Когда русский царь как наследник и преемник византийских императоров принял на себя обязанность покровителя всего Вселенского Православия, то на первое время его покровительство бедствующему православному Востоку по необходимости не пошло далее простой благотворительности, дачи более или менее щедрой милостыни тем, которые обращались за нею в Москву. Поделиться избытком своих культурных сил, своим научным развитием и образованием, в смысле высшей культурной силы, влиять на укрепление духовно-религиозной жизни православных народов русские тогда не могли. В деле научного образования и развития православный Восток, в лице своих представителей-греков, стоял тогда несравненно выше русских, которые сами с течением времени принуждены были обратиться к грекам, чтобы у них добыть себе нужных ученых людей для книжных переводов и исправлений и для устройства школы на Руси. Не мог московский царь до более позднего времени оказывать покоренным турками православным народам какую-либо действительную помощь и в качестве крупной и влиятельной политической силы не мог защищать и ходатайствовать за них перед турецким правительством, потому что не был еще настолько силен, чтобы вмешиваться во внутренние дела и отношения в то время еще могущественной и страшной для всех Турции. Поэтому наши государи до самого XVIII столетия ни разу не решались открыто выступить перед турецким правительством в качестве естественных защитников и покровителей всех православных, конечно, в том убеждении, что всякая попытка в этом роде кончилась бы вполне безуспешно, если не прямо со вредом, даже и для самой России. Таким образом, московскому царю оставалось единственное доступное для него средство оказывать помощь и покровительство страждущим православным на Востоке – это давать и посылать им более или менее щедрую милостыню и в крайнем случае предлагать преследуемым на Востоке убежище и приют на Руси. В этой именно двоякой форме и выражалось русское покровительство православному Востоку в течение XVI и XVII столетий. а) Русская милостыня православному Востоку в течение XVI и XVII столетий

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Скачать epub pdf ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ 1. Повод к написанию послания В первом послании к коринфянам ( 1Кор.16:1–7 ) ап. Павел сообщает, что намеревается прийти в Коринф «через Македонию» для сбора милостыни в пользу палестинских христиан. С этой целью к ним был послан ранее Тимофей ( 1Кор.4:17, 16:10 ). Сам же Апостол намеревался пребыть в Ефес до Пятидесятницы ( 1Кор.16:8 ). Но дела у ап. Павла пошли не так, как он предполагал. Возмущение Димитрия среброковача заставило Апостола оставить Ефес раньше срока, чем нарушились все его планы, о которых он сообщал в 1 послании к Коринфянам; милостыня еще не могла быть собрана к его приезду; не было известно, какое впечатление произвел резкий тон послания. Для решения этих вопросов ап. Павел и направил Тита в Коринф ( 2Кор.8:16–23 ). Ап. Павел надеялся встретить Тита на его обратном пути из Коринфа в Троаде, почему и «не имел покоя духу своему», не найдя его здесь ( 2Кор.2:13 ); однако в Македонии, вероятно в Филиппах, ап. Павел встретил Тита с утешительными известиями о радушном приеме его в Коринфе и о сильном действии 1-го послания Апостола ( 2Кор.7:5–7, 2:14 ) (в Македонии ап. Павел встретился и с другим своим сотрудником – Тимофеем, который только еще намеревался отправиться в Коринф. Поэтому в надписании послания Апостол упоминает Тимофея). Общество сильно возревновало исправить все недостатки; негодовало на кровосмесника, возбудилось усердием в делах благотворительности. Однако меньшинство, возбуждаемое иудействующими христианами, роптало на Апостола, возводило низкую клевету на него с целью подорвать его авторитет и доверие к нему других. Не имея принципиального повода в чем-либо обвинить Апостола, эти люди усиливались придать важное значение тому факту, что он несколько раз изменял план своего посещения коринфян ( 2Кор.1:16–18 ), а через это набросить тень непостоянства на его характер и возбудить сомнение в верности самого учения ап. Павла. Бескорыстие же, скромность и простоту его поведения они хотели перетолковать как доказательство его слабости ( 2Кор.10:10 ). Некоторые не спешили также раскаиваться в нечистоте, блудодеянии и других пороках ( 2Кор.12:20–21 ). Эти обстоятельства и побудили ап. Павла отправить новое послание в Коринф. 2. Цель написания Послания

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Содержание Предисловие ко второму изданию (Сергиев Посад, 1914) Введение Отдел I. Москва – Третий Рим Глава 1. Соборное утверждение царского венчания Ивана Васильевича Грозного Константинопольским патриархом Глава 2. Учреждение в России патриаршества Глава 3. Перенесение в Москву святыни с православного Востока Отдел II. Русский царь есть опора и покровитель всего Вселенского Православия Глава 4. Благотворительность русских государей православному Востоку в XVI и XVIIcmoлemuяx а) Русская милостыня православному Востоку в течение XVI и XVII столетий б) Разные иерархи и другие лица, приезжавшие с Востока и остававшиеся в России на вечное житье Глава 5. Злоупотребления русскою милостынею со стороны различных просителей с Востока Глава 6. Постановления правительства относительно пропуска в Москву различных просителей милостыни с Востока в XVI и XVII столетиях Глава 7. Восточные патриархи, митрополиты, архиепископы и прочие как политические агенты русского правительства с конца XVI и до начала XVIII столетия Глава 8. Признание русским правительством в конце XVII века своею историческою миссиею освобождение православного Востока от турецкого ига Отдел III. Русское благочестие есть высшее и совершеннейшее в целом мире Глава 9. Взгляд русских XVI и первой половины XVII столетия на греков и греческое благочестие Глава 10. Перемена в воззрениях русских на относительное достоинство греческого и русского благочестия, произведенная церковною реформою Никона Глава 11. Упадок значения греков на Руси после церковной реформы Никона и окончательное утверждение у нас в конце XVII и начале XVIII века западного влияния Приложение Грамота первая 1701 года Грамота вторая 1701 года Грамота третья 1702 года Грамота четвертая 1703 года     Предисловие ко второму изданию (Сергиев Посад, 1914) Настоящее исследование имеет свою историю. Когда в журнале Чтения в Обществе любителей духовного просвещения в 1883 году стали печатать третью главу этой книги под заглавием: Перенесение в Москву святыни с Востока, где на основании архивных документов мне пришлось признать, что под видом святыни, за которую московское правительство всегда давало подносителям ту или другую «денежную дачу», иногда привозили и вовсе не святыню, тогдашний духовный цензор архимандрит Амфилохий остановил дальнейшее печатание книги, так как она, по его мнению, дискредитирует святыню, привезенную с Востока, а между тем эта святыня и сейчас хранится в московском Архангельском соборе и пользуется почитанием со стороны русских.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Часть первая. Жизнь дома и в школе (1722–1739) «Ты еси терпение мое, Господи, Господи, упование мое от юности моей., от чрева матере моея Ты еси мой покровитель». ( Псал. 70, 5–6 .) Глава 1. Родина старца Паисия Величковского Родиной старца Паисия Величковского была благословенная Украина В начале XVIII века вся левобережная Украина представляла богатый и цветущий край. Ни казацкие войны XVII века, ни татарские набеги, ни нашествия шведов и другие бедствия не могли подорвать благосостояния этого края. Эти девственные еще тогда места славились здоровым воздухом, необычайным плодородием, изобилием и разнообразием даров Божиих. Население края было многочисленное и особенно стало возрастать во второй половине XVII века, когда жители правобережной Украины, разоряемые непрерывными войнами и притеснениями со стороны турок и поляков, толпами покидали старые гнезда и переходили на левый берег Днепра, на привольные степи Полтавщины и Харьковщины, образуя здесь поселения слободской Украины. По обширности свободного, никому не принадлежавшего земельного пространства, хлебопашцы не успевали обрабатывать полей. Много было у них и сенных покосов, и рыбных ловель, и фруктовых садов. Они промышляли пенькой, льном, табаком, медом, воском, шерстью, солью. По селам и хуторам можно было видеть много домашней птицы и свиней. Но еще более, нежели зажиточность, обращают на себя внимание духовные свойства тогдашних малороссиян, их преданность Православию, любовь к просвещению, заботы о бедных. То было время особенного духовного подъема. Только что была пережита тяжелая двухвековая борьба за веру и народность, которым грозила опасность со стороны поляков, иезуитов и униатов. Эта борьба вызвала высокое одушевление в народе и выдвинула ряд деятелей, прославившихся святостью жизни, высоким образованием и любовью к родине. Народ сознательно жил своей верой, и весь быт его, простой и скромный, был обвеян духом родной православной церковности. Повсюду высились многочисленные храмы, отличавшиеся красотой архитектуры и художественным исполнением священных изображений. Мы до сих пор удивляемся изяществу, сложности и тонкости рисунка украинских иконостасов XVII и XVIII веков, красоте, богатству и прочности вышивки на церковных облачениях того времени. Прекрасное, стройное и умилительное пение было повсеместной принадлежностью тогдашнего богослужения. Благочестие малороссов не ограничивалось одной только любовью к церковному благолепию. Оно выражалось и в делах милосердия. Вынесенные за веру и родину страдания и великое множество обездоленных располагали всех к щедрой благотворительности. В каждой деревне можно было видеть «шпитали», приюты для стариков и сирот, увешанные снаружи и внутри множеством икон. Сироты и вдовы, которых тогда вследствие непрерывных войн было особенного много, в каждом доме получали щедрую милостыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Россияне стали реже подавать милостыню, но чаще становиться волонтерами 4 сентября, 2019. Новостная служба 4 сентября. ПРАВМИР. В России за последние 10 лет поменялся формат благотворительности. Россияне стали реже подавать милостыню на улицах, но чаще становиться волонтерами и участвовать в благотворительных акциях. Об этом сообщил ВЦИОМ по результатам опроса. Доля тех, кто подает милостыню, сократилась с 36% в 2007 до 24% в 2019-м. Людей, которые поддерживают деньгами благотворительные организации и фонды, напротив, за это время стало больше — 20% вместо 4% в 2007 году. Чаще всего люди передают вещи и игрушки в детские дома, дома престарелых и другие учреждения. Этот вид благотворительности выбрали 30% участников опроса. 26% за последние 4-5 лет вносили деньги на счет людям, нуждающимся в помощи. 10% организовывали благотворительные акции или посещали их. Еще 9% становились волонтерами в больницах, домах престарелых и социальных службах. За последние пять лет хотя бы раз участвовали в благотворительности 69% россиян. Каждый пятый опрошенный (19%) занимается этим постоянно, однако этот показатель почти не изменился за 10 лет. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 27 марта, 2024 23 марта, 2024 30 июня, 2011 26 июня, 2012 10 октября, 2014 10 апреля, 2024 8 апреля, 2024 4 апреля, 2024 2 апреля, 2024 27 марта, 2024 23 марта, 2024 30 июня, 2011 26 июня, 2012 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/rossiyane-stali-rezhe-...

Об общественной благотворительности. Поучение в неделю 18-ю по Пятидесятнице Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог ( 2Кор.9:7 ) Во времена апостольские постигал, братия, голод некоторый из местностей, где трудились св. Апостолы во благовестии Христове. Апостолы, конечно, не могли не сочувствовать бедствующим. И вот, видим мы, св. апостол Павел является даже нарочитым сборщиком пожертвований в пользу голодающих. С этою целью обходит он христианские общины, убеждает их словом и посланиями своими – не скупиться на милостыню, и сам же потом разносит и рассылает собранное по назначению. Причем не раз разъясняет верующим, как надо благотворить и как удобнее вести дело благотворительности. «Каждый уделяй, говорит он, по расположению сердца, не с огорчением и с принуждением: ибо доброхотно дающего любит Бог». И в другом месте говорит: «в первый день недели (т.е. в воскресенье) пусть каждый из вас отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборы, когда я прийду» ( 1Кор.16:2 ), и дабы жертва наша, говорит, и была жертвой, а не как побор ( 2Кор.9:5 ). Отчасти, братия, такой способ вспомоществования бедствующим, чрез открытие подписок, например, в пользу голодающих или погорельцев, употребляется и ныне; но к прискорбию, – очень редко, да и то большею частью по распоряжению начальства. Обыкновенный же способ нашей благотворительности: попроси сам нуждающейся у меня Христа ради, и я подам ему что-нибудь. Так что если кого нужда доведет ныне до того, чтобы искать помощи у людей, тому большею частью один исход – сделаться на время нищим " подоконником». Сам почти никто не догадается помочь, и сразу бы помочь, человеку бедному. К одним бродягам нищим мы милостивы, не обращая при этом нисколько внимания на то, что для большинства из них нищенство обратилось просто в промысел, как и другой вид нищенства – странничество. Какой же толк, скажите, от нашей к ним милостыни? Размножение тунеядства – вот прямое следствие излюбленного нами способа благотворительности: вместо пользы – вред: доводим людей до того, что они наконец становятся ни на что негодными, ни к чему не способными, как только бродить с сумой и протянутой рукой ни добрым людям и в такой приниженной доле искать себе утешения – там, где и другие ищут его в горе. Отсюда пьянство в среде нищих и странников. Тогда как сколько бы могло быть пользы, если бы по крайней мере большая часть того, что идет теперь у нас по грошам на нищих, шло на людей действительно нуждающихся и шло именно тем путем, какой указан нам от Апостола, т.е. если бы мы не по малости ежедневно, а сразу и немалою суммою делились с бедными и притом с-обща, миром, и чрез руки людей умелых, опытных в деле благотворительности!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Опрос: увеличилось число россиян, жертвующих деньги на благотворительность 16 октября, 2019. Новостная служба Чаще всего жители России подают милостыню на улицах 16 октября. ПРАВМИР. Согласно данным опроса, проведенного аналитическим центром НАФИ, за год количество россиян, жертвующих на благотворительность, увеличилось на 11%, сообщает ТАСС . В 2018 году 46% жителей России жертвовали деньги, а в 2019 году уже 57%. Регулярно в последние 2-3 года делали пожертвования 11% россиян. 36% респондентов перечисляли деньги на благотворительность несколько раз в год, а  10% жертвовали деньги однократно. Самый распространенный вид пожертвований — подача милостыни на улице. Об этом заявили 60% респондентов. В 2018 году таких людей было на 10% больше. По данным опроса россияне стали реже переводить деньги с помощью отправки СМС на короткий номер (35% в 2016 году, 27% в 2019 году), при этом начали чаще (10% в 2018 году, 14% в 2019 году) перечислять деньги с личного счета в банке. В опросе, проведенном в сентябре в 50 регионах РФ, приняли участие 1 600 человек. Как ранее писал «Правмир», по приблизительным оценкам, россияне тратят на благотворительность 340–460 млрд рублей в год, из них примерно треть — 140-160 млрд рублей — массовые пожертвования граждан, а 40-80 млрд — пожертвования отдельных состоятельных лиц. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 4 апреля, 2024 2 апреля, 2024 27 марта, 2024 21 марта, 2024 18 марта, 2024 14 марта, 2024 12 марта, 2024 11 марта, 2024 10 марта, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/opros-uvelichilos-chis...

Благотворительность Новая сеть солидарности Опыт моих многочисленных друзей, которым пришлось оформить свою добровольческую деятельность официально, сталкивались уже и будут сталкиваться в будущем с многочисленными препонами со стороны государства. Создание гражданского общества в России нынешней власти не выгодно. Бизнес — только деньги? — репортаж с форума «Бизнес-репутация» +ФОТО Социальная ответственность компаний – скучная строка в международных требованиях и стандартах? Дело ли бизнеса – делать жизнь вокруг лучше – ведь для этого есть налоги и государство? В Москве прошел форум " Бизнес-репутация " , посвященный корпоративной социальной ответственности в России. Христианство в последнем ряду Я очень люблю своих коллег. Я честно считаю их самыми лучшими гражданами моей страны. Они умны, добры, и даже, извините за выражение, харизматичны. Они спасают, ищут, лечат, строят, ремонтируют, подпирают то, что рушится, и тушат то, что горит. Многие из них, как ни странно, христиане. Библиотека в детском отделении: выздоравливать вместе с книжкой (+ ФОТО) Даже если ребенок серьезно болен - он остается ребенком. Когда страдание немного отступает, он снова хочет играть, веселиться и читать книжки с картинками. А если вокруг - больничное отделение? Можно ли как-то напомнить маленькому человеку, что существует другая жизнь, где есть надежда, радость, друзья, Бог, который его любит? Благотворительные организации могут стать иностранными агентами? В Госдуму внесён законопроект, ужесточающий контроль за организациями, финансируемыми из-за рубежа. Чего боятся власти и зачем лишать российские благотворительные фонды важной части поддержки? Как распознать фальшивую благотворительность в сети Некий Сергей Попов из Луганска, взяв с сайта фонда Предание несколько фотографий, копии документов и написанные нами тексты, создал фальшивый сайт благотворительного фонда, указав в качестве реквизитов для пожертвований свои личные счета. Когда милостыня во вред… От сердца подавая мошеннику, мы совершаем милость Господа ради или кормим мафию, спонсируем алкоголиков и содержим детоубийц?

http://pravmir.ru/tag/blagotvoritelnost/...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою...» Продолжая изложение Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» ( Матф.6:2 ). Как нужно понимать эти слова? Слово «итак» говорит о том, что разбираемые слова связаны с предыдущим высказыванием Спасителя и подводят этому высказыванию итог. Но в этих словах Иисус Христос не только подытоживает сказанное Им ранее, но и обогащает Свою мысль о милостыне новыми понятиями. Поэтому слова о милостыне, сказанные во 2-м стихе 6-й главы от Матфея, не являются повторением первого стиха этой главы, так как во втором стихе говорится о целом ряде новых понятий. В первом стихе указанной главы Иисус Христос осудил человека, творящего милостыню напоказ перед людьми, сказав при этом, что милостыня, совершенная не из искренних чувств, а на показ, для того чтобы окружающие люди видели показную щедрость и хвалили за неё, не достойна награды Отца Небесного. Как видим, в 1-м стихе Иисус Христос осудил человека славолюбивого, стремящегося к похвалам и прославлению, совершающего добро не искренне, а с эгоистической целью. Во 2-м стихе этой главы Иисус Христос говорит о человеке с ещё большей гордыней и тщеславием. Дело в том, что среди книжников и фарисеев встречались такие люди, которые, стремясь к похвалам и прославлению, пытались представить себя как благотворителей, щедрых и бескорыстных людей. Такие лжеблаготворители в многолюдные места с большим стечением народа, например в синагоги или на улицы, заранее рассылали слуг с оповещением о предстоящей раздаче милостыни, то есть трубили перед собой о своем благодеянии. Затем эти лжеблаготворители привселюдно раздавали милостыню, чтобы обратить на свой поступок внимание толпы. Естественно такая раздача милостыни не была продиктована бескорыстными чувствами любви к ближнему, а являлась проявлением тщеславия и эгоизма. Именно такую, крайнюю форму себялюбия и славолюбия и осуждает Иисус Христос, называя таких лжеблаготворителей лицемерами. Лицемерами эти люди названы потому, что спекулируют на самых святых христианских чувствах, притворяясь праведниками, делающими в виде милостыни добро ближнему. На самом же деле эти лжеблаготворители ненавидели ближних, так как любили только себя, что доказывается их эгоистическим поступком, связанным с предварительным оповещением о раздаче милостыни прилюдно. И как показывает жизненная практика, чаще всего такие люди беззастенчиво обирают ближних своих. А от избытка награбленных богатств они выделяют небольшую часть на показную благотворительность.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Более половины россиян не помогает нуждающимся, треть не планирует делать это в будущем, — опрос 21 марта, 2013. Новостная служба Немногим более трети респондентов (33%) не планируют оказывать какую-либо помощь нуждающимся в будущем. Чаще всего люди объясняют это нехваткой денег. 21 марта. ПРАВМИР. Более половины россиян никогда не делала пожертвования в пользу незнакомых людей, треть — не планирует делать этого в будущем, свидетельствуют результаты опроса Фонда Общественное Мнение . 54% россиян не делали пожертвований незнакомым людям. Немногим более трети респондентов (33%) не планируют оказывать какую-либо помощь нуждающимся в будущем. Чаще всего люди объясняют это нехваткой денег. Также они считают, что помощь не дойдет до адресата. Чаще всего люди, которые готовы жертвовать, подают милостыню (22%) отдают одежду (17%) или деньги (11%). По данным опроса, россияне охотнее отдали бы деньги на медицинскую помощь больным детям (33%) или детским домам (25%). На третьем месте забота о пожилых людях (15%). Если бы у людей не было возможности жертвовать нуждающимся напрямую, они предпочли бы действовать через родственников и близких тех, кому надо помочь (36%). Гораздо реже опрошенные предпочли бы действовать через религиозные организации (12%), государственных (8%) или благотворительных (5%) учреждений. Допускают, что будут делать пожертвования, половина россиян, исключают – 33%. Читайте также: Как давать милостыню Когда милостыня во вред… Как распознать фальшивую благотворительность в сети Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 19 апреля, 2024 19 апреля, 2024 16 октября, 2019 13 мая, 2015 18 февраля, 2015 23 сентября, 2014 19 апреля, 2024 19 апреля, 2024 19 апреля, 2024 19 апреля, 2024 19 апреля, 2024 16 октября, 2019 13 мая, 2015

http://pravmir.ru/bolee-poloviny-rossiya...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010