Часть первая Отдел первый. Слова и беседы на воскресные дни и подвижные праздники и нарочитые дни церковного года Слово Святого Иоанна Златоустого в неделю ваий 172 Благословен Царь Израилев, ( Ин.12:13 ). Благословен грядый, который всегда с нами находится и вне верных никогда не бывает. Благословен Царь Израилев. Поистине народ этот знал о Его вшествии. Ибо как в нынешнее время, когда земной царь ведетъ войну против врагов и возвращается с победой, все граждане выходят к нему навстречу за город, носят цветы, сплетают похвалы, вместо розовых цветков поют хвалебную песнь, побуждает же их к этому не любовь к славе, но желание прославить победу: так и о Владыке Христе, как о победоносном Царе, весь народ показал словом и делом, что грядущий есть победитель, или лучше, что Он есть подлинно Бог . Ибо одному только Богу приличествуют эти произнесенные тогда слова и открывающие разумным божественные тайны: Осанна в вышних. Что значит осанна в вышних? спаси; ибо осанна по-еврейски значит – спаси. Осанна в вышних, тоесть, как вверху спасение, так внизу человеколюбие. Осанна в вышних. Благословен грядый во имя Господне Царь Израилев ( Ин.12:13 ). О боговедущий народ, участвующий в ангельском служении! ходя по земле, они ликуют на небе; будучи облечены телом, касаются бестелесного, иудеи по имени, христиане на деле; миряне по жизни, апостолы по исповеданию. Они свыше и внизу получили откровение. Ибо как верховный между апостолами Петр не от своего ума, но из божественного свыше откровения от Отца говорил Господу – ты еси Христос, сын Бога живаго ( Мф.16:16 ), и Господь, показывая, что он получил откровение не от своего ума, но свыше от Отца, называя Петра блаженным, говорил ему – блажен еси Симоне, варъ Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой иже на небесех ( Мф.16:17 ): так точно и народ этот, получив свыше откровение, восклицал ко Господу, говоря: Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне Царь Израилев. Теперь уместно сказать, – какое и откуда мы имеем указание на то, что этот иудейский народ получил откровение свыше.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

III. Опыт миссионерского изъяснения извращаемых лжеучениями сектантства мест Священного Писания , на коих утверждаются основные догматы православной Церкви. О соборах Церкви Деян. 15 глава повествует об апостольском соборе. Объясн. В Иерусалиме было собрание и рассуждение на нем апостолов и пресвитеров со всей церковью (ст. 6–22), так чтобы и миряне знали основания постановленного решения и следовали ему разумно и по убеждению. На собрании говорил сначала ап. Петр (ст. 7–11), потом ап. Иаков (13–21), но решение постановлено всеми и послание к антиохийцам написано от лица апостолов, пресвитеров и братий (22–23). В этом послании мнение об обязательности обрезания для обращающихся ко Христу язычников отвергнуто, как вышедшее не от апостолов (24), – решение собора изложено в словах: Угодно было Святому Духу и нам не возлагать на вас никакой бремени более, кроме сего необходимого (ст. 28– 29). Что же усматривается из этой истории? 1) Вопросы о предметах веры, возбуждающие разногласие в отдельных церквах, разрешаются собором. 2) В Иерусалимском соборе участвуют пресвитеры, так что соборы могут собираться и по отшествии апостолов, их преемниками, из епископов и пресвитеров при участии мирян. 3) Решение собора есть решение Святого Духа, наставляющего на истину предстоятелей Церкви. Вот основания по которым мы должны считать вселенские соборы высшего видимой властью в Церкви и постановления их как обязательные для христиан правила веры. Итак, в апостольской церкви было положено начало соборов. Другие примеры соборного рассмотрения и решения церковных дел можно находить в Деян. 1, 15–26; 6, 1–5; 8, 14 и др. Освященном Предании Мф. 15, 3 –.9. «Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего... но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Исаия 29, 13). Объясн. Здесь Иисус Христос говорил не о всяком Предании, а только фарисейском, которое назвал: «вашим», было и другое предание не от старцев, но от отцов? Иоан. 7, 22 ; фарисеи же соблюдали предания старцев, относящиеся не к религиозной, а к обыденной жизни: Марк. 7, 3–8 . Смешивать это предание со Священным Преданием нельзя, ибо оно есть слово Божие: Гал. 1, 11–12 ; за соблюдение Священного Предания апостол хвалит 1Кор. 11, 2–3 ; и просит держаться его: 2 Фесс. 2, 15; 2Тим. 1, 13 ; и передавать другим: 2Тим. 2, 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Закрыть itemscope itemtype="" > Революционные настроения пагубны для Государства и народа Митрополит Петрозаводский и Карельский Константин на годовом Епархиальном собрании подвел итоги 2017 года 13.12.2017 878 Время на чтение 9 минут Во вторник, 12 декабря, в Петрозаводске под председательством митрополита Петрозаводского и Карельского Константина состоялось годовое Епархиальное собрание Петрозаводской и Карельской епархии, сообщил «Русской народной линии» Информационный отдел епархии. В собрании приняли участие члены Епархиального совета, благочинные церковных округов, настоятели и настоятельница Епархиальных монастырей, монашествующие, руководители епархиальных отделов, сотрудники Петрозаводского епархиального управления, духовенство епархии и миряне. На собрании также выступил заместитель министра Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными и религиозными объединениями и средствами массовой информации Виктор Георгиевич Красножон. Заседание открылось пением молитвы «Царю небесный» и «Символа веры» перед иконой Распятия Христа Васнецова и старинной иконой Воскресения Христова (XVII в.). Заместителем председателя Епархиального Собрания был избран иерей Константин Павлюченко, секретарь главы Карельской митрополии; секретарем собрания – секретарь Петрозаводского Епархиального управления протоиерей Роман Чадаев. Для подписки протокола собрания были избраны благочинный Центрального округа протоиерей Иоанн Тереняк и благочинный Заонежского округа протоиерей Андрей Верещагин. Первым прозвучало сообщение митрополита Петрозаводского и Карельского Константина, управляющего Петрозаводской и Карельской епархией, главы Карельской митрополии о прошедшем Архиерейском Соборе 29 ноября – 2 декабря 2017 года и отчет о жизни и деятельности Петрозаводской и Карельской епархии за 2017 год. В своем докладе Владыка отметил, что «уходящий год для нашего Отечества был ознаменован несколькими столетними датами. Это Февральская и Октябрьская революции 1917 года – начало восхождения на Голгофу Церкви Христовой и Отечества нашего, начало Гражданской войны. Памятуя о трагических событиях ХХ века и размышляя об их причинах, мы должны с искренним убеждением свидетельствовать о главном уроке минувшего столетия: без Бога никакое государственное или общественное строительство не приведет к благополучию. История показала, что пагубными для государств и гибельными для людей являются революционные настроения, порожденные политическими провокациями, в том числе использующими запрос на социальную справедливость. Представители всех слоев общества должны приложить усилия, чтобы избежать повторения ошибок, приведших в прошлом веке к страданиям и смерти множества людей, к разрушению государственности.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/13/re...

А.В. Журавский Глава III. Деятельность митрополита Кирилла в советской России до декларации 1927 года Обстоятельства назначения архиепископа Кирилла экзархом Грузии и избрания на нижегородскую кафедру С апреля 270 1918 года 271 Святейшим Патриархом Тихоном архиепископ Кирилл был назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским. Об этом было объявлено 8 апреля 1918 года на Поместном Соборе, на котором присутствовал и сам владыка Кирилл. Секретарь огласил выписки из постановлений Святейшего Патриарха и Священного Синода от 19 марта (1 апреля) и 23 марта (5 апреля) 1918 года за 185, 210 о «бытии архиепископу Тамбовскому и Шацкому митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским, и о предоставлении ему права ношения белого клобука и митры с крестами» 272 . Само назначение владыки Кирилла на Тифлисскую кафедру являлось мерой, в некоторой степени вынужденной: митрополит Платон (Рождественский), будущий первоиерарх Американской Православной Церкви, не был в состоянии справиться с тяжелой закавказской ситуацией. Еще 12 марта 1917 года собравшиеся во Мцхете в храме Двенадцати апостолов представители грузинской иерархии (епископы, клирики и миряне) объявили о «восстановлении автокефального церковного управления в Грузии». Архиепископу Платону тогда же было объявлено, что отныне он перестает быть экзархом Грузии. Низложенный экзарх отказался подчиняться постановлению Мцхетского Собора 273 . С этого времени и начинается отсчет сложного и трагического периода (длившегося до 1943 года) в отношениях между Русской и Грузинской Церквами, характеризующегося прекращением церковного общения и параллельным существованием на одной канонической территории приходов двух юрисдикций. Грузинский экзархат Русской Православной Церкви возглавлялся к началу XX века иерархом в сане архиепископа или митрополита, носившего титул Карталинского и Кахетинского, экзарха Грузии. В Грузинский экзархат входили епархии: Грузинская (кафедра в Тифлисе) с викариатствами Алавердским (учреждено в 1886 г.), Бакинским (учреждено в 1905 г.) и Горийским (учреждено в 1811 г., епископы проживали в Тифлисе); Ереванская (учреждена в 1912 г.); Гурийско-Мингрельская (с кафедрой в г. Поти); Имеретинская (учреждена в 1821 г., кафедра в г. Кутаиси); Сухумская (учреждена в 1885 г., кафедра в Сухуми). К моменту провозглашения автокефалии в Грузинском экзархате были следующие иерархи: архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Платон (Рождественский) (с 13 августа 1917 г. – митрополит Тифлисский и Бакинский); викарии Грузинской епархии епископ Горийский Антоний (Георгадзе), епископ Алавердский Пирр (Окропиридзе), епископ Бакинский Григорий (Яцковский), епископ Ереванский Дамиан (Говоров); правящие архиереи: епископ Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропиридзе), епископ Имеретинский Георгий (Аладашвили), епископ Сухумский Сергий (Петров) 274 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИПРСКИЕ (АЛАМАНСКИЕ) СВЯТЫЕ [греч. Αλαμνοι γιοι τς Κπρου] (VII в.?), 300 святых, переселившихся на Кипр после завоевания Палестины арабами. Впервые упоминаются в «Хронике» Леонтия Махераса (1-я пол. XV в.) и в рукописи Lond. Brit. Mus. Add. Ms. 34554, XVI в. (протограф XIII в.). Оба текста восходят к источнику, составленному между 1222 и 1264 гг. Среди этих святых были архиереи, священники и миряне. Они разошлись по острову, поселились в уединенных местах и пещерах по одному или по неск. человек и вели отшельническую жизнь. В тексте не уточняется, о каком именно завоевании Св. земли арабами идет речь: в 638, 1187 или 1291 г. К. Сафас датирует переселение 300 святых на Кипр 90-ми гг. VII в. ( Sathas. 1884. P. 407-408), С. Папагафангелу - временем 2-го крестового похода - 1147-1149 гг. ( Παπαγαθαγγλου Σ. Μορφς πο γασαν τν Κπρο. Λευκωσα, 1988. Σ. 503-508). В «Хронике» Леонтия Махераса перечислены имена 42 подвижников ( Leont. Makhair. Chronicle. § 30-32, 34, 36, в рукописи из Британского музея из-за утраты последнего листа названо 35 святых): прп. Анастасий из Перистероны (пам. кипр. 17 сент.), мч. и св. воин Константин Ормидийский (пам. кипр. 1 июля), сщмч. Ферапонт (пам. 25 мая; пам. кипр. 14, 26, 27 мая, 26 июня, 14 окт.), прп. Созомен из с. Потамия (пам. кипр. 21 нояб.), прп. Епиктет (пам. кипр. 12 окт.), подвизавшийся близ сел. Казафани (совр. округ Кириния), прп. Иларион Новый (пам. кипр. 21 окт.), прп. Епифаний Хитрский (без дня памяти), преподобные Ираклий, Лаврентий, Елпидий, Христофор, Орест и Димитриан , жившие близ с. Кофину (без дня памяти), прп. Евфимиан (пам. кипр. 14, 20 нояб.), преподобные Варнава и Иларион из Перистероны (пам. кипр. 21 окт.), 4 преподобномученика (или преподобных), называемые Илиофотами (пам. кипр. 13 июля), свт. (?) Курнут , еп. (без дня памяти), свт. (?) Ириник (без дня памяти), прп. Ферапонт , подвизавшийся близ с. Килани (без дня памяти), преподобные Феодосий и Полемий , проживавшие близ Морфу (без дня памяти), прп.

http://pravenc.ru/text/1840115.html

Мониторинг СМИ " Он оставил другую церковь " Православный траур по Алексию II продлится до 13 января 10.12.2008 15:01 Во вторник во всех храмах и часовнях Русской православной церкви служили панихиды -- священнослужители и миряне прощались с предстоятелем церкви -- Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Во время божественной литургии и отпевания в главном соборе России -- храме Христа Спасителя присутствовало около двух тысяч верующих, и еще около полутысячи человек собралось у стен храма. Москва проводила Патриарха в последний путь проливным дождем. Архиерейская литургия началась в восемь часов утра. Гроб с телом усопшего Алексия II стоял посередине храма. Патриарх лежал в парадном облачении, покрытый зеленой патриаршей мантией, и с закрытым лицом. По обычаю лицо священнослужителя после его смерти видеть нельзя. Рядом стояли символы патриаршей власти -- посох и крест, а в изголовье -- куколь (парадный головной убор), на котором изображен херувим. Но это не личные вещи Патриарха, а богатства церкви -- ему самому ничего не принадлежит. Верующие, допущенные в храм, пришли еще накануне вечером и провели в молитвах всю ночь. Все высшее духовенство, четырнадцать делегаций православных церквей из разных стран, от Албании до Канады, и делегаты Римской католической церкви пришли к началу церемонии. Чин отпевания возглавил Вселенский патриарх Варфоломей -- глава Константинопольской церкви, первенствующей среди поместных православных церквей. Из приглашенных VIP-nepcoh с самого начала присутствовали немногие. Великая княгиня Мария Владимировна Романова стояла среди монахинь, из известных лиц присутствовали лишь президент Академии наук Юрий Осипов, министр культуры Александр Авдеев и вице-спикер Любовь Слиска. Чуть позднее к ним присоединился режиссер Никита Михалков. Ровно без пяти одиннадцать часть храма, выделенная для особо важных гостей, стала быстро заполняться. В зал торопливо вошли все члены правительства, мэр Москвы Юрий Лужков, нижегородский губернатор Валерий Шанцев, первый замглавы кремлевской администрации Вячеслав Сурков.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Отец Александр Мень и наше время 17 сентября 2015 г. 13:53 Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 12 сентября 2015 года. Возлюбленные братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте. Исполнилось 25 лет со дня страданий, со дня трагической кончины протоиерея Александра Меня — известнейшего московского пастыря, автора многих книг, человека, на которого в жизни и в деятельности равняются многие современные священнослужители и многие миряне, которые занимаются в Церкви творчеством, занимаются миссионерской, проповеднической, катехизической деятельностью. Отец Александр был в жизни Церкви особым явлением — это был проповедник, это был воин Христов, который меня, молодого в свое время человека, поразил своим бесстрашием, своим умением не замечать всей той атмосферы, которая окружала жизнь Церкви в Советском Союзе. Это было время, когда многие недоумевали, спрашивая друг друга: «Неужели нас когда-то пустят в дома культуры, в университеты, в институты, на радио? Пустят разговаривать с тем народом, который связан многими веками своей истории с Православием?» Мне, кстати, в 1986 году один вроде бы умудренный жизнью, но еще достаточно молодой коллега по синодальному учреждению, в котором я тогда работал — по Издательскому отделу Московского Патриархата — сказал в ответ на вопрос, настанут ли времена, когда священников будут показывать по телевизору, сказал очень просто: «Дурак ты, ты ничего не понимаешь, ты еще слишком молодой, этого никогда не будет!». И вот через два-три года после этого разговора появляются на телеэкране иерархи нашей Церкви, наши богословы, наши яркие проповедники, в том числе такой уникальный человек как отец Александр Мень. В обстановке страха, подавленности, в обстановке, в которой примиренчество с безгласностью Церкви в публичном пространстве приравнивалось к мудрости, отец Александр Мень будто не замечал всего этого. Он шел и говорил. С кем-то в церковном дворике, с кем-то на встречах на квартирах, с кем-то на редких тогда, полуподпольных катехизических занятиях, с кем-то через свои книги, с кем-то в электричке по дороге в храм или из храма. А позже — и через телевизор, через большие мероприятия, вечера, лекции, которые собирали значительное количество людей. Он говорил так, как будто окружающей подавляющей христианское слово реальности не существовало.

http://patriarchia.ru/db/text/4221660.ht...

Раздел I. Теология Смысл действий священнослужителей в современном чине литургии оглашенных Священник Борис Игоревич Бурлаков, студент Саратовской православной духовной семинарии Аннотация: В статье анализируется смысл священнодействий в ходе Литургии оглашенных. Производится последовательный анализ основных элементов богослужения – вынос Евангелия, благословение входа, воздвижение Евангелия, Трисвятое, восхождение к горнему престолу, чтение Священного Писания , раскрытие антиминса – посредством соотнесения современной и исторической богослужебной практики. Автором делаются предположения и выводы о причинах трансформации отдельных элементов Литургии оглашенных. Ключевые слова: богослужение, Литургия, священнодействие, священнослужители. Литургия – главное богослужение в Церкви. Если бы не существовало Литургии, бессмысленно было бы вообще совершать какие-либо службы, потому что «без Литургии отсутствует и Церковь как таковая» 1 . Первую Литургию совершил Господь Иисус Христос в сионской горнице ( Мф.26:17–29 ; Мк.14:17–25 ; Лк. 22:14–38 ; Ин.13:1–12 ), и каждая Литургия считается продолжением этого действия. Её невозможно представить без священнослужителей. Священнослужители – это люди, поставленные Церковью на особое служение, главным образом для совершения Литургии. В Православии она имеет определённую, строго закреплённую последовательность действий. Действия же имеют различный смысл, и от осмысления того, что происходит в каждый конкретный момент, зависит молитвенный настрой священника и диакона, а вслед за ними – и прихожан. Известный русский патриарший архидиакон Андрей Мазур говорил: «Если диакон молится, то и народ молится» 2 . К тому же, осознание исторического и символического контекста Литургии может уберечь от ненужных, нелогичных и сомнительных действий во время служения 3 . Вынос Евангелия При изучении древних свидетельств IV века можно заметить, что Литургия начиналась следующим образом: народ ожидал начала службы около храма. Приходили епископ или священник, благословляли народ, чтобы можно было войти в храм, и входили. В храме после приветствия епископа или священника народу: «Мир вам» – народ отвечал: «И духу вашему». Клир и народ садились для слушания Священного Писания 4 . Духовенство садилось на «бему» – возвышенное место, преимущественно епископское седалище в древних церквах. Миряне садились по сторонам в нефе, как бы в корабле, и священство оказывалось посреди них, далее шло чтение Священного Писания . В наше время простой в прошлом вход в храм оброс различными обрядовыми действиями, и в современной практике данный элемент богослужения носит название «малый вход».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Слово в Прощеное воскресенье Распятие, фрагмент (монастырь Студеница, Сербия) Скачать (MP3 файл. Продолжительность 15:15 мин. Размер 7.4 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Благий наш Бог, который дарует нам жизнь и ведет нас от одного времени нашей жизни до другого, и ныне Промыслом Своим привел нас к порогу святого поста, в котором каждый из христиан подвизается и трудится ради спасения своей души, по своему произволению и желанию (Феодор Студит. Поучение 46-е). Вновь Ангел святой Четыредесятницы будет простирать свои благие крыла над всеми, хотящими вступить на это поприще и вновь Святая Церковь будет молить Господа принять пост ее детей, подать им покаяние во спасение и даровать благословение духовное на совершение этого пути к обретению утраченного нами Рая. Между всеми временами года наступающие дни святого поста есть время весны и обновления для душ наших. Они — тихое пристанище, куда все стекаются для обретения духовной тишины: и монахи, и миряне, ибо время это полезно и спасительно для всякого рода и возраста людей в исполнении закона Божьего и Его заповедей для всех единых (Феодор Студит. Поучение 47-е). Сегодня святой апостол Павел обратился к нам со словами: «Наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света». (Рим 13, 11–12) Земные властители, готовясь к битве, призывают под свои знамена только самых умелых и сильных наемников для победы над врагом и вручают им самое смертоносное оружие. Наш Владыка — Христос Спаситель, призывая в свое святое ополчение всех, никого не отвергает. Для каждого найдется подвиг посильный: и для крепких мужчин и немощных жен, для дерзающей и цветущей юности и для дряхлеющей старости, уже не могущей переступить порог жилища своего. Все призываются к духовной брани над самым главным нашим врагом — над нами самими, своими необузданными и греховными страстями, через которые уловляет нас супостат диавол.

http://pravoslavie.ru/51797.html

Разделы портала «Азбука веры» Душепопечение – 1) забота о человеке , осуществляемая в свете евангельского учения, направленная на избавление от греховности, раскрытие в нём черт образа Божьего , стяжание им праведности, добродетелей в соответствии с идеалом, представленном в Лице и жизни Господа Иисуса Христа ; 2) духовное окормление, духовничество. Душепопечение разделяют на общее, которое человек получает во время  богослужения , участвуя в Таинствах и требах , и частное – это беседы, в которые могут входить и молитва и изучение Священного Писания . Душепопечение обычно рассматривается в пастырской практике является синонимом духовничества . Однако и на мирян возложена обязанность учительства, связанного с душепопечением ( 1Фес.5:11 ; Евр.3:13 ; 1Петр.4:10-11 ; Гал.6:1 ). По благословению священноначалия миряне оказывают психологическую и  катехизаторскую помощь при храмах. О пастырском душепопечении иеромонах Ншан Петросян Термин душепопечение введен в употребление святым Григорием Двоесловом . Он соответствует терминам: «строительство душ», «непрерывное попечение о спасении паствы», сораспятие, сострадательная любовь и пр. Все эти термины означают всю полноту пастырской любви и заботы о спасении паствы. Душепопечительство не выражается в каких-либо определенных специальных приемах или способах воздействия на пасомых. Оно пронизывает все виды общения пастыря с паствой, являясь их душой и движущей силой. Пастырь призван всегда жить ее скорбями и духовными неудачами, стараясь помочь превозмогать их. Таково существо душепопечения пастыря. Апостолы несли верующим не только благовестие, но и свои души ( 1Фес.2:8 ), обходясь с ними, «как кормилицы с детьми» (2, 7), как любящий отец, готовый просить, убеждать, умолять каждого из верующих «поступать достойно Бога» (2, 11–12). Апостолы были для «всех всем», плача с плачущими, изнемогая с изнемогающими и немощными, чтобы «спасти, по крайней мере, некоторых» ( 1Кор.9:22 ). Душепопечение – это деятельная сторона заповеди «любите друг друга». Душепопечение – это забота пастыря о ближнем, вверенном ему Богом души так, как апостол Павел говорит в послании к римлянам: «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас во славу Божию» ( Рим.15:7 ). Это – когда человек со своими проблемами находится перед Богом вместе с другим человеком. И задача душепопечителя – идти рядом с человеком, неся его ношу какую-то часть пути, ставя ближнего в центр внимания.

http://azbyka.ru/dushepopechenie

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010