В 1589 г., с учреждением Патриаршества, Москва стала стольным градом Патриарха, а Московская епархия составила Патриаршую Область. Именовалась: с 862 г. (?) – епархия России; с 882 г. (?) – митрополия Киевская и всея Руссии («Святейшая Митрополия России»); с 03.05.1461 – митрополия Московская и всея Руссии; с 1589 г. – Московский и всея России Патриархат. Викарная кафедра: Владимирское наместничество. В Киеве 862/863 (?) после 868 имена иерархов неизвестны Митрополиты Киевские и всея России Ок. 882? (или 09.988? 15.06.992) В Киеве, затем в Переяславе (?): 991/992 1007 (?) В Киеве (с 1037 г.): 1035 31.08.1089 06.12.1104 04.1121 08.03.1126 1127 (или 1131) 26.07.1147 1154 (1156) Климент Смолятич, паки 1155/1156 03.1159 08.1160 1161/1162 12.05.1166 19.08.1220 1224(06.01.1225) 12.1240(?) 1241(1242?) 27.11.1281 18.04.1299 Во Владимире-на-Клязьме (с 1299 г.) 18.04.1299 06.12.1305 06.12.1305 1308(1309) Св. Петр Волынянин В Москве 1321 21.12.1326 21.12.1326 11.03.1353 11.03.1353 30.06.1354 30.06.1354 12.02.1378 02.1378 03.05.1380 10.1382 10.1382 (1389) Пимен Грек, паки 15.10.1385 06.03.1390 16.09.1406 Св. Киприан Сербианин Цамблак, паки 01.09.1408 02.07.1431 07.1431 02.04.1437 09.04.1441 04.1441 15.12.1448 в/у св. Иона Одноушев, паки 15.12.1448 31.03.1461 Митрополиты Московские и всея России 09.05.1461 13.09.1464 11.11.1464 05.04.1473 04.06.1473 29.06.1473 в/у св. Геронтий 29.06.1473 28.05.1489 28.05.1489 26.09.1490 26.09.1490 17.05.1494 20.09.1495 30.04.1511 03.08.1511 18.12.1521 27.02.1522 02.02.1539 09.02.1539 03.01.1542 19.03.1542 30.12.1563 05.03.1564 16.05.1566 25.07.1566 04.11.1568 11.11.1568 08.02.1572 Кирилл 05.1572 01.1581 Антоний 02.1581 13.10.1586 11.12.1587 26.01.1589 Московский и всея России Патриархат Всероссийская Патриаршая кафедра учреждена по инициативе царя Феодора Иоанновича и трудами правителя боярина Бориса Федоровича Годунова Архиерейским Собором 1589 г. Всероссийская Патриаршая кафедра является пятой в порядке патриарших кафедр Вселенской Православной Церкви, что было определено на Соборе восточных православных патриархов 1593 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 . UOACAФ II хиротонисан в 1667 году, Декабря 29, из Архимандритов Троицко-Сергиевских. Скончался в 1672 году, Февраля 17, правительствовал 5 лет. 8 . ПИТИРИМ наречён Июля 6, а хиротонисан Июля же 7 числа 1672 года из Митрополитов Новгородских. Скончался в 1673 году, Марта 18, правительствовал 10 месяцев. 9 . ИОАКИМ Савелов хиротонисан в 1673 году, Июля 26, из Митрополитов Новгородских, скончался в 1690 году, Марта 17, правительствовал 15 лет и 4 месяца. 10 . АДРИАН, последний Патриарх, хиротонисан в 1690 году, Августа 24, из Казанских Митрополитов, скончался в 1700 году, Октября 15, правительствовал 10 лет 6 месяцев. Примечание. Все Патриархи (кроме Никона почивающего в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре) погребены в Московском Успенском соборе». СТЕФАН Яворский (Рязанский Митрополит) был Администратором, Блюстителем, Викарием и Экзархом Патриаршего престола, а после Святейшего Правительствующего Синода Президентом, с 1702 по 1722 год и в том же году, Ноября 27, скончался, правительствовал 20 лет. СВЯТЕЙШИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СИНОД от 1721 года. Глава II. О Митрополитах Всероссийских Всероссийскую Митрополию учредил в конце X века Великий Князь Всероссийский Bлaдuмup I Святославич Киевский: но в конце XVI столетия она прекратилась, по причине установления в России Патриаршества. – Назывались они А) Митрополиты Киевские и всея России, и жили в Киеве. 1 . MUXAUЛ I, Святой, Сирин, правительствовал с 988 по 992 год, преставился и погребён в Киеве. 2 . ЛEOHTUЙ I, Грек, хиротонисан в 992 году, скончался в 1008 году, правительствовал 16 лет. 3 . UOAHH I, по Киевскому Каталогу Иона, Грек, хиротонисан в 1008 году, скончался в 1035 году, правительствовал 27 лет. Георгий, Никифор – (сомнительные). 4 . ФЕОПЕМПТ, Грек, хиротонисан в 1035 году, скончался в 1047 году, правительствовал 12 лет. Кирилл (сомнительный) правил 3 года. 5 . ИЛАРИОН, Россиянин, хиротонисан в 1051 году из белых Священников Киевской Петра и Павла церкви, скончался в 1071 году, правительствовал 20 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Тогоже лета преставитися архиепискуп Новугородский Аким; бяше ученик его Ефрем, иже вы учаше». Кратко, ясно и определенно свидетельство летописца. Смысл его простой: в 1030 году прибыл из Юрьева великий князь Ярослав в Новгород и сделал распоряжение об открытии школы на 300 детей почетных граждан города. Что же значит это? Неужели до сих пор в Новгороде не было школы? Едва ли это вероятно. В Переяславской, весьма древней летописи, под 988 годом читаем следующее: Владимир, одновременно с основанием киевской школы, «по всем градом своего царства и по всем страном повеле дети отъимати у нарочитых людии и учити грамоте». Значит, набор учеников для школ был произведен кроме Киева и в других городах. И в последних появились учители и стали обучать детей грамоте. Кто же эти учители? Можно думать – духовные лица. В 992 году второй русский митрополит «устави митрополью», т.е. назначил в большие города епископов. Со штатом, хотя небольшим, отправляются епископы на свои кафедры. Что предстояло им тут? Первое и важнейшее дело, дело учения, просвещения паствы светом веры. А какое могущественное для этого средство в книжном учении! Удивительно ли, что им пользуются на первых же порах деятельности наши первые епископы? О ростовском святителе Леонтии, поставленном в 992 году, известно, что он, прибыв в Ростов, «виде люди состарившиеся в неверии, остави старые люди, младенцы же ко церкви призываше и сладостно кутиею кормяше их и благочестию учаше и крестяше их». Святитель сам учит детей при храме. Но вот город делается христианским. Является возможность поручить дело обучения священникам с причетниками. В Новгороде, быть может, еще при Владимире святом появились такие школы с преподавателями из духовных лиц. Немногому учили в них. Это были низшие учебные заведения, удовлетворявшие самым скромным запросам образования. Теперь по желанию великого князя Ярослава в Новгороде открывается учебное заведение наподобие киевского. Сам князь озабочен набором учеников. Являются и учители, из которых один нам известен и по имени, это – Ефрем, поставленный после Иоакима во епископы Новгороду.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАКИМ Корсунянин († 1030), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), 1-й еп. Новгородский. Судя по прозвищу, И. прибыл на Русь в числе др. «попов корсунских» вместе с равноап. кн. Владимиром (Василием) Святославичем после захвата последним Херсонеса (древнерус. Корсунь) в 988 или в 989 г. В 989 г. (дата условна; в нек-рых летописях указан 992) И. был поставлен епископом Новгородским, стал одним из крестителей Руси. По свидетельству НПЛ, в 989 г. он «прииде к Новуграду… и требища разруши, и Перуна посече, и повеле влещи в Волхово» (НПЛ. С. 159-160). По версии Никоновской летописи (20-е гг. XVI в.), новгородцы были крещены в 990 г. 1-м Киевским митр. св. Михаилом и епископами «Фотея патриарха», а также сподвижником св. кн. Владимира Анастасом Корсунянином и дядей князя Добрыней. В 992 г. И., поставленный на Новгородскую кафедру преемником свт. Михаила митр. Леоном , «прииде к Новугороду и достолная (оставшиеся.- Авт.) требища разори» (ПСРЛ. Т. 9. С. 64-65). Однако версия Никоновского свода должна быть признана недостоверной, в частности, потому, что свт. Фотий , К-польский патриарх, занимал кафедру во 2-й пол. IX в. В «Летописце новгородском церквам Божиим» XVII в. сообщается о 2 построенных И. в Новгороде в 989 г. храмах: деревянном 13-главом соборе Св. Софии и каменной ц. святых Иоакима и Анны (НовгорЛет. С. 173-174). В «Летописи Авраамки» кон. XV в. содержится известие о том, что И. одновременно со строительством Софийского собора в 998 г. «уряди себе монастырь Десятинный» (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 40). Древнейшее летописание (НПЛ, ПВЛ) таких сведений не приводит. В НПЛ говорится лишь о том, что деревянный собор Св. Софии, стоявший над Волховом в конце «Пискупле улицы», сгорел в 1045 или в 1049 г., но, когда он был возведен, не сообщается (НПЛ. С. 16, 181). Каменный собор Св. Софии, освященный в 1050 г., имел придел во имя святых Иоакима и Анны, известный с нач. XII в. (НПЛ. С. 473), однако, существовала ли до этого времени церковь с тем же посвящением, не сообщается. Десятинный в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь был основан, по всей видимости, не ранее XII в. Вероятно, отнесение Десятинного мон-ря к эпохе И. связано с возведением в то же время Десятинной ц. в Киеве и с Церковным уставом кн. Владимира, где говорится о десятине.

http://pravenc.ru/text/468869.html

Первосвятитель земли Русской (Митрополит Михаил: 988–†992) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 60, 2011 28 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 60, 2011 События более чем тысячелетней давности теряются в исторической дали. Дошедшая до наших дней база источников не позволяет в должной степени воссоздать картину прошлого, но стремление к этому вполне оправдано, так как это время начала христианства на Руси, устроения Русской Церкви, формирования русской культуры. Большое значение для изучения этого времени имеет деятельность Предстоятелей Русской Церкви. Список Митрополитов Русской Церкви домонгольского периода с краткой характеристикой их деятельности, составленный польским исследователем А. Поппэ, приводится в книге современного исследователя Я. Н. Щапова 1 , но он не является удовлетворительным, так как начинается с имени Митрополита Феофилакта (988–1018), в то время как русская церковная традиция называет первым Киевским Митрополитом святителя Михаила (988–†992; пам. 30 сент.) 2 . В древнейших летописях имя Митрополита Михаила не упоминается и это даёт учёным определённое основание для скепсиса. Но в таком случае правомочен вопрос: все ли Киевские Митрополиты упоминаются в древних летописях 3 ? Некоторые Первосвятители жили в то время, когда письменность на Руси уже сделала свои первые шаги, но в летописях они оказались упомянутыми только один раз: Митрополиты Иоанн III (1090–1091), Иосиф (1236–1240). Следует отметить, что вероятность выявления в обозримом будущем греческих, славянских или других источников, которые прольют необходимый свет на данный вопрос весьма маловероятна. Поэтому необходимо исходить из существующей источниковедческой базы. В некоторых списках Устава князя Владимира говорится, что Митрополит Михаил направлен на Русь Константинопольским Патриархом Фотием (877–886) 4 . В связи с этим, как предполагает греческий историк В. Фидас, “были две группы источников, повествовавших о принятии Русью христианства: в одной из них говорилось о князе Владимире, но не о Патриархе, пославшем на Русь епископа, а в другой (более древней) — только о Патриархе, впервые пославшем на Русь епископа (то есть о Фотии), но не о князьях, принявших этого епископа (то есть об Аскольде и Дире). Точных же сведений о времени жизни Патриарха Фотия у русских летописцев не было, что способствовало смешению источников обеих групп” 5 . Так произошла контаминация двух вариантов исторических источников.

http://pravmir.ru/pervosvyatitel-zemli-r...

Минеон, из 10 мучч. в Пергии Памф. при Диоклетиане. 1 авг. Минодора, Митродора и Нимфодора, мученицы Вифинские при Максимиане. 10 сент. Минсифей, из 10 мучч. в Пергии Памф. при Диоклетиане. 1 авг. Миракс, муч. (Египетский) от СарацИн.11 дек. Мирон пресв., муч. Кизический при Декии. 17 авг. Мирон, еписк. Критский, свяТит.после Декиева гонения. 8 авг. Миропия, мученица Хиосская при Декии. 2 дек. Мисаил, из трех отроков, с Даниилом прор. 17 дек. Митродора, мученица Вифинская при Максимиане, с Минодорой и Нимфодорой. 10 сент. Митрофан, первый патриарх Цареградский, ум. 325. 1 июня. Митрофан, еписк. Воронежский, ум. 1703. 23 ноября. Михаил Архистратиг. 8 ноября. Чудо в Хонех. 6 сент. Михаил, преп. Зовийский, и с ним 50 иноков, мучч. от Сарацин (780–790). 1 окт. Михаил, еписк. Синадский, исповедник, ум. ок. 820. 23 мая. Михаил черноризец, из обители св. Саввы, муч. 9 в. 23 мая. Михаил преп., сингелл 10 Цареградской патриархии, 9 в. 18 дек. Михаил Малеин, преп. 10 в. 12 июля. Михаил воин, болгарин, при греческом царе Михаиле. 22 ноября. Михаил, первый митрополит Киевский, ум. 992. 30 сент. Михаил, князь Муромский, ум. 1192, с Константином. 21 мая. Михаил Ярославич, князь Тверской, постр. в 1319 году. 22 ноября. Михаил, киязь Черниговский, и Феодор, его боярин, мучч. от Батыя в 1245 году. 20 сент. Перенесение мощей князя Михаила в Москву. 14 февр. Михаил юродивый, преп. Клопский, ум. 1452. 11 янв. Михей прор., из колена Ефремова. 5 янв. Михей прор., из колена Иудова. 14 авг. Миан, из Кандавалы, муч. при Максимиане, с Феодором и др. 4 сент. Модест, муч. Луканийский при Диоклетиане, с Витом отроком. 15 июня. Модест, архиепископ Иерусалимский, ум. ок. 633. 18 дек. Моико мученица, из 26 муч. Готфских, в 4 в. 26 марта. Моисей прор. и Боговидец, сконч. в 15 в. до Р. Хр. 4 сент. Моисей Мурин, преп. Египетский 4 в. 28 авг. Моисей, пустынник Сирийский 5 в.. ученик пр. Полихрония. 23 февр. Моисей, пустынник Сирийский, подвизавшийся близ Рамы, в 5 в. 23 февр. Моисей преп. и другой, из числа избиенных в Синае и Раифе ок. 304 года. 14 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Во главе вновь устроенной русской Церкви стоял в начале митрополит Михаил (ум. 992 г.). В Новгороде первым епископом был Иоаким Корсунянин. Несомненно, что уже во времена кн. Владимира были организованы и другие кафедры: в Чернигове и на западе России. Первосвятитель Руси, св. Михаил, по одному преданию был сирийцем или греком, по другим болгарином. Он прибыл в Киев вероятно еще до походов кн. Владимира и крестил его и киевлян. Св. Михаил проявил апостольское рвение о распространении Христовой веры, строил храмы по городам и селам, заботился об искоренении языческих суеверий, основал в Киеве первые школы и много трудился над просвещением вверенной ему паствы. Митрополит Михаил отличался большой кротостью и смирением и привлекал ко Христу любовью. Он много ездил по Киевскому государству, крестя повсюду население. Скончался он в 992 году и, по словам летописи, «мног плачь и рыдание во граде Киеве с его отшествием сотворися». Мощи его находятся в Киево-Печерской Лавре, куда они перенесены из Десятинной Церкви (память 30 сентября). Вторым великим святителем и помощником св. Владимира в деле просвещения русского народа был еп. Иоаким Новгородский, основавший в Новгороде училище и боровшийся с язычеством, которое на Севере было значительно сильнее, чем в Киевской Руси. Воеводы часто крестили в Новгородской земле силой. Кн. Владимир решил устроить свое государство на христианских началах. И в своей личной и семейной жизни, и в отношениях со своими подданными, он старался проводить христианский закон о любви. Он не только ввел в своем государстве милостивое законодательство и отменил смертную казнь, но в отношении помощи бедным, больным и старым организовал общественную поддержку и обеспечение, которые не существовали ни в одном христианском государстве того времени. Всем больным и старикам выдавалась одежда и питание. Если они не могли прийти за ней на княжеский двор, она им развозилась ежедневно по домам. Из своей казны кн. Владимир раздавал широко деньги нуждающимся. Организованная помощь не была ограничена Киевом, но постепенно стала охватывать все государство.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Приведем лишь несколько примеров тех областей жизни, которыми мы обязаны святому Крестителю Руси: ПОЯВИЛИСЬ НОВЫЕ ГОРОДА При святом князе Владимире территория Руси увеличилась с 0,8 до 1 млн. кв. км, началось масштабное каменное строительство, были заложены города Владимир Волынский (упом. 988 г.); Владимир-на-Клязьме (990 г.), Белгород (991 г.), Переяславль (992 г.), Суздаль (упом. 999 г.), Васильков (988 г.), Брянск (985 г.), Ярославль (1010 г.) и многие другие. На южных рубежах Древней Руси начали сооружать укрепления для защиты от набегов кочевников. Была организована сторожевая служба с привлечением лучших воинов со всей Руси.  Эти события легли в основу сказаний о богатырях - защитниках родной земли. Князь Владимир - персонаж русского былинного эпоса. В народной памяти запечатлелись щедрая благотворительность князя, его забота о своей дружине, о беднейшем населении Руси, за что в былинах стали называть его " Владимир Красно Солнышко " .  Князь Владимир вёл активную внешнюю политику: за время правления им было заключено множество договоров с правителями разных стран. Это были: Василий II (император Византии), Стефан I (король Behrpuu), БoлecлabI Храбрый (король Noльшu), Бoлecлab II (король Чexuu), Cuльbecmp II (Папа Римский). НАЧАЛОСЬ СТРОИТЕЛЬСТВО ПЕРВЫХ ХРАМОВ Святого князя Владимира почитают во всем мире - распространены его иконы, в его честь освящаются храмы, люди поклоняются его святым мощам…  Собор Святого Равноапостольного князя Владимира в Севастополе - место захоронения русских адмиралов и морских офицеров, построен по проекту архитекторов Константина Тона, Алексея Авдеева. В стены северного и южного фасада вмонтированы четыре мемориальные плиты с именами погребенных адмиралов - командующего Черноморским флотом М. П. Лазарева, по ходатайству которого был заложен храм; погибших на бастионах Севастополя в годы Крымской войны В. А. Корнилова, В. И. Истомина, П. С. Нахимова… Собор в честь Святого равноапостольного князя Владимира в Киеве построен в 1862-1892 гг. по проектам архитекторов Павла Спарро, Ивана Штрома, Рудольфа Бернгарда, Владимира Николаева. В 1988 г. в храме прошли торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

в след. прим.). 981 ПСРЛ. Т.1. Стб. 13–16 (с выдержками из Хроники Георгия Амартола о древних язычниках, нравы которых рисуются столь же амбивалентными). 988 См. последний комментарий (с англ, переводом): Mango С. The Homilies of Photius (прим. 48). P. 74–110. 990 Он упоминается в описании похода князя Олега на Константинополь, неизвестного византийским источникам: ПСРЛ. Т.1. Стб. 30 (под 907 г.); о почитании св. Димитрия см.: Lemerle Р. Les plus anciens recueils de S. Demetrius et la penetration des Slaves dans les Balkans. Paris, 1979–1981. T.l–2. 991 ПСРЛ. T.l. Стб. 32–37 (под 912 г.), 46–53 (под 945 г.), 72 и сл. (под 971 г.). См. выше, прим. 70 и сл. 992 Там же. Стб.32 (под 907 г.). После 988 г. чин крестоцелования постоянно упоминается в Повести временных лет: Стб.52 (под 945 г.), 162 (под 1059 г.), 167 (под 1067 г.), 245 (под 1096 г.), 257, 265, 270 (под 1097 г.) и особ. 172 и сл. (под 1068 г.). 994 Там же. Стб.48 и сл. (под 945 г.). О местоположении этой церкви см.: Janin R. (прим. 630). Р.256 f. (со ссылкой на Антония Новгородского); idem, (прим. 631). Р.314 (цитируемый текст происходит из договора не 911 г., а 944 г.). (См.также: Pargoire J. Le St. Mamas de Constantinople//Изв. Русск. Археологич. ин-та в Константинополе. 1904. Т. 9. Р. 261–316; idem. St. Mamas, le quartier russe de Constantinople//EchOr. 1908. T.ll. P. 203–210; Литаврин Г.Г. О юридическом статусе древних русов в Византии X столетия (Предварительные замечания)//ВО. 1991. С.60–82; он же. Условия пребывания (прим. 70).) 998 ПСРЛ. Т.1. Стб.68 и сл. (под 969 г.). См. выше, в разделе III, 2, о Памяти и похвале Иакова Мниха. 1000 Предвозвещает их богопротивное зачатие Святополка, ставшего убийцей своих братьев Бориса и Глеба. 1001 ПСРЛ. Т.1. Стб.82 и сл. (под 983 г.). Проложный текст мучения варягов-христиан (их имена в позднейшей традиции – Феодор и Иоанн) издан С. Бугославским: Отчет о занятиях в библиотеках С.-Петербурга//Унив. Изв. 1913. Октябрь. С. 31; Pontsko B.G. Les Martyrs varègues de Kiev//AnBoll.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из данного текста получается, что новый киевский храм был возведен греческими мастерами, приглашенными князем Владимиром, и сделали они это за один 989 год. Однако далее из летописного текста выясняется, что только в 996 году, вернувшись из похода на печенегов, князь увидел новую прекрасную церковь . По случаю ее завершения был устроен большой праздник. Значит, храм строили без князя. В Ипатьевской летописи начало возведения киевского храма отнесено к 991 году, а завершение – к тому же 996 году. В Никоновской летописи Десятинную церковь начали строить только в 993 году, а до этого в 992 году якобы был заложен собор во Владимире на Клязьме. Последнее известие представляется совершенно фантастическим, поскольку в это время данного города, скорее всего, еще не существовало. К тому же трудно предположить, что Владимир первой начал строить церковь на окраине государства, в глухой местности, а потом уж в своей киевской резиденции. Из летописей можно узнать, что в 988 году и позднее князь Владимир занимался возведением городов-крепостей на южной границе своего государства: на Десне, Трубеже, Остре, Суле, Стугне. После этого он переселил туда словен, кривичей, вятичей и представителей других племен, чтобы с их помощью организовать заслон от нападения печенегов. Естественно, что это дело было очень сложным и требовало не нескольких месяцев в конце 988 года, а нескольких лет. В этих условиях Владимиру, конечно, некогда было следить за строительством храма в Киеве. Поэтому напрашивается вывод, что этим все же занималась Анна Романовна. Посвящение киевского собора Богородице указывает на то, что инициатором его возведения была женщина, хорошо знакомая с аналогичными постройками в Византии. Дело в том, что главный придворный храм византийских императоров был посвящен Богородице, а Десятинная церковь по своей сути также являлась придворной. Некоторые знатоки истории архитектуры даже высказали мнение о том, что киевский храм строился по образцу Фаросской церкви при Большом императорском дворце в Константинополе. К сожалению, ни Фаросская, ни Десятинная церковь до нас не дошли.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010