Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Похитители мощей святого Николая. Благочестивые пираты 9 мин., 19.12.2019 Нет такого места на свете, где бы не слышали о Николае Чудотворце. Дети всей Европы ждут от него подарков на Рождество, называя его Санта Клаусом. Но особое отношение к Николаю Чудотворцу у моряков. Житие Святителя описывает случай во время его паломничества в Палестину, когда он, будучи одним из пассажиров корабля, силой своей молитвы остановил жестокую бурю и со свойственной ему любовью воскресил молодого матроса, по неосторожности упавшего с мачты. Этим объясняется то, что мореходы традиционно считают святителя Николая своим Небесным Покровителем. Даже мощи святого покоятся в старом портовом городе Италии – Бари. Бари возник еще в III beke до Рождества Христова. Уже при римлянах он был крупным морским портом на италийском побережье. Несмотря на то, что с незапамятных времен здесь произрастает виноград и растут оливковые рощи, жизнь Бари была связана, в первую очередь, с морем. И речь не только о рыболовстве и торговле. Как и любой порт, свою свободу и земное благополучие Бари должен был отстаивать с оружием в руках. Ведь желающих захватить этот удобно расположенный на побережье Адриатики город всегда было немало. В IX веке Бари на 20 лет был захвачен арабами и даже стал столицей Барийского эмирата. Но город нуждался в могущественном Небесном Покровителе, который, прежде всего, защищал бы мореходов и охранял бухту морского порта. Издревле во всем христианском мире покровителем мореходов почитался святитель Николай Чудотворец, мощи которого в то время покоились в городе Миры Ликийские. Руины храма святителя Николая в Мирах Ликииских (современныи г. Демре, Турция) Барийцы мечтали видеть его мощи у себя. Им нужен был заступник на море. Однако владеть мощами святителя Николая было заветной мечтой не только жителей Бари, но и вечных их соперников на море – венецианцев, генуэзцев и жителей Амальфи. Как же мощи святителя Николая попали в Бари? И почему в гробнице только часть мощей? Сведения об этом дошли до нас из двух основных исторических документов: хроник Никифора и архидиакона Иоанна.

http://foma.ru/pohititeli-moshhey-svyato...

С 22 мая по 12 июля мощи святителя Николая будут доступны для паломников в в Москве, в Храме Христа Спасителя. Доступ паломников к святыне  будет организован 22 мая с 14.00 до 21.00, а с 23 мая по 12 июля – с 8:00 до 21:00. С 13 июля по 28 июля мощи будут находиться в Санкт-Петербурге. Очередь к храму Христа Спасителя в Москве, где будут выставлены для поклонения мощи святителя Николая, растянется примерно на два километра – до Крымского моста, на ее протяжении будут размещены три пропускных пункта для регулирования потока очереди. Никаких специальных пропусков не будет, доступ к мощам будет организован в порядке общей очереди для всех граждан. Почему мощи святителя Николая находятся в Италии Принесение мощей святителя Николая приурочено к летнему дню памяти святителя Николая — 22 мая (9 мая по старому стилю). В этот день празднуется перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар. В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и сёла, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром. В 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя. Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая. В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе – все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Святители — домостроители тайн Божиих Апостол Павел рукополагает Тита      Проповедуя и основывая Церкви, апостолы во главе каждой общины ставили предстоятеля — епископа или пресвитера. На свое служение епископы поставлялись через возложение на них рук . Епископы возглавляли общую молитву Церкви, совершали литургию, учили, руководили жизнью общины. Кроме того, они должны были рукополагать новых пресвитеров для Церкви и вершить церковный суд, если возникали конфликты или какой-нибудь спорный вопрос. Из апостольских посланий мы узнаём, что такими предстоятелями Церквей были, например, два ученика апостола Павла — Тимофей и Тит. Тимофей был предстоятелем Эфесской Церкви в Асии, а Тит управлял Церковью на острове Крит. Свои епископы были во всех вновь основанных Церквах. Несмотря на то что Тимофей был тогда еще молод, апостол Павел писал: Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим 4, 12). Ученик апостола Иоанна Богослова святой Игнатий, прозванный Богоносцем, был епископом Антиохии. Он писал: «Где будет епископ, там должен быть и народ, так же как где Иисус Христос, там и Соборная Церковь». Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских      Без сомнения, самый известный святитель — Николай Чудотворец. Его знают и почитают даже люди, далекие от христианства. Святитель Николай родился в III веке в Малой Азии, в городе Патара, в области Ликия. С детских лет Николай преуспевал в изучении Священного Писания и молитве. Его дядя, епископ Патарский, поставил его во чтеца, а затем, по достижении возраста, в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему произносить поучения пастве. Спустя некоторое время Николай становится епископом в другом Ликийском городе, Миры. В 303–305 годах, во время гонений, поднятых на христиан императором Диоклетианом, святитель Николай мужественно оберегал свою паству и сам претерпел за Христа тюремное заключение. В правление императора Константина он участвовал в I Вселенском Соборе, осудившем ложное учение священника Ария, отрицавшего Божественное достоинство Иисуса Христа . Отошел ко Господу святитель Николай в 334 или 335 году.

http://pravoslavie.ru/104534.html

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Николая Чудотворца после Божественной литургии в Николо-Угрешском монастыре 22 мая 2013 г. 19:43 22 мая 2013 года, в праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Преображенском соборе Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря . По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваше высокопреподобие, отец игумен Варфоломей, наместник этой святой обители! Дорогие отцы, братья и сестры! Я всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — с днем памяти святителя и чудотворца Николая. Этот весенний праздник в честь святителя установлен по поводу переноса его мощей из малоазийского города Миры Ликийские в итальянский горд Бари. Это произошло тогда, когда велика была угроза уничтожения святынь в Малой Азии. До конца не ясна вся история, связанная с перенесением мощей. Об этой истории пишут целые книги и исследования. Некоторые даже считают, что перенос мощей произошел при непосредственном участии русского государства. Существует много гипотез, и нам не следует сейчас на них останавливаться и их разбирать. Но совершенно очевидно, что если бы мощи оставались в Малой Азии (в то время там было неспокойно, христиане потеряли всякую власть и всякий контроль над политической ситуацией), любыми последствиями это могло бы обернуться для целостности святых мощей. Они оказались на Западе, в итальянском городе Бари. И сегодня тысячи и тысячи паломников из России посещают град Барский для того, чтобы поклониться святым мощам святителя Николая, которые источают драгоценное ароматное миро. Эти кости источают дивную целебную и ароматную влагу, состав которой не может быть раскрыт никакими научными способами и средствами. Раз в году это святое миро собирается с костей святителя Николая и затем разбавляется водой, и в маленьких сосудиках распространяется среди верующих людей.

http://patriarchia.ru/db/text/2989804.ht...

Состоялась поездка группы паломников из Русской Православной Церкви к святыням древней Византии 25 мая 2010 г. 18:02 18-23 мая 2010 года состоялась поездка паломнической группы из Русской Православной Церкви во главе с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием к христианским святыням, находящимся на территории Турции. По прибытии в Константинополь 18 мая паломники посетили знаменитый храм Богородицы во Влахерне, кафедральный храм Константинопольского Патриарха во имя святого великомученика Георгия Победоносца, болгарский храм во имя святого первомученика и архидиакона Стефана. 19 мая паломническая группа посетила город Никею (современный Изник), расположенный в 70 километрах от Стамбула. Паломники посетили Софийский храм. Вечером, в канун дня памяти преподобного Нила Сорского, архиепископ Викентий совершил вечерню и утреню на берегу Никейского озера. 20 мая, в день памяти преподобного Нила Сорского, владыка Викентий совершил Божественную литургию в храме святых равноапостольных Константина и Елены, расположенном на территории Генерального консульства России в Стамбуле. Затем паломническая группа посетила Храм Христа Спасителя в Хоре, знаменитый уникальными мозаиками и фресками. Накануне дня памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова архиепископ Викентий совершил вечерню в греческом храме во имя святых равноапостольных Константина и Елены в Стамбульском районе Бейоглу, настоятелем которого является митрополит Транупольский Герман ( Константинопольский Патриархат ). По окончании богослужения состоялась встреча митрополита Германа с архиепископом Викентием и прибывшими с ним богомольцами. 22 мая, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, паломническая группа посетила древние Миры Ликийские (современный город Демре). В базилике, построенной на месте храма, в котором некогда нес свое служение святитель Николай, архиепископ Викентий совершил Божественную литургию. Далее паломники из России направились в ликийский город Патары — место рождения святителя Николая.

http://patriarchia.ru/db/text/1165753.ht...

Турция, которую мы не знаем Неизведанная Турция. История этой страны тесно связана с летописью православной Церкви. Некогда забытые, занесенные песками христианские святыни снова притягивают многочисленные группы паломников. Возможность побывать в местах, где некогда проповедовали сами апостолы, появилась и у наших соотечественников. Каппадокийский пейзаж: причудливые узоры, сложившиеся под многовековым воздействием ветров и дождей Пляжная Турция с рекламных туристических буклетов. Такой предстает страна только на первый взгляд. Ведь бывшая Османская империя — это территория древнейшей христианской цивилизации, Византии. С этой землей прочно связана жизнь и история Церкви с самых первых веков ее существования. Здесь жили и проповедовали святые апостолы Петр, Павел, Иоанн, Филипп, Андрей, а их последователи сформировали крупнейшие христианские общины. В древнем городе Миры Ликийские служил епископом и совершал чудеса святитель Николай Чудотворец. Именно здесь жили такие христианские святые, как Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Малая Азия — родина великомучеников Георгия, Пантелеимона, мученика Иоанна Русского, особо почитаемого Греческой церковью. Один из пещерных храмов, представляющий интерес и для археологов, и для паломников Но когда мы говорим о православной Турции, то подразумеваем не только духовное наследие, связанное с историей Церкви. Здесь находятся и материальные свидетельства давно ушедшего времени. И с этой точки зрения, прежде всего, представляют интерес пещерные храмы Каппадокии. Один из храмов, построенных теми, кто укрывался от гонений римских императоров. Церковь (впрочем, как и жилище) вырубалась в скалах из очень мягкого камня, который хорошо поддавался обработке и после взаимодействия с воздухом затвердевал Это удивительный край, расположенный в самом центре современной Турции. Когда-то, миллионы лет назад, здесь кипела вулканическая деятельность: миллиарды тонн пепла, лавы и глины обрушились на землю. Время, дожди и ветра за последующие тысячелетия сформировали уникальный пейзаж. А пещеры, образовавшиеся в лавовых конусах, стали идеальным местом для отшельнического скита, стены и своды которого украшали разноцветными фресками.

http://pravoslavie.ru/44308.html

«Церковь и мир»: О святителе Николае, житиях, Санта-Клаусе и Рождестве 18 декабря, 2010. Митрополит Иларион (Алфеев) Мое священническое служение начиналось в очень бедных регионах Литвы, где у меня было 4 прихода, чтобы доехать из одного прихода на другой, надо было километров 70 или пройти пешком, или голосовать, чтобы останавливались машины. Одна машина проезжает, другая, третья, пятая, десятая — никто не останавливается. Тогда начинаешь молиться святителю Николаю. И обязательно остановится какая-то машина. Источник: « Церковь и мир » АИ: Здравствуйте, дорогие братья и сестры. В эфире передача « Церковь и мир ». Вести ее мне помогает обозреватель Иван Семенов. ИС: Здравствуйте дорогие друзья. Свои вопросы архиепископу Илариону, председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата вы можете задавать на сайте нашей передачи « Vera.vesti.ru ». Скачать АИ: 19 декабря память одного из самых почитаемых святых — святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. ИС: Владыка, за границей часто святителя Николая называют русским святым. Русские православные люди считают его особенным покровителем России и особенно молятся этому святому. Тем временем, святитель Николай не только никогда не был в России, но тогда ее как таковой не существовало. Как же так? АИ: Святитель Николай был епископом города Миры Ликийские (сегодня этот город называется Демре, он находится на территории Турции) и жил он в 4-м веке. Удивительно, что об этом святом осталось очень мало исторической достоверной информации. Но поразительно, что этот святой на протяжении веков настолько почитался Церковью, что, например, на Руси он стал самым почитаемым святым. У нас Никольских храмов было столько, сколько не было нигде. Бывало так, что в одном городе, из, допустим, сорока храмов двадцать были Никольскими. Это связано с особым почитанием святителя Николая в России и на Руси. А почитание это произошло не по какой иной причине, как только потому, что в опыте — в жизненном, в духовном опыте —сотен, тысяч и миллионов людей святитель Николай сыграл какую-то очень существенную роль. То есть, люди молились к нему и получали ответы на эти молитвы. Люди обращались к нему за помощью и совершались чудеса. Известно, например, что святитель Николай помогал многим людям, терпящим бедствие на море. И традиционно он воспринимается как покровитель моряков. Вообще, в путешествиях он помогает людям. И этот опыт не только людей древности, но и современных людей. Зайдите в любой православный приход, и опросите людей, которые пришли на службу: чем вам помог святитель Николай, почему он вам дорог? И почти каждый, наверное, вам расскажет какой-нибудь случай из собственной жизни, который связан с помощью, с небесным заступничеством святителя Николая. Таких историй много.

http://pravmir.ru/cerkov-i-mir-o-svyatit...

Что значит – жизнь в Церкви? Помню, и англичане, приезжавшие в Россию, в Московской Троицкой Лавре спрашивали у профессоров академии, откуда русские, большей частью безграмотные, знают Православие? 20 августа, 2008 Помню, и англичане, приезжавшие в Россию, в Московской Троицкой Лавре спрашивали у профессоров академии, откуда русские, большей частью безграмотные, знают Православие? “Слово БОЖИЕ”, однако, не в одном лишь Писании вмещается; оно выражается и в других видах откровения, я разумею: жития святых, творения святых отцов, постановления Соборов, богослужебные книги. Это все православная душа принимает, высоко чтит и из всего извлекает пользу и укрепление веры. Да и как иначе? Что такое, например, жития святых? Можно и должно сказать, что это — жизнь Церкви. В ее светлых, положительных проявлениях. Это — истинная “история Церкви”… У нас вот учат в истории о ересях и борьбе с ними. И иной раз получается впечатление, что история ее главным образом в этих столкновениях и состояла. Но ведь это не так. Ереси — вне Церкви; ереси — около и против Церкви. А ее жизнь — это благодатная река, по которой плывут спасающиеся: мученики, пустынники, святители, благочестивые князья, смиренные семейные подвижники… Конечно, с борьбой это все связано. Но течет светлая, святая, спасающая Божия река (Ин. 7, 38, 39). И началась она с Христа и его апостолов… И впервые рассказана эта история в книге Деяний апостольских. Какая замечательная эта книга! Это дневник первохристианства. И какая тоже очевидность! Даже еще большая, чем в Евангелии: иногда просто поражаешься обилием подробностей, точных справок о местах, временах, именах… “Мы, — пишет св. Лука, спутник ап. Павла, — взошли на Адрамитский корабль и отправились, намереваясь плыть около Ассийских мест. С нами был Аристарх, Македонянин из Фессалоники. На другой день пристали к Сидону… Отправившись оттуда, мы приплыли в Кипр, по причине противных ветров. И, переплыв море против Киликии и Памфилии, прибыли в Миры Ликийские. Там сотник (и имя его сохранилось — Юлий) нашел Александрийский корабль, плывущий в Италию (куда и отправили Павла для суда самого Кесаря), и посадил нас на него. Медленно плавая многие дни и едва поравнявшись с Книдом… мы подплыли к Криту при Салмоне. Пробравшись же с трудом мимо него, прибыли к одному месту, называемому Хорошие Пристани, близ которого был город Ласея”. Ап. Павел не советовал плыть дальше: его не послушались. “Поплыли поблизости Крита. Но скоро поднялся против него ветер бурный, называемый эвроклидон… И мы носились, отдавшись волнам. И, набежав на один островок, называемый Клавдой (никогда и слышать-то не приходилось о нем!), мы едва могли удержать лодку… На другой день… начали выбрасывать груз, а на третий мы своими руками побросали с корабля вещи. Но как многие дни не видно было ни солнца, ни звезд и продолжалась немалая буря, то, наконец, исчезла всякая надежда к нашему спасению” (27 гл.)… Но довольно!

http://pravmir.ru/chto-znachit-zhizn-v-c...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Западный некрополь в Мирах Ликийских [Мира; греч. Μρα, pl. neutr., реже sing. fem.], город на юге М. Азии (ныне Демре (Кале), Турция), у устья р. Мир (Мирос), ок. 3 км от морского побережья; столица рим. пров. Ликия , древняя христианская митрополия, важнейший центр паломничества в Юж. Анатолии в визант. эпоху и почитания Мирликийского свт. Николая . История Название «Миры Ликийские» происходит, вероятно, от ликийского Muri, связанного с названием р. Мир. Уже в античности М. Л. принадлежали к основным городам провинции и были наиболее важным городом Центр. Ликии. В эллинистическую эпоху М. Л. были в числе 6 главных городов Ликийского союза (сер. II - сер. I в. до Р. Х.) и обладали 3 голосами. В М. Л. проводились спортивные состязания союза. Наряду с городами Телмесс, Тлос, Ксанф, Патара и Лимира М. Л. носили титул «митрополия». Город состоял в симполитии с Требендами, ему принадлежали гавань Андриака и оракул в Суре. В позднеэллинистическое время его территория расширяется до юж. края долины Касабы. Основные пути в М. Л. вели по морю, но была также рим. дорога по ущелью р. Мир. В 68 г. по Р. Х. от землетрясения пострадали М. Л. и Патара. После нового землетрясения 141 г. Опромоас из Родиаполя пожертвовал городу на восстановление более 100 тыс. динариев. В 152 г. Опромоас (вместе с Иасоном из Кианей) снова дал 56 тыс. динариев на реконструкцию театра, к-рый причислялся к 7 чудесам света (возможно, из-за того, что это был крупнейший крытый театр), и для храма Артемиды Элевтеры, самого красивого здания в Ликии; он возобновил праздник в честь этой богини. С III в. Артемида Элевтера со своим священным деревом кипарисом (согласно Житию св. Николая Сионского) изображается на монетах М. Л., которые чеканились при имп. Гордиане III (238-244) и имп. Валериане (253-260). Со II в. в М. Л. известна таможня. В нач. III в. в надписи упомянуты местные иудеи. Римский театр в Мирах Ликийских

http://pravenc.ru/text/2563358.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКАНДР И ЕРМЕЙ Мученичество святых Никандра и Ермея. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546/47 гг. Мастер Дзордзис Фукас Мученичество святых Никандра и Ермея. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546/47 гг. Мастер Дзордзис Фукас [Ермий; греч. Νκανδρος κα Ερμεας (Ερμαιος)] (I в. (?)), священномученики (пам. 4 нояб.). Н. был епископом г. Миры Ликийские, Е.- пресвитером в том же городе. Сохранились неизданное пространное Мученичество Н. и Е., возможно, содержащее важные подробности и детали (BHG, N 2295), а также краткие синаксарные сказания, на основании к-рых и составлены все последующие заметки в др. агиографических справочниках. Согласно источникам, Н. и Е. были обращены в христианство ап. от 70 Титом , учеником ап. Павла . Вероятно, отличались глубокой верой и мн. др. добродетелями, т. к. Н. был рукоположен Титом во епископы г. Миры Ликийские, а Е. удостоен священнического сана. Оба являлись горячими проповедниками евангельского учения и обратили ко Христу множество язычников. Вскоре они были схвачены и приведены на суд к комиту (градоначальнику) Мир Ликийских Ливанию. Тот долго пытался склонить Н. и Е. к отречению от веры, но, поняв, что не достигнет цели, приказал привязать мучеников к буйным коням. Палачи долго гоняли коней, так что тела привязанных мучеников обагрились кровью. Но эта смертельная для всех, кто ей подвергались, пытка не привела Н. и Е. к гибели. Увидев, что святые живы, Ливаний приказал бросить их в темницу и морить голодом и жаждой. Однако Господь чудесным образом укрепил мучеников и исцелил их раны. Разъяренный правитель велел строгать их тела железными орудиями, затем бросить в раскаленную печь, но Ангел Господень остудил ее. Тогда обезумевший от бессильной злобы Ливаний велел вбить мученикам гвозди в голову, в сердце и в живот. Еще живых их бросили в яму и засыпали землей - так мученики предали души Господу. Из визант. стишных Синаксарей память Н. перешла в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 28-29) и позже вместе с двустишием и кратким сказанием была включена в славянские стишные Прологи ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 3. С. 13-14). Сказание о Н. и М. вошло в Великие Минеи-Четьи митр. Макария ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 182).

http://pravenc.ru/text/2565286.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010