Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу († 345-351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бари, где почивают и поныне (22 мая н.с., 9 мая с.с.). Почитание Николая Чудотворца на Руси Имя  святителя Николая  — одно из самых почитаемых во всем христианском мире. Согласно преданию он жил на рубеже III–IV веков (иногда называют даже точные даты жизни: 260—343 гг.) и был епископом в городе Миры в Ликии (Малая Азия), откуда и происходит его прозвание — Мирликийский (нередко пишут — Мир Ликийский). Еще при жизни святитель Николай прославился многими подвигами и чудесами во славу Христову. Поэтому день его погребения — 6 (19) декабря — стал общехристианским праздником. На Руси этот день стали прозывать Никола зимний. На Руси имя Николая Чудотворца получает известность довольно рано. Так, в Киевском Софийском соборе, построенном в середине XI века Ярославом Мудрым, в числе наиболее почитаемых святых присутствует и мозаичное изображение святителя Николая. Однако особенное почитание этого святого в пределах Руси начинается со второй половины XI столетия. Связано это было с несколькими причинами. Прежде всего, в 1087 году из города Миры мощи святого были украдены норманнами и перевезены в итальянский город Бари, сначала в церковь св. Евстафия, а затем, в 1089 году, по повелению папы Урбана II их перенесли в специально построенный во имя св. Николая католический собор, где они хранятся и поныне. Русь очень быстро откликнулась на это событие созданием литературного памятника — «Сказание повести, еже о пренесении честных мощей иже во святых отца нашего Николы архиепископа града Миры». Правда, в нем ничего не говорится о факте именно воровства мощей, что само по себе очень характерно — в этом явно прослеживаются какие-то западные влияния на автора Сказания. Более того, само Сказание придает событиям, случившимися с мощами Николая Мирликийского чудесное объяснение. В нем подробно рассказывалось о том, как пресвитеру города Бари явился святитель Николай и повелел отправиться в разоренный к тому времени г. Миры и взять его мощи. Жители Бари, притворяясь купцами, отправились в Миры, и нашли там раку с мощами святого, заполненную благовонным миром, которую привезли в Бари. На родную землю они вступили 9 (22) мая, и сразу же возле мощей сотворилось множество чудес. С тех времен этот день стал считаться вторым праздником в честь знаменитого святого.

http://pravmir.ru/svyatitel-nikolay-chud...

Есть предание, что во время посещения святых мест Палестины, святитель Николаи пожелал однажды ночью помолиться в храме; подошел к дверям, закрытым на замок, и двери Чудесной Силой сами открылись, чтобы Избранник Божий мог войти в храм и исполнить благочестивое желание своей души. Воспламенев любовью к Божественному Человеколюбцу, святитель Николай возымел желание навсегда остаться в Палестине, удалиться от людей и втайне подвизаться перед Небесным Отцом. Но Господу угодно было, чтобы такой светильник веры не оставался под спудом в пустыне, но ярко освещал Ликийскую страну. И вот, по изволению свыше, благочестивый пресвитер возвратился на родину. Желая удалиться от суеты мирской, святитель Николай отправился не в Патары, а в Сионскую обитель, основанную его дядей епископом, где он был принят братиею с большой радостью. В тихом уединении монашеской кели он думал остаться на всю жизнь. Но наступило время, когда великий Угодник Божий должен был выступить верховным руководителем Ликийской Церкви, чтобы просвещать людей светом евангельского учения и своей добродетельной жизнью. Однажды, стоя на молитве, он услышал глас: «Николай! Ты должен вступить на служение народу, если хочешь получить венец от Меня!» Священный ужас объял пресвитера Николая: что именно повелевает совершить ему чудный глас? «Николай! Эта обитель не та нива, на которой можешь ты принести ожидаемый Мной от тебя плод. Уйди отсюда и пойди в мир, к людям, чтобы прославилось в тебе имя Мое!» Повинуясь этому велению, святитель Николай удалился из обители и местом жительства избрал не свой город Патары, где все его знали и оказывали ему почести, а большой город Миры, столицу и митрополию Ликийской земли, где, никем не знаемый, он мог скорее избегнуть мирской славы. Жил он как нищий, не имел где приклонить голову, но неизбежно посещал все церковные службы. Насколько Угодник Божий смирял себя, настолько Господь, унижающий гордых и возвышающий смиренных, возвысил его. Скончался архиепископ всей Ликийской страны Иоанн. Для избрания нового архиепископа собрались в Миры все местные архиереи. Много было предложено к избранию умных и честных людей, но общего согласия не было. Господь сулил для занятия этой должности более достойного мужа, чем те, которые находились в их среде. Епископы усердно молились Богу, прося указать лицо наиболее достойное.

http://pravicon.com/info-3061

По прибытии в Палестину, святитель Николай поселился неподалеку от Иерусалима в селении Бейт-Жала (библейская Ефраффа), которое находится на пути в Вифлеем. Есть предание, что во время посещения святых мест Палестины, святитель Николай пожелал однажды ночью помолиться в храме; подошел к дверям, закрытым на замок, и двери действием чудесной силы сами открылись, чтобы Избранник Божий мог войти в храм и исполнить благочестивое желание своей души. Воспламенев любовью к Божественному Человеколюбцу, Святитель Николай возымел желание навсегда остаться в Палестине, удалиться от людей и втайне подвизаться перед Небесным Отцом. Но Господу угодно было, чтобы такой светильник веры не оставался под спудом в пустыне, но ярко освещал Ликийскую страну. И вот, по изволению свыше, благочестивый пресвитер возвратился на родину. Святитель Николай местом жительства избрал не свой город Патары, где все его знали и оказывали ему почести, а большой город Миры, столицу и митрополию Ликийской земли, где, никем не знаемый, он мог скорее избегнуть мирской славы. Жил он как нищий, не имел где приклонить голову, но неизбежно посещал все церковные службы. Насколько Угодник Божий смирял себя, настолько Господь, унижающий гордых и возвышающий смиренных, возвысил его. Скончался архиепископ всей Ликийской страны Иоанн. Для избрания нового архиепископа собрались в Миры все местные архиереи. Много было предложено к избранию умных и честных людей, но общего согласия не было. Господь сулил для занятия этой должности более достойного мужа, чем те, которые находились в их среде. Епископы усердно молились Богу, прося указать лицо наиболее достойное. Одному из старейших епископов явился в видении муж, озаренный неземным светом, и повелел в эту ночь стать в притворе храма и заметить, кто первый придет в храм на утреннее богослужение: это и есть угодный Господу муж, которого епископы должны поставить своим архиепископом; открыто было и имя его – Николай. Получив сие божественное откровение, старец епископ сообщил о нем другим, которые, в чаянии милости Божией, еще усилили свои молитвы.

http://pravoslavie.ru/15553.html

Память одного и того же святого может совершаться в разные дни в разных частях Церкви. Так что вполне может быть, что того самого св. Валентина, которого в Италии празднуют 14 февраля, у нас сугубо чтут через полгода – 12 августа. Может быть и так, что память одного и того же святого совершается несколько раз в году (вспомним летнего и зимнего Николу). Наконец, Церковь вправе просто переносить память святого с одного дня на другой 137 . Может ли Православная Церковь принимать праздник, рожденный не в ней? И на этот вопрос наша история уже дала положительный ответ. В нецерковной истории советской России родился День Победы – 9 Мая. Но определением Архиерейского Собора Русской Церкви в 1994 году установлено совершать в День Победы особое ежегодное поминовение усопших воинов и всех страдальчески погибших в годы войны. И уже совершенно поразительно то, что в Русской Православной Церкви празднуется «вешний Никола» – праздник, который знаком только итальянским католикам, но которого нет у православных греков 138 . Праздник установлен в честь «переноса мощей св. Николая из города Миры Ликийские в город Бари». То, что для жителей Бари это был праздник – несомненно. Но праздновали ли это событие жители родного города св. Николая – Мир Ликийских? Добровольно ли они расстались со своей святыней? И куда мощи были перенесены не в смысле географическом, а в смысле конфессиональном? Миры – это город на территории нынешней Турции. Бари – город итальянский. Православен ли был в те годы этот град? Житийные тексты предпочитали не видеть этой проблемы: «И был убо в дни сия презвитер благоверен христолюбив же и праведен в граде Баре немецкыя области. Сему святый Никола яви ся глаголя: иди рци людям сим и всему собору церковному яко да шедше возмут мя от мирскаго града… И в третие лето пренесения его от Мир, послаша к римьскому папе Герману яко да будет с епископы своими и со всем крылосом церковным» 139 . Украинские антилатинские полемисты XVII века проблему уже видели, но разрешали ее просто: «Ижъ Никола святый зезволил перенесену быти телу своему на заход не до костела Латино-Римского вызнавцов, але до вызнавцов веры церкве всходной. Калабрия на тот час вся в послушенстве як цесара восходного, так патриархи Константинополского была» 140 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Только сейчас, буквально у нас на глазах, Россия начинает отворачиваться от Европы. Назовём вещи своими именами: поворот этот вынужденный, вызванный воистино остервенелой реакцией Запада на российскую военную операцию, и скорее «технический», нежели идейный. Иначе говоря: на смену идее «Россия – это Европа» пока не пришла новая идея, которая бы чётко определила – «Что такое Россия?». История в 2014 г. дала России уникальную возможность исправить ошибки прошлого, но Россия ею не воспользовалась. Поэтому сегодня она решает военную проблему Украины в гораздо более сложных, нежели в 2014 г., условиях. Но то же самое, mutatis mutandis, можно сказать о проблеме её самоопределения. С одной стороны, в данный момент не до этого: главное сейчас – победа. А с другой стороны, если Россия каким-то чудом получила шанс исправить ошибки теперь уже самого недавнего прошлого, то это не значит, что для этого ей отпущено ещё восемь лет. Поэтому Россия не может позволить себе ещё раз терять время. Без своей идеи, которую она предложит Украине, она не привлечёт к себе её жителей. А именно завоевание их сердец и умов есть единственно возможный результат денацификации Украины, т.е. выведения её из состояния анти-России. Если России не удастся привлечь к себе жителей Украины, она и войну проиграет, и Украину потеряет, и теперь уже навсегда. Александр Яковлевич Коппенол , православный публицист, Голландия Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 5. охтенский охранитель Был в своё время,в городе Демре-современное название древнейшего города Миры Ликийские.Если Ликийские,то значит не один город с таким название был в Малой Азии.Ликия-это регион.Был и в Храме в котором служил Николай Угодник,Мощи которого разбойным путём вывезли оттуда,несмотря на протесты горожан.Есть там мозаики с Его изображением-Парсуной,видел саркофаг в котором покоились святые Мощи,вход стоил по тем временам 10 баксов.Молиться запрещали,но это условность.Лично помолился Образу Николая Мирликийского,так,вот к чему разговор.После того,как вывезли Мощи,то город захватили поочередно инославные и на это был Промысл Божий,что вывезли Славные Мощи.Иначе можно представить что случилось бы при налёте инославных.Храм,из рассказа гида,несколько раз пытались при османском владычестве уничтожить,но в решительный момент многие из " отцов города " Демре не проснулись.Что остановило на многие годы разрушение Храма.При землетрясениях Храм был был погребён лавой и восстановлен на русские деньги в царский период.Храм,представляет собой древний языческий Храм переделанный и оборудованный в Православный.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/28/o_...

9 мая 1087 г. купцы из Бари (Юж. Италия), приплывшие в М. Л., открыли мощи свт. Николая и увезли на свою родину, несмотря на протесты находившихся у его гробницы монахов. Согласно барийскому описанию перенесения мощей, жители М. Л. убежали из-за страха перед нападением мусульман на городской акрополь, находившийся в 2 км к северу от храма. В 1100 г., в период 1-го крестового похода, венецианцы, отправлявшиеся морем в Иерусалим, похитили из храма остатки мощей святых из гробницы свт. Николая и из 3 др. гробниц. Захваченные ими мощи венецианцы приписали свт. Николаю, св. Николаю Дяде (упом. в Житии Николая Сионского) и некоему св. Феодору Исповеднику. В венецианском рассказе о перенесении мощей, к-рый написан в 1116 г., отмечено, что к этому времени М. Л. были разрушены «неверными», жители остались только в акрополе и спускались в город по делам лишь раз в 4 недели. Высадившись в М. Л., венецианцы узнали, что недалеко от города кочевало более 5 сотен турок, собиравших дань со мн. окрестных поселений. После завоевания центральной части М. Азии в 70 - нач. 80-х гг. XI в. группы тюрок-сельджуков стали совершать набеги на полуостров, что вместе с внутренним кризисом в Византии и последствиями 1-го крестового похода могло привести к временной потере византийцами прибрежных районов Ликии на рубеже XI и XII вв. В XII в., несмотря на утрату мощей свт. Николая, М. Л. продолжали посещать паломники, прибывавшие теперь через порт Андриаку. Распространилось видоизмененное название М. Л.- Стамира. В 1102 г. здесь побывал Зевульф, в 1106/07 г.- игум. Даниил, в 1146 г.- исландец аббат Никулас из Тверау, в 1191 г.- франц. кор. Филипп II Август, а также крестоносцы, многие из к-рых погибли после взятия М. Л. сельджуками в 1113 г. Продолжал действовать храм свт. Николая: в 1118 г. в его дворе была устроена гробница с аркосолием хартулария Константина и его сына хартофилакса. В 1178/79 г. Евстафий Фессалоникийский был избран митрополитом М. Л. в К-поле, но вскоре был переведен в Фессалонику, вероятно потому, что приехать в М.

http://pravenc.ru/text/2563358.html

Все это не показывает ли того, что ты достиг Ангельской безтелесности, и потому невозбранно совершаешь чудныя дела? . Сверх сего, кто не удивится твоему великодушию? твоему тихому и кроткому нраву? твоему миролюбивому и смиренному духу? Некогда ты, как повествуют, осматривая лозы винограда Христова, и встретившись с мужем блаженной памяти Феогнием (он был тогда Маркианитским Епископом), словами Писания обличал его в заблуждении до тех пор, пока не обратил от лжи к истине. Но поелику в нем таилось раздражение, произшедшее от сего обличения, ты заметив это, возвышенным гласом произнес к нему сие Апостольское увещание: " да не зайдет солнце во гневе, нашем (Еф.4:26). Брат мой! примиримся " . Но теперь, когда ты, Отец отцев, светильник вселенныя, твердыня Церкви, ограждение верных, скорый заступник обидимых, соединился уже с нераздельною и достопокланяемою Троицею, теперь ты несравненно более промышляешь о благополучии нашем. Паря с ликами Ангельскими окрест престола славы, ты взираешь на нас свыше, о священная, и по дарованиям, Апостольская глава! Не преставай же укреплять и вооружать нас противу греха. Ограждай истиною ревнителя святой жизни твоей, отдаленнаго от тебя многим временем, но близкаго к тебе сединами. Сохраняй и сынов его, а твоих потомков. Духовным оружием слова своего прогоняй от возлюбленных тобою словесных овец нападающих на них врагов. Животворным и неложным учением благочестия исхищай от страха малое стадо, котораго ты сам был Пастырем. Защищай Священников и Христолюбивый народ величием твоих знамений. Ты имеешь великое дерзновение к Богу; ибо ты приблизился к Нему, и освещаешъся чистейшими лучами Троичнаго света. Величаю тебя, Митрополия Ликийская! ты стяжала Пастыря чадолюбиваго; ты прияла на главу свою драгий и нетленный венец. Кто это? - Николай, предстающий в нуждах с небесными утешениями, неукоснительный защитник в обидах, подающий собою пример Пастырям, великий в чудесах и страшный в явлениях, спасающий невинных от погибели, разрушающий сновидениями неправедныя предприятия. Блажен ты из градов, Миры! ты вмещаешь в недрах своих столь великаго благодетеля. Приидите, пойдем светом его (Ис.2:5), и поживем в сени его (Плач.4:2О). Ты имеешь и трех сподвижников его: Крискента, Диоскорида и Никокла, озаренных светом Троицы, коих сам Триединый Бог достойно почтил наградами царствия, за их подвиги. Сей славный союз увенчан столь же славною главою! Ибо Николай совершил мужественно равный с ними подвиг, и был мученик своею готовностию. И что еще более, - его воодушевлением и ревностию оные Герои соплели себе мученический венец.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/47/f...

д. Можно даже предположить, что игумен мог читать одно из так называемых (по классификации М. С. Крутовой) житий второго типа («иное житие»), рассказывающих о св. Николае Пинарском и известных у нас с XI в. в отличие от житий свт. Николая первого типа (Симеона Метафраста), начало бытования которых на Руси относят к XV в. (14) Вместе с тем это лаконичное свидетельство, обычно не принимаемое исследователями в расчет, порождает определенное недоумение. Даниил явно употребляет слово «гроб» в значении «гробница», иначе говоря, не поврежденная никем святыня, реликвия. Только что, описывая гроб Иоанна Богослова в Эфесе, он добавил: «И исходит персть свята из гроба того на память его, и взимают верни человеци персть ту святую на исцеление всякого недуга» (15). Так же Даниил описывает и гроб «Магдалыни Марьи, и главу ея» и т. п. Неужели игумен не знал, что мощи свт. Николая уже давно покинули православные Миры Ликийские и перенесены в католический город Бари? Ведь праздник перенесения мощей свт. Николая (9 мая) на Руси был установлен в промежутке между 1087 (дата перенесения мощей в Бари) и 1091 гг. при вероятном содействии дочери великого князя Всеволода Евпраксии-Адельгейды, жены императора Генриха IV, присутствовавшей при этом событии лично (16), или в 1091 г. (17) Католическая церковь установила этот праздник в 1089 г. на соборе в Бари и он не был принят Греческой Православной Церковью (18). Можно только предположить, что праздник перенесения мощей свт. Николая («Никола вешний») вводился на Руси постепенно и подобно тому, как папа Урбан II предоставил местным церквам самим решать, отмечать или не отмечать его, во времена игумена Даниила он еще не получил повсеместного распространения (19). Вопросу об учреждении на Руси праздника перенесения мощей св. Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари посвятил отдельную главу своих «Разысканий о Ефреме Переяславском» (СПб., 2002) Д. Г. Хрусталев, впрочем, осторожно поместив ее во вторую часть книги под названием «Версии». Подчеркивая локальность «апулийского события», историк связывает учреждение праздника на Руси с миссией 1091 г.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

– Еще одна ваша книга посвящена чешским святым. А как появилась эта тема? – Да, случилось так, что Чешское подворье Православной Церкви обратилось ко мне с предложением написать книгу о Людмиле и Вячеславе Чешских. Работа над этой книгой заняла семь лет. Я ездил в Чехию и Словакию, сидел в архивах, собирал материалы. Я думал, что книга никогда не выйдет – не было финансов. А потом Михаил Абрамов, основатель Музея русской иконы, узнал, что эта книга готова и дал средства. Также помог Владимир Ремек, чешский летчик-космонавт, который был атеистом, а потом стал христианином. Мы были у него с архимандритом Серафимом, представителем Церкви Чешских земель и Словакии в Москве. Архимандрит все и организовал, посодействовал, и книга вышла. И произвела очень сильное впечатление. Оказалось, что имя Людмила очень популярно. На службе 29 сентября в церковь святого Николая в Котельниках, собираются сотни Людмил. Я помню, мне пришлось подписывать книгу в День святой Людмилы, у меня рука отвалилась, а очередь все не заканчивалась. И я понял, что такие книги нужны. И я обратился к более серьезным темам – написал книги о святителе Николае Мирликийском и Георгии Победоносце. Святитель Николай – главный святой для очень многих людей по всему миру, а Георгий Победоносец – великомученик. И некий символ для России: георгиевская ленточка и георгиевский крест – имеют особое значение в нашей стране. – Как отразилась на вашем внутреннем мире работа над книгами о святых людях? – Если вы имеете в виду важность духовного делания в такой работе, то я отвечу так. Как говорят хирурги: чтобы помочь пациенту и сделать серьезную операцию, нужно быть трезвомыслящим человеком. Я стараюсь очень внимательно относится к каждой мелочи, использовать научный подход. Важно подать материал хорошим литературным языком, текст должен быть интригующим и интересным. Когда работал над книгой о святителе Николае, происходили разные небольшие чудеса при поездках в Бари и Миры Ликийские. Наверное, такое переживали многие верующие люди.

http://pravoslavie.ru/134220.html

Л. не мог из-за сохранявшейся тюрк. угрозы городу. В кон. XIII - нач. XIV в., судя по находкам монет (ранее считалось, что в кон. XII в.), М. Л. претерпели страшную экологическую катастрофу: в результате сошедшего с гор селя р. Мир затопила город вместе с храмом свт. Николая. Храм и часть городских кварталов оказались погребены под слоем ила в неск. метров толщиной. Оборонительные стены не смогли остановить селевой поток, и М. Л. как город перестал существовать, но паломники все же посещали его развалины, напр., анонимный англ. паломник в 1344 г., Никколо де Мартони в 1395 г. М. Л. часто упоминаются на портуланах позднесредневек. эпохи. Также продолжал функционировать акрополь М. Л., занятый тюрками. В 1362 г. акрополь разрушил Жан де Сюр, кипрский наместник Атталии, он увез оттуда чтимую местными христианами икону свт. Николая. В 1401 г. М. Л. еще подчинялись сельджукам, а с 1423 г. город перешел во владение Османской державы. С кон. XIV в. путешественники описывают М. Л. как руины. Интерьер ц. свт. Николая в Демре, Турция Во время своего путешествия в Рим св. ап. Павел в 59 г. высадился в М. Л., где, согласно апокрифическим «Деяниям Павла», встретил св. Феклу . Древнейший известный епископ М. Л. Никандр - был поставлен св. ап. Титом на Крите и позднее принял мученическую смерть вместе с пресвитером Ермеем. В сер. III в. еп. Фемистокл пострадал во время гонения имп. Деция и проконсула Асклепия, как и мученики Диоскорид, Крискент и Никокл. Недалеко от М. Л. был брошен в море св. Лев. При имп. Константине в нач. IV в. епископом М. Л. был свт. Николай Чудотворец, к-рому визант. Житие IX в. приписывает разрушение храма Артемиды Элевтеры, а Синаксарь К-польской Церкви (кон. X в.) - участие в I Вселенском Соборе в Никее в 325 г. В период после завершения становления иерархии К-польской Церкви (с сер. V-VI в. и до кон. XIV в.) М. Л. занимали 19-е место среди ее 38 митрополий. Епископ М. Л. Татиан с пресвитерами Полемоном и Макарием участвовал во II Вселенском Соборе в К-поле в 381 г.

http://pravenc.ru/text/2563358.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010