Вместе с тем в памятниках летописания, таких как Воскресенская летопись (ПСРЛ. Т. 7. С. 313) и Новгородский свод 1539 г. (ПСРЛ. Т. 43. С. 44), воспроизводилась запись Новгородско-Софийской группы памятников летописания XV в. Версия Никоновской летописи была в 50-60-х гг. XVI в. воспроизведена в официальном памятнике летописания - «Книге степенной» царского родословия, а также в тексте «Устава Владимира», включенном в «Стоглав» (ДРКУ. С. 54). По-видимому, с этого времени такой взгляд на раннюю историю Киевской митрополии стал общепринятым и укрепился в церковной традиции. Мон. Афанасий Кальнофойский , описывая мощи М. в Ближних пещерах Киево-Печерского мон-ря, называл его святым крестителем Руси ( Афанасий Кальнофойский. Тератургима. К., 1638. С. 15), так же он назван и в издании Киево-Печерского Патерика 1661 г. и в историческом сочинении киево-печерского архим. Иннокентия (Гизеля) «Киевский Синопсис, или Краткое собрание от различных летописцов о начале Славенороссийского Народа и первоначальных Князех Богоспасаемого града Киева» (К., 1674), хотя архим. Иннокентий в главах, где упоминалось имя М., ссылался на устное народное предание ( Иннокентий (Гизель). 1823. С. 54). Историчность личности М. долгое время не вызывала сомнений у ученых, хотя не было единого мнения о времени его жизни. Приверженцев церковной традиции возглавлял митр. Киевский Евгений (Болховитинов) . В 1839 г. предпринял попытку подтвердить первенство М. на Киевской кафедре студент Киевской Духовной Академии, иером. Евсевий (Ильинский; впосл. архиепископ Тверской и Кашинский) ( Евсевий (Ильинский). 1839). Этой же точки зрения придерживались: митрополиты Платон (Левшин) , Филарет (Гумилевский) , историк С. М. Соловьёв . Митр. Макарий (Булгаков) полагал, что М. как 1-й митрополит Киевский занимал кафедру с 988 по 992 г., а свт. Леон(тий) был 2-м митрополитом Киевским с 992 до 1003 г. В наст. время наиболее последовательно мнение о М. как 1-м митрополите Киевском отстаивает архим. Макарий (Веретенников) .

http://pravenc.ru/text/2563462.html

На период 988-1013 годов приходится служение трех иерархов Русской Церкви. Святитель Михаил, первый митрополит Киевский и всея Руси, по Иоакимовской летописи, был родом из Сирии. В 988 году его прислал в Корсунь патриарх Константинопольский Николай Хрисоверг. После крещения великого князя Владимира вместе с ним прибыл в Киев. Из Несторовой летописи известно, что «святитель Михаил был мудр и тих, хотя и строг, где подобало; насадил христианскую веру в России и устроил первые училища». Скончался 30 сентября 992 года и погребен в Киеве в Десятинном храме Пресвятой Богородицы. Затем его мощи перенесены в Антониевы пещеры, и позже в соборный Успенский храм Киево-Печерской лавры (+ 992; память 30 сентября/13 октября). Вторым митрополитом Киевским стал Леонтий - грек по происхождению. Он вероятно так же прислан патриархом Николаем, и управлял с 991 года по 1007 (1008) год. При нем великий князь Владимир перенес мощи святой равноапостольной великой княгини Ольги (+ 969; память 11/24 июля) в Десятинный храм. Скончался митрополит Леонтий в 1007 (1008) году. Следущим управляющим Киевской митрополией стал Иоанн I. Он направлен на Русь при патриархе Константинопольском Сергии. В своей работе «Русские православные иерархи» Митрополит Мануил (Лемешевский) предполагал, что митрополит Леонтий был русским или болгарином. Он скончался в 1035 году. (11) По мнению митрополита Макария (Булгакова) первые священники, диаконы и причетники, сопровождавшие Киевских митрополитов «были у нас с самого начала из греков и, вероятно, из болгар, и одни назывались царицыными , потому что пришли с царевною Анною из Греции, другие - корсунскими , как прибывшие из Корсуня. Но через несколько лет, без сомнения, начали появляться на этих церковных степенях и русские...». (12) В статье, посвященной святому князю Владимиру митрополит Санкт-Петербургский Иоанн (Снычев) отмечал: «...в условиях неблагоприятных для Церкви, среди народа дикого и не расположенного к обращению, в стране враждебной православной Византийской империи, произошло событие не объяснимое естественным ходом вещей, - Крещение Руси». Благодаря этому событию, впоследствии произошло не только образование Поместной Русской Православной Церкви, но и Русского государства, в которое входили и Смоленские земли. (13)

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

В 2004 году архимандрит Макарий был утвержден в звании профессора. С июня 2001 по март 2010 года был Заведующим Регентской школой при МДА. В 2013 году — почетный профессор Екатеринбургской духовной семинарии, в 2014 году присвоено ученое звание доктора церковной истории. Принимал участие в подготовке издания «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова), в качестве докладчика участвовал в различных заграничных, международных, Всероссийских и региональных конференциях. Награжден орденами Русской Православной Церкви, с 1989 года член Синодальной литургической комиссии, с началом издания «Православной энциклопедии» — член Научно-редакционного совета Православной энциклопедии, член экспертного совета по Макарьевским чтениям. Библиография автора насчитывает более 750 публикаций. В одной из своих последних публикаций автор предложил новую периодизацию Истории Русской Церкви. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Предисловие Подвиг апостола Андрея Предыстория Русской иерархии ЧАСТЬ 1. МИТРОПОЛИТЫ ВСЕЯ РУСИ ПОД ОМОФОРОМ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХА ГЛАВА I. НАЧАЛО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА В РУССКОЙ ЗЕМЛЕ Святой Митрополит Михаил (988–992 Митрополит Леонтий (992–1008 Митрополит Иоанн I (до 1018–1035 Митрополит Феопемпт (1035–1047 ГЛАВА II. МИТРОПОЛИТЫ-БОГОСЛОВЫ Святой Митрополит Иларион (1051–1054) Исповедание веры Митрополита Киевского Илариона Митрополит Ефрем (1055–1061) Написание Митрополита Ефрема Митрополит Георгий (1062–1076 Георгия, Митрополита Киевьского, стязанье с латиною; вин числом 70 Святой Митрополит Иоанн II (1076–1089) Письмо Митрополита Иоанна Ф. Продрому О указание от правил обличително на ереси латынския Иоанна Митрополита Русскаго ко архиепископу Римскому о опресноцехъ Митрополит Иоанн III (1090–1091) Святой Митрополит Николай (1093–1104) Митрополит Никифор I (1104–1121) Поучение Митрополита Русскаго Никифора в Неделю сыропустную в церкви ко игуменом и ко всему иерейскому и дияконскому чинку и к мирским людем Митрополит Никита (1122–1126) Проложное сказание о принесении перста Иоанна Предтечи из Византии на Митрополит Михаил II (1130–1145) ГЛАВА III.

http://pravoslavie.ru/97818.html

В 988 году вместе с митрополитом Михаилом прибыл на Русь грек Неофит. Этот и следующий годы он, вместе с митрополитом, посвятил проповеди Евангелия в городах, лежащих близ Киева, следовательно, и в Чернигове; а в 992 г. он, по сказанию летописи, был поставлен в епископа черниговского митрополитом киевским Леонтием. На основании этого свидетельства, 992 г. и считается годом основания Черниговской епархии. В первое время христианства в России было учреждено сначала 6 епархий: Киевская, Новгородская, Черниговская, Ростовская, Владимирская и Белгородская 4 . Границами Черниговской тогда служили епархии: Киевская, Новгородская и Ростовская. Вскоре последовало открытие еще нескольких епархий, пограничных с Черниговской, но и после этого она оставалась весьма обширной. Совпадая с пределами Черниговского княжества, она заключала в себе большой объем земель, омываемых реками Днепра, Оки до Оскола и Воронежа, – вообще все то пространство, где теперь расположены губернии: Черниговская, Орловская, Курская, значительная часть Полтавской, Харьковской, Воронежской, Тамбовской, Рязанской, Тульской, Калужской, южный угол Смоленской, часть Могилёвской, Владимирской и Московской. На северо-востоке этого пространства в исходе XII (26 сент. 1198 г.) учредилась епархия Рязанская, занявшая земли, составлявшие тогда владения рязанских князей. Эти земли составляли ранее половину Черниговской епархии 5 . 18 октября 1239 г. 6 , при нашествии Батыя, Чернигов был взят, разграблен и сожжен татарами; а в тридцатых годах XIV столетия он подпал под власть литовского князя Гедимина. Со времени татарского погрома епископу жить в Чернигове оказалось неудобным, и он переселился в Брянск. С этого времени епископы черниговские титуловались брянскими или дебрянскими. Во время владычества татар пределы Черниговской епархии стали теснее. А. Страдомский, автор статьи «Лазарь Баранович» 7 , перечисляет города, обращенные в это печальное время в местечки и селения: Рославль, Смоленск, Карачев, Кромы, Трубчевск, Севск, Рыльск, Путивль, Гомель, Белицы, Рогачев, Чечерск и некоторые другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

Население нашего края приступило к принятию крещения сразу после Киева и Новгорода. В X веке административным и торговым центром обширной территории от верховьев Волги до Белоозера был Ростов. Сюда в 991 г. с проповедью Евангелия прибыл святитель митрополит Михаил (988-992) с Добрынею, дядей великого кн. Владимира, Анастасом, корсунским священкиком, и еще четырьмя священниками, среди которых был Феодор, родом из Греции. Именно он, приняв сан епископа, возглавил учрежденную тогда же в Ростове Великом кафедру. Благовестительная миссия митрополита и его спутников сопровождалась крещением «бесчисленного множества людей», созданием церквей, рукоположением пресвитеров и диаконов, устройством клира. Воскресенская летопись повествует об этом так: «Того ж (991) лета поставлена в Ростове церковь дубовая Успения Богородицы первым епископом Феодором гречином». Первая церковь простояла 168 лет до пожара 1160 года. В Суздальском крае, входившем тогда в состав Ростовской области, проповедь Евангелия прозвучала из уст самого великого князя Владимира в 992 г. Миссионерскую деятельность в Ростово-Суздальской земле продолжили младшие сыновья равноапостольного кн. Владимира – святые Борис кн. Ростовский (+ 1015) и Глеб кн. Муромский (+ 1015). Их усилиями поддерживалось церковное строительство и устройство обителей, а жизнью подавался пример православного поведения. Первые русские князья-христиане строили храмы на свои средства. Так, Ярослав Мудрый, покорив своей воле язычников, живших в месте слияния Волги и Которосли, в 1010 г. основал город Ярославль, первым строением которого стал деревянный храм во имя Пророка Илии. Многие историки Русской Церкви признавали, что в то время в Ростовской земле проповедовали и другие подвижники христианства, среди которых выделялся преподобный Авраамий Ростовский. Их духовные подвиги сопровождались явлением чудес, что убеждало местных жителей в истинности Православия. Так, преподобный Авраамий, сам от рождения будучи язычником, получил по молитве Христу исцеление от тяжкой болезни, уверовал и крестился, а затем обратил в истинную веру чудь, проживавшую у озера Неро и поклонявшуюся «скотьему богу Велесу». По своим молитвам он удостоился видения святого евангелиста Иоанна Богослова, который вручил ему жезл для сокрушения идола. По благословению ростовского епископа Феодора преподобный поставил на месте явления святого Иоанна Богослова церковь во имя Апостола и Евангелиста, а на месте сокрушенного идола устроил церковь во имя Богоявления и общежительную обитель при ней. Преподобный Авраамии был возведен в сан архимандрита уже вторым ростовским епископом Илларионом после того, как обитель подверглась разорению и поджогу со стороны язычников, но выстояла и приумножилась иноками. Позднее Авраамиев монастырь признавался не только одним из древнейших, но и высшим по своему духовному значению в северо-восточной Руси.

http://sedmitza.ru/text/407570.html

В 992 году святой митрополит Михаил скончался. Святой Владимир неутешно скорбел и плакал, так как в почившем святителе лишился не только доброго и ревностного пастыря, но и мудрого советника своего в делах государственного управления. Еще вслед за крещением Киева святой Михаил благословил князя Владимира создать Десятинный храм в честь Пресвятой Богородицы. Святитель не дожил до окончания его постройки, но этот храм принял его останки, послужив местом его погребения 6175 . Обретенные нетленными в XII веке, мощи святого Михаила тогда же перенесены были в Киево-Печерскую лавру, в Антониеву пещеру, а отсюда в 1730 году перенесены в Великую Успенскую церковь лавры, где нетленно почивают и до сих пор 6176 6169 Корсунь – иначе Херсонес Таврический – древний греческий город на юго-западном берегу Таврического полуострова или Крыма, вблизи нынешнего Севастополя. После него остались развалины. 6170 Все это произошло в 988 году. Византийскими императорами в то время были Василий II Болгаробойца и брат его Константин VIII, сыновья императора Романа II. Почти все время они царствовали совместно: Василий с 975 по 1025 г., Константин с 979 по 1028 г., но настоящим правителем был Василий – наиболее способный и деятельный. 6173 Новгород стоит на реке Волхове при выходе его из озера Ильмень; ныне губернский город. Ростов, при озере Неро, в настоящее время уездный город Ярославской губернии. 6174 Добрыня – родной дядя Владимира по матери. Анастас Корсунянин – грек, предавший Корсунь Владимиру. Впоследствии он был старейшим священником при Десятинной церкви. 6175 Десятинная церковь получила свое название от десятины (10-й части имения), определенной на ее содержание князем Владимиром; построена мастерами, вызванными из Греции, в продолжение семи лет (с 989 по 996 г.). До ее освящения мощи святого Михаила, вероятно, помещались временно где-нибудь в другом месте; впрочем, возможно, что были погребены и в недостроенном храме. 6176 Память святого Михаила первоначально праздновалась 15 июня, по преданию, в день его кончины С 1730 года она перенесена на 30 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

[  назад  ] Киевская епархия Киевские митрополиты С 1316 года Великие князья Литовские пытались получить независимых от Москвы митрополитов, которых часто именовали Киевскими и всея Руси, а иногда только Литовскими. Закончилась эта борьба только с перенесением Российской митрополичьей кафедры в Москву (хотя фактически митроплит прибывал там с 13-го века). После выделения из ее состава Бориспольской епархии, она стала охватывать город Киев, Васильковский, Бородянский, Иванковский, Киево-Святошинский, Макаровский, Обуховский, Полесский и Фастовский районы Киевской области. С 25 сентября 2013 года викариатства Киевского митрополита становятся территориальными. В пределах города Киева были созданы территориальные викариатства - Восточное, Северное и Южное, а районные благочиния были распределены между Бородянским, Обуховским и Макаровским викариатствами. Св. Михаил (988 – 992) Леон(тий) (992-1008) Иоанн I (  1020-) Феопемпт (  1039) [Кирилл I] Св. Иларион (  1051 —  1055) Ефрем (  1055 - вероятно, после  4 ноября 1061) Георгий (  1062 -  1072—1073) Св. Иоанн II (  до 1077/1078—  1089) Иоанн III (  1090 –  1091) Св. Николай (  1097-1101) Никифор I (  6 декабря 1104 —  апрель 1121) Никита (  15 октября 1122 —  9 марта 1126) Михаил I (  1130 -  1145/1146) Климент Смолятич (  27 июля 1147 —  в конце 1155) (признан не во всех епархиях). Св. Константин I (  в конце 1155 -   март 1159)(не признан в Волынской и, возможно, Туровской епархиях). Феодор  (1160 –  1161/1162) Иоанн IV (  1163 –  1166) Константин II (  1167—1169) Михаил II (  до 24 марта 1171,  до июля 1171 (?) - ?) Никифор II (  1183 —  после января 1198) Матфей (  до июля 1201 (вероятно, 1200) -  26 (19 ?) августа 1220) Кирилл I(II?) (  6 января 1225 —  1233) Иосиф (  1236 –  1240) Св. Кирилл II (III?) (  1242 -  7 декабря 1281) Св. Максим (  1283 -  6 декабря 1305) Св. Петр (  1308 -  21 декабря 1326) Феофил (  1316-  1329) (митрополит Литовский) Св. Феогност (  1328 -  4 (11) марта 1353) Феодорит (  1352-  1354) (митрополит Русский и Литовский)

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-ru...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Русская Православная Церковь под управлением митрополитов 988 — 1589 К оглавлению Русская Митрополия в Киевский период (988—1240 гг.) Канонический статус Русской Православной Церкви как Митрополии Константинопольского Патриархата был определен при Крещении Руси святым равноапостольным Владимиром (36). Первым Митрополитом Киевским и всея Руси был святитель Михаил, по прозванию Сирин (сириец) (37). Затем Митрополитом Киевским, вероятно, стал Преосвященный Феофилакт, перемещенный в 990 г. из митрополии Севастийской (в Армении) (38). Следующим Митрополитом некоторые церковные источники называют Преосвященного Леона (или Леонтия), занимавшего Киевскую кафедру в 992—1008 гг. (14, с. 282). Вслед за ними, по русским источникам, за период до монголо-татарского нашествия, следуют 24 Митрополита: Иоанн I (1008—1035), Феопемпт (1037—1043), Кирилл I (1043—1046), Иларион (1051—1053), Ефрем (1055—1061), Георгий (1062—1072), Иоанн II Продром (1077—1088), Иоанн III (1088—1089), Николай (1097—1104), Никифор I (1104—1121), Никита (1122—1126), Михаил II (1127—1145), Климент (Смолятич; 1147—1155), Константин I (1156—1158), Феодор (1161—1163), Иоанн IV (1164—1166), Константин II (1167—1170), Михаил III (ок. 1171—1181), Никифор II (1182— 1197), Гавриил, Матфей (ок. 1210—1220), Дионисий, Кирилл II (1224—1233), Иосиф (1237—1240) (14, с. 285—289). Все они, за исключением двух, были посвящены в Константинополе, но не все они были греками. Епископы русских епархий преимущественно были по происхождению русскими (предполагают, что среди них были и выходцы из Болгарии). Митрополит Макарий за первые сто лет русской иерархии, по прямым летописным указаниям, называет только трех епископов-греков (39). Иначе и не могло быть. «В первые века истории Русской Церкви епархиальные епископы избирались на местах, причем право выбора принадлежало князьям (в епархиях, принадлежащих тому или иному удельному княжеству) или народному вечу (как это было в Новгороде начиная с середины XII в.). В том и другом случае избирались русские епископы» (40, с. 6).

http://sedmitza.ru/lib/text/436357/

Феодор, святитель, епископ Ростовский † 1023, память 8/21 июня, 23 мая/5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских свят По происхождению грек. Прибыл в Киевскую Русь из Константинополя в свите духовных лиц, сопровождавших святителя Михаила, митрополита Киевского († 992, память 30 сентября/13 октября), который крестил великого князя Владимира († 1015; память 15/28 июля) в 987 году в Корсуни. После крещения киевлян летом 988 года великий князь Владимир вместе с сыновьями и первым митрополитом Киевским Михаилом объезжали русские города, ревностно распространяя христианство . В Чернигов, Белгород, Переяславль, Новгород, Владимир-Волынский были поставлены епископы. В 990 году митрополит Михаил посвятил в сан епископа сопровождавшего его святителя Феодора и назначил его на новоустроенную кафедру в Ростове Великом. Рукописное житие святителя Леонтия Ростовского († 1164; память 23 мая/5 июня) свидетельствует: «Бысть первый епископ Ростову Феодор и крести Ростовскую землю и Суздальскую». В первый же год святитель воздвиг в Ростове христианский храм (из дуба) в честь Пресвятой Богородицы, который простоял 168 лет. Усердие епископа к распространению христианства озлобляло язычников. Множество обид пришлось вынести святителю от идолопоклонников, подстрекаемых волхвами. Они постоянно оскорбляли и унижали святителя. В результате он был вынужден покинуть Ростов Великий. По выражению Степенной книги, святитель «изнемог» от упорных язычников и «неверных людей», не принимавших крещения. Святитель Феодор поселился в местности, где позднее возник город Суздаль. В кратком рукописном сказании о святителе Феодоре, хранившемся в ризнице Суздальской соборной церкви, повествуется: «Приям святитель Феодор паству словесных овец в Суждальской стране и, видя их помраченными, начал, возлагая на Бога упование, сеяти семя слова Божия, идольские капища разрушая; храмы же святые во славу Божию созидая и украшая. Зряще бо народи богоугодное житие его и кроткий нрав и слыша богодухновенное учение его, по премногу удивляшася, обращахуся в веру Христову и приимаху святое крещение».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.А. Половцов Леон (Лев, Леонт), митрополит Киевский Леон (Лев, Леонт) – митрополит русский; по вопросу о том, когда он занимал кафедру русского митрополита, в науке существует два мнения: одни ученые считают его первым митрополитом Киевским, другие – вторым. И те и другие ученые утверждаются на летописях и других исторических памятниках, которые противоречат и исключают себя взаимно. Исконное предание русской церкви признавало первым митрополитом Киевским Михаила, мощи которого почивают в великой церкви Киево-Печерской лавры. Митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) первый сделал попытку научно обосновать это церковное предание, за ним и под его влиянием это мнение получило научное утверждение в изданном Киевскою духовною академиею в 1839 году исследовании студента академии VII курса, иеромонаха Евсевия Ильинского (1831–1835), впоследствии экзарха Грузии, под заглавием: «Кто был первый митрополит Киевский?» и было принято такими учеными, как церковные историки преосвященные Филарет Черниговский и Макарий Московский и историк С. М. Соловьев . Митрополит Московский Макарий полагает, что первый митрополит Киевский Михаил занимал кафедру с 988 по 992 год, а Леон был вторым митрополитом с 992 до 1003 года. С другой стороны, церковное предание о том, что первым митрополитом Киевским был Михаил, отрицалось главнейшими представителями русской исторической науки времен митрополита Евгения, начиная с историографа Карамзина. Бестужев-Рюмин, Костомаров, Иловайский и Малышевский отрицают бытие митрополита Михаила в Киеве в Х веке. Е. Голубинский утверждает, что присланный патриархом Фотием в царствование греческого императора Василия Македонского епископ Михаил крестил руссов черноморских; мощи его с течением времени, когда Тмутаракань была утрачена русскими и подпала власти половцев, были перенесены тмутараканскими монахами в Киево-Печерский монастырь. Протоиерей П. Г. Лебединцев думает, что Киевский митрополит Михаил занимал кафедру митрополичью в XII веке, прибыл из Константинополя в 1131 году при великом князе Мстиславе Владимировиче, а скончался в 1147 году в княжение Изяслава Мстиславича, первым же митрополитом Киевским признает, согласно с Е.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010