Что касается других показаний Иакова – заложения десятинной церкви (на четвертое лето по крещении Владимира) и Переяславля (на пятое лето), то сопоставив их с показаниями летописи (первое событие по Ипат. сп. под 991 г. второе – по Лавр. сп. под 992 г.), г. Матченко оговаривается, что „в отношении этих двух дат могут еще быть недоразумения, потому что в летописных списках с 989 по 993 г. включительно есть разногласие в распределении событий по годам“. А значит одно из сделанных Соболевским сопоставлений показания Иакова с летописною датою (год заложения Переяславля) может вызывать еще недоумения... Наконец, говорит г. Матченко, дарование десятины Владимиром, по Иакову, в девятое лето по крещении св. князя совершенно согласно со всеми летописями, по которым оно стоит под 996 г. “ 244 . В этом и только в этом случае два защитника летописи вполне согласны между собою, так, что, сравнив между собою доказательства Соболевского и Матченко, мы могли бы придти к выводу, что только одно указание Иакова вполне, не вызывая недоумений, подтверждает летописный год крещения Владимира – 988-й. Не будем задаваться здесь вопросом: сильно ли такое доказательство?.. Между тем как защитники летописи с усердием, доходящим даже до взаимного противоречия, стараются истолковать показания Иакова, как подтверждающие летописный год крещения св. Владимира, проф. Голубинский, не признающий, как известно, правильности летописной даты и согласно Иакову полагающий крещение равноапостольного князя в 987 г., думает совершенно не так. „По Иакову, говорит он, Владимир после крещения на пятое лето Переяславль заложи, а в девятое десятину вда церкви Богородицы; снеся эти показания с годами летописи, получим год крещения 987“. Очень ясно, что Голубинский имеет в виду те самые данные, которые для Соболевского послужили главным основанием утверждать, что и Иаков относит крещение Владимира к 988 г., если сопоставить его показания с летописными; и таким образом одни и те же основания, одни и те же данные „Похвалы» и летописи при их взаимном сопоставлении приводят двух ученых профессоров к разному выводу, к неодинаковому определению года крещения Владимира, что и составляет предмет разногласия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

И этот взгляд на значение пришествия Спасителя может быть истолкован в мессалианском смысле. «Если же ты говоришь, что Господь пришёл ради сего (преступления Адама), то почему Он не уничтожил его в крещении, но ещё и ныне каждый имеет власть преступать или не преступать (р. 1017 С.). 3) Ещё яснее выступают мессалианские заблуждения некоторых монахов в их учении о церковном крещении. Они, по-видимому, не считали, как и Евхиты, крещение обязательным, как показывает обращённое к ним замечание преп. Марка, что некрещённый (βπτιστος) или тщеславный (т. е. принявший крещение, но не признающий его совершенным, не может познать истину; но тому, кто крестится в кафолической Церкви (ν τ καϑολικ κκλησ), через крещение даётся таинственно благодать, и она сокровенно обитает в нём (р. 1001 В.). Их мнение о необязательности церковного крещения может вытекать из их ясно выраженного учения о несовершенстве крещения (р. 988 АВ: οκ στι τλειον τ βπτισμα, τ βπτισμα τελς) или о недостаточности его для уничтожения отеческого греха. «Если, – говорили они, – крещением уничтожается грех (наследственный), то почему он опять (после крещения) действует в сердце»? (р. 992 АВ.). Этот вопрос они разрешали в том смысле, что и после крещения грех оставляется в человеке. В доказательство своего мнения они ссылались на ап. Павла, свидетельствующего, по их мнению, что и сам он находился под властью греха: вижду ин закон, противовоюющ закону ума моего ( Рим. 7:23 ). Этот грех не уничтожается крещением вследствие того, что в нём (крещении) сообщается крещаемому несовершенная (т. е. не в полной силе действующая) благодать Святого Духа, умножающаяся потом по мере наших подвигов (р. 1008 С.) и что даётся первоначально только начаток Духа (р. 1009 D.: παρχ το Πνεματος), а не совершенный Дух (т. е изливающий на человека все свои дары). Уничтожение же ветхого греха (р. 985 А.: τεροι δ (λγουσιν) ξ γνων ναιρεσϑαι τν παλαιν μαρταν) и приобретение совершенства (p. 988 А.: ...ξ γνων λγουσιν χειν τν τελειτητα) достигаются подвигами, делами (ibid.: Ε λγομεν ξ ργον ναιρεσϑαι μαρταν), а не благодатью (p.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

е. в 992 г.; летопись по древнейшему и наиболее авторитетному списку – Лаврентьевскому – помещает это событие под тем же годом;. он говорит, что десятина для десятинной церкви была установлена Владимиром в „девятое лето“ по крещении, т. е. в 996 г.; летопись по всем спискам помещает установление десятины также под 996 г. Только одно указание Иакова не подтверждает 988 г., как год крещения. Он говорит, что Владимир крестилси в „десятое лето“ по убиении Ярополка, случившемся, как сообщает летопись, вскоре после занятия Владимиром Киева“ 238 . Итак, собственно двумя примерами, взятыми из „Похвалы“ Иакова, проф. Соболевский подтверждает, что и этот писатель (по мнению ученого профессора, далеко не древний и не авторитетный) признает 988 год годом Владимирова крещения. Но почему же ученый доктор славянской филологии упустил другие факты из жизни св. князя в христианстве, указанные Иаковом? Последний передает, что Владимир „на другое лето по крещении к порогом ходи, на третье лето Корсунь город взя, на четвертое лето церковь камену святыя Богородици заложи? Пусть о первом из этих событий в летописи не имеется сведений, второе Соболевский признает ошибкой, объясняет невежеством со стороны Иакова, искажением текста первоисточника (справедливо ли это, – увидим несколько ниже), но третье событие – основание десятинной церкви, – об нем находятся сведения и в летописи, почему же оно со стороны ученого профессора обойдено молчанием? В Лаврентьевском списке событие это значится под 989 годом, по Ипатьевскому же списку под 991. Проф. Соболевский признает первый список наиболее авторитетным, 239 след. уверен, что заложение десятинной церкви было в 989 г.; по Иакову, это событие имело место на 4-м году крещения Владимира, следовательно, в котором же году произошло самое крещение св. князя?.. Но допустим, что только одно указание Иакова не подтверждает летописный год крещения св. Владимира, то именно, что св. князь крестился в „десятое лето» по убиении Ярополка. Как же смотрит на этот противоречащий факт проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

Мария – супруга Калояна, куманка 304 Мария – повивальная бабка 48 Мария Ростиславна – царица Болгарии, супруга царя Михаила 309 Марк – новацианский епископ Скифии 40 Маркеллин – константинополец 49 Маркиан – новацианский епископ константинопольский 40 Маркиан – знатный константинополец, мятежник 56 Марко Граденико – латинский правитель Константинополя 314 Маркопулос А. 129, 182 Мартин – папа римский (649–655), исповедник, противник монофелитства 115,116 Мартиниан – византийский полководец 50 Менандр – византийский историк 97, 139 Менофант Эфесский – епископ, участник I Вселенского Собора 17 Миак – слуга Юстиниана II 119 Митридат – парфянский царь 65 Михаил III – византийский император (842–867) 176,177, 184, 218 Михаил IV Пафлагонянин – византийский император (1034–1041) 238, 247 Михаил V Калафат – византийский император (1041–1042) 234–238 Михаил VI – византийский император 235, 240 Михаил VII Дука Парапинак – византийский император 234, 245 Михаил VIII Палеолог (Комнин) – византийский император (1259–1282) 310–313 Михаил II – деспот Эпира 300 Михаил II Асень – царь Болгарии (1246–1256) 308, 309, 312 Михаил Всеволодович – черниговский князь 309 Михаил Италик – византийский историк 254 Михаил Комнин – см. Михаил VIII Палеолог Михаил Керуларий – патриарх константинопольский 242 Михаил Ласкарь – византийский полководец, двоюродный дед императора Феодора II Ласкаря 311 Михаил Палеолог – византийский командующий, севаст (погиб в конце 1155 – начале 1156 г.) 263, 264 Михаил Пселл – византийский историк, философ, ритор (1018 – после 1096/97) 216, 217, 234–236, 240, 242, 244, 300 Михаил Сирийский – хронист (XII в.) 255 Михаил Хониат – византийский писатель, ритор, афинский архиепископ (ок. 1138–1222) 268, 274 Моисей – библейский пророк 24, 244, 278 Моравчик Д. 152, 154–157 Моропавл – приближенный Юстиниана II 119 Мстислав Юрьевич – русский князь (XII в.) 270 Муагерис – царь гуннов 110 Мундзук – отец Аттилы 42 Мусукий – вождь гепидов 113 Назерес – византийский полководец 78 Нарзес (Нарсес) – византийский полководец (ок. 478–568) 69, 70, 74

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

МИХАИЛ Иванович Якунькин (1878-1937), мч. (пам. 10 дек., в Соборе Рязанских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ нмч. Самофракийский (пам. греч. 6 апр., 2 июля) - см. в ст. Мануил, Феодор, Георгий, Георгий, Михаил и Лампрос, новомученики Самофракийские МИХАИЛ Иванович Викторов (1871-1933), прот., священноисп. (пам. 29 марта, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Николаевич Виноградов (1873-1932), свящ., священноисп. (пам. 18 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Федорович Марков (1868 - нач. 30-х гг. XX в.), свящ., священноисп. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 598-599 МИХАИЛ Константинович Новицкий (1889-1935), прот., священноисп. (пам. 17 апр., в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Петрович Розов (1889-1941), свящ., священноисп. (пам. 8 янв., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 599-602 МИХАИЛ († 1421/22 (?) или 2-я пол. XVI в.), прав., Вязниковский, Верижник (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) 602-603 603-608 МИХАИЛ († 5.05.1642), Христа ради юродивый, Сольвычегодский, блж. (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) 608-609 609-613 МИХАИЛ [серб. Михаило] (Йованович Милое; 1826-1898), архиеп. Белградский и митр. Сербский, богослов, историк 610-613 613-614 614-615 МИХАИЛ (Голубович Михаил Алексеевич; 1803-1881), архиеп. Минский и Бобруйский, деятель по воссоединению униатов с правосл. Церковью 615-621 МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель 621-623 МИХАИЛ (Дандар; род. 1947), архиеп. Пражский и Чешских земель Православной Церкви Чешских земель и Словакии 623-624 МИХАИЛ (Десницкий Матвей Михайлович; 1761-1821), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский 624-630 МИХАИЛ (Донсков Симеон Васильевич; род. 29.03.1943), архиеп. бывш. Мёдонский, викарий Западно-Европейской епархии

http://pravenc.ru/vol/XLV.html

В 987 году в Византии произошел мятеж, поднятый двумя полководцами – Вардой Фокой и Вардой Склиром, которые надеялись, придя к власти, поделить между собой империю. У императора Василия II не хватало собственных сил на подавление мятежа, и он отправил посольство в Киев к князю Владимиру с просьбой о помощи. Владимир дал согласие с условием, что он получит в жены сестру императора Анну. В 988 году в Византию отправилось шеститысячное русское войско, которое в начале 989 года помогло Василию II усмирить мятеж. Однако, поскольку император задерживал отправление Анны на Русь, Владимир захватил Корсунь. Туда и была отправлена Анна для бракосочетания с Владимиром. Имеется две версии крещения князя Владимира: по одной, оно состоялось в 989 или 990 году в Корсуни непосредственно перед венчанием, по другой – в 987 или 988 при заключении договора с Василием II. После того как князь и его дружина были крещены, в Киеве и других городах Руси состоялось массовое крещение населения и разрушение языческих капищ. В Русской Православной Церкви официальной датой крещения Руси признается 988 год. Крещение Руси было для князя Владимира религиозно-политическим выбором: во-первых, оно обещало союз с Византией, во-вторых, мудрый князь увидел в христианстве духовную силу, которая могла помочь ему объединить русский народ. В то же время принятие христианства было актом личного мужества со стороны князя, ибо, порывая с религией предков, он шел на определенный риск. Принятие христианства было, кроме того, делом личного благочестия князя Владимира, потому что требовало от него перемены образа жизни, отказа от многоженства и других языческих обычаев. Русская Церковь оценила нравственный подвиг князя, прославив его в лике святых с титулом «равноапостольный». «Повесть временных лет» содержит красочный рассказ о том, как в годы, предшествующие принятию крещения, Владимир встречался с мусульманами из Болгарии, немецкими христианами, хазарскими евреями, а также неким греческим философом. Мусульманство было отвергнуто Владимиром, поскольку оно предписывает обрезание, воздержание от свиного мяса и неупотребление алкоголя. «Руси есть веселие пить, не можем без того быть», – сказал князь мусульманам. Немцам, которые говорили, что можно не соблюдать постов, Владимир сказал: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого». Хазарские евреи рассказали Владимиру о том, что их земля находится в Иерусалиме, но Бог наказал их за грехи, отдал их землю христианам, а самих их рассеял по различным странам. Сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны: если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?»

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

При Никифоре без его согласия нельзя было избирать епископов. Кроме того, после смерти епископа имперские чиновники ревизовали доходы и расходы епископии и конфисковали все, что им казалось излишками (Скилица, 274). Епископ Левкаты жаловался гостившему у него Лиутпранду, что из-за антиклерикального законодательства Никифора иерархи совсем-обеднели (Лиутпранд. 211). Всеобщее возмущение византийского клира вызывали меры Никифора, направленные против основания новых монастырей и обогащения старых, а также его требование, чтобы церковь признавала святым всякого воина, погибшего в бою. 19. Видимо, здесь имеется в виду остров Принкип - самый большой из Прин-цевых островов недалеко от столицы (совр. Канали Ада). По сообщению Скилицы, императрица была сослана в Проконис (285). Бежав оттуда в Константинополь, она нашла убежище в св. Софии. Однако паракимомен Василий приказал вывести ее оттуда (при этом она отбивалась и всячески поносила Цимисхия и Василия) и на сей раз сослал в далекую фему Армениаки, заточив в монастырь Дамидию. Судьба императрицы не вызвала сочувствия подданных - до нашего времени сохранилась сатирическая песня, написанная простонародным языком и изобилующая издевательствами в адрес Феофано. По-видимому, около года спустя после того, как песня была сочинена, ее исполняли на торжествах по случаю женитьбы Цимисхия на Феодоре (ср. примеч. 40, кн. VII). Текст песни и комментарий см. Морган. 1954. Молодой Василий II осмелился освободить мать из ссылки лишь после смерти Иоанна Цимисхия (Яхъя. 133). Она была похоронена в церкви Святых апостолов, рядом с двумя своими царственными супругами (Доуни. 37, 41). 20. Острогорский (1963, 243) называет это унижение Цимисхия перед Полиевктом " Каноссой " , подобной унижению отлученного от церкви германского императора Генриха IV перед папой Григорием VII. Острогорский считает, что слова " вернул синоду грамоту " означает аннулирование новеллы 964 г., обосновывая это тем, что одна из рукописей (Ц.-Л. III, 292) после текста новеллы XIX содержит надпись, вероятно, читателя: " Эта новелла отменена Цимисхием, потому что она была плоха! " Новелла XIX действительно была отменена, но в 988 г.: это сделал Василий II в новелле XXVI (Ц.-Л. III, 303-304). Очевидно, читатель или писец спутал Цимисхия с Василием. Канонист XII в. Вальсамон также считает новеллу 988 г. отменой несправедливого закона Никифора. Подлинность новеллы 988 г. признана (Каждан. 1960, 74; Зворонос. 1964, 22, 29; Томас. 1983). По-лиевкт же добился только денонсации " томоса " , а не новеллы. Второе требование - о наказании убийц - также не было выполнено до конца. Правда, согласно Скилице (285), Цимисхий вернул из ссылки епископов, сосланных Никифором за отказ признать его нововведения.

http://sedmitza.ru/lib/text/433428/

Мнение об участии Анны вместе с князем Владимиром в разработке Устава повторила и Н.Л. Пушкарева. Кроме того, исследовательница полагала, что принцесса имела личные контакты с германским императором Оттоном в 989 и 990 годах, правда, ссылок на источник этих сведений в ее работе нет. Известный исследователь княжеских уставов Я.Н. Щапов с осторожностью отнесся к предположению о составлении Устава, приписываемого князю Владимиру, при участии византийской принцессы. По его мнению, Анна помогла мужу на законодательной основе отрегулировать взаимоотношения с церковными властями. При ее участии была составлена грамота Десятинной церкви, которая потом легла в основу Устава. В работах последних лет обсуждается лишь вопрос о дате свадьбы Владимира и Анны и, соответственно, крещения русского князя. Из-за некоторого разнобоя в данных источников предлагается сразу несколько лет – от 987 до 990 года. Однако для нашего исследования этот вопрос принципиального значения не имеет, поэтому мы будем ориентироваться на сообщение древнейших летописей, что свадьба и крещение произошли в 988 году. Следует отметить, что эта же дата содержится в византийских хрониках Иоанна Скилицы и Иоанна Зонара. Эти авторы должны были точно знать, когда произошло столь важное и для Византии событие. Ведь Владимир, став новым родственником императоров, помог им разбить мятежника Варда Факу. В хрониках оба события связаны и отмечено, что летом 988 года в битве с мятежником при Хрисополе участвовали отряды князя Владимира, к этому времени породнившегося с Василием и Константином. Из данных византийских хроник можно более точно определить дату свадьбы Владимира и Анны. Она должна была произойти в конце мая – начале июня 988 года. Раньше это событие состояться не могло, поскольку зимой и ранней весной путешествовать по Черному морю было опасно. Позднее – тоже, поскольку в битве при Хрисополе Владимир оказывал помощь императорам уже как родственник. Сравнительно недавно М.В. Бибиков выяснил, что мать Анны носила имя Феофано и была незнатного рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Храмы и Лики Православие на Руси 1. Начальный период (от упоминания о первой русской митрополии (861 г.) до Крещения Руси (988 г.)). 861 Крещение на юге Руси 200 семейств св. братьями Солунскими. Константинопольский патриарх Фотий посылает возглавить эту первую Русскую Церковь епископа Михаила, ставшего первым русским митрополитом (впоследствии канонизирован). 866 Поход киевских князей Аскольда и Дира на Константинополь и принятие ими христианской веры. 955 Киевская княгиня Ольга отправляется в Царьград, где принимает святое Крещение с именем Елена. 965 Построение в Киеве деревянного храма в честь Святой Троицы. 983 Мученическая смерть в Киеве святых варягов Феодора и Иоанна. 987 Киевский князь Владимир принимает Святое Крещение именем Василий. Св. равн. ап. кн. Владимир закладывает в Киеве первую каменную церковь св. Василия «на княжьем дворе». 2. Киевский период (от Крещения Руси (988 г.) до нашествия татаро-монголов (1237 г.)). 988 Принятие христианской веры киевлянами и впоследствии всей русской землей. В Киеве закладывается каменный храм в честь Успения Богородицы именуемый «Десятинный», первый кафедральный собор. Построение в Новгороде деревянного храма во имя Софии, Премудрости Божией. 989 - 1015 Создание первого русского церковного устава св. Владимиром. 994 Освящение Десятинной церкви в Киеве. 996 Заложение церкви Преображения в Киеве. 998 Построение в Переяславле церкви в честь Воздвижения Креста Господня. 1007 Перенесение мощей св. равн. ап. княгини Ольги в Десятинную церковь. 1015 Преставление св. равн. ап. кн. Владимира. Закладка Ярославом в Киеве величественного Софийского собора. 1044 Крещение костей князей Олега Древлянского и Ярополка Киевского. 1045 Освящение Софийского Собора в Новгороде. 1049 (около) Преставление митрополита Феопемпта. 1051 Избрание первого русского митрополита Илариона (автор " Слова и законе и благодати " ) Прибытие с Афона прп. Антония Печерского. Основание пещерного Печерского монастыря Антонием и Феодосием в Киеве. 1055 Назначение митрополита Ефрема.

http://expo.pravoslavie.ru/expo/churches...

Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, принимаемой некоторыми исследователями, в 988 г., по мнению других — в 989—990 гг. Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Владимире (1015) подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру и Киевская Русь стала христианской страной. Крещение Руси создало необходимые условия для образования Русской Православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом, а из Болгарии — священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства из русской среды. Летопись сообщает (под 988 г.), что князь Владимир «приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на Крещение по всем городам и селам» (4, с. 133). С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественный каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинный) и перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этот символизировал собой истинный триумф христианства в Киевской Руси и вещественно олицетворял собою «духовную Русскую Церковь» (14, с. 182). Равноапостольный князь Владимир заботился и о просвещении своего народа. По свидетельству летописи (под 988 г.), он велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимира был его сын великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019—1054), в правление которого христианская вера на Руси, по свидетельству летописи (под 1037 г.), продолжала «плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться... и умножились пресвитеры и люди христианские. И радовался Ярослав, видя множество церквей и людей христианских...» (4, с. 167). При Ярославе Мудром построены такие выдающиеся памятники русского церковного зодчества, как киевская София (заложена в 1037 г.) и новгородская София (1045—1050 гг.), основан знаменитый Киево-Печерский монастырь (1051 г.), во многом определивший дальнейшее развитие религиозной и культурной жизни Киевской Руси.

http://sedmitza.ru/lib/text/436354/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010