И о нем-то можно по достоянию изрещи сие воспеваемое в Церкви Давидово праведному мужу похваление: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе: но в Законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь. – Блажен таковый муж; будет бо яко древо насажденное при исходящих вод, на самой влажной земле, еже даст плод свой во время свое, и лист его не отпадет; и вся, елика аще творит, успеет ( Пс. 1:1, 2, 3 ). Подлинно первый человек, получивший толь высокие совершенства от десницы Всевышнего, мог бы процвести и плодоносным учиниться, и вовек не увянуть яко райское древо, наслаждаяся вечным блаженством; ежели бы продолжил навсегда состояние невинности и непорочности своей. Ты же, Христианине, познав из сего рассуждения, что первый человек невинным был от Господа сотворен, и заключив из того, что и главное намерение Создателя при сотворении человека не другое какое было, как то, чтобы он и всегда пребывал в невинности, и чрез невинность, чрез чистоту, чрез святыню имел способность быть в неразрывном, вечном соединении с Ним, с сообщающимся Духом Его, с вездесущим Существом Его, а посредством сего духовного соединения мог наслаждаться вечным блаженством Его; – познав, говорю, из сего рассуждения конец сотворения первого человека, почувствуй и уверься, что и ты не для другого какого конца имеешь в мире сем бытие и существование по благодати Божией, как только для того, дабы чрез сообщенные от Него же средства достигать к состоянию первобытной непорочности и святыни, – дабы и тебе соделоваться мужем праведным, иже не идет на совет нечестивых, не седит в сонмище злодеев, и не стоит на пути развращенных и нераскаянных грешников, а ежедневно в Законе Господни поучается и дела правды творит, – и дабы при даре святыни восприять дар и духовного общения с Господом, в котором общении состоит и начало, и все продолжение вечного блаженства. Уверься в сей истине, Христианине; и уверившись, денно и нощно старайся о том, прося у Господа помощи, дабы стяжать тебе чрез повиновение Закону Божию невинность сердца, непорочность нравов, чистоту тела и святыню души, – а чрез сии добродетели приобресть соединение с Богом, Который есть источник вечного блаженства: старайся о сем, дабы и тебе принадлежало сие Давидово приветствие: Блажен муж. Аминь. Беседа XXII. О изречении Псалма: И путь нечестивых погибнет

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

И речеши к нему: Господь Бог Еврейский посла мя к тебе, глаголя: отпусти люди Моя, да Ми послужат еси доселе. Сия глаголет Господь: по сему увеси, яко Аз Господь: се Аз ударю через Аарона жезлом, иже есть в руце Моей, по воде речней, и преложится в кровь для наказания твоего: и рыбы, яже в реце Ниле, изомрут, и возсмердится река, и не возмогут Египтяне пити воды от реки. Моисей, вышел заутра на реку, встретился с Фараоном, и как скоро изрек сии слова к нему от Лица Господня: тотчас Господь рече к Моисею: рцы Аарону брату твоему: возми жезл твой в руку твою, и простри руку твою на воды Египетския, и на реки их, и на кладязи их, и на езера их, и на всякое собрание вод их, ударь жезлом по реке в присутствии Фараона, обозрев силою веры все воды Египетские, и вся вода будет кровь по силе веры вашей и по действию Всемогущества Моего. И сотвориша тако Моисей и Аарон, якоже заповеда им Господь: и взем Аарон жезл свой, удари воду речную пред Фараоном, и пред рабы его: и преложи всю воду речную в кровь: и рыбы, яже в реце, изомроша: и возсмердеся река, и не можаху Египтяне пити воды от реки, которую они большей частью употребляли: и бяше кровь не только в реке, но и по всей земли Египетстей, в древесех же и в камениях, во всех водных вместилищах. Но Фараон, вместо того, чтобы, увидев таковое наказание Божие, смириться и Богу покориться, исполнить святую Волю Его, вознесеся духом против Бога, и, призвав паки мудрецов своих, повелел им подобное сотворить. И сотвориша волсви Египетстии волхвованиями своими такожде, претвориша воду в кровь, вероятно в том месте, где жили Иудеи, и где вода в кровь не претворилась. И ожесточися сердце Фараоново по причине оного чародеяния, и не послуша их, якоже рече Господь. Возвратився же Фараон, вниде в дом свой: и не положи себе и сего во уме, не пришел в себя и не смягчился и по сему наказанию, а мечтал быть великим по упорству своему. За упорством же единого человека, человека начальствующего, весь народ страдал. Все Египтяне не имели ни свежей рыбы для пищи, ни чистой воды для питья.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

И созда Ное жертвенник Господеви, и взя от всех скотов чистых, и от всех птиц чистых, и вознесе во всесожжение на жертвенник. И обоня Господь воню благоухания. ( Быт.8:20:21 ) Когда праведный Ной, преставшу водному потопу, и получив повеление от Господа выйти из ковчега со всеми бывшими с ним, изыде из онаго, и жена его, и сынове его, и жены сынов его с ним, и вси зверие, и вси скоти, и вся птицы и вся гады движущияся по роду своему на земли, изыдоша 175 : тогда Ной, чувствуя внутри себя величайшую благодарность к Благодетелю своему, к Господу и Богу, Который не погубил его с нечестивыми в воде, но чудесно сохранил, научив создати ковчег, яко средство к избавлению его, Который не оставил его на водах, но Всесильным дуновением Своим прекратил потоп, вспамятовав о нем, и извел его паки на землю, дав ему благословение как для умножения рода человеческого, так и для благополучного пребывания на земле, – вся сия видя и чувствуя Ной из сердечной благодарности своей создал жертвенник Господеви, и взя от всех скотов чистых, и от всех птиц чистых, и вознесе во всесожжение на жертвенник. Так-то должен поступать, Братие, и всякий Христианин, истинный Христианин, к которому святому имени и мы, грешные и недостойные, принадлежим! Всякий Христианин, зная из Откровения Слова Божия, и из собственного своего опыта, что Премилосердый Бог есть Величайший Благодетель его, зная, что Он не только сотворил его, из небытия в бытие воззвал его по единой Милости Своей, но и всегда памятует и промышляет о нем, все нужное к благосостоянию его сообщает ему, зная, что Он милует его не только тогда, когда он праведен и благоугождает пред Ним, но и тогда помиловал его, когда он пал, согрешил, Волю Его нарушил, от Него дерзновенно отступил, и тогда не погубил его, а изобрел самое таинственнейшее, высочайшее, и драгоценнейшее средство ко Спасению его, вся сия собрав в памяти своей, и совообразив во уме своем, должен живо восчувствовать всю меру, все число и всю цену Божеских благодеяний. Важно было для Ноя Божеское памятование, и промышление о нем; но сие не так удивительно, понеже Ное был человек праведный, совершенный в роде своем, и Богу всегда угождающий: а важнее и удивительнее для тебя, Христианине, Божеское памятование и промышление о тебе; понеже ты так, как и я, человек грешный и недостойный милостей Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Исповедуя устами дражайшее Имя Иисуса Христа, и называясь им, да и живем подобно Ему, прося у Него помощи, да будет жизнь Его нашею собственною жизнию, житием своим исповедуем Его, да и Он исповесть нас некогда Своими пред небесным Отцем ( Мф.10:32 ). Аминь. Беседа XII. О духовном обрезании, о обрезании сердца от похотей плотских И сей завет, его же соблюдеши между Мною и вами, и между семенем твоим по тебе в роды их: обрежется от вас всяк мужеск пол, и обрежете плоть крайнюю вашу, и будет в знамение завета между Мною и вами. Быт.17:10, 11 . Как в наружных мирных договорах всегда полагаются условия, на соблюдении которых основывается положение мира, всегда предполагается, что ежели то и то с обоих сторон соблюдется, то и мир сохранится; а ежели что из мирного договора нарушится, то и положение мира уничтожится, так точно я Премилосердый Бог с нами, слабыми и грешными человеками, поступает, Он мир иметь с нами всегда желает, но чтобы сохранить его, условия предполагает, которые ежели исполнятся, то и мир сохранится, а ежели нарушатся, то и мир уничтожится. Что весьма ясно в Священной Истории праведного Авраама изображается. Премилосердый Господь Бог говорит к нему: Аз поставлю завет Мой между Мною и между тобою, и буду тебе Бог, и семени твоему по тебе; Аз утвержду мир с тобою; но и ты, продолжает к нему глаголя: завет Мой Соблюдеши, ты и семя твое по тебе в роды их; и ты должен исполнить требуемое от тебя. Что ж должен исполнить? И сей завет, его же соблюдеши между Мною и вами, и между семенем твоим по тебе в роды их: обрежется от вас всяк мужеск пол; и обрежете плоть крайнюю вашу, и будет в знамение завета между Мною и вами. И младенец осми дней обрежется вам, всяк мужеский пол в родех ваших: и домочадец, и купленый от всякого сына чуждого, иже несть от семене твоего: обрезанием обрежется домочадец дому твоего и купленый: и будет завет Мой на плоти вашей в завете вечен ( Мф.19:9–13 ). Сие есть требование Мое, говорит Господь ко Аврааму, сие должен исполнить ты, и семя твое по тебе, сие должно быть всегдашним знамением того, что ты желаешь участвовать в обетовании Моем, в завете Моем, в том вечном мире, который поставляю и утверждаю Я между Мною и тобою.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Лаван же, услышав от Иакова таковое обличение, пришел в чувство, и отвещав рече ему: дщери, дщери моя, и сынове, сынове мои, и скоти, скоти мои, и вся елика ты видиши, моя суть, и дщерей моих: то сотворю им днесь, или чадам их, яже родиста? Хотя и все мое есть: но я не намерен никакого делать зла. А гряди ныне, и завещаим завет аз и ты, и будет во свидетельство мира между мною и тобою. Рече же ему Иаков: я не противоречу сему; и хотя никто же с нами есть, кто бы засвидетельствовал сие: но виждь Бог есть с нами, и Он есть Свидетель между мною и тобою. И взем Иаков камень, постави его в столп, сделал его памятником. И рече Иаков братии своей, родственникам своим, соберите камение, и собрались камение, и сотвориша холм, или некоторое возвышение, и ядоша, и пиша тамо на холме, веселилися и пировали в знак мирного положения. Рече же ему Лаване: холм сей свидетельствует между мною и тобою днесь. И по сему прозва его Лаван, холм свидетельства: и Иаков, соответствуя ему, прозва его на своем языке, холм свидетель, или Галаад, именем горы. И в заключение рече Лаван ко Иакову: ce холм сей, и столп, егоже поставих между мною и тобою, свидетельствует холм сей, и свидетельствует столп сей о мире нашем. Сего ради и прозвася имя: холм свидетельствует, и видение, или назирание, и сим именем назван холм сей потому, что он, продолжая речь свою, сказал: да видит Бог между мною и тобою, яко, или когда отъидем друг от друга. Аще смириши, или оскорбиши дщери моя, или поймеши жены над дщери моя, поймеши других кроме моих: то виждь, хотя никтоже с нами есть видяй, но Бог Свидетель между мною, и между тобою. И еще окончивая речь примолвил Лаван Иакову: ce холм сей свидетель, и столп сей. Аще аз не прейду к тебе; то ниже ты да прейдеши ко мне холма сего, и столпа сего со злобою, никто из нас не должен переходить чрез него для оскорбления друг друга. Еже ли же нарушишь сие: то Бог Авраама, и Бог Нахоров да судит между нама. Иаков, с своей стороны утверждая мирный договор сей, кляся пред ним, клялся страхом отца своего Исаака, клялся тем уважением, каковое предки его имели к Богу своему. И в засвидетельствование, что клятва его истинная, пожре жертву на горе: а в изъявление радости своея воззва братию свою, и ядоша, и пиша, и спаша вместе с Лаваном на горе. Заутра же востав Лаван лобыза сыны и дшери своя, и благослови я яко отец, доброжелательствовал им; и возвратився Лаван, отъиде на место свое 65 , отъиде мирно, отъиде с любовию ко Иакову.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Мужие Израильстии! говорили они, послушайте словес сих; мужие братие! покайтеся и да креститися кийждо вас во Имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимете дар Святаго Духа. Вам бо есть обетование и чадом вашим, и всем дальним, елики аще призовет Господь Бог наш 723 . Иудеям сперва проповедовали сладчайшее и спасительное Имя Иисуса Христа, ходя по Иудейским градам; язычникам же и не начинали говорить, доколе не получили особенного на сие от Бога повеления. Все Апостоли утвердились в том, что Иисус Христос ест Мир наш, сотворивый обоя, и Иудеев и Еллинов, едино, и средостение ограды отделявшей обрезанных от необрезанных плотию Своею разоривый; да оба созиждет Собою во единаго новаго человека, творя мир, и примирит обоих во едином теле Богови Крестом, убив вражду на нем. И пришед благовести мир и ближним и дальним, Иудеем и Еллином: зане Тем имамы приведение обои во едином Дусе ко Отцу 727 . А когда все ученики Господни согласились, что Иисус Христос есть Господь не только Иудеев, но и язычников; когда все Апостолы признали, что и язычников должно призывать ко спасению о Христе Иисусе, что и им подобает спастися о сладчайшем Имени Его, верою в Него: тогда как Петр и Павел, так и прочие Апостоли пошли во все страны мира по всем градам и весям, и всем проповедовали спасение чрез Иисуса Христа; во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их; и Слово их, святая Евангельская проповедь, яко Слово живое, силою Духа облеченное, такой имело успех, что они в короткое время весьма многих обратили и просветили, весьма умножили святое общество свое, число верующих во Иисуса Христа, так, что с радостию могли словами Пророка Исаии верному собранию своему сказать: Светися, светися новый Иерусалиме! прииде бо твой Свет, и слава Господня на тебе возсия. Се тма покрыет землю; на тебе же явится Господь и слава Его на тебе узрится. И пойдут царие Светом твоим, и языцы светлостию твоею. Возведи окрест очи твои, и виждь собранная чада твоя! се приидоша вси сынове твои издалеча, и дщери твои на рамех возмутся 728 ; се приидоша к тебе от восток и запад, от юга и севера, от моря до моря, и от конец земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Но Бог, Который верующих в Него, любящих Его, уповающих на Него и на помощь призывающих Его никогда не оставляет, а от всех искушений и от всякого лукавого избавляет, – сей Премилосердый Господь Бог не попустил впасть в поношение и в бесчестие рабу Своему Аврааму и жене его Сарре, а тотчас избавил их, при самых нечестивых начинаниях, от злого врага. Как скоро Авимелех взял Сарру к себе; тотчас Бог прииде ко Авимелеху нощию во сне, явился неверующему для освобождения верующия, и рече ему: се ты умираеши жены ради сея, юже поял еси: сия же есть сожительствующая мужу. Се ты погибнеши; ежели к мужней жене, к жене Авраамовой, прикоснешися. Что ж? Внял ли Авимелех гласу Божию? Внял и греха не сотворил. Авимелех не прикоснуся ей, и рече: Господи, язык неведущий и праведен погубиши ли, неужели накажеши меня, дом мой и народ навсегда наказанием Твоим, которые не знали, что она жена его, и следовательно невинны есмы? Не сам ли Авраам рече ми: сестра ми есть? И сия ми рече: брат ми есть. Чистым убо сердцем и в правде рук сотворих сие, сотворих не с тем, чтобы похитить у мужа жену, но с тем, чтобы взять ее, яко сестру его, себе в жену. И Бог, видя чистосердечное признание Авимелехово, блогоснисходительно рече ему во сне, и Аз познал, яко чистым сердцем сотворил еси сие, и пощадех тя, да не согрешиши ко Мне: сего ради не попустих ти коснутися ея. Ныне же отдаждь жену мужу, яко пророк есть, есть свят и Мне благоугоден, и помолится о тебе, и жив будеши: аще же не отдаси, и зная прелюбодеяние сотворити, веждь, яко умреши ты, и вся твоя, все к правлению твоему принадлежащие. Авимелех, устрашившись сего Божеского угрожения, воста рано, и призва вся отроки своя, всех советников своих, и глагола словеса сия вся во уши их, возвестил им все то, что Бог сказал ему; убояшася же вси человецы зело, устрашишася Божеского наказания. И призва Авимелех Авраама, и рече ему: что сие сотворил еси нам? Еда что согрешихом тебе, какое мы тебе причинили оскорбление, яко навел еси на мя и на царство мое грех велик, прелюбодеяние, навел, утаив, яко Сарра жена твоя есть, и навлек еси наказание и на меня, и на все царство мое? Тысотворил дело, его же никто же сотвори мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Но ты, Христианин, не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие 76 . Ибо страшно последствие таковых деяний человеческих. Как Каин тотчас по убиении брата вопрошен был от Господа: где есть Авель брат твой? Так точно и всякий, во вред ближнего действующий, любитель тьмы, после всякого зловредного действия своего внутренно от Господа вопрошается: что сотворил ты брату твоему? И как Каин, хотя не признался сперва в злодеянии своем пред Господом, сказал Ему на вопрос Его: не вем, еда страж брату моему есмь аз? Однако Всевидящий и Всеведущий Господь обличил его в бесчеловечном убийстве его, рек ему: что сотворил еси сие? Глас крове брата твоего вопиет ко Мне от земли 77 . Так и всякого, злое ближнему своему творящего, который хотел и старается оправдать себя как-нибудь, прикрыть злой поступок свой, уличает Господь, всякому, и в чести сущему, и богатому, и господину, и судье, и пастырю, всякому, во вред ближнего действующему, говорит Господь внутренне, говорит не в слух, а в самое сердце его, и говорит ежедневно: что сотворил еси сие? Глас крове брата твоего вопиет ко Мне от земли. Не ревнуй, Христианин, спеющему в пути своем человеку, творящему законопреступление. Не ревнуй еже лукавновати 78 . Страшно бо последствие таковых деяний человеческих. Ибо как Каин по учинении убийства проклят был от Господа, и прокляты были все дела его, и в знак проклятия своего имел всегдашнее трясение в членах тела своего. Господь, обличив его в преступлении его, тотчас сказал ему: и ныне проклят ты на земли, яже разверзе уста своя, прияти кровь брата твоего от руки твоея; егда делаеши землю, и не приложит силы своея дати тебе; стеня и трясыйся будеши на земли 79 . Так и все, ближних своих притесняющие и убивающие, подлежат гневу и клятве Господней, и в знак проклятия своего получают внутреннее трясение, трепетание сердца, и смущение духа, от угрызения совести происходящие. Не ревнуй, Христианин, еже лукавновати. Зане лукавнующии потребятся. Яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут. Назирает грешный праведного, и скрежещет на него зубами своими: Господь же посмеется ему; зане прозирает, яко приидет день его 80 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Они, слышав сильную проповедь Петрову, умилишася средцем и реша к Петру и прочим Апостолам: что сотворим, мужие братие? Петр же рече к ним: покайтеся; и да крестится кийждо вас во Имя Иисуса Христа, во оставление грехов; и приимете дар Святого Духа! Вам бо есть обетование и чадам вашим и всем дальним, елики аще призовет Господь Бог наш. И иными словесы множайшими засвидетельствоваше и моляше я, глаголя: спаситеся от рода строптивого сего! И мнози, любезно прияв слово его, крестишася, крестишася яко три тысящи 676 . Апостоли, получив обильное излияние Духа, такую приобели чрез сие веру и любовь ко Христу, что до конца жизни привержены были к Нему и во всем последовали Ему, от которого последования никакое искушение отвратить их не могло, не могло отвратить ни гонение, ни мучение, ни самая смерть. Что самый опыт их жизни и их собственные уверения подтвреждают; как-то Божественный Павел говорит о себе самом и о других: Кто ны разлучит от любве Божия? скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? Якоже есть писано: яко Тебе ради умерщвляеми есмы весь день, вменихомся якоже овцы заколения. Но о всех сих препобеждаем за Возлюблшаго ны. Известихся бо, яко ни смерть, ни живот, ни Ангели, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем 677 . И по сей-то вере и по сей любви Апостоли везде проповедовали Слово Божие, радостную проповедь о Христе Иисусе, не чувствуя трудов и не страшася князей и вельмож, которые их гнали за сие и различными мучениями и смертьми угрожали. А все сие происходило от силы и действия Святого Духа, существенно низшедшего на них! все сие проистекало от обильного излияния Его на них, в котором излиянии недостаточествуем еще мы Христиане; как-то ясно можно видеть сие из великого недостатка познания и разумения Слова Божия, и из великого недостатка веры и любви ко Христу! Как Апостолы прежде Воскресения и Вознесения на небо Иисуса Христа и прежде сошествия Святого духа на них во обилии, могли быть и предателями и отвергающимися и ищущими наружных честей; могли совсем оставить Христа, не знать того, что Он им говорил, и не веровать тому, что Он им предрек: так точно и мы по тому делами своими продаем Христа, меняем Его на мир, на похоть плоти, на гордость диавольскую, отвергаемся Его, творя волю мира, волю сатаны и свою собственную, во многом не разумеем Слова Его и имеем или некоторый род неверия, или великие заблуждения; по тому сие творим что не имеем еще обильного излияния на себя Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Поистинне не с тем духовное семя сеется на сердцах человеческих, чтобы оно в них, яко в бесплодной земле, умерло, согнило и в землю обратилось, но с тем, чтобы ожило, возросло и плод принесло; не с тем Слово Божие проповедуется, и учение Христово предлагается, чтобы оно только было слушаемо, приемлемо, но чтобы оно, будучи принято, было и исполнено, как то советует Апостол Иаков, сице глаголя: «отложше всяку скверну и избыток злобы, в кротости приимите всажденное слово, могущее спасти душы вашя. Бывайте же творцы слова, а не точию слышатели, прельщающе себе самех» ( Иак.1:21–22 ). Не для того и Само живое, Существенное Слово Божие в мире во плоти явилося, с человеками пожило, на кресте плотью пригвоздилося и, воскресши, паки ученикам Своим открылося, открылося, показуя раны свои и на руках, и на ногах, и в ребрах, не для того, говорю, чтобы только видеть Его, но чтобы веровать в Него, подражать Ему, заниматься Им, приобресть Его в себя. Чего Апостол Павел не только желал всем, но и просил у Господа славы, как то он сам уверяет о сем, тако говоря: «Сего ради преклоняю колена моя ко Отцу Господа нашего Иисуса Христа, из Него же всяко отечество на небесех и на земли именуется: да даст вам по богатству славы Своея, силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце, вселитися Христу верою в сердца ваша: в любви вкоренени и основани, да возможете разумети со всеми святыми, что широта и долгота и глубина и высота Божественных таин, разумети же преспеющую разум любовь Христову, да исполнитеся во всяко исполнение Божие» ( Еф.3:14–19 ). Вся сия и писана, и многими видена быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе живот имате во Имя Его ( Ин.20:31 ). Вся сия с тем и в явление приведена суть, да все приимут Его в себя яко Господа и Бога своего и в Нем, и через Него обрящут истинный, вечный живот свой. К сему концу относится и Сотворение, и Искупление человека. Человек, сия разумная тварь, для того сотворен и для того искуплен, чтобы ему быть вместилищем как Божественных таин, так и Самого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010