Толкование Евангелия на каждый день года. 8 марта Сказал Господь: смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. Господь заповедует нам творить дела правды, чтобы быть увиденными Богом, а не другими людьми. Он иллюстрирует это примерами тайной милостыни и молитвы. Ученики Христовы не должны уподобляться лицемерам, то есть лицедеям, которые, согласно римским законам, приравнивались к блудницам. Предупреждение Господа, разумеется, не распространяется на дела общественной благотворительности — даже если они привлекают внимание — до тех пор, пока ученики ищут Божией славы, а не своей. Мы должны творить дела праведности тайно. Это значит, не для того, чтобы нас похвалили, но ради славы Божией: «не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5, 14). Как легко стараться производить впечатление на других, вместо того, чтобы быть святым. Никто так не обнажал человеческую гордость, как Христос. Святые отцы говорят, что тайно мы должны вести себя так же, как в присутствии других, или, лучше сказать, — в присутствии Божием. Он обещает вечное воздаяние тем, кто старается угодить Богу, а не людям. Те, кто творит милостыню и молится больше для людей, чем для Бога, уже получили, что хотели, — одобрение других. Им не будет воздаяния в день Суда. Как бы ни казались они внешне благочестивыми, они живут ради одобрения человеческого, а не Божия.

http://pravoslavie.ru/4070.html

XXIX. Общество вспоможения бедным в приходе Троицкой церкви, что в Суворовском участке (Галерная Гавань) Учреждение общества. – Первые годы деятельности. – Собственный дом. – Церковно-приходская школа. – Воскресная школа. – Внебогослужебные чтения. – Детский приют. – Преобразование школы. – Дом трудолюбия. – Богадельня. – Главнейшие благотворители. – Заметки. В 1878 году светлевший князь А. А. Италийский граф Суворов-Рымникский, действительный тайный советник К. К. Грот, генерал-адъютант Н. В. Исаков, тайные советники К. П. Победоносцев и П. П. Семенов, баронесса Э. Ф. Раден и камергер В. К. Саблер представили в министерство внутренних дел проект устава учреждаемого ими благотворительного общества в приходе Троицкой церкви, что в Галерной Гавани. Устав предоставлял обществу деятельность на основаниях, общих с другими приходскими благотворительными обществами. Устав был утвержден 18 ноября 1879 года, а 19 февраля 1880 года в приходской церкви местный протоиерей И. Е. Вышеславов после литургии объявил прихожанам об утверждении устава общества и пригласил принять участие в благодарственном молебне по этому поводу. После молебна состоялось избрание попечителей или обследователей и членов совета, и таким образом состоялось открытие общества. Председателем избран был П. П. Семенов, товарищем В. К. Саблер. Открытие общества перечисленными высокопоставленными лицами вызвано было, между прочим, укоренившейся издавна у бедняков Галерной Гавани привычкой подавать в различные благотворительные учреждения, на имя высочайших особ и частным лицам, известным в сфере финансовой или административной, слезные просьбы о пособии, большей частью сочиняемые специализировавшимися по этой части профессиональными местными писаками, и, конечно, не в соответствии с истинными нуждами просящих, а сообразно степени предложенного за написание просьбы угощения или гонорара, что привычному глазу разглядеть бывало нетрудно. Человеколюбие и сердце понуждали ответить на просьбу пособием, а рассудок и подозрение, что выданные деньги будут просто-напросто пропиты в первом попавшемся кабаке, удерживали протянутую с милостыней руку. Общество, выдающее пособие только после проверки положения вспомоществуемых, гарантировало, по крайней мере, целесообразность расхода.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

а) Призреть сироту значит поставить его в возможность самому приобретать необходимые средства жизни, – сделать его способным к честной и полезной деятельности. Нет для сироты теплоты любви матерней, которая согрела бы сердце его и возбудила бы в нем святыя чувства любви к Богу и ближнему, кротости и терпения, скромности и целомудрия, милосердия и сострадания, – оживила бы и вдохновила бы его духом веры и упования на Бога, духом молитвы и преданности воле Божией. Дайте же вы, призревшие сироту, почувствовать ему сладость и теплоту материнской и вообще родительской любви со всеми неисчислимыми благотворными последствиями для религиозно-нравственного воспитания и истинно-христианской жизни его. Если вы не дадите умереть сироте с голоду и холоду: один подаст ему хлеба, другой – какую-нибудь одежду, третий – какую-нибудь монету, то вы еще далеко не призрели сироту. К чему послужат сироте эти случайныя, безучастныя, как бы вынужденные назойливостию просящаго, ваши подаяния? Легкий способ приобретения выпрашиванием не приучит ли его к лености, праздности, тунеядству и бесстыдству? Если милостыня обильна, не послужит ли она поводом к легкомысленной и бесполезной трате, к невоздержанию, разгулу и распутству? Если, напротив, милостыня скудна, не разовьется ли у него страсть восполнять ее кражею или другими безчестными средствами? Не так ли именно образуется в наших обществах большая часть тех несчастных, которыми наполняются наши темницы? Святое дело – подать милостыню просящему, но дороже всего поставить нуждающегося в такое положение, чтобы он сам был в состоянии удовлетворять своим нуждам и не имел бы горькой необходимости выпрашивать подаяния у других, что бывает иногда тяжелее и горче, чем терпеть нужду и горе. Доброе дело – накормить алчущаго, или одеть нагого; но, без сомнения, лучше и полезнее достигнуть того, чтобы и тот и другой могли и умели сами снискать пищу и одежду, не имея необходимости толкаться в двери домов, злоупотреблять святейшим именем Христовым. Если бы наша благотворительность приняла навсегда это истинно христианское направление, если бы общее сочувствие, особенно к сиротствующим, всегда выражалось в этой истинно братской помощи; тогда безродный сирота не одичал бы, не развратился бы, не сделался бы гнилым и вредным членом общества, в тягость себе и другим; тогда бесприютный юноша не предался бы праздности и распутству и не сделался бы язвою общества, а был бы деятельным и полезным его членом. Итак, призрение сироты – с целию его воспитания – вот истинно доброе и святое дело! Вот истинно христианский подвиг, который возлагает на нас Сам Господь Бог наш! «Тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник», так говорит Он с неба каждому из нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Беседа четырнадцатая Мы продолжаем беседы в цикле наших встреч, которые называются: «Семейная жизнь ветхозаветных патриархов». И сегодня мы будем вновь говорить о тех причинах, по которым Иаков должен был отделиться от Лавана, своего тестя. И чтобы уяснить основные причины, мы рассмотрим значение двух еврейских слов. Это слово хесед, которое можно перевести как «благотворительность», «милостыня» и слово нодэ или одэ, которое можно перевести как «восхваление», «прославление». Давайте вспомним, что в Книге Бытия, в 29 главе, в 35 стихе мы с вами уже прочитали следующее: «И еще зачала (то есть Лия, – О. С.) и родила сына, и сказала: теперь-то я восхвалю Господа. Посему нарекла ему имя Иуда. И перестала рождать» ( Быт. 29:35 ). Вот это слово, которое произносит она: «я восхвалю» (ноде), потом говорит: «Господа». Здесь слово нодэ или одэ – впервые встречается в Библии. И возникает вопрос: а разве люди, которые жили до Лии, не восхваляли Господа? Разве они не благодарили Бога за те благодеяния, которые Господь им оказывал? Прежде чем мы будем отвечать на этот вопрос, зададимся другим вопросом: а зачем нам, православным христианам, изучать жизнь ветхозаветных патриархов и их жен? Я напомню, что в последовании венчания, воздевая венцы сначала над женихом, потом над невестой, священник произносит такие слова: «Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия. И ты невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль. Веселящися о своем муже, хранящи пределы закона: зане тако благоволи Бог». Естественно, что когда совершается таинство венчания, и произносятся эти слова, то некоторые молодые русские люди, муж и жена, могут задавать себе вопрос: «А как это – возвеличится якоже Авраам, якоже Исаак и Иаков?» Или: «Якоже Сарра, Ревекка, Рахиль, Лия? Какой смысл надо вкладывать в эти слова?» Поэтому для нас очень важно изучать то, что Священное Писание рассказывает о жизни этих людей, которые являются примером для нормальной семейной жизни. Мы должны научиться подражать этим удивительным семьям!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В Византийской империи К. имели особые полномочия в отношении имущества церковного . Основы ктиторского права (τ κτητορικν δκαιον) были заложены в законодательстве имп. св. Юстиниана I (Novell. Just. 67, 120, 123). К. имел право представлять епископу кандидатов священнослужения для построенной им церкви, при этом епископ не был обязан поставлять предложенных К. кандидатов. К., а также его наследники принимали участие в управлении церковным имуществом, к созиданию к-рого имели отношение. В компетенции К. могли находиться «внешние», т. е. хозяйственные, вопросы жизнеобеспечения храма или обители. При этом К. был обязан сообразовываться как с церковными канонами и уставами, так и c самим характером и назначением опекаемого учреждения (не только церкви, но и, напр., богадельни, больницы и др.). Деятельность К. находится под контролем епископа. Дела, относящиеся к ктиторскому праву, подсудны епископу. На практике К. могли иметь заметное влияние не только на внешние, но и на внутренние дела опекаемых приходов и в особенности мон-рей. Сохранилось большое число визант. т. н. ктиторских монастырских уставов (см.: Byzantine Monastic Foundation Documents: A Complete Transl. of the Surviving Founder " s Typika and Testaments/Ed. J. Thomas, A. C. Hero. Wash., 2000). К. могли влиять на порядок и характер богослужений, инициировать внесение отдельных положений в монастырский устав. Ктиторские уставы обыкновенно включают в себя описание истории основания мон-ря с упоминанием имени и статуса К., указания относительно порядка совершения богослужений, режима вкушения пищи, замечания о праздниках и постах, сведения о привилегиях мон-ря, в особенности в том случае, когда его К.- император, о порядке назначения игумена и др. должностных лиц, об условиях и о порядке принятия в мон-рь послушников и совершения постригов, о раздаянии милостыни нищим и др. формах благотворительности, о монастырских больницах и странноприимных домах и, наконец, о поминовении К. и его близких. Аналогичный по содержанию характер носят известные ктиторские уставы рус., болг., серб., румын., груз. монастырей.

http://pravenc.ru/text/2462161.html

В чем необычность дел св. Владимира? M. Иларион так похваляет его: «Радуйся учитель наш и наставник благоверия! Ты был облечен правдой, препоясан крепостью, венчан смыслом и украшен милостыней, как гривной и утварью златой. Ибо ты, честная глава, был одеждой нагим, ты был питателем алчущих, был прохладой для жаждущих, ты был помощником вдовицам, ты был успокоителем странников, ты был покровом не имеющим крова, ты был заступником обидимых, обогатителем убогих». Слова эти могли бы показаться и просто похвальной риторикой, если бы не углублялись и не освещались другими данными. Характерно и тут поставление «милостыни» или филантропии св. князя в ряду его княжеских, а не просто личных добродетелей: «правды и крепости». A филантропия уподобляется княжеским регалиям — гривнам и эмблемам, украшающим грудь властителя и выражающим идеальные задачи его служения, по нынешнему — его правительственную программу. Действительно то, о чем говорит летопись, — не личная только благотворительность князя. Это социальная помощь в государственном масштабе. «Повеле», читаем в летописи: «всякому нищему и убогому прходите на двор княжь и взимати всяку потребу — питье и яденье и от стотьниць кунами» (т.е. из казначейства денежную пенсию). «Устрой же и се рек: «яко исмощнии и больнии не могут долести двора моего» — повеле пристроити кола и вскладище хлебы, мяса, рыбы, овощь разноличный, мед в бчелках, а в друтыл квас, возити по городу, вопрошающим, где больний и нищ, не могы ходити? Тем раздаваху на потребу». Чтобы не оставалось у нас сомнения, что эта княжеская филантропия не ограничивалась столицей или пределами дворцовых имений, мних Иаков, касаясь этого вопроса, определенно поясняет, что св. Владимир установил это как систему решительно во всем государстве до деревенских захолустьев включительно. «Боле всего бяше милостыню творя князь Володимер: иже немощнии и стареи не можаху дойти княжа двора и потребу взяти, то в двор им посылаше; немощным и старым всяку потребу блаженный князь Володимер даяше. И не могу сказати многия его милостыня; не токмо в дому своему милостыню творяше, но и по всему граду, не в Киеве едином но и по всей земле Русской, и в градех и в селех, везде милостыню творяше, нагия одевая, алчныя кормя и жадныя напаяя, странныя покоя милостию; нищая и сироты и вдовицы и слепыя и хромыя и трудоватыя вся милуя и одевая и накормя и напаяя».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2707...

Глава 4 1–21. Находясь в бедственном положении и ожидая смерти, Товит вспоминает о деньгах, отданных на сохранение Гаваилу (I:14), сообщает об этом Товии и при этом преподает ему ряд нравоучительных наставлений о почтительности к матери (ст. 3–4), о страхе Божьем и благочестии (5–6), о благотворительности и милостыне (7–11), о чистоте и целомудрии (12–13), о справедливости и честности, благожелательности и щедрости (14–17), о скромности, благоразумии, преданности воле Божией (18–19). Тов.4:1 В тот день вспомнил Товит о серебре, которое отдал на сохранение Гаваилу в Рагах Мидийских, Тов.4:2 и сказал сам себе: я просил смерти; что же не позову сына моего Товии, чтобы объявить ему об этом, пока я не умер? 1–2 . Вместо денег в книге Товита всюду говорится о серебре, αργριον (IV:1; V:2–3; IX:2; X:2; XII:3), подобно тому, как и в клинописных документах, деньги нередко называются серебром: это объясняется отсутствием в Ассиро-Вавилонии чеканенных монет до персидского владычества; вместо монет употреблялись куски или слитки металла, относительная ценность которых определялась по весу; поэтому в ассиро-вавилонских документах делового характера часто встречается выражение «отвесили» столько-то денег, подобно как и у древних евреев, у которых чеканка монет явилась лишь после вавилонского плена, в приложении к деньгам – слиткам или пластинкам – обычно прилагался термин «весить, взвесить, отвесить» (евр. schaqal (шакал), Быт. 23:16 ; Ис. 44:6 ; Иер. 32:10 . См. Толков. Библ. т. I). 10 талантов серебра, помещенных Товитом у Гаваила (ст. гл. I), представляли значительную тяжесть – свыше 25 пудов, – почему Гаваил, возвращая мешки с серебром Товиту (IX:2), уложил их на двух верблюдов, – и стоимость этого серебра простиралась, на наши деньги, до 23 000 руб. с лишком (см. у проф. Дроздова, стр. 490–491). Тов.4:3 И, призвав его, сказал: сын мой! когда я умру, похорони меня и не покидай матери своей; почитай ее во все дни жизни твоей, делай угодное ей и не причиняй ей огорчения. Тов.4:4 Помни, сын мой, что она много имела скорбей из-за тебя еще во время чревоношения. Когда она умрет, похорони ее подле меня в одном гробе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Буксующая благотворительность 12.04.2007 610 Время на чтение 3 минуты Экзотика и причуда Широкое развитие благотворительности - отличительная черта современных развитых стран, призванная " уравновешивать " жесткость рыночных отношений, всеобщей гонки за прибылью. На Западе она имеет масштабы " благотворительной индустрии " - целые сферы культуры, образования, " социалки " существуют только или почти только на пожертвования граждан и корпораций. Законы поощряют благотворительность, существенно снижая налоги. В России с ее " диким рынком " - это экзотический вид деятельности, существующий на периферии общественного сознания. Как показал опрос ВЦИОМа, около 50% россиян не участвуют в благотворительной деятельности. (Среди наиболее состоятельной части общества 41% опрошенных никогда не участвовал ни в каких благотворительных акциях, среди наиболее бедных - 59%.) Большинство " благотворителей " ограничивалось тем, что подавали милостыню нищим (36% опрошенных), передавали старые вещи и игрушки в детдома, дома престарелых, больницы. Подобной " мелкой благотворительностью " значительно чаще занимаются женщины, она более характерна для людей от 35 до 55 лет. Деньги на счета благотворительных организаций и фондов хотя бы раз в жизни вносили лишь 4% опрошенных россиян, столько же - перечисляли деньги непосредственно на счета людей, нуждающихся в неотложной помощи (на лечение, операцию), еще 4% участвовали в благотворительных концертах и выставках и, наконец, 3% были волонтерами - бесплатно работали в больницах, детских домах, на восстановлении памятников культуры. Таким образом, лишь от 3 до 5% россиян занимались собственно благотворительностью - в том смысле, в каком она понимается в современном мире. 100-рублевая " благотворительность " Те, кто за последние 4-5 лет участвовали в благотворительных акциях, делали это, как правило, не часто: 57% - несколько раз, 14% вспомнили лишь единственный случай. При этом 86% имеет в виду денежные пожертвования. Только 2% давали сумму денег, превышающую 5000 рублей, 3% - выше 1000 рублей, 5% - выше 500 рублей, 23% - выше 100 рублей. Почти половина " благотворителей " ограничилась купюрой до 100 рублей (что и благотворительностью-то назвать сложно). Относительно состоятельная часть россиян щедрее, но не намного: в этой не испытывающей большого материального стеснения части общества 33% ограничились суммой меньше 100 рублей (среди наименее богатого слоя общества - 47%).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Из истории Римской кафедры и папского государства первой половины IX века История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Предыдущие фрагменты: Право возлагать императорскую корону было признано за епископами Рима. Именно они, как тогда выражались, «рождали» императоров Епископы Рима юридически обладали ограниченным суверенитетом, считались вассалами императора, но право возлагать императорскую корону на голову монарха признано было за ними, а значит, именно они, как тогда выражались, «рождали» императоров. В папском государстве в сложном взаимоотношении действовали три правовых системы: папский суверенитет – в конце VIII века папы усвоили себе титул dominus (государь), тем самым декларируя принадлежность им, помимо церковных полномочий, мирской власти; верховная власть императоров (до коронации Карла Великого она реально, а затем скорее фиктивно принадлежала правителям ромеев); и наконец, унаследованные от древности муниципальные права города Рима, которые были сосредоточены в руках городского патрициата, хотя юридически относились ко всем гражданам Рима: в официальных актах Римский дукат (Ducatus Romanus), позже названный Папской областью, чаще всего именовался Respublica romanorum (республика римлян), или Respublica Romana. Ранее широко употреблявшееся для обозначения папских владений выражение «патримоний святого Петра» со времени приобретения папами ограниченного суверенитета претерпевает семантическое смещение, относясь уже к имущественным правам понтификов: к совокупности принадлежавших Римской кафедре имений, которые располагались как в самом Риме и Римском дукате, так и за его пределами в разных регионах Италии, Сицилии, а также в Далмации и на юге Галлии. Папа осуществлял свою власть чрез администрацию, или курию. Ключевые позиции в ней занимали «…семь должностных лиц: primicerius (…аналог будущего государственного секретаря; при наступлении sede vacante он становился во главе управления до выборов нового папы) и secundicerius (помощник государственного секретаря), notariorum, руководивший работой нотариев-секретарей; arcarius (главный казначей…), sacellarius (казначей, производивший выплату жалования войску, раздававший милостыню, распределявший приношения среди клира), protoscriniarius (начальник папской канцелярии; словом scrinium назывался Латеранский архив), primus defensor (или primicerium defensorum; первоначально в обязанности дефензоров входила защита бедных, затем охранение интересов Церкви, а в руках примицерия дефензоров сосредоточилась администрация патримониев) и nomenculator (…его ведению подлежали дела благотворительности). …Помимо этих должностных лиц при папском дворе видную роль играли… vicedominus (гофмейстер), cubicularius (камерарий), vestiarius (ризничий) и библиотекарь» .

http://pravoslavie.ru/145224.html

Когда милостыня во вред… От сердца подавая мошеннику, мы совершаем милость Господа ради или кормим мафию, спонсируем алкоголиков и содержим детоубийц? 1 июня, 2012 От сердца подавая мошеннику, мы совершаем милость Господа ради или кормим мафию, спонсируем алкоголиков и содержим детоубийц? Сегодня о благотворительности и помощи ближним говорят все чаще, но вопросов меньше не становится. Не каждый готов проводить все свободное время в больницах или домах престарелых, но каждый периодически дает копеечку попрошайкам на улице или безногим «ветеранам» в метро. Как не навредить, творя милостыню, и всякая ли жертва идет на пользу? Для начала — простой факт. Как только фонд «Предание», в котором я работаю, начал благотворительную деятельность, мы напечатали множество визитных карточек о том, что к нам можно обратиться за помощью. И стали раздавать их в метро и на улицах попрошайкам с табличками «Умирает ребёнок», которые носят по вагонам трогательные фотографии и плохие ксерокопии. Карточек мы раздали сотни. Позвонило нам в результате человек десять, и только одному из них была действительно нужна помощь на то, что было написано на картонке — все остальные исчезали ровно в тот момент, когда понимали, что они не получат денег на руки. То же самое касается бесконечных слезливых историй про «украли документы, дайте денег на дорогу домой». У нас есть специальная программа Срочной помощи — именно для случаев, когда нужна относительно небольшая сумма, и нет времени и сил открывать специальный сбор средств. Ни один из подобранных на улице несчастных репатриантов так ею и не согласился воспользоваться при условии неполучения денег на руки. Был случай, когда одного такого посадили на подвернувшуюся попутную машину, и он сбежал, попросив остановить за ближайшим поворотом. Для полноты картины можно прочитать вот этот текст , эмоциональный, но весьма правдивый. Тем не менее, люди просят, а заповедь «просящему у тебя дай» никто не отменял. И в душе верующего человека — ну, насколько я себя могу отнести к таковым — возникает довольно существенная дилемма: что важнее – фактический результат действия или чистота мотивов. От сердца подавая мошеннику мы совершаем милость Господа ради или кормим мафию, спонсируем алкоголиков и содержим детоубийц?

http://pravmir.ru/milostinja-vo-vred/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010