Об основами и распространении славено-российской иерархии при великом князе Владимире. § 32. Останавливаясь здесь, главным образом, на вопрос о времени «основания всероссийской митрополитанской иерархии», преосвященный Евгений считается с летописными разноречивыми известиями, из коих одни (Несторова летопись по Кенигсбергскому списку, древняя Новгородская летопись во 2 ч. Вивлиофики 1786 г. – и летопись по Софийскому списку, Спб. 1795 г.) говорят, что Владимир взял с собою из Корсуня одних лишь священников, a другие (Русский Времянник, Степенная книга и Никоновская летопись) передают, что равноапостольный князь «привел» оттуда не только священников и епископов, но и «первая митрополита всероссийского Михаила». Наш автор отдает преимущество известиям первого ряда, как более древним и утверждает, что епископы, в том числе и Михаил, пришли из Корсуня после уже, и что Михаил – «епископ или митрополит» пришел «не в качестве еще всероссийского начальника церкви». Он (988–992 г.), равно Леонтий (992–1008 г.) и Иоанн I (1008–1035 г.), почитаемые Степенною книгою и «другими позднейшими летописями» за митрополитов, были «разве только киевские епархиальные и как столичные архиепископы» 681 . Всероссийская же митрополия, в виде экзархии константинопольская патриарха, уставлена «уже после Владимира при сыне его великом князе Ярославе». Первым таким митрополитом был Феопемпт, как полагает и Новгородская летопись; да и Нестор под 996 г. упоминает только об епископах при Владимире, ничего не говоря о митрополите; впервые он упоминает об «учреждении митрополии и о митрополите Феопемпте» под 1039 г., который (Феопемпт) «тогда освятил и кафедральную митрополитскую церковь св. Софии». Впоследствии времени этот свой взгляд на начало всероссийской митрополии Евгений изменил радикально, изменив вместе с тем и тому принципу исторической критики, которым он руководился в данном случае. Он уже не предпочитает Нестора, как самого древнего свидетеля, а находит возможным и научным доверять и поздним летописцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Григория. Ибо в Летописях повторяется, что они полагаемы были один подле другого. Впрочем, по обкрошившимся краям мраморных камней, из коих составлен надгробный памятник Ярославов и по не древней между каменьями известковой замазке, можно заключить, что он когда-нибудь был взломан и паки составлен, и может быть, на нынешнее место перенесен. Неизвестно также, когда и кем, памятник сей устроен, а по Готическим, средних веков, украшениям его, не можно сомневаться, что он есть близкого Ярославова века времени. Рисунок его приложен при конце сей книги. Может быть, знающие средних веков символы, отгадают и знаменование изображений на оном. В юго-западном углу под ризничной, вновь устроенной палатой, находится усыпальница или погреб, в коем ставятся гробы с телами усопших Митрополитов Киевских. Древнейшие все отгорожены уже глухими каменными стенами, а из новейших в притворе пред отгородкой стоят гробы Митрополитов Рафаила Заборовского, Арсения Могилянского, Гавриила Кременецкого, Самуила Миславского, Иерофея Малицкого и Серапиона Александровского, над коими в 1824 году устроены уже каменные надгробия. – При Киево-Софийском Соборе с самого основания его учреждена и Митрополичья Иерархическая Кафедра. Первым Митрополитом Киевским и всея России полагается 1. Св. МИХАИЛ, родом Сирин, пришедший в Киев 988 года; а скончавшийся в 992 г. по 4 летах его правления; он погребен был в Десятинной Церкви, а ныне мощи его открыто почивают в Печерской Лавре. – 2. ЛЕОН или ЛЕОНТИЙ Грек, прибыл в Киев в 992 году; скончался в 1008 году, где погребен, неизвестно. 3. ИОАНН I или Иона, вступил на Киевскую Митрополию в 1007 или 1008 году, скончался в 1035, где погребен, неизвестно. 4. ФЕОПЕМПТ родом Грек; прибыл в Киев около 1038 или 1039 года; скончался около 1049 года. Поскольку он освящал Софийский Собор, то, вероятно, погребен он, как и преемники его под сим Собором. – 5. Россиянин, хиротонисанный в сан Митрополита в Киеве 1051 года, скончался 1072 года. 6. ГЕОРГИЙ Грек посвящен в сан Митрополита Киевского в 1072 г; скончался 1079 года. 7. ИОАНН II, неизвестно откуда родом, посвящен 1080 г; скончался в 10З9 году. 8. ИОАНН III. Скопец, родом Грек, посвященный в 1089 г., скончался в 1090 году. – 9. ЕФРЕМ скопец, родом Грек, посвященный в 1091 г., скончался в 1096 году. 10. НИКОЛАЙ Грек, посвящен 1102 года, скончался в 1106 году. 11. НИКИФОР Грек, посвященный в 1106 или 1107 г., скончался около 1121 года. 12. НИКИТА Грек, посвященный в 1122 году, скончался в 1126 году августа 1. 13. МИХАИЛ II, родом Грек, хиротонисан в 1130 или 1131 г., скончался в 1147 году. 14. КЛИМЕНТ Смолятич, родом Россиянин, посвящен 27 июля 1147 года в сан Митрополита, а в 1156 г., перестав управлять Митрополией, скончался во Владимире на Волыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

987–996 Роберт I 996–1031 Генрих I 1031–1060 Короли Англии Годы после Р. Х. Эгберт 800–836 Этельвульф 836–857 Этельбальд 857–860 Этельберт 860–866 Этельфред I 866–871 Альфред 871–901 Эдуард Старший 901–924 Ательстан 924–941 Эдмунд 941–946 946–955 955–959 959–975 Эдуард Мученик 975–978 Этельред II (Неготовый) 978–1016 Эдмун Железнобокий (Ironside) 1016–1016 1016–1035 Гарольд (Заяченогий) 1035–1039 Гардиканут 1039–1042 Эдуард Исповедник 1042–1066 Князья древней Руси Годы после Р. Х. 862–879 гг. Вещий Олег 879–913 гг. 913–945 гг. 945–957 гг. Святослав 957–973 гг. Владимир 973–1015 гг. Ярослав Мудрый 1019–1054 гг. Годы после Р. Х. Михаил 988–992 гг. Леонтий 992 –1008 гг. 1008–1035 гг. Феопемпт 1035–1049 гг. Иларион 1051–1056 гг. Митрополиты древней Рус и Года после Р. Х. В первом веке Иерусалим Между 50–52 гг. Во втором веке Иерапольский между 160–180 гг. против монтанистов и Феодота Кожевника; в Риме, Палестине (Иерусалиме и Кесарии), в Понте; Осроене, Месопотамии, Коринфе – все к концу 2 века касательно празднования Пасхи. Другие соборы в Риме, Сицилии, Ефесе, Лионе и в Африке сомнительны 3665 . В третьем веке Карфаген Около 218–222 Александрия 231–235 Икония 230–235 Синнад Около того же времени Ламбес в Африке Востре Аравия В Азии два собора ---------- Карфаген по делу Новата 250, 251,252, 253 Карфаген по вопросу крещения еретиков 255, 256 Нарбонна 255–260 Арсиное, в Египте Антиохия, против Павла Самосатского 264–269 В четвертом веке Александрия Карфаген Арелат (Arles) Неокесария 314–315 Александрия Вифиния Александрия Никея (Первый Вселенский собор) Гангре Около 325–341 Карфаген Антиохия Кесария Иерусалим Константинополь 336, 338 или 339 Александрия Антиохия 340, 341 Сардика Лаодикия 343–381 Филиппополь Иерусалим и Александрия Рим и Милан Карфаген 345–348 Сирмия 349, 351 Арелат Виттер (Beziers) Сирмия 357, 358 Антиохия Римини, Селивкия Константинополь Антиохия 361, 363 Александрия 362, 363 Лампсаке Никомидия Смирна Сицилия Сингидун, Тиана Александрия Валенция Иллирия, Анкир

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святитель Михаил Киевский 13 окт. и 28 июня (30 сент. и 15 июня по церк.кал.) После своего крещения в Корсуни (Херсонесе) в 988-ом году великий князь Владимир призвал болгарских и греческих священнослужителей для распространения на Руси Православной веры. Константинопольский патриарх Николай II-oй Хрисоверг прислал в Киев митрополита Михаила, множество священнослужителей и клириков. Святитель Михаил, вероятно, был родом болгарин. С собой он привез иконы, богослужебные книги на славянском языке, церковную утварь и мощи угодников Божиих. Крестив 12 сыновей князя Владимира, бояр и киевский народ, собравшихся для этого на Днепре, святитель начал заботиться об уничтожении языческих суеверий. За годы служения святителя Михаила на Руси было воздвигнуто много храмов и основано несколько монастырей. Из храмов, построенных в Киеве, самым большим являлся Десятинный – в честь Пресвятой Богородицы. (Святой Владимир отдавал на содержание этого храма десятую часть своих доходов – отсюда “Десятинный”). В этот храм перенесли гроб с мощами великой княгини Ольги. В Переяславле, Чернигове, Белгороде, Владимире Волынском, Новгороде, Ростове Великом и других городах открывались православные храмы. Летописец повествует, что при святом Михаиле “вера православная расцвела и засияла, как солнце”. Святитель Михаил отличался кротостью, смирением, неутомимостью в трудах и был истинным отцом своей паствы. Он был мудрым и строгим иерархом. Он поставлял пресвитеров, избирал опытных наставников, и им поручал дело обучения и образования детей в страхе Божием и целомудрии. При нем приняли крещение четыре болгарских князя и один печенежский. Известно еще, что он отправил монаха Марка проповедовать христианскую веру к волжским болгарам-мусульманам. Скончался митрополит Михаил в 992-ом году. Погребли его тело в Десятинной церкви. В синодиках Киевского и Новгородского Софийских соборов, он записан как “Первоначальник” Русской Церкви. Читать далее Источник: Избранные жития святых : Январь-декабрь/[Сост. архиеп. Пермским и Соликамским Афанасием ; По материалам протоиерея Александра Милеанта]. - СПб. : Сатисъ : Держава, 2003. - 316 с. (Чтение христианина). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Медовский. обн. протоиерей Саратовской епархии 243 Мелетий (Фомин), обн. архиепископ 421,532, 818 Мелетий II, патриарх Констанинопольский 461 Мелетий IV (Метаксакис), патриарх Константинопольский 90, 91, 362, 430, 451, 461, 988–989 Мелетий IV, патриарх см. Мелетий IV (Метаксакис), патриарх Константинопольский Мелетий см. Мелетий IV, Константинопольский патриарх Мелетий, патриарх см. Мелетий IV (Метаксакис), патриарх Константинопольский Мелхиседек (Николин, Николев). епископ 256, 309, 420, 530, 555, 571, 587, 819–821 Мелхиседек (Паевский), митрополит 74, 433 Мелхиседек, Архангельский см. Мелхиседек (Николин, Николев), епископ Мелхиседек, архиепископ, арестованный в Минске см. Мелхиседек (Паевский), митрополит Мелхиседек, епископ Каширский см. Мельхиседек (Николин, Николев), обн. епископ Мельхиседек (Аверченко), обн. епископ 819 Менжинский Вячеслав Рудольфович, председатель ОГПУ 31–33, 992 Менуэль 150 Мережковский Дмитрий Сергеевич (1866–1941), русский писатель, один из основоположников декаденства 99, 168–170 Меринов Николай, обн. протоиерей 506, 522 Мерсье, католический кардинал 95 Мефодий (Герасимов), архиепископ Харбинский, авт. соч. 4, 68, 89, 111, 122 Мефодий, архиепископ см. Мефодий (Герасимов), архиепископ, авт. соч. Мечев Алексий, протоиерей см. Алексий (Мечев), прав., Московский Мещерский Константин, протоиерей, член обн. ВЦУ 228, 252, 253, 989 Минин Кузьма, организатор национально освободительной борьбы русского народа против польской интервенции 546 Миртов Иоанн, обн. протоиерей см. Иоанн (Миртов), обн. митрополит Митрофан (Краснопольский), архиепископ, свмч. 192, 197 Митрофан (Русинов), обн. епископ 821–822 Митрофан (Симашкевич), архиепископ 241, 249, 791, 822–824 Митрофан, епископ Донской см. Митрофан (Симашкевич), архиепископ Митрофоан, архиепископ см. Митрофан (Краснопольский). архиепископ. свмч. Михаил Александрович, вел. кн. 187 Михаил (Бирюков), обн. архиепископ 824–825 Михаил (Вяткин), обн. архиепископ 825–826 Михаил (Грибановский) , епископ 159, 174, 1002

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

После Киева и его окрестностей св. вера была насаждена в Новгороде, Ростове и Суздальской земле. Первый Киевский митрополит Михаил путешествовал в Суздаль же и другие города, путешествовал вместе с ним и сам князь; они уничтожили там идолов и, крестив народ, поставили храмы. Дети св. Владимира, которым он роздал уделы, также ревностно заботились о введении и распространении христианской веры в своих уделах. Отсюда же она шла далее и далее по пределам нашего отечества. За труды введения и распространения христианской веры в России князь Владимир, равно как и бабка его княгиня Ольга, причислены Церковью к лику святых, а св. Владимир именуется равноапостольным, подобно царю Константину. Память св. князя Владимира 15-го июля. Управление Российской Церкви Российская Церковь в самом начале управлялась митрополитами, затем некоторое время Патриархами, в настоящее же время управляется Святейшим Синодом. Митрополиты управляли Российской Церковью до времени царствования Феодора Иоанновича, сына Грозного. В 1588 г. при нем было учреждено патриаршество. Патриаршество было два столетия, до времени Петра Великого, который в 1721 г. вместо него учредил Св. Синод (т. е. постоянный Собор). Управление Церкви митрополитами и замечательнейшие из них При управлении Русской Церковью митрополитами обыкновенно все епископы состояли в зависимости от митрополита. Он поставлял епископов, при участии, конечно, других епископов, созывал их на соборы, вместе с собором других епископов судил их и делал распоряжения, касавшиеся всей Церкви. Сам же митрополит состоял в зависимости от Константинопольского патриарха, так как и самая Русская Церковь находилась в зависимости от сего патриарха. Эта зависимость продолжалась до половины XV века и состояла почти только в том, что патриархи поставляли Русского митрополита. Митрополит, как равно и другие патриархи нашей церкви, пользовались великим уважением как князей, так и народа. Отношения князей к ним были подобны отношениям духовных детей к отцам, и архипастыри весьма во многом добром влияли на князей; так, например, во времена княжеских междуусобий они много содействовали прекращению споров между князьями. Кафедра, т. е. местопребывание митрополитов, была сначала в Киеве, потом некоторое время во Владимире, а затем в Москве, со времени митрополита Петра (1825 г.). Первый митрополит св. Михаил Первым митрополитом в Русской Церкви был св. Михаил, прибывший из Константинополя в Киев по крещении Владимира (988–992). Он очень заботился, подобно князю Владимиру и вместе с ним, о распространении христианской веры в России, для чего предпринимал путешествия. Заботился о заведении училищ. Св. мощи его почивают в Киево-Печерской лавре. Св. митрополит Петр и Московский Успенский собор После первого русского митрополита Михаила замечательнейшие из митрополитов московских и всей России суть Петр, Алексей, Иона и Филипп. К ним еще присоединить можно святителей Димитрия Ростовского и Тихона Задонского .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

Видимо, Русская Церковь быстро выросла в митрополию, первым митрополитом которой (или одним из первых) был Свт. Михаил, память о котором долгое время сохранялась или в устном предании или в недошедших до нас письменных источниках. Как писал будущий митрополит Макарий (Булгаков) : «Не перешло ли это имя в наши древние рукописи из устного предания, сохранявшегося целые веки, или из хроники какого-либо летописца Греческого или Болгарского, еще неизвестного нам» ( Макарий (Булгаков) , архим. История христианства в России до равноапостольного князя Владимира, как введение в историю Русской церкви. СПб., 1846. С. 285). В этой связи следует привести мнение E. Е. Голубинского , который, ссылаясь на сообщение Густынской лет. под 886 г., а также на печатный Печерский патерик, Синопсис и Палинодию Захарии Копыстенского, сообщает, что митрополит Михаил пришел на Русь значительно раньше 988 г., а именно в 886 г. (Голубинский E. Е. История Русской церкви. M., 2002. Τ. 1. С. 280). Несмотря на высказанные предположения, в списке сохранены традиционные даты митрополита Михаила. Не исключено, что он пришел на Русь позже самого события крещения киевлян, а потому летописи не упоминают о нём. В любом случае, должно считать Свт. Михаила первым русским митрополитом. «...Первый митрополит Киевский св. Михаил был ученик 95 Патриарха антиохийского Иоанна...» (Полиевкт, архим. Сведения о российской православной иерархии. Полтава, 1868. С. 16, прим. 31 (ссылка на: Антиохийская Церковь . СПб., 1850. С. 12)). Память – 30.09. 1015 По Никоновской лет. – 992 г. (ПСРЛ. Т. 9. С. 64) По Софийской 1-й лет. старш. изв. и Типографской лет. – 991 г. (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 105). «...При м. Леонтии явился в России первый еретик, Скопец монах Адриан, укорявший Церковь и все Ее уставы и все священство ... Адриан пришел с востока, зараженной ересью Павликиан, в X веке умножившихся в Болгарии и Славонии, которые заимствовали ересь Манихейскую, принимали одно духовное исповедание веры безо всяких внешних обрядов...» Он скончался, примирившись с Церковью (Полиевкт, архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особенную силу имел владыка – архиепископ в Великом Новгороде. Но, верные духу учения Христова и преданиям Православной Греческой Церкви, наши иерархи не домогались светской власти, а старались пользоваться своим влиянием и значением ко благу Церкви и народа. Они старались о том, чтобы утвердить порядок гражданский на незыблемых основах христианского учения, и заботились о христианском просвещении народа. Вообще отношения архипастырей к князьям были отношениями духовных отцов к детям. Особенно благотворно было их влияние в бедственные времена княжеских междоусобий. Митрополиты или сами старались прекратить споры князей, или для этого посылали к князьям епископов. Среди удельных междоусобий и разделений наша иерархия оставалась единой, нераздельной и через это единство много содействовала объединению страны русской.    Наиболее замечательными митрополитами до времени монгольского ига были святой Михаил и святой Иларион.    Святой Михаил, первый наш митрополит (988—992), отличался апостольской ревностью в распространении христианской веры, для чего сам предпринимал путешествия в Новгород и Ростов и заботился о заведении училищ. По совету его святой Владимир стал заводить училища в Киеве и других городах и брал туда детей лучших граждан, невзирая на то, что матери плакали по ним, как по мертвым. Святой Михаил призвал к себе учителей и наставлял их, как они должны обращаться с детьми, советуя действовать на них не гневом и наказаниями, а лаской и любовью.    Святой Иларион, первый митрополит из русских (1055—1051), до поставления в митрополита был старшим священником (пресвитером-старейшиной) при церкви святых Апостолов в селе Берестове, близ Киева, где был летний дворец великого князя Ярослава, и отличался просвещением и благочестием. Еще в сане священника он написал Слово о законе и благодати вместе с похвалой кагану (князю) Владимиру и молитвой к Богу от лица всей Земли русской. Не ограничиваясь обыкновенным исполнением своих обязанностей, он налагал на себя особенные подвиги.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

Со времени утверждения христианства в России, Русская Церковь является митрополиею, состоящею в зависимости от Константинопольского патриарха. Зависимость состояла в том, что Константинопольский патриарх обыкновенно избирал, посвящал и присылал к нам митрополитов, и это продолжалось до половины XV века, когда греки порабощены были турками. Но избрав и посвятив достойного митрополита, патриарх предоставлял ему управлять делами Церкви независимо от Константинопольского престола, так что определения митрополита или собора русских епископов не посылались па утверждение патриарху; патриарх предоставлял митрополиту Русской Церкви даже больше прав, чем экзархам Греции, и потому присылал ему грамоты не за восковою, а за свинцовою печатью, – это – честь, которой удостаивались только царственные лица и патриархи. Но в важных обстоятельствах митрополит Русский всегда сносился с патриархом Константинопольским и сам, в свою очередь, являлся иногда на Константинопольские соборы. Суд над митрополитом принадлежал патриарху и его собору. Митрополит обыкновенно посвящал епископов и пользовался правом суда над ними; но, в свою очередь, и сам он в случаях важных ничего не решал один без собора епископов. Князь обыкновенно называл митрополита отцом своим, a митрополит князя – сыном. Митрополит никогда не вступался в дела гражданские сам по себе и никогда не выдавал себя за судью князей; но сами князья при взаимных распрях нередко передавали дела свои на рассуждение митрополиту и выслушивали его, как дети отца. В бедственные времена междоусобий митрополиты или сами старались прекращать кровопролитные распри князей, или с этой целью отправляли епископов на место раздора. В период татарского порабощения пастыри Церкви деятельно помогали князьям: они не раз свои и церковные имущества обращали па нужды страдавшего народа, не раз одушевляли князей и народ решимостью стоять крепко против врагов Церкви и отечества, не раз и сами они отправлялись в Орду ходатайствовать за Россию. Наиболее замечательными митрополитами до монгольского ига были св. Михаил и св. Иларион, во время монгольского ига св. Петр, Алексий, Иона и после свержения татарского ига св. Филипп. Свв. митрополиты: Михаил (988–992) и Иларион (1031–1055 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Далее летописец сообщает, что патриарх «Никола Хрисоферхъ» прислал к Владимиру проповедовать «Кирила Философа». Первым митрополитом, который пришел на Русь из Корсуня вместе с князем, назван Михаил. Под 989 г. упомянуто, что Владимир взял у патриарха Сергия епископов Иоакима Корсунянина, Феодора и Фому (об источнике этих сведений см.: Гл. 6. 1). Сергий действительно был современником св. Владимира, но патриархом был в 1001–1019 гг. Под 992 г. сказано, что после смерти Михаила по просьбе Владимира патриарх Евстафий (1019–1025) прислал ему митрополита Леона. Эти сведения были использованы в Южнорусском (по определению А. И. Соболевского) распространенном житии св. Владимира XVII в. (см.: Гл. 3.6). Настоящее имя патриарха, при котором крестился св. Владимир – Николай Хрисоверг, упоминается только в трех русских текстах XVI в. Сначала в «Похвале» князю Владимиру (названа так А. И. Соболевским) и «Поучении на память иже во святыхъ... князя Владимира», 516 где первым митрополитом назван Леон. «Поучение» было одним из источников жития св. Владимира из Степенной книги (см.: Гл. 3. 6). Агиограф постарался совместить обе точки зрения. Современниками князя названы сначала Фотий, приславший митрополита Михаила, а затем «Никола Охрисовергис», приславший Леонтия. 2. Исторический контекст крещения Руси св. Владимиром Реальные обстоятельства крещения Руси, судя по сохранившимся летописным и житийным текстам, игнорировал даже составитель Древнейшего свода. О тяжелой внутриполитической ситуации в Византии не говорит ни один летописец. Лишь слабый отголосок событий 987–989 гг. виден в вымышленных обстоятельствах Корсунского сватовства к сестре императоров. М. Д. Приселков, а затем А. Поппе подробно писали о том, что крещение Руси при Владимире было тесно связано с положением дел в Восточной Римской империи. 517 В чем же причина умолчания русских источников? В статьях 6494 (986) и 6495 (987) гг. «Повести временных лет» и предшествовавшего ей Начального свода (читается в Новгородской 1 летописи младшего извода) сохранились два не связанных друг с другом рассказа. Один говорил о проповеди мусульман, католиков, иудеев и греков, другой – об «испытании службы» этих народов по распоряжению самого князя. На последнем этапе формирования летописного текста под 6496 (988) г. была присоединена легенда о крещении Владимира в Корсуне после захвата города. Вопрос о составе и истории формирования комплекса летописных статей, посвященных крещению Руси, мы рассмотрим в следующем разделе. Как уже говорилось в Главе 1, на самом деле князь крестился в Киеве за два года до похода на Херсонес. Фрагменты первоначального рассказа об этом событии из Древнейшего свода 1030–40-х гг. сохранились и в переделанном позднее летописном тексте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010