родителям твоим от Бога данные суть выше благословения, предкам его сообщенных; Иакова бо умножи Бог паче Авраама и Исаака, паче Исава и Исмаила; и продолжатся сии благословения яко холмы вечные, яко горы твердые непременно дотоле, доколе не исполнятся они в Иисусе Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Востани спяй, и воскресни от мертвых и осветит тя Христос. Но ты тотчас во извинение своё представишь неспособность свою, и ты тотчас скажешь, что как мёртвому телом невозможно самому по себе восстать и как крепко спящему человеку, наипаче трудами утомлённому, трудно проснуться и восстать: так и мне яко мёртвому духом и яко спящему во грехах трудно пробуждение и невозможно восстание, а наипаче, что я уже весьма отягощен беззакониями моими. Правда, что мёртвому самому по себе воскреснуть не можно и в греховном отягощении спящему пробудиться трудно; недовольни бо есми сами от себе не токмо сотвориши, но и помыслити что благое, яко от себе 35 : но сей недостаток сил наших дополняется благодатью Божьей, сия трудность и, можно сказать, собственная невозможность препобеждается Божьей Всемогущей силой. Не доволен ты помыслити что от себе, яко от себе, но ты великое имеешь довольство от Бога, Иже удоволит тя всем тем, что нужно ко спасению твоему. Мёртв ты духом своим, и сам по себе восстать не можешь; но ты имеешь такого Спасителя, Который Вседетельной силой Своей свободно воскресит умершее духовное существо твоё, ежели только умиленным гласом и сокрушенным сердцем воззовёшь к Нему. Повреждён ты в существе своём, сожжён грехом, и ничто другое еси в натуре своей, как кругом обгорелый трут; но перед тобой от Бога положен камень краеугольный, избранный, честный, живый 36 , которого единая искра довольна возжечь всего тебя, воспламенить, оживить и просветить, ежели только ты верой приблизишься к Нему. Спишь ты во грехах, и по сему ни взывать ко Господу, ни веровать в Него не можешь, не в состоянии ты и самого начала положить ко спасению своему; но ты такого имеешь Искупителя для тебя, Который есть Начальник и Совершитель нашея веры 37 , Который начинает и совершает спасение наше. Ты спишь во грехах, спишь в гордости, в непокорности, в ненависти, в злобе, в пьянстве, в блуде, в лихоимании, и в других неправдах и беззакониях; но Господь наш Иисус Христос, дражайший Искупитель, зная по Всеведению Своему, что как телесно спящий имеет в себе возможность и способность при звуке гласа зовущего возбудиться, проснуться и восстать, так и духовно спящий, спящий во грехах имеет в себе способность и возможность, при Его Божественном гласе, пробудиться, проснуться, и восстать, – зная, говорю, сие, давно пришёл ко внутренней храмине твоей, стоит перед дверьми сердца твоего, стучит в них внутренним движением и возбуждает тебя гласом Своим и как то Он Сам уверяет: се стою при дверех и толку, аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним, и той со Мною 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Вопи убо всякий с Давидом: помилуй мя Боже, но помилуй по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих 78 . Кайся чистосердечно и проси прощения грехов умиленно. Всякому бо хотящему быть из ветхого новым человеком непременно нужны обращение и покаяние, обращение от мира, плоти и диавола к Богу Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и покаяние во грехах своих, нужны яко вторая степень внутреннего обновления. Приняв в себя Слово Божье, из Слова стяжав веру в Господа Иисуса, должно стремиться к Нему и исповедовать перед Ним прегрешения свои, и исповедовать не единожды в год, а по все дни, и не устами токмо, но самым делом, должно приближившися верой к Господу так исповедовать перед Ним грехи свои, да после оставит всякий нечестивии пути своя, и муж беззаконен советы своя, и да истинно от всего сердца своего обратится к Господу, да соединится с Ним через веру духом своим, и непременно помилован будет, яко по премногу оставятся грехи его. Но чтобы никто не имел в сем деле сомнения, то Господь уверяет всех сими словами: Не суть совети Мои, якоже совети ваши, ниже якоже путие ваши путие Мои. Но якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путей ваших, и помышления ваша от мысли Моея, как бы так сказал: не сомневайся о сем, Я не переменяюсь так, как вы, Я непременно всё то исполню, что обещал ( Ис.5:8,9 ). Обратимся убо, братие, и покаемся перед Господом сотворшим нас, так покаемся, да после из всякого вместо драчия, или терния, взыдет кипарис, и вместо крапивы произрастет маслина, или благоуханное растение: И будет Господь во Имя, и в знамение вечное, и не оскудеет во веки веков ( Ис.55:13 ) Аминь! Беседа 5. О молитве и уповании Непрестанно молитеся. Всякою молитвою и молением молящеся на всяко время духом и в сие истое бдяще во всяком терпении. 1Сол.5:16 . Ефес.6:19 . Как в естественном состоянии младенец родившийся не вдруг мужем, совершенным человеком становится, но мало-помалу приходит от возраста в возраст и от силы в силу: так точно и в духовном состоянии человек не вдруг может из ветхого, плотского, греховного человек учиниться совершенно новым, внутренним, святым, но мало-помалу доходит до совершенства, доходит через степени, через разные духовные упражнения, в числе коих заключается и молитва . Всякий тот, кто хочет быть из ветхого новым человеком, непременно должен молиться, и непрестанно должен молиться, как то Божественный Апостол Павел наставляет, глаголя: непрестанно молитесь. Всякою молитвою и молением молящеся на всяко время духом, и в сие истое бдяще во всяком терпении.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Сие течение жития Иосифова должно научить истинного Христианина тому, как ему поступать при встречающихся искушениях. Кто, будучи побуждаем свыше, как скоро намеревается идти во след Христов, идти по пути благочестия, намеревается быть истинным служителем Божиим, последователем Христовым: тот тотчас непременно должен расположить себя и к несению креста своего, тот должен решиться добровольно, и терпеливо сносить всякие искушения. Вера бо и любы без искушения быть не могут. Хотящии, по уверению Апостола Павла, благочестно жити, без сомнения гонимы будут. 95 Что и Христос предсказал сице глаголя: будете ненавидимы всеми имени Моего ради. И для сего советует: аще кто хощет по Мне идти, да с терпением возметь крест свой, и по Мне грядет; претерпевый бо искушения до конца спасется. 96 Всякий истинный Христианин должен в шествовании своем, в продолжении жизни своея подражать Иосифу. Всякий бо может подобно ему искушатися. И так ежели плотские человеки, братия по связи крови, увидев добросердечие Христианина, приметив особенное усердие его к Богу, особенную любовь и веру, отличное от них житие и хождение, отличное от них делами одеяние, одеяние благообразное, одеяние добродетелями испещренное, ежели они не хотя видете благоволение Божие к нему возненавидят его, будут клеветать на него, злословить его, изменять ему, продавать его на мзде неправосудия, так как плотские братья Иосифа; – ежели они будут гнать его хотя до гроба, якоже Каин, который, не терпя благоволения Божья к брату своему Авелю и к жертвам его, убил его: то он никак не должен быть зол против их, не должен злобою отмщевать им, но егда злословят и клянут, обязан благословлять их 97 по учению Христову, егда ненавидят, добро им творить, егда враждуют, любить их, егда неправдами своими несчастия и беды причиняют, гонять, молиться за них, обязан уничтожив дух свой с первомучеником Стефаном взывать: Господи! Не постави им греха сего. 98 Христианин, ни мало не отчаеваясь, но твердо уповая на Бога, должен выдерживать нападение сие, зная, что ему необходимо должно быть. Тьма не может терпеть света; кое бо общение свету по тьме? Для сего и чада тьмы не могут терпеть чад света, плотские человеки духовных, не могут, опасаясь, да злые их дела, дела тьмы, не обличатся при свете чад света.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Христианин всегда должен возводить его туда, обременив его, якоже Авраам Исаака дровами, различными видами добродетелей, как-то терпением, смиренномудрием, воздержанием, чистотою, щедролюбием, милосердием, и прочая. Христианин, говорю, не однажды, не дважды должен учинить сие, но всегда производить. Он не должен полагать границ, или конца благочестию своему сам собою; он никогда не должен помышлять якобы он уже угодил Богу таковыми своими деяниями, да возгордившимся сим не падешь, и да не погубишь благоволения Божия: но дотоле должен в сыновнем повиновении, и в простоте сердца жертвовать Богу внутренним человеком своим, дарованным от Бога; доколе угодно будет Богу продолжить его жизнь. Тогда только может быть конец духовного на земле жертвоприношения: когда Бог послет Ангела Своего с небеси избавить внутреннего человека всякого верующего от тела смерти и ввести в вечный живот; и когда Ангел радостным приходом своим к нему уверит его точно, что Господь, видя благочестие его, и познал страх его к Себе, и по сему обещает ему именем Божьим благословение Его, и наследие Царствия Его. Вот, Христиане, какая цель святейшего Христианства! Вот до какого степени совершенства должен восходить Христианин, а не всегда на одной стоять ступени, не всегда в одном быть положении! Он должен более и более возрастать в добре, более и более успевать в любви к Богу и ближнему, дабы наконец преобразившись обновлением ума, воли и сердца представить не только душу, но и тело свое, не только внутреннего, но и наружнего человека жертву живу, святу, благоугодну Богови в словесное служение. 85 Сей есть конец святейшего Христианства. Аминь. Беседа VIII. О Каине и Авеле Богу жертвы приносящих, или О том, что ищущий себе Благодати Божией и Спасения должен иметь истинное Богослужение Принесе Каин от плодов земли жертву Богу; и Авель принес от первородных овец своих, и от туков их: и призре Бог на Авеля, и на дары его; на Каина же, и на жертвы его не внять. Быт. 4:3, 5 Адам, начало человеческого рода, хотя и пал, как то мы выше видели, хотя и совратился с истинного пути своего, хотя и уклонился от цели, для которой сотворен был от Бога: но услышав глас Божий обличающий его в падении, увидев великое наказание за преступление свое, почувствовал обман свой, признал вину свою, вспамятовал, что он сотворен не для пользы мира, не для служения ему, не для угождения плоти, ни чтобы в согласии быть с противною от Бога отпадшею силою, ниже, чтобы по надменному мечтанию равняться с Божеством, вспамятовал, что он сотворен для влыдычествования над низшими силами натуры, и для служения произведшему всю натуру Божеству, для повиновения Ему, и для наслаждения блаженством Его. Он и всегда уже памятовал сей существенный долг свой, и исполнял его, хотя и не так совершенно, как бы мог исполнять не падши. Он без сомнения и детям своим повелел соблюдать сию главную человеков должность.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Всякой тот из Христиан идола в себе имеет, и носит, и идола не в изображении токмо, но в самой существенности, кто к чему сердцем привязан. Для честолюбивого и гордого чести и достоинства есть идол. Для злобного отмщение есть идол. Для завистливого неблагополучие ближнего есть идол. Для пьяницы вино есть идол. Для нечистого блудника мерзская блудница есть идол. Для скупого сребро и злато есть идол. Для мота картежные игры, и роскоши есть идол. Для ленивого праздность есть идол. Для бессмысленного увеселения и всегдашние гулянья есть идол. Видите ли, как и Христиане, ложные, наружные Христиане, могут иметь в себе и носить идолов? Ложные, сказал я, Христиане. Ибо истинные, внутренние Христиане, те, которые Бога своего сердцем почитают, гласу Его охотно внимают, и святую волю Его исполнять стараются, те образ Божий в себе имеют и носят. Носят же как сии последние образ Божий, так и первые идолов своих не только во времени, в сей скоропреходящей жизни, но и в самую вечность с теми же отходят. Души человеческие такого свойства суть, что какие впечатления здесь во времени в них начерпываются, с такими оне и в бесконечную вечность переселяются. Образ Божий чрез Иисуса Христа здесь стяжавшие с образом Божиим и пуда отходят, а образ сатанинский внутри себя носившие, внутренно кумирам покланявшиеся, с духовными сими идолами, якоже Рахиль с покраденными, неправильно, беззаконно, против Воли небесного Отца восприятыми, и в духовное отечество возвращаются. Но что человеческие души с собою отселе в вечность относят, каковыми они в необходимое отечество свое возвращаются, таковых и преследователей за собою имеют. Ежели которые души, яко истинные чада Божии, стяжав в сей жизни образ Божий, и в вечность оный же с собою относят, то те и в жизни и по смерти всегдашними преследователями своими имеют Ангелов, хранителей своих, Ангелов мирных, которые назирают за ними дотоле, доколе Сам Бог, сретив их яко возлюбленных Своих, приимет в вечные Свои кровы. А которые напротив и в жизни сей имеют, и в вечность с собою относят духовных идолов падшего праотца своего, и туда отходят со страстьми и похотьми, не оставляя и не бросая их, за теми и во времени гоняется, и в вечность следует князь тьмы, сатана злобный, дух лукавый со служителями своими.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Возлюбленнии, молю вы словами верного ученика и Апостола Господа нашего Иисуса Христа; молю вы яко странников и пришелцев, огребатися от плотских похотей, яже воюют на душу 82 и к вечной погибели ее влекут; молю вас огребатися от них, боряся всегда с ними, и побеждая их, но побеждая не своею собственною силою, которая при малейшем оставлении Божием удобна онеметь, бессильною учинишься делать добро, удобна всегда хромать и падать, действительное зло творить, а побеждая их силою высшею, Божественною, силою Всемогущего Искупителя своего, истинного Богочеловека Иисуса Христа. Христиане, просим усердно Спасителя душ, распятого, умершего, и смертию Своею смерть всех человеков, ад и сатану победившего, и со славою воскресшего Иисуса, да Он, Всемогущею силою Своею поборая по нас, будет Победителем как ветхого человека нашего с деяньми его, как смерти, ада и сатаны, поселившихся внутри нас, и, да победив их в нас, даст нам сесть с Собою на престоле Своем, благословляя нас сим в блаженной вечности по неизреченной Благодати Своей, и исполняя сие неложное обетование Свое, тако ко всем вещающее: побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих и седох со Отцем Моим на престоле Его. Имеяй ухо, да слышит, что Дух глаголет церквам 83 . Аминь! Беседа XVI. О том, что уповающий на Господа Бога не должен прежде времени страшиться несчастных обстоятельств, а обязан всего ожидать от Него с надеждою, яко благого, и для внутренности назидательного и полезного И притече Исав во сретение ему, и объем его, и припаде на выю его, и облобыза его; и плакастася оба. ( Быт.33:4 ). Что Всеблагий Бог о любящих Его Отечески промышляет, и всякие несчастные, или прискорбные обстоятельства от них отдаляет, еже ли не находит их нужными для них, сие весьма ясно Иаков собою изображает. Иаков судя человечески думал, что брат его Исав придет к нему во гневе и с отмщением, думал тако, помня прежнюю злобу его, и страшился пришествия его: но Бог, Который совсем иначе устрояет, нежели человек располагает, переменил прежнее расположение его, смягчил злобное сердце его, и с любовию привел его ко Иакову сверх чаяния его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Что к поношению Святейшего Христианства, к сожалению пастырей церкви Христовой, и к бесчестию родителей нынешнее, еще не только не созревшее, но настоящим образом и неразцветшее, а грехом блуда уже растлевающееся и оскверняющееся юношество весьма часто подтверждает. И сию-то слабость человечества зная великий Учитель наш Иисус Христос заповедует не слушать сквернословия, ни взирать на жен с вожделением, тако глаголя: слышасте, яко речено бысть древним: не прелюбы сотвориши. Аз же глаголю вам: яко всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем 46 . С какими кто в жизни обращается, таковые и сам нравы приобретает. Редко, весьма редко между худыми и беззаконными могут оставаться некоторые добрыми; когда и между добрыми людьми делаются некоторые худыми. А между худыми большею частию худые и бывают. Кто обращается с пьяницами, тот и сам пьяницею делается; кто водится с буянами, тот от них буянству научается; кто живет между невеждами, тот невеждою остается; кто часто ложных учителей слушает, с вольнодумцами рассуждает, тот и сам адскому неверию научается. Касаяйся смоле, говорит премудрый Сирах, очернится, и приобщаяйся гордому точен ему будет 47 . Подобно и о других пороках сказать должно. Все они чрез вожделенное зрение и чрез слух входят в сердце человеческое, зачинаются в нем, и рождаются из него. Так как и самое добро не другим каким путем входит во внутренность человека, как сим же, то есть, чрез зрение, и чрез слух, чрез возбужденную чувственность. Поистине когда человек, возрастая, воспитываясь, и препровождая жизнь, часто имеет случаи взирать на благие примеры, созерцать в других святые добродетели: то и на его сердце не другие какие падают семена, как чистые, добрые, святыню жизни производящие. Кто между так или родителями, или наставниками живет, которые всегда собою смирение являют, излишных пышностей убегают, часто о святой вере во Христа рассуждают, любить чистосердечно Спасителя своего научают, помогать ближним во всякой нужде ему внушают, не в праздности быть, не пустяками заниматься, а учиться, трудиться его научают, быть полезным не только себе, но и другим заставляют: таковому, кажется, невозможно не ощутить добра, не вожделеть его, не зачать его в сердце своем, и не родить его когда-нибудь из себя; таковому, кажется, невозможно не быть когда-нибудь смиренным, воздержным, верующим, любящим Бога, милосердым к ближним, трудолюбивым, для себя и для других полезным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Правда, все мы дерзновенно отвечаем: Имамы ко Господу! Но я осмеливаюсь ещё спросить: истинно ли то, что мы говорим, не лжём ли, что сердца наши имеем ко Господу устремлённы? Думаю, что в большей части из нас слова сии: имамы ко Господу, суть или бесчувственный, необдуманный, внутри нас никогда не бывший, а единым языком произносимый ответ, или единое лицемерие, и, следовательно, самая ложь; большая часть людей, говоря: имамы сердца ко Господу, дерзновенно только лжёт. В чём ясным доказательством и достоверным свидетельством может служить сие, что мы, стоя в храме, не имеем единения сердец, но приходим в оный в несогласии, во вражде, в ссорах и злобе, что мы, стоя во храме, не имеем благоговения и достодолжного уважения к святыням, но часто бесчинствуем, смеёмся, друг друга пересуждаем, производим пустые разговоры, а того, что поют, что читают, что совершают и не чувствуем. Да и как нам иметь горе сердца, когда они долу прикованы; как нам к небесам возводить мысли, когда они все к земным привязаны вещам, когда у нас в голове не Небеса, не Рай , не Царство, но у иного – зрелища и конские ристания, у другого – роскошные пиры и блудные свидания, у третьего – пьянство и буйство? Как нам в Ангельский мир возносить помышления свои, когда и очи, и слух, и вкус, и прочие чувства в диавольский мир устремлены, диавольские предметы представляют, и к ним все наши помышления наклоняют? Как нам души свои устремлять к Истинному Богу, когда и мир есть наш бог, и блудница – идол, и серебро – кумир, и для честей мы капище? Как правдивым быть сим словам нашим: имамы сердца ко Господу, когда мы, будучи сподоблены, по свидетельству Писания, той от Бога чести, чтобы Его быть чадами, к Нему устремлять дух свой, Его единого любить, не разумели чести сея, пренебрегли её, и ныне уподобились скотам несмысленным ( Пс.48:21 )? А скоты, нечистые свиньи, к небесам не взирают, плотские, чувственные твари горе не возвышаются, да притом, грешные, пороками осквернённые души, к престолу Божию, к древу живота, Ангелом, блюстителем Рая с пламенным оружием, и не допускаются. Что ж убо нам, Христиане, или лучше сказать: плотские, земные человеки, – Христиане бо суть духовные, горе мыслящие человеки, – что нам плотяным, долу поникшим, на земле лежащим вместо сих высоких и важных, прямо Христианских слов: имамы ко Господу, – что нам вместо их говорить?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Сию-то жертву духовную, то есть сердце смиренно, и духа сокрушенна должны мы приносить в дар Богу, должны приносить в мире, любви, согласии, с благоговением и страхом, чистоте и святыне, да Бог не уничижит, но милостиво приимет. Для сего-то должны мы творить во грехах своих покаяние, делать в нечистотах жизни своей признание и раскаяние, просить прощения и очищения грехов, искать просвещения светом Божиим, желать обновления, и освящения, воссоздания сердца чиста, и духа права, – для сего должны мы просить сих даров Божиих, чтобы истинно, внутренне служить Богу, чтобы жертву приятную, возношение святое приносить Ему, чтобы духа сокрушённого, и сердце смиренное и очищенное посвящать Ему, и чтобы чрез сие достигать к соединению с Богом, которое соединение есть существенный конец нашего сотворения и искупления, и которое есть истинное наше блаженство. Ибо как Господь наш Иисус Христос с тем установил Таинственное Священнослужение, воспоминание смерти Своей, с тем сообщает нам Тело и Кровь Свою, глаголя: приимите, ядите: сие есть Тело Мое, пийте от нея вси: сия бо есть Кровь Моя, Новаго Завета ( Мф.26:26–28 ), чтобы Себя Самого, благое существо Своё сообщишь верующим чрез Таинство сие: так и мы с тем должны служишь сим образом, с тем должны посвящать внутренность свою Богу, покорять разум свой в послушание веры, приводить дух свой в повиновение воли Божией, кратко – смирять его пред Ним, чтобы, уничижив его в существе своём, соединить его с существом Христовым, а чрез Христа – с Самим Богом, чтобы в нём жил и действовал Сам Христос ( Гал.2:20 ). Но чтобы сие действительно от внутреннего нашего служения произошло, чтобы нам соединиться с Богом соединением духовным: то мы с духом сокрушённым и сердцем смиренным должны служить Богу не только тогда, когда во храме находимся, когда молитвы деем, но должны так служить всегда, во всякое время и на всяком месте, как Бог наш всегда и везде пребывает, на всяком месте Владычествие Его: так и служить мы должны во всякое время, и на всяком месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010