Викарная кафедра: Йокогамская. (30.03.1880)/24.03.1906 03.02.1912 29.05.1912 22.08(04.09)1940 21.03(03.04)1946 03(16)09.1967 23.09(07.10)1967 27.11(10.12)1967 28.03(10.04)1970 Николай III Саяма 28.03(10.04)1970 06(19)03.1972 24.04(07.05)1999 25.04(08.05)1999 19.02(03.03)2000 19.02(03.03)2000 04. 2000 23..04(06.05)2000 31.04(13.05)2000 01(14)05.2000 Даниил Нуширо (Нусиро) Яранская Основана в 1919 г. Именование – по г. Яранск (Вятская губерния). Вятское (Кировское) викариатство. Упразднена в 1937 г. 02(15)03.1920 Евсевий Рождественский 12(25)12.1921 Василий Дохтуров 19.02(03.03)1928 Иннокентий Поспелов 04(17)10.1928 13(26)03.1929 13(26)03.1929 25.02(09.03)1932 Серафим Афанасьев 25.03(07.04)1932 19.12.1933(01.01.1934) 14(27)06.1934 07(20)02.1936 03(16)04.1936 30.08(12.09)1937 Яранская, обн. Основана в 1922 г. Именование – по г. Яранск (Вятская губерния). Вятское викариатство. Упразднена в 1925 г. (?) 1922 05(18)07.1924 Сергий Корнеев 15(28)08.1924 25.02(10.03)1925 Василий Бехтерев 31.01(13.02)1925 Ярославская Основана (или возобновлена ?) в 991/992 г. в г. Ростов-Великий. Одна из старых работ по истории Ростовской (Ярославской) епархии излагает полулегендарную версию начала одной из древнейших русских архиерейских кафедр: «...После Новгорода святитель Михаил посетил в 991 г с христианской проповедью область Ростовскую, сопровождаемый четырьмя епископами, а также родственником (князя. – Сост.) Владимира Добрынею и священником Анастасием. Ревностные благовестники крестили здесь множество людей, воздвигли многие храмы, рукоположили пресвитеров и диаконов и устроили клир. В 992 г. в Ростов поставлен был и особый епископ, с этого времени возникла здесь епархия, в которую вошла вся область Ростовская. ... В 1054 г управлению (Ростовских иерархов. – Сост.)... подчинены были нынешние губернии Московская, Владимирская, Ярославская, Костромская, Тверская, Нижегородская, Тульская и Калужская, – и многие местности нынешних северных губерний: область Белозерская, Вологда, Устюг Великий, Пермь и т. д.» (Иерархи Ростово-Ярославской паствы. Ярославль, 1864. С. 72). Опорой для написания автору послужил следующий текст Никоновской лет.: «Въ лто 991. Иде Михаилъ митрополить по Русской земле и до Ростова, съ четырма епископы Фота патриарха, и з Добрынею и со Анастасом И учаше митрополить всхъ съ епископы вровати въ единого Бога въ Троиц славимаго, и научи и наказа богоразумию и благочестию многихъ, и крести безъ числа людей, и церкви воздвиже, и презвитеры и постави. Въ лто 992. Того же лта постави Леонть, митрополит Киевский и всея Руси, вь Ростовъ постави епископа Феодора» (ПСРЛ. Т. 9. С. 64). По Воскресенской лет. год поставления епископа Феодора – 991 (ПСРЛ. Т. 7. С. 313).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исследования свои о. Диев заканчивает 1722 г., годом хиротонии Иродиона Жураковского, так как в дальнейших розысканиях о времени бытия и хиротонии остальных черниговских епископов не представлялось и нужды, ибо относительно этих последних имеются уже печатные данные. А. Титов Ростов – Яросл. 1891 г. октября 20. В обоих изданиях Истории росс. иерархии время основания Черниговской епархии отнесено к 992 году, при Владимире I, просветителе России и митрополите Леонтии, но этого допустить утвердительно невозможно: 1, до Ярослава I, на Руси не было епархиального священноначалия, а оно, по сказанию преп. Нестора, началось с митрополита всея России Феопемита; 2, при св. Владимире, просветителе России, были митрополиты и епископы, но они по летописям усматриваются в отношении не иерархическом, а апостолическом, то есть на деле распространения веры христианской, а не при управлении иерархическом, как это подробно изложено в поверке моей иерархического каталога митрополитов всея России, представленной в Святейший Правительствующий Синод в январе 1843 г. В таком смысле должен быть рассматриваем и первый черниговский епископ. Неофит I О сем иерархе не упоминается ни в одной летописи, кроме Никонова списка (I, 105), где под летом 992 сказано: «Того лета взя Владимир у патриарха Фотия митрополита Киеву Леонта и того же лета постави Леон митрополит Чернигову епископа Неофита, а в Ростове Феодора, в Володимире Стефана, в Белграде Никиту и по иным многим градам епископы». Что список Никонов, богатый любовью переиначивать светлые места древних летописей и здесь по-своему переменил их сказание, – поместим в списке об этом из другой, как-то из Воскресенской летописи, где оно значится так: «В лето 6499 крестився Володимир взя у Фотия [патриарха митрополита Киеву Леона, а Ростову Феодора Гречина и по иным градом епископы и попы, иже крестити всю Русску землю». Следовательно, не 992, а 991 года, и слова: «иным многим градом» переиначены сверх меры. Вероятно, основываясь на выражении Никонова списка: «постави Чернигову Неофита», История росс.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

Предуготовляя его, Владимир Святославич принял Крещение. Если дата Крещения выбиралась согласно К-польскому евхологию (что в случае «политического» Крещения не выглядит, впрочем, обязательным), то оно имело место скорее всего на праздник Крещения Господня 6 янв. 988 г. (Поппе), т. е. еще в 6495 мартовском году; др. возможности - на Пасху (8 апр.) или на Троицу (27 мая) 988 г. (М. Арранц), уже в следующем, 6496, году - следует, видимо, отвергнуть как вступающие в противоречие с относительной хронологией Иакова Мниха. По свидетельству Степаноса Таронеци (С. 142, 175), сбивчивого в деталях, но достоверного в своей основе, в визант. посольство входил бежавший от Фоки Варды митр. Севастии (в пров. Армения Вторая) Феофилакт, который и мог крестить киевского князя. Древнерус. источники единодушно утверждают, что в Крещении Владимир Святославич был наречен Василием - несомненно, в связи с тем, что его заочным крестным отцом считался имп. Василий II (такова была обычная практика визант. «политических» Крещений). Летом 988 г. Владимир Святославич отправил в Византию рус. войско и у днепровских порогов (место, наиболее подверженное нападениям степняков) дожидался царевны Анны (летом-осенью 988 (6496) г., т. е., действительно, «на другое лето по Крещении»). Однако Анна не прибыла, а возможно, если полагаться на Степаноса Таронеци (к-рый, однако, путает Русь с Болгарией), греки пытались даже подменить невесту. Разгневанный Владимир Святославич осенью выступил к Корсуни, который после продолжительной осады захватил между апр. и июлем 989 (6497) г. («на третье лето» после Крещения по древнерус. счету). Василий II вынужден был выполнить свое обязательство, багрянородная царевна прибыла в Херсонес, где и произошло ее бракосочетание с Владимиром Святославичем, по всей вероятности, еще в том же 989 г. Осенью 989 или весной 990 г. Владимир Святославич вернулся в Киев. Восстанавливаемая т. о. хронология совпадает с хронологией Иакова Мниха, если исходить из его известия, что Владимир Святославич крестился «в 10-е лето по убиеньи брата своего»: 978/79 (6486) + 9=987/88 (6475).

http://pravoslavie.ru/38465.html

Иаков не пишет, что Владимир скончался «въ 28-е л то по крещении». Он предваряет перечень событий, совершившихся на «другое... третье... четвертое... л то» после крещения, сообщением о том, что князь «поживе... 28 л тъ». Это определение принципиально отличается от всех хронологических привязок в «Памяти и похвале» и, следовательно, принадлежит самому Иакову, а не его источнику. Он посчитал от кончины князя 15 июля 1015 г. до даты крещения полных 28 лет, имея в виду 6495 (987) г., вероятнее всего – сентябрьский. 182 А. Поппе предлагает считать стиль «Памяти и похвалы» мартовским и датирует крещение Владимира 1 января (память св. Василия Кесарийского ) 6495 (988) г., а киевлян – летом следующего 6496 (988) г. Так же полагает и В. Водоф, считая, что это произошло на Троицу 27 мая. 183 К этому вопросу мы вернемся в Главе 4. Поход к порогам на следующий год после крещения (в 988 г.) А. Поппе считает торжественной встречей багрянородной невесты. 184 Высказывалось предположение, что Владимир сопровождал войско, которое отправлял на помощь Василию против восставшего Варды Фоки. А. Поппе справедливо возражает, что 6 000 воинов не нуждались в защите Владимира. Это действительно так, зато близлежащие города и села нуждались в том, чтобы их защитили от этого войска, а сделать это мог только сам князь. Поход на Корсунь и свадьба Владимира. Корсунь Владимир взял в 989 г. Как показывают многолетние археологические исследования, город не был разрушен или сожжен. Нет свидетельств о прекращении деловой активности. 185 Согласно Иакову, тогда же совершилось бракосочетание с Анной, сестрой византийских императоров Василия и Константина. В «Памяти и похвале» Владимир посылает к ним, «прося у нихъ сестры оженити ся, дабы ся болма на христианский законъ наставилъ». Как прямо сказано у современника событий Яхъи Антиохийского, а также у византийского хрониста Иоанна Скилицы (его «Хроника» доведена до 1057 г.), руку царевны Владимир получил за военную помощь, оказанную Василию и Константину в борьбе с мятежными военачальниками 186 (подробнее см.: Гл. 3.3). Византийские источники молчат о крещении Руси, Яхъя же считал его условием брака. А. Поппе полагает, что брак был заключен в Киеве после крещения Владимира, но до взятия Херсонеса – летом 988 г. 187 Представляется, что в Корсуне все же должно было произойти значительное событие, оставившее по себе долгую память. Именно оно дало толчок к возникновению предания о крещении Владимира в Корсуне. Таким событием могло быть только бракосочетание с багрянородной невестой. 188 Основание Десятинной церкви Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Рогожском летописце (Летописце Рогожском) князь Станислав также упоминается в списке сыновей святого князя Владимира, после великого события Крещения в 988 году: «...И повеле князь церкви ставить. И поставили в Киеве митрополита Михаила, а по другим городам епископов и попов. И была радость великая на Руси. Было же у Владимира 12 сынов: Вышеслав, Изяслав, Святополк, Ярослав, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис, Глеб, Станислав , Василько, Судислав». В примечании к переводу этой части Рогожского летописца Исаков В.З., автор вступительной статьи, переводов и примечаний к «Тверским летописям», отмечает: «Станислав- достоверных сведений о некоторых из сыновей Владимира I нет. «Новейшие летописцы, - пишет Карамзин, - не хотев обделить и трех меньших сыновей Владимироавых, дают Станиславу Смоленск, Позвизду Луцк, Судиславу Псков». (8) Новгородская первая летопись младшего извода (Комиссионный список) сообщает, что в 988 году «Володимер же просвещен сам и сынов его с ним 12», среди которых указан и Станислав «десятои». После принятия крещения князь Владимир «...поставиша в Киеве митрополита, а Новуграду архиепископа, а по иным градом епископы и попы и диаконы; и бысть радость всюду». Во втором приложении к Новгородским летописям, составители приводят «Статьи, находящиеся в рукописи Археографической комиссии перед Комиссионным списком Новгородской первой летописи». В них помещено Родословие Великих Князей Русских: «Сынове Володимеровы: Вышеслав, Станислав , Ярослав...». (9) В сборнике «Смоленский край в памятниках и источниках (с древнейших времен до второй половины XIX в.)», изданном в 1949 году в Смоленске, авторы Андреев Н.В. и Маковский Д.П., приводят фрагмент текста якобы из Лаврентьевской летописи: «Володимер раздели землю свою сыном своим, и посади Станислава Святославля брата в Смоленсце ». Но в современном переиздании Летописи по списку Лаврентия (Лаврентьевской летописи), такого фрагмента о 988 годе нет: «И посади (Владимир) Вышеслава в Новегороде, а Изяслава Полотьске...» и т.д. Упоминания о Станиславе, кроме указания его в списке имен сыновей великого князя Владимира не приводятся. Похоже, Андреев и Маковский составили этот текст из двух фрагментов, взятых в Тверской летописи: «988. Об удельных князех. Потом же Владимер раздели землю сыном своим , и посажа их по градом, по княжением: Вышеслава, иже от Чехини, сего, яко старейшаго, посади в Новогороде, ... Станислава, Святославля брата, в Смоленске ». (10)

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

традиции взятия Корсуни с прибытием Анны. Приведенные данные не позволяют безусловно предпочесть к.-л. из 2 древнерус. версий Крещения В. С.- «корсунскую» или Иакова Мниха, но последняя выглядит в их свете, как и в свете всей суммы древнерус. источников, все же более вероятной. Титмар Мерзебургский также относит «великие насилия», к-рые В. С. «чинил над слабыми данайцами» (т. е. греками - Thietm. VII 72. Р. 486; Назаренко. Немецкие латинояз. источники. С. 135, 140), уже ко времени после Крещения князя. В результате ход событий реконструируется следующим образом. Видимо, уже в 987 г. Василий II начал переговоры с В. С. о военном союзе, причем был вынужден принять требование киевского князя о союзе династическом. Предуготовляя его, В. С. принял Крещение. Если дата Крещения выбиралась согласно К-польскому евхологию (что в случае «политического» Крещения не выглядит, впрочем, обязательным), то оно имело место скорее всего на праздник Крещения Господня 6 янв. 988 г. (Поппе), т. е. еще в 6495 мартовском году; др. возможности - на Пасху (8 апр.) или на Троицу (27 мая) 988 г. (М. Арранц) уже в следующем, 6496, году- следует, видимо, отвергнуть как вступающие в противоречие с относительной хронологией Иакова Мниха. По свидетельству Степаноса Таронеци (С. 142, 175), сбивчивого в деталях, но достоверного в своей основе, в визант. посольство входил бежавший от Фоки Варды митр. Севастии (в пров. Армения Вторая) Феофилакт, к-рый и мог крестить киевского князя. Древнерус. источники единодушно утверждают, что в Крещении В. С. был наречен Василием - несомненно, в связи с тем, что его заочным крестным отцом считался имп. Василий II (такова была обычная практика визант. «политических» Крещений). Летом 988 г. В. С. отправил в Византию рус. войско и у днепровских порогов (место, наиболее подверженное нападениям степняков) дожидался царевны Анны (летом-осенью 988 (6496), т. е., действительно, «на другое лето по Крещении»). Однако Анна не прибыла, а возможно, если полагаться на Степаноса Таронеци (к-рый, однако, путает Русь с Болгарией), греки пытались даже подменить невесту. Разгневанный В. С. осенью выступил к Корсуни, к-рую после продолжительной осады захватил между апр. и июлем 989 (6497) г. («на третье лето» после Крещения по древнерус. счету). Василий II вынужден был выполнить свое обязательство, багрянородная царевна прибыла в Херсонес, где и произошло ее бракосочетание с В. С., по всей вероятности еще в том же 989 г. Осенью 989 или весной 990 г. В. С. вернулся в Киев.

http://pravenc.ru/text/159104.html

Ростислав негодовал, но смягченный ласками Императора и Патриарха, принял Иоанна, с тем однако, чтобы впредь без согласия В. Князя не присылали в Россию Митрополита из Греции 306 . В таком отношении к патриарху и оставалось избрание митрополита до нашествия монголов. § 35. Б) Отношение посвященного Митрополита к Патриарху Хотя пр. Нестор не говорит, когда и для кого в первый раз по введении веры в Россию назначены кафедры епископские, но он говорит о священниках, которые, конечно, не сами собой являлись в ризах иерейских. Он же говорит о времени Владимира: «и реша Епископы Владимиру». Последнее сказано о времени Леонтия, второго Митрополита (992–1008). То же самое о времени Владимира говорил еще прежде Нестора Митрополит Илларион: «Ты часто, – говорит он св. Владимиру, – собираясь с новыми отцами нашими Епископами, с великим смирением советовался с ними, как установить закон сей (церковный) среди людей, недавно познавших Господа» 309 . Пусть для времени первого Святителя киевского довольно было избрать и поставить священников, способных учить вере проповедью и богослужением. Но во время М. Льва необходимо было поставить Епископов как для успехов веры и охранения благочиния, так и для восполнения повременно оскудевавшего числа иереев, особенно в отдаленных пределах России. Такое определение времени первых епископий России согласно и с теми немногими показаниями Летописей, какие сохранились до нашего времени. Несомненно, что в 992 году в Новгороде был первым епископом Иоаким 310 , а в Ростове – Феодор 311 . Никонова Летопись и Степенная относят к тому же 992 г. назначение епископских кафедр в Чернигове, Белгороде и Владимире Вольшском. И этого нельзя не принять, ибо отдаленные от Киева Новгородский и Ростовский Епископы не могли часто собираться в Киеве для совещаний, о чем, однако, говорит М. Илларион 312 . В 1180 г. М-ту Иоанну предлагали вопрос: позволительно ли умножать число Епископов? И Митрополит отвечал, что «открывать новые кафедры особенно там, где велико народонаселение и много городов, дело любезное, но требует осмотрительности. Впрочем, когда это угодно первому стольнику (В. Князю) и когда желают того местные жители, то правила не запрещают» 313 . Вопрос и ответ показывают, что чувствовали нужду в увеличении числа епархий, но М-т Иоанн видел и препятствия. В Тмуторакани известна была кафедра ок. 1068 г. 314 Но скоро закрылась по случаю разорения Тмуторакани половцами. В Переяславле, Юрьеве на р. Роси и Турове на р. Случае существовали кафедры в 1072 г. 315 По памятникам начала 12 в. известны 10 епархий 316 . А в начале 13 в. – 14 епархий 317 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но, как государь земли и глава народа, великий князь мог отказать в митрополии лицу, оказавшемуся неполезным стране. § 20. Епископии и власть епископа Хотя пр. Нестор не говорит, когда и для кого в первый раз по введении веры в Россию назначены кафедры епископские: но говорит о священниках, которые, конечно, не сами собой являлись. Он же говорит о времени Владимира: и реша епископи Владимиру. Последнее сказано о времени Леонтия, второго митрополита (992–1008). То же самое о времени Владимира говорил еще прежде Нестора митрополит Иларион: «Ты часто, – говорит он св. Владимиру, – собираясь с новыми отцами нашими епископами, с великим смирением советовался с ними, как уставить закон сей (церковный) среди людей, недавно познавших Господа». Пусть для времени первого святителя киевского довольно было избрать и поставить священников, способных учить вере проповедью и богослужением. Но во время митрополита Льва необходимо было поставить епископов как для успехов веры и охранения благочиния, так для восполнения повременно оскудевавшего числа иереев, особенно в отдаленных пределах России. Такое определение времени первых епископий России согласно и с теми немногими показаниями летописей, какие сохранились до нашего времени… Несомненно, что в 992 г. в Новгороде был первым епископом Иоаким, а в Ростове – Феодор. Никонова летопись и Степенная книга относят к тому же 992 г. назначение епископских кафедр в Чернигове, Белгороде и Владимире Волынском. И этого нельзя не принять: ибо отдаленные от Киева новгородский и ростовский епископы не могли часто собираться в Киев для совещаний, о чем, однако, говорит митрополит Иларион в 1180 г. Митрополиту Иоанну предлагали вопрос: позволительно ли умножать число епископов? И митрополит отвечал, что «открывать новые кафедры, особенно там, где велико народонаселение и много городов, дело любезное, но требует осмотрительности. Впрочем, когда это угодно первому стольнику (вел. князю) и когда желают того же местные жители, то правила не запрещают». Вопрос и ответ показывают, что чувствовали нужду в увеличении числа епархий, но митрополит Иоанн видел и препятствия. В Тмутаракани известна была кафедра с 1068 г., но скоро закрылась по случаю разорения Тмутаракани половцами. В Переяславле, Юрьеве на р. Роси, и Турове на р. Случе существовали кафедры в 1072 г. По памятникам, в начале XII века известны 10 епархий, а в начале XIII – 14 епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Иногда именовалась Великобелгородской. 992 Стефан Кириней 353 В статьях, помещенных перед Никоновской лет. содержатся епархиальные списки. Список белгородских архиереев выглядит следующим образом: «1. Никита; 2. Лука; 3. Феодор; 4. Денисей; 5. Иван; 6. Кириней». (ПСРЛ. Т. 9. С. XXIII). Первым епископом здесь называется Никита. Определить, кто из двух тезоименитых епископов указан в списке Никоновской лет., невозможно. Отдать предпочтение кому-либо из них невозможно, поскольку список архиереев в летописи не полный. О первом епископе Никите в Никоновской лет. говорится: «Въ лто 992 Того же лта постави Леонтъ, митрополить и всея Руси ... въ Блградъ Никиту». (ПСРЛ. Т. 9. С. 65) (В год 992. В этот же год поставил Леонтий, митрополит Киевский и всея Руси, в Белград Никиту.) 354 Сведения, имеющиеся об этом епископе, довольно скудны. Он упоминается в Софийской первой лет. под 1072 г. как участник перенесения мощей Свв. Бориса и Глеба. (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 198). Причем эти сведения противоречат аналогичному известию из Никоновской лет. где в качестве участника перенесения мощей указан епископ Стефан, т. е. преемник Никиты. (ПСРЛ. Т. 9. С. 99). 355 Упоминается в ПВЛ в связи с рассказом об освящении храма в Киево-Печерской обители. «В лто 1089 священа бысть церкви Печеръскаа святъуя Бца манастъуря едосыева . митрополитомъ Лукою Блогородьскъумь епископомь Исаиемь Черниговьскъу епископомь при благородьнмь князи Всеволод державному Русьскъуя земля и чадома Володимера и Ростислава воеводьство держащю тъусяща Мневи игуменьство держащю (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 207–208). (В год 1089 освящена была церковь Святой Богородицы в Феодосиевом Печерском монастыре Митрополитом Иоанном, Белгородским епископом Лукой, Черниговским епископом Исаией, при благородном князе Всеволоде, правителе Русской земли и чадах его – Владимире и Ростиславе, при воеводе киевской тысячи Яне (Иоанне), при игумене Иоанне.) Упоминается, также, в Киево-Печерском патерике при повествовании об этих же событиях. См. также Сергий (Спасский) , архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. 3. M., 1997. С. 565. Память 23 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

св. Максимиан 431–434 гг. св. Прокл 434–447 гг. св. Флавиан 447–449 гг. св. Анатолий 449–458 гг. IV Вселенский Собор. св. Геннадий 358–471 гг. Акакий 471–489 гг. Франт 489–490 гг. Евфимий 490–496 гг. Македонии II 496–511 гг. Тимофей I 511–518 гг. Иоанн II Каппадокианин 518–520 гг. Епифаний 520–535 гг. Анфим I 535–536 гг. св. Мина 536–552 гг. св. Евтихий 552–565, 577–582 гг. V Вселенский Собор. Иоанн III Схоластик 565–577 гг. Кириак 595–606 гг. св. Фома I 607–610 гг. Сергий I 610–638 гг. Пирр 639–641, 654–655 гг. Павел II 641–654 гг. Петр 655–666 гг. Фома II 667–669 гг. св. Иоанн V 669–674 гг. Константин I 674–676 гг. св. Феодор I 676–678, 683–686 гг. св. Георгий I 678–683 гг. VI Вселенский Собор. Павел III 686–693 гг. св. Каллиник 693–705 гг. Кирр 705–712 гг. Иоанн VI 712–715 гг. св. Герман I 715–730 гг. Анастасий 730–753 гг. Константин II 754–766 гг. Никита I 767–780 гг. св. Павел IV 780–784 гг. св. Тарасий 784–806 гг. VII Вселенский Собор. св. Никифор I 806–815 гг. (+828) Феодот I Касситер 815–821 гг. Антоний I 821–832 гг. Иоанн VII 832–842 гг. св. Мефодий 842–846 гг. Торжество Православия. св. Игнатий 846–857, 867–877 гг. св. Фотий 857–867, 877–886 гг. I Крещение Руси. св. Стефан I 886–893 гг. св. Антоний II Кавлей 893–895 гг. Николай I 895–906, 911–925 гг. Евфимий 906–911гг. Стефан II 925–928 гг. св. Трифон 928–931 гг. Феофилакт 933–956 гг. св. Полиевкт 956–970 гг. Крещение св. княгини Ольги. Василий I Скамандрин 970–974 гг. Антоний III Студит 974–979 гг. Николай II Хрисоверг 983–996 гг. Крещение Руси (988 г.). Основание Русской Церкви, которая до 1448 г. входила в состав Константинопольского Патриархата. св. Михаил I 988–991 гг. Крещение Руси. Леонтий I 992–1007 гг. Иоанн I 1008–1035 гг. Феопемт 1035–1049 гг. Кирилл I 1050 г. св. Иларион 1051–1054 гг. Ефрем I 1055 г. Георгий II 1067–1077 гг. Иоанн II 1077–1089 гг. Иоанн III 1089–1091 гг. св. Ефрем II 1092–1097 гг. Николай 1097–1102 гг. Никифор I 1103–1121гг. Никита 1122–1126 гг. Михаил II 1129–1145 гг. Климент Смолятич 1147–1154 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010