Есть имена, удел которых – бессмертие, наследие которых – вечность. К числу людей, чьи имена из поколения в поколение произносятся с любовью и признательностью, принадлежит ублажаемый нами Святитель Николай, Мирликийский Чудотворец. Шестнадцать с половиной веков отделяют время его жизни от наших дней, но память о нём, как и прежде, живёт в сердцах верующих. Весь христианский мир и даже мусульманский Восток почитают Святителя как великого пророка: воистину память праведника пребудет благословенна ( Притч.10:7 ). Святитель Николай родился в городе Патары, Малоазийской провинции Ликии, примерно в 249–250–гг. по Рождестве Христовом. Родители его – Феофан и Нонна – были благочестивыми людьми. Воспитанию будущего Святителя много внимания уделял его дядя – епископ Николай Патарский. С юных лет его воспитанник обнаружил великое благочестие, уже в 20 лет был он пресвитером и заместителем своего дяди на Патарской кафедре. Промыслом Божиим пресвитер Николай был возведён на высокое архиепископское служение в столичном городе Ликийской провинции – Мирах. В 285 г., с воцарением императора Диоклетиана, началось страшное гонение христиан, грозившее им полным уничтожением. Святитель Николай был заключён в темницу; он получил свободу лишь при императоре Константине (306 г.). В 325 г. Святитель Николай – среди отцов Первого Вселенского Собора, созванного для осуждения ереси Ария, учившего о неравночестности Сына Божия, Иисуса Христа, с Богом Отцом, подрывавшего этим основы христианства. Святитель дожил до глубокой старости и скончался в 343 году, прославленный даром чудотворения. Останки его были похоронены в соборном храме г. Миры. Спустя семь столетий, когда выходцы из Азии – печенеги, половцы и арабы – стали отторгать от Византийской империи область за областью, греки, проживавшие в Италии, снарядили три корабля (1087 г.) и 9 мая вывезли мощи Святителя Николая в итальянский город Бари. Папа Урбан в сопровождении духовенства встретил мощи Святителя, и они были положены под престолом в алтаре соборного храма. Через два года мощи Святителя были перенесены в новый каменный храм, где пребывают и ныне. Таковы краткие житийные сведения о Святителе Николае.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

Закрыть itemscope itemtype="" > Страх во спасение? 09.03.2011 427 Время на чтение 3 минуты Устаю бояться. Боюсь болезней, еще больше - саратовских врачей; свиного гриппа, кстати, тоже; боюсь сосулек и ледяных глыб, падающих на прохожих; волнуюсь из-за чеченских террористов и экономического кризиса; боюсь повышения цен на продукты первой необходимости, нищенской пенсии и черной зарплаты. В России много страхов. Можно по-разному от них защищаться: плевать на всё или быть ко всему готовым - сразу и к сосулькам, и к пенсиям. Еще можно верить, мне это ближе. Православие в России все же больше, чем короткое слово «вера», - это образ мыслей, атмосфера и история, это способ жить. Но почему даже в этом моем убежище есть страшные истории? Я хочу сказать не о страхе Божьем, как всеобъемлющем понятии, и не рискую начинать разговор о теодицее. Я о преданиях, простых и доходчивых историях, повествующих о внезапной и жестокой каре за прегрешения. Как правило, это что-то незначительное (может быть, так только кажется?). Во многих историях речь идет или о случайном эмоциональном порыве, или о незначительном поступке. «Жила-была девочка, однажды она взяла без спроса яблочко, и ее... поразило молнией». Конечно, я утрирую, но многие православные истории по молниеносности и тяжести кары даже превосходят эту придуманную страшилку. Широко разрекламированный пример - экранизированная в 2009-м история несчастной Зои из Самары. Фильм Александра Прошкина «Чудо» пользовался популярностью, да и сам случай Зоиного окаменения в России известен. А в Турции на экскурсии в городке Демре (рядом с которым расположены развалины города Миры Ликийские, где жил и проповедовал святой Николай) о трагедии Зои из Самары туристам любят рассказывать экскурсоводы. Произошедшая с Зоей беда особенно задевает относительной близостью событий. Россия, 50-е годы прошлого века, девушка отмечает праздник с друзьями. Несчастную Зою никто не приглашает танцевать, и тогда безбожница-комсомолка хватает из красного угла икону Николая Чудотворца. Русские - люди боязливые, такой менталитет, танцевать с иконой вряд ли решится даже закоренелый атеист, но девушка в каком-то своем порыве танцует. И застывает на месте.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

От святителя Николая до Санта Клауса В 1822 году, накануне Рождества, преподаватель восточной и греческой литературы в Колумбийском университете Клемент Кларк Мур придумал для своих шести детей стихотворную сказку, главную роль в которой играл Санта Клаус, никогда и нигде до этого не выступавший в качестве сказочного персонажа. 20 декабря, 2011 В 1822 году, накануне Рождества, преподаватель восточной и греческой литературы в Колумбийском университете Клемент Кларк Мур придумал для своих шести детей стихотворную сказку, главную роль в которой играл Санта Клаус, никогда и нигде до этого не выступавший в качестве сказочного персонажа.     Сегодня трудно найти человека, который бы не знал – кто такой Санта Клаус. Образ могучего щедрого старика в красной шубе неразрывно связан в сознании современных людей с рождественскими подарками, елками, с атмосферой праздника и радости. Также, многим сегодня известно, что у этого сказочного персонажа есть вполне реальный прототип – святитель Николай Мирликийский , епископ Ликийского города Миры, живший в четвертом веке. Однако его иконописное изображение очень сильно отличается от того Санта Клауса, которого мы знаем сегодня по рекламным буклетам и комиксам. О том, как происходила эта странная трансформация образа самого известного христианского святого, мы сейчас попытаемся рассказать. Культ Святого Николая в прежние времена был очень распространен в Голландии. В этом нет ничего удивительного, поскольку Голландия всегда была морской державой, а святитель Николай считался покровителем моряков. Накануне праздника, вечером детям раздавали подарки: деревянный башмак наполняли фруктами и сладостями. Во времена Реформации культ святых в протестантских странах ослабевает и почти исчезает. Только в Голландии все еще празднуют день Святого Николая или Sinterklaas, как его там называют. Этот обычай с традиционными подарками для детей, голландские поселенцы привозят в Нью-Амстердам — так когда-то назывался Нью-Йорк . Именно здесь голландский Sinterklaas и становится Санта Клаусом  (Santa Claus). Это американизированное имя святого и стало впоследствии известно всему миру. А случилось это так.

http://pravmir.ru/ot-svyatitelya-nikolay...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! В Евангелии от Луки мы читаем об удивительном событии, связанном с Рождеством Христовым: пастухам, пасущим овец на поле, является Ангел и говорит странные слова. Затем является целое воинство Ангелов и воспевает еще более странные слова. Странные? Непонятные? Незнакомые?.. В том-то и дело, что непонятные и незнакомые для нас, но для людей 1го века – и понятные, и знакомые. Мы тоже думаем, что эти слова нам знакомы. Если спросить человека в храме, со светлым лицом подпевающего хору Слава в вышних Богу… о чем это, то человек ответит: «Разве этими словами мы не воздаем славу Богу?» Кто-то добавит: «Благодаря Богу на земле устанавливается мир, верно?» На самом деле, этот гимн гораздо серьезней и глубже. Давайте об этом поговорим, но сначала перечитаем Евангельский рассказ: В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! ( Лк.2:8-14 ) Забегая вперед, сразу скажем, что данные слова – законспирированный антиримский гимн! А теперь – по порядку… На юго-западном побережье Турции расположены Миры Ликийские – то самое место, где святительствовал Николай Чудотворец. Здесь археологи раскопали колонну, изготовленную и надписанную в честь «божественного кесаря Августа, сына бога, императора суши и моря, благодетеля и спасителя всего мира». (Для того чтобы особенно заострить ваше внимание на некоторых словах и выражениях, я их выделил жирным шрифтом., — прим. автора). Если от древних Мир переместиться в находящийся неподалеку Галикарнас (ныне это турецкий курорт Бодрум), здесь можно увидеть даже более удивительную надпись:

http://azbyka.ru/slava-v-vyshnih-bogu-i-...

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко Удивительная рукопись из Мир Ликийских… Святочная история Тихие предрождественские дни, самый конец декабря. Я закончил Литургию, отслужил молебен и панихиду, побеседовал с людьми, ждавшими получить утешение, услышать ответ на свой вопрос, и пошел в алтарь. И откуда эта навалившаяся усталость?.. Сел в алтаре, чтобы передохнуть. Голова кружилась. Пономарь заботливо предложил: «Сделать чаю? С лимоном…» Не успел я ответить, как в алтарь заглянул сторож: «Батюшка, к вам какая-то девушка». Что ж, сказал я мысленно: раз Бог привел, Ему виднее. Выхожу, и… Сюзи. Хрупкая милая девушка, активная христианка! Сколько добрых дел она успела сотворить в свои юные годы… Мы с ней видимся не часто, но каждый раз Сюзи привозит удивительные истории… Ее полное имя – Сюзанна. Так ее назвала мама, потому что девочка родилась в Англии: ее отец – англичанин. Мама думала, что они всю жизнь проживут в Британии, но потом они вернулись в Россию. В крещении Сюзанну зовут Ксения, а в миру все называют ее Сюзи. Обнимаю Сюзи, и предвкушаю радости от общения. Лицо моей гостьи раскраснелось от мороза и, похоже, от предвкушения нашего разговора: – Я соскучилась по вам, отец К.! Вы не представляете, что я расскажу!.. – Погоди, – трогаю ее за локоть и заглядываю в пономарку: – Вы обещали чай? – Мигом! – Тогда, пожалуйста, два; для меня и для моей гостьи. Мы устроились на скамейке, стоящей в уголке храма. Была пасмурная погода, и в соборе стоял сумрак. У икон мерцали свечи, и их пламя начинало танцевать, когда кто-то входил в храм и через открытую дверь проникал морозный сквозняк. Пригубив крепкий душистый чай с лимоном, – наш пономарь знал вкусы каждого батюшки и с чаем обращался виртуозно, – Сюзи взволнованно начала… В этом году я собиралась в отпуск в Италию. Я хотела принять участие в праздновании дня святителя Николая Чудотворца, который будет проходить в Бари. Но так получилось, что подруга пригласила меня в другое место, в совершенно удивительную экспедицию. Представляете, на настоящие раскопки. Я никогда не была на раскопках, а древнюю историю люблю, как и вы, отец Константин, но я бы никогда не променяла паломничество к Николаю Чудотворцу на раскопки. Но дело в том, что это были необычные раскопки. Это была археологическая экспедиция в Турцию, в Миры Ликийские, в те места, где давным-давно служил святой Николай.

http://azbyka.ru/parkhomenko/udivitelnay...

Русские службы Рождеству святителя Николая Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 52; 2008 9 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 52; 2008 I Приди в Русь и виждь: яко несть града и села, идеже не быша чудеса святого Николы, их же не можно за множеством писанию предати… Велика на Руси слава Угодника Божия Николая, архиепископа греческого города Миры области Ликийской, и поистине неисчерпаема сокровищница духовного творчества нашего народа, связанного с именем Святителя. Во скольких былинах, песнях, стихах, поговорках, приметах запечатлено обращение к любимому народом святому. Эта ветвь творчества — фольклорная, устная — донесла до нас рассказ о начале прославления святителя Николая в русской земле. Имеется в виду предание о князе Аскольде. События, о которых рассказывается в нём, происходили в Киеве во второй четверти IX века, то есть за сто лет до принятия христианства на Руси 1 . Другая ветвь духовного творчества связана с письменными памятниками, с церковно-славянской литературой, которая полноправно начала распро­страняться на Руси с конца Х века. С одной стороны — это житийная литература, включающая как переводы греческих вариантов Жития, так и собственно русские Сказания и Повести о святителе Николае, о чудотворных образах святого. С другой стороны — богослужебная гимнография, слагавшаяся параллельно литературе житийной и прошедшая тот же путь — от заимствования греческих праздников и служб до установления русских памятей и создания русских гимнографических памятников в честь “Николы батюшки”. Вопросам изучения русской гимнографии в честь святителя Николая посвящена настоящая статья. В центре нашего внимания — праздник и службы Рождеству святителя Николая (29 июля/11 августа) 2 . На сегодняшний день из всех церковных памятей, связанных с именем Святителя, изучение праздника Рождества ставит наибольшее число вопросов. Мы не знаем, когда и где впервые был установлен этот праздник. Отмечался ли он в Византии? Какой статус имел он в ряду других памятей церковного года? С чем связаны разночтения дат празднования 3 ? Вопросов, связанных с историей праздника и собственно гимнографии, очень много. Обозначить и по возможности раскрыть основные из них — это наша первая задача.

http://pravmir.ru/russkie-sluzhbyi-rozhd...

С. Черкасова Скачать epub pdf I Прииди в Русь и виждь: яко несть града, ни села, идеже не быша чудеса святого Николы, ихже не можно за множество писанию предати... Велика на Руси слава угодника Божия Николая, архиепископа греческого города Миры области Ликийской, и поистине неисчерпаема сокровищница духовного творчества нашего народа, связанного с именем святителя. В скольких былинах, песнях, стихах, поговорках, приметах... запечатлено обращение к любимому народом святому. Эта ветвь творчества – фольклорная, устная – донесла до нас и разсказ о начале прославления св. Николая в нашей земле. Имеется в виду предание о князе Аскольде. События, о которых разсказывается в нем происходили в Киеве во второй четверти IX века, то есть за сто лет до принятия христианства на Руси 1 . Другая ветвь русского духовного творчества связана с письменными памятниками, с церковно-славянской литературой, которая полноправно начала распространятся на Руси с конца X века. С одной стороны – это житийная литература, включающая как переводы греческих вариантов «Жития» так и собственно русские «Сказания» и «Повести» о св. Николае, о чудотворных образах святого. С другой стороны – богослужебная гимнография, слагавшаяся параллельно литературе житийной и прошедшая тот же путь – от заимствования греческих праздников и служб до установления русских памятей и создания русских гимнографических памятников в честь «Николы батюшки». Вопросам изучения русской гимнографии в честь св. Николая и посвящена настоящая статья. В центре нашего внимания – праздник и службы Рождеству св. Николая (29 июля/11 августа) 2 . На сегодняшний день из всех церковных памятей, связанных с именем святителя, праздник Рождества – самый загадочный. Мы не знаем когда и где впервые был установлен этот праздник. Отмечался ли он в Византии или принадлежит числу русских памятей? Какой «статус» имел он в ряду других памятей церковного года? С чем связаны разночтения дат празднования Рождества св. Николая? 3 Вопросов, связанных с историей праздника и собственно гимнографии Рождеству св. Николая очень много. Обозначить и по возможности раскрыть основные из них – это наша первая задача.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

свящ. Георгий Завершинский Многообразие творения и цивилизация Встряхнуть этот мир Со всеми другими Симеон держался не так. Иногда в Святое Воскресение он надевал на себя, будто столу, связку колбас, в левой руке держал горчицу и так с самого утра макал мясо в горчицу и ел. Некоторым, кто приходил позабавиться с ним, он мазал горчицей губы. Однажды ради такой забавы пришел какой-то поселянин, у которого на обоих глазах было по бельму, и Симеон помазал глаза его горчицей. Поселянин едва не умер от страшной боли, а Симеон говорит ему: «Несмысленный, промой глаза уксусом и чесночным соком, и сразу исцелеешь». Тот, считая, что как-то нужно спасаться, сейчас же бросился к врачам, но ему стало еще хуже. Наконец поселянин в гневе произнес по-сирийски клятву: «Клянусь Богом Небесным, пусть тут же вытекут оба мои глаза, но я сделаю по слову того юродивого». И когда он промыл глаза, как велел ему Симеон, тотчас исцелел, и глаза его стали чистыми, словно были такими от рождения, так что он восславил Бога. Жизнь и деяния аввы Симеона, записанные епископом Леонтием   Глубоко человечный образ святителя Николая Мирликийского не может не трогать наше сердце. Его удивительное житие – словесная икона – говорит о таких вещах, которые пробуждают душу человека и буквально заставляют ощутить потребность в заступничестве и ходатайстве этого святого. Не будучи великим богословом или выдающимся церковным организатором, святитель Николай епископствовал в малоазийском городе Миры Ликийские. Он был очень мирным и добросердечным христианином, человечным и близким каждому, как, наверное, никто другой в его епархии и далеко за ее пределами. Многое известно о том, как по молитвам к святителю Николаю совершается самое необходимое в жизни человека: исцеление и утешение, избавление от скорбей и напастей, усмирение бурь и ветров. С древнейших времен он покровительствует морякам: его ходатайством и молитвами каким-то особым образом удается избежать серьезных проблем на море. Из жития святителя Николая известно, что во время своего путешествия в Иерусалим он усмирил бурю, когда корабль, на котором он плыл, практически уже погибал и тонул. Этот мирный, удивительно добрый человек, согласно его житию, участвовал в Первом Вселенском соборе, где яростно обличал еретика Ария. Причем известно, что он не только словесно обличил его: житие доносит до нас, что он даже заушил Ария, то есть прилюдно ударил того по лицу. За этот поступок святитель Николай был сначала лишен сана, но потом епископское достоинство было ему возвращено. Епископам, собравшимся на собор, стало понятно, что все свершилось по Божьему промыслу, потому что Арий был вероотступник.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/bog-i-s...

Слово на литургии в день памяти Святителя и Чудотворца Николая 19 декабря 1977 г. Среди многих светил, украшающих духовный небосклон Вселенской Христовой Церкви, одной из самых ярких и прекрасных звезд первой величины сияет, радуя наш мысленный взор, дивный образ великого Угодника Божия Святителя и Чудотворца Николая. Знают его и молятся ему повсюду – на востоке и на западе, в странах холодного севера и знойного юга, призывают его на помощь в скорбях и бедствиях на суше и на море, воссылают ему свои благодарения люди разных вероисповеданий и даже разных религий. Еще в седой древности один благочестивый писатель жития Святителя Николая писал: «Приди на Русь, и ты увидишь, что нет такого города или села, где не были бы явлены чудеса святого Николая, и рассказать обо всем их множестве посредством писания невозможно».. Нет и ныне на святой земле Русской такого храма, где бы не было чтимой иконы великого Святителя. С какой любовью устремлены на его благостный лик взоры молящихся, которые с глубокой верой и твердой надеждой обращаются к нему, прося его помощи и заступления! И каким воодушевлением полны слова столь любимого тысячами православных верующих людей акафиста: «Слышаша ближнии и дальни величие чудес твоих, преблаженне Николае!... проповедует мир: весь тебе. . . скораго в бедах заступника!». Чем же заслужил Святитель Николай столь великое дерзновение пред Богом? Чем стяжал великую славу отзывчивого и сострадательного помощника всем, сущим в бедах и напастях? Без сомнения, высокой святостью и чистотой своей жизни, посвященной ревностному служению Богу и делам христианского милосердия. Святитель Николай, архиепископ малоазийского города Миры Ликийские, являет нам высокий пример личной добродетельной христианской жизни и замечательный образец пастырского служения. С ранних детских лет душа его стремилась к общению с Богом, и Он со всем усердием посвящал себя различным подвигам благочестия. Он имел сильную любовь к храму, строго исполнял все церковные уставы относительно поста и молитвы, отличался целомудрием и примерной чистотой нравов, сочетал богомыслие с деятельной любовью к ближним.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

1. Смотри, какой приговор опять произносят. И после того, как было сказано: " безумствуешь ты " , признают его свободным не только от смерти, но и от уз, и совершенно отпустили бы его, если бы он не потребовал суда у кесаря. Но это случи­лось по смотрению (Божию), и не только это, но и то, что он отправился в узах. Потому он и сказал: " даже до уз, как злодей " (2Тим.2:9). Если Господь его " и к злодеям причтен " (Мк.15:28), то тем более мог он; и как Господь не сде­лался оттого причастным их бесчестию, так и он: то и ка­жется удивительным, что, приобщившись им, не потерпел от них никакого вреда. " Когда решено было плыть нам в Италию, то отдали Павла и некоторых других узников сотнику Августова полка, именем Юлию. Мы взошли на Адрамитский корабль и отправились, намереваясь плыть около Асийских мест. С нами был Аристарх, Македонянин из Фессалоники. На другой день пристали к Сидону. Юлий, поступая с Павлом человеколюбиво, позволил ему сходить к друзьям и воспользоваться их усердием " (Деян.27:1-3). Смотри, до какого места Аристарх сопровождает Павла. Ко благу и к пользе случился здесь Арис­тарх; он мог рассказать обо всем в Македонии. " Юлий, поступая с Павлом человеколюбиво, позволил ему сходить к друзьям и воспользоваться их усердием. Отправившись оттуда, мы приплыли в Кипр, по причине противных ветров " (ст. 3, 4). " Юлий " , говорит, " поступая с Павлом человеколюбиво " . Хорошо он поступает, дозволяя (Павлу) сходить к знакомым и получить пособие; вероятно, (Павел) нуждался в этом после многих бедствий от уз, от страха, от бес­престанной перемены мест. Смотри, как (писатель) не скры­вает и того, что он желал получить пособие. Затем опять искушения, опять противные ветры. Смотри, так всегда бывает в жизни святых: избавились из судилища, и подвергаются кораблекрушению и буре. Указывая на это, (писатель) продол­жает: " и, переплыв море против Киликии и Памфилии, прибыли в Миры Ликийские. Там сотник нашел Александрийский корабль, плывущий в Италию, и посадил нас на него " (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010