Глава 27 Путешествие св. Апостола Павла из Кесарии в Рим: от Кесарии до Мир Ликийских (1-5); от Мир до Крита и предостережение Павла, которое не было принято во внимание (6-13); сильная буря от Крита до Мальты, корабль на мели, спасение вплавь на берег (14-44). Путешествие от Кесарии до Мир Ликийских (27:1-5). Когда отъезд в Италию был решен, что произошло осенью 61 года, то св. Ап. Павел вместе с некоторыми другими узниками был передан сотнику Августова полка по имени Юлий. Как видно из местоимения " мы, " которое употребляет далее всюду Дееписатель, он был спутником св. Павла в этом путешествии. Вторым спутником Апостола был, как упомянуто во 2 ст., Аристарх Македонянин из Фессалоники. Что это был за Августов полк, определить точно невозможно: возможно, что это был отряд из гвардии самого императора Нерона, бывший по какому-либо случаю на востоке и теперь возвращавшийся в Рим, чем воспользовался прокуратор Фест для того, чтобы под его конвоем отправить узников. Так как в Кесарии не было корабля, который бы отправлялся прямо в Рим, то узников отправили на купеческом корабле сначала в Адрамит - приморский город в малоазийской провинции Мисии недалеко от Троады и Асса. Сделано это было с тем расчетом, чтобы по дороге в Адрамит, где по-видимому жил хозяин этого корабля, заходя в разные портовые города можно было найти корабль, идущий в Рим, и пересесть на него для дальнейшего путешествия прямо к цели. Так это и случилось. На другой день пристали к Сидону, древнейшему торговому городу Финикии. Поступая с Павлом человеколюбиво, сотник Юлий позволил ему сходить там к своим друзьям и воспользоваться их усердием, то есть, по-видимому, получить от них что-либо нужное на дорогу. Так обращался сотник с Павлом, вероятно, по приказанию Феста, а, может быть, и сама личность св. Апостола внушала к себе уважение и расположение благородного сотника. Из-за противных ветров корабль отклонился от своего прямого направления и приплыл в Кипр. Далее пришлось плыть вдоль берегов малоазийских провинций Киликии и Памфилии, чтобы зайти в пристань города Миры Ликийские. Это был цветущий тогда город в малоазийской провинции Ликии в 20 стадиях (около 4 верст) от моря на реке, судоходной до самого города. От Мир до Крита и предостережение ап. Павла (27:6-13).

http://sedmitza.ru/lib/text/430586/

Первый текст о Н.- «Деяние о стратилатах» (BHG, N 1349z - 1350k), по жанру относится к прижизненным чудесам (praxeis) и известен в 5 редакциях, 2 из к-рых смешанные. Это произведение было самым популярным текстом о Н. в визант. мире: Г. Анриху были известны 54 греч. списка, переводы на латинский, сирийский и славянский языки. У цитирующего Praxis de stratelatis (по тексту, промежуточному между 2-й и 3-й редакцией) Евстратия К-польского (2-я пол. VI в.) оно называется Житие (βος), что указывает на отсутствие к этому времени полного Жития Н. (вопреки мнению Дж. Чоффари - Cioffari. 1987. P. 37-46). «Деяние о стратилатах» датируется временем до VI в., когда оно уже считалось достаточно авторитетным, чтобы быть использованным как аргумент в богословском споре. Наименование правителя Мир и Ликии игемоном (γεμν, лат. praeses) во всех редакциях «Деяния о стратилатах» соответствует реалиям константиновской адм. реформы, когда, не позже сер. V в. были разделены надвое диоклетиановские провинции Ликия и Памфилия; вслед за Памфилией наместник Ликии стал называться консуляром (πατικς). Сюжет Praxis de stratelatis также отражает придворные интриги эпохи Константина, позднее малоизвестные: стратилат Вирий Непоциан, consul prior в 336 г., был, по всей видимости, сыном Непоциана, consul posterior 301 г. (PLRE. Vol. 1. P. 624), и отцом Юлия Непоциана, родившегося от Евтропии, сестры Константина Великого, и провозглашенного в 350 г. в Риме августом, что вызывало зависть его конкурента за влияние на императора - Аблабия, выходца из низов, который ставил на своего воспитанника Констанция II и вынужден был уехать на Восток во время триумфа Непоциана (Ibid. P. 3); в следующем году, после гибели префекта Востока Аблабия, др. стратилат, Флавий Урс, стал consul prior. Эти обстоятельства затрудняют попытку отнести Praxis de stratelatis точно к VI в. на основе схожести с законодательством Юстиниана о заступничестве епископов ( Tietz W. San Nicola, Mira e le sue adiacenze in età tardoantica//San Nicola: Splendori d " arte d " Oriente e d " Occidente/A cura di M. Bacci. Mil., 2006. P. 35-46). Обилие местных топографических деталей и отсутствие к-польских заставляют считать родиной «Деяния о стратилатах» Миры Ликийские: в 3-й редакции «Деяния...» стратилаты даже предстают как первые паломники, отправившиеся к святителю.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Скачать epub pdf Глава двадцать седьмая Деян.27:1–3 .  Когда решено было плыть нам в Италию, то отдали Павла и некоторых других узников сотнику Августова полка, именем Юлию. Мы взошли на Адрамитский корабль и отправились, намереваясь плыть около Асийских мест. С нами был Аристарх, Македонянин из Фессалоники. На другой день пристали к Сидону. Юлий, поступая с Павлом человеколюбиво, позволил ему сходить к друзьям и воспользоваться их усердием. Аристарх с пользой присутствует и сопутствует Павлу, так как должен возвестить в Македонии обо всем, что случилось с Павлом. «Юлий, поступая с Павлом человеколюбиво». Да и естественно было вести и поддерживать Павла, угнетенного узами и страхом. Посмотри, как писатель не скрывает и того, что Павел нуждался в попечении о себе. Деян.27:4–8 .  Отправившись оттуда, мы приплыли в Кипр, по причине противных ветров, и, переплыв море против Киликии и Памфилии, прибыли в Миры Ликийские. Там сотник нашел Александрийский корабль, плывущий в Италию, и посадил нас на него. Медленно плавая многие дни и едва поровнявшись с Книдом, по причине неблагоприятного нам ветра, мы подплыли к Криту при Салмоне. Пробравшись же с трудом мимо него, прибыли к одному месту, называемому Хорошие Пристани, близ которого был город Ласея. Корабль, говорит, «Александрийский, плывущий в Италию». Вероятно, и они отправились в Малую Азию, чтобы возвестить о том, что случилось с Павлом, как Аристарх – в Македонию. Деян.27:9–10 .  Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел, то Павел советовал, говоря им: мужи! я вижу, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни. Думаю, Павел говорит здесь о посте иудейском, так как он отправился много времени спустя после Пятидесятницы, так что в пределы Крита прибыл почти к зиме. Но чтобы показать, что он не пророчествует, а говорит по догадке, выражается так: «вижу», – потому что ему не тотчас поверили бы и в том случае, если бы он сказал это как пророк.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Святой мученик Фемистоклей Аудио Святой Фемистоклей был мужем простым и чистосердечным. Он пас своих овец в горах поблизости от Мир Ликийских во времена Дециевых гонений, около 250 года. Однажды житель этого города, христианин по имени Диоскорид, преследуемый людьми правителя Асклепия за истинную веру, попросил Фемистоклея укрыть его. Несколькими минутами позже появились преследователи, спросившие пастуха, не видел ли он поблизости беглеца. Не подозревая об их истинных намерениях и полагая, что все люди столь же исполнены сострадания и кротости к ближнему, как он сам, Фемистоклей отвечал им: «Отпустите же его, братья, и позвольте ему избежать смерти. Не выдавайте этого человека судье и даруйте ему жизнь, ибо, хотя он и христианин, как и я сам, он такой же человек, как и вы». Услышав такие слова, воины пришли в ярость и воскликнули: «Если ты не выдашь его нам, мы приведем тебя вместо него!» «Я предложил это вам ради вашей же пользы, – отвечал святой, – но если вы не хотите, я с радостью соглашусь занять его место. Ведь все мы – едино, и он и я – рабы Христовы и члены единого Тела». Фемистоклей, приведенный на суд к Асклепию в Миры в простом пастушеском обличье, в милоти и с посохом в руках, поразил присутствующих мудростью речей, питаемых живой водой Священного Писания. «Где ты спрятал беглого христианина? Говори истину, чтобы спасти свою жизнь», – сказал ему правитель с угрозой. «У меня есть другая жизнь, и я не знаю иной истины, кроме Христа, сказавшего: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14: 6)», – отвечал святой. Он отказался признать суетное идолослужение и заклеймил лживость языческих богов, которые суть переодетые человеческие страсти. Прежде чем быть преданным в руки палачей, святой Фемистоклей промолвил: «Ты хочешь подвергнуть меня пытке – так пытай. Я с радостью приму смерть за Христа, принеся себя в жертву во славу моего Учителя, во спасение себя самого и раба Божия Диоскорида, а также для того, чтобы ты знал, что я “все могу в укрепляющем меня Христе” (Флп. 4: 13)».

http://pravoslavie.ru/58540.html

6 декабря, в день памяти святителя Николая Чудотворца, Митрополит Константинопольского Патриархата Миры Хризостом по традиции совершил Божественную Литургию в древней базилике свт. Николая в Мирах Ликийских (ныне – город Демре) 6 декабря, в день памяти святителя Николая Чудотворца, Митрополит Константинопольского Патриархата Миры Хризостом по традиции совершил Божественную Литургию в древней базилике свт. Николая в Мирах Ликийских (ныне – город Демре), сообщает Седмица.Ru . Базилика построена на месте и из камней того храма, в котором при жизни служил один самых почитаемых христианских святых. До XI века там хранились его мощи. В 1087 году храм был разграблен крестоносцами, а мощи вывезены в итальянский город Бари. Храм прекратил действовать в 1923 году, когда в результате греко-турецкого обмена все христианское население города было вынуждено его покинуть. Теперь литургия на этом месте совершается начиная с 1983 года только раз в году, в день памяти святителя Николая Чудотворца. Все остальное время года базилика действует как музей. Первым исключением из этого правила стала литургия, отслуженная на этом месте архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским в ноябре 2008 года в рамках паломнической поездки, организованной Уральским православным патриотическим обществом имени святителя Николая Чудотворца. Однако при проведении подобных поездок представители Екатеринбургской епархии неожиданно столкнулись с трудностями в отношениях с Вселенским Патриархатом. – Вселенский Патриарх Варфоломей долго не благословлял проведение служб наших священников на своей канонической территории, – пояснил председатель Общества Валерий Лоскутов. Решающий этап переговоров состоялся 11 мая 2009 года, когда Вселенский Патриарх встретился с председателем Союза туристических агентств Турции Башараном Улусоем, который представлял на этой встрече интересы России. В ходе встречи было получено устное благословение Вселенского Патриарха Варфоломея на проведение православных служб на территории Турции. В ходе последовавшего за переговорами визита Святейшего Патриарха Кирилла в Стамбул с 4 по 8 июля в русском консульстве был открыт храм св. Константина и Елены.

http://pravmir.ru/v-drevnej-bazilike-v-m...

6 декабря в Мирах Ликийских (ныне – турецкий Демре) отметили праздник святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского. Праздничное богослужение в древнем соборе, посвященном святому, возглавил митрополит Мирликийский Хризостом (Константинопольский Патриархат). ПРАВМИР, 10 декабря. — 6 декабря в Мирах Ликийских (ныне – турецкий Демре) отметили праздник святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, передает Седмица.ru . Праздничное богослужение в древнем соборе, посвященном святому, возглавил митрополит Мирликийский Хризостом (Константинопольский Патриархат). Собор в Мирах Ликийских, где находится опустевшая с XI в. могила святого Николая, в настоящее время является музеем. Турецкие власти дали разрешение на проведение праздничного богослужения в виде исключения. В праздничной Литургии также приняли участи монахи из афонского монастыря Ватопед. На богослужении присутствовали 200 паломников, прибывших в древние Миры из Греции. Согласно сообщению французского православного сайта Ormhodoxie, который ссылается на греческое информационное агентство Romfea.gr, монастырь Ватопед намерен подарить 10 000 евро Мирликийской митрополии для поддержки благотворительной акции в пользу бедных семей региона. В Церквах, живущих по юлианскому календарю, память свт. Николая Чудотворца отмечается 19 декабря. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-mirax-likijskix-otpr...

Власти Турции намерены добиться возвращения мощей свт. Николая через международный суд в Гааге 12 декабря 2006 г. 19:03 Власти Турции намерены через международный суд в Гааге добиться возвращения мощей святителя Николая Чудотворца в Миры Ликийские (ныне город Демре в курортной провинции Анталья). Об этом сообщил в понедельник 11 декабря руководитель «Международного совета мира имени святого Николая» Муаммер Карабулут. «Мы намерены вернуть мощи святого Николая, более известного за рубежом под именем Санта-Клаус, через международный суд в Гааге. Соответствующий иск в эту инстанцию от нашего имени в ближайшее время направит Высший союз адвокатов», — сказал Карабулут. По его словам, решение обратиться в суд в Гааге было принято после безуспешных многолетних попыток добиться возвращения мощей святителя Николая от властей итальянского города Бари. «Мы считаем своим историческим долгом возвратить на историческую родину, в город Демре (Миры Ликийские), мощи святого Николая, которые были похищены в 1087 году и увезены в Бари. Мы хотим, чтобы восторжествовала справедливость и была исправлена ошибка, совершенная столетия назад», — заявил Карабулут. Не может не удивлять, что в Турции, где в целом как для населения, так и для властей характерны настроения, далекие от симпатий к христианству, проявляют такое внимание к «восстановлению исторической справедливости» в отношении свт. Николая. Возможно, истинным мотивом этой акции является вполне коммерческий расчет на рост числа христианских паломников в Турцию. 12 декабря заявление Карабулута прокомментировал РИА «Новости» секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов. По его мнению, в случае возвращения мощей святителя Николая Чудотворца из Бари в Демре православные паломники могут быть лишены возможности совершать богослужения и молиться возле святыни. «Несмотря на то что мощи святителя пребывают в Бари в католическом храме , в определенные дни православные паломники имеют возможность совершать там православные богослужения. Не думаю, что они имели бы такую возможность в турецком городе Демре», — сказал представитель ОВЦС.

http://patriarchia.ru/db/text/170343.htm...

Власти Турции намерены добиться возвращения мощей свт. Николая через международный суд в Гааге Власти Турции намерены через международный суд в Гааге добиться возвращения мощей святителя Николая Чудотворца в Миры Ликийские (ныне город Демре в курортной провинции Анталья). Об этом сообщил в понедельник 11 декабря руководитель «Международного совета мира имени святого Николая» Муаммер Карабулут. «Мы намерены вернуть мощи святого Николая, более известного за рубежом под именем Санта-Клаус, через международный суд в Гааге. Соответствующий иск в эту инстанцию от нашего имени в ближайшее время направит Высший союз адвокатов», - сказал Карабулут. По его словам, решение обратиться в суд в Гааге было принято после безуспешных многолетних попыток добиться возвращения мощей святителя Николая от властей итальянского города Бари. «Мы считаем своим историческим долгом возвратить на историческую родину, в город Демре (Миры Ликийские), мощи святого Николая, которые были похищены в 1087 году и увезены в Бари. Мы хотим, чтобы восторжествовала справедливость и была исправлена ошибка, совершенная столетия назад», - заявил Карабулут. Не может не удивлять, что в Турции, где в целом как для населения, так и для властей характерны настроения, далекие от симпатий к христианству, проявляют такое внимание к «восстановлению исторической справедливости» в отношении свт. Николая. Возможно, истинным мотивом этой акции является вполне коммерческий расчет на рост числа христианских паломников в Турцию. 12 декабря заявление Карабулута прокомментировал РИА «Новости» секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов. По его мнению, в случае возвращения мощей святителя Николая Чудотворца из Бари в Демре православные паломники могут быть лишены возможности совершать богослужения и молиться возле святыни. «Несмотря на то что мощи святителя пребывают в Бари в католическом храме, в определенные дни православные паломники имеют возможность совершать там православные богослужения. Не думаю, что они имели бы такую возможность в турецком городе Демре», - сказал представитель ОВЦС.

http://pravoslavie.ru/19879.html

Мощи Николая Чудотворца привезут в Россию Предстоящее событие в полном смысле слова историческое 2 мая, 2017 Предстоящее событие в полном смысле слова историческое Мощи одного из самых почитаемых христианских святых — Николая Чудотворца — в конце мая доставят из Италии в Россию. Предстоящее событие в полном смысле слова историческое: реликвия еще ни разу за девять с лишним веков не покидала пределов базилики в городе Бари. Об этом договорились Патриарх Кирилл и папа римский Франциск во время личной встречи еще в прошлом феврале. Сначала мощи святого будут находиться в Храме Христа Спасителя, а затем до конца июля им смогут поклониться в Санкт-Петербурге. Особое отношение — это не только ключи, которыми батюшка Андрей может открыть все двери в этой священной крипте. Это еженедельные службы на русском для православных паломников, которых здесь бывает столько, что очередь приложиться к мощам растягивается на два-три часа. «Пик паломничества приходится на 2010-е годы. В год сюда приезжает до 100 тысяч паломников. Бари — это третий город по значимости», — говорит настоятель патриаршего подворья Святого Николая Чудотворца протоиерей Андрей Бойцов. Мощи самого любимого у православных и католиков святого хранятся под тяжелой мраморной плитой. Престол открывают лишь раз год, чтобы через небольшое отверстие взять миро. Это случается на главный праздник — день перенесения мощей. В 1087 году их ввезли в город на деревянных носилках. Девять веков реликвию Бари не трогали, поэтому здесь даже не сразу поверили, что мощи впервые покинут город. Так договорились папа римский и Патриарх на личной встрече. «Мы изумились! – вспоминает священник Ордена проповедников базилики Святого Николая Джирардо Чоффари. — Это была их первая встреча, и им столько нужно было обсудить. И ведь нашлось время и для разговора о возможности принесения мощей в Россию! Ведь на это нужно было благословение именно папы римского. Мы всего лишь присматриваем, охраняем эту реликвию». Свою главную реликвию итальянцы на самом деле украли из города Миры Ликийские, где святой был архиепископом. В храме Николая (сегодня это территория современной Турции) все еще стоит пустой саркофаг, где изначально хранились мощи. Купцы из Бари отправились в Миры, опасаясь за судьбу христианских святынь. На Ближний Восток вторглись турки, разоряли и грабили храмы. Похищение прошло удачно. Саркофаг охраняли лишь четыре монаха, их связали, разбили престол и, совершив литию, извлекли мощи. Ковчега с собой христиане не взяли. Останки святителя завернули в верхнюю одежду и перенесли на корабль.

http://pravmir.ru/moshhi-nikolaya-chudot...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРИСКЕНТ [греч. Κρσκης, Κρσκης; лат. Crescens] (III - нач. IV в.), мч. Мирликийский (пам. 13, 15 апр.). Согласно Мученичеству (BHG, N 2087, единственная рукопись - Patm. 254. Fol. 105-107, кон. X-XI в. Wortley. 1977), К. род. и жил в Мирах Ликийских (близ совр. г. Демре, Турция), происходил из знатной семьи. Во время гонения на христиан был арестован за насмешку над языческими богами и приведен на суд к не названному по имени правителю. Святой отказался назвать имя, сказав, что он «христианин». Когда правитель узнал, из какого знатного К. рода, он стал уговаривать святого принести жертву идолам только для вида. К. отверг это предложение, за что его сначала избили палками, а затем истязали железными крюками. По молитвам ко Господу К. не чувствовал боли. Тогда правитель приказал прижигать его раны факелами, но палачи отказались, поскольку видели ангелов, к-рые препятствовали им подойти к мученику. Разгневанный правитель приказал бросить палачей в море, а К. заключить в темницу, после чего снова предложил ему принести жертву идолам. К. вновь отказался и был отправлен в горящую печь, но явившийся ангел остудил огонь, сохранив мученика невредимым. К. обратился к Божию посланцу с просьбой принять его душу и с молитвой отошел ко Господу. Мучители бросили тело К. на съедение зверям, однако христиане похоронили честные останки; от мощей подвижника происходили исцеления. Мученичество К. имеет ярко выраженные признаки легендарной истории и содержит сюжетные совпадения с др. сказаниями о мученичествах. Однако древность почитания К. в Мирах подтверждается упоминанием мартирия (храма) мучеников К. и Диоскорида на дороге из Андриаки в Миры, недалеко от ворот Мир Ликийских, во всех редакциях самого раннего текста о свт. Николае Чудотворце - т. н. «Деянии о стратилатах» (Praxis de stratelatis; текст составлен до сер. VI в.; Anrich. 1913. Bd. 1. S. 69, 78, 84). В этом тексте мартирий локализуется на площади под названием Диоскуры; вероятно, христианский мартирий должен был вытеснить существовавший на этом месте храм соименных мч. Диоскориду античных божеств - братьев Диоскуров ( Anrich. 1917. Bd. 2. S. 529-520). Свт. Андрей Критский в энкомии свт. Николаю Мирликийскому ( Anrich. 1913. Bd. 1. S. 427) упоминает К. среди Мирликийских мучеников вместе с Диоскоридом и Никоклом (Фемистоклом?). В Мученичестве К. сказано, что он пострадал во время т. н. великого гонения, которое можно было бы соотнести с Диоклетиановым (303-313); однако мч. Диоскорид, с которым К. покоился в одном мартирии, и мч. Фемистокл, укрывавший Диоскорида, согласно Мученичеству Фемистокла ( Wortley. 1976. P. 32), пострадали при имп. Деции (249-251).

http://pravenc.ru/text/2459075.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010