Апостолам преемствовали епископы ( Деян.20:28 ; 1Тим.3:14–15, 5:22 ). Последние, по примеру и наставлению Апостолов, рукополагали пресвитеров и усвояли им часть своих прав, дабы они были их помощниками ( Тит.1:5 ). Диаконы были избираемы и рукополагаемы тоже в помощь епископам и пресвитерам ( Деян.6:1–7 ). Второй разряд лиц в Церкви составляли миряне – паства, подчиненная иерархии в духовном отношении ( 1Пет.5:2–5 ; Деян.20:28 ). 17 Апостолы, поставляя себе преемников и помощников: епископов, пресвитеров и диаконов, им одним предоставили права учить, священнодействовать в Церкви и управлять ею; а людям, не облеченным этими правами, они строго воспретили восхищать то или другое право и в отдельности, и в их совокупности. Так, относительно проповедания, или учения о вере апостол Павел пишет: как проповедовать, если не будут посланы ( Рим.10:15 )? Такое же предостережение относительно самозванного присвоения прав на учительство, священнодействие и управление в Церкви апостол Павел высказывает и в другом месте. Упомянувши о различных названиях лиц, учительствовавших в Церкви, Апостол говорит: Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? ( 1Кор.12:29 ). Ту же мысль апостол Павел высказывает и еще в другом месте. Сказавши об обязанностях служения первосвященника, Апостол присовокупил: никто сам собою не приемлет этой чести, но призванный Богом как и Аарон ( Евр.5:4 ). Так как, по слову Христа, кто не дверью входит во двор овчий, но прелазит инде, тот вор и разбойник ( Ин.10:1 ), то никто не должен по своей воли, вопреки установленному Христом и Апостолами порядку, присвоят себе звание первосвященника, которое установлено Богом, находилось под особым покровительством Божиим ( Чис.16:9–10 ; 2Пар.13:9, 29:16–21 ) и судом Божиим было ограждено от оскорблений. Подобно современным сектантам, некогда Корей, Дафан и Авирон восстали на Моисея и Аарона, говоря: Полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь, почему же вы ставите себя выше народа Господня ( Чис.16:1–3 )? И за это строго наказал их Бог .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Посему слова св. ап. Павла о назидании в их прямом смысле, мы, обыкновенные смертные миряне, не имеем никакого права относить к себе. Тем не менее в этих словах и для каждого из нас заключается величайший христианский урок, о взаимопомощи и поощрении друг друга к любви и добрым делам. Все мы христиане, связанные союзом общей любви, как члены одного тела Христова, должны единодушно держаться исповедания упования неуклонно: посему призываемся быть внимательными друг к другу, взаимно поощряя к любви и добрым делам ( Евр.10:23, 24 ); служить друг другу тем даром, какой кто получил ( 1Пет.4:10 ) – именно: быть страннолюбивыми друг ко другу (выше 9); согрешившего исправлять духом кротости ( Гал.6:1 ); увещевать друг друга и назидать ( 1Сол.5:11 ); вразумлять бесчинных, утешать малодушных, поддерживать слабых, быть ко всем долготерпеливыми (14); смотреть, чтобы кто кому не воздавал злом за зло, но всегда искать одного только добра и друг другу и всем (15 ст.); со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением снисходить друг ко другу любовью, стараться сохранять единство духа в союзе мира ( Еф.4:2, 3 ); непрестанно молиться, за всё благодарить; испытавши всё, держаться хорошего ( 1Сол.5:17, 18, 21 ); носить бремена один другого ( Гал.6:2 ), в особенности сильные – немощи бессильных ( Рим.15:1 ). Словом: все мы люди должны служить друг другу любовью ( Гал.5:13 ) и таким образом исполнять закон Христов (6:2; 5:14). С этой целью мы в известных случаях (когда подскажет нам чистая братская любовь) обязываемся припоминать один другому заповеди Спасителя и притчи Его, псалмы Давида и разные отрывочные, высокопоучительные изречения Богодухновенных писателей во взаимное назидание и вразумление. Ибо все христиане вместе – тело Христово, а порознь члены ( 1Кор.12:27 ); если страдает один член, страдают с ним все члены, славится один член, с ним радуются все члены (26). Посему, естественно, дабы не было разделения в теле, все члены должны одинаково заботиться друг о друге (25). Всё тело составляемое посредством всяких, взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви ( Еф.4:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ибо «как далеко отстоит восток от запада, так удалил Я от тебя беззакония твои, и как отец милует сынов», так Я милую тебя (ср. Пс. 102:12–13 )». Только ты не отставай и не отступай от Того, Кто избрал тебя на псалмопение и молитву, но прилепись к Нему во всю свою жизнь или чистым дерзновением, или благочестивым непостыдством и твердым исповеданием Ему. И Сам Он очищает тебя Своим собственным мановением. Ибо что Бог очищает Своим хотением, того не будет в состоянии и сам великий апостол Петр признать нечистым или осудить. Ибо сказано ему: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» ( Деян. 10:15 ). Ведь разве не Бог оправдал нас Своим человеколюбием? «Кто же будет осуждать нас?» (ср. Рим. 8:34 ). Ибо когда мы призываем имя Господа нашего Иисуса Христа, то легко очищается совесть наша, и тогда не бывает никакой разницы между нами и пророками и прочими святыми. «Ибо Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли в добродетелях, или спим» по некоему обстоянию, как естественно при некоторых слабостях, «жили вместе со Христом» ( 1Фес. 5:9 =10), взирая на Него с великими стенаниями и непрестанным плачем и Им дыша. Итак, «облечемся в броню веры» и возьмем «шлем надежды спасения» ( 1Фес. 5:8 ), чтобы не нашли доступа к нам стрелы отчаяния или безнадежности. Но ты говоришь опять: «Я сержусь всякий раз, когда вижу, что миряне нисколько не подвергаются искушению, и сильно раздражаюсь». Так знай, возлюбленный, что сатана не имеет надобности искушать тех, кто сам себя искушает и житейскими делами увлекается всегда к земному. Познай также и то, что искушаемым уготованы награды и венцы, конечно, не тем, которые не думают о Боге, и не тем мирянам, которые лежат ниц и храпят. «Но я, – говорит малодушный, – терплю слишком много искушений, ибо «чресла мои полны воспалений» ( Пс. 37:8 ), как говорит пророк, и только бедствие и угнетение, «и нет исцеления для плоти и попечения о костях» (ср. Пс. 37:4 ; Притч. 3:8 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Еще есть мирные грамоты. Мирные грамоты выдаются лицам, которые отправляются в путь. Но они, скорее всего, наиболее соответствуют нашим отпускным грамотам, которые получают не священники. Обо всех этих грамотах говорится в апостольских правилах (12-м и 33-м), а также в правилах соборов: 4-го Вселенского Собора (правила 11, 13) и 6-го Вселенского Собора (правило 17). А теперь, когда у нас Церковь – народная, то, естественно, эти грамоты, часто производят отрицательное впечатление. Дескать, «ну вот, и тут бюрократия, не могут поверить человеку на слово». Но это касается всех, кроме священников. Мы все-таки с грамотами. Или нас знают там, куда мы уехали. Если не знают, то следует предъявить грамоту, что ты не под запретом или еще что-то. А вот миряне болезненно к этому относятся. Они не хотят никаких записей, переписей. Особенно в советское время этого боялись, воспринимали как то, что их хотят сдать: послезавтра уволят с работы, с учебы и так далее. Поэтому везде надо подходить с рассудительностью, с рассуждением. О духовной дружбе Дружба. Дружба в Церкви. Христос Сам говорит Своим ученикам: «Вы друзья Мои… Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями…» (Ин. 15: 15–15) Нет более близкого общения, более близкой дружбы, чем дружба духовная Эта христианская дружба, к счастью, имеет место быть. Хотя, может быть, гораздо меньше, чем бы хотелось, но все-таки есть. Она очень трогательна. И нет, конечно, более близкого общения, пребывания в общении, более близкой дружбы, чем дружба духовная. Духовный брат, духовная сестра – это, наверное, самое большое, что может быть. Сюда же, к дружбе, относится еще одна вещь – господство. Господь Иисус Христос на Тайной вечери говорит: «Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий» (Лк. 22: 25–26). Апостол Петр говорит то же самое: «Пасите Божие стадо». Божие стадо. А то говорят: «Вот у меня на приходе…», «А вот у меня бабушки…», «А вот у меня там в храме чего-то отлетело…» Надо вспомнить, кто ты. Подойди к зеркалу, посмотри, что у тебя там отлетело. Что у тебя есть, чего у тебя нету. Почему ты говоришь «у меня»? Это не у тебя. Это на приходе, это в храме, это у Господа.

http://pravoslavie.ru/145444.html

Имеют ли миряне право отлучать от Церкви?   Никто не имеет права отлучать от Церкви, кроме священноначальствующих. Как должно относиться к священноначальствующим в Церкви?   Ап. Павел пишет: «просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовию за дело их» (1 Фес. 5:12, 13). Как относятся сектанты к истинному (т.е. православному) христианскому священноначалию?   Они поносят христианское, православное священство, хулят его, издеваются над ним. Какой конец будет им от Господа за это издевательство?   Господь положил «беззаконников соблюдать ко дню суда для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны, и не страшатся злословить высших» (2 Петр. 2:9, 10).    И Ап. Иуда говорит, что, как Содом и Гоморра погибли, «так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти» (Иуд.1:7, 8). Что сказать, когда сектанты в своих ругательствах на истинное христианское священноначалие оправдываются тем, что пастыри у нас имеют те или другие человеческие недостатки?   Должно указать на пример Ап. Павла.    Иудейский Первосвященник Анания был очень недостойный человек и повелел незаконно бить Апостола Павла по устам. Ап. Павел назвал его «стеной подбеленной», но когда узнал о его первосвященническом достоинстве, то промолвил: «я не знал, братья, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь» (Деян. 23:1—5). Значит, никого из законно священноначальствующих в Церкви лиц злословить нельзя. Можно ли доказать сектантам, что наше священноначалие истинно и законно?   Можно, потому что истинное священство должно идти непрерывно и преемственно от св. Апостолов, а таковым и является наше, православное, священство. Действительно ли наше священство идет непрерывно от Св. Апостолов?   В Церкви Христовой, Православной, есть списки епископов, идущих непрерывно от св. Апостолов. В конце этой главы такой список епископов русской и греческой Церкви приложен для удостоверения всех в непрерывности нашего священства от дней Апостольских.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

– Кто духовно сильнее: верующие люди советского прошлого или современные миряне? – Верующие люди советского времени были более крепкими в вере, сейчас более мягкие, изнеженные. Трудности нас закаляли и укрепляли в вере. – Дайте, пожалуйста, духовное наставление тем, кто хочет встать на пастырскую стезю. – Иметь смирение, кротость, воздержание, терпение, любовь к храму, к богослужению, быть ревностным к службе, читать Священное Писание, напитываться им. – Что бы вы пожелали нашим читателям? – Христос Воскрес – и все мы воскреснем. Господь обещал – и Господь приведет в исполнение Свои обещания. Через болезни, скорби, страдания Господь очищает душу человека и приближает к Себе. Господь пришел, чтобы освободить нас от греха. Каждый день нужно читать Евангелие, впитывая каждое слово, – это беседа с Самим Христом. Будем помнить слова Спасителя: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 4–5). скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Татьяна 30 октября 2023, 13:54 Спасибо большое отец Симеон за рассказ, до слез. Сегодня день поминовения всех православных христиан, безвинно богоборцами убиенных. Царствие Небесное деду Сергию и бабушке Акилине! Господи укрепи нас в вере! Галина И. 30 октября 2023, 12:19 Большое спасибо! Богоборчество никуда не делось, оно есть и доныне, обретя маски и перелившись в иные формы: где -то грубые и агрессивные, где-то соблазнительно- лукавые. А чаще всего- религиозно - либеральные, с умилительной маской гуманности и благодушия, извращающие истину или уклоняющие от нее. Вследствие стремления нек. людей к импозантности и отсутствия в них " твердого основания учения " (Лк.1,4) стираются грани между верой и суеверием, между добром и злом, между истиной и грехом. Иной чужой грех подвергается собственному безапелляционному приговору или же, наоборот, оправдывается и преподносится как праведность. " Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина " (Ин.17,17).

http://pravoslavie.ru/156978.html

После трехлетнего обучения Он дунул на Апостолов, чтобы символически изобразить передачу Своего Духа, Своей власти: «дунул и говорит им: примите Духа Святого» ( Ин.20:22 ). Таким образом, Иисус Христос от верующих в Него отделил особых лиц, которым предоставил особые права и этим положил начало церковному устройству и разделению христианской общины на две части–клир и миряне. Хотя Иисус Христос и других 70 учеников Своих отправил на проповедь ( Лк.10:1 ), но никогда Он не давал им полномочий, касающихся устройства Церкви. Это право принадлежало исключительно Апостолам. Из Слова Божия мы видим, что сами Апостолы смотрели на себя как на призванных Иисусом Христом и на слуг Христовых, но не общины Христианской ( Рим.15:16 ), «призванных к Апостольскому служению и избранных к благовестию Божию» ( Рим.1:1 ), «не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых ( Гал.1:1 ). Поэтому не община избирает нового Апостола, но Апостолы молятся, чтобы Сам Бог через жребий определил, кого Он избирает ( Деян.1:24 ). Поэтому Апостолы желают, чтобы люди смотрели на них, как «на служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» ( 1Кор.4:1 ). «Мы посланники от имени Христова и как бы Сам Бог увещевает через нас». ( 2Кор.5:20 ). Сам Иисус Христос «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями». ( Еф.4:11 ). Апостол Павел укоризненно спрашивает Коринфян: «есть ли апостолы? есть ли пророки? есть ли учители? есть ли чудотворцы? ( 1Кор.12:29 ). История христианской Церкви нам свидетельствует, что Апостолы всегда и везде действовали, как получившие духовную власть от Самого Иисуса Христа, а христианские общины всегда смиренно подчинялись им. Апостолы основывают христианские Церкви, поставляют пресвитеров ( Деян.14:23 ); сообщают благодатные дары ( Деян.8:15 ); делают предписания касательно церковного устройства ( Деян.15:28 ); повелевают общинам ( 1Кор.11:34 ); угрожают общинам ( 1Кор.4:21 ; 2Кор.13:10 ); назначают наказание и освобождают от него ( 1Кор.5:5 ); отлучают от Церкви и принимают снова ( 2Кор.2 ); они испытывают, во всем ли послушна община ( 2Кор.2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

10, 1–17. Описание закрепления реформы. Подписавшие Завет были занесены в списки, в которые вошли светские начальники, священники, левиты и миряне. III. ИСЧИСЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ, ОСВЯЩЕНИЕ СТЕН И УСТРАНЕНИЕ НОВЫХ НАРУШЕНИЙ. 11 – 13. глл. 11, 1–2. Для того чтобы обеспечить защиту Иерусалима и иметь достаточно народа для храмового богослужения, Неемия переселил каждого десятого жителя Иудеи в Иерусалим. 11, 3–20. Список глав народа, живущих в Иерусалиме, имеет сходство с аналогичным списком в 1Пар. 9, 2–34 . 11, 25–36. Список иудейских селений вне Иерусалима, начиная с юга, и далее на север. 12, 1 – 13, 3. Неоднородные повествования. В этом отделе приводятся священнические родословия рассматриваемого периода (12, 1–26); подробное описание ритуала освящения иерусалимских стен (12, 27–43) и идеализированная картина общественного богослужения во дни Зоровавеля и Неемии (12, 44 – 13, 3). Описание освящения восстановленных стен Иерусалима показывает, что это было литургическое действие, в котором участвовало духовенство и миряне. В ритуал освящения стен входил обход стен двумя сонмами, возглавляемыми Неемией и Ездрой, каждый из которых двигался в противоположном направлении. 13, 4–31. Вторая миссия Неемии. Устранение новых нарушений. После 12-летней деятельности в Иерусалиме Неемия возвратился к персидскому двору (432 г.). Время его вторичного прибытия в Иерусалим установить трудно, но несомненно это было до смерти Артаксеркса I в 423 г. до Р. Х. Когда он увидел, что его враги укрепились в его отсутствие и вновь появились искорененные злоупотребления, он пришел в негодование и предпринял решительные меры к их искоренению. 13, 10–14. Восстановление десятин. В отсутствие Неемии многие иудеи перестали вносить десятины левитам, и они разошлись из храма в поисках заработка. Неемия добился восстановления обеспечения левитов десятинами и назначил специального казначея по их сбору. 13, 15–22. Восстановление субботы как дня покоя. Неемия повелел запирать городские ворота с вечера пятницы до утра после субботы. Торговцев, ночевавших в субботу за стеной города, он предупредил, что «наложит на них руку».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

– Ибо есть похититель власти. Такожде извержены да будут и прочие из клира, к нему приложившиеся. Миряне же да будут отлучены от общения церковного» (ср. Ант. 5., Гангр. 6., Карф. 10., Двукр. 13). Объявляя власть епископа простирающейся на все церкви и лица, в его епархии состоящие, каноны повелевают, чтобы «клирики при богадельнях, монастырях и храмах мученических пребывали, по преданию св. отец, под властью епископов каждого града и по дерзости, не исторгались из под управления своего епископа. Дерзнувшие нарушить сие постановление каким бы то ни было образом и не подчиняющиеся своему епископу, если они клирики, подлежат наказаниям по правилам, а если монашествующие или миряне, то подвергаются отлучению от общения церковного» (IV всел. пр. 8). Другие каноны, о том же предмете предписывают, чтобы «по каждой епархии в селах или предградиях сущие приходы неизменно пребывали под властью заведывающих оными епископов» (IV всел. 17, всел. 25). Вообще по каноническим правилам вселенских и поместных соборов, а также и всегдашней практике вселенской церкви, законной и действительной, в пределах каждой епархии, властью должна быть власть епископа, которая, обнимая все церкви и приходы в епархии, в равной мере простирается на клир и народ всякого звания (IV всел. 4, IV всел. 31, Двукр. 12 и др.). Согласно с изъясненными началами, действующими повсюду в православной церкви и в нашей отечественной церкви, епископы также являются правителями, судьями и распорядителями по делам церковным в пределах епархий, совпадающих по общему правилу, не без исключений, с границами губерний. По общепринятой практике русской церкви и по уставу духовных консисторий, епархиальный архиерей ведает, и духовным управлением и духовным судом в епархии, которые и производит при посредстве, состоящей под непосредственным его начальством, духовной консистории, простирая свою иерархическую власть, согласно 35 апостольскому правилу, не далее границ вверенной ему епархии (Уст. Дух. Конс., ст. 1 и 3, изд. 1883 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В России в восьмидесятых годах XIX столетия существование диакона было возведено в степень нормы для каждого прихода, насчитывающего более семисот душ (Указ Св. Синода от 4.03.1885). Чуть позже их сделали ответственными за религиозное образование в общественных школах (Указ Св. Синода от 3.03.1886). Кроме того, было решено сократить на треть денежное содержание тех диаконов, что были рукоположены после 1885 г., но не имели соответствующей для преподавания в школах подготовки. 9 Благотворительность же полностью исчезла из сферы диаконской деятельности, как показывает тот факт, что она более не соотносится ни с одним церковным чином. 10 Очевидно, что богослужебный аспект диаконской деятельности был поглощён священством, а социальный аспект – мирянами. Это сделало диаконский сан анахронизмом. С литургической точки зрения, у нас в Студийском Типиконе есть некоторое свидетельство того, что b XI–XII вв. проскомидия совершалась диаконами. Эта традиция определённо существовала b XII в. и в России. И в XV beke в России диаконы всё ещё совершали некоторые приготовительные действия, относящиеся к проскомидии. 12 В XVI в. с целью борьбы против Унии в Польше появляются братства, состоящие из мирян. Они приняли на себя задачи учительства и благотворительности. В Восточной Церкви миряне вообще таковы, словно имеют дар благодати для дел милосердия. Среди Восточных Патриархатов их роль была институализирована b XIX столетии. В 1856 г. Оттоманская Порта приказала учредить общую комиссию, состоящую из клириков и мирян, для управления делами каждой религиозной общины. Патриарх Константинопольский был избран совещанием старейшин греческого миллета 13 , высших представителей церковной власти и пр. Подобным же образом происходило избрание Иерусалимского (в 1873) и Антиохийского (в 1898) патриархов. Итак, миряне приняли на себя в Церкви все обязательства общественного характера. Социальное служение стало светским делом, и общая тенденция в Восточной Церкви за последнюю сотню (или даже больше) лет такова, что духовное концентрируется в руках клириков, а светское – в руках мирян. Проблемы, поднимаемые диаконатом

http://azbyka.ru/diakonat-v-pravoslavnoj...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010