Крестился Владимир в Корсуни, или Херсонесе (в Крыму) и назван Василием, но в историю и святцы вошел с прославленным им именем Владимира. После крещения, сопровождавшегося чудесным прозрением (душевным и телесным), венчания с царевной греческой Анной, возврата грекам завоеванной было у них области, возвращения в Киев, крещения сыновей князя и уничтожения языческих идолов, – совершается в 988-м году в водах Почайны, притока Днепра, величайшее дело св. Владимира – крещение, а затем просвещение Русского народа, продолженное далее на север до Новгорода, а в последующие времена и по всем раскинувшимся просторам Святой Руси. Перерожденный, новый Владимир – милостивый и жалостливый даже к преступникам, которых боится карать, добрый семьянин, насадитель христианского просвещения, кормилец нищих, храмостроитель, защитник семьи... стал корнем нашего правоверия и всего лучшего, что есть в душе русской и в русской истории. Скончался св. Владимир в 1015-м году, прославлен церковно в 13-м столетии. В 1635 году обретены его мощи, затем далее, особенно с 1888-го года (празднование 900-летия Крещения Руси), и до настоящих дней почитание св. Владимира все возрастает. От этого корня, от св. Владимира – наша вера, наша философия, наша грамота, семья, общество и государство. Ныне государство Владимирово порабощено, общество развращено, семья поколебалась... Так сохраним же первое – веру: к ней приложится остальное. Чтобы хранить чистоту веры и жить по ее уставам, – русские христиане от дней Владимировых составляют собою Русскую Православную Церковь . Наша история не знает события равного по значению Крещению Руси в 988 г. Потому-то мы и хотим по-прежнему принадлежать к Русской Церкви, история которой началась в 988-м г. Потому-то мы просим наших дорогих и кровных братьев, где бы они ни были, в разоренной ли Европе, или в богохранимой Америке, не отрываться от Русской Церкви... А что это значит? Значит, не отрываться друг от друга, не раздирать свободную от насилия часть Русской Церкви, не разрывать единство русских православных людей заграницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Наконец, построение Владимиром в Корсуни церкви также заставляет предполагать, что он оставался здесь немалое время. – Сказанного, думаем, достаточно для того, чтобы понять, что в рассматриваемом рассказе мы имеем дело не с действительною летописью, т. е. не с погодною записью, а с отдельною повестью, в которой сгруппированы события за несколько лет и которая помещена под одним годом (988) только потому, что помещавший ее или оказался не в состоянии разобраться в ее содержании, или не хотел нарушать цельности рассказа. Подтверждение этой мысли можно отчасти видеть и в том, что в некоторых летописных списках, в том числе и в Ипатском, 989 и 990 годы оставлены пустыми. Пустота эта образовалась, по всей вероятности, от того, что события этих лет оказались помещенными под одним 988 годом. Мысль, что летописный рассказ о крещении Владимира есть отдельно написанная повесть, впервые высказана преосвящ. Макарием, которому удалось отыскать эту повесть в одном рукописном сборнике начала XI века, где она помещена в сокращенной редакции под заглавием: «Житие блаженного Володимера» 93 . «Житие» представляет более краткую редакцию той части летописной повести, которая помещена в летописи под 987 и 988 гг. С открытием «Жития» , естественно должен был возникнуть в науке вопрос об его авторе и об отношении его к летописной повести, с которою оно сходно до буквального повторения одних и тех же мест. Преосвященный Макарий, издавая «Житие» в «Христианском Чтении» (1849 г.), высказал мысль, «что не автор жития позаимствовал что-либо у препод. летописца, а напротив, преподобный Нестор воспользовался готовым уже сочинением, и внес его целиком в свою летопись». Что же касается автора жития, то ученый издатель нашел возможным допустить, «что оно написано тем же самым Иаковом мнихом, которому принадлежит и Похвала князю русскому Володимеру» 94 . Предположение о принадлежности «Жития» монаху Иакову не встретило сочувствия среди ученых специалистов и его можно считать совершенно оставленным 95 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петербургского Университета – И.Д. Андреев , который с большим подъемом и в самых лестных выражениях отозвался, как о диссертации Д.Г., так и о Московской Академии, имеющей возможность выпускать подобные диссертации и потому заслуженно пользующейся высокой репутацией у русского образованного общества и русской университетской науки. Вслед за этим, Преосвященный Ректор Академии, собрав мнения всех присутствующих на диспуте членов Совета, единогласно признавших защиту диссертации удовлетворительной, объявил Д. Г. Коновалова магистром богословия, при дружных, долго не смолкавших аплодисментах всей аудитории. Покровский А.И. [Рец. на:] Goetz L. K., Dr. Staat und Kirche in Altrussland, Kiever Periode (988–1240). Berlin, 1908.//Богословский вестник 1909. T. 1. 2. C. 336–343 (2-я пагин.) —336— Л. К. Гётца «Государство и Церковь в Древней России». Киевский период 988–1240. Dr. Leopold Karl Goetz «Staat und Kirche in Altrussland» Kiever Periode 988–1240. Alexander Ducker, Verlag. Berlin 1908. Под таким заглавием в конце прошлого 1908 года появилась новая книга небезызвестного у нас проф. Боннского университета – Л.К. Гётца, просвещенного друга и знатока России. Имя этого ученого, с сравнительно недавнего времени стало довольно популярным в наших научных, церковно-исторических кругах. Началось это приблизительно с 1901 года, когда впервые вышла в свет его специальная работа о Киево-печерском монастыре, написанная по-немецки, но в последствии переведенная и по-русски: «Das Kiever Höhlenkloster als Kulturzentrum des vormongolischen Russland» («Киево-печерский монастырь, как культурный центр древней Руси»). Наша критика весьма сочувственно приняла эту книгу, причем не без удивления отметила и то обстоятельство, что первая научная обработка такой специально-русской темы сделана иностранцем. В следующем же, 1905-м году почтенный автор издал и другую солидную работу, по части изучения памятников древнерусской, преимущественно, церковно-канонической литературы, под заглавием «Kirchenrechtliche und Kulturgeschichtliche Denkmäler Altrusslands nebst Geschichte des russischen Kirchenrechts» («Церковно-правовые и культурно-исторические памятники древней Руси в связи с историей русского церковного права»).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1106 1000 – указанное письмо Важинского. В ближайшее за тем время, как увидим, весь базилианский орден в Малороссии приглашен был следить за Виктором. 1107 991 – письмо Левинского от 4 октября 1785 г.; 992– письмо его же, от 31 января и 7 февраля 1786 г. 1113 Об этом униаты давно думали и хлопотали обеспечить успех этого дела. См. 991–письмо от 2, 9 и 23 августа 1785 г. 1114 992–письмо от 24 января. Левинский находил в конце января 1786 еще одно утешение,– в том, что по слухам тогда опасно заболел Самуил: «так если бы он умер, писал Левинский, то, вероятно, Виктор оставил бы Слуцк и дал бы нам покой. Непостижимы судьбы Божии»! Там же, – письмо от 31 января. 1118 1000 – копия письма Левинского. Края письма обгорели, нет даты, но письмо относится к этому времени. 1149 Число это показано в письме Левинского от 26 сентября, 992. Тоже, в письме Виктора. Annexa, стр. 289. 1150 992 – указанное письмо. Как надоел Левинский польским государственным людям своею суетней, тревогой, запросами, можно судить по следующему анекдотическому факту: чтобы успокоить его касательно того, что русская императрица поминается у православных жителей Польши прежде короля, в польском министерстве объяснили Левинскому, что императрица у православных заступает место папы. Об этом объяснении Левинский заметил: «valeat, quantum valere potest (пусть и так будет) при нашей слабости.» Там же, письмо от 27 июня. 1154 Арх. ун. м., 992 – письмо Левинского от 22 августа 1786 г. Виктор, впрочем, говорит, что король приказал ему дожидаться Хребтовича. 1160 Примас – в Римско-католической Церкви почётный титул церковного иерарха в стране, обладающего высшей духовной юрисдикцией над прочими епископами страны. 1161 Арх. ун. м., 992–письмо Левинского от 3 октября 1786 г. Левинский употребил одну, трудно переводимую фразу: brevibus expeditus zostal. 1166 Там же, стр. 300–301, 305, 308, 312; Арх. св. с., д. 1785 г., 98, л. 376. Прибыл Виктор в Слуцк 22 октября; предполагая выехать в Киев 1 декабря; выехал 11; прибыл в Киев 19 декабря. Приезд императрицы ожидали вначале 1787 года. Екатерина прибыла в Киев 29 января и прожила в нем до 22 апреля. Русск. Арх. 1864 г., стр. 502, 518.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

После крещения в НС и «Повести временных лет» упомянуто только одно военное предприятие св. Владимира: поход на хорватов. В. С. Демин пишет, что в изображении летописца «Владимир после принятия христианства стал вялым в воинских и государственных делах». 819 На самом деле эта мнимая бездеятельность связана с отсутствием у средневекового историка источников: прижизненный рассказ о князе, которым пользовались и летописцы, и Иаков Мних, заканчивался 995 г. Как и все события после крещения, поход на хорватов во всех редакциях «Повести временных лет» датирован по-разному. В Радзивиловской указан 6499 (991) г., в Лаврентьевско-Троицкой – 6500 (992) г., в Ипатьевской и НС (Н1 мл.) – 6501 (993) г. В «Памяти и похвале» Владимиру Иакова Мниха этот поход не упоминается вообще. Тем не менее это сообщение не вызывает сомнений. В Хильдесхеймских анналах указано, что в 992 г. польский князь Болеслав, в этом году наследовавший своему отцу Мешко, не оказал помощь императору Оттону III в войне с лютичами. Он объяснил это своему сюзерену угрожавшей войной с Русью. 820 В. Н. Татищев первым изобразил поход на хорватов в 992 г. как миссионерский. Так же считает и О. М. Рапов, хотя даже Никоновская летопись молчит о крещении этих земель. М. К. Юрасов полагает, что св. Владимиру не удалось полностью подчинить себе хорватов в первом походе на Перемышль и Червен в 979 г., что и вызвало поход 992 г. Второй целью князя было крещение язычников. 821 В. В. Седов локализует хорватов на Днестре. 822 Вопрос, можно ли относить к их племенной территории Перемышль и Червен, захваченные св. Владимиром сразу после вокняжения в 979 г., является дискуссионным. Часть исследователей полагают, что и после миграции хорватов на Балканы в Прикарпатье и Закарпатье оставалась значительная часть племени. 823 В летописи о походе на Перемышль и Червен сказано: «Иде Володимиръ къ Ляхомъ». Малая Польша и Краковская земля, с которыми граничили эти волости, принадлежали князьям Чехии. Великопольский князь Мешко Старый отнял их у брата своей покойной жены чешского князя Болеслава II незадолго до своей смерти в 992 г. Только после этого Польское государство стало непосредственно граничить с областью Червенских городов. 824 Дальнейшее развитие событий показывает, что великопольские князья всегда считали эти земли своей целью. Незадолго до 979 г., когда Перемышль и Червен были завоеваны св. Владимиром, Мешко мог сам попытаться захватить их. 825 При его сыне Болеславе Храбром соперничество за эти территории определяло враждебные отношения с Русью и во времена св. Владимира, и при его сыне Ярославе. То, что поход на хорватов в 992 г. был воспринят Болеславом как непосредственная угроза Польше, не вызывает никаких сомнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вообще, с точки зрения летописи не имеется достаточных оснований к тому, чтобы скептически относиться к указанию „Жития», что св. князь „стоя (под Корсунью) шесть месяц». Впрочем, как и указано выше, проф. Соболевский делает лишь попытку отстоять возможность летописной даты крещения киевлян, не настаивая на ее полной справедливости 270 . Г. Матченко поступает не так; он решительно утверждает, что годом крещения Киева должен быть признан 988-й, так как он точно обозначен в летописи: „Дата эта, продолжает г. Матченко, в списке псковской (первой) летописи (П. С. С. Лет. IV, 175–176 стр.) проверена и подкреплена сверх того следующими хронологическими вычислениями: „Крещена Русская земля в 9-е лето княжения Володимерова“, т. е. в 988 г.; „от Адама до крещения русского 6496 г.“, (5508+988), „от крещения русского до смерти Владимира 28 л.“; в обоих этих случаях получается тот же 988 г. 271 “. Получается ли этот год во втором случае (из двух последних), по крайней мере по способу вычисления самого г. Матченко, об этом мы имели случай упомянуть выше. Первое указание – „крещена Русская земля в 9-е лето княжения Володимерова» – может иметь значение только в том случае, когда будет принята неправильно указанная в летописи дата занятия Володимером Киева – 980-й год вместо 978. Затем не ясно, в чем же в псковской летописи обнаружилась проверка и подкрепление летописного года крещения киевлян? Признавая хронологические указания начальной летописи заслуживающими доверия и исходя из них, псковская летопись делает лишь то, что вычисляет, на каком году княжения Владимира и от сотворения Мира было начато крещение земли русской, причем год этого события – 988-й уже дан и признан правильным; какая же может быть его проверка и где подкрепление? Вообще же, с точки зрения г. Матченко, 988-й г., как год крещения киевлян, потому заслуживает доверия, что указан в летописи. Но если мы примем во внимание, что из самих защитников летописи некоторые не находят возможным признать указанную дату вполне правильной, то поймем, как не твердо представленное доказательство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

Из взятого города в Константинополь был направлен грозный ультиматум: «Если не отдадите ее [Анну] за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». Рассуждая отвлеченно, можно допустить, что Владимир решился бы организовать специальный поход на Царьград, как это делали прежние русские князья. Но нам представляется, что ультиматум Владимира должен был возыметь особую силу как раз в связи с тем, что в то время, в 988 году, вблизи Царьграда уже находилось русское войско! Время набега на Херсонес Владимир должен был рассчитать очень точно – в самый критический для империи момент войны с Вардой Фокой, то есть до 13 апреля 989 года. По данным историков Византии, корпус русских войск прибыл в распоряжение правительства империи «весной 988 года (а может быть, в конце лета или осенью 987 года)» [II, 3, т. II, с. 236]. По первой версии, нападение Владимира на Херсонес могло произойти в середине или второй половине 988 года, а по второй – в конце 987 года или в начале 988 года, что более точно согласуется с данными нашей летописи. Тогда прибытие царевны Анны в Херсонес должно было последовать весной – летом 988 года. Единственное возражение против этого носит слишком абстрактный характер: в 988 году Варда Фока стоял на Босфоре и контролировал малоазийские морские пути, а с 986 по 991 год враждебные Византии болгары блокировали западные морские и сухопутные пути из Византии на Русь. Но ведь дошел же каким-то образом до Византии военный корпус русских, осуществлялись и дипломатические связи... Что мы знаем о реальных возможностях Византии на Черном море того времени? Вряд ли можно считать непреодолимыми для империи трудности, связанные с отправкой нескольких кораблей в Херсонес. В приведенном ранее отрывке из древнего источника ясно говорится, что в разгар событий 987 – 989 годов император «успел призвать на помощь русских, сделав их князя своим зятем». Весна 989 года – время Великого поста, когда Таинство бракосочетания не совершается. Зима с Рождественским постом (с ноября) и Святками тоже исключаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несомненно, на эти дипломатические сношения было потрачено немало времени. Но наконец дело уладилось, и Анна, уговоренная братьями, отправилась в Корсунь, где и был совершен её брак с Владимиром после предварительного крещения князя. Очевидно, эти последние события никак не могли случиться раньше второй половины 988 г. Предположим, что самой ранней весной втого 988 г. Владимир стоял уже под стенами Херсонеса. Откладывая указанное время на осаду города и minimum времени на переговоры до прибытия Анны в Корсунь (от месяца до двух), мы должны будем отнесть крещение св. князя не раньше, как к концу сентября или началу октября. Затем после некоторого пребывания в Корсуни (нужно было запастись необходимыми предметами для будущих новых христиан) 85 , Владимир предпринял обратный поход из Херсонеса в Киев, – поход неспешный, так как царица и её свита, а также предметы, взятые русскими из Корсуни, могли сильно стеснять быстроту движения. Когда же Владимир мог прибыть в Киев? Конечно, в самом конце 988 г., в один из последних месяцев и по соображению с предыдущими событиями, не раньше ноября. Между тем, по летописи, возвратившись на Русь новопросвещенный князь замышляет крещение народа в том же 988 г. Предположим (хотя это и трудно), что киевляне приняли христианство без всякой подготовки к нему, по одному только приказу великого князя; допустим, что крещение их совершилось немедленно по прибытии Владимира в Киев, – по расчету времени это не могло быть раньше ноября 988 г. А летопись говорит, что крещение было совершено на реке, что крестящийся народ стоял в воде, и не только взрослые, но даже малолетки. Не подлежит сомнению, что здесь разумеется время решительно теплое, летнее, а никак же не время глубокой осени или начала зимы. А если мы допустим, что корсунский исход окончился среди лета, то, как мы можем уместить в 988 г. все события, указанные выше, от начала этого похода до возвращения Владимира в Киев?.. В рассказе летописной повести в данном случае выходит что-то неладное, что, разумеется, говорит против авторитета этого сказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

Михаил (Десницкий) ( 1762–1820), митрополит Санкт-Петербургский 141, 506, 999–1000 Михаил (Ермаков), митрополит, Экзарх Украины 25, 74, 188, 199, 249, 277, 483, 640 Михаил (Князевский), обн. митрополит 419, 441, 480, 519, 524, 528, 826–827 Михаил (Митрофанов), обн. архиепископ 421, 499, 532, 827 Михаил (Никитин), епископ 828 Михаил (Николаев), обн. архиепископ 309, 828 Михаил (Орлинский), обн. митрополит 309, 420, 441, 448, 480, 829 Михаил (Орлов) (он же Иона Орлов), обн. архиепископ 829–830 Михаил (Попов), обн. архиепископ 32, 208, 209, 236, 237, 248, 304, 309, 361, 362, 391, 454, 471, 507, 510, 521, 420, 441, 830–832, 861 Михаил (Постников), епископ 49, 241–245, 255, 284, 352, 420, 553, 555, 557–559, 569, 571, 573, 576, 577, 587, 592, 593, 832–835 Михаил (Свидерский), обн. митрополит 421, 504, 835–836 Михаил (Смелков), обн. епископ 420, 836–837 Михаил (Соколовский), обн. архиепископ 531, 837–838 Михаил (Tpv6un), обн. митрополит 365, 366, 371, 414, 420, 439, 838–839 Михаил (Фивейский), обн. архиепископ 420, 839–840 Михаил (в монашестве Иона) (Орлов), обн. архиепископ 421 Михаил Киевский см. Михаил (Ермаков), митрополит, Экзарх Украины Михаил, Кубанский и Черноморский см. Михаил (Орлинский), обн. митрополит Михаил, архиепископ Гродненский см. Михаил (Ермаков), митрополит, Экзарх Украины Михаил, архиепископ Рязанский см. Михаил (Постников), епископ Михаил, архимандрит 169 Михаил, епископ Таврический см. Михаил (Грибановский) , епископ Михаил, митрополит см. Михаил (Ермаков), митрополит, Экзарх Украины Михайлов Т. Н., обновленец, авт. соч. 419, 448 Михайлов, обн. священник 70 Михайлов, священник 226 Миша 563 Модест (Никитин), обн. архиепископ 420, 840–843 Модин М. М. (в монашестве Борис), врач 602 Моисей 138 Молотов (Скрябин) Вячеслав Михайлович, председатель СНК СССР 54, 60–61 Молчанов Вениамин, протоиерей см. Вениамин (Молчанов), обн. архиепископ Москвичка (псевдоним), автор соч. 29, 33, 39 Музалевский Н. И., обн. протоиерей г. Тулы 239 Мусатов, обн. протоиерей Курской епархии 242

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

ПРИЛОЖЕНИЯ I. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ Год Численность населения В том числе православных ок. 14000000 ок. 19000000 ок. 41000000 ок. 74000000 ок. 53000000 82172022 ок. 59000000 128924289 ок. 89000000 163778800 99166662 ок. 178400000 II. КОЛИЧЕСТВО ЦЕРКВЕЙ И ЧАСОВЕН Год Церквей Часовен III. ЧИСЛЕННОСТЬ ДУХОВЕНСТВА Год Священников Диаконов Церковно- служителей 124923 101040 113961 115619 102682 107906 IV. ДУХОВНЫЕ ШКОЛЫ Год Академий Семинарий Духовных училищ Студентов академий Семинаристов Учеников духовных училищ Преподавателей Академий Семинарий Духовных училищ ок. 6000 V. МОНАСТЫРИ И МОНАШЕСТВО Год Мужских монастырей Женских монастырей Монахов Послушников Монахинь Послушниц – без Южной и Западной России. VI. ХРОНОЛОГИЯ ОТКРЫТИЯ ЕПАРХИЙ а) епархии, открытые до Синодальной эпохи 1 . Киевская (988 г.). 2 . Черниговская (992 г.). 3 . Новгородская (992 г., с 1770 по 1898 годы – вместе с Петербургской, с 1898 года – самостоятельная). 4 . Ростовская (992 г., в 1787 году переименована в Ярославскую). 5 . Волынская (992 г., кафедра во Владимире-Волынском, 1515–1616, 1639–1795 годы – в унии, с 1795 года – православная, в 1848–1860 годы – в Варшавской епархии, с 1860 года – самостоятельная кафедра в Житомире). 6 . Переяславская (после 1037 года, просуществовала до 1261 года, с 1701 года – викарная кафедра Киевской епархии, в 1733–1785 годы – самостоятельная, в 1785–1799 годы – снова викарная, с 1799 года – самостоятельная, с 1803 года переименована в Полтавскую). 7 . Полоцкая (1104 г., в 1596–1620, 1661–1833 годы – в унии с Римом, с 1833 года – православная). 8 . Смоленская (1137 г.). 9 . Рязанская (между 1198 и 1207 годами, до 1291 года – кафедра в Муроме). 10 . Владимирская (1214, с 1314 по 1748 годы – в Суздальской епархии, в 1748 году восстановлена). 11 . Холмская (1233, 1650–1875 годы – в унии, с 1875 года – Люблинский викариат в Холмско-Варшавской епархии, с 1905 года – самостоятельная). 12 . Сарская и Подонская (1261, с 1454 года кафедра в Крутицах, в 1764 году переименована в Крутицкую, в 1788 году упразднена).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010