Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИСЛАВ [тронное имя - Владислав Стефан] (ок. 1200 - 11 нояб. между 1264 и 1281), св. серб. король (1234-1242) (пам. 24 сент.). Внук Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый ), 3-й сын Стефана Первовенчанного (см. Симон монах ) от брака с Евдокией, дочерью визант. имп. Алексея III Ангела . В. женился ок. 1234 г., вероятно во 2-й раз, на Белославе, дочери болг. царя Иоанна Асеня II. От этого брака имел сыновей Стефана и Десу, а также дочь, имя к-рой не сохранилось, выданную замуж за кн. Чуру Качича, владетеля Омиша в Сев. Далмации. До восшествия на престол В. был соправителем старшего брата Радослава, они совместно подтвердили в 1230 г. жалованную грамоту г. Котору. Через 4 года, после битвы при Клокотнице (1230), в к-рой болг. войска Иоанна Асеня II разгромили армию эпирского имп. Феодора Ангела , на дочери к-рого был женат кор. Радослав, В., опираясь на серб. вельмож, сверг с престола старшего брата, лишившегося поддержки тестя. Архиеп. св. Савва I , не одобряя этих действий, но и не видя выхода из ситуации, короновал В. и способствовал заключению его брака с болг. царевной - дочерью сильнейшего в то время государя на Балканах. Серб. агиографические источники (Житие св. Саввы - см. статьи Доментиан, Феодосий Хиландарец ) и восходящие к ним позднейшие родословия характеризуют В. в сравнении с братьями очень положительно ( Наумов. Господствующий класс. С. 242-243). По благословению св. Саввы В. ок. 1234 г. начал возведение и роспись своей задужбины, мон-ря-мавзолея Милешева . В. участвовал в церковном Соборе в Жиче, на к-ром св. Савва передал обязанности Главы Сербской Церкви своему преемнику - архиеп. Арсению I , и щедро снабдил св. Савву средствами для благотворительности и раздачи милостыни во время путешествия по св. местам. После изгнания из страны Радослава В. заключил мирный договор с Дубровником, а 23 июля 1237 г. со Сплитом. В. так же, как Радослав, титуловал себя «кралем всех сербских и поморских земель», при нем было впервые документально зафиксировано употребление титула «самодержец» применительно к серб.

http://pravenc.ru/text/154993.html

Милостыня Делай добро, и от плода трудов твоих, который дает тебе Бог, давай всем бедным просто, нимало не сомневаясь, кому даешь. Всем давай потому, что Бог хочет, чтобы всем было даруемо из Его даров. Берущие отдадут отчет Богу, почему и на что брали. Берущие по нужде не будут осуждены, а берущие притворно подвергнутся суду. Дающий же не будет виноват; ибо он исполнил служение, какое получил от Бога, не разбирая, кому дать и кому не давать... (св. Ерм , 94, 182). ...Как водою спасительного крещения погашается огонь геенский, так милостынею и делами правды утушается пламя грехов (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 269). Источник. ...Через милостыни молитвы наши соделываются действенными... милостыня освобождает жизнь от опасности... милостыня избавляет душу от смерти (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 272). Источник. От милости рождается надежда; немилостивый чужд добродетели (прп. авва Исаия , 59, 93). Милостыня, с разумом творимая, рождает презрение (имущества) и руководит к любви; а немилостивость означает, что нет в человеке добродетели (прп. авва Исаия , 89, 349). Милостыня, поданная без смирения, не приемлется на небе, и жертва, принесенная без смирения, не угодна Святому Духу (прп. авва Исаия , 92, 116). Мертвым помогают приношения, совершаемые живыми (прп. авва Исаия , 93, 422). Источник. ...Творящий милостыню, чтоб прославлену быть людьми, берет мзду; он уже не милостынодаятель, он не щедр (свт. Василий Великий , 6, 372). Источник. Кто имеет у себя больше, нежели сколько потребно на нужды житейские, тот обязан все сие употреблять на благотворения, по заповеди Господа, Который и даровал нам все, что ни имеем (свт. Василий Великий , 7, 352). Источник. Нет пользы от благотворительности, о которой трубят трубою... (свт. Василий Великий , 8, 6). Источник. ...Хлеб, поверженный алчущему, впоследствии приносит стократную пользу (свт. Василий Великий , 8, 79). Источник. ...Благодеяние нуждающемуся, сделанное из неправедных прибытков, неприятно Богу... (свт. Василий Великий , 8, 336–337). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Но переживаемые нами тяжелые дни получают значение дней покаянных, располагающих к горячей молитве со слезами, сердечному сокрушению о грехах, к делам широкой благотворительности и милостыни, и к другим соответствующим добродетельным христианским подвигам, не потому только, что мы вступили в тот период времени, когда церковь зовет нас к покаянию и своими глубоко-умилительными песнопениями старается расположить нас к этому, но и потому что тревожные и чреватые самыми неожиданными событиями, тяжелым камнем ложащимися на сердце впечатлительного наблюдателя, дни эти, с целым рядом внешних причин, получают характер дней всенародной скорби, неутешных слез и самого искреннего покаяния во грехах, как причине переживаемых зол и бедствий. Тяжелая кровопролитная война, переступившая уже грань второй годины, полная неудач и поражений на море и суше, целый ряд дорогих утрат и невознаградимых потерь, обидных для нашего народного самосознания и национального самолюбия, шатание умов в среде русской интеллигенции, брожения в среде учащейся молодежи, совершенно забывшей свой первый долг – учиться и готовить из себя полезных деятелей своего отечества и опору, и утешение для своих родителей, трагически кровавые волнения рабочих на фабриках и заводах столиц и городов, целый ряд бессмысленных политических убийств, завершившийся на этих днях ужасным пролитием порфирородной крови в сердце России в Москве, в стенах священного Кремля, и тому подобных крайне прискорбных явлений в нашей внутренней социальной жизни, сделавших нас предметом насмешек и злорадных осмеяний со стороны наших недругов и завистников на Западе, и во враждующей с нами далекой Японии – все это такие явления, при которых иным чувствам, иному настроению духа и сердца места быть не может. Об этом в своем красноречивом и убедительном послании ко всем «возлюбленным чадам святой православной всероссийской церкви» напоминает и высшее в нашем отечестве чиноначалие церковное – Святейший Правительствующий Синод, в послании, разосланном по поводу петербургских печальных событий истекшего января месяца. «В столь тяжком испытании, постигшем возлюбленное наше отечество, говорится в названном послании, все сыны его от мала до велика, от вельможи до простолюдина, должны бы явить горячую веру в Бога, излить пламенные молитвы ко Господу, омыть грехи свои слезами покаяния, единодушно встать на защиту Веры, Царя и Отечества, приняв, по слову святого апостола, всеоружие Божие, дабы противостоять в день злой и все преодолев, устоять» ( Ефес. 6:13 )… «Видим, читаем мы в этом послании далее, в сих испытаниях благодеющую десницу Всевышнего. Его же бо любит Господь наказует. Он, Премилосердный, наказует нас, дабы все мы не погибли в конец, но пришли к покаянию» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Про принципи роботи в 4 лютого 2011 р. 14:25 Документ принят 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. О принципах организации социальной работы в Русской Православной 1. Исполняя заповеди Христа Спасителя, Церковь свидетельствует о Нем и Его Царстве, осуществляя служение любви и милосердия к ближнему. Жизнь в Церкви есть непрестанное служение Богу и людям. К этому деланию призывается весь народ Божий. Каждому члену Церкви даются особые дарования для служения всем: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4, 10). Члены Тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции, сообразуясь со способностями, возможностями, навыками и опытом: «Служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех»  (1 Кор. 12, 5-6). Нераздельный церковный организм участвует в жизни окружающего мира во всей полноте, однако духовенство, монашествующие и миряне могут по-разному и в разной степени осуществлять такое участие. В практическом исполнении заповеди Христа Спасителя о любви к Богу и ближнему (Мф. 22, 37-39) заключается важнейшая задача христианина. Социальное служение Церкви (благотворительность, социальная деятельность, диакония) — это инициированная, организованная, координируемая и финансируемая Церковью или с помощью Церкви деятельность, имеющая своей целью оказание помощи нуждающимся. Ветхий Завет неоднократно указывает на богоугодность благотворения (Втор. 16, 9-10), которое прямо связывается с почитанием Творца (Притч. 14, 31), избавляет от смерти (Тов. 4, 10; 12, 9) и очищает всякий грех (Тов. 12, 9; Дан. 4, 24). Милостыня ставится в один ряд с молитвой, жертвой и постом (Тов. 12, 8; Ис. 58, 6-7). В Священном Писании Ветхого Завета говорится о помощи бедному (Иов 29, 16; Лев. 25, 35; Втор. 15, 7-11 и др.); долге накормить голодного (Тов. 1, 17; Ис. 58, 7 и др.); напоить жаждущего (Притч. 25, 21); одеть нагого (Тов. 1, 17; Ис. 58, 7); помочь больному и калеке (Иов 29, 15; 2 Мак. 8, 28); поддержать вдову и сироту (Иов 29, 12-13; 31, 16-17; Притч. 31, 8 и др.); оказать гостеприимство бездомным и странникам (2 Цар. 17, 27-29; Ис. 58, 7); позаботиться об узниках (Ис. 58, 6; 61, 1) и т. д. Благочестивым людям предписывается подавать неимущим (Лев. 19, 9-10) или беспроцентно давать в долг (Лев. 25, 35-37; Втор. 15, 7-11). Однако понятие «ближнего», в отношении которого следовало осуществлять благие дела, ограничивалось рамками народа израильского (Втор. 15, 3, 7-11; Исх. 22, 25-27; Лев. 25, 35-37; Втор. 23, 20).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1401896...

Разделы портала «Азбука веры» Каталог православного видео (6+) ( 4  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 73. Пост и милостыня Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня я хочу продолжить начатую тему и обсудить еще один важный для характеристики богоугодного поста аспект. Прошлый раз мы выяснили, что продолжительное употребление постной еды в условиях нашего климата губительно сказывается на здоровье, а теперь давайте обратим внимание на то, что это еще и достается дорогой ценой (в денежном эквиваленте), что в принципе идет в разрез с идеей поста… Что это за идея? Данную идею можно найти в такой раннехристианской книге как «Пастырь Ерма», которая в свое время пользовалась столь большим уважением, что ее читали за богослужением, наряду со Свящ. Писанием. Так вот в ней о посте говорится следующее: «В тот день, в который ты постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды: и, исчисливши издержки, которые ты сделал бы в этот день на пищу, по примеру прочих дней, остающееся от этого дня отложи, а потом отдай вдове, сироте или бедному; и таким образом ты смиришь свою душу, а получивший от тебя насытит свою душу и будет молиться за тебя Господу. Если будешь пост совершать так, то жертва твоя будет приятна Богу». В этом наставлении мы находим еще одну весьма характерную черту древнехристианского взгляда на смысл поста. А именно, пост будучи почти полным воздержанием от пищи, вполне естественно переходит в благотворительность. Эту же идею проповедует и сщмч. Игнатий Богоносец, когда обращаясь к Филиппийцам, говорит следующее: “Не оставляйте поститься в среду и пятницу, раздавая излишек бедным”, т.е. пост служит средством к милостыни. Руководствуясь такими наставлениями, первые христиане всячески старались «остаток от пощения своего раздавать нищим», чтобы труд поста не оказался напрасным. Об этом мы читаем в Апостольских постановлениях. Эту же цель имели в виду и те, кто вводил в обиход Четыредесятницу! Вот скажите: на каком основании для поста перед Пасхой выбрали именно 40 дней? Отсылки на пример 40-дневного поста Христова здесь неуместны! Если бы Великий пост был подражанием тому посту Христа или хотя бы его воспоминанием, то его бы следовало совершать не перед Пасхой, а сразу после праздника Крещения Господня… А потом, если быть точными, речь идет не о 40 днях. Во-первых, Великий пост длится семь недель (49 дней). Во-вторых, из них надо исключить воскресные и субботние дни (почему мы в дальнейшем обсудим). Если это сделать тогда (49–14 дней) постных дней окажется 35, а если к ним прибавить еще день Великой Субботы и половину ночи до рассвета Светлого Воскресного Дня, тогда получится 36,5 дней.

http://azbyka.ru/video/73-post-i-milosty...

Разделы портала «Азбука веры» Олег Жуков " decoding="" title="" Во все времена существования Православной Церкви она содержалась на пожертвования своих прихожан. Господь заповедовал Своему народу заботиться о храме, святые учили людей не жалеть средств на украшение церквей. Церковь молится о «благотворителях, благоукрасителях и создателях храма сего». Читая вечерние молитвы, христиане также обращаются к Господу и просят помянуть «плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах». Не собирайте себе сокровищ на земле… но собирайте сокровища на Небе. ( Мф. 6:19-20 ) Несколько месяцев назад в Свято-Троицком соборе появилась новая святыня – икона Божией Матери «Иверская» , точная копия с древнего чудотворного образа Божией Матери, хранящегося на Святой Горе Афон . Она была написана по благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия специально для кафедрального собора. Прихожане сразу полюбили эту икону и благодарны за чудесный образ не только Владыке, но и прихожанину храма Олегу Ивановичу Жукову. С его помощью для храма было написано еще несколько икон, а год назад построен новый просторный баптистерий – помещение для совершения Таинства Крещения . Не секрет, что зачастую обеспеченные люди жертвуют на храм, потому что сегодня так принято, модно, это часть имиджа делового человека. Но Бога не обманешь, Он видит, кто подлинно щедр, а кто только снаружи. Олег Иванович не выделяется среди прихожан, не выставляет напоказ свою благотворительность и на интервью неохотно согласился, напомнив евангельский принцип: Когда творишь милостыню, не труби перед собою ( Мф. 6:2 ). Но отказать в беседе все же не смог – Владыка благословил! – Дело не в имидже, мне он не нужен. Я думаю, что христианин, который жертвует на нужды храма во славу Божию, сознает себя частью Церкви и старается посильно ей помогать. В книге Екклесиаста говорится: Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его ( Еккл. 11:1 ). Как вода совершает в природе свой круговорот, так и жертва, когда ты от души делишься тем, что у тебя есть, обязательно принесет свой плод. Каждый дает, сколько может, по мере своей. А у кого какие мотивы – мы знать не можем, да и судить не должны.

http://azbyka.ru/way/oleg-zhukov-cmysl-z...

Свое начало и особую известность Телепнево получило при князе и воеводе, члене Боярской думы Иване Федоровиче Овчине Телепневе-Оболенском, который " имел в Вязьме богатый дом, а недалеко от города владел обширными поместьями,...куда этот вельможа приезжал для житья в свое удовольствие " . В тридцатые годы XVI века Телепнев-Оболенский пользовался широким покровительством великой княгини Елены Васильевны, дочери литовского вельможи князя Василия Львовича Глинского и княгини Анны Глинской (урожденной Якшич). В 1526 г оду она стала второй женой великого князя Московского Василия III Иоанновича, прожившего двадцать лет в бездетном браке с Соломией Сабуровой. От этого брака у нее родились два сына - Иоанн (Грозный) и Юрий. После кончины Василия III она стала регентшей при малолетнем сыне Иоанне, фактически управляя государством в 1533-1538 годах. Через свою родную сестру Агриппину Федоровну Челяднину, " мамку " - воспитательницу великого князя Иоанна, Телепнев быстро смог приобрести исключительное влияние на великую княгиню. С первых дней своего пребывания на Московском престоле, Елена Васильевна, пользуясь поддержкой Телепнева-Оболенского и митрополита Даниила (Рязанца), решительно поддерживала самодержавную власть и отличалась твердостью. Она выбрала путь жесткого подавления всяческих притязаний Боярской думы. Так от управления сразу был оттеснен сын боярский Иван Юрьевич Шигона-Поджогин. Дмитровского князя Юрия Ивановича, начавшего " вборзе всякия неправды делати великому князю " , посадили в темницу, где он умер от голода. Вскоре и князь Андрей Иванович Шуйский, обвиненный в подстрекательстве помещиков против центральной власти, и перезывании к себе на службу детей боярских, был арестован. В тюрьме скончался и наиболее близкий родственник Елены Васильевны - Михаил Глинский. В августе 1534 г ода были посажены в тюрьму князья Иван Федорович Бельский и Иван Михайлович Воротынский. Князья Симеон Бельский и Иван Лятский, бежали в Литву, пытаясь оттуда добиваться возвращения своих вотчин. Существует разное мнение о правлении великой княгини Елены Васильевны. Часто суровые меры, к которым прибегала великая княгиня Елена Васильевна, объяснялись обстоятельствами того времени. Они применялись только после тщательного расследования, а не под влиянием раздражения или гнева. Необходимо отметить, что многие решения Елены Васильевны были направлены исключительно на благо государства и во всем согласовывались с заветами предшественников ее сына - Иоанна IV. По свидетельствам современников, великая княгиня отличалась большой набожностью и благотворительностью. Она часто посещала монастыри и храмы, горячо молилась и раздавала щедрые милостыни.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Сделавшись патриархом александрийским, св. Иоанн сказал экономам церковным: «пройдите весь город и перепишите мне «господ моих»«. Экономы спросили: «кто господа твои, владыко»? Он отвечал: «те, коих вы называете убогими и нищими, ибо они могут принять меня «в вечные кровы» и подать помощь ко спасению». Воля святителя была исполнена и всем бедным назначено было постоянное пособие. Для того, чтобы никто из нуждающихся не был отстранен от него, св.Иоанн в среду и пяток с некоторыми почтенными лицами целый день сидел у ворот церковных, чтобы все, имеющие до него дело, не возбранно могли приходить к нему. Когда изъявляли удивление такому терпению его, святитель отвечал: «если я имею всегда доступ ко Господу моему И. Христу, в молитвах беседую с Ним и прошу у Него все, что хочу: как же могу возбранить приходить ко мне ближнему моему?» И действительно никакое спешное дело не могло заставить св. Иоанна отложить дело милосердия. Так одна вдова подошла к нему в такое время, когда он шел в церковь и, как уже было время начать служение, то сопровождавшие Иоанна советовали выслушать вдовицу после службы. Но святитель отвечал: «а меня послушает ли Бог, если я не хочу ее послушать» и тотчас, разобрав дело, сделал вдове удовлетворение. Сказали св. Иоанну, что некоторые девицы, хорошо одетые, стоят среди нищих для сбора подаяния; спрашивали святителя: должно ли таким подавать милостыню? Он отвечал: «если вы рабы Христовы, подавайте, как Христос повелел, не взирая на лица: ибо мы не свое даем, а Христово»... Однажды посетил святителя богатый вельможа и, увидав на постели его худое покрывало, прислал ему шелковое, стоившее 36 златниц. Святитель почтил усердие и оделся подаренным ему покрывалом, но в ту же ночь, пробудившись, он раскаялся и говорил: «горе тебе, окаянному! ты покрываешься многоценным покрывалом, а братия Христовы – нищие цепенеют от холода. Пусть ценою его покроются несколько бедных». – Утром он послал продать покрывало, и когда вельможа вновь возвращал его, святитель не хотел воспользоваться подарком и приверженность к себе вельможи обратил на средство благотворительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Между многочисленными и славными обителями православного Востока едва ли какая другая пользуется в целом христианском мире такой общей известностью, уважением и вниманием, как обитель Синайская. Основанная Юстинианом в 527 году и окончательно им устроенная в 557 году, она постоянно находилась под покровительством греческих императоров и благодаря, между прочим, этому обстоятельству была цветущей, богатой, почитаемой всеми. Погромы арабов, крестоносцев и турок, сопровождавшиеся запустением и окончательным уничтожением многих других православных монастырей, не коснулись, однако, обители Синайской – она уцелела и приобрела в глазах христиан еще большее значение, еще большее право на внимание и уважение, как обитель, твердо и крепко державшая знамя христианства среди враждебного, окружающего ее отовсюду магометанского мира. Жизнь ее иноков в бесплодной пустыне, среди всевозможных лишений, в вечной тревоге от окружающих монастырь разбойничьих арабских племен, вдали от остального христианского мира, вечные опасения иноков за обитель и за свою жизнь невольно располагали всех христолюбцев в пользу синаитов и их обители. Удержать за собой «богошественную» гору – те места, которые столь прославлены были и в Ветхом, и в Новом Заветах и так близки и дороги сердцу каждого христианина, не отдавать их в руки неверных или иноверных – было, конечно, делом долга всех православных христиан, а единственный способ достигнуть этого – оказывать необходимую материальную поддержку знаменитой обители. Сами синаиты, конечно, отлично понимали выгоды своего положения и постарались как нельзя лучше воспользоваться ими для своих целей: они стали жить исключительно на счет подаяний христолюбцев, усиленно стараясь о сборе обильной милостыни и о приобретении, где возможно, недвижимых имуществ. Как искусные милостынесобиратели, умевшие найти себе доступ везде и повсюду, как великие мастера приобретать себе новых милостивцев и благодетелей синаиты славились на всем Востоке и едва ли в этом отношении уступят даже афонцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «Когда творишь милостыню, пусть левая твоя рука не знает что делает правая» Продолжая в Нагорной проповеди излагать Свои мысли о творении милостыни, Иисус Христос сказал: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» ( Матф.6:3 ). Как нужно понимать эти слова? В данном изречении Иисуса Христа мы сталкиваемся с иносказательным выражением, которое нужно понимать следующим образом. Без милости Господней человек ничего не в состоянии сделать, потому что без Бога человек – ничто, так как сам по себе ничего не представляет. «Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба» ( Иоан.3:27 ). И если человек имеет возможность оказать милостыню, то это происходит потому, что Бог дал человеку такую возможность. То есть по воле Божьей человеку предоставлена возможность участвовать в делах благотворительности. Подавая милостыню ближнему своему, человек совершает доброе благое дело, за которое его хвалят. Но помимо восхваления, исходящего со стороны людей, человек может возгордиться тем, что творит добрые дела и мысленно похвалить себя сам. Хотя человек должен не себя хвалить за совершение доброго дела, а Господа Бога, Который дал возможность человеку совершать дела благотворительности. Однако бывает так, что многие люди, забыв об этом и получив в свои руки возможность творить добро в виде подачи милости ближним, именно себя, а не Бога, считают источником благотворительности. Таких людей начинают одолевать тщеславные мысли и в их сердце проникает гордыня. Такие люди любуются совершением своего доброго поступка. Однако гордыня и возвеличивание себя самого за совершение доброго поступка, тоже является грехом. Поэтому, чтобы избежать таких скверных чувств, как гордыня и тщеславие, которые могут возникнуть при совершении милостыни, Иисус Христос и советует «когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая». То есть Иисус Христос рекомендует творить добро в виде подачи милостыни как бы в тайне от себя самого. Примером такого иносказания и является то, что левая рука не знает о том, что делает правая.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010