Умершие Сила молитвы и милостыни за усопших 1 . Св. Иоанн Милостивый рассказывает следующее: «Один христианский пленник посажен был персами в темницу. Некоторые из товарищей его, убежав из Персии, уверили родителей пленного, что сын их уже умер, вследствие чего родители начали совершать церковное поминовение по усопшему, и это продолжали они 3 года. Чрез 4 года является сам мнимоумерший, узнает, что столько времени молились о нем как об усопшем, и спрашивает, в какие дни совершалось о нем поминовение. Родители отвечали: «В праздник Богоявления, на Пасху и Пятидесятницу». Тогда он сказал им: «В эти дни приходил ко мне какой-то светоносный муж, разрешал меня от оков, выводил из темницы, и я мог целый день свободно прохаживаться; на другой же день опять обретался я в темнице и в оковах». 2 . Св. игумения Афанасия (память ее 12 апреля), пред отшествием своим из сей жизни заповедала сестрам своего монастыря поставлять в память ее трапезу нищим до сорока дней. Случилось же, что сестры только до десяти дней соблюдали завещание своей начальницы. Такое нерадение вызвало святую из другого мира. Явившись в сопровождении двух ангелов некоторым из сестер обители, она говорила им: «Для чего преступили вы заповедь мою? Да будет всем известно, что творимые до сорока дней за душу усопшего милостыни и питания алчущих умилостивляют Бога. Если грешны души усопших, то чрез сие приемлют они от Господа отпущение грехов; если же безгрешны, благотворительность за них служит ко спасению благотворителям» («Четьи-Минеи», 12 апреля). 3 . Блаженный кир-Лука раз поведал братьям следующее видение: когда составлялось общежительное братство, то к нему пришел его родной брат. Приняв чин ангельский, он провел, однако же, жизнь свою в крайнем небрежении и, не исправленный ни советами, ни слезами своего брата, умер. Сердобольный и попечительный старец не переставал молиться об отшедшем, прося Бога открыть ему его участь. Находясь таким образом в молитве, он однажды увидел душу брата своего в руках бесовских; в ту ж пору послал он некоторых из братий тщательно осмотреть келью умершего. Посланные нашли в ней деньги, которые старец тотчас же приказал раздать нищим. Сделавши это, старец опять стал на молитве и увидел судилище Божие и ангелов света, спорящих с бесами за душу брата. Бесы вопияли: Ты праведен, так суди же; душа наша, ибо она творила дела наши. Ангелы говорили, что она избавлена милостынею, розданною за нее. Бесы противились и восклицали: да разве он раздал милостыню? Не сей ли, – указывая на самого кир-Луку, – старец? Притрепетный подвижник отвечал: «Да, я сотворил милостыню, но не за себя, а за сию душу». Бесы исчезли, и душа осталась в руках ангелов света («Пролог», 24 августа). Не суди об участи скоропостижно умерших

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Светописанный образ Божией Матери: фотография Богородицы На заседании Синода в Киево-Печерской лавре 27 июля было решено включить в русский месяцеслов праздник, который с 2003 года отмечался в Афонском Пантелеимоновом монастыре – воспоминания Явления Светописанного образа Божией Матери в 1903 году. Праздник будет отмечаться 3 сентября (21 августа) в день Явления. Разбираемся в обстоятельствах чуда и почитании Светописанного образа. Что произошло 21 августа 1903 года? Накануне Успения, 14 августа 1903 года, в монастырь было доставлено письмо из Кинота. В не выражалось недовольство «бесполезной» и «вредной», по его мнению, милостыни, которая может приучить сиромах, особенно молодых и здоровых, к тунеядству. Сказалось и всегдашнее опасение греков, что благотворительность обернется увеличением русского влияния на Афоне. Кинот требовал отменить раздачу милостыни и найти другую форму благотворения. В послании, в частности, говорилось: «Подаваемая евангельски милостыня только тогда бывает приятна и любезна Богу, когда подается в разуме — людям, достойным милостыни и нуждающимся в оной. Даваемая же людям, которые недостойно представляют собой просителей милостыни и которые только на это посещение и рассчитывают, и ради этого и проживают здесь, тогда уж такая подача милостыни становится причиной вреда». Прошел праздник, и через неделю монахи решили в последний раз раздать подаяние, а затем объявить нищим, что впредь, по решению Кинота, раздачи прекратятся. Во время раздачи хлеба (череков) иеромонах Гавриил сделал фотографию. Когда ее проявили, то оказалось, что хлеб принимает некая Женщина. Глядя на необычный снимок, монахи тут же вспомнили рассказ инока Севастиана, слышавшего от портарей, будто «один пустынник видел несколько раз женщину при раздаче череков». Некоторые из подвижников, тоже видевших наяву Дивную Деву среди убогих монахов и просителей милостыни, хотели сказать об этом привратнику, однако в самый день фотографирования Ее никто не видел.

http://pravicon.com/info-3683

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Светописанная (Светописанный образ) " Описания иконы Явление Светописанного образа Божией Матери в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне Источник: Сайт www.patriarchia.ru 3 сентября 2013 года исполняется 110 лет явления Божией Матери в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Празднование в честь Светописанного образа было установлено Собором старцев монастыря в 100-летнюю годовщину этого чудесного события. 27 июля 2013 года на заседании Священного Синода в Киево-Печерской лавре было принято решение (журнал 97) включить в месяцеслов Русской Православной Церкви празднование воспоминания явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы, бывшего в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре в 1903-м году. История события. 21 августа/3 сентября 1903 года во время раздачи милостыни убогим монахам у Великих монастырских ворот Свято-Пантелеимонова монастыря инок Гавриил сделал фотоснимок и, когда его проявил, на черно-белой фотографии, к своему величайшему удивлению, увидел образ Богоматери, смиренно получавшей благословенный укрух хлеба. Монастырские архивы свидетельствуют, что в период с конца XIX по начало XX века русские монахи еже[...] Светописанный образ Божией Матери: фотография Богородицы Источник: Журнал Нескучный сад На заседании Синода в Киево-Печерской лавре 27 июля было решено включить в русский месяцеслов праздник, который с 2003 года отмечался в Афонском Пантелеимоновом монастыре – воспоминания Явления Светописанного образа Божией Матери в 1903 году. Праздник будет отмечаться 3 сентября (21 августа) в день Явления. Разбираемся в обстоятельствах чуда и почитании Светописанного образа. Что произошло 21 августа 1903 года? Накануне Успения, 14 августа 1903 года, в монастырь было доставлено письмо из Кинота. В не выражалось недовольство «бесполезной» и «вредной», по его мнению, милостыни, которая может приучить сиромах, особенно молодых и здоровых, к тунеядству. Сказалось и всегдашнее опасение греков, что благотворительность обернется увеличением русского влияния на Афоне. Кинот требовал отменить раздачу милостыни и найти другую форму благотворения. В послании, в частности, говорилось: «Подаваемая евангельски милостыня только тогда бывает приятна и любезна Богу, когда подается в разуме — людя[...]

http://pravicon.com/icon-745

Надо ли подавать нищим на улице? Этот вопрос нам приходится решать постоянно. Спаситель сказал: «Просящему у тебя дай» (Мф. 5, 42), значит, когда человек просит, надо ему помочь. А если это «профессиональный» нищий, для которого просить милостыню — такая же обычная работа, как для других — ходить в офис или на завод?      Одно дело, когда человек оказался в трудной жизненной ситуации и нуждается в помощи. Другое дело — сидящие возле храмов, монастырей, магазинов люди разного возраста, которые не хотят работать, потому что, нищенствуя, получают больше. Один такой «нищий» — здоровый мужчина, на вопрос, что вынудило его просить милостыню около храма, ответил: «Я работал пастухом, а потом посчитал, что здесь набираю больше. Так зачем я буду работать, если здесь сидеть выгоднее». Готовы ли мы «помогать» таким откровенным любителям жить на подаяние? Если человек достигает уровня святости патриарха Иоанна Милостивого, ему становится неважно, «паразитируют» на нем или нет. Из жития святителя Иоанна известно, что он помогал всем. Как-то раз, когда он в очередной раз раздавал милостыню, один нищий подходил к нему и раз, и другой, и третий. Святителю сказали: «Этот человек уже третий раз к тебе подходит, не надо ему больше давать», — но святой отвечал: «Все равно дайте, помогите ему». Когда человека не смущает недобросовестное поведение просящего, и он готов нести на себе бремя остальных, в том числе и тех, кто не прочь основательно устроиться на его шее — это признак святости. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что ничто не делает нас столь подобными Богу, как благотворительность. Однажды к святому Варсонофию Великому, жившему в VI веке, обратился мельник с таким вопросом: «Отче, ко мне пришел иудей и просил, чтобы я помолол его зерно. Что мне делать: помочь или отказать, ведь он ненавидит Христа?» Святой ответил ему: «Если Бог твою ниву поливает, а его — нет, то и ты откажи ему. А если Бог заботится о вас обоих, то и ты понуждай себя заботиться обо всех, независимо от того, иудей он, язычник или христианин».

http://pravoslavie.ru/99542.html

Милостыня для попрошайки: Всегда ли поможет логика? Все мы знаем, что среди попрошаек много мошенников. Но достаточное ли это основание для того, чтобы проходить мимо? 28 апреля, 2014 Все мы знаем, что среди попрошаек много мошенников. Но достаточное ли это основание для того, чтобы проходить мимо? Не то, чтобы наличие нищих на улице было благом – но и считать попрошаек черным беспримесным злом тоже не стоит. Они – наш шанс стать лучше. И рекомендациями, куда им лучше обратиться, и убеждением в том, что «уж я-то мафию не кормлю» тут не отделаешься. Разговор о соотношении эффективности и человечности в благотворительности продолжается. И иногда он акцентируется на сов ершенно неожиданных моментах. Всегда очень интересно наблюдать за тем, к ак подвергаются сомнению вещи до некоторой степени несомненные, и сталкиваются точки зрения, про каждую из которых можно с полным основанием говорить, что она вполне верна. Именно так произошло с новым продуктом проекта « Добро.Мейл.Ру » – инфографикой, посвященной извечному благотворительному вопросу «Подавать ли нищим на улицах». Итак, вот он плакат. На всякий случай добавлю, именно я консультировал его авторов при создании и несу изрядную долю ответственности за его содержание. С одной стороны, он прост и понятен: действительно, отданная нищему в метро купюра моментально исчезает из поля зрения дарителя, и неизвестно – пошла она на хлебушек, как просили, на пропой или в карман «хозяину» попрошайки. Даритель точно этого никогда уже не узнает. Более того, не является ни в коем случае секретом ни для кого, что и дети у нищих зачастую чужие, а то и краденые, и собаки под наркотиками, и животы у беременных ненастоящие. С другой стороны – неизвестно, много ли нищих на самом деле нуждаются, и многие ли занимаются этим промыслом добровольно. Известно, что когда речь начинает идти не о передаче наличных денег, а о более осмысленной помощи – то огромное большинство просящих внезапно исчезает, отказываясь получать необходимые им лекарства, билеты, еду и работу.

http://pravmir.ru/milostyinya-dlya-popro...

Разделы портала «Азбука веры» дайджест 16 Апр 2024 По пятницам подают Наиболее распространенной формой денежных пожертвований россиян является милостыня: ее в 2023 году подавал почти каждый четвертый россиянин (24%). Об этом говорят результаты всероссийского опроса, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. Всего же более половины россиян (53%) делали благотворительные пожертвования: каждый десятый жертвовал деньги часто, примерно каждый третий — редко; 6% совершили пожертвование только единожды в течение 2023 года. Помощь участникам СВО или ветеранам боевых действий оказали в 2023 году почти вдвое больше россиян, чем в 2022м. Развернуть на весь экран В 2023 году 53% россиян делали благотворительные пожертвования, давали деньги незнакомым нуждающимся людям. В частности, каждый десятый (11%) жертвовал деньги часто, примерно каждый третий (36%) — редко, хоть и неоднократно, и 6% совершили пожертвование только единожды за последний год. Об этом говорят результаты всероссийского опроса, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. По сравнению с прошлым годом доля благотворителей почти не изменилась: она стабильно колеблется между 53% и 57% уже около десяти лет, за исключением пика в 2019 году (63%). В 2022 году она составила 54%. Наиболее активно жертвовали деньги опрошенные в возрасте 25–34 лет (61%, в том числе 56% — более одного раза). Респонденты старше 60 лет менее активны: среди них жертвователей 46%, в том числе 40% — неоднократно. Наиболее щедрыми оказались Северо-Кавказский (71%) и Дальневосточный (62%) федеральные округа. Ниже всего доля жертвователей в Южном федеральном округе (42%). Исследователи отмечают, что на готовность делиться ресурсами с другими людьми влияет материальное благосостояние: доля благотворителей составляет 37% среди тех, кто сам не всегда располагает деньгами даже на питание, и достигает 81% среди наиболее обеспеченных россиян, способных позволить себе купить квартиру или дом.

http://azbyka.ru/news/milostynja-ostaets...

В Синодальном информационном отделе прошел круглый стол «Социальные инициативы Церкви в зеркале СМИ» 25 января 2012 г. 13:10 24 января 2012 года в Синодальном информационном отделе в рамках XX Международных Рождественских образовательных чтений состоялся круглый стол «Социальные инициативы Церкви в зеркале СМИ». Мероприятие возглавили председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон и председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда . В круглом столе приняли участие эксперты в сфере благотворительности, журналисты, представители епархий. «Отражение в СМИ социального служения Церкви может быть прекрасным примером проповеди христианства для людей, далеких от Церкви, — заявил в ходе собрания епископ Пантелеимон. — Мы должны понимать, что образ человека, творящего милостыню, — это образ Христа». По его словам, СМИ часто обвиняют церковных людей в отсутствии дискуссий. «Сфера социального служения — это та тема, где можно спорить. Есть разные мнения, как заниматься бездомными, как бороться с алкоголизмом, как реабилитировать детей-инвалидов, как воспитывать детей-сирот. Это тема очень важная и очень интересная», — считает владыка. Архипастырь отметил важность СМИ как в деле привлечения новых добровольцев, так и при выстраивании системной помощи нуждающимся благодаря сбору финансовых средств на социальные проекты. Он сослался на европейский опыт организации благотворительных кампаний и высказал несколько идей о том, как СМИ могут помочь вывести благотворительность в России на более высокий уровень. «В Австрии есть такое начинание под названием " Свет во тьме " . Незадолго до Рождества они начинают собирать деньги на какой-либо социальный проект, например на детский дом, и собирают огромные средства. Все СМИ об этом пишут, самые важные моменты показывают по телевидению. Наши телеканалы пока не готовы к этому», — рассказал владыка Пантелеимон и напомнил о действующей в Москве программе «Общество " Друзей милосердия " », в рамках которой любой желающий ежемесячно жертвует как минимум один процент своих доходов на поддержку 17-ти социальных проектов службы «Милосердие». Благодаря таким пожертвованиям каждый месяц службе «Милосердие» удается собрать более двух миллионов рублей; число участников программы уже достигло двух тысяч человек. Реализация данного проекта стала возможной во многом благодаря работе со СМИ, подчеркнул глава Синодального отдела по благотворительности.

http://patriarchia.ru/db/text/1977877.ht...

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: Откликаться на чужую беду нужно, но важно понимать как 6 февраля 2014 г. 13:05 Вопросы благотворительности обсудил с корреспондентом «Аргументов и фактов» председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон . — Владыка, кажется, сегодня благотворительность в моде... — Конечно, очень хорошо, что наши соотечественники вспомнили о тех, кто нуждается в помощи. На самом деле это исполнение заповедей Иоанна Крестителя. Тем людям, которые приходили к нему креститься на Иордан, он говорил: «У кого есть две одежды, отдайте одну тем, у кого нет ни одной. И у кого есть пища, делайте то же самое». И ставил это условием покаяния. Надо постоянно помнить — кто, если не ты, и не кивать при этом на неповоротливое государство или нерадивых родственников нищего... Но стоит понимать, что порой «помощью» можем принести вред. Например, подав алкоголику или наркоману денег на смертоносное зелье. Знаете, в метро часто милостыню просят беременные женщины. Я им много раз давал адрес нашего «Дома для мамы» — проекта службы «Милосердие», но, к сожалению, ни одна из них не позвонила и не пришла. Откликаться на чужую беду нужно обязательно, но важно понимать как... — И как конкретно? — Конечно, проще всего вытащить кошелек и считать, что ты совершил хорошее дело. Но, если на улице нищий подходит лично ко мне, я денег не даю, а останавливаюсь и спрашиваю, в чем его нужда. Предлагаю, например, покормить, и, если голоден, идем с ним в ближайший магазин — пусть хоть поест нормально! Или покупаю билет, если он в этом нуждается. — А нужна ли вообще частная благотворительность? Возможно, кормить нищих, лечить больных и ухаживать за инвалидами — задача государства? — Система благотворительности в целом нуждается в реформировании. Нельзя сказать, что чиновники ничего не делают. Но сделать это непросто. Например, сейчас часто получается, что укрупняют детдома, больницы, школы. А я уверен, что если говорить о социальной среде, то будущее, наоборот, за небольшими учреждениями, где каждый чувствовал бы себя человеком, а не винтиком огромной машины. Или деньги сейчас в основном вкладывают в социальные учреждения, а я уверен, что их следует выделять в достаточном количестве и семьям, которые не сдали в эти самые соцучреждения своего ребенка-инвалида, посвятили жизнь его воспитанию... А пока государство тратит огромные деньги на содержание в госучреждениях, где качество ухода заведомо хуже, чем в семье.

http://patriarchia.ru/db/text/3558923.ht...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Священномученик Василий Сокольский. О христианской благотворительности. Опубликовано: 24 февраля 2023 Способному к работе – работа, а неспособному к работе – сострадание Дело христианского благотворения – дело высокое и святое. Для участия в нем необходим высокий подъем духа, дающий возможность отказаться от личных удобств жизни во имя высших интересов – интересов любви к ближнему. Между тем наше время – время споров и пререканий, время смешения истинно чистых и святых идей с идеями, не отвечающими часто идеалу христианской жизни. Неудивительно поэтому, что и в дело христианского благотворения привносятся совершенно нехристианского свойства элементы, отчуждающие души христолюбцев от этого великого и святого служения. Одни говорят, что благотворительность приносит более вреда, чем пользы, так как она «оказывает развращающее влияние на быт и нравы пользующихся ею»; другие отрицают благотворительность на том основании, что «никто из христиан не имеет даже права благотворить, так как у них должно быть всё общее». До чего могут доходить люди, удалившиеся от чистого света истины! Какое извращение всех нравственных понятий! Если, действительно, иные и злоупотребляют благотворительностью, то из этого факта нельзя выводить общего заключения о вредном влиянии благотворительности вообще. Языческому миру было, правда, свойственно общественное мнение, что не нужно помогать больным и бедным, потому что то, что дается им, только удлиняет их бедственную жизнь. Но христианские писатели были совсем иного мнения о бескорыстной, искренней помощи нуждающимся. Святой апостол Павел в Послании к Фессалоникийцам ясно выразил требование христианской любви: Вы же, братья, не унывайте, делая добро (2 Фес. 3: 13). И святые отцы Церкви учили, что все – дети одного Отца Небесного и между собой братья, – так может ли брат видеть равнодушно страдания горячо любимого брата? Они с неотразимой энергией слова обличали скупость тогдашних богачей. «Неужели бедный, – проповедует, например, святой Иоанн Златоуст, – должен погибнуть за то, что он беден и не имеет богатых предков? Но поэтому он и заслуживает милосердия со стороны богатых. Ты, проводя часто время в театре, или собраниях, или в бесплодных разговорах, не думаешь, что делаешь худо, а этого несчастного и жалкого бедняка, который целый день проводит в прошении милостыни, в слезах и в тысяче бед, осуждаешь и влечешь в судилище, требуя от него отчета. Где же тут, скажи мне, человеческая совестливость?»

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/820-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Владыка Пантелеимон: откликаться на чужую беду нужно, но важно понимать как В Москве открылся первый приют для бездомных, который в дикие морозы уже спас не одну жизнь... 07.02.2014 660 Время на чтение 5 минут Епископ Пантелеимон ©/Екатерина Изместьева/ АиФ О том, как правильно творить благие дела, «АиФ» поговорил с председателем Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном. Юлия Тутина, «АиФ»: Владыка, кажется, сегодня благотворительность в моде... Владыка Пантелеимон: Конечно, очень хорошо, что наши соотечественники вспомнили о тех, кто нуждается в помощи. На самом деле это исполнение заповедей Иоанна Крестителя. Тем людям, которые приходили к нему креститься на Иордан, он говорил: «У кого есть две одежды, отдайте одну тем, у кого нет ни одной. И у кого есть пища, делайте то же самое». И ставил это условием покаяния. Надо постоянно помнить - кто, если не ты, и не кивать при этом на неповоротливое государство или нерадивых родственников нищего... Но стоит понимать, что порой «помощью» можем принести вред. Например, подав алкоголику или наркоману денег на смертоносное зелье. Знаете, в метро часто милостыню просят беременные женщины. Я им много раз давал адрес нашего «Дома для мамы» - проекта службы «Милосердие», но, к сожалению, ни одна из них не позвонила и не пришла. Откликаться на чужую беду нужно обязательно, но важно понимать как... Дело государства? - И как конкретно? - Конечно, проще всего вытащить кошелек и считать, что ты совершил хорошее дело. Но, если на улице нищий подходит лично ко мне, я денег не даю, а останавливаюсь и спрашиваю, в чём его нужда. Предлагаю, например, покормить, и, если голоден, идём с ним в ближайший магазин - пусть хоть поест нормально! Или покупаю билет, если он в этом нуждается. - А нужна ли вообще частная благотворительность? Возможно, кормить нищих, лечить больных и ухаживать за инвалидами - задача государства? - Система благотворительности в целом нуждается в реформировании. Нельзя сказать, что чиновники ничего не делают. Но сделать это непросто. Например, сейчас часто получается, что укрупняют детдома, больницы, школы. А я уверен, что если говорить о социальной среде, то будущее, наоборот, за небольшими учреждениями, где каждый чувствовал бы себя человеком, а не винтиком огромной машины. Или деньги сейчас в основном вкладывают в социальные учреждения, а я уверен, что их следует выделять в достаточном количестве и семьям, которые не сдали в эти самые соцучреждения своего ребёнка-инвалида, посвятили жизнь его воспитанию... А пока государство тратит огромные деньги на содержание в госучреждениях, где качество ухода заведомо хуже, чем в семье.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010