Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДЕЯН 27 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru 1 И якоже суждено бысть отплыти нам во Италию, предаху Павла же и иныя некия юзники сотнику, именем Иулию, спиры Севастийския. 2 Мы взошли на Адрамитский корабль и отправились, намереваясь плыть около Асийских мест. С нами был Аристарх, Македонянин из Фессалоники. 2 Вшедше же в корабль Адрамитский, восхотевше плыти во Асийская места, отвезохомся, сущу с нами Аристарху Македонянину от Солуня. 3 На другой день пристали к Сидону. Юлий, поступая с Павлом человеколюбиво, позволил ему сходить к друзьям и воспользоваться их усердием. 3 В другий же пристахом в Сидоне: человеколюбие же Иулий Павлови дея, повеле к другом шедшу прилежание улучити. 4 Отправившись оттуда, мы приплыли в Кипр, по причине противных ветров, 4 И оттуду отвезшеся приплыхом в Кипр, зане ветри бяху противни: 5 и, переплыв море против Киликии и Памфилии, прибыли в Миры Ликийские. 5 пучину же, яже противу Киликии и Памфилии, преплывше, приидохом в Миры Ликийския. 6 Там сотник нашел Александрийский корабль, плывущий в Италию, и посадил нас на него. 6 И тамо обрет сотник корабль Александрийский пловущь во Италию, всади ны в онь. 7 Медленно плавая многие дни и едва поровнявшись с Книдом, по причине неблагоприятного нам ветра, мы подплыли к Криту при Салмоне. 7 Во многи же дни косно плавающе и едва бывше противу Книда, не оставляющу нас ветру, приплыхом под Крит при Салмоне: 8 Пробравшись же с трудом мимо него, прибыли к одному месту, называемому Хорошие Пристани, близ которого был город Ласея. 8 едва же избирающе край, приидохом на место некое, нарицаемое Доброе Пристанище, емуже близ бе град Ласей. 9 Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел, то Павел советовал, 9 Многу же времени минувшу и сущу уже небезбедну плаванию, занеже и пост уже бе прешел, советоваше Павел,

http://drevo-info.ru/articles/6897.html

1. Смотри, какой приговор опять произносят. И после того, как было сказано: «безумствуешь ты», признают его свободным не только от смерти, но и от уз, и совершенно отпустили бы его, если бы он не потребовал суда у кесаря. Но это случи­лось по смотрению (Божию), и не только это, но и то, что он отправился в узах. Потому он и сказал: «даже до уз, как злодей» ( 2Тим.2:9 ). Если Господь его «и к злодеям причтен» ( Мк.15:28 ), то тем более мог он; и как Господь не сде­лался оттого причастным их бесчестию, так и он: то и ка­жется удивительным, что, приобщившись им, не потерпел от них никакого вреда. «Когда решено было плыть нам в Италию, то отдали Павла и некоторых других узников сотнику Августова полка, именем Юлию. Мы взошли на Адрамитский корабль и отправились, намереваясь плыть около Асийских мест. С нами был Аристарх, Македонянин из Фессалоники. На другой день пристали к Сидону. Юлий, поступая с Павлом человеколюбиво, позволил ему сходить к друзьям и воспользоваться их усердием» ( Деян.27:1–3 ). Смотри, до какого места Аристарх сопровождает Павла. Ко благу и к пользе случился здесь Арис­тарх; он мог рассказать обо всем в Македонии. «Юлий, поступая с Павлом человеколюбиво, позволил ему сходить к друзьям и воспользоваться их усердием. Отправившись оттуда, мы приплыли в Кипр, по причине противных ветров» ( Деян.27:3–4 ). " Юлий, – говорит, – поступая с Павлом человеколюбиво». Хорошо он поступает, дозволяя (Павлу) сходить к знакомым и получить пособие; вероятно, (Павел) нуждался в этом после многих бедствий от уз, от страха, от бес­престанной перемены мест. Смотри, как (писатель) не скры­вает и того, что он желал получить пособие. Затем опять искушения, опять противные ветры. Смотри, так всегда бывает в жизни святых: избавились из судилища, и подвергаются кораблекрушению и буре. Указывая на это, (писатель) продол­жает: «и, переплыв море против Киликии и Памфилии, прибыли в Миры Ликийские. Там сотник нашел Александрийский корабль, плывущий в Италию, и посадил нас на него» ( Деян.27:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Первый текст о Н.- «Деяние о стратилатах» (BHG, N 1349z - 1350k), по жанру относится к прижизненным чудесам (praxeis) и известен в 5 редакциях, 2 из к-рых смешанные. Это произведение было самым популярным текстом о Н. в визант. мире: Г. Анриху были известны 54 греч. списка, переводы на латинский, сирийский и славянский языки. У цитирующего Praxis de stratelatis (по тексту, промежуточному между 2-й и 3-й редакцией) Евстратия К-польского (2-я пол. VI в.) оно называется Житие (βος), что указывает на отсутствие к этому времени полного Жития Н. (вопреки мнению Дж. Чоффари - Cioffari. 1987. P. 37-46). «Деяние о стратилатах» датируется временем до VI в., когда оно уже считалось достаточно авторитетным, чтобы быть использованным как аргумент в богословском споре. Наименование правителя Мир и Ликии игемоном (γεμν, лат. praeses) во всех редакциях «Деяния о стратилатах» соответствует реалиям константиновской адм. реформы, когда, не позже сер. V в. были разделены надвое диоклетиановские провинции Ликия и Памфилия; вслед за Памфилией наместник Ликии стал называться консуляром (πατικς). Сюжет Praxis de stratelatis также отражает придворные интриги эпохи Константина, позднее малоизвестные: стратилат Вирий Непоциан, consul prior в 336 г., был, по всей видимости, сыном Непоциана, consul posterior 301 г. (PLRE. Vol. 1. P. 624), и отцом Юлия Непоциана, родившегося от Евтропии, сестры Константина Великого, и провозглашенного в 350 г. в Риме августом, что вызывало зависть его конкурента за влияние на императора - Аблабия, выходца из низов, который ставил на своего воспитанника Констанция II и вынужден был уехать на Восток во время триумфа Непоциана (Ibid. P. 3); в следующем году, после гибели префекта Востока Аблабия, др. стратилат, Флавий Урс, стал consul prior. Эти обстоятельства затрудняют попытку отнести Praxis de stratelatis точно к VI в. на основе схожести с законодательством Юстиниана о заступничестве епископов ( Tietz W. San Nicola, Mira e le sue adiacenze in età tardoantica//San Nicola: Splendori d " arte d " Oriente e d " Occidente/A cura di M. Bacci. Mil., 2006. P. 35-46). Обилие местных топографических деталей и отсутствие к-польских заставляют считать родиной «Деяния о стратилатах» Миры Ликийские: в 3-й редакции «Деяния...» стратилаты даже предстают как первые паломники, отправившиеся к святителю.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Девятый день. Поучение 4-е. Перенесение мощей святителя Христова и чудотворца Николая из Мир в Бар-град. (Верование Церкви в ходатайство святых есть несомненная истина). I. Ныне у нас праздник перенесения мощей святителя Христова и чудотворца Николая из ликийского города Мир, находящегося в Малой Азии, в апулийский город Бар, область южной Италии. Святитель Христов Николай скончался в ликийском городе Мирах 6-го декабря 342 г., и его тело с честию погребено было в соборном Мирликийском храме, в котором он приносил безкровную жертву и свои молитвы о спасении своем и своей паствы. Честные мощи его почивали там в продолжение 744 лет. В 1086 г. турки-магометане, при нападении на малоазийские области Греции, овладели Ликиею, город Миры раззорили, и христиане мирликийские свое дорогое сокровище – мощи угодника Божия Николая принуждены были сокрыть под землею. Но вот, по воле Господней, святитель Николай является в ночном видении одному благочестивому священнику, жившему в апулийском городе Бар, и говорит ему: «ступай, скажи духовенству и народу, чтобы взяли мои мощи из Мир ликийских и перенесли в здешний город». Обрадованные граждане и духовенство избрали знатнейших между ними мужей и с несколькими священннками отправили их на кораблях в Миры ликийския. Посланные мужи прибыли в Миры, и там, в одной церкви, по сказанию черноризцев, обрели в земле гроб с мощами святителя, наполненный благоухающим Миром; они беспрепятственно взяли его и с благоговением перенесли на свой корабль. С этим драгоценным приобретением отправились они из Мир ликийских в обратное плавание в 11-й день апреля, и благополучно возвратились в город Бар 9-го мая 1087 года. Жители города с радостию встретили мощи святителя Николая и перенесли их в храм св. Иоанна Предтечи. Благодарные баряне построили во имя святителя угодника Божия Николая великолепный каменный храм, и в третий год после перенесения мощей из Мира, также 9-го мая, с честию и торжеством, в новом серебряном, позлащеном гробе, перенесли их из храма Предтечева в новосозданный храм, и положили в святом алтаре, где они и доныне почивают.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

ред. А.И. Плюснин Часть II. Перенесение честных мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари Глава 1. Перенесение честных мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари. Построение в Бари церкви в честь святителя Николая и ее судьба Взыде яко звезда от востока до запада твоя мощи, святителю Николае, море же освятися шествием твоим, и град барский приемля тобою благодать: нас бо деля (ради) явился еси чудотворец изящный, предивный и милостивый. Кондак праздника перенесения мощей святителя Николая Чудотворца Прошло семьсот с лишним лет после блаженной кончины угодника Божия Николая, великого Мирликийского чудотворца. Родная ему Ликия стала подвергаться частым нашествиям сарацин, опустошавших ее мечом и огнем. В конце XI века сарацины произвели страшное опустошение в Восточных областях Римской империи: начав от Херсона, страшные враги прошли до Антиохии и Иерусалима. Все лежавшие на пути города, села, церкви и монастыри они предавали огню и мечу; жителей брали в плен, умерщвляли и разгоняли. Все места, пройденные ими, надолго оставались дикой пустыней. Запустели и Миры: остаток их жителей переселился на другое место, в тринадцати стадиях (около двух с половиной километров) от прежнего города. Впрочем, там еще оставался Сионский храм, таивший в себе сокровище честных мощей теплого заступника и скорого помощника святителя Николая, охраняемое лишь немногими монахами. «Неужели, – спрашивает один современный перенесению мощей летописец, – преподобный и великий архиерей не мог умолить Господа, чтобы Он не погубил города Миры и не привел в запустение церковь с мощами Его угодника?» – «Конечно, мог, – отвечает он, – но это бедствие ниспослано на нас за грехи наши, которыми мы раздражаем долготерпение Божие, и должно было служить к нашему же уврачеванию». Но, предав разорению город, прославленный мощами угодника Божия, Господь предопределил перенести их на запад, в многолюдный город, называемый «Бар». По словам святителя Димитрия Ростовского , Господу было угодно сделать это перенесение мощей для того, «чтобы мощи такого светильника миру, душа которого в светлостях небесных приемлет достойную себе честь, и на земле не были без почитания и под спудом, и чтобы обильный источник чудесных исцелений не был без почерпающих из него» и «чтобы и Западу не лишиться благодеяний Божиих, получаемых благодаря ходатайству великого Архиерея».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поучение в день перенесения мощей Святителя Христова и Чудотворца Николая из Мир в Бар-Град, 9-го мая Ныне у нас праздник перенесения мощей Святителя Христова и Чудотворца Николая из Ликийского города Мир, находящегося в Малой Азии, в Апулийский город Бар, область южной Италии. Об этом перенесении, прежде всего, я хочу теперь, братие, повести с вами и мою речь. Святитель Христов Николай скончался в Ликийском городе Мирах 6-го декабря 342 г., и его тело с честью погребено было в соборном Мирликийском храме, в котором он приносил бескровную жертву и свои молитвы о спасении своем и своей паствы. Честные мощи его почивали там в продолжение 744 лет. В 1086 г. турки-магометане, при нападении на Малоазийские области Греции, овладели Ликиею, город Миры разорили, и христиане Мирликийские свое дорогое сокровище – мощи угодника Божия Николая принуждены были сокрыть под землею. Но вот, по воле Господней, Святитель Николай является в ночном видении одному благочестивому священнику, жившему в Апулийском городе Бар, и говорит ему: «ступай, скажи духовенству и народу, чтобы взяли мощи из Мир-Ликий- ских и перенесли в здешний город». Обрадованные граждане и духовенство избрали знатнейших между ними мужей и с несколькими священниками отправили их на кораблях в Миры-Ликийские. Посланные мужи прибыли в Миры, и там, в одной церкви, по сказанию черноризцев, обрели в земле гроб с мощами Святителя, наполненный благоухающим миром; они беспрепятственно взяли его и с благоговением перенесли на свой корабль. С этим драгоценным приобретением отправились они из Мир-Ликийских в обратное плавание в 11-й день апреля, и благополучно возвратились в город Бар 9-го мая 1086 года. Жители города с радостью встретили мощи Святителя Николая и перенесли их в храм св. Иоанна Предтечи. Благодарные Баряне построили во имя Святителя Николая великолепный каменный храм, и в третий год после перенесения мощей из Мира, также 9-го мая, с честью и торжеством, в новом серебрянном, позлащенном гробе, перенесли их из храма Предтечева в новопостроенный храм, и положили в святом алтаре, где и доныне почивают (Чет.-Мин. 9 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

«Русский бог» Свт. Николай Чудотворец. 1713 г. Видели ли вы хотя бы один храм, в котором на почетном месте не оказалось бы иконы святителя Николая? И не увидите. Бывает так: храм только-только построен или начал восстанавливаться, еще нет и алтарной преграды, лишь перед престолом два образа – Господа Вседержителя и Пресвятой Богородицы, но обязательно где-нибудь рядом, пусть небольшой, принесенный из дома, образ Николая Чудотворца. Да что храм, в любой благочестивой семье есть своя Николина икона: или писанная, или медного литья, или просто бумажная олеография, сохранившаяся со времен коробейников и книгонош… Бумажные даже чаще встречаются – легче было спрятать, сохранить от ретивых богоборцев. А сколько по всей земле нашей – от Балтийского моря до Охотского и от Белого до Черного – Никольских храмов, приделов, часовен! Иностранцы, недоумевая, чем это мог так тронуть таинственную славянскую душу архиерей из далекой Малой Азии, прозвали святителя Николая «русским богом». «В Мирех живый чувственне, иерарше, миром разумно духовным явился еси помазан, отче Николае. Темже миры чудес твоих мир облаговонил еси, миро приснотекущее проливая, мирными твоими благовонными словесы и памятию твоею». В этом седальне уже содержится часть ответа на недоуменные вопрошания. Жил в городе Миры, через таинство миропомазания воспринял дар чудотворений, которые щедро изливал на окружающий мир, а после кончины прославился нетлением мощей и мироточением. Удивительно откликнулось русскому уху название города Миры Ликийские, в котором святитель епископствовал. Здесь и «миро» – священное благовоние, возлиянием или крестопомазанием которого сообщаются благодатные дары Святого Духа выходящему из купели крещения христианину, царю, венчаемому на царство, престолам и антиминсам храмов; и душистое «миро», истекающее от чудотворных икон или мощей прославленных святых; это и «мир» как состояние души, и «мир» как вселенная; здесь и производное «мирянин» – человек, не имеющий сана, но мирно, по церковным законам живущий в миру…

http://pravoslavie.ru/2755.html

Слово в день перенесения мощей святителя и чудотворца Николая Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В память вечную будет праведник… ( Пс. 111, 6 ) Возлюбленные мои, други наши, сегодня праздник великого праведника и угодника Божия святителя Николая в честь перенесения честных мощей его из города Миры в Бар-град. Он – велик в мире. Он – велик в Церкви Христовой! И память его, начиная со дня его кончины 6 декабря 342 года, прошедшая сквозь столетия и достигшая наших дней, лучшее тому свидетельство. А ведь многие из нас своим религиозным опытом знают о нем не только по свидетельству Церкви, не только по преданию, но по живому его участию в жизни нашей. И в сонме чтимых святых не много таких, кто предстал бы нашему сознанию столь живо. Не изумительно ли, дорогие мои, что недосягаемая высота жизни святителя Николая и служения его Богу не разделяет нас с ним, но делает его особенно близким и желанным нам. А соприкасаются с ним многие и очень многие: и верующие, и неверные, и православные, и инославные – и раньше, и теперь. В чем причина такой всеобъемлющей власти святителя над людьми? Да в том, что он во всей возможной для человека полноте уподобился Подвигоположнику своему Христу, исполняя заповеди Его. А Господь сказал: “...любящия Мя люблю, ищущии же Мене обрящут благодать” ( Притч. 8, 17 ). От юности полюбил святитель Николай Бога, и Бог полюбил его. А Своим избранникам Господь дает столь великую благодать, что они любовью обнимают всю землю, весь мир, и душа их горит желанием, чтобы все люди спаслись и видели славу Господню. Собственными свойствами святой души святителя Николая стало умение любить, умение снисходить ко всякому человеку, к разным людям и дать каждому именно то, что ему нужно. О святителе Николае, архиепископе небольшого малоазиатского городка Миры Ликийские, почти нет достоверных письменных свидетельств, но “дивен Бог во святых Своих”, и Он наполнил мир великой славой деяний Своего избранника до сего дня. Сказания и предания многое сохранили из жизни святителя, а еще больше хранится известий о его посмертных чудесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

иером. Макарий Симонопетрский Память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца 433 Равный апостолам в усердном подражании Господу Иисусу Христу, живой столп Церкви в ревностной защите православной веры, образец святого пастырского служения, свт. Николай явился неистощимым сосудом Божественной благодати. Он совершил и поныне совершает неисчислимое множество чудес по молитвам терпящих скорби и притеснения, гонимых и обездоленных – всех тех, кто прибегает к его отеческому заступлению. Св. Николай появился на свет в гор. Патары в Ликии, на юге Анатолийского полуострова, примерно в конце III в. Его родители-христиане долгое время не имели потомства и усердно молили Бога даровать им дитя. С самого младенчества ребенок обнаружил любовь к добродетели и соблюдению церковных установлений, отказываясь каждую среду и пятницу от молока кормилицы вплоть до наступления вечера. Он был воспитан в воздержании, благочестии и изучении божественных писаний. Бдение, пост и молитва – вот добродетели, в которых юноша возрастал долгое время. После смерти родителей Николай, с щедростью раздавший их имение нуждающимся, обнаружил в себе особенную склонность к делам милосердия. Милостыня стала его славой и самой большой заслугой пред Господом. Святитель всегда считал самого себя всего лишь распорядителем имущества, предназначенного бедным и нуждающимся, и всегда старался сохранить свои благодеяния в тайне, дабы мирская слава не лишила его будущей Небесной награды (ср.: Мф 6, 3 ). Так он спас от позора трех девушек, честью которых собирался пожертвовать их разорившийся отец. Святитель, оставаясь незамеченным, положил каждой из них по очереди достаточное количество денег, чтобы они могли выйти замуж. Когда глава семейства все же обнаружил тайного благодетеля, тот взял с него клятву под страхом вечного наказания никому не рассказывать об увиденном. Покинув родные Патары, Николай был при всеобщем ликовании народа избран епископом соседнего гор. Миры. Это случилось по откровению Божию, явленному через Ангела епископам, собравшимся на синод.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

священник Алексий Ястребов Скачать epub pdf Пятая часть мощей св. Николая хранится в Венеции! Мало кто знает, что в 1087 г. барийцы похитили из храма византийского города Миры не все мощи св. Николая. В спешке и суете они оставили в саркофаге около 20% мощей, которые через 9 лет вывезли из Мир Ликийских венецианцы. Предлагаем вашему вниманию статью священника Алексия Ястребова (настоятеля прихода святых Жен-Мироносиц Московского Патриархата в Венеции), в которой рассказывается история перенесения части мощей св. Николая из Мир Ликийских в Венецию, а также о других православных святынях Италии. (Все представленные в статье фотографии вщяты из книги: свящ. Алексия Ястребова «Святыни Венеции. Православный историко-художественный путеводитель по святыням собора святого Марка и церквям города».) Содержание Венеция – хранительница мощей Святителя Николая Чудотворца История перенесения мощей святителя Николая Венецианский и барийские источники о перенесении мощей Почитание святителя Николая в Венеции Освидетельствования мощей и их достоверность Почитание православными верующими мощей святителя Николая и других святынь Венеции сегодня Перспективы православного свидетельства в Венеции     Венеция – хранительница мощей Святителя Николая Чудотворца История Венеции и, более узко, история появления в Венеции святынь православного Христианства, тесно связана с Востоком, с Византийской империей. Город в лагуне долгое время политически зависел от Византии, что сослужило его жителям хорошую службу, ибо наличие мощного покровителя гарантировало относительную безопасность от варварских набегов, в то время как особое положение Венеции – аванпоста империи на северо-востоке Апеннин – и незаменимость услуг венецианцев как искусных моряков и лоцманов обеспечивали широкую автономию местного управления. После падения Византии Венеция владела значительной частью бывшей империи и, в частности, многими греческими островами. Неслучайно именно сюда прибыли беженцы после победы турок над христианами в Восточном Средиземноморье в XV столетии. Греческая диаспора в Венеции того времени насчитывала до десяти тысяч человек. Вскоре по прибытии беженцев был построен православный собор и учреждена епископская кафедра Константинопольского Патриархата. Греки деятельно участвовали в жизни республики и занимали видные посты в ее гражданском и военном руководстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010